«Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
методическая разработка (подготовительная группа)

полуэктова нина михайловна

Приобщение детей к истокам русской народной культуры.                                                                                                                                                                                                                                                         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

Концепция.

«Без прошлого нет настоящего,

без настоящего нет будущего…»

Каждый народ в бездонных копилках своей памяти хранит никогда не иссякающее богатство. Это искусство народа, правила и обычаи его жизни, любимые сказки и предания, самобытные праздники. Человеку необходимо знать свою малую родину, свой родной уголок.

В «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.) говорится о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою родину – задача особенно актуальная сегодня.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Согласно ФГОС дошкольного образования, познавательное развитие предполагает: «…формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.»

К проблеме возможностей народной культуры как живого источника педагогической мудрости обращались многие ученые и педагоги, изучая всесторонне его потенциал. В.А. Сухомлинский рассматривал народную культуру, как средство нравственного воспитания, формирование мировоззрения и развития фантазии ребенка. По мнению Е.И. Тихеевой, только при приобщении ребенка к народной культуре происходит развитие речи и образного мышления. Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина видят в нем источник создания художественного образа в рисовании, активизации процесса детского творчества. Возможности народной культуры, как средства творческого развития ребенка, формирования представлений у детей о народном искусстве раскрыли О.Л. Князева, Т.С. Комарова, М.Д. Маханева, А.П. Усова и др.

Учитывая актуальность темы, определила цель своей педагогической работы: способствовать духовно-нравственному развитию личности ребенка, обладающей чувством национальной гордости, любви к Отечеству, своему народу через приобщение к истокам народной культуры. Работая в этом направлении, у меня есть удивительная возможность дать детям почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем.

Для реализации поставленной цели, мною были определены следующие задачи: развитие эмоционально-познавательного интереса к культурному наследию России; воспитание уважительного отношения к традициям своего народа; развитие коммуникативных качеств, инициативы, способности к импровизации.

Для реализации задач разработала тематическое планирование по разделам: 

  1. Устное народное творчество.

Цели: приобщать детей к общечеловеческим ценностям при ознакомлении с фольклором; развивать эмоциональную отзывчивость на произведения русского народного творчества; развивать фантазию, творческие способности детей и умение находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонации.

  1. Ознакомление с народной декоративной росписью.

Цели: знакомить детей с жизнью и бытом русского народа и развивать основы художественной культуры через народное декоративно-прикладное искусство; учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов; развивать художественно-творческие способности у детей.

  1. Народные праздники и традиции.

Цели: освоение историко-культурного наследия России через памятные даты народного календаря; знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников.

Формы работы:

  • Занятия: тематические, интегрированные, игровые, театрализованные, индивидуальные.
  • Экскурсии.
  • Кружковая работа.
  • Развлечения. Досуги.
  • Русские народные праздники.
  • Театрализованная деятельность.
  • Игровая деятельность.

Методы и приемы, направленные на развитие мышления, речевой и познавательной деятельности:

  • Проблемно-поисковые вопросы.
  • Разбор пословиц и поговорок.
  • Введение нового персонажа.
  • Творческие задачи.
  • Объяснение происхождения слов.
  • Метод аналогии.
  • Работа с моделями, схемами.

Одним из условий успешного решения задач по приобщению детей к народной культуре является создание в группе предметно-пространственной развивающей среды. С этой целью подобран материал для оборудования трансформируемых уголков: народной старины «Русская изба», православной культуры, ряжения, оборудованы центры: народно-прикладного искусства, речевого развития «Фольклор для малышей», народных музыкальных инструментов. Собран материал: библиотечка с русскими народными сказками, народные игрушки, узоры для рисования, предметы старины, вышивки. Сшиты костюмы для инсценирования русских народных сказок.

В рамках проектной деятельности был реализован познавательно-творческий проект «Родная сторонка». Цель проекта: формирование личности ребенка в процессе приобщения к традициям русской народной культуры. Проект направлен на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа, основан на формировании чувства причастности детей к наследию прошлого. Итогами реализации проекта стали: НОД по ознакомлению с русским народным костюмом, народной игрушкой, творческие работы детей. Одним из самых ярких результатов проекта являются праздники «Осенняя ярмарка», «Зимние святки», «Масленица», «Мамины посиделки», где дети, родители и педагоги показали все то, что узнали в ходе проекта.

Необходимым условием для формирования и развития у детей общественно значимых идеалов и ориентиров является взаимодействие с семьей. Задачи программы глубоки и серьезны, решать их без участия родителей невозможно. Чтобы сделать их своими союзниками, внедряю интересные формы работы: родительские собрания с выступлениями детей, совместные праздники и развлечения, семейные экскурсии в городской музей, на выставки народных умельцев.

Использую различные формы вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ: оформление уголка для родителей, анкетирование, беседы, совместные праздники, посиделки, выставки, конкурсы.

Включение родителей в работу по приобщению детей к истокам народной культуры является приоритетным направлением в формировании ценностных ориентаций у дошкольников. Д.С. Лихачев говорил: «Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…Народные отличия сохраняются и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний». Именно поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам Русской народной культуры

В данной статье проанализировано значение использования пословиц и поговорок с целью их воспитания и приобщения к истокам русской культуры....

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах....

Проект «Русские народные игрушки и игры» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий. Эта разработка будет осущест...

«Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»

О значении пословиц и поговорок в воспитании детей. Знакомя детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям....

«Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»

О значении пословиц и поговорок в воспитании детей. Знакомя детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям....

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...