Консультация:«Авторская экологическая сказка»
консультация

Михаленок Екатерина Николаевна

Консультация предназначена  для воспитателей и родителей.  В ней раскрывается понятие «авторская экологическая сказка», даются рекомендации , как составлять сказки с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Авторская экологическая сказка27.84 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская экологическая сказка

 как вариант организации

поисково-исследовательской деятельности с родителями и воспитанниками.

Подготовила: Михаленок Е.Н.

Необходимость использования экологических сказок в ДОУ.

В век нанотехнологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за красотой природы. Нехватка общения детей с природой, оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому. В воспитании будущего высоконравственного человека, самое важное место занимаем мы, педагоги. Посеяв зерно, может вырасти сорняк. Ведь за каждым культурным растением необходим уход, «питательная среда». А мы на протяжении многих лет нашим детям, «нашим саженцам», даем понять, что всё для них, что любое явление природы — это все во благо человеку, все для человека и ничего взамен. Это привело к тому, что, начиная с детского сада, дети знают, что лес — это древесина, а древесина – это бумага, материал для строительства. Лес - это большой шкаф в виде одежды из меха. Лес - это кладовая продуктов (мясо, грибы, ягоды, орехи). Ребенок думает, что птицы нужны только для того, чтобы уничтожать насекомых, ему невдомек, что можно летним вечером, сидя под деревом в лесу, наслаждаться прохладой и прекрасными трелями заливающегося соловья. И так во всем. Вот этот эгоистический потребительский навык очень хорошо усвоился. А ведь бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры необходимо воспитывать с ранних лет. Именно в дошкольном детстве, через добрую, поучительную сказку закладывается позитивное, бережное отношение к природе. Кроме этого сказка всегда учит Добру, помогает детскому пытливому, но ещё неопытному уму, сформировать доброе отношение ко всему вокруг. С помощью сказки ребенок познает окружающий мир не только умом, но и сердцем, он не только познает , но и выражает свои мысли по отношению к добру или злу, откликается на явления, события , которые происходят при нем.

Экологические сказки - сказки, способствуют более осознанному

пониманию детьми природы, природных явлений и формированию у детей

осознанной природоохранной деятельности и навыков рационального

природопользования. Одним из видов экологических сказок является – авторская экологическая сказка, которая не только способствует экологическому воспитанию ребёнка, но и вовлекает  детей и их родителей в интереснейший поисково-исследовательский процесс. Дети сами придумывают героев, дают им имена, определяют, что с ними произойдет.. Этими волшебными героями становятся Капелька,  Колобок, Еловое семечко, Родничок, кузнечик, улитка, дорога, поросенок, эти герои открывают для ребенка таинственный мир, который полон неожиданностей, тайн, чудес.
Ребенок, попадая в этот таинственный мир, узнает тайны, чудеса, таинственные превращения, познает все тайны растительного мира, животного мира, знакомится с сезонными изменениями в природе, узнает о временах        года.
Основные задачи, которые выполняются при использовании  авторских экологических сказок:

 Образовательные:

  Расширить представления детей о том, что Земля – это наш дом.

  Формировать систему элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка дошкольного возраста

 Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире.

Развивающие:

 Развивать умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира.

  • Формировать предпосылки поисково-исследовательской деятельности, умение творчески подходить к постановке проблемных вопросов и решению проблемных ситуаций.

 Привлечение внимания детей к экологическим проблемам окружающей природы, через сказки.

Воспитательные:

  Воспитывать стремление беречь нашу Землю.

  Осознание себя как части природы. Способствовать осознанному отношению к природе, а также отношению к себе как к части природе.

Технологии, которые используются при внедрении экологических сказок в образовательный  процесс:

 Здоровьесберегающие

  Личностно-ориентированного обучения.

 Сказкотерапия

 Исследовательская  деятельность

Алгоритм создания авторской экологической сказки и способы ее использования в непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста:

1. Придумывается и описывается проблемная экологическая ситуация;

2.Определяется место, где будут разворачиваться события (например: лес, роща, река и т.д.);

3. Определяются неодушевленные объекты, типичные для этого места (например: рыбы, грибы, ягоды, животные и т.д.);

4. Объекты наделяются свойствами или чертами характера человека (например: хвастливые, важный, веселые, грустный и т.д. Наделять объекты нужно разноплановыми характеристиками;

5. Далее идет описание жизни этих объектов в данном месте. Все они выполняют свои функции, их единственная особенность заключается в том, что они умеют думать и чувствовать, как люди;

5. Придумываются и описываются последствия проблемной экологической ситуации;

6. Составляется текст от имени каждого героя (в виде монолога) по отношению к проблеме;

7. Описывается разрешение проблемной экологической ситуации, её исход, выводятся жизненные правила;

8. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности (таблица 1);

9. После составления и написания, сказка включается в конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми с использованием разных видов детской активности.

Место в сказке

Пример начала фразы

Содержание

Начало

Жили-были…

Начало сказки, встреча с героями.

Описание проблемы

И вдруг однажды…

Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка

Из-за этого…

Сказка меняет направление, чтобы показать, в чем состоит решение проблемы и как это делают герои сказки.

Решение проблемы

И решили тогда …

Герои сказки справляются с трудностями.

Развязка

С тех пор …

Результат действий героев сказки. Развязка сказки должна быть позитивной.

Мораль сказки

Так и стали …

Герои сказки извлекают уроки из своих действий, их жизнь радикально изменяется.

Методика сочинения сказок включает несколько этапов:

 – обсуждение с дошкольниками сказок, созданных детскими писателями;

– придание известным народным и авторским сказкам экологического сюжета, например, как герои сказки «Репка» каждый день делали зарядку и без труда собрали свой урожай; – сочинение сказки на заданный сюжет в микро группах или по цепочке;

 – сочинение детьми собственных сказок (на занятие – индивидуально или в микро группах и дома с родителями);

– красочное оформление своих произведений; – проведение мероприятия, например «Вечера сказок»;

 - организация выставки лучших работ. 

Родители также становятся активными участниками создания экологической сказки . Родители вместе с детьми не только сочиняют сказки, но и рисуют иллюстрации к ним, создают книжки-малышки, инсценируют эти сказки в группе и дома.

Пример  авторской экологической сказки : Разве озеро – свалка? (современная сказка о Рыбаке и Рыбке) 

Жил Старик со своею Старухой у самого синего озера. Жили уже тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, а Старуха пряла свою пряжу. Раз пошёл Старик к озеру. Закинул он невод в воду – пришёл невод с тиной тёмною. Он в другой раз закинул свой невод – пришёл невод с мусором, и было его тут видимо-невидимо. В третий раз закинул он невод – показалась из воды старая автомобильная шина. Удивился Старик, испугался: «Тридцать лет я рыбачил и три года, а такого ни разу не лавливал. Раньше-то всё рыбка попадалась». Хотел уж было Старик воротиться к своей Старухе, да услышал за спиной всплеск слабый. Вновь закинул Старик в воду невод. Пришёл невод с одной Рыбкою. С непростою Рыбкою – еле живою. Как тут взмолится Рыбка! Голосом молвит человечьим: «Спаси, старче, озеро наше, сохрани живым для потомков». Задумался Старик: «Жил я у озера тридцать лет и три года и не ведал, что творится у самого моего порога. Уничтожали озеро постепенно, сваливая мусор у берегов, забрасывая его в прозрачную воду и не думая о том, что губят озеро и его обитателей». Отбросил Старик невод, собрал вдоль берегов банки, бутылки, бумагу и целлофановые пакеты, выкатил из воды автомобильные шины. Стал он кликать Рыбку. Приплыла к нему Рыбка, но ничего не сказала, лишь хвостом по воде плеснула и ушла в глубокое озеро. И с тех пор приходит Старик к озеру, но не рыбачить, а охранять покой Рыбки, ведь очень сильно обидели её люди, ПРЕВРАТИВ ОЗЕРО В СВАЛКУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект образовательной деятельности по экологии в разновозрастной группе (2 младшая - средняя группа) Экологическая сказка в рамках проектной деятельности: «Человек и природа».Тема: Экологическая сказка "Живая душа природы"

Цель: приобщить детей к миру природы, к пониманию ее универсальной ценности в жизни каждого человека, своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, обитателей, живущих рядом с вами и ...

Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста

«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» - Эти слова мы знаем с детства. И действительно сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добро...

"УНДИНА" фея воды - экологическая сказка для детей средней группы. "РУЧЕЁК"- стихотворение экологического содержания. "УНДИНА"- экологическая сказка для детей младшей группы. Подмосковье г.Красногорск 2017г.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА«УНДИНА»(средняя группа)       Жила-была на свете фея водной стихии, дух воды - Ундина. В те времена везде на Земле была только вода. И бы...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Чтение сказки №2 «Волшебница вода. История одной капли». Адлер В.Н. «Экологические сказки Фиолетового леса. Формирование экологического сознания дошкольников»

Практическое использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» по технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» и методической рекомендации " Экологические сказки Фио...

Мастер-класс по экологическому воспитанию «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников»

Цель: Оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки.Задачи: - Совершенствовать пе...