Самоанализ педагогической деятельности
материал

Декоративно - прикладное творчество как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_pedagogicheskoy_deyatelnosti.docx57.33 КБ

Предварительный просмотр:

С А М О А Н А Л И З

педагогической деятельности воспитателя

Муниципального казенного дошкольного образовательного

учреждения – детский сад комбинированного вида № 6 «Сказка»

Барабинского района Новосибирской области

СЕРЕДИНОЙ ВАЛЕНТИНЫ ГЕННАДЬЕВНЫ

ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

г. Барабинск

2017

"Творчество - это деятельность,

в которой раскрывается

духовный мир личности"

В.А. Сухомлинский.

        Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста.

        Ребенок с творческими способностями – активный, пытливый.  Он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения.

         Декоративно – прикладное творчество в нашей многонациональной стране занимает особое место. Оно отображает самобытность, вносит свои наиболее значительные достижения в сокровищницу единой интернациональной культуры русского народа. Народ веками стремится в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты. Изделия декоративно прикладного искусства раскрывают перед детьми богатство культуры народа, помогают им усвоить нравы, обычаи, передаваемые от поколения поколению, учат понимать и любить прекрасное. Орнаментальная основа народного искусства доступна дошкольникам для воспитания и отображения в творческой деятельности. Яркие чистые цвета узоров, симметрия и ритм чередования форм привлекают детей, вызывают у них желание воспроизвести увиденное.

Наблюдая за детьми в процессе образовательной деятельности и индивидуальной работе, я пришла к выводу, детям не известны произведения народных мастеров, у многих детей возникают трудности в изображение несложных декоративных элементов, они не могут самостоятельно построить геометрический и растительный орнамент. не используют в декоративной лепке конструктивный, комбинированный и пластический способ, дети не способны самостоятельно определить последовательность выполнения несложных работ.

Понимая значимость декоративно прикладного творчества в развитии творческих способностей дошкольников для своей педагогической деятельности определила тему: «Декоративно - прикладное творчество как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».

Учитывая особенности детей, определила цель: создание условий для развития творческих способностей дошкольников через декоративно прикладное творчество.  

Обозначила следующие задачи:

1.Приобщать детей к прекрасному через знакомство с декоративно - прикладным творчеством;

2.Развивать эстетические чувства, цвет, ритм, форму, композицию, творческую активность, умение видеть и понимать красоту многоцветного мира;

3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народно-прикладного искусства.

4.Повысить компетентность родителей в вопросе развития творческих способностей дошкольников через декоративно прикладное творчество.

При планировании работы по развитию творческих способностей дошкольников руководствуюсь Основной образовательной программой дошкольного образования, разработанной в ДОУ  в соответствии с ФГОС ДО и с учётом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, использую парциальные программы  "Цветные ладошки" И.А.Лыковой, новые технологии из журналов «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Воспитатель ДОУ», интернет – источники.

Для того чтобы образовательный процесс был интересным и привлекательным мною создана соответствующая развивающая предметно - пространственная среда побуждающего характера, которая обеспечила комфортную обстановку, стимулирующую развитие творческих способностей детей. Создала центр изобразительной деятельности,  который включает в себя: методическую литературу «Основы народного и декоративно-прикладного искусства»: дымковская игрушка, цветочные узоры Полхов – Майдана, золотая Хохлома, Жостов, в гостях у Городца, Гжельская посуда и м.д. Пополнила центр глиняными игрушкам – каргопольской, дымковской, филимоновской.

В свободном доступе находятся:

- дидактические игры: «Волшебная палитра», «Поможем художнику», «Симметрические предметы», «Витражи»;

- папки-передвижки  картин известных художников, образцы декоративного рисования, схемы основных росписей, алгоритмы поэтапного рисования человека, животных;

- материалы для нетрадиционного рисования: сухие листья, шишки, колоски, тычки, трубочки, штампы, шнурки, ватные палочки и т.д.

Созданная развивающая предметно- пространственная среда позволила реализовать план работы с дошкольниками с учетом основных современных подходов к процессу образования: развивающего, деятельностного, личностно-ориентированного.

В начале учебного года в соответствии с возрастными особенностями дошкольников разработала перспективное планирование.

Создав определенные условия, осуществила работу с дошкольниками, используя такие формы работы, как  ННОД, игры, беседы, просмотр презентаций, совместная работа, экскурсии.

Свою работу строила на следующих принципах: 

- тесная связь с искусством;

- индивидуальный подход к детям, основанный на влияние их различий и определения оптимальных путей развития эстетических интересов и творческих способностей каждого ребенка;

- «всеобщность» занятий с детьми декоративно - прикладным  творчеством, то есть,  охвачены все дети без исключения;

-направленность всего педагогического процесса на развитие сенсорных способностей у дошкольников в различных видах художественной деятельности;

- взаимосвязь обучения и творчества как важный фактор формирования творческой личности.

        Работу по развитию творческих способностей дошкольников  в детском саду тесно связываю со всеми сторонами образовательного процесса, использую разные формы её организации, а результаты проявляются в различных видах деятельности:

-интеграция ННОД, где образовательные задачи реализуются средствами разных видов искусства (задания объединены по определённым темам, или на основе ведущего средства художественно-образной выразительности, например, «ритм» можно передать и в танце, и в декоративном узоре, и в выразительном исполнении стихотворения);

- самостоятельная художественная деятельность;

-учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- художественный труд;

- театрализованные игры;

- праздники, развлечения;

- экскурсии;

- взаимодействие детского сада с семьей.

        Декоративно прикладное творчество способствует не только развитию творческих способностей дошкольников, но и формированию многих качеств личности ребенка. В своей работе я применяю следующие методы:

  • Метод убеждения.
  • Метод приучения.
  • Метод проблемных ситуаций (метод творческих заданий).
  • Метод побуждения к сопереживанию.

Для ознакомления дошкольников с видами изобразительного искусства использую образцы народного искусства и произведения мастеров, воспитываю у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирую основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.

Естественную потребность детей в ярких цветах, красочных мотивах удовлетворяю через знакомство с декоративно – прикладным искусством. Произведения народного искусства всегда просты по форме, ясны по замыслу, поэтому оно очень легко воспринимаются детьми. Стараюсь выбирать из большого богатства изобразительного русского народного искусства то, что наиболее легко воспринимается детьми. Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами народного декоративно – прикладного искусства осуществляется через декоративное рисование; декоративную лепку; декоративную аппликацию. Произведения народного декоративного творчества близки детям красочностью, простотой композиции.

В  декоративном рисовании использование цвета усложняю постепенно. Знакомить  с цветом  начинаю с наиболее ярких, контрастных сочетаний и заканчиваю оттенками теплых и холодных цветов в разных сочетаниях. Во время непрерывной непосредственно образовательной деятельности  по декоративному рисованию использую различные формы, вырезанные из бумаги: блюдца, овальные подносы, ковш, платье, варежка, головной убор и т.д. Каждая форма требует украшения определённым декоративным узором и в определённых местах. Для декоративного рисования необходимо давать цветной фон, так как узор должен сочетаться с цветом бумаги. Например, если дымковская роспись хорошо сочетается с белым фоном, то хохломская должна выполняется на тёмном фоне.

Роспись филимоновских игрушек строится по нетрадиционной схеме: цветные полоски (младший возраст), чередуем со звучными локальными пятнами. Со старшими детьми используем более сложные узоры: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка» или «солнышко».

Дымковская глиняная игрушка поражает своей яркой, ни с чем несравнимой декоративностью и красочностью. Контрастные сочетания ярких цветов - красного, малинового, желтого, голубого, зеленого, нанесенных по белому фону. Яркие и сильные по цвету круглые и овальные пятна, зигзаги и полосы делают дымковскую роспись особенно жизнерадостной и веселой.

В Городецкой росписи используем маховую живопись для цветов, напоминающие соцветия шиповника, купавы. Нарядность и декоративность росписи возрастает от обрамления белой краской по контуру лепестков цветов.

Для воспроизведения узоров гжельской росписи сначала предлагаю окаймляющий орнамент, который выполняем приёмом сочетания техники рисунка кончиком кисти и мазка. По мере совершенствования навыков мотивы росписи усложняю, повторяющиеся цветы с завитками и листьями. 

Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у воспитанников  чувство прекрасного, умение видеть взаимосвязь между всеми компонентами узора, цветом, композицией, элементами формы. Стараюсь, чтоб ребёнок почувствовал и понял, как в зависимости от назначения и формы предмета изменяется украшающий его орнамент.

Одним из средств развития творческих способностей детей является знакомство детей с декоративной лепкой. Красивые, обобщенные формы птиц, животных с условной яркой росписью радуют детей и положительно влияют на развитие их художественного вкуса, расширяют кругозор и фантазию. Дошкольникам нравятся декоративные сосуды, созданные гончарами разных народов. Они охотно рассматривают простые, а порой и замысловатые формы солонок, кружек и других изделий, с интересом знакомятся с декоративными пластиками. Совместно с детьми создаём интересные изделия, используем их в играх или как настенные украшения, сувениры для родителей  и своих товарищей. В декоративной лепке используем различные способы: оттягивание, прищипывание, ленточный способ.

При  декоративной лепке у дошкольников формируются умения   работать творчески, развиваются  мелкие мышцы кисти руки.

Среди многообразных видов народного орнамента наиболее доступным для восприятия и изображения детьми дошкольного возраста является аппликация. Для передачи форм изделий в аппликациях использую как симметричные, так и силуэтные приёмы вырезания. Выбор их определяется особенностями конфигураций узора, его строением и уравновешенностью частей орнамента. От этого зависит и подбор заготовок бумаги. Начинаем работу  с создания контура изделия, имеющее симметричное строение.

Применяю в своей работе нетрадиционные виды декоративно – прикладного творчества, такие как торцевание, объёмный и плоский квиллинг, пластилинография.  Выбор техник не случаен. На мой взгляд, при выполнении мелких деталей, идет активное развитие мелкой моторики рук ребенка. А следствием развития мелкой моторики – общее его развитие, начиная от развития речи и заканчивая творческими способностями.

Использую  устное народное творчество (сказки, загадки, поговорки, пословицы) так как оно настоящее сокровищница народной мудрости. Лепка, резьба, вышивание и другие виды декоративно - прикладного творчества передают вкус, чувство формы, цвета, образа, которыми владеет народ. Народное творчество легло в основу русской системы дошкольного воспитания. Через близкое и родное творчество своего народа дети понимают и творчество других народов, учатся чувствовать общее, человеческое. В любом уголке России есть народное творчество. Насколько сильно влияние на детей народного творчества родного края, показывают детские рисунки.

Эффективность образовательного процесса по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста средствами декоративно – прикладного творчества в большей степени зависит от согласованности усилий и единства требований к детям семьи и дошкольного учреждения. Чтобы привлечь родителей к выполнению поставленной цели, использую следующие формы работы: родительское собрание,  конференции, беседы, консультации, интерактивное общение, презентации лучшего семейного опыта, совместное проведение тематического досуга, проведение мастер-классов, участие в городских совместных мероприятиях имеющих творческую направленность.

        Организованная таким образом работа позволила повысить уровень компетентности родителей в сфере развития творческих способностей дошкольников через декоративно прикладное творчество.

        Проделанная работа позволяет сделать следующий вывод: повысились результаты за два года по следующим показателям: высокий уровень увеличился на 29 % (с 4 % до 33 %); средний уровень увеличился – на 15 % (с 37 % до 52 %); низкий уровень снизился на 44% (с 59 % до 15 %) (Приложение 1)

                                                                                             

Из всего выше изложенного можно сделать следующий вывод: знакомство с народным декоративно – прикладным искусством в дошкольном возрасте это незаменимое средства развития творческих способностей детей. Созданные детьми работы дышат радостью и радуют взор красочностью. Дети научились рисовать несложные декоративные элементы. Могут самостоятельно построить геометрический и растительный орнамент. Используют в декоративной лепке конструктивный, комбинированный и пластический способ. Самостоятельно определяют последовательность выполнения несложных работ.

Показателями успешности развития творческих способностей детей являются участие моих воспитанников в конкурсах различного уровня (Приложение 2).

Позитивным опытом своей педагогической деятельности делюсь на педагогических советах, семинарах, РМО. (Приложение 3). Повышаю свой профессиональный уровень  через участие в педагогических конкурсах различного уровня (Приложение 4) , имею публикации. (Приложение 5)

 

Воспитатель МКДОУ № 6:                                Середина В.Г.

Приложение 1

        Для определения уровня развития  творческих способностей дошкольников посредством декоративно - прикладного творчества, руководствовалась педагогической диагностикой (мониторингом) по декоративно прикладному творчеству у детей старшего дошкольного возраста по И.А. Лыковой.

        В исследовании принимали участие дети дошкольного возраста:

1.старшая группа – 27 детей  (2015 – 2016гг);

2.подготовительная к школе группа – 27 детей  (2016-2017гг).

Результат диагностики  уровня

развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Уровни

2015 - 2016 гг.

      2016 – 2017 гг.

Высокий

1 ч - 4 %

9 ч – 33 %

Средний

10 ч – 37 %

14 ч – 52 %

Низкий

16 ч – 59 %

4 ч – 15 %

Вывод: В результате проведенной итоговой диагностики выявлено повышение уровня развития творческих способностей у дошкольников:  высокий уровень на 29% (с 4% до 33%), в связи с понижением низкого уровня средний  уровень увеличился на 15 %  (с 37% до 52%), низкий уровень снизился на 44% (с 59% до 15%).

Следовательно, в ходе целенаправленной и систематической работы прослеживается положительная динамика в развитие творческих способностей дошкольников посредством декоративно - прикладного творчества.

Заведующий ДОУ:                            Н.И. Лобашева

Приложение 2

Результаты участия воспитанников в конкурсах различного уровня

Название мероприятия

ФИ воспитанника

Уровень мероприятия

Результат

      2015-2016 уч. год

1.

Творческий конкурс ДПТ

"Пресмыкающие и земноводные

Лацвиева Катерина

Международный

Диплом победителя

1 место

2.

Творческий конкурс "Ищем таланты" ДПТ "Символ - 2016 года"

Гейнц Евгения

Международный

Диплом победителя

1 место

3.

Конкурс  ПОНИ "Палитра"

Федореева Варвара

Международный

Призёр

4.

Конкурс  ПОНИ "Палитра"

Сташевская Дарья

Международный

Призёр

5.

Конкурс  ПОНИ "Палитра"

Кузьмин Павел

Международный

Победитель

6.

Конкурс  ПОНИ "Палитра"

Иванова Елизавета

Международный

Призёр

7.

Конкурс  ПОНИ "Речецветик"

Кузьмин Павел

Международный

Победитель

8.

Конкурс  ПОНИ "Речецветик"

Федореева Варвара

Международный

Победитель

9.

Конкурс  ПОНИ "Речецветик"

Иванова Елизавета

Международный

Победитель

10.

Конкурс  ПОНИ "Речецветик"

Мадримов Тимур

Международный

Победитель

11.

Конкурс изобразительного искусства "Мы мелочки в руки взяли"

Савчиц Милана

Всероссийский

Диплом победителя 1 место

12.

Конкурс ДПТ "Чудеса природы"

Кузьмин Павел

Всероссийский

Диплом 2 место

13.

Конкурс ФМВДК "Таланты России" ДПТ "На носу Новый год"

Румянцева Полина

Всероссийский

Диплом 1 место

14.

Конкурс детского рисунка

"Забавные отпечатки"

Сташевская Дарья

Всероссийский

Сертификат участника

15.

Конкурс детского рисунка

"Забавные отпечатки"

Федореева Варвара

Всероссийский

Сертификат участника

16.

Конкурс детского рисунка

"Забавные отпечатки"

Буланова Ирина

Всероссийский

Сертификат участника

17.

Конкурс детского рисунка

"Забавные отпечатки"

Гейнц Евгения

Всероссийский

Сертификат участника

18.

Конкурс детского рисунка

"Забавные отпечатки"

Куропатник София

Всероссийский

Сертификат участника

19.

Творческий конкурс ДПТ

Буланова Ирина

Всероссийский

Диплом 1 место

20.

Творческий конкурс ДПТ

Токарев Степан

Всероссийский

Диплом 1 место

21.

Конкурса "Изумрудный город"

Нестерок Даниил

Всероссийский

Победитель 1 место

22.

Конкурса

для детей и педагогов «Узнавай-ка!» «Мир вокруг нас»

Куропатник София

Всероссийский

Диплом 2 степени

23.

Конкурса изобразительного искусства

"Русь Святая живет..."

Кузьмин Павел

Районный

Диплом победителя

2 место

24.

Выставка ДПТ "Живут на свете чудеса", посвящённая 80-летию Барабинского района

Чернова Виктория, Буланова Ирина, Шевкопляс Анастасия

Районный

Грамота за 1 место

2016-2017 уч. год

25.

Конкурс детского рисунка «Царство грибов»

Юрченко Эмилия

Всероссийский

Диплом 2 степени

26.

Конкурс детского рисунка «Царство грибов»

Нестерок Даниил

Всероссийский

Диплом 2 степени

27.

Конкурс детского рисунка «Царство грибов»

Алепова Маргарита

Всероссийский

Диплом участника

28.

Конкурс детского рисунка «Царство грибов»

Коноплёв Виктор

Всероссийский

Диплом участника

29.

Конкурс детского рисунка «Царство грибов»

Гришина Анастасия

Всероссийский

Диплом участника

30.

Конкурс детского творчества «Степь - наше богатство! В рамках Всероссийского медиа - фестиваля «Заповедные степи России»

Иванова Елизавета

Районный

Свидетельство участника

31.

Конкурс детского творчества «Степь - наше богатство! В рамках Всероссийского медиа - фестиваля «Заповедные степи России»

Токарев Степан

Районный

Свидетельство участника

32.

Конкурс детского творчества «Степь - наше богатство! В рамках Всероссийского медиа - фестиваля «Заповедные степи России»

Румянцева Полина

Районный

Свидетельство участника

33.

Конкурс детского творчества «Степь - наше богатство! В рамках Всероссийского медиа - фестиваля «Заповедные степи России»

Гейнц Евгения

Районный

Свидетельство участника

34.

Конкурс детского творчества «Степь - наше богатство! В рамках Всероссийского медиа - фестиваля «Заповедные степи России»

Федореева Варвара

Районный

Свидетельство участника

35.

Выставка декоративно-прикладного творчества «Живут на свете чудеса», посвящённая 80 -летию Новосибирской области и году Экологии

Гейнц Евгения

Районный

Диплом лауреата

36.

Выставка декоративно-прикладного творчества «Живут на свете чудеса», посвящённая 80 -летию Новосибирской области и году Экологии

Гришина Анастасия

Районный

Диплом лауреата

Заведующий ДОУ:                            Н.И. Лобашева

Приложение 3

Трансляция позитивного педагогического опыта

Год

    Мероприятия

  Форма представления опыта

Результат

2017 г

Семинар для руководителей ДОУ

Занятие кружка «Цветные ладошки» по теме «Открытка для мамы к 8 марта» с детьми подготовительной к школе группе.

Семинар практикум             «Система работы по реализации приоритетного направления деятельности учреждения в условиях ФГОС ДО»

Заведующий ДОУ:                            Н.И. Лобашева

Приложение 4

Результаты участия в профессиональных конкурсах воспитателя

Название конкурса

Статус

Результат

2015-2016 гг.

1.

Конкурс "Таланты России" ДПТ

триптих «Ветки рябины»

Международный

Диплом победителя

1 место

2.

Творческий конкурс ДПТ

"Пресмыкающие и земноводные»

Международный

Диплом педагога подготовившего победителя

3.

Конкурс  ПОНИ

Международный

Сертификат педагога подготовившего призеров и победителей конкурса.

4.

Конкурс "Мир творчества" в номинации "Мои презентации"

Всероссийский

Диплом победителя

1 место

5.

Творческий конкурс изобразительного искусства

"Мы мелочки в руки взяли"

Всероссийский

Грамота за подготовку победителя конкурса

6.

Конкурс работников образования "Лучшая презентация"  изготовление фигурки из гофрокартона "Белочки" в нетрадиционной техники квиллинг.

Всероссийский

Диплом победителя

7.

Конкурс "Гордость России" оформление спальной комнаты МК ДОУ № 6 "Сказка"

Всероссийский

Диплом победителя

1 степени

Конкурс "Педагогический проект" "Веселый паровоз"

Всероссийский

Диплом победителя

1 степени

8.

Конкурс  ДПТ "Чудеса природы"

Всероссийский

Сертификат подготовки победителя мероприятия

9.

Конкурс  "Узнавай-ка!" творческие работы педагогов "Творческий альбом "Зеркало души""

Всероссийский

Диплом победителя

2 степени

10.

Конкурс детского рисунка

"Забавные отпечатки"

Всероссийский

Диплом организатора

11.

Конкурс ФМВДК "Таланты России" ДПТ

"На носу Новый год"

Всероссийский

Сертификат куратора конкурсной работы

12.

Конкурс ДПТ "Теремок"

Всероссийский

Диплом победителя

2 место

13.

Выставка плакатов «Будущее Земли – в твоих руках, человек!»

Областной

Диплом участника

2016-2017 гг.

14.

Творческий конкурс «Декоративно – прикладное творчество» Филимоновские игрушки

Международный

Диплом 1 место

15.

Творческий конкурс «Декоративно – прикладное творчество» Городецкая роспись

Международный

Диплом 1 место

16.

Конкурс детского рисунка «Царство грибов»

Всероссийский

Благодарность за подготовку победителя конкурса

17.

Творческий конкурс «Народные традиции и промыслы» «Игрушки наших предков»

Всероссийский

Диплом 1 место

18.

Театрализованная интерактивная игра – путешествие для дошкольников «По дороге БезОпасности»

Районный

Диплом 2 степени

Заведующий ДОУ:                            Н.И. Лобашева

Приложение 5

                                     

Публикации профессионального опыта педагога

Учебный год

Статья

Наименование        сборника

2015 год

       Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Современное образование: теоретический и практический взгляд. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции.

2016 год

Конспект ННОД «Семья матрёшек» в старшей подготовительной группе

Международный образовательный портал Маам

2017 год

Конспект

кружкового занятия

«Открытка для мамы к 8 марта»

Международный образовательный портал Маам

Заведующий ДОУ:                            Н.И. Лобашева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ педагогической деятельности

Анализ педагогической деятельности....

Самоанализ педагогической деятельности: «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»

Задачи:uприобщение детей к театральному искусству;uобогащение и активизация словаря детей;uстимулирование желания искать выразительные средства для создания игрового образа (мимика, движения, жесты, и...

Самоанализ педагогической деятельности

Современные изменения российского образования определили переход от традиционной системы обучения и воспитания к расширению спектра образовательных услуг, требующих от воспитателя  способно...

Самоанализ педагогической деятельности.

Цель моей педагогической деятельности: создание  благоприятных условий  для всестороннего развития личности дошкольника средствами художественно-эстетического воспитания.Задачи:Сохраня...

Самоанализ педагогической деятельности

Анализ моей педагогической деятельности (2010 г.)...