Дополнительная образовательная программа ШАХМАТНОГО КРУЖКА «ШАХМАТЫ»
рабочая программа

Хартаганова Алена Гавриловна

Вашему вниманию предлагается   РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ШАХМАТНОГО КРУЖКА  «ШАХМАТЫ» для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_shahmaty.docx37.44 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПИТЛЯРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР»

ПРИНЯТО на заседании                                                                         УТВЕРЖДАЮ

Педагогического совета                                                                          Директор МБОУ Питлярская СОШ «ОЦ»

Протокол от_______2018___г. №___                                                     ____________/Н.А.Горнова /

Приказ от ______2018__г. №____

Дополнительная образовательная программа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ШАХМАТНОГО КРУЖКА  «ШАХМАТЫ»

Для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Срок реализации 1 год

п. Питляр, 2018г.

I. Целевой раздел

   Пояснительная записка.

   «Шахматы- это не только спорт - они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективнее оценить сложившуюся ситуацию, просчитать на несколько «ходов» вперёд».
                                                (В.В. Путин в послании участникам Чемпионата мира).

   Актуальность программы продиктована требованиями времени. В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы. Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано.

Исследования, проведенные современными российскими психологами Л. Венгером, В. Давыдовым, В. Мухиной и др., свидетельствуют о том, что возможности маленького человека велики и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов.

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.

В дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка. Они выполняют сразу несколько функций.

Познавательная. Играя в шахматы, ребенок научится мыслить, логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать. Малыш узнает много нового и интересного. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей.

- Воспитательная. Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам.

- Физическая. Сидеть долго за доской очень трудно. Надо обладать большим запасом сил и выносливости. Поэтому у всех гроссмейстеров есть тренеры по физической подготовке.

Методика проведения занятий включает: рассказ педагога, показ, упражнения, тренировки, приучение детей к игре.

Программа предполагает изучение шахматной игры дошкольниками 5 – 7 лет до уровня начинающего шахматиста, то есть освоение правил игры, умения довести партию до логического конца.

 Формы и режим занятий.

Она рассчитана на 1 занятие в неделю продолжительностью 20 - 25 минут. Наполняемость группы -12 детей. 

Занятия, включающие в себя специально подобранные игры, упражнения, задания, соревнования и самостоятельную деятельность детей.

Цель кружка: обучение детей дошкольного возраста в шахматы.

Задачи:

 Обучающие:

  • ознакомить с историей шахмат;
  • обучить правилам игры;
  • дать теоретические знания по шахматной игре.

Развивающие:

  • развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие познавательные психические процессы;
  • сохранять выдержку, критическое отношение к себе и к сопернику; 
    формировать навыки запоминания;
  • вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять представления об окружающем мире.

Воспитывающие:

  • бережно относиться к окружающим, стремиться к развитию личностных качеств;
  • прививать навыки самодисциплины;
  • способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.

          Принципы и подходы к формированию программы:

Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное        созерцание со стороны;

Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

- Принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса

- Принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

- Принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

- Принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

- Принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;

         Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

Характеристика особенностей развития детей подготовительной к школе группы

(6-7 года).

В целом, детский коллектив дружный, эмоционально отзывчивый. Поведение дошкольников всё чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей своих сверстников и наставников. Дети много общаются со взрослыми, которые для них являются авторитетом. Следует отметить, что некоторые дети, в силу особенностей своего характера (застенчивости, скромности) испытывают затруднения в общении.

Большую значимость для детей данного возраста приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, играть то с одним, то с другим партнёром. Иногда у них наблюдаются и конкурентные отношения.

Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл. Усложняется игровое пространство. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем.

 Дети уже способны осознавать себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Они могут давать определения некоторым моральным понятиям (доброта, жадность и т.д.), эмоционально оценивают свои поступки в соответствии с правилами и нормами («что такое хорошо и что такое плохо»).

У детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запомнить достаточно большой объем информации (особенно у девочек), складываются интеллектуальные предпосылки к учебной деятельности. В связи с этим дети хорошо ориентируются в окружающем мире, уверенно выделяют объекты живой и неживой природы, предметного и социального мира.

Усложняются образы, передаваемые детьми в изобразительной деятельности. Рисунки приобрели более детализированный характер, обогатилась цветовая гамма. Более явными стали различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки чаще рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.д.,

Человека дошкольники стали изображать более детализированным и пропорциональным. Появились пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежду дети могут украшать различными деталями.

Дети в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа изображений и построек. Постройки стали симметричными и пропорциональными.

Усложнилось конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольными. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь (диалогическая и монологическая). Дети начинают активно употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы и т.д.

У детей наблюдаются значительные изменения и в физическом развитии. Активно развивается моторика, наращивается и самостоятельно используется двигательный опыт. Совершенствуются ходьба и бег. Дети способны поддерживать правильную осанку. По собственной инициативе они могут организовывать подвижные игры и соревнования со сверстниками.

 

 Планируемые результаты освоения программы:

Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

- Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.

- Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения).

К концу первого года обучения дети должны знать:

  • шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, длинная и короткая рокировка, шах, мат;
  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, король; пешка, правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу первого года обучения дети должны уметь:

  • ориентироваться на шахматной доске;
  • согласованность действий пешек с пешками, пешек с каждой фигурой, каждой фигуры друг с другом.
  • правильно помещать шахматную доску между партнерами;
  • правильно расставлять фигуры в начальном положении;
  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  • рокировать;
  • объявлять шах;
  • решать шахматные элементарные задачи.  

II. CОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Содержание программы
Особенности содержания программы:

Процесс обучения необходимо сделать максимально наглядным, доступным, предметным, эмоционально-насыщенным, интересным и желанным. Ведь дошкольник обучается лишь в той мере, в какой она становится его собственной программой. А это значит, что занятия должны увлекать ребенка, строиться на свойственных детям-дошколятам потребностях и интересах, на использовании “дошкольных” видов деятельности. Именно действие – способ познания ребенком окружающего мира. И если мы хотим, чтобы ребенок что-то всерьез усвоил, мы должны воплотить это в деятельность самого ребенка. И, что также важно для наших целей, что ведущей деятельностью дошкольников является игра.

Отведение нескольких занятий для изучения каждой фигуры объясняется тем, что на первом занятии дается лишь краткая информация об особенности этой фигуры, ее возможностях, а закрепление хода обеспечивается при минимальном количестве других фигур. На следующих занятии возможности этой же фигуры рассматриваются во взаимодействии с большим количеством своих и неприятельских фигур, а навыки и умения оперирования изучаемой фигурой всеми детьми доводятся до сравнительно высокого уровня, позволяющего в дальнейшем без затруднения перейти к изучению последующего материала.

Особое внимание следует уделить шахматным играми и отработке шахматных упражнений, выполнение которых способствует не только закреплению пройденного материала, но и повышает интерес учащихся к шахматным занятиям. Такие занятия планируются после изучения крупных тем.

          Особую трудность представляет усвоение учащихся понятия «мата» и «пата», то есть того, без чего шахматная партия не имеет смысла. В первый год обучения дети получают лишь общее представление об этих понятиях.      На втором году обучения этому моменту программы уделяется гораздо большее внимание.  Для разъяснения этих понятий педагог подбирает как можно больше матовых и патовых позиций и применяет разнообразные формы. Одной из эффективных форм этой работы является коллективное, групповое и индивидуальное придумывание таких позиций самими учащимися.

Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

Вариативные формы, методы и средства реализации программы

Основные формы и средства обучения:

1.Теоретические занятия  

2.Практическая игра.

3.Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

4.Дидактические игры и задания, игровые упражнения.

На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяются:

1. При знакомстве с шахматными фигурами.

2. При изучении шахматной доски.

3. При обучении правилам игры;

4. При реализации материального перевеса.

Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, ребёнок овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.

При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.

На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства детей (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).

Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

Взаимодействие с семьями воспитанников.

Формы общения с семьей:

- круглый стол;

- викторина;

- конкурс;

- лекция-беседа;

- мастер-класс;

- анкетирование;

- консультация;

- день открытых дверей;

- презентация;

- творческое задание;

- тематическая встреча;

- совместная выставка;

- открытое занятие.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды 

Реализация программы шахматного кружка «Шахматы» требует наличия кабинета. Учебный кабинет со столами и стульями, который соответствует санитарным нормам и правилам для полного состава группы.

Развивающая предметно-пространственная среда в кабинете содержательно-насыщенна, трансформируема, полу функциональна, вариативна, доступна и безопасна, и эстетически-привлекательна.

Материально-техническое обеспечение Программы

  • шахматные столы;
  • настольные шахматы разных видов;
  • демонстрационная настенная магнитная доска с комплектом шахматных фигур;
  • шахматные часы;
  • дидактические игры для обучения игре в шахматы;
  • наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии, плакаты);
  • шахматы напольные;
  • автоматизированное рабочее место тренера;
  • электронные образовательные ресурсы (обучающие видеокурсы, презентации, обучающие и игровые шахматные программы);
  • книжно-печатная шахматная продукция для детей (учебники, рабочие тетради и д.п.)
  • комплект методической литературы.

                           

Календарно тематическое планирование курса «Шахматы»

1-й год обучения

1

Тема: Шахматная доска

Чтение дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски». Знакомство с шахматной доской.

2

Тема: Шахматная доска

Положение доски между партнерами. Горизонтальные и вертикальные линии.

Дидактические задания и игры «Горизонталь», «Вертикаль» и др.

3

Тема: Шахматная доска

Диагональ. Отличие диагонали от вертикали. Дидактические задания и «Поиграем-угадаем», «Диагональ» и др. Просмотр презентации «Приключения в Шахматной стране»

4

Тема: Шахматные фигуры

Белые и черные.

Просмотр презентации «Приключения в Шахматной стране»

5

Тема: Начальное положение.

Расстановка фигур перед шахматной партией. Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да и нет», «Мяч».

6

Тема: Ладья

Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры.

7

Тема: Ладья

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение», «Ограничение подвижности»

8

Тема: Слон

Место слона в начальном положении. Ход слона. Взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Качество. Легкие и тяжелые фигуры. Дидактические задания и игры.

9

Тема: Слон

 «Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение», «Ограничение подвижности»

10

Тема: Ладья против слона.

Дидактические задания «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Перехитри часовых», «Сними часовых». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение», «Ограничение подвижности»

11

Тема: Ферзь

Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь- тяжелая фигура. Дидактические задания «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Лабиринт»,

«Перехитри часовых»

12

   

Тема: Ферзь

«Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение», «Ограничение подвижности»

13

Тема: Ферзь против ладьи и слона.

Дидактические задания «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар» «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Перехитри часовых», «Сними часовых». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение», «Ограничение подвижности»

14

Тема: Конь

Место коня в начальном положении. Ход коня. Взятие. Конь- легкая фигура. Дидактические Задания «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Лабиринт»,

«Перехитри часовых»

15

Тема: Конь

«Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение», «Ограничение подвижности»

16

Тема: Конь против ферзя, ладьи, слона.

 Дидактические задания «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар» «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Перехитри часовых», «Сними часовых». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение», «Ограничение подвижности»

17

Тема: Пешка

Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешки. Ход пешки. Взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Чтение сказки «Лена, Оля и Баба-Яга». Дидактические задания «Один в поле воин», «Лабиринт»

18

Тема: Пешка

Дидактическая игра «Ограничение подвижности»

19

Тема: Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня.

 Дидактические задания «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар» «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Перехитри часовых», «Сними часовых». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение», «Ограничение подвижности»

20

Тема: Король

Место короля в начальном положении. Ход короля. Взятие. Короля не бьют, но под бой его ставить нельзя. Дид. Задания «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Игра на уничтожение», «Ограничение подвижности».

21

Тема: Король против других фигур»

 

Дидактические задания «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар» «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Перехитри часовых», «Сними часовых». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение», «Ограничение подвижности»

22

Тема: Шах

Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Три способа защиты от шаха. Дидактические задания «шах или не шах», «Дай шах», «5 шахов», «Шах с выигрышем фигуры», «Защита от шаха»

23

Тема: Шах

Открытый шах, Двойной шах. Дидактические задания «Дай открытый шах», «Открытый шах с выигрышем фигуры», «Дай двойной шах», «Двойной шах с выигрышем фигуры», «Лучший шах». Дидактическая игра «Первый шах»

24

Тема: Мат

Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактические задания «Мат или не мат»

25

Тема: Мат

Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые фигуры). Дидактическое задание «Мат в один ход»

26

Тема: Мат

Мат в один ход: сложные случаи с большим числом фигур. Дидактические задания «Мат в один ход», «5 матов», «Пропавшая фигура».

27

Тема: Ничья, Пат.

Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание «Пат или не пат».

28

Тема: Рокировка

Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактические задания «Рокировка», «Мат в один ход», «Выиграй фигуру».

29

Тема: Шахматная партия.

Игра всеми фигурами из начального положения. Дидактическая игра « Два хода»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет

Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

Дополнительная образовательная программа по обучению детей игре в шахматы «Шахматный городок»

Обучение детей первым шагам шахматной игры в течении 1 уч.года.Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное м...

Дополнительная образовательная программа кружковой деятельности «Шахматное королевство»

Шахматы – уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Игра развивае...

Дополнительная образовательная программа "Шахматная азбука"

Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно начинать учить детей с дошкольного возраста....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ШАХМАТЫ ДЛЯ ДОШКОЛЯТ» (ШАХМАТНЫЙ КРУЖОК)

Данная дополнительная образовательная программа по шахматам направлена на развитие интеллекта личности ребёнка дошкольного возраста, обучение детей основам шахматной игры, способствующей в большей сте...

Рабочая дополнительная образовательная программа «Шахматная азбука»

Рабочая дополнительная образовательная программа "Шахматная азбука"...

Дополнительная образовательная программа РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ШАХМАТНОГО КРУЖКА «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ» Для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

1. Пояснительная записка. «Игра в шахматы – не просто праздное развлечение. Некоторые очень ценные качества ума, необходимые в человеческой жизни, требуются в этой игре и укрепл...