Главные вкладки

    Проект "Организация внеурочной и воспитательной деятельности в условиях реализации ФГОС дошкольного, общего образования. Организация дополнительного образования в рамках реализации образовательной программы художественно – эстетического направления".
    проект по аппликации, лепке (старшая, подготовительная группа) по теме

    Трапик Екатерина Сергеевна

    Тестопластика – одна из самых популярных техник среди мастеров народных промыслов. Из теста издавна выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия. Фигурки из соленого теста, связанные с мифологией и разными праздниками, были найдены археологами в жилищах древних римлян. В Китае с XVII века делали марионеток из теста. В Гималаях используют деревянные формы для изготовления жертвенных культовых фигур из ячменной муки.

    Соленое тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны. Мука, соль, вода и капелька масла – все, что понадобится для создания шедевра. Замешали тесто и лепите! Потом «налепленное» раскрашивается красками, украшается всяческими блестками, бусинками, тряпочками. Тесто можно окрасить любой краской – гуашь, акрил, акварель и т.д. Главное тут пытливый ум, природное любопытство и желание создавать, постоянно творить что-то новое, не взирая на устоявшиеся правила.

    Соленое тесто – это замечательный материал для поделок с детьми. Его можно даже съесть, лепить могут даже самые маленькие. Тесто очень пластичное и позволяет проработать мелкие детали. На тесте остаются замечательные отпечатки от любых предметов – пуговицы, ладошки, вилки, гвоздика, расчески, ткани – любой предмет, рельеф которого вам интересен.

    В.А. Хоменко, К.Н. Силаева считают, что нетрадиционный вид деятельности как «Тестопластика» является разновидностью изобразительной деятельности с элементами ручного труда. 

    Тестопластика укрепляет силу рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребёнок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. При изготовлении поделок ребёнок учится концентрироваться и сосредотачиваться, развивается усидчивость. Кроме того, благотворно влияет на нервную систему в целом. Главное, чтобы занятия были интересны детям.

    В основу программы легли концепции личностно ориентированного обучения и воспитания детей Л.И. Бажович, В.Н. Слободчикова, Е.В. Бодаревской, деятельностного подхода к организации обучения А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина.

    Организация дополнительных занятий по программе «Разноцветное чудо»,  учитывает  важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства. Занятия тестопластикой способствует развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление. Они развивают умение ориентироваться в пространстве, улучшают сенсомоторную координацию детей, способствуют развитию творческих способностей.

    Дополнительные занятия с детьми по программе «Разноцветное чудо» является благоприятной почвой для испытания детьми фундаментальных человеческих потребностей. В сфере общения на занятиях лепкой из соленого теста в существенной степени формируется характер ребенка, в частности, такие качества, как инициативность, уверенность в себе, настойчивость, упорство, аккуратность и др.

    Одной специфической чертой лепки из соленого теста является  тесная связь с игрой. Объемность  выполненной  фигурки  стимулирует детей  к игровым действиям с ней. Такая организация занятий  в виде  игры  углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками.

    Дополнительные занятия по программе «Разноцветное чудо» тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной  литературой, с  наблюдением за живыми объектами, экспериментированием.

     

    Список используемых источников:

    1.                Кискальт И.Т. «Соленое тесто». «АСТ - пресс» Москва 2001 г.

    2.                Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет Лыковой И.А., М.,2006г.

    3.                Рубцова Е.В. Фантазии из соленого теста, 2008г.

    4.                Халезовой Н.Б. Декоративная лепка в детском саду / Под ред. М.Б. Халезовой-Зацепиной, 2008г.

    5.                Хоменко В.А. Соленое тесто: шаг за шагом. Харьков, 2007г.

    6.                Хананова И.Н. Соленое тесто. М., 2006г

    7.                Чаянова Г.Н. Соленое тесто. М., 2005г.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt_na_konferentsiyu_zhigaltsova_e.s.doc781 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад комбинированного вида  №8 «Снеговичок»

    Направление опыта: 

    Организация внеурочной и воспитательной деятельности в условиях реализации ФГОС дошкольного, общего образования.

    Тема опыта:

    Организация дополнительного образования

    в рамках реализации образовательной программы художественно – эстетического направления (тестопластика)

                                                   

    http://img3.proshkolu.ru/content/media/pic/std/1000000/460000/459563-d9d7419a8344d85c.jpg

    Автор:

    Жигальцова Екатерина Сергеевна

    Воспитатель

    г. Нижневартовск, 2014г.

    Содержание:

    1.

    Введение

    3

    2.

    Основная часть

    5

    3.

    Заключение

    8

    4.

    Список использованных источников

    9

    5.

    Приложение

    10

    Введение.

    «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.

     От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли.

    Другими словами, чем больше мастерства

    в детской руке, тем умнее ребёнок».

                                                                                             В. А. Сухомлинский

    Человек от природы – творец. Для этого у него есть все: воображение, мысли, идеи и тело, которое воплощает все это в жизнь. Как же интересно наблюдать свои идеи, выраженные в танце, звуке, красках глине или тесте! Танец пальцев придает материи форму, заданную нашим воображением, а название этому «танцу» рук – ЛЕПКА! Материалов для лепки предостаточно: глина, пластилин, гипс, тесто, снег, песок! 

    Исследованиями различных стран установлено, что уровень мыслительной деятельности, развитие речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

    Тестопластика – одна из самых популярных техник среди мастеров народных промыслов. Из теста издавна выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия. Фигурки из соленого теста, связанные с мифологией и разными праздниками, были найдены археологами в жилищах древних римлян. В Китае с XVII века делали марионеток из теста. В Гималаях используют деревянные формы для изготовления жертвенных культовых фигур из ячменной муки.

    Соленое тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны. Мука, соль, вода и капелька масла – все, что понадобится для создания шедевра. Замешали тесто и лепите! Потом «налепленное» раскрашивается красками, украшается всяческими блестками, бусинками, тряпочками. Тесто можно окрасить любой краской – гуашь, акрил, акварель и т.д. Главное тут пытливый ум, природное любопытство и желание создавать, постоянно творить что-то новое, не взирая на устоявшиеся правила.

    Соленое тесто – это замечательный материал для поделок с детьми. Его можно даже съесть, лепить могут даже самые маленькие. Тесто очень пластичное и позволяет проработать мелкие детали. На тесте остаются замечательные отпечатки от любых предметов – пуговицы, ладошки, вилки, гвоздика, расчески, ткани – любой предмет, рельеф которого вам интересен.

    Актуальность использования дополнительных занятий с дошкольниками по тестопластике «Разноцветное чудо» направлены на развитие осязания, творческих способностей и мелкой моторики, помогают оказывать положительное воздействие на кору головного мозга.

      Мелкая моторика - это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Природа наделила человека зрением - бесценным даром, благодаря которому мы получаем 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира.

    Учёными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольников.

     Часто дети испытывают неуверенность при выполнении даже простых заданий. А активное познание мира возможно только в движении, в действии. Значит, чем точнее будут детские движения, тем богаче будут ощущения ребенка, тем ярче, глубже и осмысленнее будет проходить знакомство ребенка с окружающей средой и практическое ее освоение. Развитие мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

    Тестопластика укрепляет силу рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребёнок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. При изготовлении поделок ребёнок учится концентрироваться и сосредотачиваться, развивается усидчивость. Кроме того, благотворно влияет на нервную систему в целом. Главное, чтобы занятия были интересны детям.

    Организация дополнительных занятий по программе «Разноцветное чудо»,  учитывает  важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства. Занятия тестопластикой способствует развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление. Они развивают умение ориентироваться в пространстве, улучшают сенсомоторную координацию детей, способствуют развитию творческих способностей.

    Основной материал – соленое тесто, а основным инструментом являются руки. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определённую новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным.

    Основная часть.

    Цель программы: Развитие художественных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе лепки из соленого теста, привитие способности видеть прекрасное в окружающей действительности.

             Задачи:

    Обучающие:

    – познакомить воспитанников с историей возникновения тестопластики, ее возможностями;

    – научить детей владеть различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из соленого теста;

    – обучить технологии изготовления различных изделий из соленого теста;

    – начать формирование знаний о композиции, основах цветоведения, технике рисунка акварелью и гуашью.

    Технические:

    – развивать координацию движения рук;

    – научить лепить всей кистью и пальцами, делать мелкие детали пальчиком и прищипыванием;

    – использовать в работе различные способы лепки: пластический, конструктивный, комбинированный. А также различные приемы лепки: скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание, примазывание.

    Развивающие:

    – развивать мелкую моторику рук;

    – развивать речь;

    – расширять словарный запас;

    – расширять кругозор;

    – развивать наблюдательность;

    – развивать эстетический вкус;

    – развивать образное и логическое мышление;

    – содействовать развитию творческого воображения, фантазии.

    Воспитательные:

    – воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;

    – воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе;

    – воспитывать ценностное отношение к человеку, его культуре, труду.

    Принципы построения программы:

    1. От простого к сложному.
    2. Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
    3. Научность.
    4. Доступность.
    5. Системность знаний.
    6. Воспитывающая и развивающая направленность.
    7. Всесторонность, гармоничность   в содержании знаний, умений, навыков.
    8. Активность и самостоятельность.
    9. Учет возрастных и  индивидуальных особенностей.

    Срок реализации программы: 2 года

    Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 мин

    Максимальное количество детей: 15 человек

    Ожидаемые  результаты:

    •    развитие интереса дошкольников к творческой деятельности;

    • усвоение основных приёмов работы в технике тестопластика (последовательно и правильно соединение элементов при изготовлении законченной работы);

    •   аккуратность при работе с тестом, последовательность выполнения работы и доведение начатого дело до конца;

    • использование инструментов и приспособлений, необходимых при изготовлении изделий из соленого теста.

    Этапы работы с детьми:

    1 этап - подготовительный.

    - научить  приему скатывание прямыми движениями, скатывание круговыми движениями;

    - соединение в виде колец;

    - лепка из нескольких частей.

                                           2 этап - основной.

    - научить приему оттягивание частей от основной формы;

    - научить сглаживать поверхности формы;

    - научить использовать прием «примазывание»; вдавливание для получения полой формы,

    - научить соединять 2-3  знакомые формы;

    - знать технологию приготовления теста;

    - научиться действовать по образцу воспитателя и его словесному указанию.

    3 этап - итоговый.

    - уметь самостоятельно решать творческие задачи;

    - уметь  подбирать цвета для оформления поделки;

    - формировать личностное отношение к результатам своей работы.

    Предполагаемые результаты работы:

    • развитие интереса дошкольников к творческой деятельности;

    • усвоение основных приёмов работы в технике тестопластика (последовательно и правильно соединение элементов при изготовлении законченной работы);

    • аккуратность при работе с тестом, последовательность выполнения работы и доведение начатого дело до конца;

    • использование инструментов и приспособлений, необходимых при изготовлении изделий из соленого теста.

    Материал:

    1. Соленое тесто.

    2. Доска для лепки.

    3. Стеки, зубочистки, макароны фигурные, бусины.

    4. Салфетка для рук.

    5. Клеёнка.

    6. Игрушки, иллюстрации и дидактический материал, соответствующий тематике занятия.

    Мониторинг достижения детьми планируемых

    результатов освоения программы

    Мониторинг проводится два раза в год:   1 – вводная (октябрь);  2 - итоговая (май). Уровни усвоения программы оцениваются по 3х балльной системе:  высокий – 3 балла; средний – 2 балла; низкий – 1 балл.

    Уровни сформированности творческой активности воспитанников

     в различных областях деятельности

    Высокий уровень

    Самостоятельно отделяет от большого куска небольшие комочки, умеет раскатывать тесто прямыми  и круговыми движениями, сплющивает между ладонями изделие, умеет самостоятельно соединять и защипывать формы; правильно подбирает цвета для оформления поделки.

    Средний уровень (достаточный)

    С помощью воспитателя отделяет от большого куска небольшие комочки, сплющивает между ладонями изделие, умеет самостоятельно соединять и защипывать формы, не уверенно раскатывает тесто прямыми  и круговыми движениями, сплющивает между ладонями изделие.

    Низкий уровень
    (допустимый)

    Не справляется с заданиями,  не умеет самостоятельно соединять и защипывать формы, путает технологию приготовления солёного теста;  не заканчивает работу.

    Бланк анализа достижений воспитанников.

          Ф.И ребёнка

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    Ср.

    балл

    1

                 

    2

    3

    Заключение

    Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки.  Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.

    Дополнительные занятия с детьми по программе «Разноцветное чудо» является благоприятной почвой для испытания детьми фундаментальных человеческих потребностей. В сфере общения на занятиях лепкой из соленого теста в существенной степени формируется характер ребенка, в частности, такие качества, как инициативность, уверенность в себе, настойчивость, упорство, аккуратность и др.

    Одной специфической чертой лепки из соленого теста является  тесная связь с игрой. Объемность  выполненной  фигурки  стимулирует детей  к игровым действиям с ней. Такая организация занятий  в виде  игры  углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками.

    Дополнительные занятия по программе «Разноцветное чудо» тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной  литературой, с  наблюдением за живыми объектами, экспериментированием.

    Создание каждым ребенком  даже самых  простых  скульптур – творческий процесс.

    Список используемых источников:

    1. Кискальт И.Т. «Соленое тесто». «АСТ - пресс» Москва 2001 г.
    2. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет Лыковой И.А., М.,2006г.
    3. Рубцова Е.В. Фантазии из соленого теста, 2008г.
    4. Халезовой Н.Б. Декоративная лепка в детском саду / Под ред. М.Б. Халезовой-Зацепиной, 2008г.
    5. Хоменко В.А. Соленое тесто: шаг за шагом. Харьков, 2007г.
    6. Хананова И.Н. Соленое тесто. М., 2006г
    7. Чаянова Г.Н. Соленое тесто. М., 2005г.

    Приложение 1

    Организация дополнительного образования

    в рамках реализации образовательной программы художественно – эстетического направления (тестопластика)

    Комплексно – тематический план работы с детьми по программе «Разноцветное чудо».

     (возраст детей 5-6 лет, первый год обучения)

    Тема занятия

    Задачи

    Сентябрь

    1.

    Вводное    «Разноцветное чудо»

    1.Познакомить  детей с  названием  кружка, с тем, чем мы будем заниматься на кружке.

    2.

    «История происхождения теста»

    1.Познакомить с видом лепки.

    2.Объяснить разницу между пластилином. Сравнить свойства соленого теста с  пластилином.

    3.

    Инструменты для использовании в работе с тестом

    1.Ознакомить с материалом и инструментами которые используются в работе.

    2.Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста.

    4.

    Техника безопасности при использование инструментов

    1.Познакомить с правилами безопасности при использование инструментов.

    2.Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста.

    Октябрь

    1.

    «Лепка грибов из соленого теста»

    1.Познакомить детей с выполнением аппликации способом «насыпания» и приклеивания пшена.

    2.Развивать тонкие движения пальцев рук.

    3.Воспитывать умение согласовывать свои действия с работой коллектива.

    4.Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста.

    5.Учить лепить из частей, делить куски на части.

    6.Воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость другим, коллективизм.

    7.Воспитывать усидчивость, взаимопомощь.

    2.

    Раскрашивание красками «Грибочков» из соленого теста».

    1.Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено.

    2.Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

    3.Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.

    4.Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

    3.

    «Цветы»

    1.Учить раскатывать тесто, нарезать на кусочки, сплющивать придавая форму лепестков.

    2.Воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость другим, коллективизм.

    3.Воспитывать усидчивость, взаимопомощь.

    4.

    «Ягоды»

    1.Учить скатывать тесто, раскатывать и сплющивать шарик, придавая форму ягод.

    2.Учить выкладывать шарики горочкой в произвольном  порядке.

    Ноябрь

    1.

    «Фрукты»

    1.Учить детей лепить объемные фигуры.

    2.Закреплять умение соединять детали с помощью воды.

    3.Развивать композиционные умения – размещать несколько объектов, создавать гармоничную композицию.

    4.Закреплять знание фруктов.

    2.

    «Раскрашивание фруктов»

    1.Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено.

    2.Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

    3.Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.

    3.

    «Тарелочка»

    1.Учить раскатывать тесто, придавливая одним пальцем по середине придавая форму тарелочки.

    2.Украсить по желанию знакомыми формами

    4.

    «Апельсин»

    1.Учить разминать тесто и слепить с него шарик.

    2.Использовать бросовый материал для оформления.

    Декабрь

    1.

    «Ёлочка»

    1.Вызвать интерес к зимней и новогодней тематике, формировать у детей представление о народных праздниках, их атрибутах.

    2.Показать разные приемы оформления лепных фигурок – выкладывание узора из бусин и бисера, нанесение узора стекой, штампование (печатание) декора колпачками фломастеров.

    3.Развивать чувство формы, пропорций.

    4.Воспитывать аккуратность.

    2.

    Раскрашивание красками «Ёлочки» из соленого теста

    1. Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено.

    2.Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

    3.Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.

    4.Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними.

    5.Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой.

    3.

    «Бабочка (в подарок маме)»

    1.Продолжать учить создавать объемные фигуры из соленого теста.

    2.Учить лепить насекомых, передавая характерные особенности их строения и окраски.

    3.Продолжать учить оформлять работы дополнительными материалами (бусины, зубочистки, кусочки ткани на проволоке).

    4.Воспитывать интерес к живой природе.

    5.Развивать способности к формообразованию.

    4.

    Раскрашивание красками «Бабочка», из соленого теста

    1.Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено.

    2.Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

    3.Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.

    4.Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними.

    5.Научить точно, передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.

    Январь

    1.

    «Лепим сказку»

    1.Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста;

    2.Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине: голова меньше туловища, мелкие детали прикреплять, плотно соединяя их;

    3.Учить создавать общую сюжетную композицию, развивать творческое воображение, связную речь при составлении сказки, интонационную выразительность речи;

    4.Воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость другим, коллективизм.

    2.

    «Цифры»

    1.Учить детей лепить цифры, соотнося цифру и количество предметов.

    2.Закреплять знания цифр.

    3.Развивать технические умения и навыки.

    4.Воспитывать аккуратность.

    3.

    «Пчелка»

    1. Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста.

    2.Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их.

    3.Развивать мелкую моторику.

    4.Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

    5. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.

    Февраль

    1.

    «Гусеничка»

    1.Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста.

    2.Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их.

    3.Развивать мелкую моторику.

    4.Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.

    2.

    «Раскрашивание красками «Гусенички» из соленого теста

    1.Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено.

    2.Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

    3.Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.

    4.Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними.

    5.Научить точно, передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.

    3.

    «Заяц»

    1.Упражнять скатывать шарик. Большим и указательным пальцами сплющить один конец что бы получилась мордочка.

    2.Сделать детали (ушки ) из прямоугольной формы вытягивая один конец. Из одного куска круговыми движениями ладони скатать овал детали соединить.

    3.Учить украшать изделие  из мелких деталями (глазки).

    4.

    «Черепаха»

    1.Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено.

    2.Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

    3.Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.

    4.Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними.

    5.Научить передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.

    6.Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

    Март

    1.

    Лепка сувенира - подсвечника» из соленого теста

    1.Закрепить умения и навыки, полученные ранее (лепить шар, выдавливать в нем углубление. защипывать края).

    2.Ввести в словарь детей слова: сувенир, подсвечник.

    3.Учить детей понимать смысл пословицы «Не дорог подарок – дорога любовь».

    4.Развивать мелкую моторику кистей рук, фантазию (в декорировании сувенира).

    5.Воспитывать у детей стремление с любовью относиться к своим близким.

    2.

    Раскрашивание красками «Сувенира - подсвечника» из соленого теста

    1.Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено.

    2.Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

    3.Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними.

    4.Научить  передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.

    5.Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

    3.

    «Решетка с подсолнухом»

    1.Учить скатывать « колбаски» для решётки.

    2.Сделать детали (семечки), прижимая пальцами деталь. Из одного куска круговыми движениями ладони скатать овал детали соединить.

    3.Учить украшать изделие  из мелких деталями

    4.

    Раскрашивание красками «Решетки с подсолнухом» из соленого теста

    1.Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено.

    2.Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

    3.Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.

    4.Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними.

    5.Научить точно, передавать задуманную идею при  раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.

    6.Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

    Апрель

    1.

    «Солнышко»

    1.Учить раскатывать тесто и формочкой с ровными краями, вырезать круг.

    2.Сделать несколько прямоугольных (колбаски). Соединить детали.

    2.

    Раскрашивание красками «Уточки», «Солнышко» из соленого теста

    1.Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено.

    2.Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

    3.Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними.

    4.Научить точно, передавать задуманную идею при  раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.

    5.Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

    3.

    « Уточка»

    1.Учить скатывать шарик. Большим и указательным пальцами сплющить один конец, чтобы получился клюв. Сделать детали (крылышки) из прямоугольной формы вытягивая один конец. Из одного куска круговыми движениями ладони скатать овал детали соединить.

    2.Учить украшать изделие  из мелких деталями (глазки).

    4.

    «Гуси лебеди»

    (коллективная работа)

    1.Учить скатывать шарик. Большим и указательным пальцами сплющить один конец что бы получилась шея. Из одного куска круговыми движениями ладони скатать овал детали соединить.

    2.Учить украшать изделие  из мелких деталями (глазки).

    Май

    1.

    «Ромашка»

    1.Учить создавать композицию из отдельных деталей; использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых; закреплять навыки, полученные на занятиях по лепке; развивать эстетическое восприятие; воспитывать любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве.

    2.

    Раскрашивание красками «Ромашки» из соленого теста

    1.Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено.

    2.Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

    3.Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.

    4.Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними.

    5.Научить передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.

    3.

    «Ягода – малина»

    1.Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их.

    2.Развивать мелкую моторику.

    3.Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.

    4.

    Оформление выставки «Разноцветное чудо»

    1. 1.Учить детей лепить объемные фигуры.
    2. 2. Закреплять умение соединять детали с помощью воды.
    3. 3. Развивать композиционные умения – размещать несколько объектов, создавать гармоничную композицию.

    Приложение 2

    Организация дополнительного образования

    в рамках реализации образовательной программы художественно – эстетического направления (тестопластика)

    Комплексно – тематический план работы с детьми по программе «Разноцветное чудо».

     (возраст детей 6-7 лет, второй год обучения)

    Тема занятия

    Задачи

    Сентябрь

    1.

    «Воздушные шары»

    1. Закрепить умение раскатывать комочки теста кругообразными движениями.
    2. Формировать умение прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы.
    3. Развивать мелкую моторику рук.
    4. Развивать эстетическое и образное восприятие.
    5. Воспитывать самостоятельность.

    2.

    «Солнышко проснулось, деткам улыбнулось»

    1. Закреплять умение лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать элементы  близко друг к другу, в определённом порядке, чередуя их.
    2. Уточнить знание детей о круглой форме предметов, закрепить умение лепить шарики, скатывая их кругообразным движением пальцев руки.
    3. Учить передавать образ солнышка.
    4. Закреплять знания о цвете.
    5. Развивать аккуратность.

    3.

    «Осеннее дерево»

    1. Подводить к образной передаче явлений и учить передавать образ осеннего дерева.
    2. Формировать умение детей скатывать из теста колбаску прямыми движениями, делить её на мелкие равные части при помощи стеки.
    3. Упражнять в скатывании маленьких шариков   круговыми движениями, преобразовании их в овальную форму прямыми движениями пальцев рук и сплющивании, стимулируя активную работу пальцев.
    4. Развивать у детей эстетическое восприятие осенней природы, образное и пространственное восприятия.
    5. Закрепить знания об оранжевом, жёлтом и красном цвете.

    4.

    «Коврик»

    1. 1. Учить раскатывать тонкие колбаски, заполнять трафарет, чередуя цвета.
    2. 2. Учить использовать вспомогательные материалы (косточки, фигурные макароны)
    3. 3. Освоить приём вдавливания.
    4. 4. Воспитывать аккуратность, желание довести начатое до конца.

    Октябрь

    1.

    «Овощи для засолки»

    1. Продолжать формировать умение раскатывать комочки теста  круговыми движениями ладоней.
    2. Закреплять умение расплющивать шарики-помидоры, произвольно располагать их по поверхности.
    3. Закреплять с детьми знания о красном цвете.
    4. Развивать мелкую моторику.

    2.

    «Созрели яблочки в саду»

    1. Формировать умение детей отщипывать небольшие кусочки теста и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев.
    2. Закреплять умение расплющивать шарики пальцем сверху.
    3. Закреплять с детьми знания о красном цвете.
    4. Воспитывать аккуратность, заботу о ближнем, чувство сопереживания.

    3.

    «Варим варенье»

    1. 1. Учить детей лепить объемные фигуры.
    2. 2. Закреплять умение соединять детали с помощью воды.
    3. 3. Развивать композиционные умения – размещать несколько объектов, создавать гармоничную композицию.
    4. 4. Закреплять знание фруктов .
    5. 5. Закреплять с детьми знания о красном цвете.
    6. 6. Развивать мелкую моторику.

    4.

    «Чудо-грибочки»

    1. Закреплять знания детей о времени года и характерных признаках осени, ежах и грибах.
    2. Развивать умение видеть связь между реальной формой и формой изображаемых объектов, передавая характерные природные особенности и цвет.
    3. Развивать креативное мышление детей (путем решения проблемных ситуаций), любознательность, творческое воображение, фантазию, мелкую моторику кистей рук.

    Ноябрь

    1.

    «Кисть рябины»

    1. Упражнять в умении раскатывать комочки теста круговыми и прямыми движениями ладоней.
    2. Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
    3. Развивать эстетическое восприятие природы.
    4. Развивать аккуратность в работе с соленым тестом.
    5. Воспитывать любознательность, интерес к познанию.

    2.

    «Ёжик»

    1. Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы: раскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание.
    2. Формировать умение использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов.
    3. Упражнять в расплющиванииготовой формы на горизонтальной плоскости.
    4. Развивать мелкую моторику.
    5. Воспитывать аккуратность в работе.

    3.

    «Клубочки для котёнка»

    1. Формировать умение детей приёму сворачивания длинной колбаски по спирали.
    2. Упражнять в раскатывании соленого теста  пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины.

    3.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

    4.

    «Цветик-Семицветик»

    1.Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей.

     2.Научить точно, передавать задуманную идею при выполнении изделия.

    3.Раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки из соленого теста.

    4.Рразвить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.

    Декабрь

    1.

    «Снежинка»

    1.  Формировать эмоциональное восприятие окружающего мира, реалистические представления о природе и снегопаде.
    2. Учить детей выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения.
    3. Побуждать их передавать разнообразие форм снежинок.
    4. Воспитывать навыки аккуратного обращения с соленым тестом.
    5. Укреплять познавательный интерес детей к природе.

    2.

    «Снеговик»

    1. Формировать умение детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине, создавая образ снеговика посредством соленого теста на горизонтальной плоскости.
    2. Совершенствовать умение скатывать комочки соленого теста  между ладонями, придавая им шарообразную форму.
    3. Упражнять в равномерном расплющивании готовой формы на поверхности основы.

    4.        Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года.

    5.        Развивать воображение, побуждать вносить в работу дополнения.

    3.

    «Новогодние шары»

    1. Формировать обобщённое представление о ёлочных игрушках.
    2. Побуждать их самостоятельно придумать узор для своего шарика.
    3. Закрепить приёмы скатывания, раскатывания, расплющивания, оттягивания, деления соленого теста  на части при помощи стеки.
    4. Способствовать развитию мелкой моторики рук при создании композиции из пластилина.

    4.

    «Украсим ёлочку новогодними игрушками».

    1. Упражнять в раскатывании комочков соленого теста круговыми движениями рук и расплющивании по поверхности основы.
    2. Развивать цветовосприятие, умение видеть красоту в сочетании тёмно-зелёного цвета ели с яркими цветами украшений.
    3. Поддерживать радостное настроение детей от предстоящего праздника.
    4. Развивать интерес к работе.

    Январь

    1.

    «Лепим сказку»

    1. Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста;
    2.  Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине: голова меньше туловища, мелкие детали прикреплять, плотно соединяя их;
    3. Учить создавать общую сюжетную композицию, развивать творческое воображение, связную речь при составлении сказки, интонационную выразительность речи;
    4. Воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость другим, коллективизм.

    2.

    «Рыбки в аквариуме»

    1. Развивать умение продумывать композиционное построение изображения: располагать несколько рыбок, плывущих в разных направлениях.
    2. Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы: раскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание.
    3. Формировать умение передаче характерных особенностей рыбок, правильно передавая их форму, хвост, плавники, обозначая стекой чешуйки.
    4. Развивать внимание, наблюдательность, мелкую моторику пальцев рук.

    3.

    «Месяц »

    1. Продолжать учить раскатывать тесто  формочкой с ровными краями, вырезать кружок.

    2. Учиться стекой аккуратно разрезать пополам. Затем из одной детали сделать месяц выгибая концы.

    Февраль

    1.

    «Украсим торт»

    1. Продолжать формировать умение детей составлять узор на круге.
    2. Закреплять умение раскатывать комок теста круговыми и прямыми движениями между ладонями,
    3. Вызывать радость от проделанной работы.
    4. Развивать согласованность в работе обеих рук.
    5. Воспитывать аккуратность.

    2.

    «Мышка»

    1. 1.Учить скатывать шарик. Большим и указательным пальцами сплющить один конец что бы получилась мордочка .
    2. 2. Сделать детали (ушки),прижимая пальцами деталь. Из одного куска круговыми движениями ладони скатать овал детали соединить.
    3. 3. Учить украшать изделие  из мелких деталями (глазки).

    3.

    «Танк», «Машина»

    1. Формировать умение анализировать строение предмета, форму и размер отдельных его частей.
    2. Совершенствовать навыки работы на ограниченном пространстве.
    3. Продолжать учить детей самостоятельно выбирать приёмы работы.
    4. Воспитывать чувство патриотизма.

    4.

    «Черепаха»

    1. Формировать умение изображать с помощью соленого  теста животных.
    2. Продолжать формировать умение преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями рук.
    3. Закрепить умение передавать характер формы, используя знакомые способы лепки: раскатывание, оттягивание деталей предмета, сплющивание.
    4. Развивать воображение, чувство ритма, глазомер.

    Март

    1.

    «Дерево с кормушкой»

    1. Упражнять в умении раскатывать комочки соленого теста круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму.
    2. Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
    3. Развивать согласованность в работе обеих рук, аккуратность в работе с пластилином.
    4. Закрепить знания о  цветах.

    2.

    «Веточка мимозы в подарок маме»

    1. Способствовать радостному весеннему настроению, желанию сделать приятное маме.
    2. Закрепить приёмы раскатывания соленого теста между ладонями круговыми и прямыми движениями.
    3. Развивать эстетическое восприятие, умение красиво, аккуратно, в определенной последовательности располагать шарики около листочков для передачи образа веточки мимозы.
    4. Воспитывать любовь и внимание к родным и близким.

    3.

    «Цветы на лужайке»

    1. Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму.
    2. Продолжать учить детей самостоятельно выбирать объект изображения.
    3. Развивать мелкую моторику рук, воображение, творческие способности детей.
    4. Укрепить познавательный интерес к природе.
    5. Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.

    4.

    «Солнышко»

    1.Учить раскатывать тесто  с ровными краями, вырезать круг.  

    2.Сделать несколько прямоугольных (колбаски).

    3.Соединить детали.

    Апрель

    1.

    «Кошачья  семейка»

    1. 1. Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей.
    2. 2. Научить передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки.
    3. 3. Развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат работы.

    2.

    «Разноцветный светофор».

    1. Закреплять знания детей о светофоре, назначении его цветов.
    2. Закрепить знание ПДД.
    3. Упражнять в умении раскатывать комочки соленого теста круговыми движениями ладоней.
    4. Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.

    3.

    «Улитка, улитка выпусти рога».

    1. Формировать умение лепить улитку путём сворачивания колбаски по спирали.
    2. Упражнять детей в раскатывании кусочков соленого теста между ладонями прямыми движениями обеих рук.
    3. Развивать умение дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа (рожки, хвостик).

    4.

    «Птичка»

    1.Учить скатывать шарик из соленого теста.

    2. Большим и указательным пальцами сплющить один конец что бы получилась клюв.

    3.Сделать детали (крылышки) из прямоугольной формы вытягивая один конец. Из одного куска круговыми движениями ладони скатать овал детали соединить.

    4.Учить украшать изделие  из мелких деталями (глазки).

    Май

    1.

    «На лугу» насекомые

    1. Формировать умение лепить насекомых из частей, передавая характерные особенности строения.
    2. Закрепить приемы лепки: раскатывание шара, колбаски; сплющивание.
    3. Показать возможность сочетания разных материалов для создания мелких деталей (для усиков – проволоку, спички; для хоботка – зубочистки, для глаз – бусинки, перец горошком).
    4. Развивать мелкую моторику рук; чувство формы, пропорций; согласованность в работе обеих рук; интерес к работе с соленым тестом.
    5. Воспитывать интерес к живой природе.
    6. Вызвать интерес к созданию коллективной композиции.

    2.

    «Ягода -малина»

    1. Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста.
    2. 2. Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их.

    3.Развивать мелкую моторику.

    4. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.

    3.

    «Радуга-дуга»

    1. Формировать умение детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней.
    2. Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями рук.
    3. Продолжать формировать умение использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос.
    4. Развивать чувство прекрасного (красивая разноцветная радуга)
    5. Воспитывать самостоятельность, усидчивость, аккуратность.

    4.

    «Грибы: мухоморы, белый гриб»

    1. Формировать навыки коллективной работы.

    2. Закрепить знания о ядовитых грибах.

    3.  Формировать цветовосприятие.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности "Волшебная изонить"

    Программа художественно-эстетической направленности "Волшебная изонить" является модифицированной программой дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста....

    Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста. «Умелые ручки»

    Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие с...

    Методическое сопровождение педагогов ДОО как ключевое направление деятельности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

    Ключевой фигурой в формировании нового содержания образования является личность педагога, готового включиться в инновационную деятельность. При этом педагогическая практика указывает на то, что не все...

    Конспект организованной образовательной деятельности в рамках реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей старшей логопедической группы «Котенок» (лепка).

    Цель: создавать в лепке образ животного;Закреплять умение лепить фигурку животного по частям, используя разные приемы: раскатывание пластилина между ладонями, оттягивание мелких деталей, соединен...