"Игровые технологии как средство развития ребенка в ДОУ"
статья

Бурханова Насима Мунировна

Публикация в интернет журнале https://planeta-p.space/jonrnal

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые технологии как средство развития ребенка в ДОУ

     Игра – ведущий вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, посредством которой он органично развивается.
     По ФГОС во главу воспитательно - образовательного процесса ставится индивидуальный подход к ребенку через игру.
     Игровые моменты проходят очень живо, в эмоциональной обстановке, в атмосфере доброжелательности, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.
    Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

    Применение игровых технологий:

- Способствует преодолению пассивности.
- Повышает познавательный интерес.
- Вызывает эмоциональный подъем.
- Тренирует память.
- Развивает внимание.
- Развивает мышление.
- Помогает выработать речевые умения и навыки.
- Способствует развитию творчества.

     Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

     Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

     Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка “школой сотрудничества”, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.

     Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.        Однако существует аспект их использования, который направлен на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду: они могут быть использованы для нивелирования отрицательных факторов, влияющих на снижение его эффективности. Если с детьми занимаются игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять своим поведением, легче переносить запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, более “пристойно” выражают гнев, избавляются от страха. В их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением отношений людей. В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств используются народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками.
    Используя в педагогическом процессе народные игры, воспитатели не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: они одновременно приобщают воспитанников к народной культуре. Это важное направление регионального компонента 
образовательной программы детского сада, которое пока еще развито недостаточно.

     Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей. Например, они используются в работе логопедов в детских образовательных учреждениях (театрализованные игры в коррекции заикания и др.).

     Театрально-игровая деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

     Организация познавательной деятельности в ДОУ требует от педагогов поиска новых решений. Высокие технологии стали полноценной частью повседневной жизни, даже дошколята умеют на начальном уровне пользоваться современной техникой. Внедрение ее в образовательный процесс облегчает усвоение огромного объема информации, однако требует новых методов обучения. Игровые технологии в ДОУ представляют собой гармоничное соединение традиционных методик с новейшими достижениями техники. 

     Интерактивные доски, песочные столы, мультимедийные комплексы, робостолы – без них сложно представить полноценный процесс развития. Они дают возможность уйти от статичной подачи материала. С использованием видео, аудио, интернета воспитатель делает занятия яркими, познавательными, мотивирует детей к дальнейшему обучению. Интерактивные средства позволяют:

-наладить взаимодействие в группе;

-получать мгновенную ответную реакцию на определенное действие;

-гармонично развивать техническое, эмоциональное и творческое направления.

     Немаловажную роль при этом играет комфортная атмосфера, которую создает удобная мебель, яркое оформление, дополнительные аксессуары.     Оборудование безопасно для здоровья детей.

     Современные игровые технологии развития детей дошкольного возраста

Преимущество интерактивных технологий – обучение действием. Выполнив что-либо на практике, человек лучше запоминает и усваивает правило или понятие. Незаменимые помощники – интерактивные средства: столы, планшеты, доски. Их применение способствует развитию памяти, внимания, расширению лексического запаса. 

     При помощи игровых технологий, в коррекционных группах

предполагается делать акцент на развитие речи, коррекцию произношения, формирование правильного дыхания и артикуляции, увеличение словарного запаса. Необходимо обратить внимание на логопедические комплексы — дидактические развивающие, сенсорные, интерактивные. Оборудование выполнено из безопасных материалов. Интерес у детей вызывает внешнее оформление: яркие оттенки, привлекательные изображения.

Простейшими наборами станут кукольный театр и «Сундучок логопеда». Материалы помогут педагогам организовать тематические занятия.

Интерактивные мультимедийные комплексы  направленны на развитие мыслительной деятельности, речевой активности, мелкой моторики, позволят быстрее достигать целей занятий.

     

     И с помощью игр — воспитатель открывает для детей маленькую дверь в большой мир!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Игровые технологии как средство адаптации ребенка к условиям ДОУ"

При адаптации детей к уловиям ДОУ основным средством взаимодействия педагога является игра. Игровые технологии способствуют развитию детей и более легкой адаптации....

«Игровые технологии как средство адаптации ребенка к условиям ДОУ».

Цель игр с детьми в адаптационный период —— это не развитие и обучение ребенка, а эмоциональное общение, налаживание контакта между ребенком и взрослым....

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К УСЛОВИЯМ ДОУ

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К УСЛОВИЯМ ДОУАдаптационный период является серьезным испытанием для детей раннего возраста: поступление ребенка в дошкольное учреждение затрагивает в...

Конспект на тему: "Игровые технологии как средство развития ребенка в ДОУ"

laquo;Игровые технологии как средство развития ребенка в ДОУ»Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с ...

Игровая деятельность и игровые технологии как средство развития речи детей дошкольного возраста с ОВЗ

Доклад о роли  игровой деятельности и игровых технологии в развитии речи детей с ОВЗ...

Взаимосвязь речи и мышления, их роль в развитии личности ребёнка. Игровые технологии как средство развития мышления и речи дошкольников.

Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому...