Программа развивающих занятий для детей младшего возраста
план-конспект занятия (младшая группа)

Волкова Инна Николаевна

В материале раскрыт способ  взаимодействия с детьми младшего возраста в период адаптации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razv._progr._ran._vozr.docx44.07 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ООБЩЕБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Специальная коррекционная начальная школа – детский сад  № 144»

Нижегородская обл. г.Дзержинск.

Адрес: улица Советская,11А;    тел/факс: 22 29 64

http:// mdoy.ru/dz/144

_____________________________________________________________________________

СОГЛАСОВАНО:                                                                                                                                              

Методическим советом

 МБУ ДО ППМС-центр

.                                                                                        Утверждаю:

                                                                                         Директор МБОУ «СК НШ-ДС № 144»

                                                                                          _________________    Синицына Н.В.

     

                                                                                                                                                                                                                                         

Программа развивающих занятий

 для детей раннего возраста

Срок освоения программы: 3 месяца

                                                                                                      Программа составлена

                                                                                                      Педагогом-психологом

                                                                                                      МБОУ «СК НШ-ДС № 144»

                                                                                                      Волковой И.Н.

 

2018 г.

Пояснительная записка

Психологическая безопасность сегодня рассматривается как одно из требований безопасности образовательного процесса и один из показателей качества образования. Психологическая безопасность  - это защищенность от угроз, психологического насилия, унижения и оскорбления, от того, что человека заставляют делать против его желания, от пренебрежения, заброшенности  и недоброжелательного обращения.

В качестве показателей психологической безопасности маленького ребенка можно рассматривать его высокую приспособляемость в природной и социальной среде и сохранность привычного позитивного самочувствия.

В программе конкретизированы игры и упражнения, способствующие адаптации детей раннего и младшего возраста к новым социальным условиям.

Актуальность программы обусловлена тем, что в раннем возрасте от позиции взрослого зависит, насколько малыш будет благополучен в своем развитии, т.к. именно в этот период ребенок наиболее подвержен влиянию психотравмирующих факторов. Повышенная восприимчивость, эмоциональная возбудимость малыша приводят к тому, что нередко возникает негативный фон психического развития. Вхождение ребенка  в целесообразно организованную среду детского сада позволяет начать систематическую работу по формированию его психологической безопасности.

Цель:

Содействие адаптации детей к новым социальным условиям.

Задачи:

1. Способствовать  снижению стрессового состояния  у детей раннего возраста в период их адаптации к детскому саду.

2.Развивать внимание, память, мелкую моторику рук.

3.Ознакомить воспитателей с психогимнастическими упражнениями.

В раннем возрасте начинает формироваться мышление, активно     развивается двигательная сфера, появляются первые качества личности. Важной характеристикой этого этапа    является неустойчивость эмоциональной сферы ребенка. Происходит развитие ведущей деятельности - предметной. Она оказывает влияние на все сферы психики детей. Большое значение имеет общение со взрослым. Первая самооценка детей, первое представление о себе исходит от окружающих взрослых.

Взаимодействие происходит с детьми от 2 до 17 человек с различными офтальмологическими диагнозами. Для детей с нарушением зрения характерно: отклонения во всех видах познавательной деятельности ребенка. Негативное влияние нарушения зрения проявляется даже там, где, казалось бы, этот дефект не должен нанести ущерб развитию ребенка. Снижается количество получаемой ребенком информации и изменяется ее качество. В области чувственного познания сокращение зрительных ощущений ограничивает возможности формирования образов памяти и воображения. С точки зрения качественных особенностей развития детей с нарушениями зрения следует в первую очередь указать на специфичность формирования психологических систем, их структур и связей внутри системы. Происходят качественные изменения системы взаимоотношений анализаторов, возникают специфические особенности в процессе формирования образов, понятий, речи, в соотношении образного и понятийного мышления, ориентировке в пространстве и т.д.

Контингент: воспитанники младшей группы.

Занятия с детьми проводятся  1раз в неделю, продолжительностью 10 минут в групповой форме  с октября по декабрь в младшей группе;

По итогам цикла занятий опираемся на целевые ориентиры по ФГОС:

Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;

Стремится  проявить настойчивость в достижении результата своих действий;

Владеет активной речью, включенной в общение;

Может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых;

Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;

Появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослых.

Тематический план развивающей программы

Тема

(раздел)

Задачи

Кол-во часов

Литера-

тура

1.Знакомство с группой

Установление контакта с детьми

1

№5, с.6

2.Диагностика

Определение степени адаптации ребенка

1

№5, с.25

3.Непосредственно взаимодействие с детьми. «Наши дружные пальчики»

Развитие коммуникативных навыков, способности понимать и  выполнять инструкции взрослого, адекватно реагировать на ситуации. Развитие мелкой моторики.

8

№1с. 59, 148, 149.

№2 с.35, 39

№3 с.14, 17, 58, 60

№4 с.5,6,12

4.Заключительное занятие

Закрепление имеющихся навыков

1

№5 с.93

5.Диагностика

Определение степени адаптации ребенка

1

№5, с.25

Общее количество часов

12

Содержание развивающей программы

Психологическая характеристика процесса адаптации ребенка

Адаптация – это реакция организма  и психики на меняющиеся условия среды. Адаптацию необходимо рассматривать как процесс выработки новых форм  и способов активности, обеспечивающих эффективность деятельности       в изменяющихся условиях и сохранение психофизического благополучия. Адаптация направлена на поддержание равновесия организма  и среды в новых для ребенка условиях.

Психологическое сопровождение детей в процессе адаптации к условиям детского сада включает в себя:

                1.Знакомство с группой:

организация доверительных отношений с каждым ребенком группы;

создание положительных эмоций у ребенка;

формирование привязанности к взрослому;

удержание внимания на новом взрослом;

                2.Диагностика с помощью  метода наблюдения за детьми во всех видах деятельности( проходит перед началом группового взаимодействия психолога с детьми). Направлена на:

 получение информации о поведении ребенка,

способах взаимодействия со взрослыми и сверстниками,

 реагировании на стимулы окружающей среды,

интересы и предпочтения,

активность восприятия, организованность.

                3.Групповое взаимодействие «Наши дружные пальчики», в ходе которого формируется способность учиться у взрослого, влияющего на развитие ребенка разными путями:

непосредственно, организуя деятельность, выполняя движения и действия как бы за ребенка и вместе с ним, вызывая у него нужные реакции;

посредством специально подобранных и помещенных в среду жизнедеятельности ребенка  игрушек и пособий;

показом движений, способов активности.

               4. Закрепление пройденного материала позволяет актуализировать полученные знания, еще раз повторить  пройденные упражнения.

               5.Диагностика с помощью  метода наблюдения за детьми во всех видах деятельности (проходит после группового взаимодействия психолога с детьми).

По результатам взаимодействия составляется  статистическая справка.

Структура занятий включает в себя: ритуал приветствия (разминка), основная часть, ритуал прощания (завершающая часть);

Методы и приемы: пальчиковая гимнастика, игры, элементы упражнений на релаксацию.

Ожидаемые результаты:

Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;

Стремится  проявить настойчивость в достижении результата своих действий;

Владеет активной речью, включенной в общение;

Может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых;

Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;

Появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослых.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Групповая комната.

Столы, стульчики.

Мягкие игрушки, мячик.

Литература

  • 1.Бачурина В.Н.  Новые развивающие игры для дошколят. – Москва: «Дом 21 век», 2007. – 176с.
  • 2.Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции. – Ростов н/Д: «Феникс», 2010. – 349 с.
  • 3.Фомина Л.В. Развивающие занятия в д\с. – Владимир: «ВКТ», 2008. – 123 с.
  • 4.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Н.Новгород: «Флокс», 1995. - 69 с.
  • 5.Психологическая безопасность ребенка раннего возраста / авт.-сост. Ю.А.Афонькина. – Волгоград: Учитель, 2013. – 105с.

Приложение

Конспекты развивающих занятий

Занятие №1

Цель: развитие внимания, мелкой моторики рук, позитивного восприятия взрослых.

Игра-приветствие «Собачка» (№5, С.85)

Игра –  пальчиковое упражнение «Моя семья» (№4, С.5)

Цель: развитие внимания, мелкой моторики рук.

Упражнение «Детки» (№4, с.5)

Цель: развитие внимания, мелкой моторики рук.

Упражнение «Пальчики здороваются» (№4, с.6)

Цель: развитие внимания, мелкой моторики рук.

Занятие №2

Цель: развитие внимания, памяти, мелкой моторики рук, позитивного восприятия взрослых и сверстников.

Игра-приветствие «Кошечка» (№5, С.85)

Игра –  пальчиковое упражнение «Моя семья» (№4, С.5)

Цель: развитие внимания, мелкой моторики рук.

Игра «Маленькие ножки бежали по дорожке»  (№2 с.39)

Цель: развитие внимания, памяти, сплочения детей.

Игра «Дождик» (№1, с.148)

Цель: развитие крупной моторики, сплочение детей.

Занятие №3  

Цель: развитие внимания, памяти, мелкой моторики рук, позитивного восприятия взрослых и сверстников.

Игра-приветствие «Куколка» (№5, С.85)

Упражнение «Детки» (№4, с.5)

Цель: развитие внимания, мелкой моторики рук.

Игра «Дождик» (№1, с.148)

Цель: развитие крупной моторики, сплочение детей.

Психогимнастическое упражнение «Мы листочки» (№3, с.58)

Цель: снятие   мышечного напряжения.

Занятие №4

Цель: содействие детям в адаптации к новым условиям.

Игра-приветствие «Мишка» (№5, С.85)

Упражнение «Сорока-сорока» (№4, с.12)

Цель: развитие мелкой моторики.

Игра «Сделаем вместе»   (№2 с.35)

Цель: развитие чувства принадлежности к группе.

 Игра «Дождик» (№1, с.148)

Цель: развитие крупной моторики, сплочение детей.

Психогимнастическое упражнение «Мы листочки» (№3, с.58)

Цель: снятие   мышечного напряжения.

Занятие №5

Цель: развитие внимания, памяти, мелкой моторики рук, позитивного восприятия взрослых и сверстников.

Игра-приветствие «Собачка» (№5, С.85)

Упражнение: «Считаем пальчики» (№4, с.12)

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Игра «Маленькие ножки бежали по дорожке»  (№2 с.39)

Цель: развитие внимания, памяти, сплочения детей.

Психогимнастическое упражнение «Мы листочки» (№3, с.58)

Цель: снятие   мышечного напряжения.

Занятие №6

Цель: Развитие внимания, памяти, мелкой моторики рук, содействие в социальной адаптации.

Игра-приветствие «Кошечка» (№5, С.85)

Игра –  пальчиковое упражнение «Моя семья» (№4, С.5)

Цель: развитие внимания, мелкой моторики рук.

Игра: «Мячик» (№3, с.14)

Цель: развитие сенсорных представлений.

Игра: «Девочки и мальчики» (№1, с.151)

Цель: развитие слухового внимания.

Релаксационное упражнение: «Ветерок» (№1, с.59)

Цель: снятие мышечного напряжения.

Занятие №7

Цель: развитие внимания, памяти, мелкой моторики рук, позитивного восприятия взрослых и сверстников.

Игра-приветствие «Мишка» (№5, С.85)

Упражнение «Пальчики здороваются» (№4, с.6)

Цель: развитие внимания, мелкой моторики рук.

Игра: «Мишка» (№3, с.17)

Цель: развитие сенсорных представлений.

Игра: «Медвежонок уснул» (№3, с.17)

Цель: ознакомление    со способами обращения с окружающими.

Психогимнастическое упражнение: «Мишка косолапый» (№3, с.60)

Цель: снятие мышечного напряжения.

Занятие №8

Цель: развитие внимания, памяти, мелкой моторики рук, позитивного восприятия взрослых и сверстников.

Игра-приветствие «Зайка» (№5, С.85)

Упражнение «Пальчики здороваются» (№4, с.6)

Цель: развитие внимания, мелкой моторики рук.

Игра: «Зайка» (№3, с.17)

Цель: развитие сенсорных представлений.

Психогимнастическое упражнение: «Зайка серенький сидит» (№3, с.60)

Цель: снятие мышечного напряжения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развивающих занятий для детей с проблемами в развитии старшего дошкольного возраста.

Программа коррекционных занятий с детьми старшего дошкольного возраста...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей младшего дошкольного возраста по курсу: «Развитие мелкой моторики»

В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей дви...

Методическая разработка. Программа коррекционно-развивающих занятий для детей раннего возраста в условиях сенсорной комнаты.

Контингент детей, воспитывающихся в доме ребенка, отличается определенной спецификой. Чаще всего это дети с отягощенным и социальным анамнезом. Поэтому наша задача- обеспечить своевременное и полноцен...

ПРОГРАММА развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста через пескотерапию «Волшебная песочница»

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙВ сентябре месяце проходит диагностирование детей старшего дошкольного возраста по практикуму возрастной психологии, под редакцией Л.А.Головей, Е.Ф. Рыбалко. По результатам ди...

Конспект развивающего занятия для детей младшего возраста «Ежик»

Конспект развивающего занятия для детей младшего возраста «Ежик»Задачи:создание положительного настроя в группе;снятие эмоционального и мышечного напряжения;развитие коммуникативных навыков;развитие м...

ИНДИВИДУАЛЬНО - ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями в поведении (агрессивность)

  Актуальность данной программы обусловлена тем, что дошкольники с признаками агрессивного поведения встречаются всё чаще. Данная программа поможет научить ребенка контролировать свое эмоц...

Программа коррекционно-развивающих занятий для детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

В программе представлены упражнения для  коррекционно-развивающих занятий с детьми 5-7 лет....