Статья "Влияние здоровьеосберегающих технологий на экологическую образовательную среду в ДОУ"
статья

Мингазова Лейсан Гамилевна

"Влияние здоровьеосберегающих технологий  на экологическую образовательную среду в ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vliyanie_zdoroveosberegayushchih_tehnologiy.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

Мингазова Лейсан Гамилевна,

Воспитатель,

МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №88»

НМР РТ гор. Нижнекамск

«Влияние здоровьеосберегающих технологий

на экологическую образовательную среду в ДОУ»

Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши, 
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души
!

        Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Ведь воспитание ребенка – это сложнейшая задача, поставленная нам природой.  Поэтому очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.  Так что же такое здоровье?

 Здоровье – это важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли. Здоровый ребенок –  талантливый ребенок.

           К сожалению, в последнее время тревожит грустная статистика частоты заболеваний детей дошкольного возраста. Каждый третий ребенок в дошкольном образовательном учреждении имеет отклонения в физическом развитии. Конечно, причин тому множество: экологические, социальные, генетические и медицинские показатели. Одна из основных – невнимание взрослых к здоровью детей. Не следует забывать, что дошкольный возраст – это самое благоприятное время для привития здорового образа жизни.

Формируя здоровый образ жизни, мы способствуем формированию здоровой личности, которая будет сохранять здоровой природу или

оздоравливать  её.

Так, дошкольные образовательные учреждения постоянно осваивают комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.  Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровосберегающие технологии».  

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении  это целостная система воспитательно–оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителя.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохраняя здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки  и научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

На уровне дошкольных образовательных учреждений с помощью здоровьесберегающих технологий реализуются следующие задачи:

- создание гигиенических и экологических условий для образовательного процесса;

- обеспечение физкультурно-оздоровительного комплекса;

- обеспечение питанием и медицинским обслуживанием;

- создание санитарно-гигиенических условий;

- проведение мониторинга состояния здоровья и профилактики ребенка.

По современным представлениям здоровьесберегающие технологии делятся на группы:

1. Физкультурно-оздоровительные - направлены на физическое развитие дошкольника, на исследование его резервных возможностей, обеспечивающих ему оптимальную адаптированность к изменениям образовательной среды;

2. Психоэмоциональные - характеризуются состоянием внимания, памяти, мышления, особенностями эмоционально-волевых качеств способностью к саморегуляции, управлению своим внутренним психологическим состоянием, отражающие систему ценностей и мотивов поведения дошкольника в его взаимоотношениях с образовательной средой проявляющиеся в уважении к другим точкам зрения, активной жизненной позицией;

3. Экологические - направлены на создание экологически оптимальных условий образовательной среды, гармоничных взаимоотношений с окружением. Это  способствует оздоровлению и экологическому воспитанию, обучению и развитию детей, так как экологическое образование, опирающееся на знания о родном крае, может существенно содействовать формированию идеалов здорового образа жизни, созданию эмоционального настроения детей.

Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах образовательной деятельности.

Одна из этих видов является экологическое воспитание дошкольников.   Целью которого является  обеспечение высокого уровня здоровья, осознанного отношения к растительному и животному миру, способность чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребёнка, обучению бережному отношению к своему здоровью и природе, эффективному решению задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в природе, оказание самопомощи и помощи другим.

Решение здоровьесберегающих задач в экологическом воспитании и обучении дошкольников в дошкольном образовательном учреждении являются:

·  охрана и укрепление здоровья детей;

·  выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализации их через систему физкультурно-оздоровительной работы;

·  разумное сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами;

·       экологию человека;

·       природно-климатические условия.

Один из путей его эффективности состоит в использовании разнообразных форм и методов работы:

- Экологические занятия.

- Экологические экскурсии.

- Уроки доброты.

- Экологические кружки.

- Экологические конкурсы.

- КВН, аукцион, марафон, викторина «Поле чудес» и так далее.

- Экологические акции.

- Обсуждение и обыгрывание ситуаций.

- Трудовой десант.

- Зелёный патруль.

- Клуб исследователей природы.

- Лаборатория юного эколога.

- Экологические музеи.

- Экологические праздники и фестивали.

- Экологические игры (ролевые, дидактические, имитационные, игры моделирование экосистем, соревновательные игры – путешествия и так далее).

- Исследовательской деятельности (игры с песком, с водой, аромотерапия, босохождение, организация фито баров).

Правильная организация экологического воспитания дошкольников и оптимальное чередование разных здоровьесберегающих технологий, оказывает огромное влияние на работоспособность, утомляемость и в целом на функциональное состояние всего организма, способствующего овладению новых знаний, которая дает практическую модель правильного поведения в природе, развивающая эмоциональную отзывчивость, помогающая обрести уверенность в себе.

Так в дошкольном образовательном учреждении дети дошкольного возраста активно учатся созерцать природу, сосредотачивать внимание на объектах природы, сочувствовать людям и сопереживать всему живому. Понимая это, педагог во время прогулки, экскурсии  развивает зрение, слух, обаяние, осязание, тактильные ощущения, сенсорику.

Так же  в сюжетно-ролевых играх формирует осознанно-правильные отношения к растениям, животным и людям как к части природы.

Дидактические игры становятся здоровьесберегающими с использованием игровых моментов: загадок, движений, элементов ожидания, неожиданности, соревнования, использование различных персонажей.

Нельзя забывать и про подвижные экологические игры с имитацией движений, звукоподражанием, которые помогают успешно усваивать экологические знания и развиваться физически, формируют волевые качества, укрепляют здоровье, обучают правилам безопасного поведения в природе.

При возникновении утомления для повышения двигательной активности применяются физминутки - способствующий активизации внимания, повышения работоспособности, возможности сбросить накопившийся груз, оздоровительные паузы (двигательная гимнастика, самомассаж, пальчиковые игры, хождение по массажным коврикам, аутотренинг, релаксации, точечный массаж, элементарные приёмы самомассажа.)

Использование «хромотерапии», т. е лечение цветом можно применять в оформлении календаря природы, группы как мощное профилактическое мероприятие, как один из видов природного лечения.

Рассказывание экологических сказок обеспечивает формирование правильного отношения к животному и растительному миру, так как дети стараются подражать положительным героям, воспринимают очень эмоционально.

Всё это обладает мощным педагогическим воздействием, укрепляющим здоровье дошкольников, помогает воспитывать любовь к природе, стремление заботиться о ней, не оказывать негативного воздействия на природное окружение.

Таким образом, комплексное систематическое оздоровление детей в процессе экологического воспитания и обучения, повышения уровня знаний родителей и детей в области сохранения и укрепления здоровья, здорового образа жизни, их систематическое экологическое просвещение способствует повышению уровня физического здоровья в целом.

Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, родителей и самое главное самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья. Примером того является активному участие родителей в жизни ребенка в детском образовательном учреждении.  Ведь главное в развитии и воспитании ребенка – это семья. Родители должны быть примером для ребенка. Родители лучшие учителя детей. Личный пример родителей – это главное в воспитании детей и родители должны осознать это.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание экологической образовательной среды на территории детского сада (из опыта работы ГБДОУ детского сада № 65 Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Солнышко»)

В статье представлен опыт работы детского сада по созданию экологической тропы на территории учреждения, формах организации практической экологически ориентированной деятельности детей дошкольного воз...

Образовательная среда детского сада как ресурс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Экологические игры в дошкольном образовании

Сборник посвящен вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста и представляет собой антологию тематических статей и разработок экологических игр. Представленные материалы могут оказать...

Доклад «Формирование экологической компетенции дошкольников как способ организации их эффективного взаимодействия с образовательной средой и местным социоприродным окружением»

Семинар  «Формирование экологической компетенции дошкольников как способ организации их   эффективного взаимодействия с образовательной средой и местным социоприродным окружением...

Проект Эффективная образовательная среда для учащихся в организации дополнительного образования через экологическое воспитание

Создание эффективной образовательной среды для учащихся в организации дополнительного образования через экологическое воспитание...

Статья: "Проектирование экологической развивающей среды в дошкольной образовательной организации"

Шаповалова Анастасия Игоревна воспитательБороздюхина Вероника Сергеевнавоспитатель МБДОУ «Д/С №60»г. Белгород, Белгородская областьПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ...