Новые подходы в работе. Социо-игровая технология.
статья (старшая группа)

В статье раскрываются особенности работы с детьми дошкольного возраста по социо-игровой технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_sit.docx26.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тиселько Нина Николаевна

Воспитатель МБДОУ детский сад

№ 44«Веснушки» г. Ангарск

«Новые подходы в работе: Социо-игровой стиль»

 

В.М. Букатов писал: «Человек, увидевший талант другого,

порадовавшийся за него, наверняка станет талантлив и сам»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, определяет требования к личности обучающегося, и сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться.

   Поэтому для современного образования  актуально правило: «Чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни».

Соответствовать данному утверждению нам помогает современная педагогическая «Социо-игровая технология», которая, направлена на развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками. Сам термин «социо-игровой стиль» появился ещё в 1988 году. В 1992 году в «Учительской газете» появилась статья, которая называлась «Вольный стиль или погоня за 133 зайцами», где автор, опираясь на материалы сторонников социо-игровой технологии, описывает организацию занятий с детьми как игры между микро группами детей (малыми социумами - отсюда и термин «Социо-игровая»).

Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка, как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. Социо-игровая технология, способствует реализации потребности в движении, сохранению и укреплению психологического здоровья.  Формирует коммуникативные навыки, развивает любознательность, реализует познавательные потребности, дети преодолевают застенчивость. 

Основателями социо-игровой технологии являются: философ, психолог Евгений Евгеньевич Шулешко, Александра Петровна Ершова, кандидат педагогических наук, Вячеслав Михайлович Букатов, доктор педагогических наук.

 «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки». Комплексная ориентация воспитателя на эти правила позволяет обеспечить детям ситуационную реализацию их мотивационной свободы, информационной инициативности, коммуникативности, самостоятельности.                    Что в свою очередь ведет к тренировке, укреплению, расширению креативного потенциала личности ребенка.  В рамках данной технологии ставятся следующие задачи:

-  Помочь детям научиться эффективно, общаться.

-  Сделать образовательный процесс более увлекательным для детей.

-  Способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества.

-  Воспитывать в дошкольниках желание узнавать новое. 

Общение детей в рамках данной технологии организуется поэтапно:

• на самом первом этапе дети учатся правилам общения, культуре общения, учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, у них   развивается собственная речь;
• на втором этапе общение является целью - ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микро группе, чтобы выполнить учебную задачу;
• на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т.е. через общение идёт обучение дошкольников.

 «Золотые правила »  социоигровой технологии:  

 Интеграция всех видов деятельности, которая позволяет создать модель организации педагогического процесса, где ребенок постигает базовые знания из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, позволяя сэкономить детям время для общения, прогулки, самостоятельного творчества и игровой деятельности.

Смена темпа и ритма помогает менять ограничение во времени, например с помощью песочных или обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец,  и, конечно же, требует определенной сосредоточенности.

Смена лидерства работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек – лидер.

Причем лидера дети выбирают сами, и он должен постоянно меняться. 

Ориентация на принцип полифонии.

Основоположник данной технологии Букатов В. М., придерживается такого мнения, что  «За 133- мя  зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток», оно означает, что ребенку вместе со своими сверстниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то больше, кто-то поменьше; тренируется умение ребенка увлекаться и быть увлеченным.

Двигательная активность и смена мизансцены  образовательная, совместная и самостоятельная деятельность детей должна сочетаться с двигательной активностью. Движение - под любым предлогом. Дети должны  двигаться, договариваться, предполагать и располагать, и по-своему понимать, что  способствует снятию эмоционального напряжения. Чтобы сохранить каждого ребёнка как человека говорящего (другим людям), слушающего (других людей), действующего (вместе с другими). Жизнь детей в малых группах деятельность малыми группами самый естественный путь к возникновению у детей сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания. Только общение делает ребенка воспитуемым.

Социоигровая технология способствует:

  • Движению - на занятиях дети подвижны.
  • Коммуникативному общению.
  • Смене, разнообразию, вариативности в мизансценах, ролях.
  •  Неуверенным детям преодолеть нерешительность.
  • Самостоятельности, инициативности. 
  • Сближению педагога с детьми. 

Взгляды  социо - игровой технологии направлены на умение действовать в темпе общей работы, слышать и видеть окружающих, оказывать своевременную поддержку товарищу в игре, на занятии, уметь доводить дело до предполагаемого результата, на равноправие детей и взрослых: воспитатель и воспитанник – партнёры!

         Авторы социо-игровой технологии предлагают разные игровые задания для детей, которые условно можно разделить на несколько групп:

Игры-задания для рабочего настроя, направленные пробудить интерес детей друг к другу

Игры для социо-игрового приобщения к делу, для усвоения или закрепления учебного материала, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом.

Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем.

Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат.

Вольные - игры требующие простора и свободы передвижения.

Если подвести итог всему сказанному, то основная забота воспитателя заключается в том, чтобы не учить ребенка, не развлекать и даже не развивать, а формировать такое вне дидактического понятия как дружба.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический театр для педагогов ДОУ по теме: «Социо - игровая педагогическая технология -активный метод взаимодействия с дошкольниками»

Сегодня необходимо использовать активные формы работы, позволяющие  вовлекать педагогов в деятельность и диалог.        Педагогам предложена для ознакомления  новая форма...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Социо-игровая педагогическая технология»

Для того чтобы человеку быть активным участником общественной жизни, и реализовать себя как личность необходимо постоянно проявлять творческую активность, быть самостоятельным, иметь возможность разви...

Мастер-класс для педагогов «Социо-игровая педагогическая технология»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению социо-игровой технологии в работе с дошкольниками. Задачи: ...

Мастер-класс «Социо-игровые педагогические технологии в работе с дошкольниками»

Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению социо-игровой технологии в работе с дошкольниками....

«Социо-игровая педагогическая технология», с использованием нетрадиционной методики « Игровой Парашют ».

Цель:1. Повышение профессионального мастерства педагогов.2. Ознакомление педагогов с технологией использования игрового парашюта. 3. Освоение и последующее активное применение технологии в практи...

Презентация опыта работы «Социо-игровые технологии в коммуникативном развитии дошкольников»

Презентация опыта работы«Социо-игровые технологии в коммуникативном развитии дошкольников»...

Мастер-класс «Социо-игровые педагогические технологии в работе с дошкольниками»

Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению социо-игровой технологии в работе с дошкольниками....