Главные вкладки

    Консультация для педагогов и родителей "Ценность дидактической игры в развития речи дошкольников".
    методическая разработка

    Дегтяренко Наталья Петровна

    Игра реализует две цели: обучающую, которую преследует педагог, и игровую, ради которой действуют дети. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл did_igry_razvitie_rechi.docx15.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ценность дидактической игры для развития речи дошкольников

    Дошкольное детство - короткий, но важный период становления и развития детей, возраст активного освоения речи, овладения правильным звукопроизношением, формирования связной речи. Невмешательство в этот процесс может повлечь за собой отставание в развитии малышей, а своевременное развитие речи в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.

    Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения детьми окружающего мира.

    Известно, что основной вид деятельности дошкольников - игра. Она оказывает многогранное влияние на психическое развитие детей. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями, благодаря ей осваиваются правила человеческого общения.

    Идея включения дидактической игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей.

    Игра реализует две цели: обучающую, которую преследует педагог, и игровую, ради которой действуют дети. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

    Цель речевой дидактической игры заключается в расширении словарного запаса дошкольников, формировании связной речи, правильного звукопроизношения, умения правильно выражать свои мысли, закреплении навыка построения предложений. Приведу примеры речевых игр, в которые с удовольствием играю с моими воспитанниками.

    «Часть и целое»

    Вариант 1

    Взрослый называет часть предмета, а ребенок должен назвать этот предмет. Например, крыло — самолет (или птица, лепесток — цветок, экран — телевизор и т. д.)

    Вариант 2

    Взрослый говорит начальную часть какого-нибудь слова. Ребенок заканчивает слово. Например, ра-дость, цве-ток, сказ-ка и т. д.

    «Кто больше?»

    Попросите ребенка назвать как можно больше слов, начинающихся с определенной буквы (С, А, И, Р, и т. д.) или слога (ПА, МА, РА и т. д.). Можно помогать детям, описывая тот или иной предмет.

    «Противоположности»

    Попросите ребенка называть слова, обратные по значению тем, которые говорите вы (антонимы). Например, кислый — сладкий, большой — маленький и т. д.

    «Назови лишнее слово»

    Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

    кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

    стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

    волк, собака, рысь, лиса, заяц;

    роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;

    грустный, печальный, унылый, глубокий;

    храбрый, звонкий, смелый, отважный;

    желтый, красный, сильный, зеленый;

    «Чем отличаются предметы?»

    Чашка и стакан

    Яблоко и груша

    Помидор и тыква

    Тарелка и миска

    «Что общее?»

    У двух предметов:

    огурец, помидор (овощи);

    ромашка, тюльпан (цветы);

    слон, собака (животные).

    У трех предметов:

    мяч, солнце, шар —.

    тарелка, ваза, чашка —.

    лист, трава, крокодил —.

    "Подбери словечко"

    В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

    Про что можно сказать "свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер); "старый"… (дом, пень, человек, ботинок); "свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть); "старая"(мебель, сказка, книга, бабушка); "свежее"… (молоко, мясо, варенье); "старое"(кресло, сиденье, окно).

    «Волшебные очки»

    Взрослый говорит: «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, желтым, синим и т. д.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красный мяч, красные сапоги, красное платье, красный нос, красное окно, красная рука и пр.

    «Угадай сказку»

    Взрослый говорит ребенку несколько слов. Ребенок должен сказать о какой сказке идет речь. Например,

    Солнце, снег, стекло, зеркало, роза, дружба («Снежная королева»).

    Дупло, ведьма, солдат, собака, принцесса («Огниво»).

    Мышонок, лошадь, щука, свинка, кошка («Сказка о глупом мышонке»).

    «Составь предложение»

    Взрослый называет слово и предлагает ребенку составить предложение с этим словом. Например, (Цветы) «У нас в группе растут красивые цветы»(Море) «Летом я поеду на море»(Книга) «Бабушка купила мне новую книгу» и т. д.

    «Прохлопай слово»

    Взрослый называет слово, а ребенок его проговаривает его по слогам, на каждый слог –хлопок. Например, КАРУСЕЛЬ – КА-РУ-СЕЛЬ, КРОКОДИЛ – КРО-КО-ДИЛ, и т. д.

    «Ловушка»

    В этой игре ребенок должен хлопнуть в ладоши, если услышит в слове заданный слог. Взрослый предлагает ребенку «открыть ловушки», т. е. поставить руки локтями на стол, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки». Он называет слова, если в слове есть заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т. е. хлопнуть в ладоши. Например, слог РО (корова, кровать, паром и т. д.).

    «Чьё всё это?»

    Ребенку называют животного и задаются вопросы, на которые нужно ответить одним словом. Вопросы такие: чей хвост? Чьё ухо? Чья голова? Чьи глаза?

    -Корова – коровий, коровье, коровья, коровьи.

    -Заяц – заячий, заячье, заячья, заячьи.

    -Овца – овечий, овечье, овечья, овечьи.

    -Лошадь – лошадиный, лошадиное, лошадиная, лошадиные.

    -Кошка – кошачий, кошачье, кошачья, кошачьи.

    «Домики»

    Взрослый объясняет ребенку, что в первом домике живут слова, про которые можно сказать «он мой», во втором – «она моя», в третьем – «оно моё», в четвёртом – «они мои». Нужно «расселить» слова по домикам. Ребята определяют род и число слов без называния терминов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактические игры для развития речи дошкольников

    Предлагаю картотеку дидактических игр для развития речи дошкольников...

    Дидактические игры для развития речи дошкольников

    В данной статье представлены игры, направленные на развитие разных сторон речи дошкольников. Эти игры могут использовать воспитатели детских садов, учителя-логопеды, а также родители....

    Методическая разработка "Дидактические игры для развития речи дошкольника"

    Картотека игр для развития речи дошкольника, в которой собраны игры на развитие фонематического слуха, словообразование, умение описывать предмет, составлять рассказ и др....

    Консультация для воспитателей "Дидактические игры по развитию речи дошкольников"

    Методика проведения дидактических игр по развитию речи....

    Дидактические игры для развития речи дошкольников

    Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи. Игры для развития лексической стороны речи. Игры для развития грамаатического стоя речи. Игры для развития связной речи....