Индивидуальная траектория профессионального развития 2022-2023 год
методическая разработка (младшая группа)

 

Младший возраст – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл islamova_22-23.docx27.53 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                          Тема самообразования

                   «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста средствами дидактических игр»                                                                                          

    Учебный год: 2022– 2023 гг

    Составила:  Исламова Г.К.

     Направление: Познавательное развитие.

    Дата начала работы над темой: 1 сентября 2022г

    Окончание работы:31 августа 2023 г

     Срок реализации: 1 год

   

 

                                                Актуальность темы:

Предмет математики настолько серьёзен, что надо

не упускать случая, сделать его занимательным.

Б.  Паскаль

Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин:  обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим, как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает как губка. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему это скучно?

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.

Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если интересно построить занятие, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей здоровый аппетит.

Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Народная мудрость создала игру, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения.

Игры дают хороший результат лишь в том случае, если ясно представляешь, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности проведения этих занятий на ступени раннего детства. Психологами и педагогами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - мертвый груз. Здесь можно выделить работы Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, С. С. Рубинштейна и др.

Занимательность может быть задана необычайной формой обучения. Надо только найти золотую середину: не усложнять - дети не поймут и не упрощать, облегчая учение, - дети будут постоянно искать легкие пути, чтобы поменьше трудиться. Получая пищу для своего ума, ребенок охотно участвует в занятиях, ждет их, радуется им.

С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях.

Занимательный материал не только увлекает ребенка, но и способствует совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, мышления и речи дошкольника. Стихотворный материал, загадки, считалки применяются в зависимости от целей познавательного общения. Возможности их использования широки: на групповых занятиях в детском саду, при индивидуальной работе с детьми в семье, на викторинах, досугах, праздниках, в ходе познавательной беседы, в игротеке, когда дети принимают родителей в гости и играют с ними в математические игры.

Занимательная математика ставит дошкольников в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми.

Цельформирование у детей дошкольного возраста математических представлений посредством применения игровых технологий.

Задачи:

Для педагога

1.Изучить теоретические основы игровых технологий для практического применения в образовательном процессе с дошкольниками.

2.Обогатить развивающую  предметно-пространственную среду в группе по математическому развитию «Занимательная математика»;

3. Создать картотеку математических игр.

 Для детей:

1. Развитие у детей мышления, памяти, воображение, речи.

Форма работы с детьми: совместная деятельность воспитателя с детьми, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность детей, консультативная работа с родителями.

Методы и приемы работы с детьми: практические, проблемно-поисковые.

Форма самообразования: индивидуальная

Возрастная группа: средняя группа

Раздел

Сроки

Цели и задачи

Содержание работы

Практические выходы

Работа с детьми

октябрь- декабрь 2022 г.

Дидактические игры на расширение представлений о геометрических фигурах

Цель

\Учить детей правильно называть, узнавать и различать геометрические фигуры

 

 «Составь предмет»

Дидактические задачи:

Упражнять  в различии круга, квадрата, прямоугольника. Треугольника, находить одинаковые  по форме фигуры.

«Куда идет зайка»

Дидактические задачи:

Закреплять знание геометрических форм.

Развивать внимание и мышление.

«Соберем бусы»

Формировать умение группировать геометрические фигуры по свойствам(цвету и форме, величине и цвету, форме и величине)

Развлечение.

Путешествие по сказкам:

« Веселые друзья»

Январь-март 2023 г.

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы и величины.  Цель: Определять величины предметов:

Высокий-низкий, широкий-узкий, длинный-короткий

«У кого хвост длиннее»

Дидактические задачи:

Упражнять детей в умении сравнивать предметы контрастных размеров по длине и ширине.

«Семейство ежиков»

Дидактические задачи:

Учить соотносить предметы по величине, развивать мышление.

«Новогодние елочки»

Дидактические задачи:

Учить детей группировать предметы по величине.

Квест-игра

« Прогулка по лесу»

Апрель-май 2023 г.

Дидактические игры на закрепление цвета.       Цель: Учить различать и называть цвета.

.

Сложи пирамидку

Дидактические задачи:

Научить детей размещать цвета по наглядному образцу.

«Сложи цветочек»

Дидактические задачи:

Научить детей размещать цвета по наглядному образцу.

“Подбери шарик”

Дидактические задачи:

Упражнять детей в умении названии цветов, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

ОД “Цветные ладошки”

Работа с родителями

Октябрь-Ноябрь 2022 г.

Организация совместного досуга по изготовлению дидактических игр по познавательному развитию.

Подборка материала.

Мастер-класс «Умные игрушки»

Декабрь-февраль 2023 г.

Распространение педагогического опыта  

Изучение материала, составление конспекта.

Консультация на тему:

«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через дидактическую игру»                                                                                          

Март-Май 2023 г.

Распространение педагогического опыта  

Изучение материала, составление конспекта

Зум конференция на тему:

«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через дидактическую игру»                                                                                          

Работа с педагогами ДОУ

Сентябрь-ноябрь 2022 г.

Распространение педагогического опыта.

«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через дидактическую игру»

Публикация

Декабрь – Февраль 2023 г.

Распространение собственного педагогического опыта.

«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через дидактическую игру»

Выступление для воспитателей

                                                                                         

Март-Май 2023 г.

Распространение собственного опыта.

 «Дидактическая игра, как метод усвоения материала о  форме, величине, цвете детьми среднего возраста.

Публикация

Предметно-пространственная развивающая среда

Октябрь-декабрь

Дидактические игры на расширение представлений о геометрических фигурах

Цель: Учить детей правильно называть, узнавать и различать геометрические фигуры

Плоскостные игрушки-гномики и шапочки-геометрические фигуры

«Подбери гномику шапочку по форме

Листы, карандаш

«Рисование по точкам»

Набор из геометрических фигур

“Танграм”              

Январь-

март

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы и величины. Цель: Знакомить с понятиями высокий-низкий,

широкий-узкий, длинный-короткий.

Плоскостные изображения домиков с вырезанными окошками разных геометрических фигур, наборы фигур, строго соответствующие по размеру отверстий окошек в домике).

«Закрой окошко в домике»

Набор настольного театра: «Три медведя»

«Путешествие по сказке: три медведя»

Плоскостные изображения матрешек

«Найди домик для матрешки»

Набор кубиков

« Дострой дом»

Апрель-май

Дидактические игры на закрепление цвета. Цель: Учить различать и называть цвета, соотносить цвета разнородных предметов.

Формы с круглыми отверстиями и цветные вкладыши, нитки разных цветов.

«Улетающие шары»

Дуги цвета радуги

« Сделай Радугу»

 

Изучение учебно-методической литературы:

  • 1. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений. М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  • 2. Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2005. 320 с.
  • 3. Белошистая А.В. Современные программы математического образования дошкольников / Серия «Библиотека учителя» - Ростов н/Д: «Феникс», 2005. 256 с..
  • 4. П. Венгер Л. Больше, меньше, поровну... // Дошкольное воспитание, 1994-№ 10. с. 48.
  • 5. Давидчук А. Дошкольный возраст: развитие элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание, 1997. № 1. с. 72
  • 6.Т.И. Знакомство с математикой: методическое пособие для педагогов / Т.И. Ерофеева. М.: Просвещение, 2006.112

                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная траектория профессионального развития педагога (2019-2022гг)

Индивидуальная  траектория профессионального развития педагога (2019-2022гг)...

Индивидуальная траектория профессионального развития на 2024-2025 учебный год

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения...

Индивидуальная траектория профессионального развития на 2026-2027 учебный год

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения...

Индивидуальная траектория профессионального развития 2023-2024 год

Младший возраст – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозм...

Индивидуальная траектория профессионального развития 2024-2025 год

Младший возраст – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозм...

Индивидуальная траектория профессионального развития 2025-2026 год

Младший возраст – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозм...

Индивидуальная траектория профессионального развития 2026-2027 год

Младший возраст – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозм...