Проект "Ознакомление детей с родным краем" 2019г
проект (подготовительная группа)

«Любовь к родному краю - месту, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, настоящему и прошлому, ко всему человечеству»

Д.С.Лихачёв

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt2.docx23.19 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

           «Ознакомление детей с родным краем»

«Любовь к родному краю - месту, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, настоящему и прошлому, ко всему человечеству»

Д.С.Лихачёв

Актуальность

Знакомя дошкольников с родным краем, необходимо учитывать их возрастные особенности, особенности психического восприятия окружающей действительности и организовать деятельность детей так, чтобы они активно общались с родным краем, имели устойчивый и глубокий интерес к ней, испытывали эмоционально-положительное отношение. Моя работа проходит через все виды детской деятельности как в повседневной жизни, так и на занятиях. При подготовке к такому занятию особенно важно яркое, эмоциональное изложение материала, образность, динамичность, чередование разнообразных методов и форм работы.  Воспитание любви к родному краю возможно лишь в случае, если этот процесс целенаправленный, предполагающий систему в использовании форм, методов и приемов педагогического воздействия. Занимаются не только дети мордвы, но и дети других национальностей, желающие изучить наш край. На занятиях дети с большим удовольствием рассказывают о своем родном крае , рассказывают о своих семьях. В процессе работы воспитываются уважение к родному краю, гордость за принадлежность к своей семье и ее народу, формируется положительное и бережное отношение к труду людей. Чтобы детям было интересно, необходимо преподнести материал доходчиво, непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг их знаний, учитывая возраст. Передать своим воспитанникам любовь, уважение к родному краю к малой родине. Чтобы дети чувствовали себя по-настоящему счастливыми на мордовской земле. Таким образом, чувство любви к Родине формируется постепенно в процессе накопления знаний. Вырастает из любви к близким, родному краю, осознания причастности к судьбе Родины, именно эти ценности позволили нашей республике, нашему народу сохранить свою национальность независимость и целостность, стать республикой, которой по праву можно гордиться. В результате проведенной работы дети стали более любознательными, наблюдательными, обогатилась их речь. Я в своей работе стараюсь гармонично сочетать использование новых, современных технологий, обращаясь к региональному компоненту, фольклору, народной педагогике. Большое внимание уделяю работу   с детьми по ознакомлении с  родным краем.. Свою работу планирую продолжать в этом направлении и прививать детям дошкольного возраста чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края.

Цель проекта:  прививать любовь к родному краю, родной стране, к людям населяющим её, воспитывать  чувство ответственности, развивать способности к усвоению детьми нравственных ценностей.

Задачи проекта:

1.Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.

2.Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края.

3.Знакомство ребёнка с различными социальными объектами нашего города и значением их в жизни города.

4. Знакомство детей профессий людей, живущих в нашем городе Ковылкино.

5. Знакомство детей с историческим и культурным наследием нашего края.

6.Формировать  у дошкольников представления о своей малой родине символике государства.

Участники проекта:

Дети 6-7 лет(подготовительная  группа)

Проект предусматривает активное участие родителей и воспитателей.

Сроки реализации проекта: Долгосрочный на 1 год (август 2019 – май 2020г)

Ожидаемые результаты:

 

Ребенок имеет представления о собственной принадлежности  и принадлежности других людей к определенной национальности; о национальной  принадлежности других людей, проживающих  на территории республики Мордовия мордва мокша. Проявляет уважительное отношение к людям разных национальностей, их культуре, обычаях, традициям.

Ребенок может рассказать о своем родном городе Ковылкино о его достопримечательностях, об улице, на которой живет. Знает, что республика Мордовия – часть огромной страны России; Саранск – столица Мордовии. Знают представления о гербе. обычаях, традициях.

Знакомство с городской символикой «Герб, флаг, гимн Ковылкино». Чтение, рассказывание детям о нашем городе.

Имеют представления об истории Мордовии и мордовского народа; о знаменитых – уроженцах Мордовии. Проявляют интерес к родному языку и языкам народов проживающих на территории Мордовии. Умеют  организовать мордовские подвижные игры.

- Пробуждение патриотического интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.

-  Формирование чувств национального достоинства.

- Расширение кругозора детей через музей быта, созданного силами педагогов и родителей.          

Этапы реализации проекта:

 I. Изучение психолого-педагогической литературы по  проблемам проекта.

II. Изучение положительного педагогического опыта, использование народного фольклора для воспитания детей дошкольного возраста.

III. Изучение традиций народного семейного воспитания.

V. Разработка плана работы с детьми.

НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА.

Мой дом – моя семья

Город  Ковылкино  в котором мы живем

Улицы родного город

Государственные символы Мордовии

Экскурсия в краеведческий музей

Знакомство с куклой в  национальном костюме, с национальной посудой

Мордовская детская игра  «Оденем куклу Татюня»

Памятные места нашего города Ковылкино

Знаменитые люди города Ковылкино

Основные формы работы с детьми:

I. Непосредственно-образовательная деятельность:

1. Беседы, рассматривание картин, иллюстраций, наглядно-дидактического материала по темам:

Мой дом – моя семья

- Экскурсия по улице ,Пархоменко на которой расположен детский сад.

 

 -Создание альбом «Познакомить детей  с профессиями людей, проживающих на территории города.

 Город Ковылкино, в котором мы живем

 - «Знакомство с родным краем».

-Знакомство с историей возникновения города Ковылкино

 - «Знакомство с декоративно – прикладным искусством».

-Создание  альбома  Ковылкино.

-Знакомство с гербом г Ковылкино

История и современность города

Невозможно учить любить Родину, республику, город не зная прошлого. Наша задача: дать детям представление о культуре и быте коренных народов нашей республики – мордовского этноса. Решить эту задачу помогают:

- экскурсии в краеведческий музей;

- в городскую библиотеку;

- видеоматериалы о жизни и быте мордовского народа;

- оформление альбома о городе Ковылкино;

-  выставка элементов мордовского костюма;

-  собирание сказок, легенд, примет, пословиц, игр мордовского народа

"Достопримечательности нашего города".

-Целевые прогулки по улицам города..

Природа родного города. Место отдыха горожан.

Традиции.

-  «Рождественские посиделки»        

 - «Широкая масленица»

-   Встречаем весну

  - «Готовимся к Пасхе»

                             

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

Викторина: "Люби и знай свой родной язык..

"История старых вещей".(рассказывание детям о семейных реликвиях).

Изготовление подарков для мам. Круглый стол.

Встреча с поэтессой П.В.Алешиной (рассказ о родном крае)

   ОБОРУДОВАНИЕ И ПОПОЛНЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ.

«Мой родной город»

1.  Знакомство детей с историей города и его

современностью.  Дать  сведения о том,

почему город так назван. Рассматривание   иллюстраций,   альбома, с видами города.

2. ОД  «Мой город»        

Уточнить знания детей о названии родного города. Познакомить с происхождением города Ковылкино. Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него. Развивать интерес к истории и современности города.

-Познакомить детей с историей возникновения города, его настоящим, с достопримечательностями; воспитывать интерес к истории города, чувства любви и патриотизма.                

-Целевые прогулки на  улицы Пархоменко,

- Создание фотоальбома «Улица Пархоменко» и «Наш д/сад Светлячок».

- Детская игровая деятельность: «Дома на нашей улице».        

Обратить внимание детей на то, что в городе много улиц, у каждой улицы есть свое название, на улице много домов, у каждого дома свой номер. Вспомнить названия улиц, на которых живут дети.

Учить детей использовать ранее полученные знания для постройки разных домов, решая следующие задачи:

-  выбирать разнообразный строительный материал, необходимый для строительства;

-   планировать и контролировать этапы своих действий;

-  совершенствовать партнерские взаимоотношения.        

                «Достопримечательности родного города».

1.  Рассматривание  фотографии памятника «Павшим воинам». « Славы»

2. Беседы с детьми о том, кто в их семье служил в армии, был на войне.        

Познакомить детей с главной достопримечательностью города. Рассказать о том, кому поставлен этот памятник. Воспитание уважения и чувства гордости за тех, кто отдал свою жизнь за Родину. Формировать патриотические чувств.

     

Темы проекта

1. Мой родной город. Улицы моего города.

Познавательная беседа «По улицам нашего города» (знакомство с историей и достопримечательностями г. ковылкино).

Целевая прогулка по близлежащим улицам «Мы по улицам шагаем, все увидим, все узнаем». Повторение домашнего адреса.

Знакомство с городской символикой «Герб, флаг, гимн Ковылкино». Чтение, рассказывание детям о нашем городе. .

Д/игры «Расскажи, где ты живешь», «Назови улицы нашего города», «Узнай, назови, что на фотографии».

Оформление в группе фотовыставки «Мы любим и знаем свой город».

Смотр-конкурс рисунков и плакатов «Мой город – Ковылкино».

С/ролевые игры «Семья», «Путешествие по городу», «Детский сад». Выставка семейных творческих работ «Мой безопасный путь в детский сад».

2. Здания и достопримечательности города.

Рассказ педагога «Памятники, , достопримечательности г.Ковылкино». Рассматривание фотографий, альбомов в книжном уголке с памятными местами г. Ковылкино.

Целевая прогулка по ул. Пархоменко. Закрепление знаний о первых улицах, зданиях, жилых домах нашего города.

Экскурсия в детскую библиотеку .

Составление рассказов «Детский сад – наш дом родной». Коллаж «Наш любимый детский сад» (коллективная работа детей и педагогов) .

С/ролевые игры, «Детский сад», «Школа», «Магазин игрушек». Д/игры «Наш город», «Назови профессию»,.

Смотр-конкурс макетов «Дом, где мы живем». Составление макета города.

4. Природа родного города. Места отдыха горожан.

Беседа о сохранении природы родного города. Целевые прогулки в парк, на   разные периоды года. Труд детей в природе: уборка сухих листьев, сбор семян, уборка снега, посадка растений и т. д. Акция «Покормите птиц зимой!