Досуговое мероприятие с родителями "Смоленские рожки"
методическая разработка (подготовительная группа)

Иванова Людмила Геннадьевна

 Разработанное досуговое мероприятие с родителями «Смоленские рожки» реализуются в ходе совместной деятельности всех участников мероприятия, носящей характер партнерства и направленной на решение проблем, значимых для участников мероприятия, направленного на достижение целей развития познавательной деятельности, формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Цель: приобщение дошкольников и их родителей к истории и культуре Смоленщины, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dosugovoe_meropriyatie_s_roditelyami_smolenskie_rozhki.docx25.43 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская методическая разработка

Воспитателя Ивановой Людмилы Геннадьевны

МБДОУ д/с «Золотая рыбка», с. Печерск Смоленского района

Досуговое мероприятие с родителями

«Смоленские рожки»

Пояснительная записка

Актуальность методической разработки обусловлена современными социально-культурными задачами сохранения национального культурного наследия и учитывает требования современных нормативных документов, касающихся проблемы этнокультурного воспитания подрастающего поколения, таких как: «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», Закон Российской Федерации «Об образовании», «Концепция развития образования в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы».

Этнокультурное воспитание как целостный педагогический процесс передачи подрастающему поколению традиций, социальных норм и культурных ценностей этноса является неотъемлемой частью процесса становления личности человека, оказывает влияние на его социальное, духовное, нравственное, психическое и физическое развитие. Однако, специфика и развивающий личность потенциал культурно-исторического наследия до настоящего времени не были достаточно отражены в содержании этнокультурного воспитания дошкольников. Задача этнокультурного воспитания детей в условиях ДОУ на основе материала русского народного творчества недостаточно исследована в образовательной и воспитательной деятельности, что определяет актуальность рассматриваемой темы.

Проводником «народности» в искусстве выступает воспитатель детского сада, который должен быть профессионалом в широком смысле слова, ориентированным на творческий подход к делу, обладающим высокой культурой мышления. Воспитатель должен создавать условия развития личности ребенка, быть организатором культурной среды, владеть основами традиционных ремесел, передавать навыки народного искусства подрастающему поколению с культурой родного края.

Сохранение и развитие национально-культурных и культурно-исторических традиций народов России возможно лишь при тесном сотрудничестве дошкольного образовательного учреждения с родителями. Разработанное досуговое мероприятие с родителями «Смоленские рожки» реализуются в ходе совместной деятельности всех участников мероприятия носящей характер партнерства и направленной на решение проблем, значимых для участников мероприятия, направленного на достижение целей развития познавательной деятельности, формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Цель: приобщение дошкольников и их родителей к истории и культуре Смоленщины, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи:

1) Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края.

2) Познакомить дошкольников и их родителей с историческим, культурным, природно-экологическим своеобразием родного края.

3) Развивать бережное отношение к родному краю, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе.

4) Обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно излагать свои мысли.

5) Воспитывать чувство гордости за свой город, своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.

6) Привлечь родителей к сотрудничеству с ДОУ, активизировать их творческий потенциал.

Целевая аудитория: воспитанники подготовительной группы и их родители.

Принципы и подходы к формированию содержания методической разработки.

В основе методической разработки заложены следующие основные принципы:1) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 2) сотрудничество с семьей, обеспечение единства подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи; 3) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 4) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 5) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 6) учет этнокультурной ситуации развития детей; 7) сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека; 8) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей; 9) уважение личности ребенка; 10) реализация методической разработки в формах, специфических для детей дошкольного возраста. В методической разработке учитываются следующие подходы: 1) личностно-ориентированный подход, 2) деятельностный подход. Совместная деятельность ребенка и взрослого выстраивается на основе сотрудничества. Основной мотив участия (неучастия) ребенка в образовательном процессе – наличие (отсутствие) интереса.

Планируемые результаты.

На региональном уровне: создание модели этнокультурного воспитания детей на материале исторического и культурного наследия Смоленщины.

На локальном уровне: организация воспитательно-образовательного процесса на основе модернизированного содержания образования организационно-педагогической деятельности; совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по развитию, обучению и воспитанию детей дошкольного возраста; внедрение в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения инновационных форм работы с детьми и их родителями; рост престижа дошкольного образовательного учреждения в муниципальной и региональной образовательных системах.

Содержание

Звучит песенный наигрыш пастушьего рожка «Смоленский гусачок» в исполнении хора им. Пятницкого.

 Участники (для каждой семьи отдельный стол)и гости досуга заходят и располагаются в зале.

Ведущая. Здравствуйте гости дорогие.

                   Веселья вам и радости.

                   Проходите не стесняйтесь

                   По местам все размещайтесь.

                   Здесь для всех найдется дело

                   Проходите, гости смело.

Краткий рассказ ведущей о рожке с показом слайдов № 1-3 из презентации №1.

Рожок-один из первых музыкальных инструментов на Руси. Он широко использовался в ратном деле для поднятия бодрости духа и в качестве сигнального оповещения. В мирной жизни рожок также был незаменим как в будни, так и в праздники. Распорядок дня в деревне подчинялся пастушьему рожку. Пастух, играющий на рожке,- это символ мира и покоя в сознании русских людей. Наигрыши пастушьего рожка были не только сигнальные, но и песенные и танцевальные. Без них не обходился ни один праздник на деревне.

    Великий русский композитор Бородин, услышав в Питере игру ансамбля рожечников, писал о том фуроре, который они произвели: «Это такая народная красота, что я совсем раскис от удовольствия».

Таким образом, наши предки использовали рожковые наигрыши и в ратные дни, и в трудовые будни. Рожок выполнял, говоря на современном языке, функцию сотовой связи. Вот и сегодня он собрал всех не равнодушных к истории своего края в этом зале для того чтобы вспомнить, как и чем прежде жили на смоленской земле наши предки.

    Давайте вспомним историю нашего города. Смоленск-это город-труженик, город-воин, город русской славы (см. продолжение презентацию №1 слайды № 5,6).

Второе тысячелетие стоит он на реке Днепр (слайд №7), на перекрестке многих дорог, честно и мужественно принимая на себя все, что отвела ему история. Наши предки были мирными, но враг не дремал: набеги половцев, Золотой Орды, натиск литовских феодалов. Трудно было смолянам, и решили они обнести весь город стеной. Какой? (Ответы детей).

Вы знаете, кто ее построил? (Ответы детей). Федор Конь - зодчий, в память которого смоляне поставили памятник возле крепостной стены в центре города. Крепостная стена была построена в 1602 году. Ее размеры говорили о силе и мощи русского города. Она протянулась на 6,5 км, высота 10-12 м, толщина 5 м. Ее называли «ожерельем России» (слайды № 8-11).

Наша Смоленщина и город Смоленск возрождались не раз, как птица феникс из тепла. Первыми встречали неприятеля, что нашло отражение в символике нашего города (слайд № 12).

Война подступила украдкой.

Но русский не дрогнул народ.

Кипит рукопашная схватка

У древних смоленских ворот.

Семья Малащенковых. Рассказ отца о поисковой деятельности с показом фотоматериалов о находках поисковиков периода Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.( см. Приложение 1).

Чтение Тимофеем М. стихотворения М. Исаковского «Куда б ни шёл, ни ехал ты…»

Куда б ни шёл, ни ехал ты, 
Но здесь остановись, 
Могиле этой дорогой 
Всем сердцем поклонись. 
Кто б ни был ты — рыбак, шахтёр,
Учёный иль пастух, — 
Навек запомни: здесь лежит 
Твой самый лучший друг. 
И для тебя, и для меня 
Он сделал все, что мог: 
Себя в бою не пожалел, 
А Родину сберёг.

Ведущий: Во многих семьях есть старинные семейные реликвии, вещи, которые бережно хранятся и переходят из поколения в поколение. Почему же мы храним эти вещи? Они интересны с исторической точки зрения, как предметы старины, культуры, быта, но они дороги и как память о наших предках. История вещи – история человека, история семьи, история Родины.

Семья Матвеенковых. Рассказ взрослого и показ выставки из предметов старины и семейных реликвий, хранящихся в семье.

Чтение Павлом М. стихотворения:

У хозяев в каждом доме

Есть что-то такое, что всем дорогое.

О прошлом семьи расскажет оно,

О том, что в семье это было давно.

Семейной реликвией это зовётся,

И память о ней мы свято храним.

Чтоб в будущем все поколения наши

Могли бы гордиться предком своим!

Хоровод «Травушка-Муравушка» в исполнении детей.

Ведущий: Народный костюм-источник вдохновения и творчества. Изучив его историю, можно узнать о традициях и обычаях народа Смоленской губернии.

Семья Манеевых. Рассказ взрослого о народном костюме Смоленской губернии с показом презентации №3.

Чтение Алиной М. стихотворения:

Важною «павой», «душой голубицей»

Издавна так называли девицу.

Девичьи руки в труде и заботе

С ранней поры привыкали к работе:

Ткали и пряли, вязали и шили,

 Сеяли, жали и тесто месили.

В трудной работе сгибалась спина...

Но выходила на праздник она

В дивном наряде крестьянской одежды,

Где весь узор о мечте и надежде…

Ведущий. Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно знакомит с жизнью народа и его обрядами, с пониманием им окружающей его действительности. Это кладезь не только мудрости народной, но и прежде всего, источник нравственных и духовных понятий.

Семья Захватовых. Рассказ взрослого о устном народном творчестве (поговорках, сказках, загадках Смоленской губернии) и особенностях диалекта.

Чтение Ильёй З. стихотворения:

Воздушно лёгок, сочен, вкусен,

Суров и нежен, многолик,

Во всех мелодиях искусен

Наш удивительный язык.

Песня «Наш край» в исполнении детей.

Ведущий. Насколько хорошо наши участники знают достопримечательности Смоленска мы узнаем из игры «Собери картинку».

Гостям праздника в это время предлагается игра «Доскажи словечко» на знание топонимики Смоленска:

Рославльское (кольцо), Громовая (башня), Колхозная (площадь), Трамвайный (проезд), Никольские (ворота), Красный (мост), Королевский (бастион), Авраамьевский (монастырь), Успенский (собор), Чуриловский (переулок), Верхневоздвиженский (мост), Офицерская (слобода), Лопатинский (сад), Днепровские (ворота), Моховая (башня) и другие.

Семья Бочиленковых - «Поэтическая страничка» -Рассказ взрослого о поэтах Смоленщины: Исаковский М.В, Твардовский А.Т, Рыленков Н.И.

Чтение Юлией Б. стихотворения Н. Рыленкова:

Всегда задумчива, скромна,
Как верба у ручья,
Моя родная сторона,
Смоленщина моя.
Обожжена, как верба та,
Не раз грозой была.
Казалось: нету ни листа,
А смотришь - ожила!
Шумит, как прежде, зелена,
Вчерашний вздох тая,
Моя родная сторона,
Смоленщина моя.

Народная игра «Ручеек». Участники родители и дети,гости.

Ведущая. Смоленская древняя земля богата не только славной историей, но и своими древними промыслами. Изделия искусных ремесленников были широко известны далеко за пределами города, их продукцию охотно покупали заезжие купцы. Высокое качество изделий смоленских народных промыслов сохранилось и современными мастерами.

Семья Молотковых – рассказ о народных промыслах на Смоленщине с показом презентации №4.

Чтение Машей М. стихотворения

Славилась Смоленщина чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили;
Своему искусству молодых учили.

Конкурс на лучшее домашнее задание «Сувенирные тарелки» (См.  приложение 2)

Ведущая. Смоленщина – это ещё и музыкальный край.

Семья Малышевых – Рассказ взрослого о композиторах Смоленщины с совместным исполнением с ребёнком песни «Катюша».

Семья Минаковых. Рассказ взрослого о особенностях смоленской кухни с показом презентации №5.

Чтение Кирилом М. стихотворения

Боровики, маслята, лисички и опята
 Вкуснее всех заморских трюфелей!                                                                                     Сдобные ватрушки, расстегаи, плюшки
В России ценят с давних лет!
И гурьевская каша, уха и простокваша
Эх, лучше русской кухни нет!

Чаепитие с дегустацией выпечки по старинному рецепту.

Прослушивание песни Николая Тимченко «Смоленский рожок».

Раздача памятных сувениров участникам праздника.

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культурно -досуговое мероприятие "Кулинарный поединок"

Досуг для детей старшего дошкольного возраста, побуждает детей к активному творчеству.Интересно, поучительно, актуально....

Совместное досуговое мероприятие посвященное Дню матери.

Совместное мероприятие с родителями воспитанников группы....

Досуговое мероприятие по рассказам В.В. Бианки

Викторина для детей старшего дошкольного возраста...

Культурно-досуговое мероприятие " Если очень захотеть, можно в космос полететь"

Формирование стремления активно участвовать в развлечениях, общаться, быть доброжелательными и отзывчивыми: осмысленно использовать приобретённые знания и умения в самостоятельной деятельности.Вот то,...

Культурно- досуговое мероприятие " 1 сентября- День знаний"

Мы проводим праздник День знаний всегда 1 сентября. Дети только что собрались в группы после лета, только начинают адаптироваться, поэтому праздник построен с максимальным  участием взрослых, в с...

«Технологическое обеспечение досуговой деятельности В ДОУ» Досуговое мероприятие «Прощай Масленица» Уличное гуляние для детей старшего возраста

Методическая разработка досугового мероприятия для дошкольников по фольклору "Прощай, Масленица"....