Консультация для педагогов «Детская журналистика, как средство развития познавательно- исследовательской деятельности».
консультация

Гукова Марина Викторовна

Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно меняющемся мире, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskaya_zhurnalistika.doc208.5 КБ

Предварительный просмотр:

http://timefshui.ru.opt-images.1c-bitrix-cdn.ru/upload/medialibrary/934/934328c747b263383d6cce4b4c8ccef3.png?1503508243165229


Консультация для педагогов

«Детская журналистика, как средство развития познавательно- исследовательской деятельности».

Гукова М.В

воспитатель МБДОУ д/с «Радуга»

Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно меняющемся мире, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях.

Поэтому основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

 Одной из самых актуальных проблем современности является именно развитие исследовательских умений и навыков дошкольников, их интеллектуально-творческого потенциала.

Изучая структуру современных инновационных технологий, можно сделать вывод что одной из таких технологий является детская журналистика. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. В результате данной деятельности дошкольники учатся ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом. Детская журналистика способствует формированию исследовательских умений и навыков, основ научного мышления, деятельности, направленной на самостоятельное творческое познание, социальной уверенности.

Уникальность данной технологии ещё и в том, что её можно использовать для реализации любой образовательной области и в полной мере основываться на интегрированном подходе.

В результате журналистского расследования, у детей формируются инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства.

Для детей старшего дошкольного возраста планируется познавательно-исследовательская образовательная деятельность, целью которой является выявление причинно-следственных связей, умение логично рассуждать, развитие творческого мышления. В основе образовательной деятельности по изучению основ журналистики лежит особый вид речевой деятельности, связанный с логично построенным обсуждением ряда конкретных фактов, итогом которых являются умозаключения детей.

 Используются различные методы, такие, как: моделирование ситуаций, наблюдения, развивающие игры, тренинговые упражнения, импровизации, рассматривание рисунков и фотографий, беседы, обсуждения.

В ходе образовательной деятельности используются наглядные, практические и словесные методы обучения.  Работа с детьми построена на коммуникативно – познавательной основе, что представляет детям творческую самостоятельность. Развитие речи, словесно – логического мышления, памяти и фантазии позволяет воспитывать самостоятельно мыслящую, творческую личность.

Основным видом деятельности дошкольников является игра. Следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование исследовательских умений и навыков. Детям предлагаются игры: «Посмотри на мир чужими глазами», «Составь рассказ, используя данную концовку», «Тема одна – сюжетов много», «Угадай, о чём спросили» и другие.

Формирование исследовательских умений и навыков тесно связано с развитием психических процессов, таких, как восприятие, память, мышление, поэтому в работе с детьми большое внимание уделяется развитию этих процессов. Ребятам предлагаются игры: «Узнай по описанию», «Что лишнее?», «Звукооператор», «Журналист – профессия творческая» и т.д.

Большое внимание уделяется организации режиссерской игры «Мы – журналисты», которая завоевала детское признание своим своеобразием и многообразием атрибутики, максимальной приближенностью к действительности. Ведь журналисты, ведущие различные телепередачи и делающие репортажи, – это ежедневные гости в квартире каждого ребенка. Дети запоминают их лица, узнают по манере говорить, пытаются им подражать. Поэтому игра «Журналисты» оказалась ближе и понятнее детям.

Также в практической части предлагается организация экскурсий в местную типографию, издательство газеты, встречи с интересными людьми. Работа эта проходит в соответствии с тематикой репортажа.

В ходе хорошо продуманной деятельности   дети учатся узнавать и различать виды и жанры журналистики, видеть ее особенности, высказывать свое мнение о ней, понимать ее назначение в жизни людей. Юные корреспонденты знакомятся с профессиями журналиста, специального корреспондента, фоторепортера, звукооператора, художника, дизайнера, обозревателя, комментатора, актера, диктора, с особенностями их творческого труда.

Дети учатся самостоятельно, активно и целенаправленно брать интервью, последовательно рассматривать газетные жанры, соотносить увиденное с личным опытом, чувствами и представлениями о добром, справедливом, прекрасном.

В зависимости от тематики недели мероприятия включают в себя различные познавательные темы: «Профессии», «Животные ЯНАО», «Главный город России», «Зимушка – зима» и т.д.

Проводится и индивидуальная работа с детьми: беседы на различные темы с каждым ребенком отдельно или моделирование различных ситуаций общения с небольшой группой детей (2-3 ребенка).

В качестве наиболее эффективного приема развития исследовательских умений и навыков используется моделирование. Замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение.

Например, в процессе обучения детей умению брать интервью, им предлагаются карточки с изображенными на них картинками - символами. Вместе с педагогом ребята оговаривают возможные варианты вопросов, которые можно задать, опираясь на них. Затем, уже в ходе самого интервью, ребенок - корреспондент строит диалог, имея зрительную опору в виде картинок-символов.

Система проведения образовательной деятельности построена с учетом принципов последовательности и системности в формировании знаний, навыков и умений, в ходе которой у дошкольников закрепляется представление о том, что журналист – профессия творческая. Через ознакомление с журналистикой дети подводятся к пониманию того, что журналистика – это целая наука!

Обращение к детской журналистике наполнило новым содержанием привычную среду развития ребенка, специальным образом организованное приобщение дошкольников к миру медиа стало эффективным фактором развития их познавательного интереса.

Правильно организованная журналистская исследовательская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. Всё это является очень важным и необходимым для успешного обучения в школе, адаптации ребёнка в обществе сверстников, в постоянно меняющемся    социуме.                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс для педагогов "Детское экспериментирование как средство развития познавательной исследовательской деятельности дошкольника»

Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность. Задачи: - повысить уровень...

«Детская журналистика, как средство развития познавательно- исследовательской деятельности».

Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитаннико...

«Детское экспериментирование как средство развития познавательно - исследовательской деятельности детей раннего возраста» Заприкутенко Н.А., воспитатель, МБДОУ детского сада «Золушка» г.Холмска, первая квалификационная категория

laquo;Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при...

Выступление «Детское экспериментирование как средство развития познавательно - исследовательской деятельности детей раннего возраста» Заприкутенко Н.А., воспитатель, МБДОУ детского сада «Золушка» г.Холмска, первая квалификационная категория 2018 г.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации....