Главные вкладки

    Пальчиковая гимнастика как средство развитие речи
    методическая разработка по аппликации, лепке (младшая группа) по теме

    Идрисова Гульнур Султановна

     

    -  Новые психолого-педагогические подходы к организации воспитания и обучения детей.

       - Связь пальцевой моторики и речевой функции 

       - Развитие тонких движений пальцев рук 

       - Функционирование речевых зон коры головного мозга 

    Анализ диагностики последних лет показал, что количество детей с низким уровнем развития речи увеличивается с каждым годом 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     

    Казань, 2012 год .

    МАДОУ «ЦРР - Детский сад №387»

    Анализ внешней среды 

    -  Новые психолого-педагогические подходы к организации воспитания и обучения детей. 

       - Связь пальцевой моторики и речевой функции 

       - Развитие тонких движений пальцев рук 

       - Функционирование речевых зон коры головного мозга 

    Анализ диагностики последних лет показал, что количество детей с низким уровнем развития речи увеличивается с каждым годом 

    Анализ внутренней среды 

      - Появление новых частных методик и технологий обучения детей:                                                                                         И.Кривенчук «Ладушки», Л.П.Савина «Пальчиковая гимнастика», К.Белая       «Первые шаги». 

      - Пальчиковая гимнастика мало применяется в педагогическом процессе 

      - Низкая оснащённость методической литературой и дидактическим материалом 

                         Целесообразность пальчиковой гимнастики

       1.    Отсутствие научно-обоснованных методик комплексного    применения      пальчиковой гимнастики в учебно-воспитательном процессе.

       2.    Формирование отвлечённого мышления 

       3.    С помощью слова выражают свои мысли 

       4.    Рост объёма знаний 

       5.    Формирование у детей правильной речи.

       6.    Развивать потребность и способность пользоваться речью, как средством   осознания и обозначения своих действий, способность слышать и понимать речь окружающих. 
     

         7.   Воспитывать интерес к малым формам народного фольклора, звуковой стороны слова, её ритмичности, выразительности.  
        8.    Формировать
     интерес к узнаванию и называнию предметов и явлений окружающего мира, его свойств, качеств, словесных обозначений. 
        9.    Формировать
     потребность пользоваться речью, как средством общения со взрослыми, уметь рассказывать о том, что видел, слышал, узнал. 
                                                     

                                              Цель:

    .Осуществление непрерывного педагогического процесса по формированию у детей третьего года жизни активной речи путём развития мелкой моторики пальцев рук, используя пальчиковые игры и упражнения на единых подходах и принципах
     
                                               
    Задачи:

        -  1 этап Аналитический (Август –Сентябрь 2012г.) 

     Анализ ситуации, осознание необходимости начать работу по развитию у детей речи, определение основных целей.

        -  II этап Организационный ентябрь-ноябрь 2012)

    Планирование и прогнозирование работы. Разработка планов работы с детьми и родителями по формированию речи у детей. Создание развивающей среды 

        -  III этап Практический (2012-2013 уч. год) 

    Введение пальчиковых игр и упражнений во все виды учебной и бытовой деятельности, предусмотренные программой. Обогащение предметной развивающей среды. Педагогическое просвещение родителей о значении пальчиковой гимнастики для развития речи детей. 

     

      -   IV этап Итоговый, диагностический (май 2013г)

     Обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий. 

                        Модель реализации обучения

       

                                 

                                           

                                                       

                                                       

        Схема  образовательной деятельности воспитателя с детьми


    -Обыгрывание игру


     

    Алгоритм ознакомления с пальчиковыми упражнениями 
     

    Упражнение 
     
    Постепенный показ 

    Чёткое произношение 
     
    Темп 
     
    Расслабление 
     
    Комплекс упражнений 
     
    Домашнее задание

                        Методическое сопровождение проекта

    1. Организация предметно-развивающей среды образовательного процесса и всех режимных моментов, связанных с применением пальчиковых  упражнений и игр. 
    2. Разработка картотеки пальчиковых игр и упражнений. 
    3. Разработка картотеки дидактических игр.
    4. Конспекты занятий по использованию пальчиковых игр и упражнений. 
    5. Сценарии и развлечения на основе пальчиковых игр и упражнений. 
    6. Консультационный материал для родителей.

    Модель предметно-развивающей среды

    Игры с мозаикой, конструктором 

    Волшебный пенёчек

    застёжки 

    Панно «Весёлая полянка» 
     

    Игры с бусами, прищепками 

    Предметно развивающая среда 

    Уголок ряженья Умные шнурочки 

    Чудо-дерево, пальчиковые упражнения и игры 
     
    Весёлый карандаш 

     Ожидаемые результаты

    Дети 

    Родители 

    Педагоги 

    Сформированность игровых навыков с пальчиками 

    Сформированность устойчивого интереса к дидактическому материалу 

    Расширение диапазона игр дополнительным материалом: бус, крышек, камешков 

    Познавательное, индивидуальное развитие. 

    Взаимодействуют с педагогами по вопросу развития речи 

    Совершенствуют в домашних условиях  навыков пальчиковых упражнений, применяемых  детском саду 

    Компетентность в вопросе развития речи у детей и применение пальчиковых упражнений 

    Повышение теоретического уровня и профессионализма 

    Внедрение современных методов и технологий по развитию речи у детей 

    Самореализация 

    Обобщение и распространение опыта

    Результаты

    Дети станут общительнее, появится чистая, красивая речь, дети свободно будут играть в пальчиковые и дидактические игры, научатся рассказывать небольшие сказки, стихи по иллюстрациям
     
    У детей формируется устная речь, навыки речевого общения с окружающими

     Дети легко адаптируются в любом обществе (как сверстников, так и взрослых) 

    Отсутствие проблем в учебной деятельности в школе 

    Формируется нравственно-цельный, творчески мыслящий, инициативный человек

    Специальные упражнения для пальчиковой  гимнастики.

    Самомассаж пальцев рук.

    Пальчиковые игры на занятиях по развитию речи и других выдах деятельности.

    Воспитатель

    Организованное обучение

    Консультации, беседы

    Родители

    Дети

    Совместная деятельность

    Беседы

    Методическое сопровождение

    Воспитатель

    Направления работы по развитию мелкой моторики

    Организационные формы обучения

    Совместная деятельность

    -Сюжетно-ролевые игры.

    -Проведение диагностики.

    -Изобраз-ая деятельность.

    -Чтение художественной литературы.

    -Обыгрывание игрушек.

    -Наблюдение

    -Развитие мелкой   моторики рук

    -Дидактические игры.

    -Художественно-творческая деятельность

    -Занятия по развитию речи

    -Музыкально-ритмическая деятельность.

    -Чтение стихов, потешек.

    -Двигательная деятельность

    -


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Пальчиковая гимнастика как средство развития речи"

    Информация  для воспитателей и родителей...

    "Пальчиковая гимнастика", как средство развития речи детей третьего года жизни.

    «Источник способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли». (В.А. Сухомлински...

    Презентация "Артикуляционная и пальчиковая гимнастика, как средства развития речи детей"

    В презентации описаны причины,по которым необходимо заниматься артикуляционной и пальчиковой гимнастиками, даны рекомендации по их проведению....

    Пальчиковая гимнастика, как средство развития речи у дошкольников.

    Развитие речи тесно с связано с развитием мелкой моторики. Не смотря на близкое расположение в коре головного мозга отделов, отвечающих за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики, разви...

    Пальчиковая гимнастика, как средство развития речи детей

    Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга. Овладение речью – одна из самых сложных и ...