Педагогические условия творческого развития детей
статья

Кокшарова Анна Андреевна

Очевиден тот факт, что традиционных подходов в решении проблемы развития творческих способностей детей недостаточно. Необходимо наполнить современный образовательный процесс новым содержанием, принципами, методическими идеями, ориентированными на развитие творческой устремленности, инициативы, интереса, вдохновения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskie_usloviya_tvorcheskogo_razvitiya_detey.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

   1             «Педагогические условия творческого развития детей»

Слайд 2

         У каждого ребёнка в глубине души спрятаны колокольчики, надо только отыскать их, затронуть, чтобы они зазвенели добрым и весёлым звоном.

Слайд 3

Очевиден тот факт, что традиционных подходов в решении проблемы развития творческих способностей детей недостаточно. Необходимо наполнить современный образовательный процесс новым содержанием, принципами, методическими идеями, ориентированными на развитие творческой устремленности, инициативы, интереса, вдохновения.

Слайд 4

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Веракса Н.Е. выделено шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей:

  • раннее физическое развитие;
  • создание обстановки опережающего развития;
  • выполнение условия максимального напряжения сил;
  • предоставление свободы в выборе деятельности;
  • дружелюбная помощь взрослых;
  • комфортная социально-психологическая среда.

Слайд 5

      Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие ребёнка.

Слайд 6

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность.

Слайд 7

Третье условие развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно и задача взрослого помочь  малышу, позволить ему самостоятельно справляться с поставленными задачами.

Слайд 8

Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности.

Слайд 9

          Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности не исключает, а, наоборот предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей.

Слайд 10

Известно, что для творчества необходима комфортная психологическая обстановка, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – это тёплая дружелюбная атмосфера в семье и в детском коллективе.

Слайд 11

             При этом одного только создания благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом. Существующая педагогическая практика показывает, что не все дети могут открыть дорогу к созиданию и надолго сохранить творческую активность. Но если подобрать соответствующие методы и приемы обучения, то у детей дошкольного возраста  прекрасно развиваются творческие способности.

Слайд 12

Следует выделить педагогические условия, которые необходимо учитывать при организации коллективной творческой деятельности дошкольников:

  - формирование представлений об оптимальной организации совместной деятельности;

- овладение индивидуальными способами выполнения творческих действий: ребенок должен вначале овладеть индивидуальными способами выполнения тех или иных действий, затем включиться в групповую деятельность.

- расширение коллективной творческой деятельности за счет усложнения форм взаимодействия: создания групповых творческих продуктов; организация работы в малых творческих группах, когда педагог решает параллельно еще одну существенную задачу - в доступном практическом варианте учит ребенка сотрудничать с другими;

 - создание эмоционального комфорта: взаимодействие друг с другом, позволяющее добиваться большей содержательности и результативности творческого процесса;

- разнообразие видов совместной детской деятельности: ребенок при этом может удовлетворить не только потребность сотрудничества со сверстниками, но и актуальную для дошкольников необходимость в общении.

Слайд 13

       В каждом виде деятельности ребенок проявляет и приобретает определенные знания, умения, качества личности, совместная же деятельность позволяет реализовать внутренний потенциал, сформировать адекватную самооценку, которая складывается под влиянием партнера по творчеству.

Слайд 14

       Организуя занятия, необходимо создавать ситуацию (игровую, соревновательную), привлекательную для творчества, инициирующую фантазию, воображение, неординарность технических решений.

Слайд 15

        В конкретных ситуациях развития творческих способностей детей дошкольного возраста необходимо учитывать возрастные особенности и возможности творческого развития личности.

Слайд 16

       Принципы формирования творческих способностей дошкольников:

-  свобода выбора: 

 -  открытости: не только обучать, но и воспитывать жажду знания и саморазвития;

 -  деятельности (деятельностный подход), который предполагает освоение дошкольниками знаний, умений, навыков, т. е. педагог готовит для каждого ребенка свой набор для опыта, обследования предмета и т. д.;

 - обратной связи, предполагающий рефлексию педагогической деятельности и деятельности детей, анализ настроения и самочувствия ребенка, мониторинг уровня развития дошкольников, диагностику индивидуальных особенностей;

- амплификации развития (по А. В. Запорожцу): максимальное использование возможностей дошкольного периода детства с целью оптимизации процесса обучения детей.

Слайд 17

Реализация принципов формирования творческих способностей дошкольников отражается в типе обучения детей, который приобретает исследовательский характер.

         Стратегия исследовательского обучения ориентирована:

  • на раскрытие резервов творческого мышления;
  • формирование способности к самостоятельной познавательной деятельности;
  • обогащение творческого воображения;
  • развитие способности к достижению оригинального результата решения задач и т. п.

Слайд 18

Среда развития ребенка в детском саду — важный компонент дошкольного образования и условие развития творческих способностей. Необходимо активизировать самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей, побуждать их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации.

Слайд 19

Таким образом, развитие творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если будут созданы определённые педагогические условия и если развитие творческих способностей будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические условия полоролевого развития детей

Одно из значимых условий формирования у детей позитивной полоролевой идентичности - создание специальной педагогической полоразвивающей среды как целостного воспитательно-образовательного, духовного и...

Психолого –педагогические условия познавательного развития детей раннего возраста.

Итоговая работа слушателя дополнительной программы профессиональной переподготовки  «Образование и педагогика (воспитатель)»...

Мои презентации на тему: "Психолого - педагогические условия сенсорного развития детей дошкольного возраста"

—сенсорное развитие у детей дошкольного возраста может быть более успешным, если создать педагогические условия:—- осуществление его в процессе содержательной деятельности.—- сенсорное воспитание наиб...

Педагогические условия физического развития детей раннего возраста в ДОО

       Статья отражает физическое воспитание детей в детском саду группы Ранний Возраст, значение физического воспитания; рассматривается актуальность темы статьи; в качеств...

Психолого – педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста в ДОУ с учетом ФГОС.

В отечественной педагогике и психологии вопросы сенсорного развития в воспитании детей дошкольного возраста изучались группой научных работников (Венгер Л. А., Запорожец А. В., Сакулина Н. П. и др.) д...

Мастер-класс на педагогическом совете «Творческое развитие детей дошкольного возраста»

laquo;Творческое развитие детей дошкольного возраста».Современная система дошкольного образования ориентирует общество на новый гуманистический подход к ребенку как развивающейся личности, нужд...

Мастер-класс на педагогическом совете «Творческое развитие детей дошкольного возраста»

Уважаемые коллеги, сегодня я хочу представить свой опыт работы по теме «Творческое развитие детей дошкольного возраста».Современная система дошкольного образования ориентирует общество на ...