Консультация На тему: «Развитие социально-нравственных качеств дошкольников в процессе организации сюжетно-ролевых игр».
консультация

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 101 «Жар-птица»

(корпус 2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация

На тему: «Развитие социально-нравственных качеств дошкольников в процессе организации сюжетно-ролевых игр».

 

 

 

 

 

Подготовила: воспитатель

Базарова Мария Петровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов

2020г.

 

Нравственное воспитание дошкольников – одна из основных задач дошкольного образования. Именно в дошкольном возрасте ребёнок наиболее полно, всей душой воспринимает мир, учится быть человеком. Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Он начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует свое отношение к ней, что, однако, это далеко не всегда обеспечивает соблюдение ее в реальных поступках. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей.

Ведущим видом деятельности дошкольника является сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения друг с другом. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми. Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе. В игре ребенок не обучается жить, а живёт своей истинной, самостоятельной жизнью. Содержание игр вводит ребенка в широкую сферу моральных отношений: заботы, взаимопомощи, ответственности и т. д. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам: в игре формируется положительное отношение к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе. В силу этого сюжетно-ролевая игра выступает и как средство формирование культуры общения.

Для формирования сюжетно-ролевой игры на каждом возрастном этапе необходим единый комплекс обязательных педагогических мероприятий. Тогда игра способна выступать как механизм социально-личностного развития ребенка и формирования социально-нравственных отношений в группе. Для этого необходимо следующее:

Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом пополняющегося жизненного и игрового опыта детей. Среда должна провоцировать детей на формулирование и решение проблемных ситуаций.

Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу дошкольникам игрового опыта традиционной культуры игры. Во-первых, детей нужно научить «входить» в воображаемую ситуацию, понимая ее условность, используя слова «а что, если?», и «как будто». Во-вторых, детей нужно научить осуществлять цепочку игровых действий и объединять их в один процесс, идентифицируя его как содержание игры.

Таким образом, важными условиями всестороннего воспитания личности ребенка является: целенаправленное педагогическое руководство сюжетно-ролевыми играми; обогащение сюжетно-ролевых игр нравственным содержанием. Задача педагога состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

При организации сюжетно-ролевой игры Воспитатели должны руководствоваться следующими принципами:

Принципы организации сюжетно-ролевой игры в детском саду (Н. Я. Михайленко, Н.А. Короткова):

  • воспитатель должен играть вместе с детьми;
  • воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует разворачивать игру таким образом, чтобы дети «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения;
  • начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.

На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры. Где взрослый является «играющим партнером», который не включается в самостоятельность детской игры, а лишь обеспечивает условия для нее.

Основное содержание игр детей 2-3 лет: изображение домашнего труда, лечение кукол и зверей, поездки на транспорте, катание в колясках кукол, игрушек, подражание различным животным, игры со строительным материалом. Однако внимание малыша от одного действия очень быстро может переключиться на другое, например, ребенок катает в коляске мишку, и вдруг видит, что другие дети ставят стульчики, чтоб играть в автобус, коляска с мишкой моментально забывается, и начинается другая игра. Распределение ролей в совместных играх чаще всего происходит уже во время игры. Например, один малыш начинает кого-нибудь лечить, к нему идут другие больные, в результате роли разделяются сами собой. Участие в игре воспитателя помогает детям лучше понимать друг друга, вносить дополнительные элементы и действия в игровой процесс. Например, шоферу, который построил машину, можно посоветовать отвезти друзей домой, девочке, которая варит обед,- пригласить подруг в гости.

Процесс познания мира в игре связан с формированием чувств, отношения ребенка к изображаемому; действительность не копируется им, а творчески воспроизводится. Дети искренне входят в образ, переживают свою роль, не оставаясь равнодушными к тому, что представляют. Поэтому игра оказывает огромное влияние на формирование моральных качеств малыша и выработку его дальнейшего поведения.

Младший дошкольный возраст (3–4 года)

На границе третьего и четвертого года жизни игры становятся более содержательными, что связано с расширением представлений детей об окружающем мире. Дошкольники начинают комбинировать разные события, включая в игры эпизоды из собственного опыта и из литературных произведений, которые им читали или, что особенно ценно, показывали посредством сюжетно-дидактических игр, иллюстраций в книгах, настольного театра, мультфильмов.

Младший дошкольник проявляет интерес к  различным видам игр: подвижным, дидактическим, творческим, строительно - конструктивным. Но особое место на данном возрастном этапе занимают сюжетно-ролевые  игры. Они помогают дошкольнику усвоить назначение и свойства предметов; понять логику простых жизненных ситуаций (кормим куклу обедом, купаем медвежонка, идем в гости и т.д.). Продолжительность игры у детей 3-4 лет составляет всего 10-15 минут. Основной задачей воспитателя является обогащение игрового опыта младших дошкольников. Он формирует умения принимать игровую роль, выполнять игровые действия в соответствии с принятой ролью; поощряет самостоятельность и инициативу, попытки детей подбирать атрибуты для роли, недостающий игровой материал. Ребенок  четвертого года жизни учится отражать в играх несложный сюжет, представленный рядом  последовательных действий. Воспитатель привлекает детей к участию в совместных с ним 
играх по сюжетам на темы окружающей жизни (жизнь семьи, детского сада, поездка на транспорте), а также по сюжетам литературных произведений (сказки «Теремок», «Репка», «Машенька обедает» С. Капутикян, «Мой Мишка» 3. Александровой, «Айболит» К. Чуковского). Использование предметов заместителей (палочка – градусник, кубик – мыло) свидетельствует об умственном развитии ребенка. Поэтому взрослый поощряет их применение в детских играх.

Средний дошкольный возраст (4–5 лет)

В средний период дошкольного детства ребенку нужен ровесник, с которым он будет играть. Дети начинают проявлять более активный интерес к игровому 
взаимодействию со сверстниками, стремятся к объединению в играх. Игровые объединения (2–5 детей) носят вполне самостоятельный  характер. Теперь основным направлением игры становится имитация отношений между людьми. Темы сюжетно-ролевых игр различны; вводятся определенные правила, которых ребенок строго придерживается. Направленность игр разнообразна: семейная, где героями выступают мама, папа, бабушка, дедушка и другие родственники; воспитательная (няня, воспитательница в детском саду); профессиональная (врач, командир, пилот); сказочная (козлик, волк, заяц) и т. д. В игре могут участвовать как взрослые, так и дети, а может произойти их замена игрушками. Продолжительность игры у детей 4-5 лет составляет 40 - 50 минут.

В среднем дошкольном возрасте происходит дальнейшее развитие и обогащение 
игровой деятельности детей. Этому способствует накопленный в предыдущие годы 
игровой опыт. Основная задача воспитателя на данном возрастном этапе - способствовать обогащению самостоятельного игрового опыта детей.

Содержание игры строится на отражении сюжета из 4–6 смысловых эпизодов социальной действительности или содержания любимых сказок.

В средней группе дети способны до начала игры определять тему, сюжет, распределять роли (в начале года с помощью воспитателя, затем самостоятельно); согласовывать игровые действия в соответствии с принятой ролью. В соответствии с замыслом сюжета у ребенка формируется умение устанавливать разные ролевые связи в рамках одной сюжетной темы: мама – папа – дочка, врач – больной – медсестра. Активно развивается ролевой диалог. Дети умеют использовать различные предметы заместители, осуществлять воображаемые действия и принимать воображаемые игровые действия других играющих («Как будто мы уже вернулись с прогулки, теперь будем мыть руки и обедать»).

(Старший дошкольный возраст (5–6 лет)

Игры старших дошкольников отличаются разнообразием тематики и содержания. 
Этому способствует накопленный игровой опыт детей. Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планируют развитие содержания. Появляются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, почерпнутыми за пределами дошкольного учреждения: по мотивам мультсериалов, прочитанных дома книг, рассказов взрослых и др. Продолжается обобщение игровых ситуаций; помимо условных и символических действий, дети активно используют речевые комментарии («Все как будто поспали - и сразу идем в зал на праздник!»; «Давайте так: мы уже прилетели в Африку!»). Эти речевые комментарии представляют собой словесное замещение каких-либо событий. Дети прибегают к ним, чтобы не нарушать логику развертывания содержания игры. Продолжительность игры у старших дошкольников может длиться несколько часов и даже в течение нескольких дней детей.

Игровая среда планируется таким образом, чтобы дети получали возможность участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, режиссерских, строительно-конструктивных, , театрализованных играх, играх с правилами. На данном возрастном этапе первоочередной задачей воспитателя является развитие и обогащение тематики и содержания игр детей; развитие самостоятельности, инициативы в выборе вида игры; создание и 
реализацию игровых замыслов; умение согласовывать свои действия с действиями 
партнеров по игре.

В сюжетно-ролевых играх дети самостоятельно выбирают тему для игры, развивают  сюжет на основе опыта, приобретенного при наблюдениях положительных сторон окружающей жизни (жизнь семьи, детского сада, труд и отдых людей, яркие события  общественной жизни), а также знаний, полученных на занятиях, при чтении литературных произведений, сказок, при просмотре детских телевизионных передач. Старшие дошкольники проявляют способность комбинировать знания, полученные из разных источников, и отражать их в едином сюжете игры.

Дети умеют по ходу игры подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать обстановку для игры с помощью разнообразного подсобного материала в соответствии с 
выбранной темой, сюжетом игры; использовать игрушки, сделанные самими детьми;  сооружают нужные для игры постройки (пароход, пристань, мост, вокзал, железная дорога, семафор, детский сад, беседки, дом, улица и т. д.); используют в играх природный  материал (песок, глина, вода, снег, лед).

 

При руководстве сюжетно-ролевыми играми детей используем разнообразные педагогические методы и приемы (познавательные и этические беседы, создание проблемных ситуаций, установление игровых традиций, проведение разнообразных экскурсий, организация встреч с людьми разных профессий – по возможности, чтение художественной литературы и т.д.). В центре «Сюжетно – ролевых игр» оборудование и пособия должны быть размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». В связи с тем, что игровые замыслы старших дошкольников весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. Игровой материал помещен в коробки с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства. (Для этого в группах особенно, старшего дошкольного возраста необходимо предусматреть наличие мягких модулей, крупного строительного материала)

Все игровые центры расположены так, что дети имеют возможность свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу, играть одновременно несколькими группами, а в случае необходимости любой ребенок может уединиться для индивидуальной игры.

Наполнение игровыми материалами уголков современных сюжетно-ролевых игр осуществляется по мере ознакомления детей той или иной возрастной группы с деятельностью взрослых, особенностями социума, после экскурсий по ознакомлению детей с деятельностью взрослых.

По-прежнему любимыми были и остаются у детей игры в «Семью», в «Детский сад», в «Больницу», в «Магазин». Эти игры способствуют отражению различных отношений, характеризующих любовь, гуманизм, здесь формируются такие качества как доброта, сострадание, милосердие. В процессе игр всегда обращаем внимание детей на взаимоотношения людей: продавец вежлив с покупателями, покупатели спокойно стоят в очереди, вежливо обращаются к продавцу, друг к другу; врач должен быть внимателен, добр к больным, заботиться о здоровье людей. Чтобы у детей не пропал интерес к этим играм, постоянно стремимся к обогащению сюжета, стараемся дать детям новые знания и представления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод:

Таким образом, при организации сюжетно-ролевых игр, нужно всегда помнить, что успех воспитания различных нравственных качеств – в систематичности, в использовании любой педагогической ситуации. Вовлекая детей в игры нельзя навязывать тему, сюжет игры, давать готовые рецепты поведения; необходимо такое руководство ими, при котором содержание игр увлекало бы детей и детские взаимоотношения приобрели бы нравственно направленный характер.

Систематическая организованная работа с дошкольниками по использованию сюжетно-ролевых игр благотворно влияет на социальное развитие личности дошкольника .

Проведение сюжетно-ролевых игр сопряжено с большим ощущением свободы, эмоциональным подъемом, радостью, весельем. Поэтому сюжетно-ролевая игра – это лучшее, понятное, доступное средство эмоциональной сферы ребенка дошкольника.

Сюжетно-ролевую игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

Для сюжетно-ролевых игр характерно наличие нравственного содержания. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, организованность, инициативу.

Сюжетно-ролевая игра учит действовать в соответствии с правилами в коллективе, учит дружить, сопереживать, помогать друг другу, стимулирует переход детского организма к более высокой степени социального развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»

В.А. Сухомлинский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Карпова, Е.В. Психологические особенности развития нравственных представлений в школьном возрасте / Е.В. Карпова, А.В. Луговская / Ярославский педагогический вестник. – 2011. – № 1. – С. 222-225.
  2. Михайленко, Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры / Н.Я. Михайленко // Дошкольное воспитание. – 2012. – №
  3. Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 96 с.
  4. Программа «Детство»

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация24.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 101 «Жар-птица»

(корпус 2)

Консультация

На тему: «Развитие социально-нравственных качеств дошкольников в процессе организации сюжетно-ролевых игр».

Подготовила: воспитатель

Базарова Мария Петровна

Саратов

2020г.

Нравственное воспитание дошкольников – одна из основных задач дошкольного образования. Именно в дошкольном возрасте ребёнок наиболее полно, всей душой воспринимает мир, учится быть человеком. Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Он начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует свое отношение к ней, что, однако, это далеко не всегда обеспечивает соблюдение ее в реальных поступках. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей.

Ведущим видом деятельности дошкольника является сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения друг с другом. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми. Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе. В игре ребенок не обучается жить, а живёт своей истинной, самостоятельной жизнью. Содержание игр вводит ребенка в широкую сферу моральных отношений: заботы, взаимопомощи, ответственности и т. д. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам: в игре формируется положительное отношение к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе. В силу этого сюжетно-ролевая игра выступает и как средство формирование культуры общения.

Для формирования сюжетно-ролевой игры на каждом возрастном этапе необходим единый комплекс обязательных педагогических мероприятий. Тогда игра способна выступать как механизм социально-личностного развития ребенка и формирования социально-нравственных отношений в группе. Для этого необходимо следующее:

Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом пополняющегося жизненного и игрового опыта детей. Среда должна провоцировать детей на формулирование и решение проблемных ситуаций.

Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу дошкольникам игрового опыта традиционной культуры игры. Во-первых, детей нужно научить «входить» в воображаемую ситуацию, понимая ее условность, используя слова «а что, если?», и «как будто». Во-вторых, детей нужно научить осуществлять цепочку игровых действий и объединять их в один процесс, идентифицируя его как содержание игры.

Таким образом, важными условиями всестороннего воспитания личности ребенка является: целенаправленное педагогическое руководство сюжетно-ролевыми играми; обогащение сюжетно-ролевых игр нравственным содержанием. Задача педагога состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

При организации сюжетно-ролевой игры Воспитатели должны руководствоваться следующими принципами:

Принципы организации сюжетно-ролевой игры в детском саду (Н. Я. Михайленко, Н.А. Короткова):

  • воспитатель должен играть вместе с детьми;
  • воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует разворачивать игру таким образом, чтобы дети «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения;
  • начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.

На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры. Где взрослый является «играющим партнером», который не включается в самостоятельность детской игры, а лишь обеспечивает условия для нее.

Основное содержание игр детей 2-3 лет: изображение домашнего труда, лечение кукол и зверей, поездки на транспорте, катание в колясках кукол, игрушек, подражание различным животным, игры со строительным материалом. Однако внимание малыша от одного действия очень быстро может переключиться на другое, например, ребенок катает в коляске мишку, и вдруг видит, что другие дети ставят стульчики, чтоб играть в автобус, коляска с мишкой моментально забывается, и начинается другая игра. Распределение ролей в совместных играх чаще всего происходит уже во время игры. Например, один малыш начинает кого-нибудь лечить, к нему идут другие больные, в результате роли разделяются сами собой. Участие в игре воспитателя помогает детям лучше понимать друг друга, вносить дополнительные элементы и действия в игровой процесс. Например, шоферу, который построил машину, можно посоветовать отвезти друзей домой, девочке, которая варит обед,- пригласить подруг в гости.

Процесс познания мира в игре связан с формированием чувств, отношения ребенка к изображаемому; действительность не копируется им, а творчески воспроизводится. Дети искренне входят в образ, переживают свою роль, не оставаясь равнодушными к тому, что представляют. Поэтому игра оказывает огромное влияние на формирование моральных качеств малыша и выработку его дальнейшего поведения.

Младший дошкольный возраст (3–4 года) 

На границе третьего и четвертого года жизни игры становятся более содержательными, что связано с расширением представлений детей об окружающем мире. Дошкольники начинают комбинировать разные события, включая в игры эпизоды из собственного опыта и из литературных произведений, которые им читали или, что особенно ценно, показывали посредством сюжетно-дидактических игр, иллюстраций в книгах, настольного театра, мультфильмов.

Младший дошкольник проявляет интерес к  различным видам игр: подвижным, дидактическим, творческим, строительно - конструктивным. Но особое место на данном возрастном этапе занимают сюжетно-ролевые  игры. Они помогают дошкольнику усвоить назначение и свойства предметов; понять логику простых жизненных ситуаций (кормим куклу обедом, купаем медвежонка, идем в гости и т.д.). Продолжительность игры у детей 3-4 лет составляет всего 10-15 минут. Основной задачей воспитателя является обогащение игрового опыта младших дошкольников. Он формирует умения принимать игровую роль, выполнять игровые действия в соответствии с принятой ролью; поощряет самостоятельность и инициативу, попытки детей подбирать атрибуты для роли, недостающий игровой материал. Ребенок  четвертого года жизни учится отражать в играх несложный сюжет, представленный рядом  последовательных действий. Воспитатель привлекает детей к участию в совместных с ним 
играх по сюжетам на темы окружающей жизни (жизнь семьи, детского сада, поездка на транспорте), а также по сюжетам литературных произведений (сказки «Теремок», «Репка», «Машенька обедает» С. Капутикян, «Мой Мишка» 3. Александровой, «Айболит» К. Чуковского). Использование предметов заместителей (палочка – градусник, кубик – мыло) свидетельствует об умственном развитии ребенка. Поэтому взрослый поощряет их применение в детских играх.

Средний дошкольный возраст (4–5 лет)

В средний период дошкольного детства ребенку нужен ровесник, с которым он будет играть. Дети начинают проявлять более активный интерес к игровому 
взаимодействию со сверстниками, стремятся к объединению в играх. Игровые объединения (2–5 детей) носят вполне самостоятельный  характер. Теперь основным направлением игры становится имитация отношений между людьми. Темы сюжетно-ролевых игр различны; вводятся определенные правила, которых ребенок строго придерживается. Направленность игр разнообразна: семейная, где героями выступают мама, папа, бабушка, дедушка и другие родственники; воспитательная (няня, воспитательница в детском саду); профессиональная (врач, командир, пилот); сказочная (козлик, волк, заяц) и т. д. В игре могут участвовать как взрослые, так и дети, а может произойти их замена игрушками. Продолжительность игры у детей 4-5 лет составляет 40 - 50 минут.

В среднем дошкольном возрасте происходит дальнейшее развитие и обогащение 
игровой деятельности детей. Этому способствует накопленный в предыдущие годы 
игровой опыт. Основная задача воспитателя на данном возрастном этапе - способствовать обогащению самостоятельного игрового опыта детей.

Содержание игры строится на отражении сюжета из 4–6 смысловых эпизодов социальной действительности или содержания любимых сказок.

В средней группе дети способны до начала игры определять тему, сюжет, распределять роли (в начале года с помощью воспитателя, затем самостоятельно); согласовывать игровые действия в соответствии с принятой ролью. В соответствии с замыслом сюжета у ребенка формируется умение устанавливать разные ролевые связи в рамках одной сюжетной темы: мама – папа – дочка, врач – больной – медсестра. Активно развивается ролевой диалог. Дети умеют использовать различные предметы заместители, осуществлять воображаемые действия и принимать воображаемые игровые действия других играющих («Как будто мы уже вернулись с прогулки, теперь будем мыть руки и обедать»).

(Старший дошкольный возраст (5–6 лет)

Игры старших дошкольников отличаются разнообразием тематики и содержания. 
Этому способствует накопленный игровой опыт детей. 
Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планируют развитие содержания. Появляются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, почерпнутыми за пределами дошкольного учреждения: по мотивам мультсериалов, прочитанных дома книг, рассказов взрослых и др. Продолжается обобщение игровых ситуаций; помимо условных и символических действий, дети активно используют речевые комментарии («Все как будто поспали - и сразу идем в зал на праздник!»; «Давайте так: мы уже прилетели в Африку!»). Эти речевые комментарии представляют собой словесное замещение каких-либо событий. Дети прибегают к ним, чтобы не нарушать логику развертывания содержания игры. Продолжительность игры у старших дошкольников может длиться несколько часов и даже в течение нескольких дней детей.

Игровая среда планируется таким образом, чтобы дети получали возможность участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, режиссерских, строительно-конструктивных, , театрализованных играх, играх с правилами. На данном возрастном этапе первоочередной задачей воспитателя является развитие и обогащение тематики и содержания игр детей; развитие самостоятельности, инициативы в выборе вида игры; создание и 
реализацию игровых замыслов; умение согласовывать свои действия с действиями 
партнеров по игре.

В сюжетно-ролевых играх дети самостоятельно выбирают тему для игры, развивают  сюжет на основе опыта, приобретенного при наблюдениях положительных сторон окружающей жизни (жизнь семьи, детского сада, труд и отдых людей, яркие события  общественной жизни), а также знаний, полученных на занятиях, при чтении литературных произведений, сказок, при просмотре детских телевизионных передач. Старшие дошкольники проявляют способность комбинировать знания, полученные из разных источников, и отражать их в едином сюжете игры.

Дети умеют по ходу игры подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать обстановку для игры с помощью разнообразного подсобного материала в соответствии с 
выбранной темой, сюжетом игры; использовать игрушки, сделанные самими детьми;  сооружают нужные для игры постройки (пароход, пристань, мост, вокзал, железная дорога, семафор, детский сад, беседки, дом, улица и т. д.); используют в играх природный  материал (песок, глина, вода, снег, лед).

При руководстве сюжетно-ролевыми играми детей используем разнообразные педагогические методы и приемы (познавательные и этические беседы, создание проблемных ситуаций, установление игровых традиций, проведение разнообразных экскурсий, организация встреч с людьми разных профессий – по возможности, чтение художественной литературы и т.д.). В центре «Сюжетно – ролевых игр» оборудование и пособия должны быть размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». В связи с тем, что игровые замыслы старших дошкольников весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. Игровой материал помещен в коробки с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства. (Для этого в группах особенно, старшего дошкольного возраста необходимо предусматреть наличие мягких модулей, крупного строительного материала)

Все игровые центры расположены так, что дети имеют возможность свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу, играть одновременно несколькими группами, а в случае необходимости любой ребенок может уединиться для индивидуальной игры.

Наполнение игровыми материалами уголков современных сюжетно-ролевых игр осуществляется по мере ознакомления детей той или иной возрастной группы с деятельностью взрослых, особенностями социума, после экскурсий по ознакомлению детей с деятельностью взрослых.

По-прежнему любимыми были и остаются у детей игры в «Семью», в «Детский сад», в «Больницу», в «Магазин». Эти игры способствуют отражению различных отношений, характеризующих любовь, гуманизм, здесь формируются такие качества как доброта, сострадание, милосердие. В процессе игр всегда обращаем внимание детей на взаимоотношения людей: продавец вежлив с покупателями, покупатели спокойно стоят в очереди, вежливо обращаются к продавцу, друг к другу; врач должен быть внимателен, добр к больным, заботиться о здоровье людей. Чтобы у детей не пропал интерес к этим играм, постоянно стремимся к обогащению сюжета, стараемся дать детям новые знания и представления.

Вывод:

Таким образом, при организации сюжетно-ролевых игр, нужно всегда помнить, что успех воспитания различных нравственных качеств – в систематичности, в использовании любой педагогической ситуации. Вовлекая детей в игры нельзя навязывать тему, сюжет игры, давать готовые рецепты поведения; необходимо такое руководство ими, при котором содержание игр увлекало бы детей и детские взаимоотношения приобрели бы нравственно направленный характер.

Систематическая организованная работа с дошкольниками по использованию сюжетно-ролевых игр благотворно влияет на социальное развитие личности дошкольника .

Проведение сюжетно-ролевых игр сопряжено с большим ощущением свободы, эмоциональным подъемом, радостью, весельем. Поэтому сюжетно-ролевая игра – это лучшее, понятное, доступное средство эмоциональной сферы ребенка дошкольника.

Сюжетно-ролевую игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

Для сюжетно-ролевых игр характерно наличие нравственного содержания. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, организованность, инициативу.

Сюжетно-ролевая игра учит действовать в соответствии с правилами в коллективе, учит дружить, сопереживать, помогать друг другу, стимулирует переход детского организма к более высокой степени социального развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»

В.А. Сухомлинский

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Карпова, Е.В. Психологические особенности развития нравственных представлений в школьном возрасте / Е.В. Карпова, А.В. Луговская / Ярославский педагогический вестник. – 2011. – № 1. – С. 222-225.
  2. Михайленко, Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры / Н.Я. Михайленко // Дошкольное воспитание. – 2012. – №
  3. Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 96 с.
  4. Программа «Детство»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по физической культуре на тему "Развитие основных двигательных качеств дошкольников в процессе регламентированной и самостоятельной деятельности"

Содержание:1.     Введение     2. Характеристика основных двигательных качеств     3. Основные задачи  развития двигательных качеств до...

Краткосрочный проект на тему: "Развитие коммуникативности в процессе организации сюжетно-ролевых игр"

  Вопрос популярности ребенка дошкольного возраста решался в связи с игровыми способностями. Характер инициативности и социальной активности дошкольника в сюжетно-ролевых играх обсуждался ...

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в процессе организации сюжетно-ролевой игры.

В данной работе представлена сюжетно-ролевая игра «Театр», способствующая творческому перевоплощению в образ героев, формирующая способность сопереживать вместе с героями....

Рекомендации педагогам по развитию межличностных отношений у дошкольников во время организации сюжетно-ролевой игры

Рекомендации педагогам по развитию межличностных отношений у дошкольников во время организации сюжетно-ролевой игры....

Консультация для педагогов "Развитие креативного мышления старших дошкольников посредством творческих и сюжетно-ролевых игр".

Консультация для педагогов "Развитие креативного мышления старших дошкольников посредством творческих и сюжетно-ролевых игр"....

Консультации для воспитателей. Развитие креативного мышления старших дошкольников посредством творческих и сюжетно-ролевых игр.

Консультации для воспитателей.Развитие креативного мышления старших дошкольников посредством творческих и сюжетно-ролевых игр....