Рабочая программа дополнительного образования
рабочая программа

Алина Ирина Викторовна

По сенсорному развитию "Пчёлка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по дополнительному образованию дошкольников по сенсорному развитию «Пчёлка»

(для детей от 5 до 6 лет)

Содержание

Пояснительная записка и актуальность……………………………….  3

Учет возрастных особенностей ……………………………………….. 5

Индивидуальная и воспитательная работа……………………………. 6

Цель, задачи и ожидаемый результат………………………………….. 7

Материалы и оборудование……………………………………………...8

Реализация межпредметных связей, режим работы..…………………10

Список детей, литература, ……………….……………………………. 11

Учебно – тематический план на год……………………………………12

Календарно – тематический план на год……………………………….12

Перспективный план на год……………………………………………. 13

 

Пояснительная записка

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой  - имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

  С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте трудно переоценить. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение – строятся на основе восприятия, являются результатом их переработки.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития.

Актуальность выбора определена следующими факторами: сенсорное развитие является важным и необходимым условием для всестороннего развития детей. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Именно от уровня сенсорного развития детей в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания ребенка. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Поэтому на этапе старшего дошкольного возраста, играет определяющую роль использование сенсорных эталонов, развитие слухового внимания, визуальной памяти и логического мышления. 

 Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо организовать планомерное, последовательное, целенаправленное воздействие со стороны окружающей среды на органы чувств ребенка.

        Содержанием данной программы является формирование сенсорной культуры ребенка в области восприятия формы, величины, цвета, формирования целостного образа предмета, восприятия пространства и ориентировка в нем, развитие тактильно-двигательного восприятия, развитие слухового внимания, визуальной памяти, логического мышления, развитие неречевого и речевого слуха.

Учет возрастных особенностей воспитанников

Связь восприятия с мышлением и речью приводят к его интеллектуализации. Обследование свойств предметов в этом возрасте происходит путем их моделирования, замещения идеальными представлениями – сенсорными эталонами. Освоение сенсорных эталонов не только значительно расширяет сферу познаваемых ребенком свойств, но и позволяет отражать взаимосвязь между ними.                                                                                                                                        Сенсорное развитие ребенка в старшем дошкольном возрасте – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, цвете, положении в пространстве относительно друг друга. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, хроматические (цветные): красный, оранжевый, жёлтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый и ахроматические цвета – белый, серый, черный.

В качестве эталонов формы геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник.

Особый характер носят эталоны величины. Поскольку величина – относительное свойство, ее точное определение производится при помощи условных мер.

 

Индивидуальная работа      

В начале учебного года выявить наиболее способных детей, к их развитию и воспитанию подходить индивидуально в зависимости от склонностей ребенка. Аналогичная работа проводится с детьми, недостаточно хорошо усваивающими программу.

Следует отметить, что работа по восприятию цвета, величины и формы проводится с учетом индивидуальных особенностей детей. Ребятам, хорошо усваивающим программу, задания в дидактических играх должны усложняться. Детям, трудно усваивающим материал, предлагать задания в облегченном варианте.

Воспитательная работа с родителями.

Одним из направлений системы сенсорного воспитания является работа с родителями. При включении данного направления следует исходить из того, что работа, организованная в детском саду, не даст должного эффекта, если не обеспечить сотрудничества с семьей.

Для родителей предусмотрены консультации воспитательного характера, беседы, чтобы обеспечить их полезной информацией, организовывать показы игр с детьми, которые способствуют совершенствованию знаний сенсорных эталонов.

Программа представляет собой систему дидактических игр и упражнений, направленных на последовательное развитие у детей восприятия основных сенсорных эталонов: цвета, величины, формы, умения ориентироваться на 2-3 сенсорных признака одновременно.

Программа предназначена для работы с детьми 5 - 6 лет, наполненность группы 10 детей. Программа включает в себя 36 занятий в год, которые проводятся один раз в неделю по 25 минут во второй половине дня, во вторник или в среду.

Форма проведения образовательной деятельности  –  игровая.

 Продолжительность освоения программы – 1 год.

Образовательная область – «Познавательное развитие».

Форма организации образовательной деятельности - групповая, индивидуальная.

Цель программы – формирование сенсорной культуры ребенка в период старшего дошкольного возраста в процессе игр с дидактическим материалом и использованием мультимедийных приложений.

Задачи: 

Развивающие:

  1. Развивать у детей умение активно использовать осязание, зрение, слух, совершенствовать все виды восприятия детей, развивать память.
  2. Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
  3. Развивать у детей умение обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму, развивать логическое мышление.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к предметному окружению.
  2. Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладенияцеленаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.)

Образовательные:

  1. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами с одинаковым названием.
  2. Способствовать умению детей называть свойства предметов.
  3. Активизировать речь детей.

Отличительные особенности данной программы по дополнительному образованию:

  • Использование дидактических игр, изготовленных своими руками.
  • Использование дидактических пособий на развитие мелкой моторики.
  • Использование мультимедийных приложений и игр.

Ожидаемый результат:

К концу года дети должны:

  • быть успешными в предметной деятельности;
  • знать и соотносить с эталоном основные цвета спектра (красный, желтый, синий, зеленый, голубой, оранжевый, фиолетовый, белый, серый, черный) и их оттенки (голубой, розовый);
  • различать и знать геометрические формы: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал.
  • идентифицировать предметы по трем сенсорным свойствам (цвет, форма, величина).
  • уметь пользоваться дидактическими пособиями на развитие мелкой моторики.

Программа способствует:

  • стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и тактильные ощущения.
  • развитию мелкой моторики;
  • созданию положительного эмоционального фона;
  • активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
  • повышению мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

Форма подведения итогов: итоговая образовательная деятельность по сенсорному развитию для родителей и воспитателей, мониторинг.

Материалы и оборудование, необходимые для проведения образовательной деятельности:

  1. Дидактические игры, направленные на формирование у детей сенсорного опыта.
  2. Наглядный материал:

а) демонстрационный:  

  • карточки с изображением предметов основных цветов спектра (красного, синего, желтого, зеленого, оранжевого, голубого, фиолетового, белого, серого, черного);
  • карточки с изображением предметов разной величины (большой -  поменьше – маленький), 5 различных предметов по высоте.
  • карточки с изображением предметов, имеющих различную форму (круглую, квадратную, треугольную, прямоугольную, овальную);
  • геометрические фигуры как эталоны формы (шар, куб, кирпичик, призма, цилиндр);  
  • модельные изображения формы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал);
  • игрушки (мячи, куклы, мишки, кукольная посуда и т.д.).
  • ИКТ:
  • компьютерные технологии (ноутбук, интернет);
  • мультимедийный проектор;
  • CD – диски с мультимедийными приложениями и играми.

б) раздаточный:

  • дидактический материал к играм: плоскостные геометрические формы круга, квадрата, треугольника, прямоугольника, овала разного цвета и различной величины; силуэты игрушек и предметов

 Здоровьесберегающие технологии

  • дыхательная гимнастика;
  • артикуляционная гимнастика;
  • пальчиковые игры со словами;
  • гимнастика для глаз;
  • физкультминутки, динамические паузы.

 

Режим работы

Вторник, (Среда) 16. 00, еженедельно, продолжительность занятия 25 минут.

Учебно – тематический план на год

№ п/п

Название раздела

Количество ОД

1.

Закрепление сенсорных эталонов.

Цвет предметов

Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по цвету, форме, величине.

 

4

Дидактические игры на развитие мыслительной операции сравнения по признаку цвета.

4

 

2.

Форма и цвет предметов. Анализ и синтез.

Дидактические игры на дифференциацию и классификацию геометрических фигур с использованием цвета.

 

8

3.

Величина предметов. Возрастание. Убывание.

Дидактические игры на различение и соотнесение предметов величине. Построение ряда по возрастанию и убыванию.

 

8

4.

Построение по образцу.

Дидактические игры на развитие мыслительных операций сравнения и обобщения.

4

5.

Найди лишний предмет.  Найди такой же предмет.

Дидактические игры на развитие наблюдательности и внимания.

4

6.

Повторение и закрепление пройденного материала.

4

Учебно – тематический план на год

№ п/п

Название раздела

Количество ОД

1.

Закрепление сенсорных эталонов.

Цвет предметов

Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по цвету, форме, величине.

 

4

Дидактические игры на развитие мыслительной операции сравнения по признаку цвета.

4

 

2.

Форма и цвет предметов. Анализ и синтез.

Дидактические игры на дифференциацию и классификацию геометрических фигур с использованием цвета.

 

8

3.

Величина предметов. Возрастание. Убывание.

Дидактические игры на различение и соотнесение предметов величине. Построение ряда по возрастанию и убыванию.

 

8

4.

Построение по образцу.

Дидактические игры на развитие мыслительных операций сравнения и обобщения.

4

5.

Найди лишний предмет.  Найди такой же предмет.

Дидактические игры на развитие наблюдательности и внимания.

4

6.

Повторение и закрепление пройденного материала.

4

Календарно – тематический план на год

Месяц

№ ОД

Тема

Всего ОД

Задачи

1.      Раздел Цвет, форма, величина предметов.

Дидактические игры на повторение и закрепление  сенсорных эталонов,

развитие мыслительной операции сравнения по признаку цвета.

 

 

 

Сентябрь

 

1

2

3

4

 

 

Д/и «Радуга».

Д/и «Подбери по цвету».

Д/и «Посади бабочку на цветок».

Д/и «Посади свою аллею»

 

 

1

1

1

1

Закрепление сенсорных категорий «Цвет, величина, форма».

Учить получать новые цвета спектра, смешивая знакомые цвета красок.

Развивать зрительную память и логическое мышление.

Закреплять умение находить предмет по описанию.

 

 

Октябрь

 

5

6

7

8

 

Д/и «Найди недостающий цветок

Д/и «Цветочный магазин»

Д/и «Магазин игрушек №1»          

Д/и «Учим цифры и цвета»

 

 

1

1

1

1

 

 

 

2.      Раздел «Форма и цвет предметов. Анализ и синтез.

Дидактические игры на дифференциацию и классификацию геометрических фигур с использованием цвета».

 

 

Ноябрь

 

9

10

11

12

 

Д/и «Паровоз»

Д/и «Лодка»

Д/и «Две подружки»

Д/и «Петрушка»

 

 

1

1

1

1

Учить дифференцировать и классифицировать геометрические формы с использованием цвета.

Учить собирать геометрические фигуры из частей, составлять изображения предметов из геометрических фигур.

 

 

Декабрь

13

14

15

16

Д/и «Собери квадрат№1»

Д/и «Собери квадрат № 2»

Д/и «Собери круг».

Д/и «Собери предмет из геометрических фигур»

1

1

1

1

3. Раздел «Величина предметов. Возрастание, убывание,

Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по форме».

 

 

Январь

 

17

18

19

20

 

Д/и «Бабочки»

Д/и «Слоники»

Д/и «Шарики»

Д/и «Листики»

 

1

1

1

1

 

 

 

 

 

Февраль

 

 

21

22

23

24

 

 

 

Д/и «Груши».

Д/и «Арбузы».

Д/и «Деревья»

Д/и «Матрешки»

 

 

1

1

1

1

4. Раздел «Построение по образцу».

Дидактические игры на развитие мыслительных операций сравнения и обобщения».

 

 

Март

 

25

26

27

28

 

Д/и «Построй рисунок по образцу№ 1»

Д/и «Построй рисунок по образцу№ 2»

Д/и «Выложи узор по образцу»

Д/и «Постройка по образцу»

 

 

1

1

1

1

 

.

                                   5.Раздел «Найди лишний предмет. Найди такой же предмет»

Дидактические игры на развитие наблюдательности и внимания.

 

 

Апрель

29

30

31

32

Д/и «Найди лишний предмет»

Д/и «Магазин игрушек № 2»

Д/и «Найди такой же узор»

Д/и «Подбери соседа»

1

1

1

1

 

 

 

 

6. Раздел «Повторение пройденного материала.

Ориентировка на три признака одновременно.

 

 

Май

 

33

34

35

 

36

 

Д/и «Волшебные лепестки»

Д/и «Мозаика из цветных крышечек»

Д/и «Найди на ощупь»

Д/и на развитие мелкой моторики.

«Занимательная шнуровка»

 

1

1

1

1

Развивать умение ориентироваться на три признака одновременно, развивать мелкую моторику и тактильные ощущения детей.

Итого:

36 ОД

  

Перспективный план

Содержание программы

Материал

Деятельность детей

1.      Раздел Цвет, форма, величина предметов.

Дидактические игры на повторение и закрепление  сенсорных эталонов,

развитие мыслительной операции сравнения по признаку цвета.

1. Учить получать новые цвета спектра, смешивая знакомые цвета красок.

 

Палитры на каждого ребенка, гуашь белого, желтого, красного, синего цвета. Изображение радуги.

Д/и «Радуга».

Дети смешивают цвета, используя палитры; получают

Голубой, зеленый, оранжевый и фиолетовый цвет. Сравнивают с цветами радуги.

2. Закрепление сенсорной категории «Цвет»

Гномы 4-х цветов на каждого ребенка, колпачки аналогичных цветов.

Д/и «Подбери по цвету».

Дети подбирают колпачки для гномов соответствующего цвета.

3. Закрепление сенсорной категории «Цвет и величина»

 

Бабочки и цветы двух размеров и 6 цветов спектра + белый. Музыкальное сопровождение.

Д/и «Посади бабочку на цветок».

Дети сажают бабочек на цветы соответствующего цвета и размера.

 

4. Закрепление сенсорной категории «Величина»,

Изображения деревьев 5 размеров на каждого ребенка.

Д/и «Посади свою аллею»

Дети раскладывают деревья по возрастанию.

 

5.  Развивать мыслительную операцию сравнения по признаку цвета.

Дидактические картинки, ПК, экран.

Д/и «Найди недостающий цветок»

Дети смотрят игру, отвечают на вопросы педагога;

работают с раздаточными картами.

6. Развивать мыслительную операцию сравнения по признаку цвета. Закреплять умение находить предмет по описанию.

Дидактические карты с изображением цветов различных по цвету.

 

 

Д/и «Цветочный магазин»

«Покупатель» должен дать описание растения по окраске цветов, а «продавец» - узнать это растение.

7. Развивать мыслительную операцию сравнения по признаку цвета. Закреплять умение находить предмет по описанию.

 

Дидактические карты с изображением игрушек разного цвета. Игрушки разного цвета

Д/и «Магазин игрушек №1»

«Покупатель» описывает игрушку, «продавец» должен узнать по описанию.

8. Развивать мыслительную операцию сравнения по признаку цвета.

Дидактические пособия: квадраты 5 цветов и цифры аналогичных цветов от 1 до 5.

 

Д/и «Учим цифры и цвета»

Дети раскладывают цифры на карточки аналогичного цвета.

2.      Раздел «Форма и цвет предметов. Анализ и синтез.

Дидактические игры на дифференциацию и классификацию геометрических фигур с использованием цвета».

9.Учить дифференцировать и классифицировать геометрические фигуры с использованием цвета.

Дидактические карты с контурным изображением паровоза из геометрических фигур, цветные геометрические фигуры, ПК, экран.

Д/и «Паровоз»

Дети учатся размещать цветные геометрические фигуры по контурам фигур из которых состоит паровоз.

Называют фигуры и их цвет по памяти на экране.

10.Учить дифференцировать и классифицировать геометрические фигуры с использованием цвета.

Дидактические карты с контурным изображением лодки из геометрических фигур, цветные геометрические фигуры, ПК, экран.

Д/и «Лодка»

Дети выполняют задания интерактивной игры. Затем выполняют подобные задания с дидактическим материалом.

11.Учить дифференцировать и классифицировать геометрические фигуры с использованием цвета.

Дидактические карты с контурным изображением девочек из геометрических фигур, цветные геометрические фигуры, ПК, экран.

Д/и «Две подружки»

Дети выполняют задания интерактивной игры, затем подобные задания с дидактическим материалом.

12.Учить дифференцировать и классифицировать геометрические фигуры с использованием цвета.

Дидактические карты с контурным изображением Петрушки из геометрических фигур, цветные геометрические фигуры, ПК, экран.

Д/и «Петрушка»

Дети учатся размещать цветные геометрические фигуры по контурам фигур из которых состоит Петрушка.

13. Учить собирать геометрические фигуры из частей.

Дидактические карты с изображением частей квадрата. ПК, экран.

Д/и «Собери квадрат№1»

Дети выполняют задания интерактивной игры, затем подобные задания с дидактическим материалом.

14. Учить собирать геометрические фигуры из частей.

Дидактические карты с изображением частей квадрата. ПК, экран.

 

Д/и «Собери квадрат № 2»

Дети выполняют задания интерактивной игры, затем подобные задания с дидактическим материалом.

15. Учить собирать геометрические фигуры из частей.

Дидактические карты с изображением частей круга. ПК, экран.

 

Д/и «Собери круг».

Дети выполняют задания интерактивной игры, затем подобные задания с дидактическим материалом.

16. Учить составлять изображения предметов из геометрических фигур.

Геометрические фигуры на каждого ребенка. Образцы с изображением предметов из геометрических фигур.

Д/и «Собери предмет из геометрических фигур»

Дети выкладывают изображения предметов из геометрических фигур по образцу.

3 Раздел Величина предметов.

Дидактические игры на построение ряда предметов по возрастанию и убыванию.

17. Учить различению и соотнесению предметов величине. Построение ряда по возрастанию и убыванию.

Дидактические карты «Бабочки».

ПК, экран.

 Д/и «Бабочки»

Дети выполняют задания интерактивной игры, затем подобные задания с дидактическим материалом.

18. Учить различению и соотнесению предметов величине. Построение ряда по возрастанию и убыванию.

Дидактические карты «Слоники».

ПК, экран.

 Д/и «Слоники»

Дети выполняют задания интерактивной игры, затем подобные задания с дидактическим материалом.

19. Учить различению и соотнесению предметов величине. Построение ряда по возрастанию и убыванию.

 

Дидактические карты «Шарики».

ПК, экран.

Д/и «Шарики»

Дети выполняют задания интерактивной игры, затем подобные задания с дидактическим материалом.

20. Учить различению и соотнесению предметов величине. Построение ряда по возрастанию и убыванию.

Дидактические карты «Листики».

ПК, экран.

Д/и «Листики»

Дети выполняют задания интерактивной игры, затем подобные задания с дидактическим материалом.

21. Учить различению и соотнесению предметов величине. Построение ряда по возрастанию и убыванию.

Дидактические карты «Груши».

ПК, экран.

Д/и «Груши».

Дети выполняют задания интерактивной игры, затем подобные задания с дидактическим материалом.

22. Учить различению и соотнесению предметов величине. Построение ряда по возрастанию и убыванию.

 Дидактические карты «Арбузы».

ПК, экран.

Д/и «Арбузы».

Дети выполняют задания интерактивной игры, затем подобные задания с дидактическим материалом.

23. Учить различению и соотнесению предметов величине. Построение ряда по возрастанию и убыванию.

Дидактические карты «Деревья».

ПК, экран.

Д/и «Деревья»

Дети выполняют задания интерактивной игры, затем подобные задания с дидактическим материалом.

24. Учить различению и соотнесению предметов величине. Построение ряда по возрастанию и убыванию.

Дидактические карты «Матрешки».

ПК, экран.

Д/и «Матрешки»

Дети выполняют задания интерактивной игры, затем подобные задания с дидактическим материалом.

4. Раздел «Построение по образцу».

Дидактические игры на развитие мыслительных операций сравнения и обобщения».

25. Развивать мыслительные операции сравнения и обобщения. Учить выстраивать ряд предметов по образцу.

Дидактические карты, ПК, экран.

 

Д/и «Построй рисунок по образцу№ 1»

Дети выполняют задания интерактивной игры, затем подобные задания с дидактическим материалом.

 

26. Развивать мыслительные операции сравнения и обобщения. Учить выстраивать ряд предметов по образцу.

Дидактические карты, ПК, экран.

 

Д/и «Построй рисунок по образцу№ 2»

Дети выполняют задания интерактивной игры, затем подобные задания с дидактическим материалом.

 

27. Развивать мыслительные операции сравнения и обобщения. Учить выстраивать ряд предметов по образцу.

Дидактические карты, образцы узоров.

Д/и «Выложи узор по образцу»

Дети выкладывают узор, опираясь на образец.

 

28 Развивать мыслительные операции сравнения и обобщения. Учить выстраивать ряд предметов по образцу.

Дидактические карты, образец (чертеж)постройки.

Д/и «Постройка по образцу»

Дети выполняют задание, опираясь на образец.

 5. Раздел Найди лишний предмет.  Найди такой же предмет.

Дидактические игры на развитие наблюдательности и внимания.

 

29. Развивать мыслительные операции сравнения и обобщения.

Дидактические карты. ПК, экран.

Д/и «Найди лишний предмет»

Дети выполняют задания интерактивной игры, затем подобные задания с дидактическим материалом.

 

30 Развивать наблюдательность и внимание.

Дидактические карты. ПК, экран.

Д/и «Магазин игрушек № 2»

Дети выполняют задания интерактивной игры, затем подобные задания с дидактическим материалом.

Находят одинаковые и похожие игрушки.

 

31. Развивать наблюдательность и внимание.

Дидактические пособия. Образцы узоров.

Д/и «Найди такой же узор»

Дети выполняют задания с дидактическим материалом.

 

 

32. Развивать наблюдательность и внимание.

Дидактические пособия.

Д/и «Подбери пару»

Дети выполняют задания с дидактическим материалом.

5. Раздел «Повторение пройденного материала.

Ориентировка на три признака одновременно.

 

33. Закреплять сенсорную категорию «Цвет».

Дидактический материал, краски, кисточки.

Д/и «Волшебные лепестки»

Дети выполняют задания с дидактическим материалом.

 

34. Закреплять сенсорную категорию «Цвет»,

Развивать мелкую моторику рук, творческую фантазию.

Дидактические пособия: разноцветные крышечки, образцы предметных картинок из крышечек.

Д/и «Мозаика из цветных крышечек»

 

 

35. Развивать мелкую моторику и тактильные ощущения развивать внимание.

Дидактические пособия: «чудесный» мешочек, мелкие, знакомые детям, предметы.

Д/и «Найди на ощупь»

Дети наощупь находят знакомые предметы и пытаются их назвать.

 

36. Развивать мелкую моторику и тактильные ощущения, развивать внимание.

 

Дидактические пособия: кубики и шарики с рисунками и отверстиями для шнуровки.

Д/и на развитие мелкой моторики.

«Занимательная шнуровка»

Дети выполняют задания педагога по шнуровке, используя различный дидактический материал.