самообразование
методическая разработка (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Отчет по самообразованию
Грязнова Л.А.
Тема: « Умственное воспитание младших дошкольников по ознакомлению с окружающим»
Особое значение в настоящее время является вопрос о раннем развитии детей. Основным видом деятельности детей младшего дошкольного возраста является игра, в процессе которой развиваются его внимание, память, воображение, мышление, дисциплинированность, ловкость, мелкая моторика рук и т. д
Поэтому с точностью можно сказать что, сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного развития ребенка дошкольного возраста, а также имеет самостоятельное значение, как полноценное восприятие необходимое для успешного обучения и развития ребенка в детском саду.
Сенсорное воспитание ребенка младшего дошкольного возраста – это прежде всего развитие его восприятия и формирования представлений о таких важнейших свойствах предметов как форма, цвет, величина, положение в пространстве, а также запах и вкус. Период первых трех лет – это период наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Ребенок в первые годы жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и исполнения наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.
Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.
Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей в нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста.
Основные направления работы по сенсорному воспитанию детей 2-3 лет:
1. Формирование практических способов ориентировки.
«поисковая», результативная проба, умение прослеживать за движением, пользоваться указательным и соотносящим жестом в ходе предметных и орудийных действий, при сравнении объектов.
Важно формировать зрительно – тактильное восприятие, когда ребенок узнает геометрические фигуры или величину предметов первоначально на ощупь, и потом только рассматривает их. Примеры дидактических игр: «Какой формы?», «Волшебный мешочек», «Найди на ощупь», «Платочек для куклы», «Узнай фигуру», «Найди пару», и т. д.
2. Формирование восприятия цвета.
Для формирования у детей представлений о цвете полезны специальные занятия аппликацией, рисованием, лепкой, развитие восприятия цвета имеет важное значение в эстетическом воспитании ребенка.
Работа по развитию представлений о цвете проводится поэтапно. На первом этапе ребенка учат сличению цветов дается инструкция: Дай такой же (по цвету) кубик, кружочек и т. д.). На втором этапе ребенок выполняет задание по словесной инструкции. На третьем он сам называет тот или иной цвет.
Примеры дидактических игр: «Спрячь мышку», «Подбери по цвету», «У кого какое платье», «Листочки для дерева», «Собери маме бусы», «Воздушные шары», «Какого цвета не стало?», «Разноцветные бусы», «Разложи карандаши по коробочкам», и т. д.
3. Формирование восприятия формы.
Раскладывание предметов на «кучки» с учетом величины, формы. Предлагаются специальные игры. С помощью зрительного соотнесения восприятия формы ребенок учиться выполнять эти задания. Если у ребенка еще не сложились представления о форме предмета, то упражнения начинаются с различения шара, круга и их размеров. Действия сопровождаются речью. Примеры дидактических игр: «Составь фигуру», «Сложи узор», «Найди такой же», «Какой предмет лишний?», «Из каких фигур состоит?»
4. Формирование восприятия величины.
Различие и раскрепления понятий большой – маленький проводиться на различных играх – упражнения на конструктивную деятельность: постройки башен из кубиков, игры со сборными игрушками.
В этих играх не только формируются представления о величине предметов, но и развивается манипулятивная деятельность рук, воспитывается последовательность действий, развиваются пространственные представления. Проводятся также игры с матрешками и пирамидками. Примеры дидактических игр: «Башня», «Что там?», «Сбор фруктов», «Самая длинная, самая короткая», «В какую коробку?», «Дальше-ближе», «Разноцветные кружки» и т. д.
5. Формирование восприятия пространственных отношений.
Первые представления о пространстве тесно связаны с развитием возможности самостоятельного передвижения, восприятия расположения частей тела (схемы тела.) Следует особо подчеркнуть, что доступность и полезность для каждого вида заданий определяется не только возрастом, сколько предварительной подготовкой, которую получили дети. Примеры дидактических игр: «Оденем куклу», «Покажи, что назову», «Где спрятана игрушка», «Что изменилось?», «Где я?», «Прятки» и т. д.
Ожидаемый результат по сенсорному воспитанию:
• Дети научаться различать основные цвета;
• Познакомятся с величиной и формой предметов;
• У детей сформируются навыки самостоятельной деятельности;
• Воспитается познавательный интерес, любознательность;
• Развитие у детей обследовательских умений и навыков;
• Развитие мелкой моторики рук;
• Повысится уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;
• Повысится самооценка детей, их уверенность в себе;
• У детей разовьются творческие способности, любознательность, наблюдательность;
• Сплочение детского коллектива.
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
воспитателя младшей группы № 9
Грязновой Любови Алексеевны.
Тема самообразования « Умственное воспитание младших дошкольников на занятиях по ознакомлению с окружающим миром».
Срок 2020-2025
Цель: помочь детям развивать сенсорные, интеллектуальные, творческие, познавательные способности;
Задачи: 1. Повысить собственный уровень знаний (путём изучения методической литературы, через консультации, семинары-практикумы) и создать методическую базу (специальная литература, картотеки, тематическое планирование, методические разработки) по познавательно-творческой деятельности.
2.Включить познавательно-творческую деятельность в воспитательно-образовательный процесс группы через сенсорную деятельность путём экспериментирования, коллекционирования, и другие формы работы.
3.Разработать перспективный план работы с детьми на каждый год.
4.Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
5.Оформить в группе мини лабораторию.
6.Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
7. Формировать у детей разные способы познания.
8. Привлечь родителей к процессу сенсорного развития в повседневной жизни.
I этап- подготовительный 2020-2021
Формы работы | Практический выход |
1.Изучение методической литературы, интернет-ресурсов. | Составление картотеки книг статей из журналов |
2.Разработка плана по теме самообразования | План самообразования |
3.Разработка плана занятий с детьми по теме самообразования | Конспекты занятий, проекты фотовыставки |
4.Изготовление мини лаборатории и оснащение её необходимыми материалами и пособиями для развития. | Мини лаборатория –оснащение необходимыми материалами и пособиями для развития. |
II этап практический- 2021-2022г | |
1.Разработка перспективного плана на год по сенсорной деятельности | |
2. Создание «копилки опытов и разработок» | Проведение опытов в свободное время |
3.Проект « Игротерапия» | Оформление презентации проекта |
4. Проект «Волшебное семечко» | Выращивание рассады для летнего огорода |
5. Работа с родителями | Папка передвижка «Хочу все знать» |
6. «Моя семья в выходные» | Тематическая фотовыставка |
План работы 2022 — 2023г.
Формы работы | Практический выход |
1.Продолжение изучения методической литературы | |
2.Разработка перспективного плана на год по умственному воспитанию. 3.Разработка картотеки «Дидактические игры». | Оформление картотеки Тематическое занятие «Путешествие капельки» |
4.Проведение сенсорного развития с детьми в непосредственно организованной образовательной и самостоятельной деятельности | Подготовка презентации и фотоматериала по развитию деятельности |
5.Пополнение оснащения в мини-лаборатории необходимыми материалами и пособиями для развития. | Изготовление массажных дорожек,коврик для мелкой моторики,развивающих игр в мини-лабораторию. |
6.«Наши удивительные ручки» | Выставка работ |
7. НОД «Путешествие в осенний лес» Взаимодействие с родителями. Подготовка консультаций для родителей по следующим темам: «Для чего ребенку нужны игрушки» «Развитие любознательности у детей» | Изготовление нестандартного физкультурного оборудования и дидактических пособий. Оформление папки передвижки Выступление на родительском собрании. |
План работы 2023 — 2024 г
Формы работы | Практический выход |
1.Продолжение изучения методической литературы | |
2.Разработка перспективного плана на год по умственному развитию. 3.Разработка картотеки «Дидактические игры в младшей группе». НОД: «Путешествие в сказку» | Оформление картотеки Открытый показ |
4. Проект «Развитие речи детей раннего возраста» | Подготовка презентации и фотоматериала |
5.Пополнение оснащения в мини-лаборатории необходимыми материалами и пособиями для развития. | Изготовление развивающих игр и пособий. |
6. Участие в конкурсе «Достояние страны» 7. Консультаций для родителей по следующим темам: «Предметно-развивающая среда» Совместное мероприятие с детьми и родителями на тему: «Создание условий двигательной активности детей младшего возраста» «Научите ребенка любить природу». | Оформление папки передвижки Выступление на родительском собрании. Выступление на педсовете |
IV этап заключительный- 2024-2025г.
Выпуск брошюры по теме: «Умственное воспитание младших дошкольников на занятиях по ознакомлению с окружающим миром»
Список литературы
- Подъякова Н.Н. Сохина Ф.А. «Умственное воспитание детей дошкольного возраста»
- Теплюк С.Н. « Занятие по экологическому воспитанию»
- Шорыгина Т.Т. « Занятия по ознакомлению с окружающим миром»
- Виноградова Н.Ф. « Воспитанию о работе с семьей»
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/18/picture-590276-1445150983.jpg)
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/15/picture-720016-1618479848.jpg)
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/15/picture-720016-1618479848.jpg)
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/23/picture-467372-1503518884.jpg)
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/24/picture-692736-1587754212.jpg)
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/10/picture-763746-1462879461.jpg)
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/05/picture-889637-1486313237.jpg)
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...