Доклад на педсовет "Организация режимных моментов в группе с точки зрения здоровьесберегающей педагогики"
статья

Тропина Анна Николаевна

Доклад на педсовет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

«Организация режимных моментов в группе с точки зрения                                                                                                                                                                                            здоровьесберегающей педагогики»

 

                                                                                                                                           

Подготовила:

воспитатель средней группы

                                                                      Тропина Анна Николаевна

    В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей.  Полноценное физическое развитие и здоровье детей – основа формирования личности. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение задач сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

     В новых федеральных государственных образовательных стандартах огромное внимание уделяется вопросам здоровьесбережения.

     Весь режим дошкольного учреждения, характер отношений и методы воспитательной работы, разные виды деятельности – все это должно способствовать укреплению здоровья и позволять обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение всего дня, формировать осознанное отношение ребенка к своему здоровью.

     Значительная часть времени в дошкольном учреждении связана с проведением различных режимных мероприятий, необходимых для удовлетворения потребностей ребенка во сне, пище, отдыхе. Правильное соблюдение режима жизни детей предполагает ритмичность и постоянство его основных элементов в течение определенного времени. Соблюдение правильного режима дня – чередование различных по характеру и нагрузке видов деятельности – это предохраняет ребенка от физического и нервного переутомления, является важным средством физического воспитания. Развитие детей тесно связано со здоровьем: только здоровый ребенок может правильно, полноценно развиваться. Работа по формированию представлений и навыков здорового образа жизни в нашей группе реализуется через все виды деятельности детей. Проводится в системе, согласно образовательной программе ДОУ, включающей в себя работу по оздоровлению детей через НОД, игры, режимные моменты, а также взаимодействие с семьей, привлечение родителей к закреплению навыков здорового образа жизни.

     Утро начинается в детском саду с радостных встреч с детьми. Доброжелательное отношение к каждому пришедшему ребенку, атмосфера дружеского участия позволяют положительно настроить детей на предстоящий день, снять тревожность, усталость, замкнутость. Этому способствуют коммуникативные игры и игры, повышающие настроение детей. Такие игры по своему замыслу предполагают рукопожатие, поглаживание, теплые, ободряющие слова, заинтересованное отношение к настроению, самочувствию друг друга, юмор, улыбки и смех детей. Выполняются пальчиковые гимнастики. Большую роль играет и ароматерапия (в приемной на тарелочках выставляется чесночно-луковые букеты для профилактики заболеваемости).

     Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребенка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика. Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики, которая постепенно вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ. Музыка, сопровождающая движения, создает бодрое настроение, оказывает положительное влияние на нервную систему. Мы используем разные виды гимнастики: игровая, сюжетная, подражательная.

     Детям прививаем устойчивые гигиенические навыки, развиваем самостоятельность, взаимопомощь. Они правильно и своевременно моют руки, умываются, пользуются носовым платком, причесываются, используя каждый свою расческу.

     Организация питания обязательный компонент режима дня. Мы обучаем правильно и хорошо пережевывать пищу, напоминаем, чтобы дети не глотали куски, съедали все, что предложено, пользовались приборами, приобретали определенные навыки культуры питания. Во время приема пищи следим  за правильной осанкой детей.

     С целью предупреждения утомления во время занятий, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, воспитатель проводит физминутки, которые повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают память и внимание, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение. Физминутки проводятся в многочисленных формах: в виде упражнений общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, туловища, ног), подвижной игры, дидактической игры с разными движениями, танцевальных движений и игровых упражнений. Физминутка может сопровождаться текстом, связанным или не связанным с содержанием занятий. Также помогает восстановлению и сохранению эмоционального благополучия и предупреждает психические расстройства психогимнастика. Это такие игры, как создание образов знакомых животных, передавая их характерные особенности и повадки («Веселый зайчик», «Грустный котенок», «Сердитый волк» и т.д.)

     Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребенка придается развитию движений и физической культуры во время занятий по физкультуре. Причем, в каждом возрастном периоде НОД по физической культуре имеют разную направленность: маленьким детям они доставляют удовольствие, учат их ориентировать в пространстве; в среднем возрасте – развивают физические качества, прежде всего, выносливость и силу; в старших группах – формируют потребность в движении, развивают двигательные способности и самостоятельность.

     Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Для наибольшей эффективности закаливания  обеспечиваются: четкая организация теплового и воздушного режима в помещении («температурная» гигиена); рациональная, не перегревающая одежда детей; соблюдение режима прогулок во все времена года; хождение босиком в группе и летом на прогулке, занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой.

     Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того, чтобы прогулка давала эффект, необходимо менять последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущих занятий и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятий, на которой дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры; в теплое время года или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр. Проводимые на свежем воздухе физические упражнения способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, развитию сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды.

     В нашей группе есть развивающая среда: цент «Спорта». Эта зона направлена на то, чтобы дети могли индивидуально или группами заниматься спортивными упражнениями: игры с мячом, прыжки с координацией движения, хождение по массажным коврикам.

     Для развития мелкой моторики у нас в группе есть дидактические пособия, обеспечивающие в игровой форме учить детей в застегивании замков, шнуровке, завязывании.

     Во второй половине дня большое значение уделяется организации полноценного дневного сна. Для засыпания детей можно использовать различные методические приемы: колыбельные песенки, слушание классической музыки и сказок. В нашей группе сон проходит в хорошо проветренном помещении, защищенном от прямого попадания солнечных лучей и яркого света.

     Оздоровительные мероприятия после дневного сна предназначены для постепенного перехода детей от спокойного состояния к бодрствованию. Гимнастика должна проводиться при открытых форточках 7 – 15 минут. Начинается с разминки в постели, затем выполнение в разном темпе нескольких движений около кроваток, потом можно перейти в хорошо проветренную групповую комнату и под музыку выполнить произвольные танцевальные, музыкально-ритмические движения, имитационные упражнения.

     Незаменимой частью работы по оздоровлению детей является работа с родителями. Мы выступаем на родительских собраниях, консультациях, оформляем папки с информацией для родителей, проводим индивидуальные беседы с родителями о здоровьесбережении.

     Применение в режиме дня здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, направленного на сохранение и укрепление здоровья детей.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ЗДОРОВЬЕ СВОЕ Я БЕРЕГУ-САМ СЕБЕ Я ПОМОГУ" (таблица приёмов по ЗОЖ в режимных моментах средней группы)

Марясова Светлана Ильинична, Соколова Тамара Михайловна -воспитатели высшей категории группы компенсирующей направленности...

Специфика организации режимных моментов в группах детей раннего возраста

Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дош...

Организация режимных моментов в группах детей раннего возраста.

Советы воспитателям, работающим с детьми раннего возраста....

Конспект режимного момента "Гимнастика после сна" с использованием здоровьесберегающих технологий.

Конспект режимного момента "Гимнастика после сна" с использованием здоровьесберегающих технологий в разновозрастной старшей и подготовительноной  группе на тему "Времена гола"....

«Экологическое воспитание с точки зрения здоровьесберегающей технологии в работе с дошкольниками»

В работе даны опредления понятиям "здоровье" и "здоровьесберегающая образовательная технология". Определены цель и задачи экологического воспитания в ДОО.Указаны принципы и направления  из опыта ...

Доклад на тему: «Режимные моменты в детском саду: подъем детей после сна»

подъем детей 2-3 года после сна, режимный момент в детском саду и его особенности...

"Применение здоровьесберегающих технологий в режимных моментах в группе раннего возраста"

Выступление педагога группы раннего возраста на Районном Методическом Объединении....