"Организация работы с детьми средней группы по формированию у них основ безопасности через ознакомление их с правилами дорожного движения"
статья (средняя группа)

Чижова Анна Игоревна

Данный материал представлен в форме статьи, и может быть полезен воспитателям ДОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_pdd.docx35.83 КБ

Предварительный просмотр:

 Чижова Анна Игоревна

                                                            Воспитатель МАДОУ «Детский сад №95»

   Ул. Планетная, д. 38 «а», 223-18-81

det-sad95@yandex.ru

        

« Организация  работы

  с детьми средней группы по формированию у них основ безопасности через ознакомление  их с правилами дорожного движения»

В выступлении представлен материал, направленный на  приобретение детьми среднего возраста знаний и навыков безопасности на дороге,  умений находить проблемные ситуации и решать их.

Данные задачи решаются на основе многочисленных дидактических заданий, подвижных и сюжетно-ролевых игр, и упражнений занимательного характера.

             С каждым годом проблема детского травматизма становиться острее и актуальнее. Ежедневно в нашей стране происходят тысячи дорожно-транспортных происшествий. Дорога и транспорт - реалии сегодняшней жизни. Скорость движения, интенсивность транспортных потоков на улицах нашего города быстро возрастают, и будут увеличиваться в дальнейшем. Ребёнок не обладает способностью оценивать скорость потока, а его небольшой рост не позволяет получить полный обзор движения транспорта. Нынешним детям предстоит жить при несравненно большой агрессивности автомобильного движения а, потому обеспечение безопасности, сохранение жизни и здоровья участников дорожного движения является задачей государственной важности. Очень важно с дошкольного возраста формировать у детей навыки безопасного поведения на дороге, воспитать законопослушного гражданина.   Лишь путём соответствующего воспитания и обучения ребёнка с самого раннего возраста, когда начинается его подготовка к пожизненной «профессии» участника дорожного движения, пешехода, а впоследствии и водителя, можно сохранить его жизнь и здоровье.

  Чтобы поставить задачи в работе с детьми  провела мониторинг знаний детей  о ПДД и   отношения к их соблюдению мы. Проводила его в форме индивидуальной беседы с каждым ребёнком группы. Детям  было  предложено   несколько  вариантов предложений, задача ребёнка – найти лишнее слово (словосочетание), не подходящее по смыслу:

         1.Знаки сервиса включают в себя … (больницу, пост ГАИ, телефон, аптеку).

         2.В специальный транспорт входит ... (скорая машина, пожарная машина, машина милиции, велосипед).

        3.В понятие «транспорт» входит ... (машина, автобус, велосипед, пешеход, трактор).

        4.Общественный транспорт включает в себя ... (автобус, троллейбус, трамвай, прицеп, такси),

 5.У машины есть ... (колеса, руль, парус, педаль, фары).

        6.Пешеход имеет право ... (переходить улицу, идти по тротуару, играть на проезжей части).

       7.Водителю велосипеда можно ... (ездить, не держась за руль; двигаться по крайней правой полосе в один ряд; двигаться по обочине дороги, если это не создает помех пешеходам).

       8. Светофор состоит из цветов (зеленого, желтого, красного, синего).

       9. Водителем называют того, кто водит автобус, того, кто водит велосипед, того, кто переходит через дорогу, того, кто водит КамАЗ

      10. Транспорту разрешено ездить… (по тротуару, по дороге, по проезжей части, во дворе)

 Отмечается, что у  20%  детей   сформированы   представления    по ПДД: дети   имеют понятие о различных категориях транспорта, знают правила движения пешеходов,  велосипедистов, автомобилей, общественного транспорта, имеют представления о безопасности на дороге.

            60% детей   частично  владеют умениями, навыками по ПДД. Ребёнок   часто путается, не уверен в своих знаниях. Понятие о различных категориях транспорта нечеткое, допускает ошибки в правилах дорожного движения пешеходов, велосипедистов, автомобилей, общественного транспорта.

          20% детей  находятся я на стадии формирования уровня владения представлений, умений, навыков по ПДД.  Не разделяет транспорт по категориям, правила движения пешеходов, велосипедистов, автомобилей, общественного транспорта знает недостаточно.

           Дальнейшая работа по формированию основ безопасности детей через ознакомления с правилами дорожного движения планировалась с учетом  полученных результатов. Были поставлены следующие задачи:

  1. Воспитание дорожной грамотности и устойчивых знаний по правилам дорожного движения у дошкольников;
  2. Обучение дошкольников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах;
  3. Осуществление  единых педагогических требований со стороны воспитателей и родителей  в ходе формирования у детей  устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице.  

 

         Главной целью воспитательной работы по обучению детей группы  основам безопасности дорожного движения заключалась в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

     В  работе по изучению дошкольниками правил дорожного движения рассматривала ребёнка в  трёх аспектах  взаимодействия с транспортной системой города:

 1. Ребенок – пешеход;

 2. Ребенок – пассажир городского транспорта;

 3. Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, снегокат, санки, ролики и др.)

 Использовала в ходе работы разъяснения понятий, доступные  пониманию дошкольников 5го года жизни:

Пешеход - это любой человек, который вышел на улицу. Неважно для чего или зачем этот человек вышел на улицу, все равно он сразу становится пешеходом. Пешеходом он называется потому, что идет по дороге пешком, а не едет на машине.

Пассажир - это любой человек, который едет в машине. Тут важно запомнить то, что водитель (человек управляющий машиной) не будет считаться пассажиром. Люди, которые едут в трамвае, автобусе, троллейбусе или только сели в машину перестают быть пешеходами, и сразу становятся пассажирами.

Водитель - это человек, который находится за рулем автомобиля, и заставляет его двигаться. Также водителями считаются люди, которые едут на велосипеде или мотоцикле.

  Также объясняла  детям, неважно кто они -  пешеход, водитель или пассажир самое главное, что надо  соблюдать правила дорожного движения для того, чтобы быть в безопасности и обезопасить окружающих людей.

   Для   самостоятельных игр и закрепления  полученных знаний создали  уголок безопасности дорожного движения в группе.  Поместили атрибуты:  

  Набор транспортных средств;

  Иллюстрации с изображением транспортных средств;

  Макет дороги с перекрёстком, светофором, домами;

 Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, изображения разных видов машин, нагрудные знаки, фуражки, жезлы, костюм сотрудника ГИБДД );

    Дидактические игры: лото «Спецмашины», настольная игра «Дорожные знаки», «Какая служба?», дидактическая игра обучающего характера «Пешеход и пассажир»;

   В уголок чтения литературу по тематике «Транспорт», «ПДД»;

   Раскраски по данной тематике в уголок изобразительного творчества.

 

    С целью создания у детей интереса, немного углубившись в историю, использовала рассказ   и чтение художественной литературы («Безопасная улица» Шалаева Г.П.,  «Детская энциклопедия: за безопасность на дорогах» В. Янелис, «Правила дорожного движения» Дмитрук В.П., «Безопасные сказки» Шорыгина Т.А.) о том, как появились правила дорожного движения:

“Давным-давно когда машин еще не было, люди передвигались по дорогам пешком, верхом на лошади или в повозке. В те давние времена  правил дорожного движения   не было. Люди ходили и ездили на лошадях, кто как хотел, и часто происходили столкновения как людей с лошадьми, так и лошадей между собой. Также проблемой было то, что улицы городов были не предназначены для интенсивного движения, и были очень узкими. И т.д.

В результате дети стали задавать вопросы о терминах, которые они не до конца поняли, например повозка; вопросы о том, почему не было асфальта или автомобилей, велосипедов. В ходе ответов на эти вопросы дети стали понимать важность дорожных правил и делали выводы о том, что соблюдение этих правил крайне важно.

 

      Одним из эффективных методов  в формировании  у детей дорожной грамотности было использование  интерактивного метода обучения, направленного на  включение детей в диалог. С помощью этого метода  я   помогала  ребятам визуально представить движение транспорта и пешеходов, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях,  обобщать наглядную информацию и переносить ее в конечном итоге на реальные дорожные условия.

Например, предлагала детям  при помощи макета улицы   и предложенной ситуации  определить, как безопаснее пройти к детскому саду или магазину. Используя фигурки пешеходов и транспорта, наглядно показываем, что может произойти, если нарушать правила дорожного движения. Совместно с детьми искали варианты безопасного перехода, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показать опасные повороты транспорта на перекрестках.  Моделирование и анализ заданных ситуаций позволил на опыте усвоить детям безопасное поведение на дороге.

 

        Так же мною были организованы  ролевые  и подвижные игры (В гостях у светофора, Аркадий Паровозов спешит на помощь, Поездка на природу, Лучший друг – светофор, Товарищ регулировщик и др.), в которых ребята  усваивали  навыки безопасного поведения на улице. Организовала  игру "Поездка в автобусе". Дети   с помощью стульев,  модулей оборудовали салон автобуса   и обыгрывали различные ситуации, распределяя роли: водитель ведет автобус, объявляет остановки; контролер проверяет билеты; пассажиры стоят на остановке, входят в салон и выходят из него с детьми (куклами), вежливо обращаются друг к другу ("Вы выходите на следующей остановке?", "Разрешите пройти"), уступают место маленьким детям и пожилым людям.  

 Впоследствии наблюдала, как дети самостоятельно играли  в уголке по правилам дорожного движения, объединяясь в небольшие группы и создавали свою версию игры или дополняли уже знакомые игры новыми атрибутами или усложняли сюжет. Игры в лучшей мере помогали детям запоминать и понимать правила дорожного движения.

    Хорошим методом для освоения представлений, умений, навыков в области ПДД явилось и то, что в группу были приглашены сторонние специалисты, в частности сотрудники областной библиотеки. Дети пополнили свои знания в ходе беседы с  сотрудниками   областной библиотеки, которые   рассказали детям о правилах дорожного движения, прочитали сказку «О приключения грузовика», включали детей в обсуждение сюжета, предложили творческое задание. Детям очень понравилась  встреча, они активно приняли участие в мероприятии. В результате подтянули свои знания о дорожных знаках, узнали про дорожную разметку.

   Особое место в системе обучения детей мы уделяли  профилактике распространённых причин дорожно-транспортных происшествий. С этой  целью широко использовали с детьми  рассматривание  картин и репродукций по данной тематике. Например, с детьми  обсуждали недопустимость  выхода на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом,   игры на проезжей части, ходьбу по проезжей части. Рассматривали ситуации о несчастных случаях, связанных как с пешеходами, так и с автомобилями. Конечно, не обошлось без подробного разбора данных ситуаций. Ребятам были предложены вопросы: «Что можно было сделать, чтобы избежать аварии?», «Какие не правильные действия допустил этот пешеход?» и др. В результате дети эмоционально реагировали на проблемные ситуации, что помогло вызвать ответную реакцию, дети начинали рассказывать о ситуациях, с которыми они столкнулись.

 

   Чтобы выработать у  детей нашей группы навыки безопасного поведения на дороге, я проводила экскурсии и наблюдение  за транспортом и пешеходами. Вместе с детьми оценивали действия водителей и пешеходов, обращали внимания на знаки, стоящие на дороге, обговаривали, что они обозначают. Затем я предлагала детям представить себя на месте водителя транспортного средства, которое сейчас движется или пешехода, спрашивала ребёнка, что он (она) только что совершил (обогнал другую машину, совершил поворот, перешёл улицу, перебежал дорогу в неположенном месте и др.) Таковыми были ответы детей, некоторые расстраивались, что совершили неправильные действия, а другие радовались, что сделали всё правильно. Это и было целью нашего путешествия: найти правильные и не правильные действия пешеходов и транспортных средств. Детям с лёгкостью это удалось.

 

        О роли семьи в воспитании детей В.А. Сухомлинский сказал: «Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами своих родителей». Поэтому я стремилась сделать родителей группы своими союзниками в воспитании у детей сознательного безопасного поведения на улицах города.  Первоначальная задача была – выработка единого подхода, единых педагогических требований к ребёнку по данному вопросу со стороны педагогов и родителей.  Поэтому я использовала различные формы взаимодействия с родителями: родительские собрания, анкетирование, консультации, беседы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, совместное изготовление атрибутов и дидактических игр.

        Перед первым родительским собранием я провела анкетирование родителей группы «Я и мой ребёнок на улицах города», которая помогла узнать, насколько дети знают и умеют пользоваться  правилами дорожного движения, и насколько соблюдают их сами родители.

          Предметом обсуждения на собраниях было поведение на улицах не только детей, но и взрослых. Родителям были даны рекомендации, как входить в транспорт и выходить из него, они были ознакомлены с местоположением детского сада. Были отмечены наиболее опасные места, где следует быть внимательными при переходе улиц с детьми. На одном из собраний были показаны фрагменты занятий   по изучению правил дорожного движения.  

  Также была оформлена выставка для родителей, где была помещена различная художественная литература по Правилам дорожного движения –«Учим правила дорожного движения», «Ты один на улице»,  «Пешеходы-вездеходы», «Спасибо тебе, светофор». Родителям было предложено описание подвижных и дидактических игр, в которые они могут поиграть с детьми дома, и оформлена выставка детских рисунков «Что мы видим по дороге в детский сад».  

     Все вышеперечисленные мероприятия  способствовали формированию у детей   навыков безопасного поведения на дорогах, а что самое главное - совместной деятельности родителей и детей.  

 

 

   В конце своей работы хочется отметить положительную тенденцию в формировании представлений, умений, навыков детей по ПДД. Исходя из результатов вторичного мониторинга, можно отметить рост знаний детей по правилам дорожного движения, умения осознавать опасность и безопасность на дороге и улице, формирование навыков предотвращать опасные ситуации, которые могли бы произойти.

 

   

   В планах на будущее хотелось бы продолжать заинтересовывать детей и привлекать родителей к взаимодействию, с целью воспитания дошкольников безопасному поведению на дороге.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей с правилами дорожного движения. Конспект НОД с детьми средней группы.

Занятие «Школа пешеходных наук» для детей средней группы. Памятка для родителей....

статья "Формирование интегративных качеств дошкольника Через освоение области «Безопасность» При ознакомление детей с правилами дорожного движения"

В статье говорится о ПДД, как можно у детей формировать навыки безопасного поведения на дороге через различные образовательные области......

«Формирование у обучающихся основ безопасного поведения в ходе изучения правил дорожного движения».

Выступление на Педагогическом совете № 2«Здоровьесбережение – важная составляющая деятельности МДОУ в реализации основных программ»...

Перспективный план работы с детьми средней группы по формированию здорового образа жизни

Представлено планирование работы по формированию здорового образа жизни по месяцам....

«Система работы структурного подразделения "Детский сад" ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка по ознакомлению детей с правилами дорожного движения и формированию культуры безопасного поведения на улицах и дорогах».

Система работы СП "Детский сад" ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка по ознакомлению детей с правилами дорожного движения и формированию безопасного поведения на улицах и дорогах...

использование инновационных форм и методов в работе с детьми средней группы по формированию основ безопасного поведения

консультация по формированию основ безопасного поведения детей средней группы...