Консультация для педагогов по теме "Организация деятельности по развитию связной речи детей дошкольного возраста"
материал

Котова  Валентина Николаевна

Консультация для педагогов по теме "Организация деятельности по развитию связной речи детей дошкольного возраста" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное  учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Красная Кудрявка

Балашовского района Саратовской области»

Россия, 412326, Саратовская область, Балашовский район, п. Красная Кудрявка, ул. Ленина 1 «А», тел.: 74-4-13

Консультация

для педагогов по теме:

 «Организация деятельности по развитию связной речи детей дошкольного возраста»

          Подготовил:

старший воспитатель Котова В.Н.

2021 г

Организация деятельности по развитию связной речи детей дошкольного возраста

   Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.

   Следует подчеркнуть, что овладение связными формами высказываний – сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства.

   Развитие связной речи ребенка – дошкольника происходит в процессе повседневной жизни и на занятиях.

Исследователями установлено, что в дошкольном возрасте легче осваивается правильное построение отдельных предложений, но значительно труднее дети овладевают различными формами связи и согласования фраз и частей рассказа, могут слабо сохранять смысловые связи между частями рассказа.

    Очень важно учить ребенка строить свою речь таким образом, чтобы она была понятна слушателю, т.е. воспитывать ориентировку на слушателя.

    В младших группах проводится подготовительная работа по обучению рассказыванию. Особое внимание уделяется формированию навыков разговорной речи: дети учатся слушать воспитателя, высказываться в присутствии товарищей. Отвечая на вопросы педагога, ребенок может описать предмет, игрушку, картинку. Занятия проводятся в игровой форме.

   В средней и старшей группе на занятиях также используются различные предметы, игрушки и картинки. Но в этом возрасте дети уже начинают овладевать основными видами монологической речи. С ними проводят специальные занятия по пересказу, а начиная со старшей группы – по рассказыванию на темы из личного опыта.

   Важно, чтобы дети говорили о хорошо знакомых предметах и их явлениях. Тогда их речь становится связной и свободной.

   Задача воспитателя – научить дошкольника правильно начинать рассказ на выбранную тему и передавать его живо, интересно, логически последовательно. Необходимость в логической последовательности повествования очень часто вызывает у ребенка затруднения. В процессе обучения следует добиваться, чтобы все части рассказа были взаимосвязаны и взаимообусловлены.

   Важным условием для развития связной речи является правильно поставленная словарная работа и формирование грамматических навыков, т. к. характерные недостатки детских рассказов – однообразие используемых синтаксических конструкций, повторение одних и тех же слов, частей предложения и даже целых фраз. Воспитатель помогает детям овладевать языковым материалом, характеризующим качественные стороны предметов и явлений (прилагательные и причастия в роли определений), обозначающим отношения предметов по месту и времени, а также причинные и причинно – следственные связи (наречия, предлоги, союзы). Кроме того педагог учит детей пользоваться словарным материалом, характеризующим уровень обобщения.

  Не менее важно постоянно уделять внимание формированию навыков построения предложения. Работа над предложением включает следующие задачи: развитие умения составлять простые распространенные предложения, пользоваться предложениями с однородными членами,  сложными предложениями с сочинением и подчинением.

  Целенаправленная работа по развитию связной речи должно проводиться с самого раннего возраста. На третьем году жизни большое место отводится слушанию и последующему воспроизведению коротких рассказов, стихов, а также потешек и других фольклорных форм. Особенно важно систематически проводить рассказывание. Только при этом условии малыш приучается внимательно слушать, понимать, а затем и самостоятельно пересказывать.

   Вначале один и тот же рассказ надо повторять несколько раз: как на одном и том же занятии, так и через небольшие интервалы – в два-три дня. В последующем, сохраняя основное содержание, рассказ следует усложнять в разных направлениях.

    Для того чтобы научить ребенка понимать рассказ и выработать умение пересказывать, нужно организовать совместное рассказывание. Сначала следует побуждать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы, затем задавать вопросы и учить отвечать на них, позднее просить его рассказывать самостоятельно. В этом случае взрослому нужно самому вести рассказ вслед за ребенком, повторяя то, что он сказал, и обязательно добавляя упущенное.

    Развитие речи происходит и во время различных режимных моментов, и в самостоятельной игре детей. Рекомендуется давать детям речевые образцы, объясняя, что и как надо делать и почему именно так, а не иначе. Иногда необходимо задавать вопросы, побуждать ребенка к речевой деятельности.

    В случае отсутствия систематических занятий контакт между детьми и воспитателем практически не устанавливается. Дети общаются только между собой, но очень бедно по содержанию. Резко меняют содержание общения занятия, проводимые по плану. Общение становится регулярным, малыши стремятся привлечь к своей деятельности воспитателя.

            Методические приемы для развития речи на 3-м году жизни:

1)не только называние предметов, но и подробные объяснения о назначении предметов, сравнение того, что малыш уже видел и нового;

2)приём поручений;

3)повторение за ребенком слов и в случае неправильного произнесения предложение образца взрослого

4)приём вопросов;

5)приёмы договаривания и подсказывания нужного слова.

   Умелое использование этих приёмов способствует своевременному развитию речи детей.

    Развитие навыков разговорной речи состоит в том, что дети учатся слушать и понимать речь взрослого, отвечать на его вопросы, высказываться в присутствии других детей, слушать друг друга.

  В среднем и старшем дошкольном возрасте дети овладевают основными типами монологической речи – пересказом и рассказом.

   Рассказ сравнительно с пересказом более сложный вид связной речи, поскольку создание нового текста сложнее воспроизведения готового литературного произведения. Развитие связной речи детей осуществляется, прежде всего, при обучении рассказыванию,  которое начинается с простого пересказа коротких литературных произведений с несложной фабулой и доводится до самостоятельного творческого рассказывания.

     План занятия по пересказу во всех возрастных группах выглядит так: первичное чтение произведения, беседа по вопросам, повторное чтение, пересказ. Важным методическим приёмом являются вопросы воспитателя. В начале повествования они напоминают детям логику повествования, взаимосвязь и взаимодействие персонажей; в процессе пересказа вопросы дополняют или уточняют детский пересказ; после пересказа помогают проанализировать его. В методической литературе предлагается широко использовать план пересказа.

   Указания педагога тоже важный методический приём. Он используется, если ребенок забыл текст или отдельное слово. Указания помогают ребенку понять или уточнить смысл того или иного выражения, словосочетания, слова, а также развивают выразительность речи при пересказе.

   С детьми младшего дошкольного возраста проводится большая подготовительная работа, целью которой является выработка умений слушать, отвечать на вопросы, включать в рассказ воспитателя слова и отдельные предложения. Обучение начинается с простого воспроизведения хорошо знакомых сказок, построенных на повторе. Наиболее эффективным методическим приемом является такой, когда дети включаются в повторный рассказ воспитателя, повторяя 1-2 слова или целое предложение. Рассматривание иллюстраций лучше проводить до или после чтения.

   При обучении пересказу детей среднего возраста решаются более сложные задачи: детей учат не только рассказывать короткие, хорошо известные сказки и рассказы, но и выразительно передавать разговор действующих лиц, слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствие тексту.

   Главное в обучении пересказу в средней группе – помочь детям осмыслить логические связи произведения, понять его смысл. Основным методическим приемом являются вопросы воспитателя: 1группа  вопросов - вопросы, помогающие осмыслению произведения; 2группа вопросов –вопросы, помогающие вспомнить последовательность событий, логику сюжета. Широко используется совместный пересказ воспитателя и ребенка. Помощь педагога – напоминание слова, фразы. Это обеспечивает плавность пересказа, предупреждает разрывы произведения на отдельные куски и фразы. Важным методическим приемом является оценка детского пересказа. Тут её проводит воспитатель.

   В работе с детьми старшего дошкольного возраста следующие новые задачи обучения пересказу литературных произведений: уметь связно, последовательно, выразительно и грамматически правильно передать содержание рассказа или сказки без помощи вопросов взрослого, близко к тексту, используя авторские слова и выражения. Старшие дошкольники привлекаются к оценке рассказов товарищей. Проведение обсуждений должно научить детей видеть хорошее и плохое в пересказе и одновременно воспитывать доброжелательное отношение к товарищу.

 Составление рассказов по картине относится к рассказыванию с иллюстративным материалом. В детском саду используются как предметные картины («Куры»,  «Козы» и др.), так и сюжетные картины  («Наша Таня», «Зимние развлечения» и др.)

  Выделяют следующие виды занятий по обучению рассказыванию по картине: 1)составление описательного рассказа по предметной картине; 2)составление описательного рассказа по сюжетной картине; 3)придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине; 4)составление рассказа по последовательной сюжетной серии картинок; 5)составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.

  В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети ещё не умеют самостоятельно излагать свои мысли. Речь носит характер диалога с воспитателем. Основные задачи воспитателя в работе по картине сводится к следующему: 1)обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное; 2)постепенный переход от занятий, когда дети перечисляют изображенные предметы и объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов).

  Характерные особенности занятий по картине с детьми мл. возраста: а)чередование хоровых и индивидуальных ответов; б) обязательное наличие эмоциональных и игровых приемов; в)использование литературных и художественных вставок.

 В средней группе становится возможным подведение детей к составлению небольшого связного повествования. Сначала дети рассказывают по вопросам воспитателя. Это может быть коллективный рассказ детей или совместный рассказ воспитателя и ребенка. В конце занятия, как бы подводя итог всем высказываниям, педагог дает свой рассказ.

  Затем можно перейти к рассказыванию по образцу. В средней группе дается образец для копирования. В конце года, если дети научились рассказывать по образцу, можно постепенно усложнить задание, подводя их к самостоятельному рассказыванию. Так воспитатель дает образец рассказа по одной картине, а дети рассказывают по аналогичной другой картине. Можно ввести рассказывание по плану. Можно подводить детей к составлению описательных рассказов по предметным или сюжетным картинкам. После этого можно перейти к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин. Формирующееся при этом умение составлять рассказ по готовой канве помогает постепенно подвести к самостоятельному составлению сюжетных рассказов.

 В старшем возрасте имеются возможности для самостоятельного составления рассказов по разным картинам. В старшей группе роль воспитателя в процессе обучения меняется. Из непосредственного участника он становится как бы наблюдателем, вмешиваясь лишь в случае необходимости.

  К рассказам детей старшего возраста предъявляются большие требования: точная передача сюжета, самостоятельность, образность, целесообразность использования языковых средств. Осознание ребенком задания является необходимым условием правильного его выполнения. И при этом велика руководящая роль воспитателя.

 В старшей группе используются все виды рассказов по картине: описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам, повествовательный рассказ, описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту. Можно широко применять рассказ по серии сюжетных картинок, где требуется последовательный рассказ с началом, кульминацией и развязкой. Очень важно научить детей видеть не только то, что нарисовано на картине, но вообразить предыдущие и последующие события. Можно учить оценивать рассказы товарищей по содержанию.

  Дети учатся оценивать основное в картине, придумывают ее название, рассказывают про детали, фон, пейзаж.

Рассказывание по игрушке

   В младшей группе происходит рассматривание игрушки, затем описание по вопросам педагога. Затем педагог делает обобщение.

 В средней группе дети постепенно подходят к составлению самостоятельных описательных рассказов по игрушкам. Наиболее эффективным приемом является образец, который дается на каждом занятии. Во второй половине года дети начинают составлять рассказы по плану воспитателя. Далее можно предложить составить сюжетный рассказ по набору игрушек.

  В старшем дошкольном возрасте занятия по развитию связной речи с использованием игрушек разнообразны: описание игрушки, сюжетный рассказ по набору игрушек, сюжетный рассказ по одной игрушке.

   Рассказы из опыта вводятся в средней группе. Обучение рассказыванию начинают с коллективного рассказа. Важным приемом является направление педагогом внимания на то, чтобы вспомнить какие – то события и передать их в рассказе. Важным является и рассказ образец педагога. В конце года образец педагога в виде начала рассказа

  В старшей группе повышается роль занятий, на которых составляются рассказы без наглядного материала. И в старших группах широко распространенным приемом является образец воспитателя и его указания.

  В творческих рассказах ребенок может научиться умению связно излагать свои мысли и сочинять рассказы только путем систематического обучения, путем постоянных упражнений.

  Существуют различные варианты творческих рассказов: 1)придумывание продолжения и завершения рассказа;

2)придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя;

3)придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем(без плана);

4)придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.

 



Предварительный просмотр:

Взаимодействие детского сада и школы -растим будущего первоклассника

     Вопросы взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и средних общеобразовательных школ в целях обеспечения преемственности дошкольной и начальной ступеней образования остаются актуальными на всем протяжении существования системы образования, основанной на выделении основных этапов образования согласно возрасту ребенка. На сегодняшний день проблема сохранения единого образовательного пространства является актуальной и теперь. Что же такое преемственность?  Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.   Преемственность- двусторонний процесс. С одной стороны, дошкольная ступень, которая формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, а главное – сохраняет “радость детства” (Н.Н. Поддьяков), сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, которые служат основой успешного школьного обучения.  С другой стороны – школа, как преемник подхватывает достижения ребёнка и развивает накопленный им потенциал.   

    Так чему же учат в детском саду? Каким хочет видеть школа будущего первоклассника? Принятие Федеральных государственных образовательных стандартов на данный момент регулируют отношения между детским садом и начальной школой, являясь важной ступенью преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. К сожалению, в последние годы, в угоду родителям и школе, дошкольные образовательные учреждения стали копировать цели, задачи, формы и методы работы начальной школы. Все это привело к вытеснению игровой деятельности . ФГОС ограждает нас от понимания преемственности между детским садом и начальной школой как преемственность по учебным предметам и по тому, какие знания, умения и навыки мы должны давать детям в детском саду и с какими знаниями школа должна их получать.

 Преемственность  – понимается как согласованность и сохранение целей, задач, методов, средств и форм обучения и воспитания. На современном этапе (в связи с введением ФГОС) произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной “внутренней позицией школьника” (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Выделяют   сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.

     Достигнув возраста 7 лет, практически каждый ребенок идет в первый класс. С этого момента очень многое коренным образом меняется в его до этого стабильной и беззаботной жизни. Прежде всего, меняется его социальный статус. С момента поступления в школу он становится учеником, меняется основной вид деятельности, в связи с чем у него появляются новые, более трудоемкие обязанности, ведь учеба в школе требует много времени, сил и старания. Он уже ответственный человек, который к тому же становится членом нового коллектива – школьного. Вместо воспитателя в классе его встречает учитель. Вместо старых детсадовских друзей его окружают незнакомые мальчишки и девчонки. Да и сама школа отличается от привычного, ставшего вторым домом детского сада. По этим причинам зачастую для большинства детей этот переходный период - от дошкольного образования к школьному - оказывается наиболее сложным и болезненным. При этом события могут развиваться по нескольким сценариям. Родные адекватно отнеслись к новой социальной роли ребенка: дома ими были создали все необходимые условия для учебы, на должном уровне обеспечен контроль и помощь. Несмотря на это, ребенок тяготится новым образом жизни. В этом случае, излишняя опека взрослых, стремление помочь могут закрепить негативное отношение к учебе, к школе. Чтобы помочь ребенку с этим справиться, родителям следует проявить терпение и такт. Или наоборот, ребенок воспринял свою новую социальную роль со всей присущей ей значимостью. Однако родители и другие члены семьи отнеслись к изменившейся ситуации ровно, не уделив ребенку необходимого внимания. В атмосфере равнодушия и безразличия по отношению к его новому статусу, ребенок постепенно теряет энтузиазм и желание войти в новую для него социальную роль. Это естественным образом сказывается на его отношении к учебе, школе. Возможно, это приводит к конфликтам с учителем, одноклассниками. Возможны и другие сценарии развития событий. Характерной общей особенностью любого сценария - высокая степень напряженности, тревожности у ребенка. И это вполне естественно, поскольку окончание дошкольного обучения и начало школьного – переходный период, который, как правило, сопряжен с чувством неопределенности. Таким образом, процесс адаптации к началу обучения в школе, к необходимости решать новые, более сложные задачи и соответствовать новым, более высоким требованиям негативно отражается на самочувствии и самовосприятии ребенка, что в свою очередь может повлиять на темпы его развития, снизить их.

   Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.

       Основными направлениями оптимизации взаимодействия детского сада и начальной ступени общеобразовательной школы являются:
1. Организационно-правовое.
2. Организационно-коммуникативное.
3. Организационно-педагогическое

    Формы могут быть разнообразными и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений. Обычно в начале учебного года педагогами составляется единый совместный план, целью которого и является конкретизация работы по трем основным направлениям:

1.Работа с детьми;

2.Взаимодействие педагогов;

3.Сотрудничество с родителями.

     Основными задачами сотрудничества детского сада и школы являются:

1.Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение процесса адаптации первоклассников к школьному обучению (естественность перехода из детского сада в школу);

2.Углубление интереса к жизни в школе;

3.Оказание помощи семье в новой ситуации, возникающей при подготовке к обучению в школе и при поступлении ребенка в школу.

    Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами этих образовательных учреждений.

  Цели и задачи осуществления преемственности в работе дошкольного образовательного учреждения и школы реализуются на основе проведения совместных мероприятий, организации единого образовательного пространства, использования преемственных технологий, форм, методов обучения и воспитания.

  На сегодняшний день уже сложились традиционные формы работы, способствующие формированию у педагогов значимости процесса развития ребенка, помогающие сохранить здоровье детей. Это направление предусматривает сотрудничество педагогов детского сада, школы и родителей. Работа включает совместное обсуждение мнений педагогов дошкольного учреждения и учителей начальной школы по проблемам развития и обучения воспитанников и учащихся, успешности школьной адаптации выпускников детского сада - как результата преемственных связей.

  Формы осуществления преемственности:

    1. Работа с детьми:

экскурсии в школу; посещение школьного музея, библиотеки; знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы; участие в  совместной образовательной деятельности, игровых программах; выставки рисунков и поделок; встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы); совместные праздники (День знаний,  выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников; участие в театрализованной деятельности;

    2. Взаимодействие педагогов:

совместные педагогические советы (детского сад и школа); семинары, мастер- классы; круглые столы педагогов детского сада и  учителей школы; психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей; проведение диагностики по определению готовности детей к школе; взаимодействие медицинских работников, специалистов учреждения; открытые показы образовательной деятельности в детском саду  и открытых уроков в школе; педагогические и психологические наблюдения.

    3. Сотрудничество с родителями:

совместные родительские собрания с педагогами детского сада и учителями школы; круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»; родительские конференции; консультации с педагогами детского сада и школы; встречи родителей с будущими учителями; дни открытых дверей; творческие мастерские; анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе; образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы; семейные вечера,  тематические досуги; визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.); заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).

     Таким образом, обеспечение преемственности дошкольного и школьного образования гарантирует наилучшую готовность ребенка к обучению в школе. Это, в свою очередь, поможет оптимизировать адаптацию к новым условиям, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, сделает учебу в школе единым образовательным процессом, базирующемся на идеях гумманизации образования, а самое главное — заложит прочный фундамент для дальнейшего успешного развития личности ребенка.

       Установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и начальной школой - необходимое условие успешного решения задач подготовки детей к школе, преемственности в системе непрерывного образования для реализации ФГОС. Детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности.

«От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы знания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям». В.А. Сухомлинский

Реализация преемственности детского сада и начальной школы, как уровней единой системы имеют большое значение для развития ребенка, сохранения и укрепления его психического здоровья. Именно в этот переходный момент – из детского сада в школу - «подушкой безопасности» должна стать преемственность учреждений. Преемственность возможна на основе учета того общего, что объединяет две ступени развития. Проблема преемственности может быть успешно решена только при тесном сотрудничестве детского сада и школы, воспитателя и учителя.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов(из опыта работы) - "Роль театрализованной деятельности в развитии связной речи детей дошкольного возраста"

В активизации речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста играет огромную роль театрализованные игры.Театрализованные игры  один из самых эффективных способов воздействия на детей, в...

Консультация для педагогов «Использование мнемотехники как инструмента развития связной речи детей дошкольного возраста»

Что такое мнемотехника? Мнемотехника – это техника запоминания.Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой...

Консультация для педагогов "Влияние наглядного моделирования на развитие связной речи детей дошкольного возраста"

Данная консультация позволяет повысить компетентность у педагогов в вопросах развития связной речи. Доступность, краткость,схематичного изложенного материала помогает у  детей повысить  позн...

Консультация для педагогов «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Данная консультация будет полезна для воспитателей, логопедо, а также родителей, которые желают способствовать речевому развитию ребенка. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений...

Консультация для молодых специалистов «Организация деятельности по развитию связной речи детей дошкольного возраста».

Консультация для молодых специалистов «Организация деятельности по развитию связной речи детей дошкольного возраста». ...

Консультация для педагогов "Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи"

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компью...