Презентация опыта работы в третьем этапе Краевого фестиваля лучших инклюзивных практик по теме: « Модель инклюзивного образования в ДОУ» г.Красноярск
методическая разработка (подготовительная группа)

Шишигина Ирина Николаевна

Цель - создание целостной, эффективно действующей системы, обеспечивающей оптимальные условия для воспитания и развития детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и детей-ивалидов, направленной на их полноценное развитие и самореализацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model.docx33.34 КБ
Файл model_inklyuzivnogo_obrazovaniya_v_mbdou_no27_g.kanska.pptx1.97 МБ

Предварительный просмотр:

                                                                          Старший воспитатель: С.Ю.Степурка

                                                                Педагог-Психолог: Т.В.Бурдина  

                                                   Воспитатели: Н.В.Гусева

                                                                                    И.Н. Шишигина

Модель инклюзивного образования в МБДОУ №27

        СЛАЙД №1-3 Инклюзивное образование – наиболее передовая система обучения детей с ОВЗ, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей – инвалидов. Обучаясь и развиваясь вместе, дети учиться жить вместе, стираются границы между инвалидами и здоровыми людьми.

Ключевым моментом модернизации современной системы образования является положение о том, что в системе образования должны быть созданы условия для развития и самореализации любого ребенка.

        В положении о дошкольном образовательном учреждении №27 с 2016г. предусмотрена возможность организации групп комбинированной направленности, в которых могут получать дошкольное образование здоровые дети и дети, имеющие ограниченные возможности здоровья (далее ОВЗ).

Цель - создание целостной, эффективно действующей системы, обеспечивающей оптимальные условия для воспитания и развития детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и детей-ивалидов, направленной на их полноценное развитие и самореализацию.

        Модель инклюзивного образования в МБДОУ №27 составлена на основе документов представленных на слайде:

Инклюзивное образование строится на следующих принципах:

СЛАЙД №4

1. Принцип индивидуального подхода (Выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка из группа).

2. Принцип поддержки самостоятельной активности (Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности).

3.Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников (Создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе).

4. Принцип междисциплинарного подхода (Специалисты, работающие в группе регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и группы в целом).

5. Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания, т. е. необходимо наличие вариативной развивающей среды.

6. Принцип партнерского взаимоотношения с семьёй (Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддерживаются родителями).

7. Принцип динамического развития образовательной модели детского сада (Модель детского сада может меняться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства).

СЛАЙД № 5

        В нашем учреждении вместе с детьми норма есть воспитанники с ОВЗ это дети

с 1.нарушением интеллектуального развития (Задержка психического развития, умственной отсталостью) у этих детей: (2ч.)

-замедлен темп формирования высших психических функций; 

-стойкое состояние незрелости эмоционально-волевой сферы; 

-интеллектуальная недостаточность.

-умственной отсталость (олигофрения – синдром врожденного психического дефекта, деменция – распад психики) и интеллектуальное недоразвитие (идиотия, имбецильность дебильность); 

-органическое поражение головного мозга ведет к нарушению высших познавательных процессов и стойкому необратимому нарушению интеллектуального развития 
2.
С тяжелыми нарушениями речи: (16ч.)

-нарушения коммуникативной и познавательной (обобщающей) функций речи (алексия – отсутствие речи,    неспособность к ее усвоению, ,дислексия – трудность овладения чтением; заикание); 

-разные психофизические отклонения.

3. С нарушением опорно-двигательного аппарата: (1ч.)

-ДЦП и поражение спинного мозга;

-органическое поражение двигательных центров головного или спинного мозга ведет к невозможности или частичному нарушению движений

СЛАЙД №6 Инклюзивное образование детей с ОВЗ  в нашем ДОУ реализуется через следующую модель:

        Полная инклюзия – дети с ОВЗ посещают детский сад наряду со здоровыми сверстниками и обучаются по индивидуальному образовательному маршруту.

Построение инклюзивного процесса в группе детского сада выполняется следующим образом:

1. Диагностика индивидуальных особенностей развития детей:

- беседа и анкетирование родителей;

- диагностика развития ребенка с ОВЗ;

- наблюдение за поведением в группе;

2. Составление адаптированных образовательных программ(АОП).

3. Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы.

4. Организация совместной деятельности здоровых детей и ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях общеразвивающей группы.

Для того, чтобы повысить качество образовательного процесса на базе ДОУ создан ПМКк, куда входят следующие специалисты:

Должность

Квалификационная категория

Стаж работы в должности

старший воспитатель -председатель

Высшая

10 лет

педагог-психолог

Первая

6 лет

учитель-логопед

Высшая

25 лет

воспитатель

Первая

10 лет

Задачи организации совместной деятельности:

1.создавать общности детей и взрослых (вместе мы группа);

2.формировать умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми, а так же друг друга;

3.развивать коммуникативные навыки и культуру общения, создание позитивного эмоционального настроя;

4.развивать умения и навыки игровой, познавательной, исследовательской деятельности; 5.формировать навыки само регуляции и самообслуживания.)

СЛАЙД №7 Специалисты консилиума регулярно проводят заседания, на которых обсуждают динамику в развитии ребенка с ОВЗ, особенности его поведения, корректируют ИОМ ребенка ОВЗ, план работы воспитателя и группы в целом. Заседания ПМПк ДОУ проходят как планово (в начале уч. года, середине и в конце), так и внепланово (по запросу).

        Ведется взаимодействие  с медицинскими учреждениями: психоневрологический диспансер, детская поликлиника. Врачи: психиатр и врач педиатр обследуют детей и в случаи необходимости назначают медикаментозное лечение.  

        СЛАЙД №8 Содержание инклюзивного образования реализуется в различных формах:

- индивидуальные занятия со специалистами;

- активная деятельность в специально организованной среде (свободная

игра в групповом помещении, в специально оборудованном помещении,

прогулки);

- совместная деятельность и игра в микро-группах с другими детьми;

- режимные моменты (прием пищи, дневной сон и др.);

- фронтальные занятия;

- праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня.

        Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Содержание встреч, планируется согласно составленному индивидуальному плану. Индивидуальные встречи проводятся специалистами в соответствии с составленным графиком, занятия строятся на оценке достижений ребенка и определения зоны его ближайшего развития. По результатам занятия специалист составляет запись в индивидуальной карте развития ребенка, с которым обязательно знакомятся другие специалисты и воспитатели групп. Так же родителям выдается домашнее задание с рекомендациями по отработке навыков и включению их в игровую и бытовую деятельность.

Фронтальные занятия организации активности детей могут решать как познавательные, так и социальные задачи. Фронтальные формы могут проходить по-разному. Для организации инклюзивного процесса больше всего подходит занятие в форме круга – специально организованного занятия, на котором дети играют в особой – спокойной, доверительной атмосфере.

        В детском саду организована деятельность  для детей как с нормой так и для ОВЗ и родителей -"Логопедическая гостиная"с целью повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей. "Развивашка" с целью развитие мелкой моторики и познавательных процессов. На сегодняшний день для инклюзивного образования в нашем детском саду существует стартовые условия. "Весёлый художник" с целью развитие у детей интереса к изобразительной деятельности через применение разных нетрадиционных техник и материалов.  "Умелые ручки" с целью развития творческих способностей, способствование формированию у детей чувства прекрасного, развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия. 

        Всем детям, в том числе и детям с ОВЗ необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. И эту проблему можно решить через занятия дополнительного образования, так как это прекрасная возможность для их творческой деятельности и социального общения. Дополнительное образование дает реальную возможность выбора ребенку с ОВЗ своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает ему "ситуацию успеха".

        Наше учреждение успешно реализует инклюзивную практику:

- в развитии детей видна динамика (особенно в развитии социальных навыков);

- дети с желанием посещают детский сад;

- воспитанники получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой;

- родители занимают активную позицию сотрудничества с детским садом;

- педагоги реализуют инклюзивную практику, используя уже имеющийся профессиональный опыт и знания; принимают участие в разработке индивидуальных образовательных планов.

СЛАЙД №9-11 Для успешной организации образовательного процесса обращаем внимание на РППС , она создана:

  • безопасной;
  • комфортной и уютной;
  • организуется в каждой группе на основе представлений о возрастных закономерностях развития детей;
  • развивающейся  и вариативной;
  • информативной;
  • постоянно обновляемой.

        Дети с ОВЗ участвуют в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ созданной РППС.

СЛАЙД №12 -14 Взаимодействие с родителями

Таким образом, при планировании взаимодействия с родителями детей с ОВЗ мы учитываем следующее:

  • Родители  ознакомлены в составлении индивидуального плана развития ребенка.
  • Родители  регулярно получают сведения об успехах ребенка.
  • При возможности организуются домашние посещение семьи ребенка дома, так у педагогов будет возможность понять требования, предъявляемые к ребенку родителями.
  • Родители приглашаются посещать групповые и индивидуальные занятия с ребенком. Так у них будет возможность познакомиться с методами преподавания, применяемыми в дошкольном образовании.
  • Поощряется помощь родителей в организации совместных мероприятий.

В процессе работы столкнулись с проблемами в инклюзивном образовании:

- недостаточное наличие учебно-методических комплексов и литературы в

ДОУ;

нехватка узких специалистов (дефектолог):

- необходимость изменения образовательной среды и непосредственно связанная с этим проблема финансирования.

Перспективы инклюзивного образования.

Создание системы сетевого взаимодействия между социальными партнерами, реализующими идеи инклюзивного образования;

- Обобщение опыта работы по инклюзивному образованию;

СЛАЙД №15 Ожидаемые результаты:

В работе с семьей:

  1. Повышение уровня «воспитательной» компетентности родителей, их активности в образовательном процессе.
  2. Позитивные изменения в характере детско-родительских отношений.
  3. Стойкое продвижение детей в развитии.
  4. Возникновение родительского сообщества, расширение социального пространства семьи.

В работе с педагогами:

  1. Повышение профессиональной компетентности в работе с детьми с разными возможностями.
  2. Повышение мотивационной готовности к сотрудничеству.
  3. Результативность самообразования - обобщение и трансляция опыта работы по проблеме, расширение границ профессиональных интересов педагогов.

На данный момент в нашем ДОУ организованы 4 комбинированные группы. Это 18 детей, получается по 3-4ч. в группе. Воспитатели прошли курсы повышения квалификации по теме: «Разработка адаптированной образовательной программы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья». У детей на выходе к школе сформирована речь, положительная динамика психического развития.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Модель инклюзивного образования в МБДОУ №27 г.КАНСКА

Слайд 2

Цель - создание целостной, эффективно действующей системы, обеспечивающей оптимальные условия для воспитания и развития детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и детей-ивалидов , направленной на их полноценное развитие и самореализацию.

Слайд 3

Модель инклюзивного образования в МБДОУ №27 составлена на основе: Федеральные: 1. Федеральный закон от 3 мая 2012 года № 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" 2. «Об образовании в Российской Федерации» - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ 3. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ с дополнениями и изменениями Постановления Правительства РФ: 1. «О порядке и условиях признания лица инвалидом» - Постановление правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 N 247) 2. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» - Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р 3. «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» - Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288 (в ред. от 10 марта 2009 г.) 4. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» – Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р 5. «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» - Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 666

Слайд 4

Приказы Министерства образования и науки РФ 1. «Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». Приложения N2 и N3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4.08.2008 г. N 379н 2. «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» - Приказ министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 августа 2005 г. N 535 3. «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» - Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2009 года № 95 4. «Об утверждении формы документов государственного образца об основном общем, среднем (полном) общем образовании и документов об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, специального (коррекционного) класса общеобразовательного учреждения» - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 ноября 2005 г. N 281 5. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» - Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373 6. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015. 7. «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. N 1082 г. Москва Региональные: "Об утверждении Концепции развития инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017–2025 годы" Указ Губернатора края от 13.10.2017г. №258 - уг .

Слайд 5

Принципы инклюзивного образования 1. Принцип индивидуального подхода 2. Принцип поддержки самостоятельной активности 3.Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников 4. Принцип междисциплинарного подхода 5. Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания 6. Принцип партнерского взаимоотношения с семьёй 7. Принцип динамического развития образовательной модели детского сада

Слайд 6

Характеристика детей ОВЗ Нарушение интеллектуального развития (Задержка психического развития, умственная отсталость) Тяжелые нарушения речи Нарушения опорно-двигательного аппарата

Слайд 7

ПОЛНАЯ Инклюзия МОДЕЛЬ 1.Диагностика детей с ОВЗ 2.Составление АОП 3.Планирование образовательного процесса 4.Организация совместной деятельности детей

Слайд 8

Задачи организации совместной деятельности: 1.создавать общности детей и взрослых (вместе мы группа) ; 2.формировать умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми, а так же друг друга; 3.развивать коммуникативные навыки и культуру общения, создание позитивного эмоционального настроя; 4.развивать умения и навыки игровой, познавательной, исследовательской деятельности; 5.формировать навыки само регуляции и самообслуживания.)

Слайд 9

Формы работы Индивидуальные занятия Логопедическая гостиная Фронтальные занятия Кружковая деятельность (« развивашка », «весёлый художник», «Умелые ручки»

Слайд 10

РППС безопасной; комфортной и уютной; организуется в каждой группе на основе представлений о возрастных закономерностях развития детей; развивающейся и вариативной; информативной; постоянно обновляемой.

Слайд 13

Взаимодействие с родителями формы Мастер – классы Совместные мероприяти (праздники, соревнование, день самоуправления) Посещение родителями индивидуальных и групповых занятий Родительские обрания (консультирование)

Слайд 14

День самоуправления в группах

Слайд 15

Мастер – класс с родителями

Слайд 16

Ожидаемые результаты В работе с семьей В работе с педагогами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы по теме "Использование авторского пособия для детей раннего возраста "Фетровая сказка" на региональном Фестивале педагогических идей

Пособие "Фетровая сказка", как элемент развивающей предметно – пространственной среды группы, соответствует требованиям ФГОС. Оно обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взро...

Презентация опыта работы на экспертной площадке «Культурно-образовательные практики дошкольного образования» по теме:«Лего-конструирование в ДОУ.

Цель программы: содействие развитию конструкторских и креативно – творческих способностей детей дошкольного возраста, способствующих познанию окружающего мира средствами образовательного ко...

Презентация опыта работы: "Реализация модели развития музыкальных способностей у старших дошкольников через инновационную технологию Т.Боровик."

Реализация модели развития музыкальных способностей у старших дошкольников через инновационную технологию Т.Боровик.Инновационная технология, учитывая, современные требования психологии детского воспр...

Протокол об участии в РМО воспитателей по теме "Презентация опыта работы в рамках дополнительного образования по программе "Домисолька""

Протокол об участии в РМО воспитателей  по теме "Презентация опыта работы в рамках дополнительного образования по программе "Домисолька""...

Презентация опыта работы "Модель инклюзивного образования"

Опыт работы опубликован в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Методика и практика современного образования и воспитания"...

Презентация опыта работы "Модель методического сопровождения на основе дифференциации и личностно-ориентированного подхода к педагогам"

Внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, профессионального стандарта педагога предполагает изменение требований к профессиональной деятельности воспи...