Цикл бесед «По дорогам Великой войны» для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)

Тураева Гузель Вилдановна

Автором представлен материал по патриотическому воспитанию старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл besedy_o_vov.docx32.71 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл бесед «По дорогам Великой войны»

для детей старшего дошкольного возраста

Выполнил:

воспитатель Тураева Г.В.

Цикл бесед «По дорогам Великой войны»

для детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

1.Знакомить с событиями Великой Отечественной Войны, закреплять знания о том, как люди защищали свою страну.

2.Развивать у детей уважение к историческому прошлому своей страны, ветеранам ВОВ, отстоявшим мир в жестоких сражениях.

3.Воспитывать патриотические чувства, чувство гордостиза свой народ, любовь к своей Родине.

Беседа 1.  Как начиналась Великая Отечественная война

На рассвете 22 июня 1941 года, когда города и села нашей Родины спали мирным сном, с аэродромов поднялись в воздух немецкие самолеты с бомбами. Громом по всей западной границе покатились орудийные залпы. Воздух наполнился рокотом танков и грузовиков. Немецко-фашистская Германия вероломно, без объявления войны, напала на нашу страну.

Летней ночью, на рассвете,

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких

Против всех людей советских –

Это значит – против нас.

Он хотел людей свободных

Превратить в рабов голодных,

Навсегда лишить всего.

А упорных и восставших,

На колени не упавших,

Истребить до одного!

Немцы пытались лишить наш народ свободы, захватить земли и города. Враги рассчитывали расправиться с нами быстрым и стремительным ударом. Но они глубоко просчитались. Как один, поднялись наши люди на защиту своей Родины и свободы. Каждый день эшелоны увозили солдат на фронт (это линия расположения войск), на передовую (первая полоса боев). Родные и близкие провожали их со слезами на глазах. На передовой голод, зной или холод, грохочут взрывы, свистят пули... Не зная отдыха, солдаты рыли окопы (укрытия для стрельбы и защиты от огня), тащили на себе тяжелые пушки, вели прицельный огонь и умирали за свою страну. Тяжелая и кровопролитная была война. Но бойцы не щадили себя, защищая Родину. «Победа будет за нами!» - эти слова звучали повсюду.

Немецкие самолеты бомбили города, аэродромы, железнодорожные станции, они бомбили больницы, где лечились больные люди: взрослые и дети. Бомбы падали на жилые дома, детские сады и школы. Они обстреливали из орудий тихие деревни. Поджигали поля. Враги не разбирали где взрослые, где дети - всех убивали на своем пути. И топтали, топтали нашу родную землю.

Все: и стар и млад встали на защиту нашей Родины. Ваши прабабушки, прадедушки шли на войну, даже подростки рвались на фронт и каждый защищал свое Отечество. И назвали эту войну Великой Отечественной. Нелёгким был путь к победе.

Вопросы для закрепления:

Когда началась Великая Отечественная война?

Кто и зачем напал на нашу Родину?

Что означает слово «вероломно»?

Что такое передовая?

Слова для обогащения детского лексикона:война, фронт, вероломно, враг, передовая, окоп, траншея, пуля, взрыв, солдат, офицер.

Беседа 2. Оборона Москвы.

Фашисты хвастались, что Новый год они встретят в Москве, но советские войска сумели остановить их наступление. Наши танкисты, под красным знаменем, - на земле били фашистов. И летчики, с красными звездами на фюзеляжах самолетов, - в небе били фашистов. И моряки, в бескозырках и тельняшках, - на морях били фашистов. И артиллеристы меткими выстрелами били вероломных фашистов.

Самое упорное и решающее сражение было в начале зимы 1941 года под Москвой. Враги стояли у ворот столицы. Они были уверены, что полностью окружили Москву и поставили ее на колени. Столица стала фронтовым городом. В это время командующий нашими войсками генерал Г. Жуков разрабатывал план защиты Москвы. Он предусмотрел все, чтобы немцы не смогли прорваться к столице и захватить ее.Маршал Победы - так назвали Георгия Константиновича Жукова. В самые трудные для Москвы дни Жуков возглавил оборону столицы. Именно он смог собрать в один кулак все силы Красной Армии, сумел вдохнуть в бойцов веру в победу, именно он смог развеять миф о непобедимости немецкого солдата.

Уже после войны, в своих мемуарах, прославленный полководец Жуков, руководивший сотнями важнейших операций, в том числе и взятием Берлина, писал: «Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось из минувшей войны, я всегда отвечаю - битва за Москву... В битве под Москвой была заложена прочная основа для последующего разгрома Германии... Я склоняю голову перед светлой памятью тех, кто стоял насмерть, не пропустил врага к сердцу нашей Родины, ее столице... Мы все в неоплатном долгу перед ними!..»

На подступах к городу мирные жители копали заградительные рвы, строили укрепления - готовились к отпору врага. Летчики Красной Армии проявляли чудеса мужества: сбивали и уничтожали самолеты противника. До Москвы оставалось 30 километров, когда наша армия, собрав все силы, перешла в наступление и разгромила фашистов. Это было одно из самых крупных сражений Великой Отечественной войны. Битва под Москвой продолжалась в общей сложности 203 дня и ночи на огромном пространстве, равном примерно территории Франции. Многие дивизии отличились в боях под Москвой. Солдаты не испугались устрашающих «тигров» и «пантер», они бились насмерть, сражались в горящих танках, шли на таран. Враг понес огромные потери и отступил. В битве под Москвой германской армии было нанесено первое за эту войну поражение: она потеряла около 500 тысяч солдат, 1300 танков, 2500 орудий и другую технику.Москва выстояла. И по Красной площади торжественным маршем шли наши, а не немецкие солдаты. Победа под Москвой стала первым тяжелым поражением фашистской армии, которая до тех пор слыла непобедимой.Долгие месяцы продолжалась битва за Москву. На защиту столицы поднялся весь народ: солдаты, офицеры, женщины, дети, старые и молодые - каждый считал своим долгом остановить врага. Они не говорили о подвигах и героизме. Они просто совершали подвиги.

Вопросы для закрепления:

Как Москва готовилась к обороне?

Кто командовал нашими войсками?

Слова для обогащения детского лексикона:марш-бросок - походное (быстрое) движение войск,атака - стремительное, наступательное движение войск,налет - внезапное нападение,оборона - вид боевых действий, таран - атака противника нанесением удара своим самолетом, танком, кораблем.

Беседа 3. Подвиг панфиловцев.

Тревожное время переживала наша Родина осенью 1941 года. Ожесточённые бои шли в 100-120 километрах от Москвы. Вражеские крупные танковые группы пытались прорваться по Волоколамскому шоссе к столице нашей Родины. Советские войска, оборонявшиеся на этом направлении, получили приказ командования: задержать врага, во что бы то ни стало. Среди других соединений Советской Армии выполнение этой почётной боевой задачи выпало и стрелковой дивизии под командованием генерал-майора И.В.Панфилова. 16 ноября 1941 года бессмертной славой покрыли себя 28 гвардейцев этой дивизии в бою у разъезда Дубосеково.

Поныне помнит

Подмосковный лес

Бесстрашие советского солдата -

Бои за Дубосековский разъезд!

Их было Двадцать восемь,

Двадцать восемь

Защитников

Своей родной земли.

Шёл мокрый снег…

И с дальних

Дымных просек

На их окопы

Танки грозно шли.

В те дни, когда враг рвался к Москве, весь мир узнал имена панфиловцев.  Дивизией командовал генерал-майора И.В. Панфилов. Вот как характеризовал этого человека К.К. Рокоссовский: «Он производил очень хорошее впечатление. Простое, открытое лицо, некоторая даже застенчивость. Вместе с тем чувствовалась в нем кипучая энергия и способность проявить железную волю и настойчивость в нужные моменты. О своих подчиненных он отзывался очень уважительно. Видно было, что хорошо знает каждого из них...»

Душой отряда гвардейцев был политрук В.Г. Клочков. 28 солдат из дивизии генерал-майора И.В. Панфилова под его командованием залегли у станции Дубосеково. На них шло 20 немецких танков. Этот рубеж стал линией смерти.

Начался бой. Команду подавал политрук. Под огнём панфиловцы выскакивали из окопа и бросали связки гранат под гусеницы танков, а бутылки с горючим – на моторную часть или бензобак. Четыре часа над окопами храбрецов бушевала огненная буря. Рвались снаряды, летели бутылки с горючей смесью, с шипением и свистом проносились снаряды, бушевало пламя, расплавляя снег, землю и броню. Враг не выдержал и отступил. 18 машин сгорело на месте.  Поредели и ряды защитников. В дымке наступающих сумерек снова послышался гул моторов. Зализав раны, наполнив брюхо огнём и свинцом, враг, охваченный новым приступом бешенства, опять рванулся в атаку - ещё 30 танков двинулись на горстку храбрецов.Политрук Клочков посмотрел на солдат: «Тридцать танков, друзья! - сказал он. Наверное, помирать нам здесь придётся во славу Родины. Пусть Родина узнает, как мы здесь дерёмся, как мы защищаем Москву. Отступать нам некуда - позади Москва».

Страна тогда услышала впервые

Клочкова легендарные слова:

-Ребята! Велика у нас Россия,

А отступать нам

Некуда! Москва!

Москва за нами!

И, как в старой песне,

Воскликнул он:

Умрём же под Москвой!

Эти слова Клочкова вошли в сердце бойцов, как призыв Родины, требование, её приказ, вселив в них новую силу беззаветную отвагу. Теперь уже было ясно, что в этой схватке воины обретут себе смерть, но всё же они хотели заставить врага дорого заплатить за их жизнь. Солдаты, истекая кровью, не покидали своих боевых постов.

Вдруг ещё один тяжёлый танк пытается прорваться к окопу. Навстречу ему встаёт политрук Клочков. Его рука сжимает связку гранат - последняя связка. Тяжело раненый с гранатами бросился он к вражескому танку и подорвал его. Не слышал отважный политрук, как сильный взрыв прокатился эхом по заснеженным просторам. Пронзенный пулями, он упал на родную землю. Так геройски погиб простой русский солдат.

Стойкость 28 советских героев богатырей оказалась крепче вражеской брони. Защитники родной земли исполнили то, что надо было исполнить. Раскинув натруженные руки, как бы прикрывая своими бездыханными телами израненную, пропитанную кровью родную землю, лежали те, кто стоял.За беспредельное мужество, героизм, воинскую доблесть и отвагу Советское правительство посмертно присвоило участникам боя у разъезда Дубосеково высокое звание Героя Советского Союза. Имена героев-панфиловцев внесены в летопись Великой Отечественной войны золотыми буквами.

В 1967 году в деревне Нелидово (1,5 км от Дубосеково) открыт Музей героев-панфиловцев. На месте боя воздвигнут мемориальный комплекс, посвященный бессмертному подвигу 28 героев-панфиловцев.

Вопросы для закрепления:

Кто командовал отрядому станции Дубосеково?

Сколько солдат было в отряде под командованием И.В.Панфилова?

Какое звание получили защитники Волоколамского шоссе?

Слова для обогащения детского лексикона:гвардейцы,герой,  политрук, Герой Советского Союза.

Беседа 4. Дети и война.

Трудные, голодные и холодные военные годы называют военным лихими, злыми годами. Тяжело достались они всему нашему народу, но особенно тяжко пришлось маленьким детям. Многие дети остались сиротами, их отцы погибли на войне, другие потеряли родителей во время бомбежек, третьи лишились не только родных, но и отчего дома, четвертые оказались на оккупированной врагами территории, пятые — в плену у немцев.

Дети — слабые, беспомощные, оказались лицом к лицу с жестокой, беспощадной, злой силой фашизма.

Война - не место для детей

Война — не место для детей!

Здесь нет ни книжек, ни игрушек.

Разрывы мин и грохот пушек,

И море крови и смертей.

Война — не место для детей!

Ребенку нужен теплый дом

И мамы ласковые руки,

И взгляд, наполненный добром,

И песни колыбельной звуки.

И елочные огоньки,

С горы веселое катанье,

Снежки и лыжи, и коньки,

А не сиротство и страданье!

Вот история двух маленьких девочек, в судьбу которых ворвалась война. Девочек звали Валя и Вера Окопнюк. Они были сестрами. Валя постарше, ей уже исполнилось тринадцать лет, а Вере было только десять. Сестры жили в деревянном домике на окраине города Сумы. Незадолго до войны их мама тяжело заболела и умерла, а когда началась война, папа девочек ушел на фронт. Дети остались совсем одни. Соседи помогли сестрам поступить в ремесленное училище при тракторном заводе. Но скоро завод эвакуировали за Урал, а училище закрыли. Что было делать? Вера и Валя не растерялись. Они стали дежурить на крышах домов, гасить зажигательные бомбы, помогали больным и старым людям спускаться в бомбоубежище. Через несколько месяцев город захватили немцы. Девочкам пришлось увидеть и испытать все ужасы оккупации.

Одна из них вспоминала: «Из домов выгоняли людей и гнали их пешком, увозили на машинах. Некоторые так никогда и не вернулись в свой дом. Немцы сгоняли народ на площадь и заставляли смотреть, как вешали наших людей. В городе был голод, холод, не было воды».

Сестры решили бежать в Киев. Они пробирались по тропинкам вдоль шоссейных дорог, собирали колоски, выпавшие из машин при перевозке. Ночевали в копнах сена. Долго брели девочки, пока, наконец, не оказались на окраине Киева. Какая-то добрая старушка пожалела голодных оборванных и грязных детей. Она отогрела их, отмыла, напоила кипятком, угостила вареной фасолью. Сестры остались жить у этой бабушки. Её сыновья били врага на фронте, старушка жила одиноко.Но вот в город вошли наши войска. Сколько было слез и радости! Вся молодежь: парни и девушки - побежали в военкоматы. Сестренки тоже побежали, но им сказали, что они еще слишком малы. Однако им выпало такое горькое детство, что девочки считали себя совсем взрослыми. Они захотели работать в госпитале — но и здесь отказали. Но однажды в город привезли много раненых бойцов, и врач сказал сестрам: «Ну-ка, девочки, помогайте». Девочки стали помогать санитарам, научились делать перевязки, кормили раненых красноармейцев. Если выдавался свободный часок, сестры устраивали для бойцов концерт: читали стихи, пели под гитару песни, танцевали. Они хотели подбодрить, развеселить раненых солдат. Солдаты полюбили девочек!

Однажды Вера среди бойцов, идущих через город, увидела своего дядю, родного брата отца. Она кинулась к нему. Вскоре девочки получили и первое письмо от отца. Отец думал, что дочери погибли, и был бесконечно рад тому, что Вера и Валя нашлись.Просил их беречь себя.Писал, что, когда закончится война, они снова будут вместе. Над этим письмом плакал весь госпиталь!

Война исковеркала судьбы не только оказавшихся на фронте детей, но и тех, кто был в тылу. Вместо беззаботного счастливого детства с веселыми играми и забавами, маленькие дети по десять-двенадцать часов работали на станках, помогая взрослым изготавливать оружие для победы над врагом.

Повсюду в тылу создавались производства, выпускающие оборонную продукцию. На станках работали женщины и дети 13-14 лет. «Ребятишки, плохо одетые, опухшие от голода, никогда не высыпавшиеся, они работали наравне со взрослыми. У меня, начальника цеха, сердце сжималось, когда видел их, греющихся у печки или прикорнувших у станка», — воспоминал ветеран военного завода в подмосковном Королеве. В.Д. Ковальский.  Другой ветеран, Н.С. Самарцев, рассказывал: «Мы не доставали до верстака, и нам делали специальные подставки из ящиков. Орудовали вручную — молоток, напильник, зубило. К концу смены валились с ног. Только бы поспать 4-5 часов! Из цеха не выходили недели по две и только в начале месяца, когда напряжение было меньше, отсыпались дома».

Школьники, как могли старались помочь фронтовикам поднять их боевой дух, вселить веру в победу, ободрить добрым словом.Они писали письма бойцам, собирали для них посылки. Шили и вышивали кисеты для табака, вязали теплые шерстяные варежки, носки, шарфы.

Вопросы для закрепления:

Как помогали дети взрослым в тылу?

Что посылали школьники бойцам на фронт?

Слова для обогащения детского лексикона: фронтовики, подвиг, бесстрашие, госпиталь, санитарка, мужество.

Беседа 5. День Победы.

9 мая – самый главный праздник, отмечающийся в нашей стране. Это была страшная и долгая война. Она длилась целых четыре года. Ранним июньским утром фашистская Германия напала на нашу мирную страну. Фашисты хотели захватить нашу страну и превратить наш народ в рабов. Все поднялись на защиту Родины, и наша армия, и женщины, и старики, даже дети.

Вставай, страна огромная

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною

С проклятою ордой.

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна

Идет война народная

Священная война.

В самом начале войны фашисты очень близко подошли к Москве – столице нашей Родины. Но наши храбрые воины не пустили фашистов к Москве, а сами перешли в наступление. Трудной, тяжелой и страшной была эта война, много людей погибло в ней. Но наступил долгожданный день Победы. Наши доблестные воины прогнали фашистов и сами пришли к Берлину.

Закончилась война в мае 1945 года. Советские воины освободили от фашистов не только нашу страну, но и другие страны Европы. Последние бои были в Берлине - столице Германии. Шли бои за каждую улицу, за каждый дом. Но советские солдаты ценой собственной жизни спасали берлинцев от пуль и снарядов. И вот наконец наши солдаты взяли рейхстаг (здание, где работало германское правительство) и установили на его крыше красное знамя. Это означало победу нашей страны в Великой Отечественной войне.Это случилось 9 мая 1945 года. С тех пор каждый житель нашей страны, жители других стран отмечают этот праздник.

Майский праздник – День Победы

Отмечает вся страна

Надевают наши деды

Боевые ордена.

Их с утра зовет дорога

На торжественный парад.

И задумчиво с порога

Вслед им бабушки глядят.

(Т.Белозеров)

Много подвигов совершили воины и простые люди в годы Великой Отечественной войны. За это правительство нашей страны награждало их боевыми орденами и медалями: Золотая звезда, Орден Красного знамени, орден «Красной Звезды», медаль «За отвагу», орден Славы.

В нашей станице тоже свято чтут и берегут память о героях войны. В центре станицы на площади  горит вечный огонь о людях, погибших в сражениях в годы Великой Отечественной войны.

Много лет прошло со дня Победы.Сейчас еще живы те, кто много лет назад воевал. Но они уже очень старенькие, многие из них больные, инвалиды. Им трудно даже ходить.Их называют ветеранами. В День Победы они надевают все свои военные награды, собираются вместе, чтобы вспомнить военные годы. У многих из вас прабабушки и прадедушки тоже воевали, кто-то из них еще жив. Не забудьте поздравить их с праздником. Вы тоже должны с уважением и благодарностью относиться к участникам войны и ко всем пожилым людям. Они защищали нашу Родину и сберегли мир на Земле. А Родина у нас одна:

Если скажут слово Родина

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка – скромница

И ромашковый бугор …

А другим, наверное, помнится

Свой родной суземский двор.

В лужах первые кораблики,

Где недавно был каток

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина …

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Вопросы для закрепления:

Когда закончилась Великая Отечественная война?

Что такое Рейхстаг?

Что означало установление знамени на крыше рейхстага?

Слова для обогащения детского лексикона: освобождение, ветеран, водружение, знамя, флаг, воин-победитель.

Интернет – источники

  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2018/05/11/beseda-v-podgotovitelnoy-gruppe-den-pobedy
  2. https://infourok.ru/beseda-o-dne-pobedi-v-podgotovitelnoy-gruppe-2974240.html
  3. https://www.maam.ru/detskijsad/-raskaz-beseda-o-dne-pobedy-v-podgotovitelnoi-grupe-3.html
  4. https://infourok.ru/beseda-letiyu-bitvi-pod-moskvoy-posvyaschaetsya-1780784.html
  5. https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2013/03/31/podvig-28-panfilovtsev
  6. https://infourok.ru/beseda-detyam-o-velikoy-otechestvennoy-voyne-3968277.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Города-герои Великой Отечественной войны" для детей старшего дошкольного возраста.

Презентация подготовленна к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне....

Мероприятие посвященное к 70 летию Великой Победы для детей старшего дошкольного возраст: «ВОЙНА, ГРЕМЕВШАЯ В ВЕКАХ»

Цель:          Закрепить знания  детей о  истории праздника 9 мая - День Победы.Воспитательные задачи: поддерживать познавательный интерес детей к ист...

Проект "Детям о Великой Отечественной войне" для детей старшего дошкольного возраста

Проект "Детям о Великой Отечественной войне" для детей старшего дошкольного возраста. Краткосрочный. Цель проекта: воспитание у детей старшего дошкольного возраста нравственно &nda...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ «ДЕТЯМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ» для детей старшего дошкольного возраста

Воспитание патриотических чувств, любви к Родине, к Отечеству через вовлечение дошкольников в проектную деятельность на тему "Великая Отечественная война 1941-1945гг....

Цикл бесед «По дорогам Великой войны» для детей старшего дошкольного возраста

Автором представлен материал по патриотическому воспитанию старших дошкольников....