Развитие ответственности у дошкольников
статья

Гамзатова Фаина Алиметовна

Главная цель воспитания и развития детей в дошкольных образовательных учреждениях заключается в формировании у них умений активно взаимодействовать с обществом, анализировать свое поведение, самостоятельно и ответственно осуществлять собственную деятельность.

Процесс формирования личности ребенка сложен и многообразен. Развитие ответственности – одна из сторон этого процесса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razrabotka.docx20.84 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Кировского района Санкт-Петербурга

Статья разработка

Тема: «Развитие ответственности у дошкольников»

                        

 Составила и провела:

воспитатель

высшей квалификационной категории

Гамзатова Фаина Алиметовна

г. Санкт-Петербург

2018 год

Развитие ответственности у дошкольников

Социальный заказ государства в образовании направлен на воспитание человека современно образованного, нравственного, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, обладающего ответственностью, что находит отражение в основных нормативных документах Российской Федерации.

 Дошкольное образование считается первой важной ступенью всей образовательной системы, поскольку в период дошкольного детства происходит становление личности ребенка, формирование предпосылок ее дальнейшего развития. Главная цель воспитания и развития детей в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) заключается в формировании у них умений активно взаимодействовать с обществом, анализировать свое поведение, самостоятельно и ответственно осуществлять собственную деятельность.

Процесс формирования личности ребенка сложен и многообразен. Развитие ответственности – одна из сторон этого процесса. Однако в массовой практике дошкольного образования из-за недостаточной теоретической разработки данного вопроса наблюдается ряд существенных трудностей: – в дошкольной педагогике сложилась и упрочилась тенденция сведения ответственности детей в основном к обязанности что-либо делать, что привело к неправильному пониманию процессов формирования личности ребенка дошкольного возраста;

– в развитии ответственности (в том числе и ответственного поведения) в ДОУ отсутствует целенаправленность; – педагогическая работа не охватывает всего содержания вопроса, ограничена преимущественно воспитанием некоторых навыков, которые не получают должного развития; – планирование работы носит случайный характер, не отражает весь педагогический процесс в ДОУ; – в методике отсутствует система, не используются разнообразные методы; воспитатели часто ограничиваются указаниями, советами, напоминаниями, не заботятся о накоплении опыта. Совершенно очевидно, что перечисленные недостатки в  развитии ответственности детей старшего дошкольного возраста говорят о необходимости решения данного вопроса.

На сегодняшний день  ДОУ реализует образовательные программы нового поколения. В них особое внимание уделяется развитию воображения, образного мышления, творческого начала, инициативности, активности, сопереживания. Все они предусматривают разные подходы к организации педагогического процесса, однако не во всех современных программах реализуется принцип гармоничного развития ребенка.. Педагог должен создавать условия для формирования у старшего дошкольника опыта нравственной деятельности. Опираясь на основные положения  программ,  предлагается трактовать ответственность дошкольников как форму проявления социального опыта и считать  необходимым в ее формировании использовать естественно возникающие и специально созданные ситуации, чтобы понять эмоциональное состояние людей, их нравственные ценности, деловые и личностные качества, возможности в различных видах деятельности (игровой, трудовой, учебной). Несмотря на социальный заказ государства, отраженный в нормативных документах, и осознание необходимости формирования ответственности подрастающего поколения, в настоящее время в практике дошкольного образования этот процесс осуществляется в основном стихийно. Поэтому механизм формирования гуманных отношений старших дошкольников остается во многом скрытым для « ДЕТИ, В ШКОЛУ СОБИРАЙТЕСЬ!» позитивное взаимодействие, самоконтроль, осознание результата действий); сведения о правах человека и границах ответственности (допустимость в пределах нравственности). Далее важно, чтобы у ребенка возникли мотивы для приобретения нравственного качества; появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства.

Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества. В этом блоке выражается эмоциональное отношение ребенка к тем или иным явлениям окружающей действительности, людям и самому себе как члену общества. Это раскрывается исследователями через следующие характеристики: способность положительно относиться к другим людям и обстоятельствам, умение принять их такими, какие они есть (Б.З. Вульфов); способность к идентификации, эмпатии, признание за другим права на отличие, справедливость (М.А. Перепилицина); расположенность к другим людям, терпение, отзывчивость, чувство собственного достоинства, умение в ситуации выбора учитывать интересы других, чувство солидарности и единства (С.А. Герасимов); выработка личного отношения к существующим нормам, умение анализировать поступки людей, формирование самооценки, умение брать на себя ответственность за результат (Л.С. Славина, М.В. Матюхина). Знания и чувства, в свою очередь, порождают потребность в их практической реализации – в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества. В составе данного блока представлена сущность ответственности детей дошкольного возраста: оценка ситуации, выбор, реализация собственной линии поведения, стремление к согласованию эффективного контроля, своевременной коррекции как со стороны педагогов, так и воспитанников. Прочность, устойчивость ответственности детей старшего дошкольного возраста как качества личности зависит от того, как это качество формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Развитие ответственности детей старшего дошкольного возраста должно происходить осознанно. Следовательно, нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности ответственности, необходимости этого качества и преимуществах овладения им. Этот блок включает социальные и культурно ценностные ориентации; их развитие формирует характер деятельности и поведение личности. А.В. Запорожец в своих исследованиях выделял две формы социальной ориентации у дошкольников: непосредственное восприятие и представление актуальной ситуации. В своем исследовании мы опираемся на определение социальной ориентации Л.В. Пименовой, по мнению которой это сложное образование, включающее познавательные и эмоциональные компоненты для выделения значимого для ребенка содержания. Сюда входят знания о явлениях общественной жизни, направленное внимание ребенка на содержание социальной ситуации, представления о социальной значимости существующих в обществе норм. Культурно-ценностная ориентация включает знания об образцах, нормах и правилах поведения и связанные с ними этические представления и моральные суждения (Т.И. Бабаева, Т.И. Ерофеева, Л.П. Князева, Т.А. Маркова и др.). Эти знания должны не только содержать прагматическую, технологическую информацию, но и создавать целостность восприятия и понимания мира, интериоризацию идей о ценности ответственности как качества личности, стремление к конструктивной деятельности и интенсивное участие в ней, социальная ответственность, способность оставаться самим собой (О.Б. Скрябина); желание и нежелание действовать в данной ситуации (В.Н. Гуров); тип действий, с помощью которых ребенок осуществляет контакт с другими (Л.В. Пименова); развитие умений планировать и организовывать свою деятельность (Л.С. Славина); формирование умения предвидеть результат своих действий. Таким образом складывается механизм формирования нравственного качества. Главная особенность этого механизма, как доказывает С.А. Козлова, заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это означает, что каждый его компонент важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. Ведь мы не можем формировать у детей ответственность как нравственное качество личности, воспитывая у ребенка лишь представления о том, что такое ответственность, не вызывая положительное отношение к этому качеству.

Проанализировав нормативные документы по дошкольному образованию, психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования ответственности, изучив годовые планы дошкольных образовательных учреждений, календарные планы воспитателей, проанализировав сетку занятий, мы пришли к следующим выводам:

 1) процесс формирования ответственности детей старшего дошкольного возраста очень сложен, предполагает сознательное и гибкое применение педагогом богатого арсенала различных методов;

2) необходима «подвижность» средств воспитания, их постоянная корректировка;

3) нужно как можно раньше определить уровень нравственной воспитанности детей, выявить у каждого ребенка присущие ему особенности поступков, интересов, отношений с окружающими, трудности в освоении норм и правил конкретного общества.

 Все это служит основой для оценки динамики развития ребенка и корректировки дальнейшего процесса формирования ответственности у детей дошкольного возраста.

Список литературы:

1. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. – М.: Просвещение, 1968.

2. Ерофеева Т.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Уч. пос. для студ. высших и средних пед. уч. заведений. – М., 2000.

3. Климова К.А. О формировании ответственности у детей 6–7 лет. – М., 1968.

 4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Уч. пос. для студ. сред. пед. уч. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 1998.

5. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. – Пермь, 2002.

6. Минкина Н.А. Воспитание ответственностью. – М., 1990.

7. Подходы к характеристике содержания и результатов работы ДОУ по подготовке воспитанников к обучению в школе: Метод. пос./Под ред. С.Ф. Багаутдиновой.– Магнитогорск: Из-во МаГУ, 2006.

8. Соломенникова О.А. Основные и дополнительные программы дошкольных образовательных учреждений: Метод. пос. – М.: Айриспресс, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование правовой грамотности и ответственности у дошкольников

В данном материале предоставлены работы по формированию правовой грамотности и ответственноости у дошкольников...

Консультация для родителей "Воспитание ответственности у дошкольников"

Рассматривается проблема ответственности детей за свое поведение и ценности системы родителей в ориентации на детское воспитание....

Воспитание ответственности у дошкольника

Воспитание ответственности у ребенка - начинается с примера поведения родителей....

«Условия развития инициативности, самостоятельности и ответственности у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их ...

Консультация «Становление ответственного поведения дошкольников»

Осознание своего поведения и начало личного самопознания – одно из главных новообразований дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает понимать, что он умеет, а что нет,...

Презентация «Условия развития инициативности, самостоятельности и ответственности у дошкольников в соответствии с ФГОС»

Презентация «Условия развития инициативности, самостоятельности и ответственности у дошкольников в соответствии с ФГОС»...

Воспитание семейных ценностей как основа развития свободы и ответственности у дошкольников со сложным дефектом, аутизмом

В статье рассматриваются вопросы о понятиях «свобода», «ответственность» и их формирование у дошкольников со сложным дефектом, аутизмом. С какого возраста, в какой среде, каким специалистом или родит...