Организация сюжетно - ролевой игры "Пожарная часть" с детьми старшего дошкольного возраста
методическая разработка (подготовительная группа)

Данная методическая разработка поможет воспитателям дошкольных учреждений правильно организовать и провести с детьми интересную и любимую для них сюжетно - ролевую игру "Пожарная часть" (Служба МЧС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_s.r._igry_pozharnaya_chast.docx35.53 КБ
Файл s.r._igra_pozharnaya_chast.pptx815.26 КБ

Предварительный просмотр:

Десятова Лариса Павловна, Коваль Елена Владимировна

воспитатели структурного подразделения

«Детский сад «Центр коррекции и развития детей»

ГБОУ ООШ № 18 г. Новокуйбышевска

Организация сюжетно-ролевой игры

«Пожарная часть»

с детьми старшего дошкольного возраста

Задачи руководства:

  1. Расширение представлений об окружающем:

 Расширить представление детей о значение службы спасения МЧС: пожарной части, о  труде пожарных. Формировать элементарные представления о правилах безопасного поведения во время пожара. Закрепить представление о профессиях врача и водителя машины. Развивать диалогически - связную речь, активизировать словарь детей, в соответствии с темой игры.

  1. Формирование игровой деятельности:

 Продолжать формировать умение объединяться и развивать сюжет игры в соответствии с замыслом. Развивать умение брать на себя роль и выполнять её до конца игры. Закрепить умение самостоятельно подбирать атрибуты и готовить место для игры;

  1. Формирование взаимоотношений:

Воспитывать доброжелательное отношение  друг к другу во время игры. Развивать такие качества, как взаимопомощь, смелость, ловкость, решительность; желание помогать людям, попавшим в трудную ситуацию. Воспитывать уважение к труду пожарных, спасателей.

Подготовка к игре:

План подготовки к игре «Пожарная часть»

Дата: апрель;

Изготовление атрибутов: изготовление огнетушителей из пластиковых бутылок; пошив для детей накидок с буквами МЧС; изготовление пульта диспетчера из картонных коробок; изготовление носилок из гимнастических палок и ткани.

Обогащение впечатлениями: экскурсия с детьми в пожарную часть вместе с родителями; беседа с рассматриванием наглядно – дидактического материала «Огонь друг или враг»; чтение произведения С.Я. Маршака  «Рассказ о неизвестном герое»; рассматривание фотографий и иллюстраций о труде пожарных; просмотр презентаций «Мы – пожарные», «Служба МЧС»; рисование на тему «Хочу быть пожарным»; дидактическая игра «Можно – нельзя»; подвижная игра «Пожарные на учение».

Обучение игровым приемам: показ  приема вызова пожарных  на диспетчерский пульт; показ быстрого сбора пожарной команды на вызов;  показ проверки готовности машины, механизмов; закрепление игровых действий: тушение пожара, оказания первой медицинской помощи пострадавшим, вождение машины; показ спасения животного, попавшего в опасную для жизни ситуацию.

Составление плана-сюжета

Сюжет № 1: пожарная часть.

Роли: диспетчер.

Атрибуты: диспетчерский пульт, наушники, телефон.

Игровые действия: подготавливает диспетчерский пульт к работе, настраивает, принимает вызов, дает команду пожарным, спасателям  на выезд.

Речевые обороты: - Служба спасения.  - Слушаю вас. - Что у вас случилось?

- Назовите адрес. -  Пожарная команда срочно на выезд. Пожар по адресу…

- Служба спасения слушает. Что у вас случилось? - Котенок упал в колодец и жалобно мяукает? Ждите, выезжаем.  - Команда спасателей срочно на выезд, котенок упал в колодец.

Сюжет № 2: пожарная часть.

Роли: пожарные.

Атрибуты: детские каски, накидки с буквами МЧС, «огнетушители», гидравлические рукава - шланги (скакалки), фонарики, носилки, кукла, игрушечный котенок, колодец из стульчиков.

Игровые действия:   садятся в пожарную машину, едут к месту пожара, тушат пожар в квартире из огнетушителей из рукавов-шлангов, находят пострадавшего (куклу), выносят на носилках, везут в больницу.  Спасают котенка, упавшего в колодец.

Речевые обороты: -  Быстро в машину. Загружаем огнетушители. Поехали!

- Горит квартира на втором этаже, нужна лестница.  Быстро протягиваем рукава-шланги. - Сильный огонь на кухне. -  Мы нашли в комнате девочку, нужен срочно врач. - Котенка не видно, но слышно как он мяукает.  - Нужен фонарик и веревка. - Вот он, я его вижу.  Я спускаюсь. Поднимайте меня.  Котенок спасен.

Сопутствующие сюжеты

Сюжет № 3: пожарная машина.

Роли: водитель пожарной машины.

Атрибуты: машина, сделанная из детских стульчиков, игрушечный руль, игрушечные инструменты, накидка с буквами МЧС.

Игровые действия: проверяет машину, ремонтирует, если нужно, везет пожарных к месту пожара и обратно в пожарную часть, помогает пожарным: включает подачу воды, везет пострадавшего в больницу. Помогает спасать котенка.

Речевые обороты: - Машина в порядке и  готова к выезду. - Вода пошла.

-  Едем срочно в больницу. - Вот фонарик и веревка.

Сюжет № 4: больница.

Роли: врач.

Атрибуты: белый халат, сумка с медикаментами, кукла, игровая мебель «Больница».

Игровые действия: Осматривает пострадавшего от пожара (куклу), проводит лечение.

Речевые обороты: - Что случилось? -  Не плачь, все будет хорошо. - Нужно  наложить мазь от ожогов.  - Потерпи немного и все пройдет.

 Схема игрового пространства                                    

      1                 3                                5                                          

           

    2                 4              6

                                                                                   

         

  1. Квартира
  2. Больница
  3. Пожарная машина
  4. Колодец из стульчиков
  5. Стол диспетчера
  6. Комната для пожарных

Ход игры

Воспитатель предлагает детям вспомнить, как они ходили на экскурсию в пожарную часть и рассказать, что они там видели, какие машины помогают пожарным тушить пожар, чем пользуются пожарные при тушении пожара, какая специальная одежда есть у них и почему она  нужна.  Воспитатель уточняет, что служба МЧС не только ликвидируют пожары, но и спасают людей, животных, попавшие в опасную для жизни ситуацию (показать картинки).  Далее воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Пожарная часть».

Дети планируют сюжет игры. Воспитатель предлагает детям распределить роли с помощью считалки, которую дети хорошо знают:

Катится яблочко, с крутой горы.

Кто поднимет – тот уйдет!

Далее дети самостоятельно выбирают место для игры и подбирают необходимые для игры атрибуты, игрушки, предметы заместители.

         На пульт диспетчера  раздается телефонный звонок. Диспетчер берет трубку и интересуется, что случилось. Это пожар. Записывает адрес и вызывает команду пожарных на выезд. Водитель проверяет исправность машины с помощью инструментов, есть ли вода в цистерне, рукава-шланги.

Пожарные быстро собираются, берут огнетушители и садятся в пожарную машину, едут. Подъезжают к дому, где горит квартира на втором этаже.  Двое пожарных с огнетушителями поднимаются на второй этаж по лестнице, один пожарный берет рукав – шланг и с помощью машины – лестницы поднимается  к  воображаемому окну. Пожарный просит водителя включить воду. Водитель включает воду. Пожарные тушат огонь, особенно на кухне. Пожар потушен. Водитель отключает воду.

Воспитатель напоминает детям, что нужно хорошо осмотреть квартиру, вдруг в ней кто - то есть и не успел выйти.  Пожарные осматривают квартиру и находят под диваном девочку (куклу), она плачет, потому что обожглась. Принято решение срочно доставить девочку в больницу. Водитель приносит носилки. Пожарные берут носилки и выносят девочку из квартиры. Садятся в машину и едут в больницу. Врач осматривает девочку (куклу), проводит лечение, смазывает мазью ожоги специальной мазью. Пожарные возвращаются в пожарную часть.

В ходе игры делается напоминание детям, что служба МЧС спасает не только людей, но и животных.

На пульт диспетчера раздается очередной телефонный звонок. Диспетчер берет трубку и интересуется, что случилось. Котенок упал в пустой колодец, и  громко мяукает. Диспетчер вызывает команду спасателей на выезд. Спасатели садятся в машину и едут на вызов. Подходят к колодцу. В колодце темно, но слышно, как мяукает котенок. Один из спасателей решает спуститься в колодец и вытащить котенка, но для этого ему нужен фонарик и веревка (страховка). Спасатель спускается в колодец и спасает котенка. Все благополучно возвращаются обратно, а котенка решили подарить спасенной девочке (кукле).

Окончание игры

Воспитатель объявляет детям, что рабочий день пожарных, спасателей и врача закончился и им пора идти домой. Водитель ставит пожарную машину в гараж и то же идет домой.

Оценка игры (рефлексия)

Воспитатель задает вопросы детям: в какую игру они играли, почему в квартире возник пожар, правильно ли вела себя девочка, спрятавшись от пожара под диван.  Выясняет представление детей о безопасном поведении при пожаре и закрепляет номер телефона пожарной службы. Дети делятся впечатлениями от игры, какую роль выполнял каждый из них, справились ли они со своей ролью. Дети вместе с воспитателем перечисляют те качества, которыми должен обладать пожарный, спасатель.

Литература:

Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова «Сюжетно – ролевые игры для старших дошкольников». Практическое пособие. Издательство: Айрис – Пресс, 2010 г.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация сюжетно – ролевой игры «Пожарная часть» с детьми старшего дошкольного возраста Подготовили воспитатели: Десятова Л.П. Коваль Е.В. 2019 г. Структурное подразделение «Детский сад «Центр коррекции и развития детей» ГБОУ ООШ № 18 г. Новокуйбышевск

Слайд 2

Задачи руководства Расширение представлений об окружающем Формирование игровой деятельности Формирование взаимоотношений План подготовки к игре «Пожарная часть » Дата; И зготовление атрибутов; Обогащение впечатлений; Обучение игровым действиям;

Слайд 3

Составление плана-сюжета Сюжет № 1: пожарная часть. Роли: диспетчер. Атрибуты: диспетчерский пульт, наушники, телефон. Игровые действия: подготавливает диспетчерский пульт к работе, настраивает, принимает вызов, дает команду пожарным, спасателям на выезд. Речевые обороты: (ролевой диалог диспетчера по телефону) Сюжет № 2: пожарная часть. Роли: пожарные. Атрибуты: детские каски, накидки с буквами МЧС, «огнетушители», гидравлические рукава - шланги (скакалки), фонарики, носилки, кукла, игрушечный котенок, колодец из стульчиков. Игровые действия: садятся в пожарную машину, едут к месту пожара, тушат пожар в квартире из огнетушителей из рукавов-шлангов, находят пострадавшего (куклу), выносят на носилках, везут в больницу. Спасают котенка, упавшего в колодец. Речевые обороты : (ролевой диалог между пожарными)

Слайд 4

Сопутствующие сюжеты Сюжет № 3: пожарная машина. Роли: водитель пожарной машины. Атрибуты: машина, сделанная из детских стульчиков, игрушечный руль, игрушечные инструменты, накидка с буквами МЧС. Игровые действия: проверяет машину, ремонтирует, если нужно, везет пожарных к месту пожара и обратно в пожарную часть, помогает пожарным: включает подачу воды, везет пострадавшего в больницу. Помогает спасать котенка. Речевые обороты: ( ролевой диалог с пожарными) Сюжет № 4: больница. Роли: врач, медсестра. Атрибуты: белый халат, сумка с медикаментами, кукла, игровая мебель «Больница». Игровые действия: Осматривает пострадавшего от пожара (куклу), проводит лечение. Речевые обороты: (ролевой диалог с пожарными и между врачом и медсестрой)

Слайд 5

Схема игрового пространства 1 4 3 2 Квартира Больница Пожарная машина 5 Колодец из стульчиков Стол диспетчера

Слайд 6

Ход игры

Слайд 7

Ход игры

Слайд 8

Ход игры

Слайд 9

Ход игры

Слайд 10

Окончание игры Оценка игры (рефлексия) Литература Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова «Сюжетно – ролевые игры для старших дошкольников». Практическое пособие. Издательство: Айрис – Пресс, 2010 г.

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра с детьми старшего дошкольного возраста

Игра “Внимание, Светофор” развивает самостоятельность, и ответственность при соблюдении правил поведения на дороге. Эта игра закрепляет и систематизирует знания по теме “Безопасность”, развивает ...

Организация сюжетно-ролевой игры с детьми младшего дошкольного возраста

По мнению педагогов и психологов, наибольшим развивающим эффектом обладает сюжетно-ролевая игра.. Главное назначение игры - социальное развитие ребенка, т.е. овладение нормами и правилами поведения в ...

Конспект совместной познавательно-игровой деятельности (сюжетно-ролевой игры) с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Ветеринарная клиника "Айболит"

Дети в ходе игровой деятельности познакомятся с профессией ветеринарного врача, его работой с больными животными....

Методическое пособие по организации сюжетно – ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста.

Методическое  пособие  по организации сюжетно – ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста....

Особенности организации сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольное детство является одним из важнейших периодов в развитии ребенка. В данный период дети приобретают первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отнош...

«Современные подходы к организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста с использованием бережливых технологий»

В статье описан практический опыт по процессу оптимизации подготовки старших дошкольников к сюжетно-ролевой игре....

Презентация " Современные подходы к организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста с использованием бережливых технологий"

Описание опыта работы по использованию инструментов бережливых технологий в организации сюжетно-ролевой игры....