Главные вкладки

    Название работы: «Формы работы с семьей в условиях введения и реализации ФГОС»
    статья

    Воробьева Екатерина Александровна

    Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. Семья для ребенка - это источник общественного опыта. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vzaimodeystvie_s_semey_statya.docx19.31 КБ

    Предварительный просмотр:

    Название работы: «Формы работы с семьей в условиях введения и реализации ФГОС»

    Постепенно меняется позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.   Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. Семья для ребенка - это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение, поэтому в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Воспитательные функции дошкольного учреждения и семьи различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Несовпадение сфер, в которых родители хотели бы получить помощь от воспитателей, с теми сферами, по поводу которых воспитатели обращаются к родителям, приводит к недостаточной удовлетворенности родителей взаимодействием с дошкольным учреждением в целом. Современные родители воспитаны поколением, когда отечественная педагогика делала ставку на познавательное, а не на эмоциональное развитие, поэтому педагогам часто приходится сталкиваться с низкой компетентностью родительского поведения. Большинство родителей воспитывают детей интуитивно или по принципу “как воспитывали меня”, некритично относятся к тем или иным проявлениям ребенка. Представление о том, что для воспитания нужны специальные знания, еще не укоренилось в сознании значительной части современных родителей. В то же время, многие педагоги исходят из того, что именно они должны “разъяснять” родителям как следует воспитывать ребенка, подчас избирая нравоучительный тон и, как следствие, получая в ответ: “Вы - воспитатели, вот и воспитывайте!”

    Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций. При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями в рамках новой философии необходимо соблюдать основные принципы:

    открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

    сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

    создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

    диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.

    К традиционным формам взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников относятся: беседа, родительские собрания, консультирование, развлекательные мероприятия, выставки совместных работ, оформление стендов. Однако, на современном этапе, традиционные формы бывают не очень эффективными и привлекательными для родителей.

    Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ работа должна вестись  в трех направлениях:

    1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей. Развитие профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с родителями осуществляется в  различных формах методической работы.

    2.Повышение педагогической культуры родителей.

    3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

        Цель всех форм и методов взаимодействия с семьей является доверительные отношения воспитателя с родителями и детьми. А для того, чтобы всегда взаимодействовать с родителями, педагогу необходимо совершенствовать свои знания. В процессе сотрудничества детского сада и семьи разрабатываются   разнообразные формы взаимодействия, которые условно можно разделить на три группы: коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

           Высоко оцениваются такие формы, которые позволяют решать проблемы настоящего времени, внимательно, с уважением относится к каждому субъекту образовательных отношений (ребенок, родители, педагоги).  

          При взаимодействии семьи и детского сада активно используются инновационные формы и методы работы:

    - «Круглый стол» по любой теме;

     - тематические выставки;

     - соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;

     - консультации специалистов;

     - семейные спортивные встречи;

     - почта доверия, телефон доверия;

     - открытые занятия для просмотра родителей;

     - родительская гостиная, клуб;

     - конкурс семейных талантов;

      - портфолио семейного успеха;

     - день открытых дверей;

    - сайт ДОУ.

         Вовлечение родителей в образовательную деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Только сотрудничество родителей и педагогов создает оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. К сожалению, формы и методы сами по себе не являются столь значимыми. За последние годы учеными и практиками разработано очень много ярких и интересных форм работы с родителями. Но в большинстве случаев эти формы существуют сами по себе, потому что работа с семьей оценивается по количеству мероприятий и совсем не анализируется их качество, востребованность у родителей, и то, насколько усилия педагогического коллектива помогли родителям и детям.

    С целью эффективного решения этой задачи администрации ДОУ, да и воспитателям необходимо проводить анализ (самоанализ) эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада.

    Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, оценочные листы, экспресс-диагностику, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны педагогов.

    В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т.п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.

    Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют:

    -проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;

    -возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;

    -ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;

    -увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;

    -стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;

    -размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;

    -повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.

    Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.

    Литература:

    1. Арнаутова, Е.П., Планируем работу ДОУ с семьей //Управление дошкольным образовательным учреждением. - , 2002. №4
    2. Доронова Т. Н. «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями». М., 2002.
    3. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ. // приложение к журналу “Управление ДОУ”. 2005, № 2.
    4. Михайлова -Свирская Л.В. Работа с родителями:пособие для педагогов ДО/ Михайлова -Свирская Л.В. – М.:Просвещение, 2015
    5. Петрущенко Н.А., Зенченко Н.Е. Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество. // Воспитатель ДОУ. 2009, № 9.
    6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013  № 1155)

    .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Активные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС в ДОУ.

    «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш...

    Статья «Внедрение инновационных форм работы с семьей в условиях реализации ФГОС»

    Внедрение инновационных форм работы с семьей в условиях реализации ФГОС...

    Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС

    Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС...

    Новые формы работы с семьей в условиях введения и реализации ФГОС

    Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищеСемья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоцион...

    Новые формы работы с семьей в условиях введения и реализации фгос

    краткий крнспект по  фгос по внедрению и введению  новых форм работ с семьей воспитанника...