Агрессивные и чрезмерно подвижные дети. Эффективные методы работы
консультация

Еговкина Елена Владимировна

Гиперактивность (синдром дефицита внимания с гиперактивностью — СДВГ) проявляется у де­тей не свойственной для нормального развития им­пульсивностью, двигательной расторможенностью, отвлекаемостью, невнимательностью. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

Тема: «Агрессивные и чрезмерно подвижные дети. Эффективные методы работы»

1.Теоретическая часть

Гиперактивность (синдром дефицита внимания с гиперактивностью — СДВГ) проявляется у детей не свойственной для нормального развития импульсивностью, двигательной расторможенностью, отвлекаемостью, невнимательностью. Такие дети, как правило, не могут сосредоточиться на одном предмете более или менее длительное время, не способны завершить выполнение поставленной задачи, небрежны в ее выполнении. Продуктивность выполнения задания обычно низкая. Часто отмечается повышенная утомляемость. Умственная деятельность детей с СДВГ характеризуются цикличностью: они могут продуктивно работать в течение 5—15 минут, после чего их мозг «отдыхает» 3—7 минут, накапливая необходимую энергию для дальнейшей работы. Состояние утомления сопровождается беспричинным раздражением, плаксивостью, истериками. Могут отмечаться нарушения пространственной координации, проявляющиеся в двигательной неловкости, неуклюжести.

Среди возможных причин гиперактивности выделяют:

1) пренатальная патология (токсикозы, обострение хронических заболеваний у матери, инфекционные заболевания, травмы в области живота, принятие больших доз алкоголя и курение, иммунологическая несовместимость по резус-фактору, попытки прервать беременность, угроза выкидыша);

2) осложнения при родах (преждевременные, скоротечные или затяжные, стимуляция родовой деятельности, неправильное положение плода, асфиксии, внутренние кровоизлияния);

3) психосоциальные (стиль воспитания в семье).

Дети с гиперактивностью обращают на себя внимание с первых дней жизни. Они плохо спят, чрезмерно чувствительны к внешним раздражителям (свету, шуму, температуре, запахам), имеют повышенный мышечный тонус. В среднем дошкольном возрасте они обнаруживают неспособность дослушать сказку, выполнить какое-то действие до конца. Их интересы поверхностны и недолговечны, нет попыток проникнуть в суть какого-либо явления. Действия спонтанные, беспорядочные, а игры шумные. Такие дети никогда не задумываются о последствиях своих поступков, не обращают внимания на состояние близких людей. Они часто эгоистичны, демонстративны и требовательны, что приводит к постоянным конфликтам и развитию агрессивности. Отмечается болтливость. Дети легко идут на контакт, иногда злоупотребляя терпеливостью окружающих.

Опасность СДВГ заключается в том, что в подростковом возрасте он может развиться в асоциальное поведение (правонарушения, алкоголизм, наркотическую зависимость).

По сравнению с другими нарушениями личности и поведения дошкольников, наличие гиперактивности вызывает наибольшее сопротивление и протест у взрослых. Это вызвано тем, что такие дети сами по себе приносят много неудобств и, кроме того, будоражат окружающих сверстников, которые часто их не принимают в свои игры, так как гиперактивные дети ломают постройки, непоследовательны и агрессивны.

При организации коррекционной работы с гиперактивными детьми акцент должен делаться на следующих умениях ребенка:

— концентрировать внимание;

— доводить начатое до конца;

— контролировать свои движения;

— снимать мышечное напряжение;

— контролировать свои эмоциональные проявления;

— расширять поведенческий репертуар во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

Гиперактивным детям должны даваться инструкции, содержащие не более 10-ти слов. Нельзя просить сделать сразу несколько поручений (убрать игрушки, почистить зубы, умыться и т. д.), так как ребенок просто не запомнит их. Лучше давать следующее задание после выполнения предыдущего. Предполагается обязательный контроль качества выполнения поставленной задачи.

Система ограничений и запретов должна быть четкой и неукоснительно выполняемой, количество запретов должно быть сведено до минимума (они должны касаться исключительно безопасности и здоровья ребенка). Совместно с ним должны быть разработаны санкции, которые последуют в случае нарушения запрета.

Чтобы ребенок смог услышать взрослого и включиться в новую деятельность, необходимо дать ему время на подготовку, предупредить об изменениях. Можно использовать звуковой сигнал.

Гиперактивных детей необходимо приучать к режиму, к четкому распорядку дня. Нежелательно изменять его даже в исключительных ситуациях. При организации предметно-пространственной среды ДОУ необходимо помнить о том, что гиперактивные дети вследствие двигательной расторможенности и отсутствия произвольного внимания характеризуются повышенным травматизмом. Поэтому желательно наличие мягких модулей, сухих бассейнов и т. д. В групповой комнате или в ДОУ должно быть пространство для активного отдыха детей.

При организации учебных занятий необходимо продумать предлагаемый материал так, чтобы один и тот же алгоритм вырьировался в различных видах. Нельзя требовать от гиперактивных детей абсолютной дисциплины, это лишь снизит работоспособность и уровень усвоения материала.

Коррекционное воздействие на гиперактивного ребенка должно включать следующие приемы и технологии:

1. Обучение приемам саморегуляции через использование релаксаций, визуализаций.

2. Обучение самомассажу.

3. Игры для развития быстроты реакции, координации движений.

4. Игры для развития тактильного взаимодействия.

5. Пальчиковые игры.

6. Подвижные игры с использованием сдерживающих моментов.

7. Психогимнастические этюды для обучения пониманию и выражению эмоционального состояния.

     8. Работу с глиной, водой и песком. Коррекционную работу более эффективно строить поэтапно:

— индивидуальная;

— парная;

— подгрупповая.

Дети, страдающие СДВГ, как никакие другие требуют со стороны взрослых терпения и участия.

Работа с ними должна быть кропотливой и комплексной, так как только выработка единой системы требований в ДОУ и семье может помочь адаптироваться таким детям и быть успешными.

2. Практическая часть

Анкета для педагогов

В какой степени выражены признаки у ребёнка?

Проставьте соответствующие цифры:   0 – отсутствие признака

                         1 – присутствует в незначительной степени

                         2 – присутствие в умеренной степени

                         3 – присутствие в выраженной степени

          Признаки

баллы

1.

Беспокоен, извивается, как уж.

2.

Беспокоен, не может оставаться на одном месте.

3.

Требования ребёнка должны выполняться немедленно.

4.

Задевает, беспокоит других детей.

5.

Возбудимый, импульсивный.

6.

Легко отвлекается, удерживает внимание на короткий период времени.

7.

Не заканчивает работу, которую начинает.

8.

Поведение ребёнка требует повышенного внимания педагога.

9.

Не старателен на занятиях.

10.

Демонстративен в поведении (истеричен, плаксив).

Общее число баллов

Можно предполагать у ребенка СДВГ, если по результатам анкеты общее число баллов составляет от 25 до 30.

Упражнение “Йоговская гимнастика для малышей”

     Задачи:                            

  • Развитие произвольности и самоконтроля
  • Развитие внимания, наблюдательности и воображения
  • Развитие эмоционально-выразительных движений
  • Развитие и совершенствование коммуникативных навыков

Ход:

  • Дети ходят по кругу друг за другом и гуляют, как паровозики.
  • Останавливаются, встают в круг
  • “Заводят будильник” : “З-з-з. Мы его остановим, – дети дотрагиваются ладошкой до головы.
  • “Лепят личико проводят руками по краю лица
  • “Лепят волосики нажимают подушечками пальцев на корни волос
  • “Лепят бровки проводят кончиками пальцев по бровям.
  • “Лепят глазки трогают кончиками пальцев веки, проводят указательным пальцем вокруг глаз. Моргают глазами

-    “Лепят носик”- проводят указательным пальцем от переносицы по крыльям носа вниз.

  • “Лепят ушки”- пощипывают мочки ушей, поглаживают уши
  • “Лепят подбородок”- поглаживают подбородок
  • “Рисуют носиком солнышко”- крутят головой, рисуют носиком лучики-выполняют соответствующие движения.
  • Произносят хором: “Я хороший, добрый, красивый”, гладят себя по голове.

     Упражнение “Светофор”

       Задачи:

       - Развитие произвольности и самоконтроля

       - Развитие внимание, наблюдательности и памяти

       - Снятие психоэмоционального напряжения

       - Развитие и совершенствование коммуникативных навыков

Ход:

Дети кладут руки на плечи друг другу, ходят по залу и гудят, изображая автобус.

      Психолог, изображая светофор, показывает “автобусу” круги разного цвета.

      При показе  красного круга дети должны остановиться, желтого - “гудеть” и  

      маршировать на месте  зеленого – продолжать движение.

При окончании упражнения психолог говорит:

      А теперь каждый из вас будет водителем собственного автомобиля. Внимательно

      следите за сигналами светофора и выполняйте правила дорожного движения. Дети,  

     изображая автомобилистов, движутся по залу и следят за сигналами “светофора”.

 

Упражнение  “Лимон”

    Психолог предлагает детям представить, что в правой руке у них лимон, из которого

    нужно выжать сок. Дети как можно сильнее сжимают правую руку в кулачек, затем

    расслабляют ее. Аналогичное упражнение выполняется левой рукой, затем дети садятся  

    на стульчиках.

    Упражнение “ Кто за кем стоит”

     Психолог говорит: Вы очень внимательные, буквы знаете, цифры знаете, теперь посмотрим, как вы запоминаете.

     Детей выстраивают в шеренгу друг за другом, а одного ребенка просят выйти из  

     шеренги и внимательно посмотреть на детей. Потом он отворачивается, и

     воспроизводят по памяти, кто за кем стоит.

 «Слушай хлопки».

Дети передвигаются в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста», если два раза - позу «лягушки». На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

«Давайте поздороваемся».

По сигналу ведущего дети хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом: один хлопок - здороваемся за руку; два хлопка - здороваемся плечиками; три хлопка - здороваемся спинками. Для полноты тактильных ощущений можно ввести запрет на разговоры во время этой игры.

 «Запрещённое движение»,

Взрослый показывает движения, которые ребёнок повторяет. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять.

«Четыре стихии».

По команде ведущего ребёнок, сидя на стуле, выполняет определённое движение руками: «земля» - опустить руки вниз; «вода» - вытянуть руки вперёд; «воздух» - поднять руки вверх; «огонь» - вращение руками в локтевых и лучезапястных суставах.

«Пожалуйста».

Ведущий показывает движения, а ребёнок выполняет их только в том случае, если ведущий произносит слово «пожалуйста». Если этого слова ведущий не говорит, дети остаются неподвижными. Вместо слова «пожалуйста» можно добавлять и другие, например, «король сказал», «командир приказал».

«"Да" и "нет" не говори».

Дети располагаются по кругу. Водящий, передавая предмет кому-то из детей, задает вопрос, на который отвечает его сосед. В ответах не должно быть слов «да», «нет», «чёрный», «белый». Чем хитрее вопросы, тем интереснее игра. Проигравшие отдают «фанты». В конце игры эти «фанты» выкупаются (дети читают стихи, поют песни или др.).

«Говори!».

Сказать детям следующее: «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «Говори!»

Игра проводится как индивидуально, так и с подгруппой детей.

«Кричалки, шепталки, топчанки».

Из разноцветного картона сделать три силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это - сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь («кричалку»), можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь («шепталка») - можно тихо передвигаться и шептать; на сигнал «молчалка» (синяя ладонь) - дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться.

Заканчивать игру следует «молчалкой».

«Клубочек».

Расшалившемуся ребёнку можно предложить смотать в клубок яркую пряжу. Величина клубка с каждым разом может становиться все больше и больше. Взрослый сообщает ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинает его сматывать, то сразу успокаивается. Когда подобная игра станет для ребёнка привычной, он сам обязательно будет просить взрослого дать ему «волшебные нитки» всякий раз, как почувствует, что он огорчен, устал или «завёлся».

«Разговор с руками».

Если ребёнок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложить оживить ладошки - нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять игру с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Что не любите?», «Какие вы?». Если ребёнок не подключается к разговору, продолжите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что ручки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина.

Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и хозяином. Пусть руки «пообещают», что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать. Если ребёнок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные ручки и их хозяина.

 «Археология».

Взрослый опускает кисть ребёнка в таз с песком и засыпает её. Ребёнок осторожно «откапывает» руку - делает «археологические раскопки». При этом нельзя дотрагиваться до кисти руки. Как только ребёнок коснётся своей ладони, тут же идёт обмен ролями со взрослым.

 «Колпак мой треугольный».

Играющие сидят в кругу. Все по очереди (начиная с ведущего) произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если колпак не треугольный, то это не мой колпак». Во втором кругу фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово «колпак» заменяют его жестом (2 хлопка ладошкой по голове). В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а «показывают» на одно больше. В завершающем кругу дети изображают только жестами всю фразу. Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, её можно сократить.

«Найди отличие».

Ребёнок рисует картинку и передаёт её взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребёнок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребёнок могут поменяться ролями.

3. Рефлексия. Прощание.

                                             Педагог-психолог _______________ Е.В. Еговкина

Анкета для педагогов

В какой степени выражены признаки у ребёнка?

Проставьте соответствующие цифры:

                          0 – отсутствие признака

                         1 – присутствует в незначительной степени

                         2 – присутствие в умеренной степени

                         3 – присутствие в выраженной степени

          Признаки

баллы

1.

Беспокоен, извивается, как уж.

2.

Беспокоен, не может оставаться на одном месте.

3.

Требования ребёнка должны выполняться немедленно.

4.

Задевает, беспокоит других детей.

5.

Возбудимый, импульсивный.

6.

Легко отвлекается, удерживает внимание на короткий период времени.

7.

Не заканчивает работу, которую начинает.

8.

Поведение ребёнка требует повышенного внимания педагога.

9.

Не старателен на занятиях.

10.

Демонстративен в поведении (истеричен, плаксив).

Общее число баллов

Можно предполагать у ребенка СДВГ, если по результатам анкеты общее число баллов составляет от 25 до 30.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Использование эффективных методов работы по речевому развитию детей»

Консультация для педагогов по использованию эффективных методов речевого развития....

Логопедическая сказка как эффективный метод работы с детьми с ЗПР

Логопедическая сказка как эффективный метод работы с детьми с ЗПР...

статья на семинар - «Метод проектов – один из самых эффективных методов работы ДОУ с родителями».

Основная цель проектного метода:– развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей– формирование социаль...

«Сказкотерапия как один из эффективных методов работы с детьми с ОНР»

Сказкотерапия - самый древний способ поддержки человека с помощью слова. Сегодня достоинство и роль метода сказкотерапии в работе с детьми с ОНР неоспоримы....

Эффективные методы работы с детьми ОВЗ в ДОУ

Доклад об эффективных методах работы с детьми ОВЗ в ДОУ...