Педагогический проект "Сводный хор детей и взрослых"
проект (старшая, подготовительная группа)

Орехова Татьяна Ивановна

Сегодня в обществе идет становление новой системы  дошкольного образования. Идеология введения ФГОС ДОО направлена на формирование принципиально нового взгляда на содержание, структуру и организацию дошкольного образования. Особое внимание уделяется формированию общей культуры, развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств, формированию предпосылок, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Интегративным результатом реализации ФГОС ДОО является создание развивающей образовательной среды: обеспечивающей духовно-нравственное развитие и воспитание детей; высокое качество дошкольного образования, его  доступность, открытость и привлекательность для детей, их родителей  и всего общества; гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников.

Среди различных видов музыкальной деятельности   пение занимает особенно важное место. В нем заключен большой потенциал  эмоциПроект по обучению детей пению имеет шанс помочь сделать жизнь ребенка более гармоничной. Систематичное обучение детей пению формирует их не только как творческую личность, но и способствует  развитию у ребенка музыкальной культуры, а это самая важная часть его общей культуры.  Содержание проекта призвано обогатить духовный мир детей.

Проект «Сводный хор детей и взрослых» составлен так, чтобы развивать у дошкольников, родителей и педагогов чуткость музыкального слуха, эмоциональную отзывчивость, умение выражать свои чувства, настроение, впечатления. Дети и взрослые должны сделать музыку достоянием своего личного опыта, возможность найти свой путь к музыке и продолжить его соразмерно собственным желаниям и возможностям. онального, музыкального и познавательного развития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt_svodnyy_hor.docx49.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Дюймовочка»

Педагогический проект

«Создание сводного хора детей и взрослых»

Разработал:

Орехова Татьяна Ивановна

музыкальный руководитель

г.п. Приобье

2018 г.

1.Краткая аннотация проекта

        Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Идеология введения ФГОС ДОО направлена на формирование принципиально нового взгляда на содержание, структуру и организацию дошкольного образования. Особое внимание уделяется формированию общей культуры, развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств, формированию предпосылок, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Интегративным результатом реализации ФГОС является создание развивающей образовательной среды: обеспечивающей духовно-нравственное развитие и воспитание детей; высокое качество дошкольного образования, его  доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей  и всего общества; гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников.

Среди различных видов музыкальной деятельности   пение занимает особенно важное место. В нем заключен большой потенциал эмоционального, музыкального и познавательного развития. Правильное пение с детства успешно развивает и музыкальный слух, и певческий голос. Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией! Что касается значения пения как средства самовыражения, то его трудно переоценить. Оно очень хорошо действует на психоэмоциональное состояние человека. Еще одно важное достоинство пения – оно помогает расслабиться, избавляет от стрессов, облегчает общение. Эти свойства пения особенно ценны для современных детей.

        Так что занятия пением, овладение приемами классического и всеми формами народного певческого искусства – один из путей к здоровью и очень важная составляющая здорового образа жизни. Занятия пением помогают развивать социально-личностные и коммуникативные качества, помогают организовать и объединить детский коллектив. В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка.

        Наблюдения педагогов и специальные исследования убедительно показали, что пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, а также средство физического воспитания и развития детей.  В процессе пения – сольного и хорового – укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения способствует формированию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья, а также развивает у детей внимание, наблюдательность, дисциплинированность, ускоряет рост клеток, отвечающих за интеллект человека, повышает умственную активность мозга.

2. Обоснование проекта

Проанализировав свой опыт работы со старшими дошкольниками, я пришла к выводу, что дети мало поют в самостоятельной деятельности, творческие проявления почти отсутствуют, что может отрицательно повлиять на развитие их творческого потенциала и успешность в школе.  В современных программах, по моему мнению, недостаточно уделяется внимание развитию певческих способностей детей.

Степень новизны проекта обусловлена развитием полноценного восприятия искусства и активном приобщении к музыке через вокально-хоровое пение, как наиболее массовой формы музыкально-эстетического воспитания дошкольников.         

Цель: формирование интереса к пению у детей и взрослых.

Задачи:

  1. Развитие вокально-хоровых навыков участников хора.
  2. Расширение знаний родителей о важности совместного

пения с детьми.

  1. Обогащение эмоциональных впечатлений.
  2. Воспитание дружеских чувств в коллективе.

3. Основное содержание проекта

        Основной формой организации работы по реализации мероприятий проекта является  исполнение вокальных произведений в ходе детской музыкальной НОД и репетиций с их родителями,  проводимых согласно ежемесячному  тематическому плану работы  с учетом интересов и способностей детей, в индивидуальной и коллективной форме. Продолжительность НОД до 25 минут.

Для решения поставленной цели в ходе реализации инновационного проекта используются следующие формы:

  • Слушание;
  • Экспериментирование со звуками;
  • Распевка;
  • Совместное пение;
  • Индивидуальное музыкальное исполнение;
  • Импровизация;
  • Творческое задание;
  • Концерт-импровизация;
  • Музыкально-дидактические игры;
  • Танцевальные разминки и композиции.

Обучение пению осуществляется на основе общепедагогических принципов.

  1. Принцип воспитывающего обучения

В процессе обучения детей пению, воспитываю у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, способствую обогащению духовного мира ребенка.

  1. Принцип доступности заключается в том, что содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми  подбираю, соответственно возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы.
  2. Принцип постепенности, последовательности и систематичности заключается в постепенном переходе от усвоенного к новому.
  3. Принцип наглядности. Основной прием наглядности — это образец исполнения песни педагогом. В процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений.
  4. Принцип сознательности. В современной педагогике знания, умения считаются усвоенными сознательно, если они хорошо понятны детям. Сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром.
  5. Принцип прочности. Выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Чтобы повторение песен не наскучило детям, стараюсь разнообразить этот процесс, внося элементы нового.

4. Инновационная направленность проекта

Для самостоятельного активного, целенаправленного развития детей в группах созданы центры музыкального развития, где имеются: шумовые и музыкальные инструменты, нестандартное оборудование; музыкально - дидактические игры; персонажи кукольного театра; различные атрибуты; портрет композитора, с произведениями которого дети знакомятся в ходе НОД. Содержание проекта включает в себя НОД разных видов: сюжетную, доминантную, интегрированную, мини-концерты, на которых решаются вокальные, творческие и воспитательные задачи. В ходе непосредственной образовательной деятельности сочетаю разные формы работы, в соответствии с ФГОС: 

  1. Слушание;
  2. Экспериментирование;
  3. Исполнение;
  4. Вокально-хоровая работа;
  5. Импровизация;
  6. Подвижные игры с музыкальным сопровождением:
  7. Музыкально-дидактические игры;
  8. Танцевальные разминки и композиции.

Весь воспитательно - образовательный процесс проходит в игровой форме.  Содержание работы по развитию певческих и творческих способностей зависит от полноты знаний педагогом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Наблюдательность, доброжелательность педагога в сочетании с педагогическим тактом, позволяет правильно выбрать именно ту форму оказания помощи ребёнку, в которой он нуждается в данный момент.

НОД реализуется с учётом возрастных особенностей детей. Данную работу начинаю с детьми трехлетнего возраста. Особое внимание уделяю звукообразованию: учу петь протяжно, естественным, светлым звуком без напряжения и крика. В средней, старшей и подготовительной группах работа над певческими навыками продолжается. Более углубленную работу в этом направлении веду на занятиях детского музыкального театра, который посещают дети 5-7-летнего возраста. Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата, поэтому для достижения этой цели на каждом занятии провожу разминку – артикуляционную гимнастику, дыхательные упражнения  по системе Емельянова В. В. Эти упражнения не только развивают певческий голос, но и способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка. Упражнения на артикуляцию детям интересны, доступны, т.к. провожу их в игровой форме. Сами того не замечая, дошкольники решают в игре сложные задачи по развитию дикции и артикуляции.

        После проведения артикуляционной гимнастики, использую интонационно–фонетические упражнения, которые помогают преодолеть дефекты речи, выравнивают гласные и согласные звуки. Пение гласных в той или иной последовательности преследует определенную цель в зависимости от того, на какое тембровое звучание нужно настроить голос. В практической работе с детьми за основу певческой артикуляции принято расположение губ в полуулыбке. При таком расположении гортань поднимается, голосовые связки работают в более тонком режиме, голос звучит легко, светло. Расположение губ в полуулыбке способствует нахождению близкой вокальной позиции, которая характеризует правильное звукообразование. Особое внимание обращаю на раскрепощение подбородка. «Проверка» осуществляется открыванием рта руками, приложенными к щекам.         

        Игры со звуком являются непременным условием на наших занятиях. Ребенок должен получить о нем совершенно точное представление. Мы говорим о том, что звук обладает определенными свойствами. Его нельзя потрогать, можно лишь услышать. Звук может быть плоский, круглый, высокий, низкий, сердитый, ласковый, нежный. Материалом для звука может служить все, что угодно: элементарные инструменты, нитки, воздушные шары, обручи, мячи, мыльные пузыри – в общем, все то, что подскажет фантазия педагога и воспитанников. Часто провожу игру «Волшебная коробочка». Детям нравится тянуть ниточку из коробочки. Они видят, как тянется ниточка, а с ней и звук. Понимают, что у звука есть начало и конец. Дети тянут ниточку на любой гласный звук; по ней можно спеть сверху вниз и наоборот. Ниточка ровная, шелковистая и звук тоже должен быть ровным. Если ниточка совершает волнообразные движения, то и звук может быть волнистым и т.д.

        Работа с руками – обязательное условие на занятиях. Руки «отвечают» за определенные участки коры головного мозга. Они помогают осуществить музыкальные действия более осмысленно, эстетично, выразительно и разнообразно, что позволяет достичь успехов даже с самыми слабыми детьми. На занятиях создаю ситуации, когда ребенок обязательно начинает работать руками. Руки внизу – низкий звук, вверху – высокий, руки совершают отрывистые движения – звук отрывистый на стаккато, мягкие движения рук – плавный звук. Этот прием помогает детям сознательно управлять процессом звукоизвлечения. В вокальной работе использую упражнения с ладовокальными жестами. При помощи жестов дети учатся петь устойчивые ступени от любого звука.

        Красивые, пластичные движения рук, качественное дирижирование, активные, широкие движения, положительные эмоции – все это оказывает благотворное влияние на психологическое и физическое здоровье детей.

        Пальчиковые игры – еще один необходимый прием на музыкальных занятиях. Они развивают мелкую моторику, отвечают за речь, развивают творчество, фантазию, вырабатывают выразительность речи. То быстрый, то размеренно неторопливый, иногда распевный темп рифмованных строк воспитывает плавность, размеренность, ритм речи, развивает дыхание.         Большое значение для закрепления певческих навыков имеют игры с пением. Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни.

Для формирования ладотонального звука незаменимыми являются задания на развитие песенного творчества. Детям предлагаю поиграть в музыкальные вопросы и ответы. Вопросно-ответная форма упражнения или задание закончить мелодию, начало которой спел педагог, способствует активизации внутреннего слуха, развитию творческой инициативы.

        Фантазия, воображение, элементы творческих проявлений сопровождают каждую игру, а возможность играть без сопровождения, под собственное пение, делает эти игры наиболее ценным музыкальным материалом. В играх с пением дети упражняются петь a capella. Под влиянием эмоций, вызываемых игрой, ребенок старается точно передать мелодию, текст, а, главное, то настроение, которое несет в себе данная песня. Общее воодушевление в игре, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Важно в каждом ребенке поддерживать заинтересованность, помочь детям приобрести веру в себя, освободиться от напряжения, стеснения.

        Основные требования, предъявляемые к детскому репертуару - это идейная направленность, высокие художественные достоинства и доступность для восприятия и исполнения.  При выборе песни  всегда учитываю, как она помогает решению воспитательных задач, расширению представлений, углублению чувств, что она вносит нового в усвоение певческих навыков и какова степень трудности ее исполнения, отвечает ли она интересам и потребностям детей.  Большое значение имеют особенности музыкального языка детской песни. Песня должна быть написана в удобной тесситуре с учетом голосовых возможностей дошкольника. Перед тем как разучивать песню с детьми, обязательно анализирую ее по следующей схеме:

  1. Воспитательная ценность: основная идея и характер музыкального воплощения.
  2. Литературный текст: общая оценка художественных качеств, особенности текста.
  3. Мелодия: характер мелодии, интонационная выразительность, лад, размер и т.д.
  4. Особенности для детского восприятия: фортепианное сопровождение, художественные достоинства, выразительность, доступность.
  5. Структура (форма) песни: одночастная, двухчастная, куплетная.

        Организация учебно-воспитательного процесса детей в области пения, прочность усвоения ими песенного материала, положительная результативность полностью зависит от богатства и разнообразия форм работы, используемых на музыкальных занятиях с детьми в детском саду.  Для   формирования интереса к пению, для развития и закрепления у  детей певческих навыков (чистота интонирования, звукообразование, ансамблевое пение, дикция, дыхание), я  использую  дидактические  пособия по развитию певческих способностей «Поём и играем», по обучению нотной грамоте «Музыкальные ступеньки» - это нисколько не утомляет  детей, а наоборот, привносит  разнообразие и живой отклик.  Правильное воспитание певческого голоса происходит на основе развития музыкального слуха, накопления музыкально-слуховых представлений. Вся вокально-хоровая работа с детьми строится на всестороннем развитии музыкального вокального слуха: звуковысотного, мелодического, гармонического, полифонического ладового, динамического, тембрового. Большую роль в обучении хорошему пению играет пение без сопровождения инструмента (а капелла) и без поддержки голоса музыкального руководителя. Необходимость постоянно контролировать свое пение и пение товарищей обостряет слуховое внимание, вырабатывает слуховой самоконтроль. Оно обеспечивает более чистое и «острое» интонирование, способствует выработке единства в исполнении ритма, произношения литературного текста, учит детей понимать особую красоту чистого, совершенного звучания человеческих голосов, составляющих хор.

Начинаю НОД с музыкального приветствия: «Здравствуйте, ребята!» (мелодия в восходящем направлении в мажоре), дети в ответ: «Здравствуйте!» (мелодия в нисходящем направлении в мажоре).  

        В игровой форме провожу комплекс различных подготовительных упражнений к дальнейшей вокально-хоровой деятельности. Затем мной, хореографом и детьми исполняется танцевальная разминка, поднимающая настроение и способствующая развитию чувству ритма и двигательной активности детей. Затем я предлагаю детям сесть на места, т.к. им необходимо отдохнуть после двигательной нагрузки. Далее я осуществляю работу по восприятию детьми музыкальных произведений. Этому прекрасно способствует авторское дидактическое пособие по развитию восприятия музыки «Музыкальные картинки». С помощью картинок воспитанники учатся различать музыкальные произведения по настроению, темпу, динамике, регистру, штрихам. Чтобы это было интересно, понятно и доступно детям, музыкальные понятия соотносятся с изображениями животных, насекомых, птиц, т.к. это очень близко детской природе. Например, различать регистры: высокий, средний, низкий, детям   предлагается с помощью соответственно: птички, собаки, медведя. Определить темп музыкального произведения детям помогут черепаха (очень медленно), ёжик (умеренно), ласточка (быстро), муха (очень быстро). Более сложным заданием для детей будет выкладывание на фланелеграфе карточек   с музыкальными терминами, определяющими динамику произведения: p, mf, f, а также музыкальные украшения - штрихи: связно, отрывисто, отчётливо.

         Далее идёт тщательная работа по подготовке голосового аппарата к пению: артикуляционная и дыхательная гимнастика, распевание.  Детям старшего дошкольного возраста я предлагаю различные задания по развитию песенного творчества. Затем начинается работа над совершенствованием вокально-хоровых  навыков. При обучении дошкольников пению, слежу за тем, как они сидят, стоят, держат корпус, голову, как открывают рот. Во время пения дети 5—6 лет сидят  прямо, не прислоняясь к спинкам стульев (в таком положении у них лучше работает главная дыхательная мышца — диафрагма). Дети 3—4 лет сидят, опираясь на спинки стульев, руки кладут на бедра, ближе к туловищу. Голову держат прямо, без напряжения, не вытягивая шеи. Песни разучиваются сидя. Выученные песни по выбору детей чаще всего исполняются стоя, так как при этом дыхательные мышцы, даже у трехлетних детей, работают лучше и звучность пения заметно улучшается.

        Средством развития творческой деятельности дошкольников являются, например, такие задания, как сочинение мелодии в заданном жанре. Дети представляют себе, что они стали настоящими композиторами. Ноты последней части припева песни потерялись, и им нужно закончить произведение. Также предлагаю сочинить колыбельную, плясовую на слог «ля», марш на слог «тра-та-та», придумать ритмический рисунок на нетрадиционных шумовых и музыкальных инструментах.

Итогом творческого решения является выразительное исполнение дошкольниками сочинения.

Продуктивны творческие игры, например, «Эхо», когда один ребенок напевает свое имя, а остальные хором повторяют. Педагог поет: «Где летал, воробей?», а ребенок придумывает музыкальный ответ.

        В завершении занятия предлагаю детям игру на музыкальных инструментах,  а также  исполнение танцевального номера или музыкально-ритмической композиции с пением, в соответствии с темой данной НОД. Таким образом, дети получают заряд положительных эмоций, удовлетворяют потребность в двигательной активности, в непринуждённой форме получают разнообразные необходимые знания, умения и навыки в области музыкальной культуры.          

5.  Ресурсы

Временные: проект рассчитан на один учебный год.

Информационные:

  • Консультации для родителей в папках-передвижках «О песне», «Несколько советов взрослым по охране певческого голоса детей дошкольного возраста»;
  • Выступление на родительских собраниях в данных группах с презентациями: «Музыка развивает эмоциональный мир ребёнка»;

«Пение в хоре способствует духовному развитию детей»;

  • Анкетирование родителей по вопросам музыкального развития детей в семье.

Методические (интеллектуальные):

  • содержание НОД в ходе реализации проекта;
  • методика диагностики уровня музыкального развития детей старшего дошкольного возраста С. И. Мерзляковой.

Материально-технические:

  1. Музыкальный зал;
  2. Музыкальные инструменты (фортепиано, электронный синтезатор);
  3. Детские музыкальные и шумовые инструменты;
  4. Музыкальная аппаратура: центр, магнитофон, микрофоны;
  5. Фонотека;
  6. Музыкально-дидактические игры и упражнения, наглядные пособия;
  7. Картотека:
  • артикуляционные, дыхательные, фонопедические, двигательные упражнения;
  • пальчиковые игры, игры с палочками.

6. Целевая аудитория: дети старшей и подготовительной групп (5-7 лет), количество  -  40 детей и их родители (по желанию).

7. План - график реализации мероприятий проекта

№ п/п

Мероприятия

Сроки проведения

1 этап (подготовительный):

1.

Создание развивающей среды: подбор и изготовление музыкально-дидактических игр, пособий.

Сентябрь

2.

Определение направления работы с учетом уровня развития каждого ребенка (составление перспективного плана проекта);

Мультимедийная презентация проекта для родителей детей, посещающих старшую и подготовительную

группы.

Октябрь

2 этап (основной):

1.Работа с детьми

1.

Диагностика музыкального развития детей на начальном этапе реализации проекта.

Сентябрь

2.

Организация НОД с учётом интеграции по формированию интереса детей к пению: «В стране весёлых песен»; «Музыка леса»; «Загадки маленькой Феи»; «Волшебная корзинка».    Создание условий для  закрепления детьми полученных знаний и умений в самостоятельной деятельности: проведение музыкально-дидактических игр и упражнений.

Октябрь-апрель

3.

Организация мероприятий с целью закрепления полученных знаний детьми: развлечения, праздники, досуги, игровые программы.

4 раза в течение учебного года

4.

Участие детей в мероприятиях разного уровня  (как внутри детского сада - КМО, так и на уровне муниципального образования г. п. Приобье - Фестиваль детского музыкального творчества).

Согласно годовому плану ДОУ

5.

Диагностика музыкального развития детей по итогам  реализации проекта и дальнейшее планирование работы.  

Май

2. Работа с родителями

1.

Анкетирование родителей с целью изучение уровня родительской компетентности в вопросах музыкального развития на начальном этапе реализации проекта.

Сентябрь

2.

Мультимедийная презентация проекта с целью ознакомления и привлечения к его реализации.

Октябрь

3.

Работа с родителями с использованием нетрадиционных форм работы:

  • создание сводного хора детей и родителей;
  • репетиционная деятельность хора;
  • выступление на праздничных утренниках.

Октябрь – ноябрь.

Февраль – май.

4.

Анкетирование родителей с целью изучения уровня родительской компетентности в вопросах музыкального развития по итогам реализации проекта и дальнейшего планирования работы.  

Май

5.

Презентация проекта с целью ознакомления с полученными результатами по итогам реализации проекта.

Презентация фильма «Мы любим петь» о работе сводного хора.

Май

3.Методическая работа (обмен педагогическим опытом)

1.

Открытый просмотр и участие в программе осеннего развлечения, концерта к Дню матери с выступлением сводного хора детей и взрослых сообществу внутри детского сада.

Октябрь

2.

Распространение опыта работы по данному направлению.

Октябрь-апрель

3.

Проведение тематических консультаций, рекомендаций для педагогических работников.

Октябрь-апрель

4.

Презентация на районном методическом объединении педагогов ДОУ собственных методических разработок, пособий, дидактического материала.

Март

5.

Выступление сводного хора на «Балу королевства бантиков»,  на  выпускном вечере «Город детства».

Март,

Май

  1. Ожидаемые результаты:
  1. Сформированность у 85% воспитанников устойчивого интереса к пению.
  2. Активное желание участвовать в концертной деятельности.
  1. Перспективы развития проекта:

        по результатам реализации проекта планируется:

  • разработать методическое пособие по данной теме для детей старшего дошкольного возраста;
  • создать фильм о работе сводного хора детей и взрослых, с целью пропаганды вокально-хоровой деятельности (рабочее название фильма «Мы любим петь»).

  1.  Литература 

  1. Арсеневская О. Н., «Система музыкально-оздоровительной работы

    в   детском саду», Волгоград: Учитель, 2011.

  1. Арсенина Е. Н. «Музыкальные занятия Средняя группа», Волгоград: Учитель, 2011.
  2. Афанасенко Е.Х, Клюнеева С.А. «Детский музыкальный театр», Волгоград: Учитель, 2009.
  3. Ветлугина Н.А. «Методика музыкального воспитания в детском саду», М., «Просвещение», 1989.
  4. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. «Детство с музыкой», СПб, Детство-ПРЕСС, 2010.
  5. Голованова И. Н., Власенко О. П. «Окружающий мир и музыка» (Издательство «Учитель», 2007).
  6. Демченко А. Д. «Технология моделирования резонансного голосообразования» (авторская методика).
  7. Дзержинская И.Л. «Музыкальное воспитание младших дошкольников» – М.: Просвещение, 2006.
  8.  Доронова Т.Н. «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями» – М., 2002.
  9. Дубровская Е. Д. «Ступеньки музыкального развития» (Издательство «Просвещение», 2006).
  10. Емельянов В.В. «Фонопедический метод развития голоса», 1999.
  11. Зацепина М.Б. «Музыкальное воспитание в детском саду: программы и методические рекомендации» – М.: Мозаика-Синтез, 2008. 
  12. Казакова Т.Г. «Детское творчество – мир ярких, удивительных образов» //Дошкольное воспитание, 1993, № 4. 
  13. Костина Э. П. «Камертон» программа музыкального образования детей («Линка – Пресс, 2008).
  14. Лузина Е. Л. «Поющие сердечки» (авторская программа для специальных школ).
  15. Мадорский Л. Р. «Музыкальное воспитание ребёнка», М., Айрис ПРЕСС 2011.
  16. Малахова Л. «Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста» – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
  17. Метлов Н.А. «Музыка детям», М., «Просвещение», 1985.
  18. Орлова Т.М., Бекина С.М. «Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5 – 6 лет», М., «Просвещене», 1987.
  19. Орлова Т.М., Бекина С.М. «Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6 – 7 лет» М., 1988.
  20. Стулова Г.П. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению», М., Издательство «Прометей», МГПУ им. В.И.Ленина,1992.
  21. Тарасова К. «Онтогенез музыкальных способностей» — М., 1988.
  22. Тарасова К.В., Кузьмин В.Е., Исаева И.Е. «Диагностика музыкальной одарённости детей дошкольного возраста» – М., 1994.
  23. Шахпас С. Г. «Программа музыкального воспитания» (программа дополнительного образования).
  24. Юдина Е., Егошина В. «Первые шаги к творчеству» //Дошкольное воспитание, 1991, № 8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Использование педагогической технологии сближения детей и взрослых "

В мастер -классе представлены варианты коммуникативных игр...

«Музейная педагогика как форма организации совместной деятельности детей и взрослых» презентация для доклада на Фестивале педагогических идей

Презентация опыта работы педагогов дошкольного учреждения по созданию и функционированию мини-музеев в детском саду на фестивале педагогических идей...

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Успешное внедрение в практику нового направления дошкольной педагогики - экологического воспитания детей может осуществляться лишь в условиях строго определенной организации эколого-педагогической раб...

Мастер-класс «Использование педагогической технологии эмоционального сближения детей и взрослых»

Мастер-класс «Использование педагогической технологии эмоционального сближения детей и взрослых». Цель: повысить уровень осознания эмоциональной сферы детско-родительских отношений: дать уча...

Педагогический проект"Знать должны и взрослые, и дети, что здоровье - главное на свете"

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Привычка к здоровому образу жизни – это главная, осн...

Педагогический проект «Дорожная азбука для детей и взрослых».

Цель проекта: - организовать эффективное взаимодействие  по обеспечению безопасности дорожного движения  среди детей, родителей и педагогов.Задачи:- повышение уровня профессиональной ко...