Главные вкладки

    САМООБРАЗОВАНИЕ: «Игрушка как одно из средств сенсомоторного развития ребёнка от рождения до одного года жизни». 2018 - 2019 учебный год.
    методическая разработка

    Тема:  «Игрушка как одно из средств сенсомоторного развития ребёнка

    от рождения до одного года жизни».

     

    Актуальность.

    В связи с принятием закона « Об образовании в Российской Федерации» и Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, рекомендуются новые требования по обеспечению качественного и доступного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Одно из важных условий дошкольного образования, особенно с детьми от рождения до года жизни является развитие моторики при нарушении сенсорных навыков. Игрушка способствует устранению данных нарушений, именно по - этому считаю эту работу актуальной в работе с детьми раннего возраста.

    Цель:

    Учитывая особенности раннего возраста, показать роль игрушки в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими сенсорные нарушения в развитии.

    Задачи:

    1.     Работать над координацией и точностью движений руки и глаз, через различные манипуляции с игрушкой.

    2.     Используя игрушки улучшать общую двигательную активность, мелкую моторику пальцев, кистей рук.

    3.     Содействовать нормализации речевой функции.

    4.     Развивать произвольное внимание зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

    5.     Создать эмоционально-комфортную обстановку в общении со взрослым и др. детьми.

    Литература:

    1.     Приходько О.Г., Моисеева Т.Ю., Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни. Методические пособие-2-е изд. – «Экзамен», 2004г.

    2.     Широкова Г.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. Диагностика. Игры. Упражнения - Ростов н/ Д.; Феникс, 2006г.

    3.     Воспитание и обучение детей раннего возраста. Под ред. Павловой Л.Н.-М., 1986г.

    4.     Жукова Н.С., Мастюкова Е.М.  Если ваш ребёнок отстаёт в развитии. - М.; 1993-112с.

    5.     Пантюхина Г.В., Печора Г.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно- психического развития первых трёх лет жизни-М., 1979г.

    6.     Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. - М; Просвещение, 1996 г.

    7.     Разенкова Ю.А. Игры с детьми младшего возраста. – М Школьная Пресса, 2000 г.

    8.     Кузин М.В. Развивающие игры для детей от 0 до года Ростов н/Дону; Феникс, 2007г.- ( Школа развития).

    9.     Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: Методическое пособие/  Под. Ред. Стребелевой Е.А., Мишиной Г.А.- 2-е изд.-М., Издательство «Экзамен», 2004 г. ( Серия « Ранней помощи»).

    10. Как развивать необходимые навыки у малыша, играя вместе с ним. Силдерг Д.Ж пер. с англ. Курмангалиева Д.М. 2-е изд. « Попурри» 2006 г.

    Раздел плана.

    Сроки. Форма работы. Практические выводы.

    1.     Этап - теоретический.

     

    Сентябрь - октябрь.

    1.Изучение методической литературы и нормативных документов по проблеме (ФГОС).

    2.Систематизирование дидактического материала для коррекционно-развивающей работы с детьми от рождения до года жизни.

    3.  Составление примерного комплексно-тематического планирования по проблеме.

    4. Обеспечение возможностей для развития ребёнка по методической теме в соответствии с требованием ФГОС. Деятельность педагога по – этапом реализации проекта.

    5. Интернет-ресурсы.

    Социальная сеть работников образования.

     

    2.     Этап - практический.

    Ноябрь-апрель.

     

    1.     Проведение мониторинга в группе детей.                                                                                                                                                                                                                                          

    2.     Обеспечение предметно-развивающей среде в соответствии с гигиеническими навыками и педагогическими требованиями к игрушке.

    3.     Содержание деятельности специалистов по методической проблеме.

    4.     Проведение коррекционно-развивающей работы с игрушкой с детьми от рождения до года жизни. Оценка результативности реализации коррекционно-развивающей проблеме.

    5.     Использование методических рекомендаций по работе с игрушками, как средством сенсорного воспитания.

    6.     Дидактические игры:

    Игра: « Новая игрушка».

    Цель: приспосабливать пальцы к форме нового предмета.

    Игра: «Раскачивание неваляшки».

    Цель: обогащать сенсорный опыт детей, совершенствовать зрительную, слуховую, осязательную и двигательную активность.

    Игра:  «Мячик».

    Цель: развивать слуховое и зрительное сосредоточение.

    Игра: «Доползи до игрушки»

    Цель: формировать у ребёнка навыки ползания.

    Игра: «Узелки»

    Цель: научить выполнять направленное движение к предмету, находящемуся в поле зрения ребёнка. Продолжать совершенствовать навыки хватания.

    Игра «Где игрушка».

    Цель: развитие целенаправленных действий, зрительных реакций (совершенствование зрительно-моторных координаций), эмоционального контакта.

    7.     Создание картотеки дидактических игр.

     

    3 Этап - заключительный.

    Май.

     

    1.Открытое занятие педагогом ДОУ. Конспект – занятия « В гости к котику пришли».

    2. Наглядно - иллюстративный материал. Оформления занятия.

    3.Выставка книг по данному занятию.

    4. Представление опыта работы по изучению данной темы (творческий отчёт).

    Вывод:   Таким образом, игрушка, как и игры, являются важным фактором в психическом развитии ребёнка и в разви

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otchyot_teksta_k_prezinats._za_18-19_god.docx21.57 КБ

    Предварительный просмотр:

    КУ ХМАО – ЮГРА  «УРАЙСКИЙ  СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА»

    Отчет

     о проделанной образовательной

    коррекционно-развивающей работе

     2018 - 2019 учебный год  

    Подготовила воспитатель: Гареева Екатерина Александровна

     

    г.Урай, 2019 г.

    В начале учебного года в группе присутствовало 10 детей.

    У троих детей ЗПР, вызванная неврологическими расстройствами.

    У троих детей нарушение стато -динамических функций.

    В данное время на группе 9 детей. Педагогическая деятельность  планировалась в соответствии с «Адаптированной  образовательной программой Дома ребенка», которая базируется на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду от рождения до школы» под редакцией Н. Е.Вераксы,  М.А. Васильевой, Т.С.Комаровой. На каждого ребенка была составлена индивидуальная образовательная программа с использованием дополнительных методических источников, таких как Л.Н Павлова, Ю.А.  Разенкова, Т.Г. Стробыкина,  Е.Е. Ляско, О.В.Закревская.

    Основными нашими задачами является:

    • Создание  оптимальных условий для всестороннего развития ребенка, оказание коррекционной помощи;
    • создание оптимальных условий для социального и эмоционального  развития ребенка и формирование у него таких свойств личности, как самостоятельность, уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к людям.

    После диагностики распределили детей с учетом уровня развития по возрастам (0 – 3 мес,  3 – 6 мес,  6 – 9 мес,  9 – 12 мес).

     С детьми  проводились  индивидуальные и подгрупповые занятия по 5 направлениям в соответствии с  ФГОС согласно сетке занятий.

    В коррекционно-развивающей работе были использованы формы и методы:

    *массаж лицевой и артикуляционной мускулатуры (зондовый, точечный)

    *массаж мускулатуры рук (укрепляющий, расслабляющий)

    *элементы дыхательной гимнастики(пассивной и активной)

    *элементы лечебной физкультуры.

     *использование разно-фактурных тактильных раздражителей.

    Социально-коммуникативное развитие. 
    Является важнейшей составляющей общего развития ребёнка первого года жизни. Этот процесс проходит интенсивно и проявляется в ознакомлении  малыша с окружающими людьми, знакомстве с собой, обогащении эмоциональной жизни , адаптации к социальной среде и умении общаться с окружающими. На протяжении первого года жизни приучали детей к определённому жизненному ритму и порядку, вырабатываем у них  положительное отношение к гигиеническим процедурам, кормлению и активному бодрствованию.

    Познавательное развитие

    Область «Познавательное развитие» включает в себя ознакомление с окружающим миром.

    Формировали познавательный интерес ребёнка через показ ярких предметов, игрушек, которые вызывают у малыша положительные эмоции и побуждают к действию с предметом. А именно:  путём  рассматривания, ощупывания,  захватывания, потряхивания, извлечение звуков.

    Учимся восприятию предметов из различных положений: на животе, на спине, на боку, в вертикальном положении, на руках у взрослого.

    Формировали и развивали умение пользоваться игрушкой по предназначению, вначале по показу и слову взрослого, а затем только по его слову выполнять действия с предметами.                    

    Подготовительные этапы развития речи.  

    С первых дней жизни формировали ситуации, побуждающие  реагировать на человеческий голос, отличать его от других звуков. Голосовые реакции, лежат в основе развития речи, возникают исключительно на фоне положительного эмоционального состояния.

    В области речевого развития проводилась целенаправленная работа учителя-дефектолога на индивидуальных и подгрупповых занятиях, на которых решались задачи:

    1. Работа над пониманием речи детей.
    2. Обогащение словарного запаса.
    3.  Работа над активной речью.

    А так же воспитатели активизировали речь малышей в процессе различных видов деятельности, в течение дня с учётом рекомендаций дефектолога.

    В нашей группе были разработаны проекты по

    инновационным технологиям в развитии мелкой моторики  детей раннего возраста.
     Пальчиковые игры как средство развития речи.

    Проект: « Песочная терапия».

    Проект: «Тестопластика».

    Проект: « Нетрадиционное рисование».

    Проект: « Игры с водой»

    Участниками проекта являлись воспитатели и дети раннего

    возраста от 9 до 12 мес.

    Тесто пластика. Занятие «Нарядная матрёшка».

      Развивали умения выполнять соотносящие действия с тестом по показу: прикладывать и вдавливать. Учили по словесной инструкции выполнять действия с игрушкой. Подводили детей к пониманию слов: «Нарядная матрёшка», «Красивый фартук», Закрепляли знания о красном цвете.

     Дети научились по словесной просьбе выполнять действие с игрушкой, наряжать фартук  матрёшки путём прикладывать и вдавливать тесто на фартук.

    Не традиционное рисование.

    Занятие «Покормим зёрнышками курочку».

    Знакомились с техникой рисования пальчиками по слову и показу взрослого( путём рисования точек пальчиками на тарелочке).

    Через нетрадиционное рисование развивали мелкую моторику и координацию движения рук. Закрепляли знания о жёлтом цвете.

      Дети научились самостоятельно рисовать точки с помощью пальчика,  проявляли интерес к изобразительному творчеству.

    Игры с водой. Занятие на тему: «Где же наши уточки».

    Учим подражать игровым действиям. Развивали предпосылки к активной речи через игровые моменты, сопровождающиеся речью взрослого, что способствовало созданию радостного настроение у детей.

    У малышей сформировалось умение понимать речь взрослого и выполнять его просьбу (доставать из воды уточку, плескаться ручками в воде и проявлять радостное настроение от совершаемых игровых действий).

    Песочная терапия. 

    Развиваем мелкую моторику и тактильные ощущения у детей, коммуникативные навыки, снимаем статическое напряжение. Учим рассматриванию предметов, используя различные виды восприятия.

    Дети приобрели умение посыпать песок на мельницу, черпая ложечкой,  тем самым развивая и совершенствуя координацию движения руки. Через игровые действия научились наблюдать и проявлять эмоциональные чувство.

     Физическое развитие.        

    По направлению «Физическое развитие» велась целенаправленная работа. Обеспечивалось достаточное игровое пространство для овладения ползанием.  
    Вырабатывали упор ножек у детей. На этапе одной двигательной функции, стимулировали развитие более сложной (при закреплении сидения, стимулируем вставание и сохранение равновесия).

    Обучали малышей самостоятельной ходьбе.

    Для детей, у которых наблюдается синдром двигательных нарушений, нарушений нервно-мышечного тонуса рук проводится  ЛФК -лечебную физкультуру, массаж, водолечение.

    Художественно-эстетическое развитие.

     В области «Художественно-эстетическое развитие» формируем интерес к пению взрослых. А так же способствуем проявлению активности детей через подпевание отдельных слогов, помахиваний платочком, погремушкой, приплясывания.

     

    В октябре в нашем учреждении прошло окружное мероприятие «День открытых дверей». Нашей группой было представлено открытое комплексное занятие: Тема: «Курочка».

    Раз в неделю воспитатели проводили занятие с элементами развлечения для детей, включая все образовательные области.

    По итогам работы можно сравнить, что у детей наблюдается положительная, стабильная динамика по всем показателям НПР.

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Музыка- одно из средств физического развития.

    Темматическая консультация для воспитателей о роли музыки в формировании физического здоровья детей дошкольного возраста....

    Развитие зрительного внимания, как одно из средств в преодолении заикания.

    Игры  для детей с неврозоподобной и невротической формами заикания...

    Дидактическая игра как одно из средств сенсорного развития детей раннего возраста

    Дидактическая игра как одно из средств сенсорного развития детей раннего возрастаОдним из важных средств сенсорного развития является дидактическая игра. По мнению ряда авторов, основная особенн...

    Современный развивающий материал как одно из средств интеллектуального развития дошкольников

    Одна из важнейших задач воспитания ребенка - развитие интеллектуальных способностей, формирование  мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этих зад...

    Развитие пальцевой моторики как одно из средств формирования речи детей-логопатов дошкольного возраста.

    «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».И.П. ПавловТема  работы «Развитие пальцевой моторики как одно из средств формирования ...

    Музыка, как одно из средств, всестороннего развития детей дошкольного возраста

    Музыкальное воспитание, является состовляющей всестороннего развития детей дошкольного возраста....