Сказка как средство развития эмоционального интеллекта у старших дошкольников
консультация

Соломина Ирина Александровна

      Уважаемые коллеги, делюсь с вами как сказка помогает в развитии эмоционального интеллекта ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказка как средство развития эмоционального интеллекта у старших дошкольников

                В современных условиях развития дошкольного образования все больший исследовательский и практикоориентированный интерес вызывают вопросы взаимосвязи эмоционального и рационального, чувств и разума. В связи с этим в настоящее время актуальным объектом научных исследований является явление эмоционального интеллекта, объединяющего в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению. Данная область научного познания является сравнительно молодой и насчитывает чуть больше одного десятилетия. Тем не менее, можно говорить о том, что ею занимаются педагоги и психологи всего мира, среди которых Л. Моррис, Э. Ориоли, Д. Карузо, Д. Гоулман, С. Гринспен, Г. Орме, К. Кеннон и многие другие.

             Говоря об эффективных методах развития эмоционального интеллекта, приоритетное значение мы отдаем сказке как традиционному средству, позволяющему в привлекательной для ребенка форме познать себя, окружающий мир, приобщиться к реалиям общества, в котором он развивается. Огромным преимуществом этого жанра является то, что благодаря лирическим моментам, образности языка, красочности, эмоциональной окрашенности и доли вымысла сказка позволяет научить ребенка очень многому, без прямого намека на указание к действию. Сказка является действенным средством в развитии нравственного воспитания детей дошкольного возраста, формирования у них навыков коммуникации, становления образа-Я, а также развития эмоциональной сферы личности.

      В свою очередь, в процессе работы со сказкой эмоциональный интеллект получает свое развитие весьма продуктивно. За счет образности языка, эмоциональной окрашенности событий, происходящих в сказке, происходит полное погружение ребенка в сюжет. За счет захватывающих образов персонажей, благодаря сопереживанию героям и умению поставить себя на их место, у детей происходит развитие чувства эмпатии, идет естественная вербализация эмоций посредством обозначения их словом в монологах и диалогах персонажей. Также развивается способность к эмоциональному воображению, то есть представлению конкретных эмоций того или иного героя в образах, понятных ребенку. Дошкольник как бы мысленно встает на место персонажа и пытается понять его чувства, мысли, эмоции, а в соответствии с этим происходит восприятие сказки с опорой на свой эмоциональный опыт.

        Сказка имеет определенный язык, который отражает её уникальность, содержание и назначение в жизни людей. Именно художественный язык сказки делает её интересной и доступной для детей, воплощая в себе синтез всех поэтических средств выразительности: эпитетов, гипербол, метафор, олицетворений, повторов, антитез, описаний, повторения глаголов и т.д.

      Сказочные тексты, в свою очередь, не только учат детей, прививая нравственные ценности, развивают речь, но и оказывают немаловажное влияние на эмоциональный опыт ребенка.

      Как отмечает Э.В. Померанцева, большую роль в сказках играет описание, благодаря которому мы помогаем ребенку узнать облик героя, его силу, характер, чувства и переживания. В сказках описание может являться как развернутым, так и выражаться с помощью устойчивой формулы: «Ни в сказке сказать, ни пером описать». Данная формула позволяет детям додумывать эмоциональное содержание отдельных ситуаций, например, при описании душевного состояния героев. Ребенок в этом случае будет опираться на свой опыт, знание эмоций, их характеристик, что в свою очередь, будет способствовать лучшему пониманию эмоций других, развитию чувства эмпатии. Развернутость описания способствует обозначению в речи характеристик, присущих какой-либо эмоции, способах её выражения. Ребенок в данном случае, пополняет свой активный и пассивный словарь, учится выражать эмоции вербально не только в рамках сказочной ситуации, но и с перспективой на реальную жизнь.

              Следующее средство выразительности, часто используемое в сказке – это олицетворение, благодаря которому неодушевленным предметам присваиваются качества, способности, черты живого существа. Олицетворение часто сопровождается описанием, для лучшего понимания читателями назначения того или иного объекта в сказке. Стоит отметить, что зачастую, дети в процессе игры сами наделяют живыми характеристиками игрушки и предметы неживого мира, так они познают себя, активизируя прошлый опыт и приобретая, тем самым, новый. В сказках олицетворение может быть довольно образным, эмоционально окрашенным, благодаря такому средству, ребенок сможет использовать приобретенные знания в организации собственной игры, а также в рамках межличностного взаимодействия. Обогащение эмоционального опыта будет происходить за счет наделения «живым» неодушевленных объектов, тем самым формируя отношение ребенка к предметам окружающего мира, например, деревья живые, значит, с ними нужно обращаться соответственным образом. Также посредством отождествления неодушевленных объектов с характеристиками живых людей, дети смогут идентифицировать себя с каким-либо предметом, позволяя абстрагироваться от реальности. Данная способность является очень важным компонентом в выражении своих эмоций, например, если ребенок боится выражать свои мысли, чувства и переживания, то сопоставление себя с неодушевленным предметом, позволит ребенку раскрыться, так как он говорит не за себя, а за предмет.

          Также, особое место в сказке занимает такое средство выразительности, как троекратное повторение, которое способствует усилению действия, приданию ему значимости, например, «Три дня и три ночи брел Иван по лесу…». На наш взгляд, эмоциональное содержание данного средства, может быть использовано в сопровождении с наглядным материалом, который отражает действие в сказке. Работа педагога будет заключаться в том, чтобы обратить внимание детей на данную особенность: «Почему именно три дня?». Дети могут не придать значения утраиванию действия, хотя именно в этом и может содержаться основное назначение сказки. В работе с наглядным материалом педагог может задать детям вопросы эмоционального характера, например, «Как вы думаете, что испытывал Иван в это время? Какие чувства и эмоции у него могли возникнуть?». Такой прием позволит детям обратиться к своему опыту, встать на место другого, прочувствовать всевозможные проявления эмоций, так как каждый человек проживает их по-разному.

       Использование такого средства в сказочном сюжете, как градация, позволяет детям проследить все стадии какого-либо действия, а также определить их значимость посредством усиления действий, что способствует усилению эмоций дошкольников. На примере известной сказки «О рыбаке и рыбке» можно проследить отождествление эмоций с волнением моря: «не спокойно синее море; помутнело синее море; разбушевалось синее море», благодаря такому сравнению мы можем показать ребенку стадии эмоций, в данном случае, гнева. Сначала гнев носит скрытый характер и проявляется во внутреннем негодовании, затем гнев приобретает внешние проявления – мимика, и на последней своей стадии гнев выражается посредством не контролируемых эмоций. На наш взгляд, такое средство выразительности позволит детям распознавать свои эмоции, уметь выражать их, а также учиться навыкам саморегуляции на уровне не только внешнего, но и внутреннего самоконтроля

Таким образом, изучение влияния средств выразительности сказки на развитие эмоционального интеллекта детей доказывает эффективность выбранного средства в развитии у дошкольников понимания собственных эмоций, эмоциональных состояний и переживаний других людей.

Однако для полноценного развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста недостаточно простого чтения и пересказа сказки. В данном случае от педагога потребуется знание и владение методикой применения в образовательном процессе различных приемов работы со сказкой.

Видовая классификация приемов работы со сказкой имеет достаточно широкий диапазон, в своей работе мы отразили приемы, которые подходят для развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

Согласно классификации, которую выделяет Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, приемы работы со сказкой могут быть следующего вида:

1. Интерпретация сказок. Идея данного приема заключается в том, что каждая сказочная ситуация содержит в себе скрытый смысл, который зашифрован в сказочных образах. Именно благодаря «расшифровке» скрытого смысла, ребенок проникает в саму сказку, чувствует и понимает настроение произведения, её героев, он действует в ней опосредовано, посредством образов и эмоций, но в то же время именно эта особенность позволяет ребенку раскрыться, пропустить всё через себя, что способствует развитию эмпатии и умению прислушиваться к себе. Данный прием заключается в анализе сказки после её непосредственного прочтения педагогом. Работа взрослого на данном этапе является достаточно обширной, так как педагог помогает детям осмыслить прочитанное произведение, наталкивая на истинный смысл, который заложен в сказке. Это понимание приходит к детям с помощью наводящих вопросов: «Как вы думаете, о чем эта сказка?» Почему герой потерял (или приобрел) что-то важное?». Ответы на подобные вопросы требуют от детей способности размышлять, устанавливать причинно-следственные связи, обращаться к собственному опыту, активизировать процессы памяти и воображения. Благодаря использованию такого приема в образовательном процессе, педагог научает детей слушать и чувствовать друг друга, выражать возникающие эмоции адекватно, а также не бояться открыто заявлять о них другим.

2. Рассказывание сказок. Данный прием может быть использован в двух формах: рассказывание группе или одному человеку новой или известной сказки от третьего лица и групповое рассказывание.

Первая форма заключается в том, что в процессе пересказа сказки ребенок должен вжиться в роль героев, передавать их интонации, настроение, вовремя делать паузы и смысловые акценты. В данном случае эмоциональная составляющая развивается параллельно с речью и придает повествованию смысл. Однако, этот смысл является субъективным, так как каждый ребенок понимает сказку по-своему, бессознательно отражая это в своей речи. Для педагога это может служить хорошим диагностическим средством, так как в процессе пересказа ребенок привносит в сюжет новые акценты, которые отражают его индивидуальность. Также, самому рассказчику очень важно понимать себя, свое эмоциональное состояние, так как в процессе пересказа он переносит свои внутренние переживания, ценности, отношение к событиям в сказке на слушателей, сам этого не подозревая. Поэтому педагогу очень важно учить детей осознанности своих чувств, умению их контролировать как на внутреннем, так и на внешнем уровне.

    В случае группового рассказывания, сказка пересказывается всеми детьми, небольшими отрывками. Данный прием требует от детей умения договориться, услышать других, почувствовать настроение сверстников, подмечая отдельные проявления эмоций. Именно благодаря такому взаимодействию эмоциональный интеллект будет развиваться наиболее эффективно, в непосредственном общении в группе. Используя такой прием, педагог сможет заинтересовать детей, а включение в данный процесс сюрпризного момента позволит замотивировать их на дальнейшую деятельность, так как все мы знаем, что сюрпризные моменты пользуются огромным спросом среди детской аудитории. В свою очередь, это будет способствовать развитию воображения, творческого мышления, а также формированию определенного отношения к сказке, так как каждый ребенок сможет привнести в сюжет что-то новое, и передать свое виденье другим детям.

3. Сочинение сказок. Данный прием широко используется в психокоррекционных целях, так как позволяет нам понять чувства и переживания автора, то есть ребенка. Зачастую, дети не показывают свои эмоции, либо из-за неумения выражать их, либо из-за страха быть не понятым. В обоих случаях, дети испытывают постоянное психоэмоциональное напряжение. Благодаря включению такого приема в образовательный процесс, педагог сможет понять внутренние чувства детей, так как в процессе сочинения историй ребенок вкладывает частичку внутренней реальности. Придумывание историй активизирует бессознательные процессы, которые могут способствовать личностному развитию ребенка, поиску путей решения из трудных ситуаций, а также понимаю себя через образы, отражаемые ребенком.

Персонажи, описанные ребенком в сказке, позволят нам узнать о его эмоциональной жизни: что ему приятно, а что доставляет боль, в каких ситуациях он чувствует себя успешным, а в каких испытывает чувство неудачи. В процессе написания сказки мы можем увидеть абсолютно разное отношение ребенка к своим героям, это проявляется в их сюжетной линии.

Автор отмечает, что зачастую дети проецируют на героев свои реальные взаимоотношения и чувства, которые они испытывают в них.

Таким образом, интерпретируя написанные детьми сказки, педагог сможет понять их душевное состояние, эмоции и чувства, а в соответствии с полученной информацией, выстроить траекторию работы с каждым ребенком.

Обращаясь к значению такого приема для самого дошкольника, стоит отметить, что такой метод способствует лучшему пониманию себя, своих эмоций, используя адекватные способы выражения, что позволяет развивать навыки саморегуляции, а также умение выходить из сложившихся ситуаций.

4. Переписывание (или дописывание) сказок. Данный прием используется только в том случае, когда ребенку что-то не нравится в сюжете, и может также служить диагностическим материалом для педагога. Для переписывания сказки выбирается тот этап, после которого все пошло не так, как хотелось бы ребенку. Данный прием может использоваться как индивидуально, так и в групповом взаимодействии, в комплексе с групповым рассказыванием.

Переписывая сказку, ребенок выбирает наиболее приемлемый для него конец сказочного сюжета, который соответствует его внутреннему состоянию и позволяет освободиться от внутреннего напряжения.

Такой прием позволяет детям справиться с возможными страхами, с помощью переписывания сказок с плохим концом на хороший. Так, ребенок лучше сможет понять себя, прислушаться к своему внутреннему состоянию, а благодаря работе с педагогом, полностью справится с имеющимися проблемами.

5. Разыгрывание сказок. С помощью проигрывания сказочного сюжета, присвоению ребенком ролей, происходит обогащение интеллектуального, эмоционального и поведенческого опыта дошкольника, так как процесс проигрывания сказки требует от детей умения вживаться в роль, характерную отдельным персонажам, проецировать на себя возможные чувства, настроение, а также умение действовать в соответствии с этими аспектами.

        6. Сказочная имидж-терапия. Смысл данного приема заключается в мгновенном преображении ребенка в соответствии с выбранной ролью. Благодаря включению в образовательный процесс такого приема, педагог позволит детям раскрыть свой внутренний потенциал, который может быть не осознаваем самим ребенком. Также с помощью сказочного образа ребенок может компенсировать то, чего ему не хватает в реальной жизни, ведь в процессе наблюдения за детьми можно увидеть, насколько часто они примеряют на себя роли героев мультфильмов или сказок. В процессе организации такой деятельности, можно предложить детям ряд аксессуаров и костюмов, для того, чтобы ребенок смог ощутить себя полноправным героем любимой истории. Это способствует развитию положительной самооценки ребенка, его самоощущению, а также открытию для себя новых способов действий, посредством демонстрации характерного для его персонажа стиля поведения, а также выделения существенных особенностей. В то же время, действуя в роли, ребенок выражает свое отношение к происходящему, что отражается в его эмоциональных проявлениях.

     На основе представленной классификации, мы сделали вывод о том, что сказка служит отличным обучающим, развивающим, воспитывающим, терапевтическим и диагностическим средством, сочетая в себе все то, что так необходимо для эффективного развития гармоничной личности, её самоощущения.

      Также, говоря о традиционных приемах, хочется отразить некоторые нетрадиционные методы, способствующие эффективному развитию эмоционального интеллекта детей. На наш взгляд, данные приемы будут являться вспомогательными и могут быть включены в один из вышеперечисленных приемов.

            Встреча с героем. Содержание данного приема заключается в том, что воспитатель предлагает детям представить, что они встретились с персонажем из сказки, и ответить на вопросы педагога: «Как вы думаете, что почувствовал персонаж, когда увидел вас?»; «Что почувствовали вы в этот момент?»; «Что бы вы хотели спросить у него?»; «Как вы думаете, что бы вам ответил герой?». Такой прием позволит детям представить себя на месте героя, попытаться понять, какие чувства и эмоции он мог бы испытывать в данный момент, но и в то же время дети смогут понять собственные эмоции и отношение к происходящему, сопоставить чувства, которые они испытывали на месте героя со своими.
          Покажи мимикой и жестами. В процессе использования такого приема воспитатель учит детей передавать черты характера персонажей с помощью невербальных средств выразительности (мимика, жесты). Содержанием данного приема служит демонстрация своего эмоционального отношения к персонажу или ситуации с помощью мимики и жестов. В данном случае, педагог учит детей не только вербальному выражению эмоций, но и позволяет детям научится выражать их с помощью невербальных средств в приемлемой форме.

           Итак, в процессе формирования у дошкольников эмоционального интеллекта средствами сказки у детей происходит расширение и обогащение их эмоционального опыта, изменение прежних ценностных установок. Роль педагога в данном случае заключается в обучении детей умению переносить эти чувства и эмоции в реальные ситуации: видеть эмоциональное состояние другого человека, помогать, защищать, сопереживать, подражать в жизненных ситуациях выбранному персонажу, обнаруживать в жизни ситуации аналогичные сказочным по своей сути и т.п. Использование сказки в развитии эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста будет эффективно и результативно при соблюдении целостности, непрерывности, системности педагогического процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классическая музыка как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

Материал будет интересен для музыкальных руководителей. Музыка учит слушать и слышать, поощряет усилия активного познания, разрешает завязываться близким связям в общении с шедеврами искусства, ...

Организация работы по созданию эмоционально-развивающей среды как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

Анализ данной проблемы, изучение её теоретических аспектов позволило мне наработать практический материал. Мне захотелось помимо знаний, умений и навыков заложить в своих воспитанниках такие осно...

Проект «Взаимодействие геймификации и фольклора как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста»

Технология геймификации:это применение подходов, характерных для компьютерных игр,в неигровом образовательном пространствес  целью  повышения эффективности  обучения, мотивации...

Статья. Просмотр и воспроизведение по ролям литературного произведения как эффективное средство развития эмоционального интеллекта у старших дошкольников. Борисова А.Ю., Ступак С.Ю.

В статье отображена значимость просмотра и воспроизведения по ролям мультфильмов по литературным произведениям  как средство развития эмоционального интеллекта у дошкольников...

Развитие эмоционального интеллекта у старших дошкольников средствами арт-терапии

В статье рассмотрены основные подходы к определению эмоционального интеллекта, проанализированы возможности арт-терапевтических средств в развитии эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного ...

Опыт работы "Использование дидактических игр как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста с ТНР"

В настоящее время родители большое внимание уделяют интеллектуальному развитию детей. При этом всё большее количество детей испытывают трудности в общении со сверстниками. Дети часто не могут правильн...