Интерактивные методы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с миром профессий
консультация

Булдакова Наталья Владимировна

Интерактивные методы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с миром профессий. Консультация для педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая находка

Интерактивные методы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с миром профессий

Слайд 2

В России происходит бум профориентации.

Дошкольная педагогика не должна отставать от современной школы и пополняется рядом технологий, раскрывающих разнообразие мира профессий и способствующих становлению нравственных ценностей дошколят.

В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.

К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Чем больше дошкольник впитает информации и чем более она разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.

Слайд 3  

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована в ФГОС дошкольного образования.

Работа по профориентации проводится с опорой на цель и задачи, заложенные в региональном проекте «Компас самоопределения», в муниципальной модели «Сделай свой выбор».

Опора на проекты и реализация парциальных образовательных программ, методических рекомендаций, работа по ознакомлению с профессиями, востребованными в Дальневосточном регионе, обеспечит дальнейшее продвижение наших детей в современный мир, окажет положительное влияние на профессиональное самоопределение посредством расширения знаний о труде взрослых.

Слайд 4

Работа по ознакомлению с профессиями обоснована в ФГОС дошкольного образования, воспитывает у дошкольников положительное отношение к труду, желание трудиться, формирует у старших дошкольников интерес и ценностное отношения к людям труда, к специалистам разных отраслей

Перечисленное подтверждает актуальность разработки методики ознакомления дошкольников с профессиями, востребованными в крае.

Слайд 5

Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остаётся за пределами понимания ребёнка.

Диагностика показала, что 45% детей не получают достаточных представлений о профессии взрослых, опыта профессиональных действий, который потом может самостоятельно применить в сюжетно-ролевых играх.

Слайд 6

Технологии и методы

Используя тематический блок «Профессии жителей Хабаровского края» проекта «Ступеньки в профессию» применила разные методики:

-квест-игры;

-акции;

-лэпбуки…

Но, именно промышленный туризм – виртуальные экскурсии и приём профессиональных проб считаю своей педагогической находкой.

Слайд 7

Цель: создание условий для формирования знаний у старших дошкольников о профессиях жителей края

Пути преодоления проблем состоят в проведении пропедевтической работы с воспитанниками старшего дошкольного возраста с помощью виртуальной экскурсии и профессиональных проб, ориентирующих детей на выбор профессии в будущем.

Для подготовки экскурсии ставлю цель: подобрать такие видео и фотоматериалы, чтобы дошкольники могли подробно познакомиться с разными профессиями взрослых. Например, при знакомстве с профессиями людей, работающих в рыболовной отрасли и на других предприятиях, связанных со спецификой местных условий.

Что дают виртуальные экскурсии и профессиональные пробы?

-возможность погрузить ребенка в новый мир, в обычной жизни недоступный для дошкольников;    

-расширить представления о труде жителей региона, о технике и инструментах, используемых в деятельности;

-в продуктивной деятельности попробовать сделать что-то своими руками: сплести сеть, проложить курс корабля, как капитан (в игровой форме).

Разработаны несколько таких экскурсий:

«Военный связист», «Химик-лаборант», «Рыбообработчик», «Сетевязальщик».

Для погружения в профессию сначала даю задание родителям вместе с детьми найти информацию в детских энциклопедиях, собрать фото и видео материалы, все это пригодится для разработки экскурсии. Предлагаю поискать информацию в интернете, Ютубе.  Таким образом, ребята становятся соавторами.

Например, знакомство с профессиями нашего города такими как, рыбак, рыбообработчик, сетевязальщик прошло через виртуальную экскурсию на Фабрику орудий лова, на рыболовецкий траулер-рефрижератор. Обогатив знания, дополнив словарь новыми словами, такими как сети, иглица, поплавок, трал дети стали применять их в новых сюжетно-ролевых играх «Рыбалка», «Переработка рыбы», «ФОЛ». После просмотра экскурсии дошкольники с удовольствием учились вязать сети с помощью конструктора «Велькрошка», конструировали короба и лепили рыб из соленого теста.

В процессе такой работы я для себя открыла профессию, о которой сама ранее не подозревала, это профессия сетевязальщика. Им оказалась мама одного из моих воспитанников, сотрудник предприятия Фабрики орудий лова. Эта работа стала открытием не только для моих воспитанников, но и для меня.

Слайд 8

Проделана следующая работа

В ходе проведения работы были составлены комплексно-тематические планы проведения профориентационных мероприятий: виртуальных экскурсий и профессиональных проб, разработаны конспекты занятий, акций, конкурсов, праздников.

Для выявления результативности по методике «Виртуальная экскурсия» и по использованию приёма «профессиональные пробы» разработан мониторинг «Профессиональная деятельность взрослых» на предмет знания трудовых процессов и орудий труда, в ходе которого использую опросы и наблюдения за воспитанниками в сюжетно-ролевых играх:

  • На каком предприятии работает сетевязальщик (рыбак, рыбообработчик)?
  • Что делает человек этой профессии?
  • Какие инструменты использует в работе?
  • Работает один или в группе с другими людьми?

Осуществляются наблюдения за воспитанниками в сюжетно-ролевых играх

Слайд 9

Результаты работы по реализации тематического блока «Профессии жителей Хабаровского края» перед вами на слайде:

  • Дошкольники имеют представления

о труде людей, работающих в рыбной отрасли,

о технике и инструментах, используемых рыбаками;

  • создают предметно – игровую среду, используя маркеры, предметы – заместители;
  • с помощью взрослого и самостоятельно ведут ролевую беседу;
  • изготавливают поделки из пластилина, бумаги, обыгрывают их;
  • родители в доступной форме рассказывали своим детям о том, кто такие рыбаки, оказывают посильную помощь в обогащении предметно – игровой среды, в изготовлении атрибутов, в подборе познавательной и художественной литературы.

Слайд 10

Использование в ранней профориентации виртуальных экскурсий стимулировало у 80% детей развитие познавательного интереса, способствовало формированию положительного отношения к разным видам труда и трудолюбия.

У меня есть презентация к выступлению, ссылка на Яндекс диск  

https://yadi.sk/i/joZ7eEh39S_MOw


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл мероприятий непосредственно образовательной деятельности «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с военными профессиями»

Цикл мероприятий непосредственно образовательной деятельности по физической культуре «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с военными профессиями»...

Методическая рекомендация по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с многообразием профессий.

Данный материал разработан в целях совершенствования работы по взаимодействию с родителями по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослого....

Фотомоделтрование как эффетивный метод ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями

Данная презентация знакомит с методом фотомоделирования при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с профессиями....

Цель: формирование первичных представлений у детей старшего дошкольного возраста о мире профессий через конструктивно модельную деятельность и робототехнику, и обусловленное созданием макета в дошкольном учреждении направленное на раннюю профориентацию до

Цель: формирование первичных представлений у детей старшего дошкольного возраста о мире профессий через конструктивно модельную деятельность и робототехнику, и обусловленное созданием макета...

Интерактивная игра для детей старшего дошкольного возраста "В мире математики"

Интерактивные игры повышают мотивацию у детей к процессу познания, создают благоприятный эмоциональный фон, развивают также творческие способности детишек. Применение интерактивных игр на занятия...

Интерактивный квест для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с профессией программист»

Материал содержит конспект проведения квеста с использование интерактивного оборудования. Отмечена значимость важности проведения подобных мероприятий в детском садуВ детском саду ребятишки ежедн...