Главные вкладки

    Познавательное развлечение с элементами экспериментирования "В гостях у волшебника"
    методическая разработка (подготовительная группа)

    Губарева Наталья Анатольевна

    Развитие у детей познавательной активности через детское экспериментирование

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл fokusy.docx22.97 КБ

    Предварительный просмотр:

     «Развитие у детей познавательной активности через детское экспериментирование»

     в подготовительной группе

     Тема: «В гостях у волшебника»

    Цель:

    Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.

    Задачи:

    Образовательные:

    Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое

    мышление.

    Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.

    Объяснить «волшебные явления» с точки зрения химии и физики (надувание шара, распускание цветов в воде).

    Развивающие:

    Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.

    Познакомить со свойствами воды, подсолнечного масла.

    Воспитательные:

    Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации.

    Воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.

    Методы и приемы:

    Словесные: вопросы, художественное слово.

    Наглядные: иллюстрации, макет вулкана, колба с молоком.

    Практические: физкультминутка, исследование предметов.

    Словарная работа: волокна, грифель, белок казеин.

    Оборудование: набор бумажных цветов, мешочек с крупами, стакан с молоком и подсолнечным маслом, макет вулкана и реактивы (сода, уксус), краски, кисти, бумага.

    Ход занятия

    Волшебник:

    - Здравствуйте, ребята. Добро пожаловать в Город волшебства.

    А вы знаете, кто творит волшебство?

    Дети: (волшебники, феи).

    Волшебник:

    - Правильно, ребята, в нашем городе живут только добрые волшебники и феи. Они всегда помогают тем, кому нужна помощь. Я приглашаю Вас в путешествие. Начнем мы его с «Сада цветов». Цветы в нем не увядают круглый год. Хозяйка здесь фея цветов. Ее самое любимое место в этом саду - волшебный пруд. Она готова показать нам свое волшебство, но сначала надо отгадать загадки о цветах.

    Загадки:

    Я шариком пушистым

    Белею в поле чистом,

    А дунул ветерок -

    Остался стебелёк.

    Ответ: Одуванчик.

    Так маленького Васю называют

    И те цветы, что в поле собирают.

    Ответ: Василёк.

    Звоночек синенький висел.

    Ни разу в жизни не звенел.

    Ответ. Колокольчик.

    Золотая шапочка, белая рубашка.

    Как зовут цветок?

    Ответ. Ромашка.

    Кувшинчики и блюдца

    Не тонут и не бьются.

    Ответ: Кувшинки.

    На гладком зеркале воды

    Я вижу дивные цветы.

    Они со дна реки растут.

    Их все кувшинками зовут...

    Кувшинки зовут цветами русалок, они бывают и белые, и желтые и розовые.

    За то, что Вы отгадали все загадки, Фея цветов подарила вам по одному «волшебному» цветку (детям раздают бумажные цветы).

    Ребята, а приходилось ли Вам наблюдать, как распускаются цветы? Давайте опустим подарки Феи в наш волшебный пруд и посмотрим, что произойдет с нашими маленькими цветочками.

    Опыт «Цветок расцвел»

    Дети опускают в воду бумажные цветы со сложенными лепестками. В воде волокна бумаги разбухают – цветы « распускаются».

    Волшебник:

    - Спасибо Фее цветов!

    Что, ж продолжим путешествие. Ой, что это тут за мешочек. (Раскрывает, в нем смесь манки и гороха (риса). Я знаю, откуда он взялся. Это феечка, крестная Золушки обронила. Помните, в сказке она помогла Золушке отправиться на бал, и ей не пришлось отделять разные крупы друг от друга. Давайте поможем фее разобрать крупы.

    Опыт «Поможем Золушке»

    (Дети сначала пытаются вручную отобрать крупы.)

    Волшебник:

    - Да работа идет очень медленно, а не воспользоваться ли нам волшебством (взмах палочки) и появляется сито. Знаете, что надо делать? Конечно, просеять крупу. Почему так можно разделить крупы?

    Горох крупный – не пройдет в ситечко, а мелкая манка высыпается   в тарелку.

    Дети просеивают крупы.

    Волшебник:

    - Ребята, молодцы! Крестная фея будет очень рада. Мне кажется, я слышу музыку. Да, это наш волшебник Вальсик снова танцует.

    Он умеет танцевать самые разные танцы: вальс, польку, танго и танец со странным названием ча-ча-ча!

    У каждого из Вас обязательно есть какая-то любимая вкусность. Я, например, просто не могу жить без шоколада. А Вальсик очень любит молоко.

    С детства пьет он молоко,

    В нем и сила, и тепло!

    Ведь оно волшебное,

    Доброе, полезное!

    Давайте поговорим немного о молоке.

    1. Откуда пришло к нам выражение «Молочные реки, кисельные берега»?

    Ответ: из сказок.

    2. Назовите животных, которые выкармливают своих малышей молоком?

    Ответ: корова, овца, коза, самка осла, оленя, верблюд, ежи, кролики киты, дельфины.

    Волшебник:

    - Правильно, ребята, а Вы знаете, что в молоке есть волшебный белок казеин - он придает молоку белый цвет. Самое белое молоко у кроликов, потому, что этого белка больше, чем у других животных.

    3. Какое молоко называют «парным молоко»?

    Ответ: это молоко, которое только что дала корова.

    4. Есть выражение: «молоко убежало». Но у молока нет ног, почему так говорят?

    Ответ: Молоко убегает при кипячении, оно поднимается вверх, и если вовремя не убрать с плиты кастрюлю с молоком, то существенная часть молока из неё просто вытечет.

    А наше молоко не только умеет « бегать» но еще и «танцует». Пока Вальсик репетирует, оно потихоньку танцует. Танцевать вальс одному невозможно, вот и пригласили масло. Масло плавает на поверхности молока, потому что молоко тяжелее масла. Ученые говорят, что вода более плотная, чем масло. (Волшебник демонстрирует бокал с молоком, на поверхности которого налито подсолнечное масло.) Хотите посмотреть их танец?

    Дети: Да!

    Опыт «Танцующее молоко».

    Аспирин в молоке растворяется, выделяя углекислый газ. На границе масла и молока появляются причудливые пузырьки.

    Волшебник:

    - Танец начинается! (Бросает шипучий аспирин.) Ну, что понравился Вам танец молока?

    Пора и нам размять свои ножки и станцевать с веселыми насекомыми.

    Физкультминутка

    Чок- чок, каблучок! (потопать ногами)

    В танце кружится сверчок, (покружиться)

    А кузнечик без ошибки (движения руками, как при игре на скрипке)

    Исполняет вальс на скрипке.

    Крылья бабочки мелькают, (машем руками как крыльями)

    С муравьём она порхает, (покружиться на подскоках)

    Под весёлый гопачок (танцевальные движения, как в гопаке)

    Лихо пляшет паучок.

    Звонко хлопают ладошки! (похлопать в ладоши)

    Всё! Устали наши ножки! (сесть или наклониться вперёд, руки свесить вниз)

    Теперь отправимся в гости к Фее рисования (Дети садятся за столы.)

    Волшебник:

    - Ребята, а Вы умеете рисовать?

    Это очень просто, дети,

    Все нарисовать на свете.

    Нам понадобится с вами

    Лист бумаги.

    Ну и глазки, безусловно.

    Ведь они, дружок, помогут

    Увидать любой предмет,

    Форму рассмотреть и цвет,

    Круглый он или квадратный,

    Весь шершавый или гладкий,

    Он кривой или прямой,

    Маленький или большой.

    Мы с тобою целый мир

    На бумаге создадим:

    Волшебник:

    - Ребята, у Феи рисования всегда все готово для творчества. Есть и бумаги, и кисти, и краски. Но Фея просила ответить Вас на вопросы:

    1. Чем еще кроме красок можно рисовать?

    Ответы (карандаши, мел, тушь).

    2. А почему простой карандаш рисует?

    Грифель карандаша похож на слоеный пирог. Слои соединены между собой слабо. А сами слои очень крепкие. Когда мы ведем грифелем по бумаге, слой за слоем легко отрывается и оказывается на бумаге. Так появляется след от простого карандаша.

    Пришло время начать рисовать!

    Рисовать мы будем непростые рисунки, а волшебные. Даже у тех, кто только учиться рисовать получатся замечательные рисунки. Не верите? Вам только нужно взять кисть, набрать краску и закрасить лист краской.

    Над бумажным над листом

    Машет кисточка хвостом.

    И не просто машет,

    А бумагу мажет,

    Красит в разные цвета.

    Ах, какая красота!

    Валентин Берестов

    Опыт «Волшебные рисунки».

    Дети проводят кисть по бумаге, на которой заранее парафином нанесены рисунки и на цветном фоне начинают проявляться различные картинки: домики, солнышко, цветы Волшебник вместе с детьми «рисует» свой рисунок на листе.

    Объяснение волшебника: ребята, такой рисунок Вы можете подготовить сами. Нужно только взять белый восковой карандаш, нарисовать что – то, а потом разукрасить лист бумаги краской. Можно подарить такой «волшебный рисунок» другу или родителям.

    Волшебник:

    - Какие Вы молодцы, у всех получились замечательные рисунки.

    Ребята, у Феи рисования даже вода ведет себя необычно. Вода всегда стремится вниз: падает с водопада, устремляется с горы.

    Вниз летит воды каскад!

    Это, милый, водопад!

    Это место, где вода

    Вниз торопится всегда.

    Опыт « Волшебная вода»

    - Давайте посмотрим, как же она поднимается вверх. Фея приготовила для Вас цветные полоски, опустите их в воду. Что происходит? Цветные дорожки поднимаются вслед за водой вверх. Опыт показывает, как происходит процесс впитывания воды твердым телом. На этом волшебство не заканчивается.

    Пришла пора заглянуть в гости к волшебнику Громушке - повелителю грозы, воздуха, извержения вулканов. Перенесемся к нему с помощью волшебной палочки, (взмах палочкой).

    Вот мы и на месте. О, у него здесь самый настоящий вулкан и разноцветные шары. Это напоминание о детстве, все мы в детстве любим шарики. Да только Громушка так занят, что ему просто некогда их надувать. Но это не беда! Шары сами умеют надуваться. Смотрите!

    Опыт «Надувание шарика». В шар предварительно насыпают соду, в бутылку наливают уксус и надевают шарик на горлышко бутылки. В ходе реакции идет бурное выделение углекислого газа - шар надувается.

    Громушка разрешил нам сегодня устроить у него маленькое извержение вулкана. В жизни это очень грозное, опасное явление природы. Нам же не стоит волноваться.

    Вот вулкан – это гора,

    А внутри горы – дыра.

    Гул раздался тут и там:

    Просыпается вулкан.

    Вот гора вся задрожала,

    Магма лавой побежала,

    Не ходи ты, милый там,

    Где проснувшийся вулкан.

    Опыт «Извержение вулкана»

    Проводится опыт гашения соды уксусом в импровизированном вулкане.

    Волшебник:

    - Вот и потух наш вулкан. Ребята, в нашем городе мы не только показываем волшебство, но и объясняем его.

    Оказывается чтобы, надуть шар и «устроить извержение вулкана», достаточно попросить маму показать, как она гасит соду уксусом, когда печет пирог.

    Наше путешествие подходит к концу.

    Пришло время прощаться. На этом волшебство и чудеса не заканчиваются. Они повсюду, надо только внимательнее посмотреть по сторонам.

    Объясните мне немного,

    Если знаете ответ.

    Почему считает кто-то,

    Что чудес на свете нет.

    Если семечко живое

    Посадить и поливать -

    Будет дерево большое,

    Надо только подождать!

    (Волшебник берет в руки ведерко с песком и «сажает» семечко, поливает и лейки и показывает на изображение цветущего дерева на стене.)

    После дождика возможно,

    Вот так чудо из чудес,

    Видно радугу - дорожку

    Аж до Солнца и небес.

    (Волшебник разворачивает гармошку – радугу.)

    Если очень ждать и верить,

    И смотреть во все глаза,

    Постучатся в наши двери

    Волшебство и чудеса!

    До свиданья, ребята. Обязательно приходите еще в наш Город волшебства.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План- конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования

    Познавательное занятие с элементами экспериментирования  "Пирожки для Мишки"...

    План-конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования.

    Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования  "Смешарики".В занятие используются схемы составленные детьми ранее.      Занятие развивает  познаватель...

    Познавательное занятие с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Металл, его качества и свойства».

    Учить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики и свойства (теплопроводность, металлический блеск)....

    НОД познавательного типа с элементами экспериментирования " Где ночует Солнце?" подготовительная группа.

    НОД для детей подготовительной группы с использованием ИКТ и элементов экспериментирования....

    Конспект ОД по о/о «Познавательное развитие» с элементами экспериментирования Тема: «Воздух – волшебник»

    Образовательная деятельность направлена на развитие познавательной активности в процессе экспериментирования, расширения знаний о воздухе как о газообразном веществе; на знакомство со свойствами ...

    Сценарий познавательного досуга с элементами экспериментирования «В гости к 3 медведям»

    Вниманию воспитателей представлен сценарий  познавательного досугового  мероприятия с элементами экспериментирования "В гости к 3 медведям". Материал расчитан на использование в старшем дошк...

    Занятие по познавательному развитию с использованием экспериментирования "Чудеса маленьких волшебников"

    Занятие по познавательному развитию с использованием экспериментирования " Чудеса маленьких волшебников"...