Познавательно-творческий проект в подготовительной группе "Путешествие по странам мира"
методическая разработка (подготовительная группа)

Иголкина Наталья Анатольевна

Путешествие – близкая и понятная детям форма деятельности, несёт богатый эмоциональный заряд, не оставляет безучастными созерцателями. Разнообразие внешнего информационного потока (телепередачи, рассказы взрослых) даёт основание предполагать, что определённые знания о разных странах у детей есть. Новая получаемая информация предоставляет прекрасный  материал для развития активной мыслительной деятельности: анализа, сравнения, обобщения по признакам, установления взаимосвязей, высказывания суждений. Содержание темы интегративно, многопланово, значит, найдётся дело по душе для детей разного пола, возможностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл : «Путешествие по странам мира». 188.27 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно – творческий проект:

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНАМ МИРА»

(Подготовительная группа)

E:\Медицинский\AtEPHS3YSMU.jpg

1.Информационная карта проекта

Тема:  «Путешествие по странам и континентам».

 Продолжительность проекта: среднесрочный, 1.10.2021г.- 30.11.2021г.

 Вид: групповой.

 Тип проекта: творческо-информационный, познавательный.

Участники проекта:  дети  6-7 лет,  воспитатели, родители.

Предпосылки к определению цели детьми:

   В кукольном домике дети увидели двух  кукол в национальных костюмах,  одна  в  русском, а другая в японском.  Дети заинтересовались куклами, тогда воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Задай мне вопрос». Дети начинают задавать вопросы и  узнают,  что на нашей планете Земля огромное количество стран. Каждая страна особенная и жители тоже особенные.  У нас разный цвет кожи, мы говорим на разных языках, у нас разные обычаи и традиции.

Цель детей: поиск идей, как мы будем знакомиться с народами и странами мира, их обычаями, традициями.  Что будем делать?

Актуальность:

Путешествие – близкая и понятная детям форма деятельности, несёт богатый эмоциональный заряд, не оставляет безучастными созерцателями. Разнообразие внешнего информационного потока (телепередачи, рассказы взрослых) даёт основание предполагать, что определённые знания о разных странах у детей есть. Новая получаемая информация предоставляет прекрасный  материал для развития активной мыслительной деятельности: анализа, сравнения, обобщения по признакам, установления взаимосвязей, высказывания суждений. Содержание темы интегративно, многопланово, значит, найдётся дело по душе для детей разного пола, возможностей.

Цель:  развитие познавательной активности детей, повышение их интереса к истории и культуре народов мира, формирование чувства толерантности и уважения к людям разных народностей и национальностей.

Гипотеза: Все люди планеты Земля, несмотря на различия некоторых своих внешних особенностей,  похожи на нас в своих заботах и интересах, радости и печали, в желании быть счастливыми,  в отношении семейных ценностей.

Образовательные области и задачи проекта.

образовательные области

                                              задачи

воспитательные

развивающие

образовательные

Физическое  развитие

Воспитывать активных и любознательных туристов.

Развивать ловкость, координацию движений в народных играх. Развивать мелкую и крупную моторику в процессе выполнения практических заданий.

Формировать у детей правильную осанку, умение осознанно выполнять движения.

Совершенствовать двигательные умения и навыки детей.

Социальнокоммуникативное  развитие

Воспитывать толерантное отношение к людям разных национальных принадлежностей, стремление ,жить в мире и дружбе со всеми народами мира.

Развивать коммуникативные навыки.

Показать сходство чувств, желаний людей, живущих в разных условиях и разных культурах, общечеловеческую потребность в любви, защите, заботе, тепле.  

Познавательное  развитие

Воспитывать уважение и интерес к народам мира; укреплять желание познавать окружающий мир. Воспитывать дружелюбное и уважительное отношение к другим народам, способствовать пониманию того, что все люди стремятся к миру, выступают против войны, хотят сделать свою страну богатой, красивой, охраняют природу, чтят предков.

Развивать любознательность и познавательную мотивацию, интерес к культуре, обычаям, традициям   присущим разным людям. Расширить кругозор детей: дать им представления о многообразии народов мира (представители белой, чёрной, жёлтой рас); некоторых особенностях их внешнего вида, национальной одежде, типичных занятиях;  

Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, об Отечестве, о ценностях нашего народа и многообразии стран и народов

 

Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, об Отечестве, о ценностях нашего народа и многообразии стран и народов мира.  Знакомить с традиционнобытовой культурой народов разных национальностей. Дать представления о разных странах, об их месте расположения, об их особенностях, о национальных традициях; познакомить детей с географической картой и глобусом;

Художественноэстетическое         развитие

Воспитывать положительное отношение к культуре разных  народов.

Развивать чувство такта, ритмичных движений, голосоведения, музыкального слуха.

Дать представление о сходстве традиций друг с другом и их различиях. Познакомить с некоторыми мелодиями. Совершенствовать техническую и изобразительную выразительность умения на основе выполнения детьми элементов узоров национальных костюмов.

Речевое развитие

Воспитывать культуру речи.

Развивать умение строить общение с разными людьми. Развивать связную речь, внимание, память,  мышление.

Обогащать, актуализировать словарный запас детей. Повышать эффективность детскородительских отношений, самооценку родителей

2.Краткое содержание проекта.

Данный проект направлен на воспитание интереса и уважения к культурам разных стран, формирование толерантности  у детей старшего дошкольного возраста как нормы отношения к индивидуальным и культурным различиям людей: иному образу жизни, поведению, обычаям.

Ожидаемые результаты:  к  концу  учебного  года  ребенок  будет  знать  и  понимать:  - знают, что на Земле кроме России есть другие страны;

- знают основные различия разных  стран;

- имеют представления о традиционно-бытовой  культуре народов разных национальностей;

 - имеют представления  о сходстве   традиций друг с другом и их различиях;

 - имеют представления о сходстве чувств, желаний людей, живущих в разных условиях и культурах;

  -имеют представления об общечеловеческих ценностях – труде и его результате;

 - умеют договариваться, уступать, убеждать, учитывая интересы других детей.

Для родителей:

 -отмечена положительная динамика в отношении родителей к проблеме  приобщения детей к национальным традициям;

 -умеют и хотят сотрудничать с ДОО для достижения цели.

3.Этапы проекта:

Подготовительный этап: погружение в тему проекта,  предварительная работа  с детьми, родителями, планирование основного этапа реализации проекта, подготовка наглядной информации, составление конспектов НОД, подбор игр.

 Основной   этап:  реализация проекта (формирование представлений, игровая деятельность).

Заключительный этап: подведение итогов проекта.  

 Итоговое мероприятие: ОД «Путешествие по странам мира».   Презентация альбома «Россия», «Америка».  Выставка кукол в национальных костюмах.

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ПРОЕКТА

Образовательный цикл

Образовательная область

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Образовательная деятельность

Срок исполнения

Социально-коммуникативное развитие

Дидактическая игра:   «К какой иллюстрации сказка» «Детские подвижные игры народов мира». Под редакцией Т.И.Осокиной).

Сюжетно-ролевая игра «Чаепитие».

Беседа «Наши увлечения» (о том, как дети разных национальностей проводят свободное время).

ОД. «Чаепитие у разных народов». См. приложение Путешествуем по карте

Октябрь

Познавательное развитие

Тема: «Хлеб в культуре разных стран»:                                          Беседа «Хлеб разных стран».              

ОД «Хлеб – всему голова» (см. «С чего начинается Родина».  Под редакцией Л.А.Кондрыкинской).

Речевое развитие

Беседа «Моя семья» с рассматриванием фотографий семей  детей группы и семей разных народов  

Беседа «Как выглядит современный город, его жители».                     Беседа «Дома людей разных национальностей».            

Беседа. Традиции празднования Нового года и Рождества в России и разных странах (Франция, Америка, Россия, Италия).

Рассматривание картин:  Б.М.Кустодиев «Купчиха за чаем»,  К.А.Коровин «За чайным столом». Чтение  сказок разных народов.                      Сказка, сказочка, сказунья (викторина»-

Ю.А.Вакуленко). Разучивание  с детьми стихов разных стран «Как встречают Новый год в разных странах».

Художественно-эстетическое развитие  

Совместное творчество детей и родителей «Рисуем сказки разных народов».

Новогодний праздник «Новый год у разных народов».

Изготовление коллажа по р.н. сказкам.

                               Образовательный цикл «Путешествие по странам мира» Америка

Социально-коммуникативное развитие

 Игра «Кенгуру».                   Американская игра «Отгадай, что в носке».

Беседа о национальной одежде

Октябрь

Познавательное развитие

Беседа: «Достопримечательности Америки».  

ОД «Путешествие по карте мира. Америка».

Речевое развитие

Знакомство детей с американским  детским фольклором (считалки, шутки, песенки см..Ю.А.Вакуленко).

ОД «Дед Мороз и Санта  Клаус». Разучивание стихов. Чтение сказок.

Художественно-эстетическое развитие

«Нарисуй иллюстрацию к американской народной песенке». Прослушивание детских песен на английском языке. Разучивание танца «Ковбои».

Мастер – класс «Санта Клаус».

Аппликация «Головной убор - сомбреро».    

                          Образовательный цикл «Путешествие по странам мира. Япония»

Социально-коммуникативное развитие

Подвижная игра «Поймай дракона за хвост».                 Беседа «Чаепитие в Японии».

Беседа о национальной одежде

Ноябрь

Познавательное развитие

Беседа о традиционном японском доме с показом презентации и видео.                                           Беседа «Традиционные японские и русские  куклы -  сходство и отличия».  

ОД «Подружись с  Японией».

Речевое развитие

Рассказ воспитателя о вулканах.

Чтение сказок.

Разучивание стихов.

Художественно-эстетическое развитие

Разучивание  японской песни.

«Праздник игрушек» японская детская песня

Конструирование из бумаги – оригами «Кукла Чиогами».

                            Образовательный цикл «Путешествие по странам мира. Франция»

Социально-коммуникативное развитие

Французская игра «Птичка, пискни».

Беседа «Что такое этикет?».   Сюжетноролевая игра «Модный французский магазин».

«Султанчики и бубенчики» французская народная  игра.

Беседа о национальной одежде, о достопримечательностях еде и др.

Познавательное развитие

Рассматривание иллюстраций с изображением музыкальных инструментов (гитара, труба, барабан, маракасы, скрипка)

ОД «Путешествие по карте мира – Франция».

Упражнение на развитие графических навыков «Эйфелева башня».

Речевое развитие

Чтение сказок:  русской народной  «Морозко» и английской народной  «Госпожа Метелица» - сходство и различия.

Разучивание стихов.

Чтение сказок.

Художественно-эстетическое развитие

Прослушивание детских песен на французском языке.

Французская народная песня «Братец Яков».

Оркестр французская мелодия.

Модный  французский магазин. Оригинальная шляпка. Дефиле.

                            Образовательный цикл  «Путешествие по странам мира. Италия».

Социально-коммуникативное развитие

Игра «Поиграй с бумерангом».

Беседа о национальной одежде, быте, архитектуре и др.

Познавательное развитие

Просмотр презентации «Италия».            

Игровые упражнения: «Найди на глобусе Италию».

ОД «Венецианский карнавал».

Речевое развитие

Игра «Определи с помощью маракасов количество слогов в слове».                                           Знакомство с итальянской  народной сказкой  «Как у кенгуру появилась на животе сумка».

Разучивание стихов.

Чтение сказок.

Художественно-эстетическое развитие

Выставка рисунков животных «Мы живем в А Итальянская народная песня «Четыре таракана и сверчок».

Изготовление маскарадных масок.

                                  Образовательный цикл  «Хоровод людей планеты».

Социально-коммуникативное развитие

Игровая ситуация «Как принято здороваться у народов нашей планеты»

Дидактическая игра «Подбери картинку»

Познавательное развитие

Беседа «Мы разные, но  мы все вместе - жители и хозяева одной общей на всех планеты Земля».

ОД «Я и моя семья» (см. ж-л  «О мальчишках и девчонках, а также их родителях»

Н.А.Баранникова стр.57).

Речевое развитие

Рассказы детей «Какая страна понравилась? Что можешь рассказать о ней».

Рассматривание репродукции картины Ф.А.Малявина «Хоровод».

Художественно-эстетическое развитие

Выпуск газет  «Где мы бывали, что мы узнали».

Выставка творческих работ «Нарисуй себя в веселой компании детей разных национальностей».

3.Заключительный этап:

 Совместный досуг педагогов, родителей и детей «Игры народов мира».

 Презентация газет «Где мы побывали, что мы узнали».  Презентация проекта «Путешествие по странам мира» на родительском собрании.

 Итог: ОД «Путешествие по странам и континентам».  

Формы работы с родителями:

Круглый стол «Воспитание основ толерантности у дошкольников».      

Выпуск буклетов для родителей  с рекомендациями: « Как знакомить детей с разными национальностями».      

Консультация для родителей  с рекомендациями «Игры разных народов»,   «Формирование этнической идентичности посредством сказки».

Активное участие в сборе материала о странах мира.

Подбор атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

Совместное творчество детей и родителей «Рисуем сказки разных народов».

Совместное творчество детей и родителей «Шляпка своими руками»  

Содействие в изготовлении презентаций и газет на тему проекта.

Итоги проекта:

● Дети приобрели значимый  опыт  в творческой и познавательной деятельности.

● Обогатились представлений детей о  духовно-нравственных и социокультурных ценностях, принятых в семье, в мировом сообществе.

● Закрепились представления дошкольников о многообразии стран и народов мира, их традиций.

● Возрос уровень познавательных интересов дошкольников при знакомстве с окружающим миром.

● Улучшились детско-родительские отношения, которые приобрели позитивный характер через организацию совместной деятельности (совместного досуга).

● Возросла мотивация родителей  на приобщение к дошкольному образованию, в том числе на  развитие социального и эмоционального интеллекта, чувственности, предпосылок толерантности (терпимости к проблемам окружающих людей, способности установить и сохранить общность  с людьми, отличающимися от нас в каком либо отношении), личностных и  гендерных  качеств собственных детей.

● Заинтересованность родителей в дошкольном образовании детей подтвердилась  результативной совместной творческой деятельностью в рамках данного проекта.

Гипотеза проекта нашла свое подтверждение – несмотря на  различия некоторых внешних особенностей (цвет кожи, разрез глаз, одежда), люди на нашей планете Земля, в разных странах, похожи на нас в своих заботах и интересах, радости и печали, в желании быть счастливыми,  в отношении семейных ценностей.

Список используемой литературы:  

 1.В.В.Баронова «Грамматическое путешествие по странам и континентам». Издательство «ТЦ Сфера», оформление, 2016.

 2. «Игры, праздники, забавы в ДОУ» для детей 4-6 лет. Автор-составитель Ю.А.Вакуленко Издательство «Учитель», 2008.

 3. Программа «Народная культура и традиции». Автор-составитель В.Н.Косарева. Издательство «Учитель», 2013.

 4. «Игры, праздники, забавы в ДОУ» для детей 4-6 лет. Автор-составитель Ю.А.Вакуленко Издательство «Учитель», 2008.

 5. «Воспитание интереса и уважения к культурам разных стран у детей 5-7 лет в детском саду». Е.В.Соловьева, Л.В.Редько.- М. :Просвещение, 2014.

 6.А.Я.Чебан, Л.Л.Бурлакова «Знакомим дошкольников с народной культурой»  Сфера, Москва, 2012.

  7. «С чего начинается Родина?» Под редакцией Л.А.Кондрыкинской. Сфера, Москва, 2005г.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий, групповой проект. Тема: «Пушистая кошка – мягкие лапки».

Создание условий для успешного развития детей в изучении домашнего животного – кошки. Прививание детям бережного отношения к кошке. Воспитывать чувство сопереживания  ко всему живому....

Познавательно-творческий, групповой проект. Тема: «Как я рад, как я рад – утром снова в детский сад!!!»

Содержание проекта направлено на воспитание у детей чувства привязанности к дому, детскому саду, любимым людям. Расширить знания детей о жизни детского сада. Формировать чувства взаимопомощи, дружелюб...

Проект "Новый год в разных странах мира"

Ознакомления воспитанников с традициями празднования нового года в разных странах мира для познавательного развития...

Познавательно-творческий краткосрочный проект в подготовительной группе «Доброта внутри нас»

Познавательно-творческий краткосрочный проект в подготовительной группе «Доброта внутри нас»...

Познавательно-творческий краткосрочный проект в подготовительной группе «Доброта внутри нас»

Познавательно-творческий краткосрочный проект в подготовительной группе№6«Доброта внутри нас»Вид проекта: познавательный.Тип проекта: групповой, краткосрочныйСрок ...

Познавательно-творческо-исследовательский проект «Дотянуться до небес» в подготовительной группе

Проект «Дотянуться до небес»Тип проекта: познавательно-творческо-исследовательскийУчастники проекта: дети 6-7 лет дошкольной группы, воспитатели, руководители доп.образования ИЗО, КИК, пси...