Дополнительная общеобразовательная Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста правилам дорожного движения «Азбука юного пешехода»
рабочая программа

Шестиалтынова Любовь Викторовна

Развитие общества неразрывно связано с интенсивным развитием автомобильного транспорта. Однако наряду с огромными выгодами экономики страны, автомобилизация  имеет и негативные последствия, главное из которых – аварийность на автотранспорте, уносящая ежегодно десятки тысяч человеческих жизней. Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной государственной задачей.  Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_pdd.docx634.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Центр развития ребенка - детский сад №15"

СОГЛАСОВАНО:                                                   УТВЕРЖДАЮ:

на Совете педагогов                                               Заведующий МБДОУ «Детский сад № 15»                                    

МБДОУ «Детский сад № 15»                                Каминская А.М._____________________                          

Протокол  № ___ от «___»_____ 2020г.               Приказ №__ от «_____»__________2020г.                

                                                                                   

G:\2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД\ПДД 2020-2021\картинки\0001-001-.png

Дополнительная общеобразовательная

Программа обучения и воспитания детей

                            дошкольного возраста

                           правилам дорожного движения

                        «Азбука юного             пешехода »

автор-составитель:

Шестиалтынова Любовь Викторовна

г. Троицк

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ………………………………………………………….3

1.1 Пояснительная записка ………………………………………………………3

1.2 Цель и задачи Программы …………………………………………………...4

1.3. Принципы формирования Программы ……………………………………..4

1.4 Формы реализации Программы ……………………………………………..6

1.5 Планируемые результаты освоения Программы ……………………...……6

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ……………………………………………7

2.1 Учебный план по изучению Программы…...……………………………….7

2.2 Перспективный план работы проекта в рамках Программы………..……..8

2.3 Календарно-тематическое планирование по обучению детей ПДД в младшей группе…………………………………………………………….……10

2.4 Календарно-тематическое планирование по обучению детей ПДД в средней группе……………………………………………………………..…….13

2.5 Календарно-тематическое планирование по обучению детей ПДД в старшей группе……………………………………………………………..……18

2.6 Календарно-тематическое планирование по обучению детей ПДД в подготовительной к школе  группе……...………………………………..……22

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ………………………………………...26

3.1 Формы организации работы……………………………………...…………27

3.2 Мониторинг уровня ЗУН по освоению ПДД………………………………27

3.3 Диагностический инструментарий……………………………………...….31

4.МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ …………….....34

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Везде и всюду правила, их надо знать всегда:
Без них не выйдут в плаванье из гавани суда.
Выходят в рейс по правилам полярник и пилот.
Свои имеют правила шофёр и пешеход.
По городу, по улице не ходят просто так:
Когда не знаешь правила, легко попасть впросак.
Всё время будь внимательным и помни наперёд:
Свои имеют правила шофёр и пешеход!

Как таблицу умноженья, как урок,
Помни правила движенья назубок!

Я.Пишумов

Развитие общества неразрывно связано с интенсивным развитием автомобильного транспорта. Однако наряду с огромными выгодами экономики страны, автомобилизация  имеет и негативные последствия, главное из которых – аварийность на автотранспорте, уносящая ежегодно десятки тысяч человеческих жизней. Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной государственной задачей.  Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.

Актуальность  этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует  та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности на улицах.

Поэтому уже  в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения, формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улице большого города.

Планомерную и систематическую работу по обучению безопасному поведению на дороге необходимо начинать в младшем дошкольном возрасте.

Данная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования и представляет собой локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе авторской Рабочей Программы педагога высшей квалификационной категории Шестиалтыновой Любови Викторовны.

Цель данной программы:

1. Формировать навыки безопасного поведения дошкольников на улице.

2. Активизировать работу детского сада по профилактике    детского дорожно – транспортного травматизма.

 

Задачи:

I. Обеспечить положительную  динамику формирования  у дошкольников навыков  безопасного поведения на улицах города, в транспорте.

1. Знакомить детей с правилами дорожного движения, дорожными  знаками.

2.Помочь  детям овладетъ элементарными  навыками поведения на улицах города, в транспорте.

3.Научить  детей адекватно, осознанно действовать в той или иной  обстановке на улицах  города, в транспорте.

4.Развивать познавательный  интерес к окружающему миру природы.

 II. Осуществлять мероприятия по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов и родителей в вопросах формирования навыков безопасного поведения на дороге детей дошкольного возраста.

 1.Повышать компетентность педагогов и родителей в вопросах формирования навыков  безопасного поведения на улице.

 2.Содействовать повышению грамотности  родителей в вопросах профилактики  детского дорожно-транспортного травматизма.

 III. Укреплять и расширять рамки  взаимодействия детского сада и ГИБДД по обучению дошкольников и их родителей правилам дорожного движения.

IV. Совершенствовать  материальную базу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Решение указанных задач основывается на следующих принципах:

 Гуманизм – идея разумности и гуманности человека, сообщества людей. Разумность как качество, присущее людям – способность думать, говорить, выражать свои мысли, осознанно действовать, предвидя последствия своих действий, осознанно относиться к себе и к своему здоровью.

Непрерывность – формирование устойчивого интереса к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствование практических навыков и умений решать проблемы, связанные с безопасностью  жизнедеятельности.

 Целостность – формирование у дошкольников целостного понимания окружающего мира, интеграция знаний о безопасности  жизнедеятельности.

 Научность – можно выделить две группы идей:

естественно – научные – освоение знаний, обеспечивающих  формирование основ сознания и поведения дошкольников;

педагогические – формирование базисных структур личности (сознание, деятельность, отношение).

 Системность – формирование навыков и представлений дошкольников по безопасному поведению на улице и в транспорте должно осуществляться систематически с учетом возрастных особенностей развития детей.

 Преемственность – преемственность между возрастными категориями, а также – в детском саду закладывается фундамент  для дальнейшего формирования представлений о причинно-следственных связях, о безопасном поведении и предупреждении негативных ситуаций на улицах и в транспорте.

Программа составлена с учётом межпредметных связей, что позволяет наиболее полно раскрыть содержание курса.

«Познавательное развитие» - где дети знакомятся с окружающим миром, правилами поведения на улице, учатся устанавливать причинно-следственные связи возникновения дорожно-транспортных происшествий.

«Музыкальное воспитание» – где разучиваются музыкальные произведения  в содержании которых освещаются вопросы безопасности дорожного движения, проводятся  досуги и праздники.

«Художественно-речевая деятельность», в процессе которой дети знакомятся с литературными произведениями, основу которых составляет вопрос о безопасности поведения на дороге.

«Изодеятельность»,  где дети знакомятся с различными жанрами изобразительного искусства с целью воспитания познавательного интереса, развития умения отобразить в рисунке свое отношение к окружающему миру, к вопросам безопасности дорожного движения.

«Математика»,  где дети учатся ориентироваться в пространстве и во времени, развиваются их сенсорные способности.

 «Конструирование и ручной труд»,  в процессе продуктивной деятельности развивается творческое воображение детей, дети овладевают навыками работы по схемам, развивается умение моделировать игровое пространство и т. Д.

         Учитывая  наглядно-действенный  и наглядно-образный  характер мышления дошкольников основной материал дается с помощью наглядных и практических методов и приемов образования:

 - наблюдения;

- игры, викторины;

- прием разрешения проблемных ситуаций;

- провокационные ситуации;

- беседы и др.

Технология предусматривает осуществление образовательной работы в разных формах:

 - на специально организуемых занятиях (различных типов и видов);

 - в играх (сюжетно-ролевых,  дидактических, словесных, театрализованных,

 творческих, подвижных);

 - на прогулках (экскурсии  к проезжей части, к светофору, пешеходному

переходу);

 - в нерегламентированных видах деятельности (познавательные минутки, беседы, чтение художественной литературы, обучающие ситуации с игровой мотивацией);

 - развлечения и досуги (викторины, конкурсы, КВНы, просмотр диафильмов и видеофильмов, оформление тематических альбомов, выставок).

Тематика мероприятий позволяет решить несколько педагогических задач:

-осуществлять познавательное развитие детей;

-дать им определенную сумму знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека;

-формировать мотивацию на здоровый образ жизни;

-сформировать понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от экологического состояния окружающей среды.

         Условия обучения детей правилам дорожного движения в ДОУ:

  1. Создание развивающей образовательной среды: уголок ПДД во всех возрастных группах, в помещении и на участке ДОУ.
  1. Компетентность педагогов в вопросах обучения детей правилам дорожного движения.
  1. Сотрудничество педагогов, родителей и службы ГИБДД.

  4. Система работы е детьми.

  5. Стимулирование активности детей в разных видах деятельности (игровой, познавательной, проблемно-поисковой, художественно-продуктивной).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

  • Выработать способность к  устойчивому  эмоциональному  контакту  со взрослым и сверстниками на дороге;
  • Понимать  значение  таких слов, как «пешеход», «водитель», «перекресток», «регулировщик», «светофор», «пешеходный переход», «тротуар», «дорога» и другие;
  • Понимать  и  выполнять  словесные  инструкции в любой дорожной ситуации вне детского сада;
  • Сформировать начальные навыки безопасного поведения на дороге и на улице;
  • Знать общие правила безопасной ориентации на дороге, определять наиболее опасные для пешеходов участки дорог;
  • Знать названия и назначение некоторых дорожных знаков, сигналов регулировщика и светофора;
  • Научится выбирать наиболее безопасные маршруты движения до детского сада (магазин, ФОК «Юниор», детская библиотека и другие).

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Данная программа представляет собой единую систему взаимосвязанных тем, которые учитывают возрастные особенности детей и раскрывают при этом многообразные связи познавательного развития, нравственного воспитания с окружающим миром, в котором живет и взрослый человек и ребенок.

 Учебный план

Для детей 3-4, 4-5 лет по изучению Программы «Азбука юного пешехода»

Содержание работы

Количество мероприятий

В неделю

В месяц

В год

Мероприятие по тематическому плану

1

4

35

 Для детей 5-6, 6-7 лет по изучению Программы «Азбука юного пешехода»

Содержание работы

Количество мероприятий

В неделю

В месяц

В год

Мероприятие по тематическому плану

1

4

35

В рамках Программы реализуется проект «По дороге безопасности».

Главная цель проекта: формирование навыков безопасного поведения на дороге.

Задачи:

Создать оптимальные условия для формирования устойчивых навыков осознанного, безопасного поведения на улицах и дорогах города;

Всесторонне использовать практические формы и методы обучения;

Повышать эффективность образовательного процесса по профилактике дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении;

Развивать сотрудничество, сотворчество и совместную деятельность работников ГИБДД, педагогов, родителей, представителей общественных организаций;

Повышать компетентность педагогов и родителей в вопросах детской безопасности;

Привлечь внимание общественности, родителей к воспитанию у детей навыков безопасного поведения на дорогах.

Ожидаемый результат: В ходе реализации данного проекта дошкольники в доступной, занимательной, игровой форме знакомятся с правилами дорожного движения и безопасного поведения на дорогах. В процессе у детей развивается наблюдательность, умение ориентироваться в пространстве. Дети учатся соблюдать элементарные правила организованного поведения на улице и в транспорте, понимать значение сигналов светофора, дорожных знаков.

Перспективный план по проекту

«По дороге безопасности»

Мероприятия

Ответственные

Работа с детьми

Организация работы «Правила Светофорчика»:

- Проведение с детьми непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с ПДД. В рамках работы по ознакомлению с окружающим миром (как в помещении, так и на оборудованной территории ДОУ)

Воспитатели групп, инспектор ГИБДД

- Организация с детьми практических занятий на территории автогородка ДОУ по изучению навыков безопасного поведения на дороге (водители, велосипеды, пешеходы, пассажиры, сотрудник ГИБДД)

Педколлектив

- Изучение дорожной разметки с помощью плана-макета автогородка ДОУ

Проведение тематических акций:

- «Водители! Будьте бдительны!»

- «Обращение к пешеходам»

Воспитатели групп

Проведение конкурсов фигурного вождения велосипедов в автогородке:

- конкурс-соревнование юных велосипедистов «ПДДшка» (для воспитанников подготовительных групп);

- конкурс «Лучший велосипедист» (для воспитанников старших групп)

Инструктор по физической культуре

Разработка проектов по ПДД:

- История развития автомобилестроения»;

- Как появились правила дорожного движения»;

- «Зебра»;

- «История светофора».

Презентация проектов

Воспитатели групп

Организация целевых экскурсий, прогулок по ознакомлению детей с ПДД

Организация встреч с инспектором ГИБДД

Зам.по ВМР

Конкурс детских творческих работ «Я придумал новый дорожный знак»

Зам.по ВМР, воспитатель по изодеятельности

2. Работа с педагогами

Диагностика уровня компетентности педагогов по дорожной грамоте «Что вы знаете о правилах дорожного движения»

Зам.по ВМР

Составление памятки для педагогов «Примерное содержание работы по ознакомлению детей с ПДД в разных возрастных группах»

Разработка методической шпаргалки для педагогов «Планирование работы по обучению детей правилам дорожного движения»

Зам.по ВМР, воспитатель по ИЗО

Неделя совершенствования педагогического мастерства. Просмотр открытых мероприятий по обучению дошкольников ПДД:

- «Машина бежит – машина гудит…» (первая младшая группа);

- «Красный, желтый, зеленый» (вторая младшая группа);

- «Колобок в городе» (средняя группа);

- «Когда мы – пассажиры» (старшая группа);

- «Из прошлого в настоящее» (подготовительная к школе группа);

- практические занятия на территории автогородка. Фигурное вождение велосипеда, самоката (старший дошкольный возраст)

Воспитатели групп

Работа с родителями

Общее родительское собрание «Профилактика дорожно-транспортного травматизма в семье». Приглашение на собрание инспектора ГИБДД.

Заведующий

Проведение инструктажей по соблюдению правил дорожного движения с родителями на групповых родительских собраниях

Воспитатели групп

Участие родителей в организации практических мероприятий на территории автогородка

Зам.по ВМР, воспитатели

Проведение с родителями совместных праздников и развлечений по ПДД

Музыкальные руководители

Конкурс родительских плакатов «За безопасность дорожного движения – всей семьей»

Воспитатель по ИЗО

Анкетирование родителей «Роль детского сада в обучении детей ПДД»

Воспитатели групп

Создание предметно-развивающей среды в ДОУ

Смотр-конкус уголков по ПДД в группах

Зам.по ВМР, воспитатели групп

Оформление накопительных папок по ПДД в группах

Воспитатели

Оснащение автогородка на территории ДОУ макетами (автозаправочная станция, автосервис, жилые дома, объекты бытового назначения, автобусные остановки, будка ГАИ).

Изготовление оборудования для организации конкурсов и соревнований по фигурному вождению самокатов и велосипедов (раскрашенные автомобильные покрышки, конусы, различные ориентиры)

Педагоги ДОУ

Пополнение предметно-развивающей среды в группах для организации игровой деятельности детей (атрибуты для сюжетно-ролевых, подвижных игр, макеты улицы, дорожных знаков и т.д.)

Оформление фотовыставок в родительских уголках «Из опыта работы ДОУ по обучению детей правилам дорожного движения»

Воспитатели групп

Выставка дидактических игр и макетов по обучению детей ПДД

Зам.по ВМР, воспитатели групп

Календарно – тематическое планирование по обучению детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге

в младшей группе.

Задачи:

-Формировать умение ориентироваться в окружающем пространстве.

-Дать представление о различных видах транспорта, его назначении.

-Дать представление об улице.

-Ознакомить с некоторыми правилами дорожного движения.

-Познакомить с сигналами светофора.

-Познакомить с профессией водителя (шофера).

-Формировать представление о назначении зеленого и красного сигналов светофора.

Показатели развития:

Дети знают: 

-дети ориентируются в окружающем пространстве;

-различают грузовые и легковые автомобили;

-умеют называть части автомобиля;

-знают, то люди ездят на легковых автомобилях, автобусах, а грузы возят на грузовых автомобилях;

-знают, что машины едут по дороге, а люди ходят по тротуару;

-знают, что транспортным средством управляет шофер;

-знают сигналы светофора.

Сентябрь

Образовательная деятельность в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие».

1.Беседа «Безопасность на дорогах» Цель: познакомить детей с основными правилами поведения на дорогах.

2.Чтение: М.Пляцковский «Светофор». Цель: Закреплять знания о светофоре через художественное слово

3. Рассказ воспитателя о светофоре. Цель: Закрепить знания детей о светофоре и назначении его цветов; продолжить работу по ознакомления детей с правилами поведения на проезжей части и на тротуаре.

4. Игра «Светофор» Цель: закрепить представление детей о назначении светофора, его сигналах.

Октябрь

1.Рассматривание макета светофора. Цель: Закреплять знания о работе светофора и его функциями.

2. Прогулка. Наблюдение  за светофором.  Цель: уточнить представление детей о сигналах светофора; закрепить знания правил перехода проезжей части.

3. Аппликация «Светофор» Цель: Закрепить знания детей о светофоре и назначении его цветов;

4.Занятие «Виды транспорта, их отличие». Цель: познакомить детей с основными видами транспорта – наземный, воздушный, водный.

Ноябрь

1. Рассматривание картин о видах транспорта. Цель: Знакомить детей с различными видами транспорта; формировать у детей представление о том, как машины людям помогают; закрепить с детьми знания о правилах передвижения на дороге для пешехода и для шофера.

2. Раскрашивание  «Грузовая, легковая машина». Цель: учить детей различать грузовой и легковой автомобиль, выделять его основные части.

3. Разучивание: А.Барто «Грузовик» Цель: поддерживать интерес к данной теме через художественное слово.

4.Дидактические игры «Назови правильно», «Что лишнее?». Цель: Развивать внимание, память, наблюдательность у детей; способствовать повышению уровня дорожной грамотности.

Декабрь

1. Чтение Б.Мойсе «Маша – пешеход». Цель: Закреплять знания о правилах дорожного движения через художественное слово

2.Прогулка «Знакомство с дорогой» Цель: способствовать развитию умения ориентироваться на местности вокруг детского сада; учить различать проезжую часть дороги, тротуар.

3. Прогулка. Наблюдение « Движение пешеходов по тротуару». Цель: закрепить у детей знания о том, что на улице есть тротуары, по которым ходят люди, и дороги, по которым движется транспорт.

4.Рисование «Пешеходный переход» Цель: учить проводить прямые горизонтальные и вертикальные линии, изображая «зебру», перекресток.

Январь

1.Рассматривание макета автобуса. Цель: познакомить детей с автобусом, его назначением.

2.Чтение Б.Заходер «Шофер». Цель: через художественное слово познакомить детей с профессией водителя.

3.Беседа «Дети на тротуаре». Цель: закрепить представление о том, что дорогу нужно переходить по пешеходному переходу, держась за руку взрослого.

Февраль

1.Конструирование «Улица». Цель: учить детей строить из кирпичиков широкую и узкую дорогу (проезжую часть и тротуар).

2.Беседа «Не попади в беду». Цель :уточнить представления детей о том, что на проезжей части играть нельзя.

3.Работа с мозаикой. Цель: Учить детей располагать  цвета в определенной последовательности: сверху красный, ниже – желтый, вниз – зеленый.

4.Дидактическая игра «Красный, желтый, зеленый». Цель: закрепить знания о сигналах светофора

Март

1.Рассматривание картины «Мы едем на автобусе» Цель: учить детей правильно вести себя в общественном транспорте.

2.Беседа об автобусе, сравнение его с другими видами транспорта. Цель: расширять представления детей о различных видах транспорта.

3.Целевая прогулка. «Знакомство с ближайшей улицей». Цель: Дать представление об обстановке на улице; закрепить знания о поведении на улице и правилах перехода через улицу; воспитывать привычку соблюдать правила дорожного движения.

4.Занятие «Улицы нашего города». Цель: Дополнить представления детей об улице новыми сведениями: дома на ней имеют разное назначение, в одних живут люди, в других находятся учреждения – магазины, школа, почта и т.д.; закрепить у детей знания о том, что на улице есть тротуары, по которым ходят люди, и дороги, по которым движется транспорт.

Апрель

1.Загадывание загадок о транспорте. Цель: способствовать созданию положительного эмоционального настроения.

2. Подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили». Цель: учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя.

3.Беседа о правилах движения пешеходов по тротуару. Цель: Сформировать у детей правила безопасного поведения при движении по тротуару, научить необходимым мерам безопасности.

4.Игры с конструктором «Дорога для машин». Цель: Закрепить правила поведения на дороге всех участников дорожного движения; учить моделировать различные ситуации на дороге.

Май

1.Подвижная игра «Поезд». Цель: учить детей бегать и ходить друг за другом небольшими группами, учить начинать движение и останавливаться по сигналу воспитателя.

2.Игры с макетом улицы. Цель: Продолжать знакомить детей с городом (в нем много улиц, домов, парков, детских садов, школ); закрепить знания о том, что по  городу можно ездить на транспорте: автобусе, такси; закрепить с детьми правила поведения в общественном транспорте.

3.Рисование кружочков красного, желтого, зеленого цвета различных размеров. Цель: закрепить знания о сигналах светофора.

4.Строительство машин из конструктора, обыгрывание. Цель: Закрепить правила поведения на дороге всех участников дорожного движения; учить моделировать различные ситуации на дороге.

Итого:

35 занятий

Календарно - тематическое планирование по обучению детей правилам

дорожного движения и безопасному поведению на дороге

 в средней группе.

 Задачи:                                                                                                                      - Совершенствовать ориентировку в окружающем пространстве.

-Знакомить детей с разными видами транспорта, их особенностями; определять сходство и отличие троллейбуса, трамвая, автобуса.

-Знакомить детей с трудом водителя некоторых видов транспорта.

-Расширять знания детей об улице, дороге, перекрестке. Знакомить с понятием: «пешеход», «наземный (подземный) переход».

-Учить детей различать элементы дороги: разделительная полоса, пешеходный переход, полоса движения, остановка общественного транспорта.

-Учить выполнять требования сигналов светофора: красный (стой), красный и желтый одновременно (скоро загорится зеленый); зеленый (иди), мигающий зеленый и желтый (скоро загорится красный).

-Учить детей составлять небольшой рассказ о дорожной ситуации: как мы ехали в детский сад на легковом автомобиле, трамвае.

-Учить изображать на рисунке сигналы светофора.

-Учить определять, кто правильно выполнил правила, кто их нарушил.

- Знакомить детей с элементарными правилами дорожного движения: места, где можно ходить пешеходам, как переходить проезжую часть.

Показатели развития:

Дети знают:

-Ходить можно только в установленных местах дороги (тротуар, обочины, край проезжей части, пешеходная дорожка, велосипедная дорожка, но, не мешая движению велосипедистов).

-Переходить проезжую часть дороги можно только в шести местах проезжей части (пешеходные переходы; наземные переходы; у перекрестка по линии тротуаров или обочин, при отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка под прямым углом к краю проезжей части, где она хорошо просматривается в обе стороны движения; на остановках маршрутных транспортных средств при движении к стоящему на остановке транспортному средству или от него со стороны дверей, если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной, расположенной на ней.

-Правила перехода проезжей части и опасные места на ней.

-Транспорт не только выполняет работу по перевозке людей и грузов, но и представляет опасность.

-Движение на дороге регулируется дорожными знаками, разметкой и сигналами светофора, а не светом или цветом его.

Сентябрь

Образовательная деятельность в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие».

 1.Рассматривание картин «Улица города». Цель: Уточнить представления детей об улице (на улице есть широкие и узкие дорожки), по широкой дороге, которая называется проезжая часть, ездит транспорт, а по узкой дороге (тротуар) ходят люди; закреплять знания о видах транспорта, знакомить с правилами поведения на улице о светофоре и значении его цветов.

2.Дидактическая игра: «Знакомство с улицей города». Цель: Закрепить у детей знания о том, что на улице есть тротуары, по которым ходят люди, и, дороги, по которым движется транспорт, формировать у детей понятие, что движение машин по дороге бывает односторонним и двусторонним.                                      

Дидактическая игра «Где мы гуляем». Цель: Знакомить с понятиями «Дорога», «Улица».

3.Практическое упражнение: «Правила поведения на тротуаре и передвижение по дороге". Дидактическая игра «Куда пойдешь - то найдешь». Правила перехода проезжей части дороги.

4. Цвета, их последовательность и значение в дорожном движении.

Ситуация общения «Мы по улице идем, маму за руку берем».

Октябрь

 Образовательная деятельность в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие».

 Транспортные средства (пассажирский, грузовой, оперативный и специальный).

1.Дидактическая  игра: «Путешествие по городу на транспорте». Цель:  знакомить детей с городом (в нем много улиц, домов, парки, детские сады, школы), дать представление о том, что по городу можно ездить на транспорте: автобусе, маршрутном такси. Знакомить детей с особенностями движения общественного транспорта.

2.Дидактическая игра «Без чего машина не бывает?». Цель: повторить названия транспортных средств. Учить называть части машины и их назначение.

Рисование «Городской транспорт». Закрепление представлений о транспорте и практических умений в рисовании мелом на асфальте.

Дидактическая игра: «Как транспорт людям помогает». Цель: знакомить детей с видами специализированных машин (снегоуборочная машина, скорая, пожарная); формировать у детей представления о том, как машины людям помогают, закрепить с детьми знания о правилах передвижения на дороге для пешехода и для шофера.

3.Чтение художественных произведений: Я. Пишумов «Машины». Через художественные произведения уточнять представления детей о работе милиционера, о жизни улицы.

4.Конструирование «Гаражи для машин», «Стоянка для машин». Учить сооружать постройки, следуя заданным условиям.

Ноябрь

Образовательная деятельность в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие». «Светофор».

1.Дидактическая игра «Наш друг светофор». Цель: закреплять знания детей о светофоре и назначении его цветов, продолжать работу по ознакомлению детей с  правилами поведения на проезжей части и на тротуаре.

 Дидактическая игра «Собери светофор».

Дидактическая игра «Найди такого цвета, как сигнал светофора». Закрепить с детьми знание цветов светофора - красный, желтый, зеленый. Учить детей безопасному поведению на улице. Знакомить с

правилами поведения на проезжей части и на тротуаре.

2.Целевые прогулки. «Светофор». Дополнять представления детей об улице новыми сведениями. Закреплять знания о светофоре.

3.Загадки о светофоре. Через загадки развивать у детей мышление, смекалку.

Чтение  С. Михалков «Моя улица», «Светофор». М. Дружинина «Наш друг светофор», «Светофор - постовой». Н. Елжова, стихотворение «Бездельник - светофор» С. Михалков.  Через художественные произведения уточнять представления детей о работе милиционера, о жизни улицы.

4. Аппликация «Светофор».  Цель: Учить работать ножницами, соблюдать правила технической безопасности.

Декабрь

Образовательная деятельность в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие».

Правила перехода проезжей части дороги.

1.Дидактическая игра «Пешеход». Знакомить детей с понятием «Пешеход». Закреплять умение ориентироваться на улице.

2.Дидактическая игра: «Пешеходный переход». Учить находить пешеходный переход; познакомить с правилами перехода проезжей части по пешеходному переходу, воспитывать внимательное отношение к переходу улицы. Дидактическая игра: «Собери дорожный знак – пешеходный переход».

3.Чтение стихотворения В. Головко «Правила движения». Цель: Через чтение стихотворения показать детям, как важно знать ПДД.

4.Дидактическая игра «Дорожное лото». Цель: развивать у детей наблюдательность на дороге, закреплять правила поведения на улицах города, учить детей анализировать ситуации на дороге.

Январь

Образовательная деятельность в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие».

«Дорожные знаки».

1.Беседа «Знаешь ли ты дорожные знаки?». Дидактическая игра: «Помощники на дороге». Цель:  закреплять у детей знания о работе светофора, расширять представления о назначении дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Дети».

2.Дидактическая игра « Правила дорожного движения». Цель: закреплять основы дорожной грамоты, познакомить с основными дорожными знаками, их назначением.

 Дидактическая игра: «Собери дорожный знак – пешеходный переход».

 Дидактические игры: «Угадай и покажи дорожный знак», «Чем накормить автомобиль».

3.Развлечение «Незнайка у нас в гостях». Цель: закреплять знания детей дорожных знаков «Пешеходный переход», «Дети»; продолжать учить соблюдать правила дорожного движения на улице, воспитывать культуру поведения на улице, отзывчивость и желание помочь другу в сложных ситуациях.

Февраль

Социально - коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие».

«Полицейский - регулировщик».

1.Беседа с полицейским - регулировщиком. Знакомить с внешним видом полицейского, с его работой.

2.Чтение стихотворения В. Головко «Правила движения». Цель: Через чтение стихотворения показать детям, как важно знать ПДД.

3.Чтение С. Михалков  «Дядя Степа - милиционер». Чтение стихотворения «Светофор - постовой». Н. Елжова.

Через художественные произведения уточнять представления детей о работе полицейского, о жизни улицы.

4.Практическое упражнение «Переходим улицу». Учить детей переходить улицу по сигналу светофора.

Практические игры по правилам дорожного движения: «Цвета, их последовательность и назначение в дорожном движении».

Март

Образовательная деятельность в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие».

Практические игры по правилам дорожного движения:

1.Дидактическая игра «Зеленый огонек». Цель: расширять  знание детей о названиях улиц. Расширять представления о правилах поведения на улице. Закреплять умение детей применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх.                                  

Дидактическая игра «Берегись автомобиля». Закреплять  правила дорожного движения

2. Чтение художественной литературы В. Лебедев - Кумач «Про умных зверюшек»,  С. Маршак «Мяч».                                                                                        

3.Целевая прогулка на ближайший перекресток. Учить детей устанавливать простейшие связи во взаимоотношениях пешеходов и водителей. Развивать наблюдательность и любознательность.                                                                             

4.Практическое упражнение «Переходим улицу». Учить детей переходить улицу по сигналу светофора, по пешеходной дорожке

Апрель

Образовательная деятельность в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие».

 Практические игры по правилам дорожного движения:

1.Дидактическая игра: «Цвета, их последовательность и назначение в дорожном движении». Настольно - печатные игры. Знакомить с правилами настольных игр по ПДД.

2. Дидактические игры: «Угадай и покажи дорожный знак», «Чем накормить автомобиль».

3. Чтение произведения М. Дружиной «Умный светофор». Побуждать детей к активному участию в пересказе произведения.

4. Беседа «Дорога до детского сада».  Развивать умение ориентироваться в окружающем пространстве.

Май

 Образовательная деятельность в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие».

 1.Практические игры по правилам дорожного движения:

Дидактические и настольно - печатные игры: «Едем в общественном транспорте». «Виды транспорта».  «Собери картинку» разрезанные на 4 части картинки с видами транспорта.

Проигрывание ситуаций «Мы на остановке», «Мы в автобусе». Инсценировка ситуации - мама с сыном входят в автобус. Из автобуса пассажиры выходят по очереди.

Проблемная ситуация - в автобус входят папа и сын.  Кто кого должен посадить.

2. «Правила поведения в общественном транспорте». Цель: сформировать основы культуры поведения в общественном транспорте, познакомить с дорожными знаками, обозначающими остановки городского транспорта.

3.Чтение художественных произведений: В. Берестов «Это еду я бегом». С. Михалков «Если свет зажегся красный». С. Яковлев «Нужно слушаться без спора». С. Маршак «Мяч».  С. Михалков  «Дядя Степа - милиционер». Б. Житков «Что я видел», «Светофор», «Какое такси». С. Михалков «Моя улица», «Светофор». М. Дружинина «Наш друг светофор».  Через художественные произведения уточнять представления детей о работе милиционера, о жизни улицы.                                                                           

4.Развлечение «Веселые правила движения» .Цель: закреплять знания детей о ПДД через игровые ситуации.

Итого: 35 занятий

Календарно - тематическое планирование по обучению детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге

в  старшей группе.

Задачи:                                                                                                                    

*Учить детей свободно ориентироваться вокруг детского сада: знать все общественные здания, уметь ориентироваться в многообразии транспортных средств.                                                                                                               

 *Прививать правила пользования маршрутным транспортом: поведение пассажира на остановке, во время посадки, во время движения, при выходе.   

 *Продолжать знакомить с правилами дорожного движения: основные термины и понятия, все элементы дорог, обязанности пешеходов и пассажиров, правила перехода железнодорожных переездов, предупредительные сигналы, подаваемые водителем, средства регулирования дорожного движения.                                                                                                 

*Учить детей распознавать знаки: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса». Предупреждающие знаки – «Дети». Запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено». Предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка». Знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу». Знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания».   

    Показатели развития:

Дети знают, что перед переходом проезжей части, нужно остановиться у края проезжей части, посмотреть налево, потом направо, затем еще раз налево и, если нет опасности – переходить проезжую часть;

знают, что ходить нужно по дороге только в разрешенных местах; соблюдают правила безопасного поведения в общественном транспорте.

Сентябрь

Образовательная деятельность в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие». «Дорога и ее элементы».

1.«Улица». Цель:  выработать навыки сознательного отношения к соблюдению правил безопасного движения.

2.Дидактическая игра «Улица, на которой расположен наш детский сад». Учить детей свободно ориентироваться в своем комплексе.

3. Чтение художественных произведений  С. Михалков «Моя улица».

4.Рисование «Наш город». Цель: Вызвать интерес к родному городу, эмоциональный отклик.

Октябрь

Образовательная деятельность в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие».

 Транспортные средства (пассажирский, грузовой, оперативный и специальный).

1.Дидактические игры: «Транспорт», «Какие бывают автомобили». Цель: закрепить знания о различных видах транспортных средств, безопасном поведении на улице и дорогах, о правилах поведения в общественном транспорте, дорожных знаках. Расширить знания о машинах специального назначения; о деталях машин; углубить и уточнить знания об истории транспорта, сформировать положительный настрой.

3. Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль». Развивать у детей знания  правил для пешеходов через художественное слово, закреплять знания о дорожных знаках, полученных ранее.

4. Развлечение для детей «Правила движения достойны уважения».   

Ноябрь

Образовательная деятельность в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие».

«Светофор».

1. Дидактическая игра «Веселый светофор». Закреплять знания о видах специального транспорта, его назначении и знания о правилах безопасности на дорогах.   

2. Чтение художественных произведений  А. Северный «Светофор». Через художественные произведения закреплять знания ПДД.

3.  Практические занятия на макете «Улица» с использованием мелких игрушек, знаков дорожного движения.

4.  Рисование «Светофоры на улицах города».  

Декабрь

Образовательная деятельность в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие».

Правила перехода проезжей части дороги.

1.Дидактическая игра: «Правила поведения пешеходов и пассажиров». Цель: закрепить ранее полученные знания о правилах поведения пассажиров на остановках общественного транспорта и в общественном транспорте, развивать стремление правильно вести себя в транспорте и на улице.                                            

 2. Решение проблемных ситуаций с нарушением правил дорожного движения. Решение  проблемной ситуации: как нужно перейти через дорогу, если нет подземного перехода. Учить правильно переходить улицу.  

3. Художественная литература: заучивание стихотворения «Вот городская улица…» из книги «Азбука маленького пешехода». 

4. Аппликация «Светофоры для транспорта и для пешеходов». 

Январь

Образовательная деятельность в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие».  «Дорожные знаки».

1.Дидактическая игра «Путешествие в страну знаков». Продолжать  знакомство с дорожными знаками. Закрепить знания о дорожных знаках  «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса», «Проход закрыт», «Пункт питания», «Телефон», «Пункт медицинской помощи», «Внимание! Дети».

2. Дидактическая игра: «Знаки сервиса». Цель: познакомить детей с некоторыми знаками сервиса, дать представление об их значении на дороге.

3. Конкурс «Знай дорожные знаки».  Стихи - загадки отгадать нарисовать соответствующий знак.

Февраль

 Образовательная деятельность в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие».  

 «Сигналы регулировщика».

1.«Влиятельная палочка». Цель:  дать начальное представление о работе милиционера - регулировщика; объяснить, в каких условиях нужна его работа, что значат его жесты.

2. Дидактическая игра: «О чем сигналит регулировщик». Цель: развивать у детей наблюдательность, учить находить нужный сигнал светофора в зависимости от положения регулировщика, развивать у детей внимание память.

3. Практические занятия: «Что ты будешь делать, если….». Формировать самостоятельность и ответственность, связанные с переходом улицы. Учить  выбирать наиболее безопасные маршруты движения от дома до детского сада.

4. Игры с макетом перекрестка. Закреплять знания о двустороннем движении, о правилах дорожной безопасности. Учить выполнять действия за водителя, полицейского на макете перекрестка.

Март

 Образовательная деятельность в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие».

 «Перекресток».

1. Беседа «Сведения о дорогах». Дать детям понятие перекресток. Закреплять знания о названиях улиц города. 

2. Дидактическая игра: «Перекресток». Цель: уточнить знания о перекрестке, познакомить с правилами перехода проезжей части, где есть перекресток. Закреплять правила поведения на проезжей части.

3. Чтение художественных произведений Н. Кончаловский «Самокат», В. Семернин «Запрещается - разрешается». Через художественные произведения закреплять знания о ПДД.

4. Вечер загадок: «Отгадай дорожный знак».

Апрель

Образовательная деятельность в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие». 

1. «Уважайте светофор». Цель: закрепить и выполнить знания о работе светофора, о назначении всех его сигналов, о правилах дорожного движения, транспорте и его назначении, формировать положительное эмоциональное состояние детей.

2.Дидактическая игра «Законы улиц и дорог». Цель: прививать правила поведения на дорогах, умение ориентироваться в пространстве.

3. Пазлы «Собери знак». Цель: развивать образное мышление, наблюдательность, память, внимание, закрепить знание дорожных знаков. Конкурс среди родителей «Составление кроссворда по правилам дорожного движения».

4.  Дидактическая игра «Дидактический светофор». Цель:  закрепить знания детей о назначении трех сигналов светофора, развивать творческое мышление, внимание. Учить детей ассоциировать цвет светофора с эмоциональным состоянием

( красный цвет сердится, а зеленый улыбается).

Май

Образовательная деятельность в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие».

 Практические игры по правилам дорожного движения.

1. «Улица». Цель: выяснить готовность правильно действовать в сложившейся ситуации на дороге, улице. Закрепление знаний о родном городе (что такое улица).

2. «Правила для велосипедистов». Цель: Познакомить детей с историей изобретения велосипеда, его устройством и правилами для велосипедистов. Расширять представления детей о  средствах передвижения. Воспитывать желание соблюдать правила дорожного движения.

3. Чтение Н. Калинина «Машины».

4. Развлечение: «Самый внимательный и сообразительный». 

Итого:

35 занятий

Календарно - тематическое планирование по обучению детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге в  подготовительной группе.

Задачи:

*Научить соблюдать правила безопасного поведения при самостоятельном движении по дороге.

*Развивать мышление (обрабатывать полученную информацию, уметь подключать знания, полученные на занятиях).

*Проводить тренировки по концентрации внимания, наблюдательности, развитию памяти, способности к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации.

*Разъяснить правила дорожной безопасности в условиях плохой погоды.

*Расширять знания детей о работе сотрудников ГИБДД.

*Продолжать знакомить с назначением дорожных знаков.

*Систематизировать знания детей о Правилах дорожного движения путем проигрывания проблемных ситуаций.

Показатели развития:

*Дети умеют определять опасные дорожные ситуации и пути их безопасного решения.

*Умеют дать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира в опасных ситуациях.

*Сформирован навык выбрать наиболее безопасный путь к школе.

*Сформирован навык воспринимать дорожную информацию во взаимодействии с другими явлениями (автомобиль быстро передвигается, в тумане расстояние до автомобиля кажется далеким, а на самом деле близко, на скользкой дороге тормозной путь увеличивается).

*Знают основные знаки и термины дорожного движения.

Сентябрь

Образовательная деятельность в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие». «Дорога и ее элементы».

1. Дидактическая игра «Улица». Цель: выяснить готовность правильно действовать в сложившейся ситуации на дороге, улице. Закрепление знаний о родном городе (что такое улица). «Основные части улицы».

2. Разработка и использование маршрута «Дом - детский сад». Цель: повысить безопасность движения ребенка в детский сад и обратно.  Учить детей ориентироваться в дорожных ситуациях на пути движения в детский сад и обратно.

3. Чтение художественных произведений  С. Михалков «Моя улица», И. Серяков «Улица, где все спешат», О. Бедарев «Азбука безопасности». Через художественные произведения закреплять знания о ПДД.

4. Практическое упражнение: «Дружим мы со знаками », «Учимся правильно переходить дорогу», «Регулировщик».

Октябрь

Образовательная деятельность в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие».

 «Транспортные средства (пассажирский, грузовой, оперативный и специальный)».

1. Дидактическая игра: «Правила для пассажиров». Цель: закрепить знания о различных видах транспортных средств, безопасном поведении на улице и дорогах, о правилах поведения в общественном транспорте, дорожных знаках. Расширить знания о машинах специального назначения; о деталях машин; углубить и уточнить знания об истории транспорта, сформировать положительный настрой.

2.Беседа  «Готовы ли мы стать пассажирами». Цель: рассказать детям об основных правилах поведения в транспорте.  Уточнить знания детей о том, что все мы бываем пассажирами, закрепить правила посадки в транспорт и высадки из него.

3. «Клуб пешеходов». Беседа «Для чего нужно знать и выполнять ПДД». Цель: Учить детей знать и выполнять ПДД. Закреплять с детьми навыки правильно переходить улицу.

4. Практическое упражнение (решение проблемных ситуаций): «Учимся правильно переходить дорогу».

Ноябрь

Образовательная деятельность в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие».

«Светофор».

1. Дидактические игры «Уважайте светофор». Цель: закрепить и выполнить знания о работе светофора, о назначении всех его сигналов, о правилах дорожного движения, транспорте и его назначении, формировать положительное эмоциональное состояние детей.                                                                                                                     «Как ослик в школу пошел». Цель: познакомить с «прошлым» светофора. Учить правильно  переходить улицу, дать представление о предназначении транспортных светофоров и их сигналах.

2. Чтение художественных произведений  А. Северный «Светофор», В. Кожевников «Светофор». Через художественные произведения закреплять знания ПДД.  

3. Ролевая игра «Светофор». Учить различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов. Расширять знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы.

4.Рисование «Светофоры на улицах города».                                               

Декабрь

Образовательная деятельность в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие».

«Правила перехода проезжей части дороги».

1. Дидактическая игра «Школа пешеходных наук». Цель: закреплять знания о правилах перехода улицы  без помощников; о правилах поведения в общественном транспорте. Познакомить с понятием «двустороннее движение».                                                                                                            2. Дидактическая игра «Правила для пешеходов и пассажиров». Цель: познакомить с правилами для пешеходов и пассажиров. Закрепить с детьми понятия «водитель» и «пешеход». Формировать чувство ответственности за свою жизнь.  

3. Практическое занятие «Грамотный пешеход». Познакомить детей с понятиями «тормозной путь», «скользкая дорога», с особенностями движения по ней транспорта; со знаком «скользкая дорога». Упражнять в умении решать противоречия экспериментальным путем. Развивать умение прогнозировать события. Закреплять знания о дорожном движении. Воспитывать у детей сознательное отношение к соблюдению правил безопасности движения.

 Образовательная деятельность в рамках реализации образовательной области «Художественно - эстетическое развитие».                                                      

4. Развлечение «Я пешеход». Цель: Уточнить и расширить знания детей о правилах дорожного движения и о правилах пешеходов; формировать способности ориентироваться в пространстве, знания  поведения на дороге. Воспитывать у детей чувство коллективизма, умение сопереживать и добиваться поставленной цели.

Январь

Образовательная деятельность в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие».  «Дорожные знаки».

1.  Дидактическая игра: «Изучение запрещающих знаков». Цель: познакомить детей с некоторыми запрещающими знаками, закрепить знания о ранее изученных знаках.

2. Дидактическая игра: «Предписывающие знаки». Цель: познакомить детей с предписывающими знаками и их характеристиками (форма, цвет); сравнить предписывающие и запрещающие знаки.                                                                      

3. Игра - викторина «Знаки на дорогах». Цель: Определить, как дети усвоили правила безопасности движения, закрепить знания о сигналах светофора. Воспитывать у детей внимательность, сообразительность, умение выполнять правила безопасности движения.

Февраль

Образовательная деятельность в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие».  

 «Сигналы регулировщика».

1. Дидактическая игра: «Светофор и регулировщик». Цель:  уточнить знания детей о работе сотрудника ГИБДД (регулировщика), объяснить значение его жестов, учить детей соотносить жесты регулировщика с цветом светофора.

2. «Регулировщик и его работа». Цель: Познакомить с работой регулировщика, научить показывать сигналы «Остановись», «Внимание», «Путь свободен» и действовать в соответствии с ними.

3. Викторина: «Юные помощники инспектора ГИБДД».

4. Рисование «Регулировщик».

Март

Образовательная деятельность в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие».

 «Перекресток».

1. Дидактическая игра: «Опасный перекресток». Цель: расширять представления детей о движении транспорта на перекрестке, дать представление о «регулируемом перекрестке» и о работе регулировщика, продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью светофора.

2.Практическая работа. Работа с макетом» Перекресток». Дети передвигают макеты машин и фигурки пешеходов по улицам макета перекрестка в соответствии с сигналами светофора.

3. Развлечение «Путешествие в город дорожных знаков». Цель: В игровой форме закрепить знания о правилах дорожного движения, дорожных знаках.

 4. Вечер загадок: «Отгадай дорожный знак».

Апрель

Образовательная деятельность в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие».

Практические игры по правилам дорожного движения.

1.«Велосипед на улицах города». Познакомить детей  с дорожными знаками, регламентирующими передвижение велосипедистов.

Практические задания: работа с плакатами,  иллюстрирующими передвижение велосипедистов.

2. Практические игры по правилам дорожного движения.

Практическое упражнение: «Пешеходный переход».

3.Рисование  детей и родителей на тему «Где нельзя играть на улице»,  закреплять представления детей об опасных и безопасных местах для игр во дворе.

4.Развлечения «Сюрприз от Печкина». Цель: в игровой форме закрепить представления детей о правилах дорожного движения.  Расширять представления о правилах поведения на улице. Способствовать развитию осторожности внимания, осмотрительности, сосредоточенности, осуществлять физическое развитие детей.                                                                                

Май

Образовательная деятельность в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие».

 Практические игры по правилам дорожного движения.

1.«Дорога в школу». Цель: познакомить детей с правилами безопасного поведения в общественном транспорте, научить применять личный опыт в совместной игровой деятельности.                                                                                                      2.«Дорожная разметка». Цель: познакомить с видами дорожной разметки и многополосным движением.

3.Викторина «Пешеход на улице». Закреплять знания о ПДД, навыки поведения вне дома.                                                                                                                    4.Практическая деятельность. Изготовление книжки - малышки «Дорожные  знаки». Цель: закрепление знаний детей о дорожных знаках.

Итого:

35 занятий

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

        Срок реализации данной Программы по ПДД ориентирован на 4 года (начиная с детей второй младшей группы и заканчивая детьми подготовительной к школе группы).

День недели

Возрастная группа

Количество детей

Время проведения

Примечание

вторник

младшая

12 чел.

16.00-16.15

средняя

15 чел.

16.20-16-40

четверг

старшая

15 чел.

15.35-16-00

подготовительная к школе

15 чел.

16.05-16-35

Учебный год по обучению и воспитанию детей дошкольного возраста нормам и правилам безопасности дорожного движения начинается с 1 сентября, длится 9 месяцев (до 1 июня). Ответственный по безопасности дорожного движения в детском саду предоставляет отчеты работы по кварталам:

1 квартал: январь, февраль, март

2 квартал: апрель, май, июнь

3 квартал: июль, август, сентябрь

4 квартал: октябрь, ноябрь, декабрь

Организованная образовательная деятельность с детьми по ПДД проводится 1 раз в неделю, преимущественно во вторую половину дня.

С детьми второй младшей группы занятия проводятся по 15 мин., с детьми средней группы – 20 мин., с детьми старшей группы – 25 мин., с детьми подготовительной к школе группы – 30 мин.

Формы организации:

*индивидуальная;

*малая подгрупповая;

*фронтальная.

Программа предусматривает вечерние консультации с родителями, смена информации в приемной по теме, совместные родительские собрания с сотрудниками ГИБДД, индивидуальные конкурсы, олимпиады и викторины с детьми на портале «Совушка» и «Педагогика 21 века».

Мониторинг уровня знаний, умений и навыков детей по освоению ПДД

Мониторинг проводится два раза в год:     1 – вводный (сентябрь)

                                                                 2 - итоговый (май).

Уровни усвоения программы оцениваются по 3-х балльной системе:

                                                                         высокий – 3 балла;

                                                                         средний – 2 балла;

                                                                         низкий – 1 балл.

Перечень знаний, которыми должны владеть дети дошкольного возраста по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах. 

Младшая группа

Дети должны:

-различать легковые грузовые автомобили;

-различать понятия «улица», «дорога», «светофор», «пешеходный переход»

-знать элементарные правила поведения на улице

-уметь ориентироваться в пространстве

-пользоваться детским транспортом

-различать сигналы светофора

-иметь навыки осторожности, безопасного движения для пешеходов, пассажира транспорта.

Средняя группа

Дети должны:

 - называть все сигналы светофора и рассказывать об их значении: красный, желтый - «стой», зеленый - «убедись в безопасности и иди»;

- узнавать разные виды транспорта; уметь классифицировать их: водный, воздушный, наземный;

- называть правила поведения в транспорте, на улице;

- знать, где можно переходить проезжую часть.

 

Старшая группа

К полученным в средней группе знаниям, умениям и навыкам необходимо добавить следующие.

Дети должны:

- знать дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Дети», «Остановка трамвая». «Остановка автобуса», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Дорожные работы», «Въезд запрещен»;

- иметь представление об основных правилах дорожного движения;

-узнавать разные виды транспорта, уметь объяснять их назначение;

- называть правила поведения в транспорте, на проезжей части.

Подготовительная к школе группа.

Приобретение ранее знания, умения и навыки по правилам дорожного движения необходимо пополнить, закрепить и расширить, добавив новые понятия.  

Дети должны:

- уметь решать проблемные ситуации, возникающие на проезжей части и во дворе;                                                                                                                          - узнавать разные виды транспорта, уметь классифицировать: пассажирский, строительный, военный;

- иметь представление о работе регулировщика и его функциях;

- уметь классифицировать дорожные знаки: предупреждающие, информационно-указательные.

Вопросы мониторинга усвоения Программы по ПДД по направлению: «Правила поведения в транспорте».

1.Где должен находиться пассажир, ожидающий транспортное средство? Пассажир должен находиться на автобусной остановке, посадочной площадке. Если посадочная площадка отсутствует, транспорт ожидают на тротуаре или обочине.

2.Как должен вести себя пассажир на автобусной остановке, ожидая транспорт? Ожидая транспорт, пассажир должен вести себя спокойно, быть внимательным и осторожным.

3. Что может случиться с пассажиром, если на  автобусной остановке он будет невнимательным и неосторожным?

4.Как пассажир должен вести себя в транспорте? Пассажир в транспорте должен вести себя спокойно: не толкаться, проходить вперед, уступать места пожилым людям и пассажирам с детьми.

5. Какие правила поведения в транспорте ты еще знаешь? Пассажир не должен заходить в транспорт с мороженым, можно запачкать других людей. Нельзя ничего выбрасывать в окно, мусор может попасть в прохожего и загрязнить улицу.

6.Что еще нельзя делать в автобусе?

Вопросы мониторинга  усвоения Программы по ПДД по направлению «Улица».

(старшая группа).

На каждый вопрос дается готовый ответ в помощь воспитателю.

1.Что такое дорога?

Дорога - часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуар, обочина, разделительные полосы.

2.Что такое тротуар?

Тротуар - часть дороги, по которой ходят люди (Пешеходы), он находится рядом с проезжей частью или отделен от нее газоном.

3.Как нужно ходить по тротуару? Идя по тротуару, нужно держаться середины. Если идти близко к дороге, может сбить машина.                                                                                                

 4.Кого называют пешеходом? Пешеходом называется человек, идущий по дороге, тротуару, обочине или переходящий улицу.

5.Почему нельзя ходить по проезжей части?

По проезжей части нельзя ходить потому, что там едут машины. Пешеход, идущий по дороге, мешает водителям, по его вине может произойти авария или погибнуть люди.

6.  Где можно переходить улицу?

7.Какие бывают светофоры? Светофоры бывают двух видов: Для машин и для пешеходов.

8.Какие сигналы подает светофор и что означает каждый сигнал? Светофор подает сигналы трех цветов: красный, желтый, зеленый. Красный свет запрещает движение транспорта, желтый свет - предупредительный. Если желтый свет загорается после красного - приготовьтесь - скоро можно будет продолжить движение. Если желтый свет  загорается после зеленого - будь внимателен - сейчас движение будет запрещено.

9.Какие сигналы подает светофор для пешеходов?

Светофор для пешеходов подает два сигнала: красный - силуэт человека на светофоре стоит и зеленый - силуэт человека на светофоре движется.

10.Кто управляет машиной? Машиной управляет водитель. Он должен знать устройство машины и ПДД. Во время езды водитель следит за дорогой, движущимися машинами, дорожными знаками, пешеходами.

Вопросы мониторинга усвоения Программы по ПДД  по направлению «Улица».

( подготовительная группа).

1.Что такое улица? Улица - часть города или населенного пункта с дорогой, дорожными знаками, пешеходными переходами (зебра, подземный, надземный), домами и учреждениями , школами и детскими садами.

2.Что такое дорога? Дорога - часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуар, обочина, разделительные полосы.

3. Что такое проезжая часть? Проезжая часть - часть дороги, предназначенная для движения транспорта. Она  бывает с односторонним (когда машины движутся только в одну сторону, в одном направлении) и двусторонним движением (когда машины движутся в противоположных направлениях), границы которых обозначены разделительными полосами.

4. Что такое тротуар? Тротуар - часть дороги, предназначенная для движения пешехода, примыкающая к проезжей части, отделенная от нее газонами.

5. Что такое пешеходный переход? Пешеходный переход - участок проезжей части, обозначенный зеброй и предназначенный для движения пешеходов через дорогу.

6. Что такое перекресток? Перекресток - место пересечения двух дорог,  регулируемое светофором.

7. Что такое остановка? Остановка - место, где останавливается транспорт для посадки и высадки пассажиров.

8. Что такое железнодорожный переезд?  Железнодорожный переезд - пересечение дорог и железнодорожными путями.

9. Для чего нужен светофор? Светофор нужен для регулирования движения транспорта и пешеходов через дорогу.

10. Какие бывают пешеходные переходы? Пешеходные переходы предназначены для движения пешеходов через улицу и бывают трех видов: наземные (зебра), подземные, надземные.

Вопросы мониторинга усвоения Программы по ПДД по направлению: «Опасные  игры на дорогах и вблизи проезжей части».

1.Где ребенку можно играть, когда он выходи т из дома на прогулку? Можно играть на детской площадке, во дворе.

2. Должен ли ребенок быть внимательным, игра я во дворе? Нужно быть очень внимательным, потому, что во двор часто заезжают машины. Они могут ехать на большой скорости и сбить ребенка.

3. Почему нельзя играть на проезжей части? Потому что проезжая часть предназначена для движения транспорта. Играя на проезжей части,  ребенок создает аварийную ситуацию.

4. Почему нельзя играть около проезжей части? Играя около проезжей части, ребенок может увлечься и выскочить на дорогу, попасть под проезжающую машину.

5. Почему нельзя играть с мячом около проезжей части? Когда играешь с мячом вблизи проезжей части, мяч может выскочить на дорогу, погнавшись за ним, можно попасть под машину.

6. Почему нельзя ездить на велосипеде по проезжей части? Ездить на велосипеде по проезжей части,  разрешается детям после 14 лет.  Маленькие дети должны ездить на велосипедах на  детских площадках, во дворах, в специально отведенных местах. Катаясь  нужно соблюдать осторожность и быть внимательным, чтобы не причинить вред себе и другим.

7. Почему нельзя кататься на санках около проезжей  части? Можно не рассчитать скорость движения санок, не успеть затормозить и выехать на проезжую часть, попасть под машину.

8. Где ты играешь, когда выходишь из дома на прогулку? Во дворе, в специально отведенном месте.  Безопасное место находится вдали от проезжей части и от проезжающих машин.

Диагностический инструментарий.

  1. Мониторинг детей дошкольного возраста по ПДД на начало и конец учебного года (заполняется на каждого ребенка).

№ п/п

Вопрос

Ответы детей

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Какой вид транспорта ты знаешь?

Для чего нужен пассажирский транспорт?

Где люди ожидают пассажирский транспорт?

Как называют людей, которые едут в пассажирском транспорте?

Какие правила поведения в автобусе ты знаешь?

Что такое перекресток?

Что такое «зебра»?

Кто контролирует движение?

Как называется часть улицы для пешеходов?

Для чего необходима дорога?

Расскажи правила перехода улицы?

Как узнать, куда поворачивает автомобиль?

Где разрешается ездить на велосипеде?

Назови дорожные знаки, которые ты знаешь? Для чего эти знаки необходимы на дороге?

Что означают сигналы светофора?

Характеристика уровней

Низкий уровень (I) (Зелёный цвет) – Не проявляет интерес к образовательной деятельности по ПДД; навыки по ПДД – не сформированы; речевой негативизм; отказ от выполнения заданий, проявляет упрямство. Представление об окружающем не сформированы.

Пограничный уровень между низким и средним (зелёно-синий цвет) – Проявляет избирательный интерес к образовательной деятельности  по ПДД; навыки не сформированы; на подгрупповых занятиях пассивен. Представление об окружающем есть, но они не сформированы как понятия. Нет прочных знаний по ПДД.

Средний уровень (II) (синий цвет) – проявляет интерес к образовательной деятельности по ПДД; иногда принимает активное участие в подгрупповых занятиях; навыки сформированы. Представления об окружающем есть, путается в понятиях.

Высокий уровень (III) (красный цвет) – Проявляет интерес к образовательной деятельности на протяжении всего занятия; активен на занятиях. Прочные знания об окружающем мире. Использует полученные знания в практической деятельности, по ПДД навыки сформированы.

2.  Анкета для родителей по ПДД

          Ваш ребёнок знает:

1. Название города, в котором живёт, свой домашний адрес: название

     улицы, номер дома и квартиры, номер телефона;

2. Название улицы, номер дома, квартиры, телефона;

3. Свой домашний адрес полностью

          Вы с ребёнком добираетесь домой из детского сада:

1. Пешком;

2. На транспорте.

          Если Вам приходится идти пешком, то Вы с ребёнком:

1. Переходите дорогу всегда только по пешеходной дорожке, ориентируясь

     на зелёный сигнал светофора;

2. Переходите дорогу по пешеходной дорожке, если нет машин, и не

     смотрите на сигналы светофора;

3.Переходите дорогу там, где Вам кажется удобным.  

3.Викторина для детей дошкольного возраста.

Серия: МИР ЧЕЛОВЕКА 

Тема: СВЕТОФОРИК

Анкетные данные:

Фамилия, имя участника _________________________________________

№ пп

Задание

Ответ

Баллы

1.

В понятие “транспорт” не входит… - машина; -    велосипед; -    пешеход.

2.

Кто из сказочных героев правильно бы перешёл улицу? –Мальвина; - Незнайка; - Вини – Пух.

3.

Когда загорелся зелёный свет светофора, что ты будешь делать?

- посмотришь, нет ли поблизости быстроидущего транспорта;

- побежишь со всех ног;

- останешься стоять на месте.

4.

Как называется та часть улицы, по которой идут пешеходы?

5.

Как вы думаете, для чего постовому нужен жезл?

-приветствовать знакомых;

-для красоты;

-регулировать движение.

6.

Транспорт, на котором разрешается ездить с 14 лет

-автобус; -велосипед; -самокат.

7.

Человек, который едет в автобусе.

8.

Отгадай загадку: Никогда я не сплю, на дорогу смотрю.

Подскажу, когда стоять, когда движенье начинать.... 

9.

Человек по мне шагает. Меня зеброй называет...

10.

Личный транспорт Бабы Яги.

11.

Как называется дорога для трамвая?

12.

Можно ли велосипедистам выпускать руль из рук?

13.

В каких местах устанавливается знак “Осторожно, дети!”

-на пешеходном переходе;

-возле детских учреждений;

-на остановках.

14.

Играть возле проезжей части…-разрешается; -   запрещается.

15.

На чем Емеля ехал к царю во дворец.

Подсчет баллов                                           ИТОГО:

15-14 баллов – высокий уровень

13-12 баллов – средний уровень

11-10 баллов – низкий уровень

       

4.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Литература:

  • Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б., Безопасность. - М.: АСТ-ЛТД, 1998.
  • Баряева Л.Б., Жевнеров В.Л., Загребаева Е.В. Азбука дорожного движения. Программа и методические рекомендации. - М.: Дрофа,  2008.
  • Вдовиченко Л.А. Ребёнок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения. - СПб.: «Детство-пресс» 2008.
  • Данилова Т.И. Программа «Светофор». – СПб.: «Детство-пресс»,  2009.
  • Добрая Дорога Детства. Детское приложение к всероссийскому ежемесячнику. - М.,  2007-2008.
  • Материалы из интернета, сайт «Всё для детского сада».
  • Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. - М.: «Мозаика-Синтез»,  2009.
  •  Старцева О.Д. Школа дорожных наук. Программа развития. - М.: ТЦ    Сфера, 2008.
  • Черепанова С.Н. Правила дорожного движения дошкольникам. - М.: «Скрипторий 2003»,  2008.

Дидактический материал, игрушки:

  • Настольные игры-ходилки «Правила дорожного движения»
  • Настольная игра-лото «Дорожные знаки»
  • Макет-игра «Учим правила дорожного движения»
  • Дидактическое пособие «Перекресток»
  • Наглядно-дидактическое пособие «Правила дорожного движения»
  • Познавательная игра-викторина «Азбука пешехода»
  • Игра-самоделка «Законы улиц и дорог»
  • Развивающая игра-лото «Умный светофор»
  • Дидактическая игра «Светофор» (пособие для маленьких пешеходов и будущих водителей)
  • Наглядно-дидактическое пособие «Правила маленького пешехода»
  • Настольная развивающая игра-лото «Внимание, дорога!»
  • Познавательная игра «Дорожные знаки»
  • Развивающая игра «Ассоциации» по ПДД
  • Демонстрационный материал «Соблюдай ПДД»
  • Интерактивное приложение «Безопасность: ПДД» с интерактивными играми «Транспорт», «Знаки», «Светофор», «Проезжая часть», тренажер «Пешеход»
  • Модельные машинки, конструктор и прочие игрушки для сюжетно-ролевых игр по правилам дорожного движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения посредством познавательного тренинга «Светофорик»

Программа поможет педагогам дошкольных образовательных учреждений пройти вместе с детьми цикл мероприятий по правилам дорожного движения, усвоить правила, ко...

Методическая разработка для воспитателей по теме: "План работы по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения"

В данном материале представлен план работы по правилам дорожного движения с детьми младшего дошкольного возраста и старшего дошкольного возраста...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «Грамотный пешеход»

Безопасность – одна из обязательных составляющих среды, в которой растет и воспитывается ребенок. Основной проблемой является незнание дошкольниками элементарных правил дорожного движения; стрем...

Программа «Маленький пешеход» По обучению детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения и безопасного поведения на дороге.

Программа ««Маленький пешеход»» разработана в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, на основе образовательной области «Безопасность», и Авдеева,...

Дополнительная модифицированная образовательная программа по обучению детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения «Светофорчик»

Программа по обучени. детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения (для детей 3-7 лет)...

ПРОЕКТ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА ДОРОГЕ «ЮНЫЙ ПЕШЕХОД»

В современном обществе, в условиях стремительного роста числа транспорта и, соответственно, числа дорожно-транспортных происшествий, все более актуальной является проблема профилактики детского дорожн...