самообразование
методическая разработка (младшая группа)

Грязнова Любовь Алексеевна

самообразование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл самообразование21.65 КБ
Файл план по самообразованию26.85 КБ

Предварительный просмотр:

                        Отчет по самообразованию

  Грязнова Л.А.

 Тема: « Умственное воспитание младших дошкольников по  ознакомлению                                         с окружающим»

  Особое значение  в настоящее время является вопрос о раннем развитии детей.  Основным  видом  деятельности  детей  младшего дошкольного возраста  является игра, в процессе которой развиваются его внимание, память, воображение, мышление, дисциплинированность, ловкость, мелкая моторика рук и т. д

Поэтому с точностью можно сказать что, сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного развития ребенка дошкольного возраста, а также имеет самостоятельное значение, как полноценное восприятие  необходимое для успешного обучения и развития ребенка в детском саду.

Сенсорное воспитание  ребенка  младшего  дошкольного возраста – это прежде всего развитие его восприятия и формирования представлений о таких важнейших свойствах предметов как форма, цвет, величина, положение в пространстве, а также запах и вкус. Период первых трех лет – это период наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Ребенок в первые годы жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств  предметов, в частности игрушек  и  предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без  целенаправленного воспитания, так или иначевоспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и исполнения наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.

Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей в нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста.

Основные направления  работы по сенсорному воспитанию детей 2-3 лет:

1. Формирование практических способов ориентировки.

«поисковая», результативная проба,  умение прослеживать за движением, пользоваться указательным и соотносящим жестом в ходе предметных и орудийных действий, при сравнении объектов.

Важно формировать зрительно – тактильное восприятие, когда ребенок узнает геометрические фигуры или величину предметов первоначально на ощупь, и потом только рассматривает их. Примеры дидактических игр«Какой формы?»«Волшебный мешочек»«Найди на ощупь»«Платочек для куклы»«Узнай фигуру»«Найди пару»,  и т. д.

2. Формирование восприятия цвета.

Для формирования у детей представлений о цвете полезны специальные занятия аппликацией, рисованием, лепкой, развитие восприятия цвета имеет важное  значение в эстетическом воспитании ребенка.

Работа по развитию представлений о цвете проводится поэтапно. На первом этапе ребенка  учат сличению цветов дается инструкция:  Дай такой же (по цвету) кубик, кружочек и т. д.). На втором этапе ребенок выполняет задание по словесной инструкции. На третьем он сам называет тот или иной цвет.

Примеры дидактических игр«Спрячь мышку»«Подбери по цвету»«У кого какое платье»«Листочки для дерева»«Собери  маме бусы»«Воздушные шары»«Какого цвета не стало?»«Разноцветные бусы»«Разложи карандаши  по коробочкам»,  и т. д.

3. Формирование восприятия формы.

Раскладывание предметов на «кучки» с учетом величины, формы. Предлагаются специальные игры. С помощью зрительного соотнесения восприятия формы ребенок учиться выполнять эти задания. Если у ребенка еще не сложились представления о форме предмета, то упражнения начинаются с различения шара, круга и их размеров. Действия сопровождаются речью. Примеры дидактических игр«Составь фигуру»«Сложи узор»«Найди такой же»«Какой предмет лишний?»«Из каких фигур состоит?»

4. Формирование восприятия величины.

Различие и раскрепления понятий большой – маленький проводиться на различных играх – упражнения на конструктивную деятельность: постройки башен из кубиков, игры со сборными игрушками.

В этих играх не только формируются представления о величине предметов, но и развивается  манипулятивная деятельность руквоспитывается последовательность действий, развиваются пространственные представления. Проводятся также игры с матрешками и пирамидками. Примеры дидактических игр«Башня»«Что там?»«Сбор фруктов»«Самая длинная, самая короткая»«В какую коробку?»«Дальше-ближе»«Разноцветные кружки» и т. д.

5. Формирование восприятия пространственных отношений.

Первые представления о пространстве тесно связаны с развитием возможности самостоятельного передвижениявосприятия расположения частей тела (схемы тела.) Следует особо подчеркнуть, что доступность и полезность для каждого вида заданий определяется не только возрастом, сколько предварительной подготовкой, которую получили дети. Примеры дидактических игр«Оденем куклу»«Покажи, что назову»«Где спрятана игрушка»«Что изменилось?»«Где я?»«Прятки» и т. д.

Ожидаемый результат по сенсорному воспитанию:

• Дети научаться различать основные цвета;

• Познакомятся с величиной и формой предметов;

• У детей сформируются навыки самостоятельной деятельности;

• Воспитается познавательный интерес, любознательность;

• Развитие у детей обследовательских умений и навыков;

• Развитие мелкой  моторики рук;

• Повысится уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;

• Повысится самооценка детей, их уверенность в себе;

• У детей разовьются творческие способности, любознательность, наблюдательность;

• Сплочение детского коллектива.



Предварительный просмотр:

План по самообразованию

воспитателя младшей группы № 9

Грязновой Любови Алексеевны.

Тема самообразования « Умственное воспитание младших дошкольников на занятиях по ознакомлению с окружающим            миром».

Срок 2020-2025

Цель: помочь детям развивать сенсорные, интеллектуальные, творческие, познавательные способности;

Задачи: 1. Повысить собственный уровень знаний (путём изучения методической литературы, через консультации, семинары-практикумы) и создать методическую базу (специальная литература, картотеки, тематическое планирование, методические разработки) по познавательно-творческой деятельности.

2.Включить познавательно-творческую деятельность в воспитательно-образовательный процесс группы через сенсорную деятельность путём экспериментирования, коллекционирования,  и другие формы работы.

3.Разработать перспективный план работы с детьми на каждый год.

4.Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.

5.Оформить в группе мини лабораторию.        

6.Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать,  познавательный  интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

7. Формировать у детей разные способы познания.

8. Привлечь родителей к процессу сенсорного развития  в повседневной жизни.

I этап- подготовительный 2020-2021

Формы работы

Практический выход

1.Изучение методической литературы, интернет-ресурсов.

Составление картотеки книг статей из журналов

2.Разработка плана по теме самообразования

План самообразования

3.Разработка плана занятий с детьми по теме самообразования

Конспекты занятий, проекты фотовыставки

4.Изготовление мини лаборатории и оснащение её необходимыми материалами и пособиями для развития.

Мини лаборатория –оснащение необходимыми материалами и пособиями для развития.

II этап практический- 2021-2022г

1.Разработка перспективного плана на год по сенсорной  деятельности

2. Создание «копилки опытов и разработок»

Проведение опытов в свободное время

3.Проект « Игротерапия»

Оформление презентации проекта

4. Проект «Волшебное семечко»

Выращивание рассады для летнего огорода

5. Работа с родителями

Папка передвижка «Хочу все знать»

6. «Моя  семья в выходные»

Тематическая фотовыставка

                   План работы 2022 — 2023г.

Формы работы

Практический выход

 1.Продолжение изучения методической литературы

2.Разработка перспективного плана на год по умственному воспитанию.

3.Разработка картотеки «Дидактические игры».

Оформление картотеки

Тематическое занятие «Путешествие капельки»

4.Проведение сенсорного развития  с детьми  в непосредственно организованной образовательной  и самостоятельной деятельности

Подготовка презентации и фотоматериала по развитию деятельности

5.Пополнение  оснащения в мини-лаборатории необходимыми материалами и пособиями для развития.

Изготовление массажных дорожек,коврик для мелкой моторики,развивающих игр в мини-лабораторию.

 6.«Наши удивительные ручки»

Выставка работ

7. НОД «Путешествие в осенний лес»

Взаимодействие с родителями.

Подготовка консультаций для родителей по следующим темам:

«Для чего ребенку нужны игрушки»

«Развитие любознательности у детей»

Изготовление  нестандартного физкультурного оборудования и дидактических пособий.

Оформление папки передвижки

Выступление на родительском собрании.

План работы 2023 — 2024 г

Формы работы

Практический выход

 1.Продолжение изучения методической литературы

2.Разработка перспективного плана на год по умственному развитию.

3.Разработка картотеки «Дидактические игры в младшей  группе».

НОД: «Путешествие в сказку»

Оформление картотеки

Открытый показ

4. Проект «Развитие речи детей раннего возраста»

Подготовка презентации и фотоматериала

5.Пополнение  оснащения в мини-лаборатории необходимыми материалами и пособиями для развития.

Изготовление развивающих игр и пособий.

6. Участие в конкурсе «Достояние страны»

7. Консультаций для родителей по следующим темам:

«Предметно-развивающая среда»

Совместное мероприятие с детьми и родителями на тему: «Создание условий  двигательной активности детей младшего возраста»

«Научите ребенка любить природу».

Оформление папки передвижки

Выступление на родительском собрании.

Выступление на педсовете

IV этап заключительный- 2024-2025г.

Выпуск брошюры по теме: «Умственное воспитание младших дошкольников на занятиях по ознакомлению с окружающим миром»

  Список литературы 

  1. Подъякова Н.Н. Сохина Ф.А. «Умственное воспитание детей дошкольного возраста»
  2. Теплюк С.Н. « Занятие по экологическому воспитанию»
  3. Шорыгина Т.Т. « Занятия по ознакомлению с окружающим миром»
  4. Виноградова Н.Ф. « Воспитанию о работе с семьей»
  5. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...