Развиваем партнёрские отношения с социально-культурными институтами
методическая разработка (старшая группа)

Щеглова Анна Александровна

Развиваем партнёрские отношения с социально-культурными институтами

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОЗНЕСЕНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД

Развиваем партнёрские отношения с социально-культурными институтами

Щеглова Анна Александровна,

воспитатель высшей квалификационной категории

2017г.

 

 Дошкольное  образовательное  учреждение  сегодня рассматривается  не просто  как  детский  сад,  а  как  организация,  оказывающая  образовательные услуги. Согласно  новым  федеральным  государственным  образовательным стандартам дошкольного образования педагогическая деятельность в детском саду  должна  быть  ориентирована  на  «формирование  общей  культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных,  нравственных,  эстетических,  интеллектуальных…»  и  других качеств  личности.  Развитие  культуры  современного  подрастающего поколения  —  проблема,  которая  требует  поиска  оптимальных  и эффективных путей её решения в воспитательно-образовательном процессе.  Новые  задачи,  встающие  перед  дошкольным  учреждением, предполагают  его  открытость,  тесное  сотрудничество  и  взаимодействие  с  другими социальными  институтами, помогающими  ему  решать  образовательные задачи. В новом веке детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический  процесс дошкольного  учреждения  становится  более  свободным,  гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой – педагоги  ориентируются  на  сотрудничество  и  взаимодействие  с  родителями  и ближайшими  социальными  институтами.  Таким  образом,  получается,  что социальное партнерство  –  взаимовыгодное сотрудничество различных секторов общества,  направленное на решение социальных проблем, обеспечение  устойчивого  развития  социальных  отношений  и  повышение  качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.  Законодательную основу социального партнерства в сфере образования даёт   Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012г., Концепция   модернизации  российского образования до 2020г., Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155   Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

  Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного образования, от которого, на наш взгляд, в первую очередь зависит его качество. Мы считаем, что развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными   центрами даёт дополнительный импульс духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.  

Сотрудничество дошкольной организации с социальными  партнерами позволяет  выстраивать  единое  информационно-образовательное  пространство,  которое  является  залогом  успешного  развития  и адаптации ребенка в современном мире.

 Грамотно организованное и продуманное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами приводит к положительным результатам. Создаются условия:

  • для  расширения кругозора дошкольников (освоения предметного и природного окружения, развития мышления, обогащения словаря, знакомства с историей, традициями народа)  
  • для формирования навыков общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности, с представителями разных профессий;

             воспитания уважения к труду взрослых.

Наше  дошкольное учреждение работает над решением задач социального развития своих

воспитанников через социальное партнерство в  двух  направлениях:

Первое направление  - использование  средств и возможностей окружающего социума;

Второе  направление -  активное  взаимодействие    с  различными  социально-культурными  институтами.

Целью является -  установление социального партнерства с различными организациями и учреждениями села  для успешной социализации выпускника детского сада в окружающем мире.

 Реализация этой цели направлена на решение следующих задач:

-создать  систему  взаимодействия  ДОУ с социально-культурными объектами по расширению воспитательного пространства;

- знакомить с деятельностью и функционалом объектов социального окружения села;

- установить  позитивные  отношения  с  родителями  и  общественностью.

  Наш детский сад имеет многолетний опыт  социального партнерства с различными организациями и учреждениями социума. Социальными партнёрами в воспитании и развитии детей нашего детского сада стали:

  • образовательные учреждения: коррекционная школа-интернат, краеведческий музей Вознесенской СОШ;  
  • культурно-общественные учреждения:  Дом культуры и сельская библиотека ;
  • Пожарная часть;
  • семьи воспитанников детского сада.

Взаимодействие с каждым из партнеров базируется на следующих принципах:

  • Установление интересов каждого из партнера;
  • Совместное формирование целей и задач деятельности;
  • Осознание своей роли, статуса в обществе, оценка своих возможностей по решению проблем;
  • Выработка чётких правил действий в процессе сотрудничества;
  • Значимость социального партнёрства для каждой из сторон.

Организация социального партнерства в рамках культурно-социального комплекса, позволяет создать новые условия для воспитания и развития подрастающего поколения, повысить культуру и творческую активность всех участников социального партнерства.

Основными  формами  организации социального партнерства являются:

  • Совместные мероприятия;
  • Коллективно-творческие мероприятия;
  • Информационно-просветительские мероприятия;
  • Разработка и реализация совместных проектов, акций;

Для создания у ребенка целостного представления об окружающем мире, развития познавательной мотивации, освоения им общечеловеческих ценностей, формирования личностной культуры мы установили тесные связи с  сельской библиотекой. Библиотеке принадлежит весьма важная роль в процессе социализации личности ребенка. Наряду с другими учреждениями она осуществляет весьма серьезную по своим последствиям работу, помогающую ребѐнку через источники информации усвоить те ценности и нормы, которые характерны для данной общественной формации или социальной структуры. В  течение учебного года библиотекарь   регулярно проводит беседы, познавательные мероприятия с играми, литературные викторины с просмотром презентаций,  посвященные творчеству русских писателей и поэтов.  Для повышения интереса к чтению и ознакомлению с художественным творчеством  организуются выставки детской художественной литературы. Ребята узнают много нового о книгах, писателях, у них возникает желание записаться в библиотеку и посещать её вместе с родителями.

Мы, воспитатели,  хорошо понимаем, что процветание Родины, уважение к культуре и традициям народа, связь с прошлым, наличие исторической и национальной памяти, непосредственно зависит от воспитания.  Большое влияние на формирование в сознании подрастающего поколения патриотических чувств, изучение героического прошлого  старших поколений,   оказывает взаимодействие детского сада с  краеведческим музеем.  

  С 2013 года  наше образовательное учреждение сотрудничает  с краеведческим  музеем,  который находится  в  Вознесенской  СОШ. Дети  подготовительной  подгруппы  совершают экскурсии в  этот    музей, где    знакомятся с   историей родного края. Такие познавательные экскурсии,  в ходе которых используется взаимодействие с игровыми персонажами, с действиями музейных предметов, способствуют более глубокому представлению об истории нашего  села, воспитывают в детях чувство патриотизма, гражданственности. Ребята с замиранием сердца рассматривают старинные предметы. Через знакомство с предметами быта и старины дети узнают уникальность своего народа, его трудолюбие, мудрость. Эффективными методами, активизирующими восприятие детей, обеспечивающими их речевую активность, являются слайд - презентации. После посещения музея дети делятся с родителями, друзьями своими эмоциями, от увиденного и услышанного, а также передают свои впечатления в рисунках.  

Ничто  так  не  способствует  формированию  и  развитию  личности,  как обращение к народным традициям  через произведения народного творчества–  сказки.  Сказка способствует развитию межличностных отношений, а также нравственных  качеств  личности  ребенка,  которые  определяют  его внутренний  мир.  При  этом  сказка  остается  одним  из  самых  доступных средств  развития  ребенка.  Доброй традицией в нашем  детском саду стало партнёрство с коррекционной школой- интернатом, её воспитанники приходят к нам в гости с кукольным театром, с различными играми. Сотрудничество помогает детям окунуться в мир   сказок. Яркими и незабываемыми бывают представления кукольного театра. Полученные впечатления надолго остаются в памяти  дошкольников, тем самым способствуя его всестороннему развитию. Ребята с нетерпением ждут новых встреч.

Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с  Домом культуры  даёт дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка, совершенствует   взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства. Сотрудничество детского сада и   Дома культуры позволяет сделать процесс музыкального развития и социализации детей более успешным. Совместная работа ДОУ и культурного центра приобщает детей к искусству, обогащает эмоциональные переживания.  Участие в праздниках,  концертных программах  формирует у детей  раскрепощённость, веру в себя, в свою значимость для окружающих, помогает усвоить основы культуры поведения. Выступления помогают детям раскрыться, почувствовать свои безграничные творческие возможности. Участие в праздничных концертах  способствует развитию музыкально-творческих способностей у дошкольников в различных видах музыкальной и театрализованной деятельности, формирует интерес к музыкальной деятельности, дарит им радость результата своей работы, повышая самооценку и способность к самореализации, а также стремление к достижению успеха. Наши дети активно участвуют в различных  концертных программах, проводимых в Доме культуры: День  Матери , Праздник 8 Марта ,  День Победы и др. Дошкольники исполняют танцевальные номера, читают стихи, поют песни.

 Опыт работы нашего детского сада с учреждением культуры  показывает, что активная позиция дошкольного учреждения делает образовательный процесс более эффективным, открытым и полным.  Способствует обогащению эмоционального мира ребенка, активному развитию познавательного интереса, совершенствованию коммуникативных навыков и умений. Это, в свою очередь, создает благоприятные предпосылки для своевременного социального и личностного развития дошкольника. Одновременно это  способствует  росту  профессионального  мастерства    специалистов детского сада,  удовлетворяет потребность  и запросы  родителей,  поднимает престиж детского сада  в  глазах  общественности.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребёнка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще. 
Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФГОС дошкольного образования. 

В целях знакомства детей с профессиями и их особенностями ежегодно  проводим экскурсии в пожарную часть. Особый интерес вызывают у детей  эти экскурсии , после которых большинство наших воспитанников хотят стать пожарными.

Одним из самых важных и ближайших партнёров являются родители наших воспитанников. Во  всех  событиях  -  они  непосредственные  участники, ведь это еще одна прекрасная возможность пообщаться с близкими, заняться одним  приятным  делом,  а  еще  вместе  с  этим  происходит  передача  опыта одного поколения другому.

 Родители по отношению к дошкольному учреждению выступают не только как потребители и заказчики, но и в роли партнеров: участвуют в досуговых мероприятиях, праздниках, выставках, оказывают помощь в благоустройстве детского сада (ремонт, обновление развивающей среды).  Очень важным условием взаимодействия является доверие и уважение сторон друг к другу. Для  сближения  родителей  с  окружающим  социумом  реализуется  ряд мероприятий,  предусматривающих  общение  в   детско-родительском  клубе «Капитошка» Мероприятия организуются и проводятся библиотекарем сельской библиотеки.

В родительском клубе используются совместные детско-родительские досуги, праздники, спортивные мероприятия, конкурсы. На сегодняшний день сложилась определенная система взаимодействия с родителями - они стали активными участниками и помощниками, создана атмосфера сотрудничества. Занимаясь в клубе, развиваются способности ребёнка, родители учатся совместной с ним деятельности, построению позитивных отношений.

 Сотрудничество ДОУ с социальными партнерами позволяет создать атмосферу взаимопонимания и доверительных отношений; создается благоприятная эмоциональная атмосфера для формирования единого образовательного пространства. Знания, умения, навыки, приобретённые детьми, рассматриваются не как цель обучения, а как средство развития личности в контексте освоения им жизненного и социокультурного опыта. У воспитанников развивается творческое мышление, умение разрабатывать и решать проблемы, принимать решения, делать выбор, сотрудничать в коллективе. Выпускники детского сада легко адаптируются в новых социальных условиях (при поступлении в школу), активно участвуют в различных мероприятиях, являются постоянными посетителями библиотеки, различных кружков и секций.

Мы надеемся, что существующий опыт социального партнерства будет способствовать  дальнейшему  развитию  нашего  учреждения  и  привлечет новых социальных партнеров.

«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

/В.А. Сухомлинский/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Семья как социально-культурный институт развития личности ребенка»

В истории человечества сложилось два направления воспитания: семейное и общественное....

Статья: "Формирование партнёрских отношений между воспитателями и родителями группы,путём вовлечения их в образовательный процесс.

  Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института,   которые тесно взаимодействуют, хотя их воспитательные функции различны....

"Формирование системы нравственных ценностей дошкольников через партнёрские отношения ДОУ с семьёй и общественными организациями"

Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников. Для организации такого пространства и его полноценного функциониров...

Консультация для педагогов "Партнёрские отношения с семьёй и формирование социальной ответственности. Преодоление сложных ситуаций в работе с родителями".

Описана ситуация, сложившаяся в работе с семьёй в последнее время. Приведены формы работы, задачи и рекомендации по работе с родителями на основе обебщения и систематизации научно методической литерат...

«Семья как социально-культурный институт развития личности ребенка»

В статье рассказано, как семья влияет на развитие личности ребенка....

Взаимодействие с семьёй с построением партнёрских отношений как способ повышения эффективности образовательного процесса

В данной методической разработке я описала мой подход к решению проблемы о взаимодействии воспитателя с семьёй её воспитанника, с помощью построения партнёрских отношений . Общение педагогов с родител...