Главные вкладки

    картотека подвижных игр по нравственно-патриотическому воспитанию
    картотека

    картотека подвижных игр по нравственно-патриотическому воспитанию

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Картотека подвижных игр

    по нравственно – патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

    Составила: Хроменкова Е.А.

    г.Ачинск

    СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (от 5 до 6 лет)

    Бубенцы.

    Цель: учить внимательно слушать текст, развитие ловкости, слуха, речи.

    Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой ("жмурка") - с завязанными глазами. Все поют:

    Трынцы-брынцы, бубенцы,

    Раззвонились удальцы:

    Диги-диги-диги-дон,

    Отгадай, откуда звон!

    После этих слов "жмурка" ловит увертывающегося игрока.

    Горелки с платочком.

    Цель: учить внимательно слушать текст, ориентироваться в пространстве; развитие ловкости, речи.

    Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек. Все хором:

    Гори, гори ясно,

    Чтобы не погасло.

    Глянь на небо,

    Птички летят,

    Колокольчики звенят!

    Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший "горит", т. е. водит.

    Фанты.

    Цель: учить внимательно слушать текст; развивать диалогическую речь, логику мышления.

    Игра начинается так. Ведущий обходит играющих и каждому говорит:

    Вам прислали сто рублей.

    Что хотите, то купите,

    Черный, белый не берите,

    "Да" и "Нет" не говорите!

    После этого он ведет с участниками игру - беседу, задает разные провокационные вопросы, с тем, чтобы кто-то в разговоре произнес одно из запрещенных слов: черный, белый, да, нет. Тот, кто сбился, отдает водящему фант. После игры каждый, кто нарушил правила, выкупает свой фант.

    Играют не более десяти человек, все участники игры имеют по несколько фантов. Дети в игре внимательно слушают вопросы и следят за своей речью.

    Ведущий ведёт примерно такой разговор:

    - Что продаётся в булочной?

    - Хлеб.

    - Какой?

    - Мягкий.

    - А какой хлеб ты больше любишь: чёрный или белый?

    - Всякий.

    - Из какой муки пекут булки?

    - Из пшеничной. И т.д.

    При выкупе фантов участники игры придумывают для хозяина фанта интересные задания. Дети поют песни, загадывают загадки. Читают стихи, рассказывают короткие смешные истории, вспоминают пословицы и поговорки, прыгают на одной ножке. Фанты могут выкупаться сразу же после того, как проиграют несколько человек.

    Правила игры. На вопросы, играющие должны отвечать быстро. Ответ исправлять нельзя. Ведущий может вести разговор одновременно с двумя играющими. При выкупе фанта ведущий не показывает его участникам игры.

    Мячик к верху.

    Цель: развитие координации движений, ловкости, быстроты реакции, умения внимательно слушать.

    Участники игры встают в круг, водящий идёт в середину круга и бросает мяч со словами: "Мячик к верху!". Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: "Стой!" Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становится водящим. Если же он промахнулся, то остаётся вновь водящим: идёт в центр круга, бросает мяч кверху - игра продолжается.

    Правила игры. Водящий бросает мяч как можно выше. Разрешается ловить мяч и с одного отскока от земли. Если кто-то из играющих после слова: "Стой!" - продолжает двигаться, то он должен сделать три шага в сторону водящего. Играющие, убегая от водящего, не должны прятаться за встречающимися на пути предметами.

    Делай, как я!

    Цель: развитие внимания, воображения, ритмичной выразительной речи, умения двигаться свободно, действовать сообща.

    Число участников. От семи человек.

    Участие взрослого. Желательно.

    Содержание. Участники игры встают в круг, один остается в середине. Все поют:

    Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

    У дядюшки Трифона

    Было семеро детей,

    Семеро сыновей:

    Они не пили, не ели,

    Друг на друга смотрели.

    Разом делали, как я!

    При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.

    Правила игры. При повторении игры дети, стоящие в кругу идут в противоположную сторону.

    Колыбель.

    Цель. Развитие коммуникативных навыков, чувства доверия к группе.

    Содержание. Дети встают вокруг расстеленного на полу одеяла. Ведущий упоминает детям о том, как в детстве их качали родители, и предлагает желающим покачаться на одеяле.

    Один ребенок ложится на одеяло, а остальные берут одеяло, поднимают его и начинают раскачивать.

    Делать это нужно согласованно. При раскачивании можно напевать спокойную песню.

    Примерно через минуту по команде ведущего дети прекращают раскачивание и осторожно опускают одеяло на пол.

    Рекомендации. Качают только тех, кто сам этого захотел. Ребенок решает, качается он с открытыми или с закрытыми глазами.

    Молчанка.

    Цель: развитие внимания, ритмичной выразительной речи, учить выдержке.

    Перед началом игры все играющие произносят певалку:

    Первенчики, червенчики,

    Летали голубенчики

    По свежей росе,

    По чужой полосе,

    Там чашки, орешки,

    Медок, сахарок -

    Молчок!

    Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами и потешками, шуточными стихотворениями. Если кто-то засмеётся или скажет слово, он отдаёт ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих – поют песенки, читают стихи, танцуют, выполняют различные движения. Разыгрывать фант можно и сразу, как проштрафился. Правила игры. Ведущему не разрешается дотрагиваться руками до играющих. Фанты у всех играющих должны быть разные.

    Кто дальше бросит?

    Цель: учить строиться друг за другом, действовать после сигнала, развивать ловкость, координацию движений.

    Играющие выстраиваются в две шеренги по обе стороны площадки. В центре площадки находится флажок на расстоянии не менее 8 - 10 м от каждой команды. По сигналу игроки каждой шеренги бросают мешочки вдаль, стараясь добросить до флажка. То же делают игроки второй шеренги. Из каждой шеренги выявляется лучший метатель, а также шеренга-победительница, в чьей команде большее число участников добросят мешочки до флажка.

    Правила игры. Бросать все должны по сигналу. Счет ведут ведущие команд.

    Сосед, подними руку.

    Цель: развитие внимания, координации движений, действовать в соответствии с правилами игры.

    Играющие, стоя или сидя (в зависимости от уговора), образуют круг. По жребию выбирают водящего, который встает внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: "Руки!" тот игрок, к кому обратился водящий, продолжает сидеть (стоять), не меняя положения. А оба его соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа - левую, сосед слева - правую, т.е. ту руку, которая находится ближе к игроку, стоящему (сидящему) между ними. Если кто-то из ребят ошибся, т.е. поднял не ту руку или вообще забыл ее поднять, то он меняется с водящим ролями. Играют установленное время. Выигрывает тот ребенок, кто ни разу не был водящим.

    Правила игры. Игрок считается проигравшим даже тогда, когда он только пытался поднять не ту руку. Водящий должен останавливаться точно напротив игрока, к которому он обращается. В противном случае его команда не выполняется.

    Игра «Гуси».

    Цель: учить легкости движений, ходить друг за другом, не толкая впереди идущего, ориентироваться в пространстве, синхронизировать движения со словами; развитие речи.

    Для игры нужен рисунок на асфальте, где изображаются гусиный дом, извилистая тропинка, пруд.

    Все дети - гуси. Один из них - вожак. Он поведет гусей из дома на пруд. Все движения, которые делает гусь-вожак, повторяют гуси. Гуси идут друг за другом, на цыпочках, поджимают то одну, то другую ногу, машут крыльями, поворачивают голову в разные стороны. Но при этом никто не должен сойти с тропинки, оступиться. Все повторяют за вожаком: "Га-га-га!"

    Когда вожак скажет:

    "И скорей бегом на пруд!", гуси наперегонки бегут к пруду.

    Друг за дружкою гуськом.

    Ходят гуси бережком.

    Впереди идёт вожак,

    Он шагает важно так -Га-га-га!

    Гуси все за вожаком

    Вперевалочку, шажком.

    Шаг шагнут, другой шагнут,

    Низко головы нагнут. Га-га-га!

    Гуси крыльями взмахнут,

    И скорей бегом на пруд!

    «Калачи».

    Цель: развитие внимания, координации движений, активизировать речь, учить бегать, не наталкиваясь друг на друга, действовать в соответствии с правилами игры.

    Дети становятся в три круга. Двигаются подскоками по кругу и при этом произносят слова:

    Бай-качи-качи-качи!

    Глянь - баранки, калачи!

    С пылу, с жару, из печи.

    По окончании слов игроки бегают врассыпную по одному по площадке. На слова «Найди свой калач!» возвращаются в свой круг. При повторении игры могут меняться местами в кругах.

    Горелки.

    Цель: развитие речи, внимания, координации движений, учить действовать после сигнала.

    Играющие становятся в две колонны (парами, впереди - водящий). Все хором произносят:

    Гори, гори ясно, Чтобы не погасло.

    Глянь на небо - Птички летят.

    Колокольчики звенят!

    Раз, два, три - беги.

    С последним словом дети, стоящие в последней паре, отпускают руки и бегут в начало колонны: один - слева, другой - справа. Водящий пытается поймать одного из них, прежде чем дети успевают встретиться и взяться за руки. Если водящему удается это сделать, то одного из детей он берет за руку и встает с ним в пару.

    Лошадки.

    Цель: развитие внимания, координации движений, учить действовать после сигнала, ориентироваться в пространстве.

    Играющие разбегаются по всей площадке и на сигнал воспитателя "Лошадки" бегут, высоко поднимая колени. На сигнал "Кучер" - обычная ходьба. Ходьба и бег чередуются. Воспитатель может повторить один и тот же сигнал подряд.

    «Коршун и цыплята».

    Цель: развитие внимания, координации движений, учить действовать после сигнала, ориентироваться в пространстве, бегать не наталкиваясь друг на друга.

    С одной стороны зала положен шнур - за ним располагаются «цыплята» - это их «домик». Сбоку домика на стуле располагается «коршун» - водящий, которого назначает педагог. Дети -«цыплята» бегают по залу - «двору», присаживаются - «собирают зернышки», помахивают «крылышками». По сигналу педагога: «Коршун, лети!» - «цыплята» убегают в «домик» (за шнур), а «коршун» пытается их поймать (дотронуться). При повторении игры роль коршуна выполняет другой ребенок (но не из числа пойманных).

    Змейка.

    Цель. Сплочение группы, развитие внимания, умения руководить и подчиняться.

    Содержание. Дети идут по комнате паровозиком, в затылок друг другу. Ведущий (он идет первым) обходит воображаемые препятствия, перепрыгивает через воображаемые рвы и канавы, а все остальные повторяют за ним движения. По знаку педагога ведущий переходит в хвост паровозика, а следующий за ним становится новым ведущим.

    Рекомендации. Желательно, чтобы в роли ведущего побывали все дети.

    Дракон.

    Цель. Формирование навыков общения, сплочение коллектива.

    Содержание. Играющие становятся в колонну, держась за плечи друг друга. Первый участник — «голова», последний — «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом».

    Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в обеих ролях.

    Прогулка по ручью.

    Цель. Приобретение навыков совместных действий, сплочение группы, развитие внимания, ловкости.

    Содержание. Ведущий рисует мелом на полу две линии, которые обозначают извилистый ручеек.

    Ширина его должна изменяться, но нужно следить, чтобы дети могли шагать вдоль «ручья», расставив ноги.

    Дети отправляются в поход. Они выстраиваются друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящему, расставляют ноги на ширину «ручья» в том месте, где начинается их путь, и медленно передвигаются вдоль «ручья», ступая по его берегам. Тот, кто «попал ногой в воду», встает в конец цепочки.

    Терпеливые руки.

    Цель. Развитие внимания, координации движений рук и ног, согласованности действий в группе.

    Инвентарь. Простыня с отверстием посередине, такого размера, чтобы сквозь него свободно проходил мяч, мячи.

    Содержание. Дети располагаются вокруг простыни (стоят или сидят на стульях), поднимают и натягивают ее. Ведущий кладет на простыню мячик и предлагает детям, изменяя наклон простыни, закатить мячик в отверстие.

    Развитие игры. Можно усложнить задачу, положив несколько мячей.

    Хлоп и топ.

    Цель. Тренировка пространственной ориентации, развитие моторики и умения сотрудничать в группе.

    Инвентарь. Мешочек, наполненный фасолью или другим сыпучим материалом, или легкий мяч.

    Содержание. Дети встают в два ряда, один напротив другого, на расстоянии около трех метров. Один из участников бросает мешочек любому ребенку из ряда напротив. Делать это нужно не резко, так, чтоб мешочек можно было легко поймать. Пока мешочек летит, все дети должны хлопнуть в ладоши. A как только мешочек пойман, то все вместе топают один раз ногой. Затем ребенок, поймавший мешочек, бросает другому ребенку из ряда напротив. И так далее.

    Если мешочек падает, его возвращают обратно тому, кто бросал. Второй раз мешочек бросают уже другому ребенку.

    Бояре.

    Цель. Развитие ловкости, общительности.

    Содержание. Две группы детей становятся рядами напротив друг друга. Берутся за руки и идут навстречу друг другу, потом назад. При этом поется такая песня:

    Первые: «Бояре, а мы к вам пришли, молодые, а мы к вам пришли».

    Вторые: «Бояре, а зачем пришли, молодые, а зачем пришли?»

    Первые: «Бояре, нам невесту выбирать, выбирать».

    Вторые: «Бояре, а какая вам мила, вам мила?»

    Первые: «Бояре, нам вот эта мила, нам мила» (указывают на кого-либо из противоположного ряда).

    Выбранная невеста поворачивается к выбирающим спиной.

    Вторые: «Бояре, она шалунья у нас».

    Первые: «Бояре, а мы плеточкой ее».

    Вторые: «Бояре, она плеточки боится».

    Первые: «Бояре, а мы пряничком ее».

    Вторые: «Бояре, у ней зубки болят».

    Первые: «Бояре, а мы к доктору сведем».

    Вторые: «Бояре, она доктора боится».

    Так идет своеобразная торговля. Слова можно изменять, добавлять свои. Заканчивается игра так:

    Первые: «Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда».

    Невеста разбегается и старается разорвать ряд выбирающих, которые крепко держатся за руки. Если ее удержат, невеста переходит в ряд к выбирающим, а если нет — невеста возвращается к своим.Затем команды меняются ролями.

    Рыбаки и щучки.

    Цель. Развитие внимания, ловкости, выразительной речи, учить двигаться по сигналу.

    Подготовка. Дети разучивают слова припевки и правила игры. Выбирают двоих водящих. Это рыбаки. Остальные дети — щучки.

    Содержание. Рыбаки берут друг друга за обе руки, поднимают руки вверх, образуя ворота, и напевают припевку:

    щух-щух-щух-щух,

    В нашей речке много щук,

    Едет дедушка Назар,

    Везет щучек на базар,

    Славные щучки,

    Купим по штучке,

    А этих и так возьмем.

    Остальные дети, взявшись за руки, идут цепочкой через ворота. С последними словами припевки рыбаки опускают руки. Попавшие в сеть, присоединяются к рыбакам. Они берутся за руки, и игра продолжается. Когда число рыбаков и щучек станет примерно равным, обе группы встают напротив друг друга. Рыбаки хором говорят: «Щучка, щучка, поймай меня за ручку!» Щучки бросаются на рыбаков и ловят их. Те, кого поймают последними, становятся новыми водящими, и игра продолжается.

    Дударь.

    Цель. Развитие ловкости, воображения, речи, повторение частей тела человека, учить синхронизации движений и слов текста.

    Подготовка. Выбирается водящий — Дударь. Оговариваются границы игровой зоны.

    Содержание. Дети ходят вокруг Дударя и поют припевку:

    Дударь, Дударь, Дударище,

    Старый, старый старичище,

    Его под колоду, его под сырую, его под гнилую.

    Пропев эти слова, дети спрашивают:

    «Дударь, Дударь, что болит?» Дударь называет часть тела: рука, нос, колено и т. д. Он может сказать и так: «Макушка соседа». После этого все берутся за «больное» место, свое или соседа и продолжают водить хоровод вокруг Дударя, напевая ту же песню. Так продолжается несколько раз (3 — 5), до тех пор, пока Дударь не скажет: «Я здоров!». Тут все разбегаются, а Дударь начинает ловить детей.

    Кого схватит или запятнает, тот становится новым водящим.

    Чижик.

    Цель. Развитие ловкости, памяти, общительности.

    Подготовка. Дети разучивают слова песни и выбирают водящего — чижика.

    Содержание. Все играющие берутся за руки и становятся в круг. Чижик сидит на корточках в центре. Он подпрыгивает и взмахивает руками, как будто пытается взлететь. Дети ходят вокруг чижика и поют:

    Чижик, чиж, милашечка,

    Маленькая пташечка!

    Мы тебя кормили,

    Мы тебя поили,

    На ноги поставили,

    Танцевать заставили.

    Со словами «На ноги поставили», дети подходят к чижику, поднимают его и ставят на ноги. Затем дети отходят на свои места, пляшут и поют:

    Ну-ка, ну-ка не стоять,

    Надо русского плясать... (3 раза)

    Затем дети перестают плясать и обращаются к чижику:

    Мы плясали, мы устали,

    Стали чижика просить.

    Танцуй сколько хочешь,

    Выбирай кого захочешь

    (последние две строки — 2 раза).

    На последних словах дети хлопают в ладоши, водящий подходит к кому-нибудь и кланяется. Тот, кому поклонился чижик, становится новым водящим.

    «Кубанка» (шапка казака).

    Цель: развитие координации движений, ловкости, быстроты реакции.

    Варианты игры:

    1 вариант. Играющие дети, по команде подбрасывают вверх шапку-кубанку. У кого кубанка подброшена выше (падает последней), тот побеждает.

    2 вариант. По кругу сидят игроки (20-30 человек) через одного, на голове кубанка. У ведущего в руках тоже кубанка. Он находится в центре круга. Как только ведущий надевает шапку одному из игроков без кубанки, рядом сидящие должны передавать со своей головы тем, кто без кубанок свои шапки по цепочке (идет смена головных уборов). Там, где две кубанки будут рядом (т.е. у одного человека), игрок выходит из круга, поэтому нужно передавать как можно быстрее.

    3 вариант. Для начала игры надо выбрать водящего, который незаметно для игроков (2 команды по 8 человек) прячет кубанку в любое место. По сигналу водящего все будут искать кубанку. Кто находит кубанку, кричит «Есть» и старается отнести ее в заранее условленное место. Ему помогают игроки его команды, а игроки другой команды стараются отобрать кубанку. Кубанку можно передавать своей команде, но не перебрасывать. Чья команда положит кубанку в условленное место, та и выиграла.

    Колядки. Щедрые кубанские казаки.

    Цель: приобщение к обрядовой культуре младшего поколения; развитие ритмичной выразительной речи.

    Перед новогодними праздниками были распространены ритуальные обходы дворов – коляда, ходили с меланкой и с козой, в которых принимали участие и дети в возрасте от 5 до 14 лет. Варианты детских колядок не имели религиозного сюжета. Как правило, они носили характер требования одарить исполнителя и содержали мотивы угрозы в случае невыполнения этого требования. В качестве примера можно привести детскую игру-коляду:

    «Коляд-коляд-колядин,

    я у бабушки один,

    у бабушки карие глазки,

    подайте мне колбаски».

    Дети получают за колядку сладости.

    Коники.

    Цель: учить детей быстро бегать, не наталкиваясь друг на друга, действовать после сигнала.

    Проводится как эстафета. У всех кони едут по свистку атамана наперегонки к плетню, на котором висит шляпа. На пути – препятствия: ров, вода и т.д. Победит тот, кто первый возьмет шляпу.

    Сторожевые.

    Цель: развитие ловкости, координации движений.

    Нужны палки и резиновый мяч, положить обруч или вырыть ямку. Сторожевые с палками охраняют круг, нападающие за кругом. Задача – загнать мяч в круг.

    Подсолнухи.

    Цель: развитие внимания, ритмичной выразительной речи.

    Игроки – подсолнухи стоят в несколько рядов. Один – земледелец, он стоит в стороне и запоминает, кто, где находится. По команде «Солнце!» земледелец уходит, подсолнухи меняются местами. Потом звучит считалка, к ее окончанию земледелец должен показать, кто как стоял. Считает ведущий:

    «Солнце светит, дождь идет,

    Семечко растет, растет.

    К солнцу тянется росток,

    Тонкий, тонкий стебелек.

    Небосвод весь обегая,

    Солнце светит, не моргая.

    Земледелец, не зевай,

    Перемены отгадай!»

    Золото.

    Цель: развитие ритмичной выразительной речи, внимания.

    Игра ведется преимущественно девочками в неопределенном числе, Один из играющих берет какую-нибудь вещь (колечко, цепочку); остальные становятся в круг, держа перед собой руки, сжатые в кулак. Первая, стоя в кругу, приговаривает нараспев:

    Я золото хороню, хороню,

    Я чистоеприхораниваю!

    Мое золото пропало,

    Чистым порохом запало,

    Метелицей замело.

    Угадай, у кого?

    Все: Гадай, гадай, девица,

    В какой руке перица?

    Стоящая в кругу девушка спускает руку с золотом в руки играющих с тем, чтобы оставить его в какой-нибудь руке. На ком остановится рука хоронящей «золото», при словах: «Угадывай, у кого?» - та выступает вперед и угадывает; если угадает, то остается в кругу и хоронит «золото»; если ж нет, то следует женитьба, которая обыкновенно состоит в том, что у девушки спрашивают: в какой стороне живет ее жених, как его зовут и прочее, после чего она снова хоронит «золото».

    Утки.

    Цель: развитие ритмичной выразительной речи, координации движений.

    Играющие становятся в круг. Один из них называется селезнем, а другой уткой. Утка становится в круг, а селезень ловит ее. Играющие при этом поют: «Утка киря, по полю лета, поспивай, селезень, за ней. Скорий, скорий, бо мало дитипищать, истихотять». Утку свободно пропускают, а селезня стараются задерживать.

    Хвост-Левка.

    Цель: учить ходить друг за другом в контакте, не наталкиваясь друг на друга, развивать координацию движений, внимание.

    Играющие берутся руками один за другого гуськом, передний берет в руки хворостину и, приговаривая: «Свисти Левка, шопоти Левка, поворачивайся», бросается в сторону. За ним должны быстро повернуться и все другие. Отставшие-подгоняются хворостиной.

    Звонок.

    Цель: развивать координацию движений, память, слух, внимание, умение ориентироваться с закрытыми глазами, ловкость.

    Составляется круг или замкнутая цепь; в круг входят двое играющих – один со звонком, а другой со жгутом. Последнему завязывают глаза, и он старается по звуку колокольчика настигнуть своего противника и ударить его жгутом. Цепь не позволяет играющим далеко расходиться.

    Мышка.

    Цель: развивать координацию движений, быстроту реакции, внимание, умение ориентироваться в пространстве.

    Число играющих пять, из которых четверо становятся по углам, а пятый, мышка, посередине выжидает, когда какой-нибудь из углов освободится, чтобы занять его.Стоящие же по углам меняются местами. Если мышка займет чей-нибудь угол, то тот, который остался без угла, становится мышкой.

    Не займай (не тронь меня).

    Цель: развивать ловкость, быстроту реакции, учить бегать врассыпную.

    В игре принимают участие 10-15 человек. Все участники игры кроме двух водящих, разбегаются по площадке. Водящие держат один другого за руки. Они стараются поймать кого-либо из играющих. Игроки убегая, кричат: «Не займай!». Пойманным считается тот, вокруг кого ведущие сомкнули руки, тогда этот игрок присоединяется к водящим. Теперь ловят трое, образовав одну цепь. Так цепь водящих постепенно увеличивается. Когда все играющие окажутся в этой цепи игра кончается.

    Моргушки.

    Цель: развитие внимания, быстроты реакции движений.

    Девушки сидят по кругу. За каждой девушкой, стоит парень. Перед одним из парней, водящим стоит стул. Он оглядывает всех сидящих девушек и незаметно моргает одной из них. Она должна быстро занять свободное место, а парень, стоящий за ней, должен её удержать. Если он не успел удержать свою девушку, то он становится водящим.

    Хороводная игра «Просо сеяли».

    Цель: координировать слова и движения в соответствии с текстом.

    В игре принимают участие две группы: группа девушек и группа парней, которые выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 8 шагов.

    Девушки на слова: «А мы просо сеяли, сеяли...» делают 4 шага вперёд и два притопа. Затем, на слова: «Ой, дед Лада, сеяли, сеяли». Возвращаются на место.

    Группа парней, повторяя движение девушек, поёт: «А мы просо вытопчем, вытопчем. Ой, дед Лада, вытопчем, вытопчем». Девушки, сменяя парней, поют: «Мы дадим вам 100 рублей, 100 рублей. Ой, дед Лада, 100 рублей, 100 рублей». Парни, сменяя девушек, продолжают песню: «Нам не надо 100 рублей, 100 рублей. А нам надо девицу, девицу красавицу». Девушки идут навстречу парней со словами: «Мы дадим вам девицу, девицу красавицу. Мы дадим вам кривую, вот такую косую».

    Парни отвечают:

    «Нам не надо кривую, нам не надо косую».

    Один из парней остаётся на середине площадки, а парни продолжают петь:

    «А мы возьмем любую, любую».

    Парень выбирает себе девушку, кланяясь ей.

    Шеренги девушек и парней соединяются.

    «Разбей кувшин».

    Цель: развитие координации движений, ловкости.

    Ведущий кладет колесо в центре игровой площадки. На палку, вставленную в ступицу колеса, надевается глиняный кувшин. Игрок берет в руки палку, отходит от шеста с кувшином на 5-6 шагов, завязывает себе глаза. Делает несколько оборотов на месте, а затем, направляется к кувшину, чтобы разбить его. (Можно вместо кувшина взять шарик).

    Трещотки.

    Цель: развитие памяти, речи.

    Соревнуются две группы. Ведущий дает задание и следит за его выполнением. На каждую группу – 2 скороговорки. Каждый должен верно произнести по одной скороговорке. Если игрок не может произнести, он выбывает. Побеждает та группа, которая «переговорила» соперников. «Пришел Прокоп, кипел укроп. Ушел Прокоп, кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, Так и без Прокопа кипел укроп».

    *        *        *        *

    «Раз дрова, два дрова, три дрова».

    *        *        *        *        *

    «В поле Поля полет просо, сорняки выносит Фрося».

    Стадо.

    Цель: развитие памяти, речи, учить быстро бегать, ориентироваться в пространстве.

    Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные – овцы. Дом волка в лесу, а у овец – два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:

    «Пастушок, пастушок, заиграй в рожок!

    Трава мягкая, роса сладкая,

    Гони стадо в поле, погулять на воле!»

    Пастух выгоняет овец, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу «Волк» - все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух защищает овец. Кого волк поймал, выходит из игры.

    Перетягивание.

    Цель: развитие силы, умения двигаться сообща; сплочение коллектива.

    Мелом обозначается центр площадки. По обе стороны площадки на расстоянии 5 м наносятся линии, за которыми в колонну по одному выстраиваются две команды игроков.

    По сигналу каждая группа, повернувшись боком, идет навстречу друг другу. Сцепившись согнутыми в локтях руками, игроки каждой команды тянут в свою сторону, стараясь нарушить цепь противника, т. е. перетянуть соперника за заранее обусловленную линию. Кто перетянул, тот и выигрывает.

    Дети не должны умышленно разрывать руки, мешать другим, вызывать падение игроков.

    Мак.

    Цель: развитие ритмичной выразительной речи и координации движений.

    Играющие стоят по кругу плечо к плечу. Один из них в середине круга – это огородник. Он поет: Ой, на горе мак,Под горой так!

    Играющие берутся за руки и, отступая назад, увеличивают круг на ширину отведенных в стороны рук. На слова:Маки, маки, маковочки,Золотыеголовочки!

    Все участники делают шаг на месте, размахивая руками вперед-назад. На слова:Станьте вы так,Как на горе мак- все приседают и показывают руками, вытянутыми перед грудью, какой вырос мак. Затем стоя спрашивают:

    Огородник, огородник,

    Поливал ли мак?

    Огородник отвечает: «Поливал».

    На припев:Маки, маки, маковочки,Золотыеголовочки!

    Все делают шаг на месте, размахивая руками, а огородник в это время ходит в середине круга и имитирует действия поливки мака. На слова:

    Станьте вы так.

    Как на горе мак.

    Все стоя показывают, как вырос мак: поднимают руки в стороны, ладони поворачивают вверх, пальцы рук немного согнуты – имитируют цветок мака.

    На припев:Маки, маки, маковочки,Золотыеголовочки!

    Все играющие опускают руки и делают шаг на месте, размахивая руками. Потом спрашивают:Огородник, огородник,Поспел ли мак?

    Огородник отвечает: «Поспел!»

    Все участники игры повторяют песню сначала, мелкими шагами сужают круг, берутся за руки и медленно поднимают руки вверх. На слова:

    «Станьте так!»- показывают, какая спелая головка у мака.Движения выполняются в соответствии с текстом песни.

    Завивайся плетень.

    Цель: развитие речи, координации движений, силы, ловкости.

    Играющие делятся на две равные по силам команды – зайцы и плетень. Чертят две параллельные линии – коридор шириной 10-15 м. Игроки-плетень, взявшись за руки, становятся в центре коридора, а зайцы – на одном из концов площадки. Дети-плетень читают:

    Заяц, заяц не войдет

    В наш зеленый огород!

    Плетень, заплетайся,

    Зайцы лезут, спасайся!

    При последнем слове зайцы бегут к плетню и стараются разорвать его или проскочить под руками играющих. Зайцы, которые проскочили, собираются на другом конце коридора, а тем, кого задержали, говорят: «Иди назад, в лес, осинку погрызи!». И они выбывают из игры. Дети-плетень поворачиваются лицом к зайцам и читают:

    Не войдет и другой раз,

    Нас плетень от зайцев спас.

    Игра повторяется, пока не переловят всех зайцев. После этого меняются ролями. Побеждает та группа, которая переловит всех зайцев при меньшем количестве запевов.

    Прыганье через шапку.

    Цель: развитие ловкости, быстроты реакции.

    Все играющие, кроме одного, который стоит в кругу, садятся на землю на некотором расстоянии друг от друга и перебрасывают шапку один другому, не соблюдая при этом никакого порядка (бросают вперед и назад). Стоящий в кругу должен поймать шапку, когда она летит от одного к другому из бросающих, или должен вырвать ее из руки. Если это ему удается, то он садится в круг, а его заменяет тот, у кого была отнята шапка, или кто не поймал ее, когда ему ее бросали, между тем, как ее схватил кто-либо из играющих.

    На ровном месте один из играющих («болван») садится на землю и ставит на своей голове шапку верхом вниз; остальные играющие друг за другом перепрыгивают через сидящего, и кто первый свалит шапку, тот переменяет сидящего, то есть становится сам «болван».

    Кауны.

    Цель: развитие ловкости, быстроты реакции, речи; учить ориентироваться в пространстве, бегать, не наталкиваясь друг на друга.

    На одном конце площадки проводится черта. За чертой на расстоянии 2-3 шагов от черты – «бахча» и «Шалаш сторожа» На противоположной стороне площадки обозначается линией «Дом детей». Выбирается сторож. Остальные играющие – дети.

    Когда «сторож засыпает», дети направляются к бахче со словами:

    Крадем, крадем кауны,

    Деда не боимся

    Дед нас палкой – мы его каталкой.

    Сторож просыпается, дети бегут «домой», а он их догоняет. Пойманного сторож отводит в сторону шалаша.

    Штандер.

    Цель: развитие ловкости, внимания, быстроты реакции, координации движений.

    Играть нужно на улице, под открытым небом. Все играющие становятся в круг на расстоянии шага, а кто-то один берет мячик и становится в середину, которую обозначают камушком. Затем он бросает мяч высоко вверх и громко называет имя кого-то из игроков, который должен быстро выбежать в центр, чтобы поймать мяч. Бросавший бежит на его место. Бросать мяч надо повыше и точно вверх, чтобы мяч падал в пределах круга игроков. Тот, кого назвали, ловит брошенный мяч и становится в центр, чтобы опять подбросить мяч и назвать кого-то по имени. Но, если мяч поймать не удалось, и он упал на землю, то все игроки разбегаются в стороны, а ловивший как можно быстрее должен схватить мячик с земли, прибежать с ним в центр и крикнуть: «Штандер!» После этого игроки должны сразу остановиться. Водящий должен попасть в кого-нибудь мячом. Если попадет, то все опять разбегаются подальше от того, в кого попал мячик, а тот, подняв его с земли, сам кричит «Штандер!» Так игра и продолжается.

    «Тополек».

    Цель: развитие речи, внимания, ловкости; учить ориентироваться в пространстве.

    В игре участвуют: ведущий - «тополь», игроки - «пушинки», 3 игрока - «ветры». В центре площадки в кругу диаметром 2 метра стоит ведущий «тополь», вокруг него кругами «пушинки» за кругом на любом расстоянии. Ведущий: «На Кубань пришла весна, распушила тополя!

    Тополиный пух кружится, но на землю не ложится.

    Дуйте ветры с кручи сильные, могучие!».

    После этих слов налетают «ветры» и «уносят» (т.е. ловят) «пушинки». «Пушинки» устремляются в круг к «тополю». За чертой круга они недосягаемы. Пойманные пушинки становятся «ветрами». Выигрывают те, кто остался возле тополя.

    «Баба Яга».

    Цель: активизировать речь детей; учить ориентироваться в пространстве, развивать координацию движений.

    В центре стоит Баба Яга, в руках у нее помело (веточка). Дети двигаются по кругу и приговаривают:

    Бабка Ежка, костяная ножка, С печки упала, ножку сломала! А потом и говорит: «У меня нога болит!» Пошла на улицу - раздавила курицу, Пошла на базар - раздавила самовар, Вышла на лужайку - испугала зайку!

    Дети разбегаются, а Баба Яга, прыгая на одной ноге, пытается осалить детей своим помелом. Бабой Ягой становится тот, кого водящий перенесет в круг.

    «Курень».

    Цель: развивать память, внимание, учить бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве.

    В разных концах зала ставятся три-четыре стула, на которых лежат шали. Дети образуют вокруг стульчиков круги по пять-десять человек. Под веселую музыку дети пляшут врассыпную по всему залу. С окончанием музыки бегут к своим стульям, берут шаль и вытянутыми над головой руками натягивают ее (крыша).

    ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ К ШКОЛЕ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

    (от 6 до 7 лет)

    «Кубанка» (шапка казака).

    Цель: развитие координации движений, ловкости, быстроты реакции.

    Варианты игры:

    1 вариант. Играющие дети, по команде подбрасывают вверх шапку-кубанку. У кого кубанка подброшена выше (падает последней), тот побеждает.

    2 вариант. По кругу сидят игроки (20-30 человек) через одного, на голове кубанка. У ведущего в руках тоже кубанка. Он находится в центре круга. Как только ведущий надевает шапку одному из игроков без кубанки, рядом сидящие должны передавать со своей головы тем, кто без кубанок свои шапки по цепочке (идет смена головных уборов). Там, где две кубанки будут рядом (т.е. у одного человека), игрок выходит из круга, поэтому нужно передавать как можно быстрее.

    3 вариант. Для начала игры надо выбрать водящего, который незаметно для игроков (2 команды по 8 человек) прячет кубанку в любое место. По сигналу водящего все будут искать кубанку. Кто находит кубанку, кричит «Есть» и старается отнести ее в заранее условленное место. Ему помогают игроки его команды, а игроки другой команды стараются отобрать кубанку. Кубанку можно передавать своей команде, но не перебрасывать. Чья команда положит кубанку в условленное место, та и выиграла.

    Колядки. Щедрые кубанские казаки.

    Цель: приобщение к обрядовой культуре младшего поколения; развитие ритмичной выразительной речи.

    Перед новогодними праздниками были распространены ритуальные обходы дворов – коляда, ходили с меланкой и с козой, в которых принимали участие и дети в возрасте от 6 до 14 лет. Варианты детских колядок не имели религиозного сюжета. Как правило, они носили характер требования одарить исполнителя и содержали мотивы угрозы в случае невыполнения этого требования. В качестве примера можно привести детскую игру-коляду:

    «Коляд-коляд-колядин,

    я у бабушки один,

    у бабушки карие глазки,

    подайте мне колбаски».

    Дети получают за колядку сладости.

    Коники.

    Цель: учить детей быстро бегать, не наталкиваясь друг на друга.

    Проводится как эстафета. У всех кони едут по свистку атамана наперегонки к плетню, на котором висит шляпа. На пути – препятствия: ров, вода и т.д. Победит тот, кто первый возьмет шляпу.

    Сторожевые.

    Цель: развитие ловкости, координации движений.

    Нужны палки и резиновый мяч, положить обруч или вырыть ямку. Сторожевые с палками охраняют круг, нападающие за кругом. Задача – загнать мяч в круг.

    Колыбель.

    Цель. Развитие коммуникативных навыков, чувства доверия к группе.

    Содержание. Дети встают вокруг расстеленного на полу одеяла. Ведущий упоминает детям о том, как в детстве их качали родители, и предлагает желающим покачаться на одеяле.

    Один ребенок ложится на одеяло, а остальные берут одеяло, поднимают его и начинают раскачивать.

    Делать это нужно согласованно. При раскачивании можно напевать спокойную песню.

    Примерно через минуту по команде ведущего дети прекращают раскачивание и осторожно опускают одеяло на пол.

    Рекомендации. Качают только тех, кто сам этого захотел. Ребенок решает, качается он с открытыми или с закрытыми глазами.

    Подсолнухи.

    Цель: развитие внимания, ритмичной выразительной речи.

    Игроки – подсолнухи стоят в несколько рядов. Один – земледелец, он стоит в стороне и запоминает, кто, где находится. По команде «Солнце!» земледелец уходит, подсолнухи меняются местами. Потом звучит считалка, к ее окончанию земледелец должен показать, кто как стоял. Считает ведущий:

    «Солнце светит, дождь идет,

    Семечко растет, растет.

    К солнцу тянется росток,

    Тонкий, тонкий стебелек.

    Небосвод весь обегая,

    Солнце светит, не моргая.

    Земледелец, не зевай,

    Перемены отгадай!»

    Золото.

    Цель: развитие ритмичной выразительной речи, внимания.

    Игра ведется преимущественно девочками в неопределенном числе, Один из играющих берет какую-нибудь вещь (колечко, цепочку); остальные становятся в круг, держа перед собой руки, сжатые в кулак. Первая, стоя в кругу, приговаривает нараспев:

    Я золото хороню, хороню,

    Я чистоеприхораниваю!

    Мое золото пропало,

    Чистым порохом запало,

    Метелицей замело.

    Угадай, у кого?

    Все: Гадай, гадай, девица,

    В какой руке перица?

    Стоящая в кругу девушка спускает руку с золотом в руки играющих с тем, чтобы оставить его в какой-нибудь руке. На ком остановится рука хоронящей «золото», при словах: «Угадывай, у кого?» - та выступает вперед и угадывает; если угадает, то остается в кругу и хоронит «золото»; если ж нет, то следует женитьба, которая обыкновенно состоит в том, что у девушки спрашивают: в какой стороне живет ее жених, как его зовут и прочее, после чего она снова хоронит «золото».

    Моргушки.

    Цель: развитие внимания, быстроты реакции движений.

    Девушки сидят по кругу. За каждой девушкой, стоит парень. Перед одним из парней, водящим стоит стул. Он оглядывает всех сидящих девушек и незаметно моргает одной из них. Она должна быстро занять свободное место, а парень, стоящий за ней, должен её удержать. Если он не успел удержать свою девушку, то он становится водящим.

    Хороводная игра «Просо сеяли».

    Цель: координировать слова и движения в соответствии с текстом.

    В игре принимают участие две группы: группа девушек и группа парней, которые выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 8 шагов.

    Девушки на слова: «А мы просо сеяли, сеяли...» делают 4 шага вперёд и два притопа. Затем, на слова: «Ой, дед Лада, сеяли, сеяли». Возвращаются на место.

    Группа парней, повторяя движение девушек, поёт: «А мы просо вытопчем, вытопчем. Ой, дед Лада, вытопчем, вытопчем». Девушки, сменяя парней, поют: «Мы дадим вам 100 рублей, 100 рублей. Ой, дед Лада, 100 рублей, 100 рублей». Парни, сменяя девушек, продолжают песню: «Нам не надо 100 рублей, 100 рублей. А нам надо девицу, девицу красавицу». Девушки идут навстречу парней со словами: «Мы дадим вам девицу, девицу красавицу. Мы дадим вам кривую, вот такую косую».

    Парни отвечают:

    «Нам не надо кривую, нам не надо косую».

    Один из парней остаётся на середине площадки, а парни продолжают петь:

    «А мы возьмем любую, любую».

    Парень выбирает себе девушку, кланяясь ей.

    Шеренги девушек и парней соединяются.

    «Разбей кувшин».

    Цель: развитие координации движений, ловкости.

    Ведущий кладет колесо в центре игровой площадки. На палку, вставленную в ступицу колеса, надевается глиняный кувшин. Игрок берет в руки палку, отходит от шеста с кувшином на 5-6 шагов, завязывает себе глаза. Делает несколько оборотов на месте, а затем, направляется к кувшину, чтобы разбить его. (Можно вместо кувшина взять шарик).

    Трещотки.

    Цель: развитие памяти, речи.

    Соревнуются две группы. Ведущий дает задание и следит за его выполнением. На каждую группу – 2 скороговорки. Каждый должен верно произнести по одной скороговорке. Если игрок не может произнести, он выбывает. Побеждает та группа, которая «переговорила» соперников. «Пришел Прокоп, кипел укроп. Ушел Прокоп, кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, Так и без Прокопа кипел укроп».

    *        *        *        *

    «Раз дрова, два дрова, три дрова».

    *        *        *        *        *

    «В поле Поля полет просо, Сорняки выносит Фрося».

    Петушок.

    Цель: развиваем слуховую память, внимание.

    Все дети сидят, Ведущий считалкой удаляет одного игрока, он становится ко всем спиной. Среди оставшихся назначается Петушок. Ведущий говорит: «Утром кто бесов гоняет, песни звонкие спивает, спать мешает казаку и кричит...» Петушок: «Кукареку!» Выбранный отгадывает, кто кричал.

    Перетягивание.

    Цель: развитие силы, умения двигаться сообща; сплочение коллектива.

    Мелом обозначается центр площадки. По обе стороны площадки на расстоянии 5 м наносятся линии, за которыми в колонну по одному выстраиваются две команды игроков.

    По сигналу каждая группа, повернувшись боком, идет навстречу друг другу. Сцепившись согнутыми в локтях руками, игроки каждой команды тянут в свою сторону, стараясь нарушить цепь противника, т. е. перетянуть соперника за заранее обусловленную линию. Кто перетянул, тот и выигрывает.

    Дети не должны умышленно разрывать руки, мешать другим, вызывать падение игроков.

    Завивайся плетень.

    Цель: развитие речи, координации движений, силы, ловкости.

    Играющие делятся на две равные по силам команды – зайцы и плетень. Чертят две параллельные линии – коридор шириной 10-15м. Игроки-плетень, взявшись за руки, становятся в центре коридора, а зайцы – на одном из концов площадки. Дети-плетень читают:

    Заяц, заяц не войдет

    В наш зеленый огород!

    Плетень, заплетайся,

    Зайцы лезут, спасайся!

    При последнем слове зайцы бегут к плетню и стараются разорвать его или проскочить под руками играющих. Зайцы, которые проскочили, собираются на другом конце коридора, а тем, кого задержали, говорят: «Иди назад, в лес, осинку погрызи!». И они выбывают из игры. Дети-плетень поворачиваются лицом к зайцам и читают:

    Не войдет и другой раз,

    Нас плетень от зайцев спас.

    Игра повторяется, пока не переловят всех зайцев. После этого меняются ролями. Побеждает та группа, которая переловит всех зайцев при меньшем количестве запевов.

    Прыганье через шапку.

    Цель: развитие ловкости, быстроты реакции.

    Все играющие, кроме одного, который стоит в кругу, садятся на землю на некотором расстоянии друг от друга и перебрасывают шапку один другому, не соблюдая при этом никакого порядка (бросают вперед и назад). Стоящий в кругу должен поймать шапку, когда она летит от одного к другому из бросающих, или должен вырвать ее из руки. Если это ему удается, то он садится в круг, а его заменяет тот, у кого была отнята шапка, или кто не поймал ее, когда ему ее бросали, между тем, как ее схватил кто-либо из играющих.

    На ровном месте один из играющих («болван») садится на землю и ставит на своей голове шапку верхом вниз; остальные играющие друг за другом перепрыгивают через сидящего, и кто первый свалит шапку, тот переменяет сидящего, то есть становится сам «болван».

    Штандер.

    Цель: развитие ловкости, внимания, быстроты реакции, координации движений.

    Играть нужно на улице, под открытым небом. Все играющие становятся в круг на расстоянии шага, а кто-то один берет мячик и становится в середину, которую обозначают камушком. Затем он бросает мяч высоко вверх и громко называет имя кого-то из игроков, который должен быстро выбежать в центр, чтобы поймать мяч. Бросавший бежит на его место. Бросать мяч надо повыше и точно вверх, чтобы мяч падал в пределах круга игроков. Тот, кого назвали, ловит брошенный мяч и становится в центр, чтобы опять подбросить мяч и назвать кого-то по имени. Но, если мяч поймать не удалось, и он упал на землю, то все игроки разбегаются в стороны, а ловивший как можно быстрее должен схватить мячик с земли, прибежать с ним в центр и крикнуть: «Штандер!» После этого игроки должны сразу остановиться. Водящий должен попасть в кого-нибудь мячом. Если попадет, то все опять разбегаются подальше от того, в кого попал мячик, а тот, подняв его с земли, сам кричит «Штандер!» Так игра и продолжается.

    Узел.

    Цель. Развитие групповой сплоченности, умения выполнять команду и действовать сообща.

    Инвентарь. Не нужен.

    Число участников. От семи человек.

    Участие взрослого. Желательно.

    Содержание. Один из участников игры отворачивается, остальные встают в круг и берутся за руки.

    Ведущий говорит: «Теперь попробуйте превратиться в узел. Для этого надо будет запутаться, не разнимая рук. Можно перешагивать через сомкнутые руки, проползать под ними так, чтобы в результате ваши руки переплелись, а из круга получился клубок. Отпускать руки своих соседей нельзя!»

    Тот, кто отворачивался, пытается развязать узел. Надо объяснить, что сразу может и не получиться, распутать узел можно только шаг за шагом. Можно давать инструкции с помощью слов: «Виктор, перелезь через руку Маши», а можно с помощью слов и направляющих движений.

    Песня.

    Цель. Отработка навыков работы в группе, умения соблюдать общий ритм с помощью внутреннего слуха.

    Инвентарь. Не нужен.

    Число участников. От трех человек.

    Участие взрослого. Желательно.

    Содержание. По сигналу (например, хлопку или голосовой команде) ведущего, все участники хором начинают петь какую-либо песню, которая известна всем участникам. По второму хлопку все поют про себя. По третьему — снова вслух.

    Развитие игры. После второго хлопка, когда дети поют про себя, ведущий указывает на одного из ребенка, и тот становится солистом — начинает петь вслух, в то время как другие продолжают петь молча. 3aтем ведущий указывает на другого ребенка и так далее.

    «Тополек».

    Цель: развитие речи, внимания, ловкости; учить ориентироваться в пространстве.

    В игре участвуют: ведущий - «тополь», игроки - «пушинки», 3 игрока - «ветры». В центре площадки в кругу диаметром 2 метра стоит ведущий «тополь», вокруг него кругами «пушинки» за кругом на любом расстоянии. Ведущий:

    «На Кубань пришла весна,распушила тополя!

    Тополиный пух кружится,

    но на землю не ложится.

    Дуйте ветры с кручи сильные, могучие!».

    После этих слов налетают «ветры» и «уносят» (т.е. ловят) «пушинки». «Пушинки» устремляются в круг к «тополю». За чертой круга они недосягаемы. Пойманные пушинки становятся «ветрами». Выигрывают те, кто остался возле тополя.

    Горелки.

    Цель: развитие речи, внимания, координации движений, учить действовать после сигнала.

    Играющие становятся в две колонны (парами, впереди - водящий). Все хором произносят:

    Гори, гори ясно, Чтобы не погасло.

    Глянь на небо -

    Птички летят.

    Колокольчики звенят!

    Раз, два, три - беги.

    С последним словом дети, стоящие в последней паре, отпускают руки и бегут в начало колонны: один - слева, другой - справа. Водящий пытается поймать одного из них, прежде чем дети успевают встретиться и взяться за руки. Если водящему удается это сделать, то одного из детей он берет за руку и встает с ним в пару.

    «Коршун и цыплята».

    Цель: учить соотносить слова с действиями, бегать, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве.

    С одной стороны зала положен шнур - за ним располагаются «цыплята» - это их «домик». Сбоку домика на стуле располагается «коршун» - водящий, которого назначает педагог. Дети-«цыплята» бегают по залу - «двору», присаживаются - «собирают зернышки», помахивают «крылышками». По сигналу педагога: «Коршун, лети!» - «цыплята» убегают в «домик» (за шнур), а «коршун» пытается их поймать (дотронуться). При повторении игры роль коршуна выполняет другой ребенок (но не из числа пойманных).

    «Мишень — корзинка».

    Цель: развиваем ловкость, меткость, чувство ритма, внимание, координацию движений, учить действовать после сигнала.

    Небольшую корзинку подвешивают к ветке дерева и раскачивают. 2-3 играющих встают за кругом, обозначенным на расстоянии 4-5 шагов от нее, стараются забросить в корзину какие-либо мелкие предметы — например, один - еловые шишки, второй — сосновые, и т.д. Когда корзина перестает раскачиваться, производится подсчет заброшенных предметов. Выигрывает тот, чьих предметов оказывается больше.

    Правила: при метании нельзя заходить за круг; бросать в корзину по одному предмету любым способом.

     «Баба Яга».

    Цель: активизировать речь детей; учить ориентироваться в пространстве, развивать координацию движений.

    В центре стоит Баба Яга, в руках у нее помело (веточка). Дети двигаются по кругу и приговаривают:

    Бабка Ежка, костяная ножка, С печки упала, ножку сломала! А потом и говорит: «У меня нога болит!» Пошла на улицу - раздавила курицу, Пошла на базар - раздавила самовар, Вышла на лужайку - испугала зайку!

    Дети разбегаются, а Баба Яга, прыгая на одной ноге, пытается осалить детей своим помелом. Бабой Ягой становится тот, кого водящий перенесет в круг.

    «Заря -заряница».

    Цель: развитие координации движений, быстроты реакции, активизация речи, умения внимательно слушать, уметь бегать, не пересекая круг.

    Один игрок (ребенок или взрослый) держит шес, с прикрепленными на конце лентами. Каждый играющий берется за ленту. Водящий стоит вне круга. Дети, держась за ленту, идут по кругу и поют:

    Заря-заряница,

    Казачка-девица

    По полю ходила,

    Ключи обронила.

    Ключи золотые,

    Ленты голубые.

    Раз, два - не воронь,

    А беги, как огонь!

    С последними словами водящий дотрагивается до кого-нибудь из игроков, тот бросает ленту, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот побеждает, а неудачник становится водящим. Игра повторяется.

    «Капуста»

    Цель: развитие координации движений, быстроты реакции, ловкости, активизация речи.

    Рисуется круг - огород. В его центр играющие складывают кубанки, платки и другие вещи, обозначающие капусту. Все участники игры стоят за кругом, а один, выбранный хозяином, садится рядом с капустой. Хозяин, показывая движениями воображаемую работу, поет:

    Я на камушке сижу,

    Лозу тешу,

    Лозу тешу -

    Плетень горожу,

    Чтоб капусту не украли,

    В огород не прибегали

    Коза с козлятами,

    Свинья с поросятами,

    Утка с утятами,

    Курица с цыплятами.

    Играющие пытаются быстро забежать в огород, схватить капусту и убежать. Кого хозяин коснется рукой в огороде, тот в игре больше не участвует. Игрок, который больше всех унесет из огорода капусты, объявляется победителем.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека дидактических игр по нравственно - патриотическому воспитанию.

    Игры которые можно использовать для воспитания нравственно - патриотических качеств у дошкольников....

    Подвижные игры по нравственно-патриотическому воспитанию

    авторская разработка игр по НПВ для детей старшего дошкольного возраста...

    Картотека подвижных игр по нравственно - патриотическому воспитанию

    Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста и для детей подготовительного возраста....

    Картотека народных подвижных игр по нравственно – патриотическому воспитанию.

    Картотека народных подвижных игрпо нравственно – патриотическому воспитанию....

    Картотека народных подвижных игр по нравственно – патриотическому воспитанию для детей среднего дошкольного возрастаКартотека народных подвижных игр по нравственно – патриотическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста.

    Картотека народных подвижных игрпо нравственно – патриотическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста.  Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка &nda...

    Картотека народных подвижных игр по нравственно – патриотическому воспитанию.

        Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушк...