Инновационный проект «Реализация педагогической технологии «Дети-волонтёры» в условиях дошкольного учреждения»
материал

Анохина Елена Валерьевна

Волонтерская деятельность дошкольника это:

• помощь в обеспечении экологического благополучия окружающего пространства;

• благотворительная деятельность в отношении различных категорий граждан: пожилые люди (дедушки и бабушки), воспитанники младших возрастных групп ДОУ, товарищи по группе, дети с ограниченными возможностями;

• благотворительная помощь представителям животного мира, пропаганда милосердного отношения к ним;

• пропаганда здорового образа жизни и др.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл anohina_ev.docx26.01 КБ
Файл anohina_ev.pptx2.2 МБ

Предварительный просмотр:

Инновационный проект «Реализация педагогической технологии «Дети-волонтёры» в условиях дошкольного учреждения»

Е.В. Анохина,

старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №5»

В Государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" 2018-2025 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности. Важнейшей задачей названо формирование у детей навыков социальной и личностной компетентности, в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.

В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, обилия рекламы и подмены ценностей, дети старшего дошкольного возраста должны приобрести первичные навыки как противостоять соблазнам жизни, как сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте. Поэтому среди образовательных практик нас заинтересовал опыт волонтерского движения в дошкольном образовании

В России сегодня действует много волонтерских объединений и развиваются они довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности, навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности. Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. А жизнь – это не только академические знания. Это развитие определенных жизненных качеств: ответственности, милосердия, самостоятельности, умение общаться с разными социальными группами людей, личностный позитивизм.

Волонтерская деятельность дошкольника это:

• помощь в обеспечении экологического благополучия окружающего пространства;

• благотворительная деятельность в отношении различных категорий граждан: пожилые люди (дедушки и бабушки), воспитанники младших возрастных групп ДОУ, товарищи по группе, дети с ограниченными возможностями;

• благотворительная помощь представителям животного мира, пропаганда милосердного отношения к ним;

• пропаганда здорового образа жизни и др.

Волонтерство основывается на добровольном труде, не требующем оплаты.  Следовательно, его мотивы - не в материальном поощрении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей.

Согласно целевым ориентирам ФГОС ДО, духовно-нравственная культура складывается из установки на положительное отношение к миру, на понимание того, что все люди равны, вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей, на проявление патриотических чувств, на знание традиций своей семьи и своей Родины. Мы растим новое поколение российских граждан. Пройдет время, и они начнут на различных уровнях управлять общественными и государственными процессами, открывать новые горизонты в науке, технике, искусстве. Но будут ли они физически и духовно подготовленными к такой деятельности? Это зависит от нас взрослых, от того насколько мы сможем сформировать у них духовно – нравственные принципы и стабильный интерес к здоровому образу жизни.

Ведущая педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ способствует позитивной социализации дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении и выявлению результатов, на основе которых будет расти у детей самоуважение к себе.

Реализация педагогической технологии «Дети-волонтёры» в условиях дошкольного учреждения, как инновационной воспитательной практики, направленной на создание условий для формирования мыслящей личности гражданина, путем развития системы духовно-нравственного воспитания, способной на основе усилий педагогического коллектива детского сада, общественных организаций, родительского сообщества решать задачи воспитания высоконравственной личности.

Данная технология реализуется посредством дополнительной образовательной деятельности и подпроектов.

Как и в любом проекте, существуют определенные риски

Возможные риски реализации проекта и меры по их устранению

Риски реализации проекта

Меры по их устранению

1.Родители не посещают мероприятия. Чрезмерная загруженность родителей.

  1. Расширение наглядной агитации.
  2. Реклама деятельности через взаимодействие детей, детей и родителей.
  3. Мотивация с помощью поощрения (грамоты, дипломы, сувениры).
  4. Индивидуальные беседы.

2.Сложности внедрения основ волонтерского движения        в образовательную программу МБДОУ

  1. Интеграция        с        другими образовательными областями.
  2. Реализовать        в        различных        формах образовательной деятельности.

3.Недостаточный уровень методической подготовки педагогов для организации волонтерского движения.        уровень методической подготовки педагогов для организации волонтерского движения.

1. Повышение квалификации  педагогов через участие в обучающих  семинарах, вебинарах и т.п.;

2. Проведение родительских клубов с целью просвещения        и поддержки волонтерского движения.

4.Предполагаемые результаты        не достигнуты.

1.Пересмотреть календарный план и содержание серии мероприятий. 2.Дальнейшая подготовка родителей к реализации проекта

Главное, что должен привить воспитатель своим воспитанникам - это чуткое отношение к окружающему их миру. В течение всего времени, пока ребенок посещает детский сад, воспитатель учит его быть отзывчивым и терпеливым. Иными словами, дает первые уроки доброты. Технология волонтерства «Дети- волонтеры» — это активная форма общения в детской среде — от сверстника к сверстнику, способствующая ранней позитивной социализации ребенка через активную деятельность, где дети выступают инициаторами деятельности, дает возможность помочь малышу раскрепоститься, пойти на общение со сверстниками и детьми более старшего возраста, доставить эмоциональную радость.

Новизна темы состоит в том, что в ходе реализации проекта предполагается поиск новых, современных форм волонтерского движения, как например организация «цифрового» волонтерства, создание на базе детского сада постоянно действующих благотворительных акций и вовлечение в них всех участников образовательного процесса.

. Это поможет дошкольникам принимать волонтерское движение как естественную и необходимую часть своей жизни.

Волонтерское движение при активном участии педагогов, родителей, – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств. Это гарантия того, что дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.

Таким образом, приобщая детей к волонтерскому движению, мы привлекаем внимание к проблемам общества, воспитываем у детей и взрослых чувство ответственности за свою жизнь, здоровье, сохраняем народные традиции и развиваем добрые качества души.

Цель проекта:

  • Создать в детском саду волонтерское движение, объединив воедино                                активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей  дошкольного возраста и их участие в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях;
  • Внедрить волонтерскую практику в деятельность детского сада, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников.

Задачи проекта:

  • Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки                                сотрудничества.
  • Воспитывать:        нравственные        качества        (доброту, отзывчивость, взаимопомощь), самостоятельность, инициативность, ответственность.
  • Создать возможность родителям и педагогам приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе.
  • Расширить представления о волонтерском движении у детей 5-7 лет, педагогов, родителей воспитанников.
  • Овладеть практическими навыками волонтерского движения всеми  участниками образовательного процесса.
  • Создать систему работы по организации волонтерского движения в  дошкольном образовательном учреждении.
  • Создать методические рекомендации по организации волонтерского движения в детском саду и распространение опыта работы в других детских                     садах.

Объект исследования: духовно-нравственная        составляющая система образовательной деятельности                               ДОУ;

Предмет исследования: новый вид совместной организованной деятельности взрослых и детей.

Гипотеза: уровень реализации системы волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней социализации                              дошкольников будет выше при условии если:

  • обеспечивается поэтапное усложнение ценностно – целевого и содержательно – технологического аспектов повышения уровня волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней социализации дошкольников
  • центральным звеном учебно – воспитательного процесса станет использование различных форм волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней социализации дошкольников

Основная идея проекта заключается в организации волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней позитивной социализации ребенка дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении.

Подведение итогов

Е.В. Анохина,

старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №5»

Волонтерское движение в детском саду при активном участии педагогов, родителей – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств.

Наше движение продолжается, но уже можно сделать вывод: Сопоставив педагогические наблюдения от общения с детьми, родителями по итогам проведенной работы и имеющегося опыта, мы убедились в том, что в результате улучшения партнёрских отношений с родителями наблюдается развитие духовно-нравственных качеств детей. У детей развиты представления о высших моральных ценностях (добро и зло, дружба, вражда, сопереживание, ответственность, дисциплинированность, культура поведения, уважительное отношение к старшим, бережное отношение к животным и растениям).

Может говорить о результатах ещё рано, ведь жизнь ребёнка – это непрерывный рост, постоянное развитие личности и это вопрос не одного дня, а ежедневная кропотливая работа. И очень важно, чтобы взрослые выступали в роли сеятелей, мудрого, доброго и вечного. Наша работа с детьми и родителями будет несомненно, продолжена.

Предложенная система работы по организации волонтёрского движения может быть использована в ДОУ любого вида и типа, при условии заинтересованных активных, искренних, целеустремленных лидеров.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Инновационный проект «Реализация педагогической технологии «Дети-волонтёры» в условиях дошкольного учреждения» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5» Е.В. Анохина, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №5»

Слайд 3

Нормативно-правовая база: Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» № 135-ФЗ от 11.08.1995 года закрепил возможность создания благотворительного сектора и дал понятие общественного объединения — «добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения»

Слайд 4

Волонтёр (в переводе с французкого . volontaire - доброволец ) — любое физическое лицо, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, которое вносит свой вклад в развитие волонтёрства , осуществляя волонтерскую деятельность. Волонтерская деятельность-общественная работа, которая включает добровольную безвозмездную помощь уязвимым категориям населения .

Слайд 5

Волонтерская деятельность дошкольника это: помощь в обеспечении экологического благополучия окружающего пространства; благотворительная деятельность в отношении различных категорий граждан: пожилые люди (дедушки и бабушки), воспитанники младших возрастных групп ДОУ, товарищи по группе, дети с ограниченными возможностями; благотворительная помощь представителям животного мира, пропаганда милосердного отношения к ним; пропаганда здорового образа жизни и др .

Слайд 6

Задачи педагогической технологии "Дети – волонтеры» развитие навыков общения в разновозрастном коллективе ; развитие самостоятельности и ответственности, прежде всего у младших детей; создание такой ситуации, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по показу и рассказу воспитателя .

Слайд 7

Возможные риски реализации проекта и меры по их устранению Риски реализации проекта Меры по их устранению 1.Родители не посещают мероприятия. Чрезмерная загруженность родителей. Расширение наглядной агитации. Реклама деятельности через взаимодействие детей, детей и родителей. Мотивация с помощью поощрения (грамоты, дипломы, сувениры). Индивидуальные беседы. 2.Сложности внедрения основ волонтерского движения в образовательную программу МБДОУ Интеграция с другими образовательными областями. Реализовать в различных формах образовательной деятельности. 3.Недостаточный уровень методической подготовки педагогов для организации волонтерского движения. уровень методической подготовки педагогов для организации волонтерского движения. 1. Повышение квалификации педагогов через участие в обучающих семинарах, вебинарах и т.п.; 2. Проведение родительских клубов с целью просвещения и поддержки волонтерского движения. 4.Предполагаемые результаты не достигнуты. 1.Пересмотреть календарный план и содержание серии мероприятий. 2.Дальнейшая подготовка родителей к реализации проекта

Слайд 8

Цель проекта : Создать в детском саду волонтерское движение, объединив воедино активных , творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей дошкольного возраста и их участие в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях; Внедрить волонтерскую практику в деятельность детского сада, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников.

Слайд 9

Задачи проекта : Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества. Воспитывать : нравственные качества ( доброту, отзывчивость , взаимопомощь), самостоятельность, инициативность, ответственность. Создать возможность родителям и педагогам приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе. Расширить представления о волонтерском движении у детей 5-7 лет, педагогов, родителей воспитанников. Овладеть практическими навыками волонтерского движения всеми участниками образовательного процесса. Создать систему работы по организации волонтерского движения в дошкольном образовательном учреждении. Создать методические рекомендации по организации волонтерского движения в детском саду и распространение опыта работы в других детских садах .

Слайд 10

Объект исследования: духовно-нравственная составляющая система образовательной деятельности ДОУ; Предмет исследования : новый вид совместной организованной деятельности взрослых и детей . Гипотеза : уровень реализации системы волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней социализации дошкольников будет выше при условии если: обеспечивается поэтапное усложнение ценностно-целевого и содержательно-технологического аспектов повышения уровня волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней социализации дошкольников центральным звеном учебно - воспитательного процесса станет использование различных форм волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней социализации дошкольников

Слайд 11

Волонтерское движение в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств.

Слайд 12

Мы не знаем, кем станут наши воспитанники, когда повзрослеют. Но в одном мы уверены - наши малыши вырастут добрыми, порядочными гражданами РОССИИ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая технология «Дети волонтёры»

В детских садах педагоги реализуют  технологию эффективной социализации  «Дети-волонтеры», которая  предполагает  разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников ...

Педагогическая технология «Дети волонтёры» на тему «Дорожные знаки»

Реализация новой  технологии эффективной социализации  «Дети-волонтеры», которая  предполагает  разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Пед...

Мастер-класс «Применение педагогической технологии «Дети волонтёры» в совместной деятельности педагога с детьми».

Цель мастер класса «Повышение уровня компетентности педагогов в вопросе использования педагогической  технологии «Дети волонтёры»....

Статья на тему «Педагогическая технология «Дети волонтёры»

Волонтерство - это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство - это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ори...

Игровой метод «терренкур» - педагогическая технология оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения.

Терренкур –  это система дозированной ходьбы, прыжков, бега, подвижных и спортивных игр. Проводится в естественных природных условиях, на свежем воздухе, что способствует закаливанию, повыш...

Инновационный педагогический проект "Влияние и развитие одарённых детей в условиях дошкольного учреждения"

Цель проекта: обеспечение условий для выявления и развития одарённых детей в условиях дошкольного учреждения, как в учебной, так и в нерегламентированной деятельности....

Мастер-класс для педагогов «Применение педагогической технологии « Дети волонтёры» в дошкольной образовательной организации»

Дошкольники живут и развиваются в совершенно новых условиях. Современные дети,  испытывают нехватку общения с родителями в связи с их постоянной занятости. Родители дают детям современные гаджеты...