Консультация для воспитателей "Организация здорового образа жизни у дошкольников"
консультация

Ксенофонтова Ольга Александровна

Организация работы по формированию привычки к здоровому образу жизни у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_zozh.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 8 г. Вязьмы Смоленской области

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ  ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА

ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

Воспитатель: О. А. Ксенофонтова

Тема здоровья детей сегодня волнует всех. Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. У большинства взрослых слабый мотивационный аспект двигательной активности, низкий уровень представлений о здоровом образе жизни. А здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия – благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.

Одна из существенных причин сложившейся ситуации – отсутствие у детей осознанного отношения к своему здоровью. От здоровья детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний. 

Перед нами стоит проблема поиска оптимальных путей совершенствования работы по укреплению здоровья.

Приобщение дошкольников к проблеме сохранения своего здоровья – это, прежде всего, процесс социализации, воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.

Зачастую, у детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма.  Поэтому важно углубленно работать над воспитанием культурно-гигиенических навыков, навыков здорового образа жизни, основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.
Необходимо:

1) развивать интерес у детей к собственному здоровью, потребности в физическом совершенствовании;

2) учить малышей жить в гармонии с собой и окружающим миром;

3) развивать умение и навыки безопасности жизнедеятельности как средства личной защиты и здорового образа жизни.

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками.

Так как у детей зачастую не сформированы культурно-гигиенические навыки, нужно научить их правильно мыть руки. Сначала с детьми можно рассматривать иллюстрации «Последовательность мытья рук», использовать художественную литературу (« Водичка, водичка», «Чумазая девочка» и т.д.). Показ воспитателя, как правильно намыливать руки, смывать мыло, вытирать руки насухо. Объяснять детям, что во время мытья рук удаляется не только грязь, но и микробы, которые могут вызвать различные заболевания, контролировать последовательность и качество всех элементов навыка.

Начиная с младшего возраста, рассказывать детям о том, что необходимо бережно относиться к игрушкам и вещам, учить преодолевать небольшие трудности и доводить дело до конца,  благодарить за работу и уход, чувство симпатии, дружелюбие к товарищам и взрослым. В ходе работы дети учатся аккуратно обращаться с игрушками, играть дружно, благодарить за помощь друг друга и взрослых.

Немаловажное значение имеет формирование у детей умение самостоятельно обнаруживать недостатки во внешнем виде, в предметах личного пользования, и сразу исправлять их, не ожидая напоминания. Обращать внимание на то, чтобы дети были опрятными, аккуратными, подтянутыми.

С целью ознакомления и укрепления правил личной гигиены, безопасности жизнедеятельности желательно провести занятия на тему «Хочу быть здоровым», «Осторожно лекарства»,  «Путешествия по организму человека» и т.д.

Рассказывая об устройстве и работе организма, обращать внимание детей на его сложность и хрупкость, а также необходимость бережного отношения к своему телу, ухода за ним. Важно, чтобы правило личной гигиены выступало не как требование взрослых, а как правило самого ребенка, приносящее большую пользу его организму, помогающие сохранить и укрепить здоровье.  Дети должны знать, что такое здоровье и что такое болезнь.

С детьми можно организовать работу над проектами «Я и мой организм», «Я здоровье берегу, сам себе я помогу», «Витамины», «Полезная и вредная еда»,  также проводить беседы на темы «Режим дня», «Что такое микробы», «Откуда берутся болезни» ,опыты(прослушивание пульса, ощущение вкуса и т.д.),  дидактические игры «Личные вещи», «Собери человека», «Крепкие-крепкие зубы», «Что для чего», «Береги свою кожу», «Чтобы уши слышали».

Достичь успеха можно только в том случае, если воспитателя поддерживают родители. Необходимо организовать ряд консультаций («Как сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью», «Режим дня» и т.д.), индивидуальные беседы,  во время которых объяснять родителям, что семья – первый институт, где формируется характер ребенка, его нравственные качества, привычки, жизненно необходимые навыки. На родительских собраниях рассказывать, какими умениями и навыками должны овладеть дети, какие условия необходимо создать дома.

Обучая детей, воспитатель начинает на многое смотреть их глазами, удивляться и радоваться. Знания, полученные детьми,  позволят сформировать у них правильное отношение к своему здоровью, взаимодействию  с окружающей средой и людьми. Дети  научатся понимать, при каких условиях среда обитания безопасна для их жизни и здоровья, с малых лет жить в гармонии с собой и окружающим миром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников, педагогов и родителей"

Отношение ребёнка к своему здоровью является фундаментом, на котором может быть выстроено знание потребности в здоровом образе жизни (ЗОЖ). Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребёнком ...

Консультация для родителей «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника»

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения....

Консультация "Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников"

Консультация для родителей раскрывает особенности формирования ЗОЖ у детей....

Консультация для родителей «Здоровый образ жизни для дошкольников»

laquo;Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осозн...

Консультация "Воспитание основ здорового образа жизни у дошкольников"

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, ...

Консультация: "Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников"

Консультация напралена на специалистов и родителей....

Консультация «Воспитание основ здорового образа жизни у дошкольников»

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения....