План работы по творческой теме "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста"
методическая разработка (младшая группа)

Дудина Валентина Валерьевна

План работы по творческой теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_po_tvorcheskoy_teme_sensornoe_razvitie_detey.docx14.36 КБ
Файл prezentatsiya.pptx1.44 МБ
Файл doklad.docx25.37 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН РАБОТЫ ПО ТВОРЧЕСКОЙ ТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ДУДИНОЙ В.В.

Тема: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»

Форма самообразования:   индивидуальная.

Сроки работы над темой: 2014 – 2016 гг.

Этапы работы

Действия и мероприятия

Сроки выполнения

Предполагаемый  результат

1

Установочный

  1. Выбор цели работы
  2. Постановка задач

01.09.-01.10.2014

Определение этапов работы

над темой.

Создание тематической папки.

2

Обучающий

Ознакомление с  учебно-методической литературой по вопросам сенсорного развития.

01.10.-31.10.2014

Список литературы для использования в работе над темой.

3

Практический

Изучение специализированной литературы; изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков.

31.10.-30.11.2014

Дополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста; картотека игр.Педагогическая диагностика

4

Анализ и обобщение

 Подбор заданий и проведение диагностики. По результатам диагностики подобрать систему игр и упражнений, консультации для родителей.

30.11.-31.12.2014

Систематизировать материал по сенсорному развитию детей.Методические рекомендации для родителей.

Мониторинг

5

Итогово – контрольный

Изготовление дидактических игр на развитие сенсорных навыков; проведение работы с родителями на тему: «Что такое сенсорное развитие. Почему его необходимо развивать?»

10.01.- 30.04.2016

Оформление отчета о работе, доклад «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста», презентация дидактических игр.

Форма представления результатов самообразования: доклад, презентация дидактических игр


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» № Этапы работы Действия и мероприятия Сроки выполнения Предполагаемый результат 1 Установочный Выбор цели работы Постановка задач 01.09.-01.10.2014 Определение этапов работы над темой. Создание тематической папки. 2 Обучающий Ознакомление с учебно-методической литературой по вопросам сенсорного развития. 01.10.-31.10.2014 Список литературы для использования в работе над темой. 3 Практический Изучение специализированной литературы; изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков. 31.10.-30.11.2014 Дополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста; картотека игр. Педагогическая диагностика 4 Анализ и обобщение Подбор заданий и проведение диагностики. По результатам диагностики подобрать систему игр и упражнений, консультации для родителей. 30.11.-31.12.2014 Систематизировать материал по сенсорному развитию детей. Методические рекомендации для родителей. Мониторинг 5 Итогово – контрольный Изготовление дидактических игр на развитие сенсорных навыков; проведение работы с родителями на тему: «Что такое сенсорное развитие. Почему его необходимо развивать?» 10.01.- 30.04.2016 Оформление отчета о работе, доклад «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста», презентация дидактических игр.

Слайд 2

Сенсорное развитие ребенка – представления о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве. Сенсорное развитие – фундамент формирующегося интеллекта. Формирование сенсорных эталонов: - цвет - форма - величина

Слайд 3

Сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопление представлений об окружающем мире.

Слайд 4

Цель работы: - с истематизировать работу по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста» . Задачи работы: - проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного развития; - дополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста; - создать картотеку дидактических игр для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста; - разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с сенсорным развитием.

Слайд 5

ЭТАПЫ РАБОТЫ: 1.Обучающий - ознакомление с учебно-методической литературой по вопросам сенсорного развития . - Т.В. Башаева «Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук» - Ярославль: Академия развития, 1997; - С.Н. Вайнерман «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному исскуству »- М: Гуманит.из.центр ВЛАДОС,2001; - Л.А. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М.: Просвещение 1995; - Я.А. Янушко . «Сенсорное развитие детей раннего возраста 1-3года» – М.:Издательство « Мозайко -Синтез» 2009; - А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» –М.: Просвещение, 1991; - В.А. Пилюгина «Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста» – М.: просвещение. АО « Учеб.мет » 1996.

Слайд 6

2. Практический - изучение специализированной литературы; - создание картотеки дидактических игр; - изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков: «Цветные домики», «Подбери фигуру», «Геометрическое лото», «Лото» и др. .

Слайд 7

Форму и величину предметов дети изучают и закрепляют в играх со строительным материалом

Слайд 8

3. Анализ и обобщение В ходе наблюдений за детьми удалось выявить индивидуальные особенности детей, спланировать дальнейшую работу: - подобрать систему игр и упражнений для детей; - подготовить методические рекомендации для родителей.

Слайд 9

В ходе работы были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы дидактические игры; - у детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию ; - родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр ; - с помощью родителей были изготовлены и приобретены игры и пособия: -«Чудесный домик»; -«Форма. Фигуры»; -«Веселое ведерко»; -« Подбери по цвету» Результаты работы:

Слайд 10

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Отчёт по творческой  теме воспитателя Дудиной В.В.

Тема: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» 

Сенсорное развитие ребенка – представления о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве.

 

Сенсорное развитие – фундамент формирующегося интеллекта.

Формирование сенсорных эталонов:

  • цвет
  • форма
  • величина

Актуальность темы:                    

        В 2014 году мы набрали  группу. Возраст детей  с 2-3 лет.  Значение сенсорного развития в этом возрасте очень велико. Оно является основой для интеллектуального развития ребенка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность, влияет на расширение словарного запаса ребенка.

  В этом возрасте нужно продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности. Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и т. д.).

Работая не один год над темой «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» мы создали развивающую среду в своей группе таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

   

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее.

 Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные человеком сведения об окружающем мире. Таким образом, сенсорная культура ребенка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой   успешной познавательной деятельности.  

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств, предметов, в частности игрушек и других предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно не редко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

 

 Сенсорное развитие происходит в различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопление представлений об окружающем мире.  

 Основная задача сенсорных дидактических игр для малышей – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях, повседневной жизни.

Цель темы:

- систематизировать работу по сенсорному развитию детей  младшего дошкольного возраста.  

Задачи темы:

 

-  проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного развития.

-  создать картотеку дидактических игр для сенсорного                                  развития детей младшего дошкольного  возраста.

-  дополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей раннего возраста.

 

-  разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с сенсорным развитием детей раннего возраста.

 

            Сроки работы над темой: 2014 – 2016 гг.

Этапы работы над темой:

1.Обучающий - ознакомление с  учебно-методической     литературой по вопросам сенсорного развития.

- Т.В. Башаева «Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук» -  Ярославль: Академия развития, 1997;

- С.Н. Вайнерман «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному исскуству»- М: Гуманит.из.центр ВЛАДОС,2001;

- Л.А.  Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М.: Просвещение 1995;

- Я.А. Янушко. «Сенсорное развитие детей раннего возраста 1-3года» – М.:Издательство «Мозайко-Синтез» 2009;

 - А.К. Бондаренко  «Дидактические игры в детском саду» –М.: Просвещение, 1991;

- В.А. Пилюгина «Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста» – М.: просвещение. АО «Учеб.мет» 1996.

2. Практический
- изучение специализированной литературы;
- создание  картотеки  дидактических игр;
- изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков:

- «Цветные домики»;

- «Подбери по форме»;

- «Геометрическое лото»;

- «Лото. Подбери по цвету»;

-«Чудесный домик»;

-« Спрячь мышку»;

-«Колёса для машин» и др.  

 

        3. Анализ и обобщение

         В ходе наблюдений за детьми удалось выявить      индивидуальные особенности детей, спланировать дальнейшую работу.

- подобрать систему игр и упражнений для детей;

- подготовить методические рекомендации для родителей.

  1. Итогово – контрольный 

- приобретение и создание с помощью родителей дидактических игр на развитие сенсорно-моторных навыков;

- проведение работы с родителями на тему: «Что такое сенсорное развитие. Почему его необходимо развивать?» Консультации, беседы, совместные игры, оформление уголка для родителей.

 

Результаты работы:

- в ходе работы были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы дидактические игры;

- у детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию;

- родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр.

В ходе работы над творческой темой с помощью родителей были приобретены игры и пособия:

-Мозаика-вкладыши крупная;

-Мозаика мелкая;

- Пазлы;

-Строительный материал (средний);

-Пирамидки;        

Настольно-печатные игры:

-«Форма. Фигуры»;

-«Ассоциации»;

-«Весёлый карандаш»

-«Веселые магниты»;

-«Развивающие магниты»  и др.

 

- с помощью родителей были изготовлены игры и пособия:

-«Колеса для машин»;

-«Спрячь мышку»;
-«Чудесный домик»;

-«Подбери по цвету»;

-«Чудесное ведерко» и др.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по социальному – эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста

Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня...

Опыт работы на тему: "Физическое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством развития навыков овладения подвижными играми с правилами"

Опыт работы на тему: «Физическое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством развития навыков овладения подвижными играми с правилами». Цель педагогического опыта:Изучить и обос...

План работы кружка «Веселые пальчики» для детей младшего дошкольного возраста

План работы кружка «Веселые пальчики»для детей младшего дошкольного возраста          Все движения организма и речевая деятельность имеют единые меха...

План работы кружка "Веселые пальчики" для детей младшего дошкольного возраста на 2017-18 уч.г.

Кружок организован в младшей группе «Мир Диснея» с сентября по май 2017-18 уч.г. Кружок проводится 1 раз в неделю.Все движения организма и речевая деятельность имеют единые механизмы, поэт...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ "Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста."

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮКузьмичевой Екатерины АнатольевнаВоспитатель МБДОУ «Детский сад» №51 г. Гатчины Ленинградской области.На 2016-2017 учебный год.Тема по самообразованию: Познав...

Годовой план работы с родителями по здоровьесбережению детей младшего дошкольного возраста

В поиске эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников важное место занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра ...