Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Конспекты занятия п в подготовительной  группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon applikatsi1.doc242.5 КБ

Предварительный просмотр:

АППЛИКАЦИЯ

Тема: «Где-то на белом свете...»

Программное содержание

  • Инициировать поиск изобразительно-выразительных средств для создания несложного сюжета в аппликации из бумаги, подержать творческое применение разных техник аппликации (симметричная, обрывная, накладная).
  • Расширить спектр технических приемов обрывной аппликации (разрывание, обрывание, выщипывание, сминание).
  • Развивать чувство формы и композиции.

Предварительная работа. Беседа жизни людей на Севере на занятии по познанию окружающего мира. Рассматривание иллюстраций, фотографий, открыток, календарей. Ознакомление с произведениями декоративно-прикладного искусства народов Севера.

Подготовка тонированной бумаги для аппликации.

Воспитатель готовит варианты аппликативных образов и композиций для показа и пояснения детям по ходу занятия.

Материалы, инструменты, оборудование. Цветная и белая мягкая бумага, листы тонированной бумаги для фона, салфетки бумажные белого цвета, ножницы, клей или клеящие карандаши, клеевые кисточки, салфетки матерчатые, коробочки для обрезков, клеенки, цветные карандаши и пастельные мелки для дополнения аппликативной композиции графическими средствами.

Книжная или журнальная иллюстрация (открытка, фотография).

Содержание занятия.

 Педагог вспоминает с детьми, что они узнали о жизни людей на Крайнем Севере: о том, какую красивую, украшенную бисером, одежду из меха животных они носят, как устроен традиционный дом оленеводов — чум.

Воспитатель показывает детям книжную или журнальную иллюстрацию (открытку), дающую представление о жизни людей Крайнего Севера и предлагает создать свои картины в технике аппликации.

— Белая бумага поможет показать бескрайнюю белоснежную равнину с небольшими сопками (возвышениями). (Воспитатель сопровождает рассказ показом способа изображения «белой равнины с сопками» в технике обрывной аппликации; см. рис.)

Жители Крайнего Севера не живут долго на одном месте, они часто переезжают на своих оленях с места на место, поэтому и дома возят с собой. Жилища у жителей Севера необычные — они сделаны из шкур оленей и выглядят как пирамиды (конусы). (Воспитатель наглядно демонстрирует способ изготовления чума из карандашей и кусочка меха или теплой ткани. Затем показывает варианты изображения чума из бумажных треугольников; см. рис.)

На Севере очень холодно, поэтому северяне (т. е. жители Севера) ходят в очень теплой одежде из теплого меха. (Воспитатель показывает варианты изображения и оформления человечков в традиционной одежде жителей севера; см. рис.)

А теперь мы с вами сделаем свои картины о том, как живут люди на Крайнем Севере. Выберите лист бумаги для фона (голубого, розового, синего, бирюзового, фиолетового цвета). Возьмите белую бумагу для изображения белоснежной равнины с небольшими сопками. Придумайте, как вырезать человечков и украсить одежду.

Дети создают свои композиции и выкладывают общую панораму

 «Где-то на белом свете...»

После занятия. Составление двух-трех коллективных композиций (варианты названий: «Где-то на белом свете...», «На Севере Крайнем») из индивидуальных работ детей с учетом рельефа линии горизонта и колорита. В свободное время воспитатель может предложить детям составить сюжетные рассказы по композиции «Где-то на белом свете...».

АППЛИКАЦИЯ

Тема: «Машины на улицах поселка »

Задачи. 

- Учить детей вырезать машины из прямоугольников и квадратов, сложенных пополам (автобусы, трамваи, троллейбусы и легковые машины).

- Совершенствовать технику вырезания ножницами: по нарисованному контуру и на глаз.

- Формировать композиционные умения — ритмично размещать вырезанные машины на полосе, показывая направление движения.

Предварительная работа. Изготовление панорамы города (на предыдущем занятии по аппликации дети создали панораму города, на которой остались незаполненными две полосы дороги серого цвета). Рассматривание машин на улице, а также изображений машин в журналах, каталогах, календарях, на фотографиях и пр.

Материалы, инструменты, оборудование. Прямоугольники и квадраты цветной бумаги для вырезания машин, фломастеры, цветные и простые карандаши, ножницы, клей, клеевые кисточки, клеенки, салфетки бумажные и матерчатые, незавершенная общая композиция «Наш город». Силуэты машин для показа детям (автобусы, троллейбусы, трамваи, легковые автомобили). Лекала — половинки симметричных машин (для детей, затрудняющихся при создании контурного рисунка).

Содержание занятия.

Воспитатель показывает детям незавершенную панораму «Наш город», выполненную на предыдущем занятии по импликации, и напоминает стихотворение, которое дети слушали на занятии по развитию речи.

К нам бегут автобусы

С добрыми глазами

И двери перед нами

Распахивают сами...

Троллейбус приглашает: «Ш-ш-шшу,

Прошу ко мне.

 Ко мне прошш-шу!»

И подошли трамваи

С добрыми глазами,

И завели трамваи

Добрыми голосами:

«Блям-блям, К нам! К нам!

Пожалуйста, входите

И располагайтесь.

 Только не кричите,

Только не толкайтесь!»

(Э. Мошковская)

Напоминает, что в панораме города задумывалась дорога с машинами. Показывает дорогу на панораме и спрашивает, почему она состоит из двух частей (посередине разделена белой полосой). Уточняет ответы детей и показывает стрелками, в какую сторону будут ехать вырезанные ими машины на правой и на левой полосах дороги.

Воспитатель показывает детям несколько игрушечных машин и задает вопросы о внешнем виде: что общего и чем машины отличаются между собой? Ответы детей сопровождает обрисовывающими жестами руки возле игрушечных машин (корпус, колеса, окна, фары).

Воспитатель выставляет на фланелеграфе или на мольберте силуэты машин, имеющих симметричное строение: автобус, троллейбус, трамвай и два-три легковых автомобиля, вырезанные заранее из цветного картона или плотной бумаги. Предлагает детям обрисовать силуэты пальчиком на расстоянии и подумать, как их лучше вырезать. Выслушивает предложения детей и сообщает, что сейчас они познакомятся с новым способом вырезания. Воспитатель поочередно закрывает половинки силуэтов машин (сначала справа, затем слева). Спрашивает, какую особенность заметили дети в строении этих машин. Уточняет ответы: да, все машинки состоят из двух одинаковых половинок.

—        Все предметы, состоящие из двух одинаковых половинок, удобно вырезать из бумаги, сложенной вдвое. (Закрывает половинку автобуса или трамвая и предлагает посмотреть, как такую машинку можно вырезать.)

—        Я беру прямоугольник бумаги, складываю его по длине пополам, разглаживаю сгиб. Потом рисую половинку машинки — провожу дугу от одного уголка к другому, держа за сгиб, вырезаю, раскрываю — и вижу... автобус! Легковую машину вырезать немножко труднее: я рисую линию от верхней точки сгиба, будто рисую грибок или радугу, а потом поворачиваю ножницы и делаю срез в сторону до края бумаги — вот так. Только наши машины пока без колес. Колеса и все остальные детали машины (окна, дверцы, фары) можно дорисовать или вырезать из цветной бумаги, как вам захочется. Машины могут иметь разную форму. Посмотрите на эти модели. (Воспитатель закрывает бумагой половинки всех машин, чтобы дети могли нарисовать контур на бумаге, сложенной вдвое.)

Дети вырезают машины, воспитатель помогает, просит показать нарисованный контур. Еще раз уточняет, что линию нужно вести от верхней точки сгиба, иначе машина распадется на две части. Если это происходит, воспитатель советует ребенку склеить машинку из двух частей и попробовать     вырезать еще раз. По окончании работы дети размещают все вырезанные машинки на дороге панорамы «Наш поселок» и только после этого приклеивают.

После занятия. Воспитатель может предложить нескольким детям разместить свои работы в самодельной «газете», например в рубрике «Происшествия». И написать о них заметку «Осторожно

Занятие по ознакомлению с окружающим

Тема: «Птицы северного края»

Цель. Обобщить знания о птицах, которые обитают в тундре, дать представление о перелетных летных и зимующих птицах, воспитывать любовь и бережное отношение к природе

Материал. Слайды, фонограмма с записью голосов птиц, альбомные листы, краски (на каждого ребенка).

Ход занятия

Знаю, все вы любите путешествовать. Предлагаю отправиться прогулку в тундру. Только одно условие будете моими экскурсоводами. Согласны! Тогда в путь!

Включается фонограмма «Голоса шпиц

Воспитатель. Чьи же это голоса? Kaнареек? Соловьев?

Дети. Нет, у нас в тундре другие ни живут.

Воспитатель. Расскажите мне о них пример, о какой птице говорится в стихотворении  О. Аксеновой?

Всю зиму, до самого лета,

В сокуй белоснежный одета,

Глаза, как зеленые блюдца,

Не плачут и не смеются.

При солнце таится и спит, -

Во тьме на охоту летит.

Дети. Полярная сова.    

Воспитатель. Дети, кто расскажет об птице?

Ребенок (готовил сообщение дома с родителями). Сова - хищник. Посмотрите, какая она большая! Не боится на зайца напасть  мышей без труда схватывает своими большими когтями и острым клювом. Клюв у нее крючком вниз, чтобы с добычей легче расправляться. Крылья короткие и сильно закругленные, чтобы летать бесшумно.

Воспитатель. И летом, и зимой поля сова живет в тундре? Никуда не улетае'1

Дети. Heт, не улетает. Сова, зимующая птица, а не перелетная.

Воспитатель. Наверно, ей скучно одной долгой долгой полярной зимой.

Творческая мозаика

Дети. Вот и нет! Не одна сова зимует в тундре - белая куропатка тоже не улетает.

Воспитатель. Она такая маленькая... Где ей в тундре от совы спрятаться? Чем пропитаться? Все снегом покрыто...

Дети. Куропатка в снег умеет зарываться - там она корм и находит: ягоды, почки, траву. Проворная она, наша белоснежная красавица, только черные глазки на снегу заметны да клювик. А летом она меняет свои белые перышки на пестрые.

Воспитатель. Сама она маленькая, а лапки какие?

Дети. Мохнатые - теплые, как валенки, и широкие, чтобы в снегу не провалиться и в болоте не утонуть.

Воспитатель. А кричит она как? Или помалкивает, чтобы ее лиса не поймала?

Дети подражают крику куропатки. Звучит фонограмма.

Организуется подвижная игра «Охотники и куропатки». Правила игры. «Куропатки» по сигналу воспитателя улетают от «охотников» - те начинают их ловить только после такого же сигнала.

Воспитатель. Продолжим нашу экскурсию. Кто расскажет об этой интересной птичке с воротничком?

Дети. Это кулик турухан. Его красивый воротничок может подниматься и опускаться. У всех куликов клюв длинный, лапки тонкие и длинные (чтобы в болоте не провалиться), перышки ржавого цвета, с серыми и черными пятнами, крылья острые и большие по сравнению с туловищем, а хвостик закругленный и небольшой.

Воспитатель. А я стихотворение о кулике вспомнила. Послушайте.

Тундра весело запела:

Чук-кул-лик, чук-кул-лик.

По весне к нам прилетела

Птица пестрая - кулик.

Ноги - крючья, нос длинней,

Чем олений прут хорей.

Огдо Аксенова

Итак, кулик - птица перелетная или зимующая? Как поет кулик? (Ответы.)

Демонстрация слайдов.

Воспитатель. А про этих птиц я и сама могу рассказать. Это гуси. Они прилетают к нам в тундру весной, селятся в водоема У гусей шея длинная, лапки красные - у уток клюв широкий и приплюснутый, чтобы удобней было рыбу ловить. Гуси рыбу не ловят, они

траву щиплют. Гуси выводят птенцов в тундре.  Птенцы к зиме подрастают и улетают с  родителями в теплые края. Люди охотятся на гусей: их пухом и перьями подушки набивают, а мясо в пищу употребляют.

Физкультминутка.

По тундре мы гуляем, за природой наблюдаем (ходьба на месте с поворотами вправо, влево).

Вверх на солнце посмотрели, и нас лучики согрели (поднимают голову вверх).

Птички в гнездышках сидят приседают

Птички по небу летят (взмахивают руками

И по кочкам скачут (подпрыгивают подпрыгивают на местее).

И никто не плачет (улыбаются).

Воспитатель. Вижу, собрались здесь стоящие знатоки наших пернатых Давайте узнаем, кто лучший знаток?

Конкурс загадок.

Угадайте, что за птица?

Света яркого боится,

Клюв торчком,

Глаза пятачком. (Сова.)

Нырял, нырял, сухим остался. (Гусь.)

Над водой летает,

Пароходы провожает,

Рыб поднимает. (Чайка.)

Комья снежные лежат,

Комья снежные дрожат.

Это птица, а не снег.

Обитает возле рек.

Только клювик и глаза

Выдают ее всегда.

Она белая, как ватка.

Кто же это? (Куропатка)

Продуктивная деятельность

Дети приклеивают  недостающие детали изображенным на листах птицам(3вучит фонограмма голосами птиц.) дemu no просьбе воспитателя на один стол кладут листы с изображением перелетных птиц, на другой - зимующих.

Все вместе рассматривают их, повторяют названия

Занятие по ознакомлению с окружающим

Тема:   «Путешествие на Север»

  Задачи.

- Учить детей уважать культуры, отличные от их собственной.

- Формировать первоначальные представления детей об образе жизни людей на Севере, о зависимости образа жизни людей от климатических условий.

Предварительная работа. Чтение сказки С. Топелиуса «Сампо-Лоренок».

 Материалы, инструменты, оборудование. Иллюстрации с изображениями пейзажей Севера в разное время года, традиционных домов  одежды жителей Севера.

Содержание занятия.

Воспитатель читает детям отрывки из стихотворения Ю. Кушака «Почтовая история». Во время чтения воспитатель может пояснять детям слова и выражения, которые окажутся им незначимыми, например «как сообщает пресса», т. е. как пишут в газетах, и берестяном» — сделанном из бересты, коры березы, «полярный летчик», летчик, который работает на Севере, за Полярным кругом и т. д.

Один полярный летчик

Письмо мне показал.

— Какой печальный почерк! —

Я с ужасом сказал. —

И грустные помарки,

И грустный-грустный слог,

И грустный — вместо марки —

Березовый листок!

Хоть верьте, хоть не верьте,

Но вот оно само —

В берестяном конверте

То самое письмо:

«Белые мишки,

Бедные мишки!

О вашем страшном горе

Узнали мы из книжки.

Как сообщает пресса,

Живете вы без леса,

Одни, на голой льдине,

Где вьюги и мороз,

Где меда нет в помине,

Ромашек и стрекоз!..

Мы шлем с приветным словом

Вам пять больших конфет

—        На каждой нарисован
Семейный наш портрет.
А также шлем посылку:
Солому на подстилку,
Вязанку хвойных веток,
Валенки для деток

И напоследок —

 Целую колоду Липового меду!

 Ваши бурые родственники!»

  • А что же дальше? — я спросил.

А вот что, — летчик пробасил.

Прошло три месяца с тех пор —

Пришло письмо в сосновый бор:

«Бурые мишки,

Добрые мишки,

Наши шоколадные

 Сестренки и братишки!

Как видно на картинке —

У вас кругом ни льдинки...

Письмо мы пишем дома,

При звездах, у окна.

Спасибо за солому —

Она была вкусна.

И валенки, и валенки

Без дела не лежат —

Мы сделали в них спаленки

Для наших медвежат.

А липкий мед — ну так хорош!

Им что ни склей — не оторвешь.

И мы вот этим клеем

Сейчас письмо заклеим.

Мы высылаем пять мешков

Сосулек свежих и снежков,

Коньки, моржовые клыки...

Мороженую рыбу,

Мороженого — глыбу,

И целую бочку

Рыбьего жира!

Ваши белые родственники».

— С тех пор, — сказал мне летчик, —

И в дождик, и в мороз Мешков,

 посылок, бочек Я много перевез!..

Воспитатель спрашивает у детей, понравилась ли им история про белых и бурых медведей, придуманная автором. Воспитатель обсуждает с детьми, почему белым медведям не нужна была солома на подстилку, пробовали ли когда-нибудь белые медведи мед и т. д.

Воспитатель рассматривает с детьми иллюстрации с изображением северных пейзажей, обсуждает с детьми, что еще могли бы отправить друг другу бурые и белые медведи.

Воспитатель спрашивает у детей, что они знают о жизни на Севере, тепло там или холодно. Воспитатель рассказывает детям, что на Севере зимой бывает очень холодно, и зима длится очень долго — семь месяцев (с октября по апрель). А лето на Севере очень короткое и не жаркое. Летом там очень много комаров и мошки, которая забивается повсюду и кусает. От мошек можно спастись, надев специальный защитный костюм. Воспитатель спрашивает у детей, пробовали ли они когда-нибудь бруснику, клюкву, морошку. Рассказывает, что летом на Севере растет много морошки, клюквы, брусники.

На Севере зимой — полярная ночь, а летом — полярный день. Это значит, что зимой во время полярной ночи солнце несколько месяцев не показывается на небе, и даже днем там темно; а летом, наоборот, солнце не заходит совсем, и ночью светло, как днем.

Воспитатель рассказывает, что издавна люди, живущие на Севере, наели стада оленей и охотились на тюленей, моржей и китов. Олень — это самое красивое, что есть на севере. Он питается оленьим мхом ягелем и ягодами. Стада оленей переходят (кочуют) с места на место в поисках пищи, многие народы, которые живут на Севере, переезжают вслед за стадами оленей, ведут кочевой образ жизни. Поэтому чум — традиционный дом народов Севера — легко собрать и разобрать, положить на нарты (узкие легкие сани) и увезти с собой.

Чум строится из шестов (тонких стволов деревьев) и покрывается сверху сначала брезентом, а затем дерном (кусками земли с травой) или шкурами. В середине чума — очаг, где готовят пищу, по краям — спальные места, есть низкий стол и иногда шкафчик, где хранится посуда. Мелкие вещи хранят в карманах, пришитых изнутри чума. Воспитатель показывает детям, как собирается чум — соединяет между собой несколько карандашей и накрывает их сверху куском ткани.

Люди, живущие на Севере, научились строить дома даже из снега, называются такие дома — иглу. Воспитатель обсуждает с детьми, будет ли холодно людям в таком доме. Вспоминает с ними, что они узнали о воздухе, который не пропускает тепло. Делает с детьми вывод, что и доме, построенном из снега, не холодно, потому что людей согревает воздух, находящийся между снежинками.

Олени дают северным народам пищу, одежду, из их рогов делают пуговицы, игрушки, вытачивают детали, необходимые для жизни в чуме. Северные народы носят одежду, сшитую из меха животных, украшенную разноцветными узорами (орнаментами) из бисера, ниток, кусочков кожи. Детские игрушки делают из дерева, кости, веточек (например, погремушка — сосновая веточка со снятой корой, на конце которой осталась кисточка хвои). Любимые детские игры — в оленей, рыб и птиц.

Воспитатель обсуждает с детьми, как нужно вести себя на улице зимой.

ПРИМЕРНЫЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА МОРОЗЕ

  1. На холоде лучше надевать несколько слоев одежды.

  1. Если мороз больше двадцати градусов, нужно смазывать лицо и открытые части тела от обморожения.
  2. Нельзя дотрагиваться до холодного железа языком или мокрой рукой: кожа прилипнет.
  3. Если на морозе быть без варежек: кожа потрескается, и образуются цыпки.
  4. На морозе опасно громко кричать, есть мороженое: можно охладить горло и простудиться.

После занятия. На занятии по лепке дети делают коллективную работу «Упряжка оленей», на занятии по аппликации создают  панно.

                                 

Занятие по ознакомлению с окружающим        

Занятие на тему «Беседа о народах Севера»

Программное содержание: углубить и обобщить знания детей о народах севера ХМАО, их быте, деятельности, о животном и растительном мире.

Углублять знания о том, где мы живем, какие еще народности живут в нашем округе. Воспитывать интернациональные чувства, прививать любовь к родному краю.

Словарная работа: добиваться от детей правильных связных ответов, следить за четким произношением. Объяснение непонятных слов. Ввести в активный словарь детей слова: хорей, нарта, чум.

Материал: макет чума, кукла в национальном костюме, фотографии и иллюстрации, мех оленя, макет нефтяной вышки.

                                           Ход занятия.

- Дети, подумайте и скажите, в какой стране мы живем? (в России)

- Кто мы по национальности? (русские)

- Какие вы еще знаете национальности, проживающие в нашей стране? Страна наша большая, многонациональная, в ней много национальностей.

- Дети, а как же называется наш край, в котором мы живем? (Югра) Какие национальности проживают в нашем крае (ханты и манси)

- Сегодня мы поговорим с вами о народах Севера

- Чем они занимаются ? (рыбу ловят,охотятся,пасут стада оленей)

- Где раньше жили народы севера? (в чуме) Расскажите дети, что вы знаете о чуме? Из чего он сделан? Что внутри? (макет)

                                           

Чум

На шалаш наш чум похож,

Только ростом выше,

Не беда если дождь, не промокнет крыша.

Он стоит за бугром, дверь, порог и стены,

Сделаны не топором, а из шкур оленьих.

- Дети, а какую одежду носят  народы Севера? (малицу, кисы) Из чего шьют одежду? Почему?      

Физкультминутка

- Да, на Севере очень холодно. Край наш суров

и морозен, поэтому люди шьют теплую одежду. Свою одежду они украшают узорами, драгоценностями. Посмотрите на эту куклу. Она одета в Северный национальный костюм.

- Что одето на ней?

Малица.

                                               Малица

                          Папа малицу привез, посмотрите. Нате,

                          Не боюсь тебя мороз,

                          Руки, уши, лоб и нос в малицу я спрятал.

                         Вот пойду по улице поскользнусь и упаду

                         В ней тепло сидеть в снегу.

                         Вот какая малица, всем ребятам  нравится.

- Каких животных разводят на Севере? Оленей, собак.

Олень быстро бегает, легко переносит холод, не проваливаются в снег. При беге копыта раздвигаются, лапы становятся шире.

- Чем полезен олень? Едят мясо, шьют одежду,  запрягают в упряжку.

- Как же олень добывает пищу зимой? Правильно, разгребает копытом снег, достают мох-ягель.

- Дети, а какие  дикие животные живут на Севере?

В наших лесах растет много ягод, какие вы знаете ягоды?

Чем еще богат наш край?(рыбой,пушниной,лесом и газом)

Да, наш край сказочно богат. И нефть, и газ  Севера идут по трубам в разные концы нашей необъятной страны. Что делают из нефти и газа? (бензин)

- Дети, а кто добывает нефть и газ? Как  называются профессии?

Нефть и газ ищут геологи, а добывают нефтяники  и газовики.

                                      Сибирь

                   Земля моя таежная, сибирский край могучий,

                   На всей земле ,наверно нет и рек и пашен лучше.

                   Открыли здесь геологи, к подземным кладам двери.

                   Богатств таких наверно нет, на Марсе и Венере.

Сегодня мы с вами поговорили о нашем крае, узнали много нового и интересного

На этом наше занятие закончено.

ЛЕПКА

коллективная

Тема: «Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним...»

(«Упряжка оленей»)

Задачи. Познакомить с новыми скульптурными приемами лепки, показать возможность дополнения образа разными материалами (рога из веточек).

Продолжать учить передавать движение и придавать поделке устойчивость (использовать трубочки или зубочистки в качестве каркаса для тонких ног копытных животных).

Учить детей создавать из отдельных лепных фигурок красивую сюжетную композицию.

Воспитывать интерес к сотрудничеству в коллективной работе.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов, знакомящих с жизнью на Крайнем Севере. Подготовка основы для коллективной композиции.

Материалы, инструменты, оборудование. Пластилин, стеки, трубочки или зубочистки, салфетки, веточки для оленьих рогов, ниточки или веревочки для изготовления упряжки.

Содержание занятия.

 Воспитатель показывает детям фотографию или картину (репродукцию), скульптуру, изображающую упряжку оленей. Проводит краткую, но очень эмоциональную беседу о жизни на Крайнем Севере с опорой на занятие по ознакомлению с окружающим миром. Подчеркивает роль оленей, как первых помощников человека в крайне суровых условиях жизни. Обращает внимание на то, что и люди, и олени, и собаки, живущие среди вечных льдов и снегов, — очень дружные, всю работу делают вместе, потому что только так они могут выжить.

Предлагает детям создать скульптурную композицию «Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним...». Показывает, как в этой композиции олени будут везти легкие сани с людьми и грузом.

Дети рассматривают изображение оленя, описывают его, чтобы передать характерные особенности: крупное туловище, тонкие ноги, ветвистые рога, — и сами определяют способ лепки оленя. Воспитатель подсказывает, что в тонкие ноги для устойчивости фигурки можно поместить зубочистки. А ветвистые рога можно сделать из  пластилина или смастерить из маленьких веточек.

На следующем занятии дети создают аппликацию «Где-то на белом свете» из нее и вылепленных  упряжек составляют диаграмму «Мы поедем, мы помчимся..»

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Наша улица»

Задачи. Знакомить детей с устройством и составлением простейших планов окружающего пространства, условными знаками и символами, учить детей объяснять и проходить маршруты по описанию, соблюдать правила безопасного поведения на улице.

Предварительная работа. 1. Изготовление панно «Посёлок» на занятии по аппликации.

 2. Экскурсия по прилегающей территории детского сада (для детских садов, расположенных в городе). Во время экскурсии дети исследуют вместе с воспитателем, что есть в их районе, какие дома, дворы, что в них находится, было ли там что-нибудь интересное для детей: детская площадка, пруд с утками, зоомагазин и т. д. (Во время экскурсии воспитатель может сделать фотографии, которые потом будет обсуждать с детьми.)

Материал. План посёлка, небольшие условные знаки-символы для разных мест в городе.

Содержание занятия. Воспитатель спрашивает детей, кто какой дом сделал. Чей дом находится, например, рядом с домом Иры, напротив Сашиного дома, между домом Насти и Андрюши и т. д.

Воспитатель спрашивает детей, знают ли они, как называется улица, на которой они живут, улица, на которой стоит детский сад, какие еще названия улиц им знакомы. Затем воспитатель объясняет, откуда взялись некоторые названия улиц (по фамилии знаменитого человека, по тому, какой она формы, ширины, куда ведет, по историческому событию, что было на месте этой улицы раньше и т. п.). Воспитатель вспоминает с детьми, какие улицы были в Цветочном городе в книге про Незнайку, обсуждает, какие еще названия они могли бы придумать для этого города.

Воспитатель рассматривает с детьми план посёлка, обсуждает с ними, что обозначают серые полоски, круги и квадраты (улицы, площади и стоянки машин), зеленые (парки, скверы), голубые (пруды и речки). Дети придумывают названия для улиц города на плане: Сашина улица, Широкая, Кривая, Парковая, Каштановая улица и т. д. Воспитатель обсуждает с детьми, что им хотелось бы видеть на своей улице — детскую площадку, пруд,  парк с белочками и т. п.

Воспитатель вспоминает вместе с детьми, что есть в городе (кафе, автозаправочные станции, больницы, парки природные и парки аттракционов и т. п.), спрашивает у детей, какие виды магазинов они знают, какие у них вывески, витрины. Рассматривает с детьми условные обозначения для разных мест в городе: батон и связка баранок — булочная; ботинок — обувной магазин; ботинок и молоток — ремонт обуви; кофта, юбка и брюки — магазин одежды; пуговица, иголка и нитка — ремонт одежды; мяч и кукла — магазин игрушек; коньки и санки — спортивный магазин; красный крест — аптека; чашка с поднимающимся паром — кафе и т. д.

Затем воспитатель размещает на плане условные знаки-символы для разных мест в городе и показывает на плане, как пройти к какому дому или магазину. Предлагает детям при помощи мелких игрушек (машинок) проходить маршруты по инструкции на плане города — ходить или ездить друг к другу в гости, объясняя дорогу. Например, «иди прямо, потом поверни около красного дома, мой дом за парком»; «иди до пруда, обойди пруд, мой дом белый с голубыми балконами» и т. д. Затем сами дети рассказывают, кто куда идет.

Воспитатель объясняет, где проходят опасные дороги, по которым ездят машины, где находятся стоянки машин, через которые нельзя проходить, т. к. за машинами не видно движения транспорта и т. д.

Воспитатель читает стихотворение Д. Чиарди «О том, у кого три глаза» (перевод Р. Сефа)1.

Воспитатель спрашивает у детей, какие светофоры они знают, для чего нужны светофоры, как они регулируют движение, что означают зеленый и красный человечки на светофоре и обсуждает с детьми, где можно переходить улицу по переходу (объясняет разницу между подземным и наземным переходом, как надо переходить улицу по наземному переходу). Воспитатель рассказывает, что на разных перекрестках и в разных городах светофоры могут быть устроены по-разному: мигать, показывать бегущего и стоящего человека, ладонь — знак запрета, но всегда красный цвет обозначает запрещение, а зеленый — разрешение. Рассматривает и обсуждает с детьми дорожные знаки, обозначающие надземный переход и др.

Воспитатель предлагает детям догадаться, почему те люди, которые убирают или ремонтируют дороги, надевают одежду оранжевого цвета.

Воспитатель обсуждает с детьми стихотворение Гайды Лагздынь «В трамвае», спрашивает, как правильно нужно было бы вести себя мальчику.

  • Сесть хочу я у окошка! —
    Заявил в дверях Алешка.
  • У окна сидеть хочу!
    Не дадите? Закричу!

В течение всей недели воспитатель обсуждает с детьми основные правила поведения детей на улице и в транспорте.

ПРИМЕРНЫЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦЕ

  1. Когда переходишь улицу, посмотри сначала налево, потом на
    право, убедись, что машин нет, проверь, чтобы горел зеленый свет,
    и тогда переходи.
  2. Будь осторожен, проходя мимо стоящих машин: неожиданно мо
    жет открыться дверца и стукнуть тебя, машина может поехать, из-за
    машины может появиться другая машина.
  3. На улице нельзя играть в мяч, бегать между пешеходами, мешая
    им идти.
  4. Если едешь на автобусе, трамвае, метро, не кричи, держись за ру
    ку взрослого, чтобы не потеряться, не залезай с ногами на сиденье,
    не ешь и не бери с собой то, что может испачкать других людей.
  5. Уступай места пожилым людям, которым труднее стоять, чем тебе, а если молодой человек уступил тебе место, предложи маме или
    другому взрослому, с которым ты едешь, подержать на коленях или поставить рядом на сиденье свою тяжелую сумку.

После занятия. Дети могут придумать другие необычные города, например, Ягодный город, Грибной, Рыбный и т. д. Описать, какие это города, какие там площади и улицы (например, в Рыбном городе улицы Золотой рыбки, Окуневая, площадь Щуки — весь город находится под водой; в Ягодном городе — Земляничная, Брусничная или Клюквенная улица; улицы Лисичек или Свинушек, площадь Подберезовиков или Маслят в Грибном городе и т. д.). Придумать, кто живет в этом городе, и разыграть ситуации, в которых жители этих городов могли бы оказаться.

Тема: «Как животные готовятся к зиме»

Задачи. Формировать представления о сезонных изменениях в жизни животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме; воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам, стремление их подкармливать; давать первые представления о приспособлении животных к изменениям природы.

Предварительная работа. Наблюдения за животными. Воспитании, обращает внимание детей на изменения, которые происходят в жизни животных: исчезли бабочки, мухи, жуки; одни птицы уже yлетели в теплые края (грачи, ласточки, стрижи), другие перебираются поближе к жилью человека (синицы, снегири, свиристели). Дети наблюдаю i за птицами на кормушках, подкармливают их. Если есть возможность, наблюдают за белкой: сменила ли она шубку; посещают водоем: остались ли на нем утки? Проводят исследование: есть ли сейчас пища для животных? На территории детского сада, в лесу дети ищут самих животных или их следы (отпечатки лап, цепочки следов, объеденные шишки, раздавленные ягоды).

Материалы, инструменты, оборудование. Фотографии, рисунки перелетных и зимующих птиц и зверей (прежде всего, характерных для вашего населенного пункта и природной зоны вашего региона), бумажные силуэты зайцев серого и белого цвета, листы бумаги разного цвета (фоны для моделирования).

Содержание занятия.

Воспитатель вспоминает с детьми признаки осени, которые обсуждались на предыдущих занятиях: растения зимой «спят» — почти не растут, не пьют воду. А что происходит с животными?

Педагог рассказывает детям, что разные животные встречают зиму по-разному. Рассматривает с детьми изображения перелетных птиц: грача, ласточки, стрижа. (В каждом регионе могут быть свои примеры.) Дети высказывают предположения: почему эти птицы улетают осенью и прилетают весной; вспоминают о том, чем питаются разные птицы (об этом они узнали на занятиях раньше). В зависимости от характера питания животного ребенок делает вывод: улетает эта птица в теплые края или остается зимовать. Главная причина того, что птицы улетают — исчезновение их пищи — насекомых, которые вновь появятся только весной.

Некоторые птицы — вороны, синицы, воробьи — остаются рядом с человеком. Снегири, свиристели прилетают в города и поселки из северных лесов. Они едят ягоды рябины и других растений. Вороны держатся близко к дому человека и питаются остатками выброшенной пищи (кашей, мясом, рыбой и даже йогуртом).

Некоторые животные на зиму впадают в спячку. Чтобы пережить зиму, они осенью много едят, накапливают жир и толстеют. Спит в берлоге бурый медведь, спит ежик, рыбы спят на дне рек и озер, в ил зарываются лягушки, жабы, раки. Под корой деревьев, в старых пнях прячутся насекомые.

Мех зверей к зиме становится гуще, пушистее и лучше согревает их в холодное время. Некоторые звери меняют цвет своих шубок, воспитатель загадывает загадку: «Летом серый, зимой белый» и спрашивает ребят, почему заяц к зиме становится белым. Для того чтобы ответить на вопрос, дошкольники работают с моделью. Силу-нм зайцев белого и серого цвета поочередно помещают на разные фоны. Затем выбирают фон, на котором белый заяц будет наименее заметен, и делают соответствующие выводы. Воспитатель может показать детям фотографии горностая и белки, рассказать о том, как они меняют цвет своих шубок. Горностай становится белым, а белочка серой. (Летом ее рыжевато-коричневая шубка не очень заметна среди стволов деревьев.)

Педагог объясняет, что некоторые животные (белка, мышь, хомяк, бурундук, сойка, поползень) запасают на зиму корм (желуди, орехи, грибы, семена и т. п.). В голодное время они ими питаются, но отыскивают не все запасы. Из оставшихся желудей, семян потом вырастают новые растения.

Дети выбирают животных, которые обитают в их регионе, и рассказывают, как те готовятся к зиме.

В заключение воспитатель вместе с детьми делает выводы: животные по-разному готовятся к зиме: впадают в спячку, отправляются в теплые края, переселяются поближе к человеку, запасают корм, утепляют свои шубки и меняют их цвет, насекомые прячутся под кору деревьев, зарываются в землю и т. д.

После занятия. Дети подкармливают птиц, белок шишками, орехами, семенами. Воспитатель подчеркивает, что животных нужно кормить только тем, что они едят в природе.

Дополнительные материалы.

Загадки:

Не барашек и не кот,

Носит шубу целый год.

Шуба серая — для лета,

Для зимы — другого цвета.

(Заяц)1

Серый зверюшка, длинные ушки,

А хвостик клубком,

Спит под кустом, там его дом.

 Зима наступает — шубку меняет.

                                               (Заяц)2

То рыжая, то серая, а названье белое.

                                                    (Белка)3

ПРИРОДА

Тема: «Как помочь природе в городе»

Задачи. Формировать первоначальные представления об экологически грамотном поведении, научить понимать связи между поведением людей и состоянием окружающей их среды.

Материалы, инструменты, оборудование. Карта города, рисунки с изображением ситуаций, отражающих правильное и неправильное поведение (человек ведет собаку на поводке — собака в парке без поводка  лает на белку; ребенок бросает мусор на землю — ребенок вместе  со взрослым бросает мусор в специальный контейнер; хозяин убирает за собакой «отходы жизнедеятельности» и т. п.).

Предварительная работа. Прогулка по окрестностям детского сада с целью выявления наиболее удобных для отдыха мест и их состояния.

Наблюдения на прогулке и в уголке природы

Наблюдения за птицами. Каких птиц можно увидеть в парке, на берегу озера или пруда? (Воробьев, голубей, ворон, уток.) Птиц можно подкормить.

Наблюдения за зверями. Если в вашем парке обитают белки, понаблюдайте за ними и покормите орешками, сырыми семечками. Обратите внимание детей на то, что нельзя кормить диких зверей тем, что ест человек — конфетами, печеньем, чипсами. Как ведут себя собаки? Как относятся к собакам птицы, белки, которые живут в парках?

Воспитатель обращает внимание детей на результаты правильного и неправильного поведения людей (разбросан мусор или его бросают в урну; есть ли в лесу пятна от костров, собаки ходят без поводков, хозяева за ними не убирают и т. п.).

Во время ухода за животными в уголках природы воспитатель обращает внимание детей на то, что необходимо соблюдать определенные правила: не кричать, не стучать по клеткам, не тревожить их обитателей без надобности. Можно наблюдать, поить, кормить.

Содержание занятия.

 Воспитатель вспоминает с детьми, что они наблюдали на прогулках. Где живут птицы в городе, поселке? Что едят? Можно ли им чем-нибудь помочь? Нужно ли это делать? Есть ли в городе кормушки?

Воспитатель вспоминает с детьми, как ведут себя на прогулке собаки: лают на птиц и зверей, бегают за ними, поэтому птицы и звери уходят из тех мест, где гуляет много собак (особенно без поводков).

Проводится беседа «Кто может жить в городе?». Педагог обращает внимание ребят на то, что в городе животным выжить непросто: здесь шумно, негде спрятаться, не все звери могут найти пищу. Предлагает детям назвать птицу, зверя, насекомое и обсуждает с ними: может ли это животное жить в городе. Например, не может жить потому, что негде спрятаться, нечем питаться, боится людей, собак, грязный воздух, шум от машин и т. п. Или: «Может жить в парке, потому что...»

Воспитатель делает вывод, что в городе, в отличие от леса (тундры, степи) мы должны помогать животным: подкармливать в холодное время года, сделать кормушки для птиц.

Рассматривает с детьми карту города, объясняет, что парки и скверы обозначены на карте зеленым цветом, реки и водоемы — голубым. Особые значки — у родников. Кто из ребят был в этих местах? Что ему запомнилось больше всего?

Педагог обсуждает с детьми, какие места в поселке или городе наиболее красивы и пригодны для отдыха. Где приятнее гулять — в парке, в сквере, на берегу озера или на улице, по которой ездят автомобили? Обращает внимание на то, что люди выбирают для отдыха места, где много зеленых насаждений, берега рек и озер. Здесь чище воздух, можно полюбоваться разными растениями, понаблюдать за птицами. Куда приятнее прийти погулять: на замусоренный или на чистый берег реки? Куда девают мусор дети и родители после отдыха на природе? Для чего в парках размещают урны? Что туда нужно бросать?

Рассматривает с детьми картинки, просит предположить, какие люди отдыхали в парке — те, которые умеют себя вести на природе или те, которые не знают природоохранных правил? Обращает внимание на то, что замусоренные участки выглядят неприятно, к ним даже не хочется подходить. На месте костров вместо травы остаются черные пятна. О чем попросили бы обитатели парка людей, если бы умели говорить?

Воспитатель обсуждает с детьми, что можно и чего нельзя делать в парке, на берегу реки. Подчеркивает, что в городе, в отличие от леса или луга, природа нуждается в помощи человека. Почему люди не всегда ведут себя правильно во время отдыха на природе? Возможно, они не знают правил поведения.

Дети получают сигнальные (красные и зеленые) кружки. Педагог показывает рисунки, отражающие разные ситуации. Если те, кто изображен на картинке, ведут себя правильно, дошкольники поднимают зеленый кружок, если неправильно — красный. Каждая ситуация обсуждается. При этом необходимо активизировать собственный опыт детей. Затем дети делятся на две команды. Одна команда вспоминает, что для природы города хорошо, другая — что плохо.

В конце занятия педагог вырабатывает вместе с детьми основные правила поведения по отношению к природе в городе, дети предлагают свои варианты помощи ей.

После занятия. Вместе с родителями можно изготовить и развесить кормушки для птиц. Сделать и разместить в самодельной газете природоохранные знаки. Можно организовать в группе семейную выставку фотографий: «Как мы отдыхали в городе», «Наши домашние животные».

Занятие по ознакомлению с окружающим

Тема: «Как растения готовятся к зиме»

Задачи. Формировать первичные представления о признаках осени, цикличности изменений в природе, учить наблюдать и обобщать результаты наблюдений: по изменениям погоды, внешнего вида растений, устанавливать взаимосвязи живой и неживой природы.

Материалы, инструменты, оборудование. Осенние листья разных деревьев и кустарников.

Предварительная работа. Наблюдения на прогулках за погодой и сезонными изменениями в жизни растений.

Наблюдения за погодой. Воспитатель регулярно обращает внимание детей на признаки осени: дни становятся короче, понижается температура, чаще идут затяжные холодные дожди, дует холодный ветер, а в северных регионах выпадает первый снег, солнце все меньше греет.

Наблюдения за растениями. Воспитатель регулярно отмечает с детьми, какие изменения происходят в жизни растений (в зависимости от региона эти признаки будут разными): растения перестают расти, меняется цвет листьев, продолжается листопад, на клумбах увядают цветы, люди укрывают цветники.

Содержание занятия.

 Воспитатель предлагает детям назвать как можно больше признаков осени. Что изменилось по сравнению с началом осени? Просит подобрать к объекту природы, который он назовет, «осенние» определения. Небо, какое? (Голубое или серое, чистое или облачное, хмурое.) Дождик, какой? (Мелкий, моросящий или сильный, теплый или холодный.) Деревья, какие? (Разноцветные, мокрые, голые.) Загадывает детям загадку: «Весной вырастают, осенью опадают». (Листья.)

Воспитатель обращает внимание ребят на то, что в это время года опадают листья многих деревьев, — происходит листопад. Дошкольники высказывают свои предположения: почему листья опадают? (Обсуждаются любые предположения детей.) Педагог рассказывает, что деревья, кустарники зимой «спят», и из земли в листики не поступают пища и вода. Кроме того, если бы на листьях задерживался снег, могли бы обломиться ветки.

Дети выполняют задание: найти опавшие листья разного цвета, рассмотреть их, отметить, как изменился их цвет, каким он был раньше и каким стал теперь. (В тундровых или степных регионах, где нет деревьев, ведутся наблюдения за изменениями травянистых растений, кустарников и кустарничков.)

Воспитатель организует игру «Узнай лист». Педагог выкладывает опавшие листья от разных деревьев и кустарников и предлагает выбрать листья определенного дерева (например, сначала листья клена, затем — березы); собрать только красные (только желтые) листья; ото брать листья только деревьев, только кустарников, выложить ряды от самого маленького к самому большому, от самого светлого к самому темному.

Педагог обращает внимание ребят, что листья с деревьев опадают каждый год. Куда же они деваются? Чтобы получить ответ на этот вопрос, дети собирают листья одной породы, но разного цвета. (Например, листья осин.) Затем выкладывают их в ряд — от самого молодого (зеленого) до самого старого (желательно прошлогоднего, паутинистого) и рассматривают, как они меняются. Опавшие листья перегнивают, их едят дождевые черви и другие животные. Постепенно листья становятся частью почвы. В земле-почве появляется больше «пищи» для растений. Кроме того, «одеяло» из опавших листьев согревает землю и не дает замерзнуть корням растений. Воспитатель подчеркивает, что опавшие листья — это не мусор, они нужны в природе.

В конце занятия воспитатель делает заключение: осенью становится холоднее, солнце светит, но дает мало тепла. Листья на многих деревьях меняют свой цвет и опадают, опадают и плоды с семенами, растения перестают расти, и готовятся к зимнему сну.

Тема: «Природа вокруг нас»

 ( территория детского сада)

Задачи. Знакомить детей с природой ближайшего окружения, учить различать части растения, формировать представления о связях растений и животных между собой и с неживой природой (на примере клумбы или огорода), развивать познавательный интерес.

Материалы, инструменты, оборудование. Лупы, ловушка для обитателей почвы, две большие прозрачные высокие емкости для проведения опытов с почвой.

Место проведения. Территория детского сада: клумба, альпийская горка, экологическая тропинка или огород. В самых северных районах, где растения на клумбах уже отцвели, организуются наблюдения в уголке природы, в зимнем саду или в группе (при наличии цветущих комнатных растений).

Предварительная работа. Проведение наблюдений на прогулке (изучение цветков, листьев, корней растений на клумбе).

Наблюдения на прогулке (материал по дням распределяет сам воспитатель).

Воспитатель с детьми рассматривает клумбу. Что здесь растет? Откуда взялись эти растения? (Их посадили дети, воспитатели, родители.) Какие растения уже знакомы дошкольникам? Может быть, у ребят есть такие же во дворе дома или на даче?

Изучение цветков. Воспитатель предлагает найти на клумбе самые большие и самые маленькие цветки, самые яркие и самые незаметные, самые душистые. Дети рассматривают цветок: из чего он состоит? (Из нежных, мягких лепестков и желтой серединки.) С помощью лупы изучают серединку цветка, трогают ее: на руке осталась желтая «пыль» — пыльца. Пчелы, бабочки прилетают к цветкам за вкусным нектаром, на их лапках остается желтый порошок — пыльца. Дети наблюдают, не прилетит ли кто-нибудь из насекомых к цветкам. Педагог обращает их внимание на то, что наступает осень, цветущих растений, становится все меньше, поэтому и насекомых увидеть сложнее.

Изучение плодов. Воспитатель предлагает найти растения с плодами, рассмотреть их, потрогать, выяснить, что находится внутри.

Изучение листьев. На клумбе растут разные травы с красивыми цветками, мы так их и называем — цветы. Но кроме цветков у растений еще есть стебель. (Дети рассматривают его). Дошкольники исследуют листья (в том числе и с помощью лупы), находят растения с самыми большими и самыми маленькими, со светло-зелеными и темно-зелеными, с цельными и резными листьями; трогают листья: какой из них самый шершавый (самый гладкий), самый колючий.

Изучение корней. Поскольку осенью с клумбы убирают многие растения, воспитатель выкапывает несколько экземпляров трав с разной корневой системой (с длинными, глубоко проникающими в почву, и с короткими, располагающимися на поверхности корнями.) Дети рассматривают их, трогают, нюхают. Воспитатель обсуждает с дошкольниками, для чего нужны корни: они держат растения в земле и «добывают» для них воду и «еду».

Воспитатель делает на клумбе или в другом месте небольшую ямку, изготавливает ловушку для обитателей почвы, отрезав у двух- или пятилитровой пластмассовой бутылки верхнюю часть так, чтобы получилась  емкость  с   широким горлом. Помещает ловушку (нижнюю часть бутылки)  в ямку на клумбе или в другом, мало посещаемом месте, за сутки до начала наблюдений. (Быстрее всего ловушка наполняется ночью.) Края емкости должны находиться на уровне поверхности почвы. (Если они окажутся выше ее уровня, в ловушку никто не попадет, если ниже — туда насыплется земля.) По углам емкости размещают четыре палки так, чтобы часть их оказалась на земле, а часть нависала над емкостью (насекомые, пауки ползут по палкам и падают в ловушку).

Содержание занятия.

 Знакомство с почвой. Воспитатель, предлагает рассмотреть и потрогать землю: какого она цвета, сухая или влажная, плотная или рыхлая? (Дети пробуют почву рукой или втыкают в нее палочку.) Для чего растениям нужна земля? (Она кормит и поит их.)

Воспитатель вместе с детьми проводит опыт: берет комок рыхлой земли с клумбы и комок земли с тропинки или с другого места участка, где почва сильно утрамбована, и опускает их в две большие прозрачные емкости с водой. В банке с рыхлой землей появляется много пузырьков воздуха. В банке с плотной почвой их намного меньше. В какой почве растениям живется лучше? (В рыхлой,  в ней больше воздуха, который необходим корешкам.) Растениям нужен воздух, именно поэтому землю нужно рыхлить. (Если время не позволяет провести опыт на прогулке, возьмите образцы почвы в группу и закончите исследование там.) Воспитатель дает детям листы бумаги или неглубокие емкости с комочками земли для проведения исследования: из чего состоит почва? (С помощью лупы можно увидеть камешки, песчинки, корни и остатки растений.)

Изучение животных. Есть ли в комочке почвы животные? (Если да, дети рассматривают насекомых, пауков, многоножек.) Педагог предлагает подойти к ловушке и выяснить, кто в нее попался. (Чаще всего это бывают жужелицы и другие жуки, многоножки, иногда попадаются и лягушки.) Дети знакомятся с обитателями почвы, рассматривают их и выпускают обратно на клумбу. Воспитателю не обязательно называть пойманных животных, главное — показать детям, что под землей тоже есть свои обитатели, что они разные. На растениях и на земле встречаются улитки, черные муравьи. Дети ищут в почве дождевых червей, рассматривают их. Дождевые черви рыхлят землю, и этим помогают растениям. Дети могут понаблюдать, как черви это делают, если воспитатель поместит на время этих животных в большую банку с землей. (После наблюдений дождевых червей обязательно выпускают.) Педагог обсуждает с детьми, какие еще животные могут быть связаны с клумбой и почему. (Птицы могут питаться семенами растений, насекомыми, дождевыми червями; под землей может жить крот и т. д.)

Нужен ли растениям свет? Воспитатель предлагает детям определить, попадает ли на клумбу свет. (Как правило, декоративные растения высаживают на открытых местах.) Лучи солнца дают растениям свет, а летом еще и тепло.

В заключение воспитатель обобщает результаты наблюдений, сделанные детьми на прогулках и на занятии. На участке детского сада есть растения и животные. Растения растут в земле, в ней есть воздух. Клумбы украшают детский сад. К цветкам прилетают насекомые, в земле живут разные животные: пауки, дождевые черви, насекомые. Солнце дает растениям тепло и свет, а дождик их поливает. Все это — природа.

РИСОВАНИЕ

 Тема: «Деревья в нашем парке»

Задачи. Учить рисовать лиственные деревья, передавая характерные особенности строения ствола и кроны (береза, дуб, ива, осина), цвета; развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами. Совершенствовать изобразительные умения и развивать способности к созданию выразительных образов, используя различные средства изображения.

Предварительная работа. Экскурсия в парк, рассматривание деревьев (см. раздел «Природа»). Рассматривание изображений деревьев на картинках. Знакомство с репродукциями картин И. Шишкина, В. Васнецова, И. Левитана, А. Васильева.

Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги белого, голубого и серого цветов; гуашевые краски, кисточки разных размеров, баночки с водой, матерчатые и бумажные салфетки, мольберт, незавершенные рисунки, выполненные воспитателем для показа техники рисования (береза, дуб, ива, осина). Репродукция картины И. Левитана «Березовая роща».

Содержание занятия.

 Воспитатель выставляет на мольберте несколько пейзажей. Предлагает детям полюбоваться. Рассказывает, что многие известные художники — Шишкин, Левитан, Васнецов, Васильев — любили рисовать природу. Они выбирали очень красивые или чем-то другим интересные или памятные места, любовались сами и с нами поделились своей радостью, нарисовав красивые картины. Теперь эти картины висят в музеях, и каждый человек может прийти или даже приехать издалека, чтобы посмотреть на них.

Проводит маленькую искусствоведческую беседу по содержанию картины И. Левитана «Березовая роща», задавая вопросы: что изображено на картине, какое время года, и какое время суток (как об этом догадались?), какой это лес (березовая роща), какое настроение в таком лесу?

Воспитатель сообщает, что даже настоящие художники не сразу научились писать картины. Они долго-долго учились и каждый день много рисовали. И даже когда стали художниками, для каждой картины сначала писали этюды — небольшие наброски карандашом или углем, чтобы лучше понять, как выглядит то или иное дерево, тот или иной предмет.

Вот и мы с вами сегодня будем готовить этюды — рисовать отдельные деревья — березу и дуб, иву и осину, чтобы лучше узнать, как они выглядят, и научиться рисовать так, чтобы все могли сразу узнать, какие это деревья. Воспитатель читает стихи о деревьях И. Токмаковой («Ива», «Осинка», «Дуб»):

Ива

Возле речки, у обрыва Плачет ива, плачет ива. Может, ей кого-то жалко, Может, ей на солнце жарко.

Осинка

Зябнет осинка. Дрожит на ветру. Стынет на солнышке. Мерзнет в жару.

Дуб

Дуб дождя и ветра Вовсе не боится. Кто сказал, что дубу Страшно простудиться?

Ведь до поздней осени Дуб стоит зеленый, Значит, — дуб выносливый. Значит, — закаленный.

Русская народная песенка

Береза моя, березонька, Береза моя белая, Береза кудрявая! Стоишь ты, березонька, Стоишь ты, кудрявая, Посередь долинушки; На тебе, березонька, Листья зеленые; Под тобой, березонька, Трава шелковая.

Воспитатель показывает детям изображения деревьев (береза, дуб, ива, осина и др.) Предлагает сравнить, чем деревья похожи и чем отличаются друг от друга (по форме и толщине ствола, размещению и толщине веток, форме кроны, окраске и др. признакам). (Привлекает опыт детей, полученный на экскурсии в осенний парк и стихотворные описания деревьев.)

Затем воспитатель показывает на демонстрируемых рисунках некоторые приемы изображения: ствол будем рисовать всем ворсом кисти, а ветки — кончиком, ветки березки нарисуем тонкими, изогнутыми, а ветки ивы — свисающими вниз.

Учебные рисунки воспитатель убирает и напоминает детям задание: нарисовать лиственные деревья, чтобы они были как настоящие. Дети рисуют деревья по своему желанию — на одном или на нескольких листах бумаги.

Воспитатель сообщает детям, что скоро они будут рисовать большую картину «Осенний лес», и тогда пригодится то, чему научились сегодня, — рисовать разные деревья так, как будто они настоящие.

                                    Тема:  «Украшение  мансийской рубашки»

Цель: продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством народов севера.

Задачи: учить детей украшать мансийскую рубашку элементами  мансийского узора. Воспитывать уважение к традициям и обычаям  народов Севера. Ввести в активный  словарь детей  названия элементов узора. Закреплять умения и навыки в вырезывании орнаментов

Материалы: клей, ножницы, цветная бумага, салфетки, вырезанные  силуэты рубашек разных цветов, кисти.

Предварительная работа: упражнять в вырезывании узоров, рассматривание  альбомов, иллюстраций, чтение сказок народов Севера, разучивание стихов.

                              Ход занятия.

Дорогие мои, сегодня  утром я получила странный конверт. Какое-то  письмо. Давайте откроем его и прочитаем.

А пишут нам оленеводы с дальнего стойбища, что находится далеко в лесу, где пасутся олени. Просят они вас ребята прислать им новые красивые  рубашки, в которых они пойдут на праздник  Вороний  день. Старые у них давно поизносились. Дети, скажите как же называется наш округ? Правильно, Югра. А поселок? Правильно  Игрим. В нашем округе проживают северные народы- ханты и манси. Посмотрите на картинку. Ханты и манси пасут оленей ,ловят рыбу, охотятся. Мужчины и женщины народов севера любят носить красивые вещи. Но ханты и манси не только шьют одежду, но и изготовляют различные красивые вещи из бересты, ткани, меха оленя. Посмотрите на эту картинку.

Но и сочиняют разные сказки, загадки, песни, стихи. Вспомните, какие мы с вами читали сказки народов Севера. Дети  называют: Айога. Кукушка, Глиняный богатырь и др.

А сейчас Саша. К прочитает нам колыбельную песню, какую мамы поют своим детям когда укладывают их спать.

                              Колыбельная

                  Спи, усни, спи, усни.

               Бабка твоя приносящая сны,

               Пестрой тетери глубокий сон

               Скоро принесет тебе .

               Бабка  твоя, приносящая сны,

               От семи тетерь.

               Глубокий сон пусть отпустит тебя.

А Виолетта прочитает мансийское стихотворение «Кошечка»

                               Кошечка.

                Ушки – то - листочки,

                Глазки – то - две плошки,

                Рот мой – палочки с развилкой,

               Язык мой – подпилок.

               Лапки мои - совочки,

               Ноги мои – сапожки меховые,

               Хвостик мой – прутик,

               Спинка моя – таганок.

А теперь мы с вами немного отдохнем

                               Физминутка

Наши алые цветочки                   плавное раскрывание пальцев

Выпускают лепесточки

Ветерок чуть дышит                    помахивание перед собой руками

Лепестки колышет

Наши алые цветочки

Закрывают лепесточки,

Тихо засыпают, головой качают,    плавно опускают руки на стол.

Ну, вот мы с вами чуть отдохнули. Дети, посмотрите, какие я принесла  рубашки. Какие они красивые и яркие. Женщины шьют рубашки из таких тканей  как ситец, сатин. Ткань для рубашек они выбирают яркую, красивую. Все рубашки шьют вручную, одной иголкой с ниткой. Скажите, какого цвета мои рубашки?

Из чего состоит рубашка? Правильно, рукава, воротник, пуговицы.

Дети, посмотрите, как украшены мои рубашки. Какие элементы узоров вы видите? Кто знает? (ответы детей)

Каждый узор имеет свое название и значение. Большинство узоров северных народов носят названия животных и растений.

Показать детям образцы узоров. Например, оленьи рога, щучьи зубы, уши маленького зайца, березовая ветка.

Дети рассматривают и называют знакомые узоры. Для своих узоров северные народы используют красные, синие и зеленые цвета.

У вас на столах лежат рубашки без узоров, простые. Сейчас мы с вами их украсим. У каждого из вас есть ножницы и полоски с узорами нужно их вырезать.

                   Практическая часть:

В ходе практической части слежу, за тем как дети вырезывают узоры, и наклеивают на рубашку. Обращаю внимание детей на то, что приклеивать нужно аккуратно, клея брать немного, пользоваться салфеткой.

После того как дети закончат украшать, вывесить рубашки на доску. Отметить, что все рубашки получились красивые и нарядные. И оленеводы будут рады получить в чум посылку с такими  красивыми рубашками.

Дети,  а не хотите ли вы сами побыть маленькими оленятами. Давайте с вами поиграем в игру «Важенка и оленята».

Игра проводится два  три раза.

                       Бродит в тундре важенка,

                       С нею - оленята,

                       Объясняет каждому все что непонятно…

                       Топают по лужам оленята  малые.

                       Терпеливо слушая наставления мамины.

 

 

                         

Цели: 

  • Познакомить детей с экспонатами выставки.
  • Познакомить детей с предметами, которые относятся к жизни и быту народов Севера, учить выделять эти предметы из общей массы работ, выставленных на выставке.
  • Развивать интерес к жизни и быту народов Севера и нашего края.
  • Воспитывать любовь к родному краю, внимание, речь.
  • Предварительная работа: беседа о днях рождения, о Севере

Словарь: чум, ханты, нарты,

Ход занятия

Сегодня, ребята, мы с вами пойдем на экскурсию, на выставку разных интересных предметов, которые ко дню рождения нашего Северного края Ямала изготовили дети, родители, работники нашего д/с “Снежинка”.

По приходу на выставку обращаю, внимание детей как много людей трудилось, чтобы сделать подарок на день рождения Ямала, и вот они все подарки перед вами.

Дети самостоятельно рассматривают экспонаты, задают вопросы. Воспитатель обращает внимание на девочку хантыйку, как она одета, элементы узора на одежде, также на санки – которые называются нарты, на которых ездят ханты, запрягая оленей или собак. Дом, который называется чум, покрытый оленьими шкурами, там живут ханты.

Дети рассматривают внимательно, беседуют друг с другом, воспитателем.

По окончании экскурсии воспитатель с детьми договаривается, что они вместе сделают в группе чум, нарты, девочку хантыйку и будут играть с ними, чтобы подружиться.

Художественный труд

Тема: Закладка в книгу с использованием орнамента народов ханты, ненцев

Цели:

  • Продолжать знакомить детей с северным краем, с особенностями национальной одежды ханты и ненцев, их орнаментом и украшениями.
  • Развивать интерес к родному краю, коренным жителям, их быту и жизни.
  • Воспитывать любовь к своей Родине, чувство патриотизма
  • Развивать вкус, побуждения детей к проявлению инициативы и творческой самостоятельности при выборе орнамента.

Предварительная работа:

  • Беседа о Северном крае, чтение сказок, рассказов народов Севера.
  • Рассматривание иллюстраций с изображением народов ханты и ненцев в национальных костюмах, игры с мозаикой.

Словарь: малица, кисы, нарты, ненцы, орнамент – зайчик, оленьи рога, уточка.

Материал: куклы в национальных костюмах, заготовки орнаментов, закладки.

Ход занятия

Ребята, где мы живем? (На Севере, Ямале)

Как называется город, в котором мы живем? (Муравленко)

Какие коренные жители населяют наш край. (Ханты, ненцы, селькупы)

Как называется одежда ненцев и ханты? (Малица, кисы)

Чем украшена одежда? (Орнаментом, бисером, тесьмой)

К нам в гости пришла кукла хантыйка в своем национальном наряде (рассматривание куклы и ее одежды).

Каким видом орнамента украшена одежда хантыйки? (Заячьи ушки, оленьи рога, уточка)

Сегодня мы с вами сделаем закладки книг с использованием разных орнаментов, которые вы сами выберете.

Самостоятельная работа детей.

В конце занятия поощрить детей за самостоятельный подбор орнамента и цветовые решения.

Занятие по познавательной деятельности

Тема: Наш Северный край

Цели:

  • Продолжать знакомить детей с нашим краем, Севером, Ямалом, г. Муравленко.
  • Развивать интерес к родному краю, коренным жителям Севера, их быту, жизни; речь, память.
  • Воспитывать любовь к родному краю.

Предварительная работа: 

  • Фото-выставка “Природа Севера”, “Жители Севера”.
  • Чтение сказок, рассказов о природе, жителях, животных севера.

Материал: фото и иллюстрации с изображением природы севера, жителей севера.

Ход занятия

1. Разминка для ума

Дидактическая игра, “Какой? Какая? Какое?”

Зима, какая? (Красивая, белоснежная, морозная, холодная ит.д.)

Снег, какой? (Холодный, белый, хрустящий, искристый, грязный, мягкий, твердый)

Небо, какое? (Голубое, белое, серое, черное, лунное, звездное)

2. Чтение стихотворения

Мы на Севере живем
Домом мы его зовем.
Здесь и холод, и мороз
Он доводит нас до слез.
Но мороз не страшен нам
Мы гуляем по дворам.
Одеваемся тепло,
Чтобы нас не занесло.
(авт. Убушеева 12 лет)

Беседа

Дети, в каком крае мы живем? (Север, Ямал)

А как называется город, в котором мы живем? (Муравленко)

Какой национальности люди живут на Севере? (Коренные – ханты, ненцы, селькупы; русские, киргизы, украинцы, татары, башкиры)

А вы знаете, что людей, которые живут на Севере, на Ямале называют северянами. Северяне не боятся ни холодной зимы, ни жаркого лета, они живут здесь и работают.

Самые главные люди это те, которые добывают нефть и газ их профессия – нефтяники. В городе живут люди, которые тоже много полезного делают для нашего города. Это врачи, учителя, водители, пожарные и др.

Физкультурная минутка

Мы играем на гармошке,
Громко хлопаем в ладошки,
Головой слегка качаем,
Руки кверху поднимаем,
Наши ножки топ, топ,
Наши ручки хлоп, хлоп.

Ребята, а ваши родители кем работают? (Дети рассказывают о профессии своих родителей)

3. Игра “Узнай свой город”

Дети рассматривают фото и называют знакомые места, затем обмениваются и рассказывают друг другу о городе.

Занятие по познавательной деятельности

Тема: Знакомство с особенностями национальных костюмов (русского, ненецкого)

Цели: 

  • Познакомить детей с особенностями национальных костюмов (русского, ненецкого) показать детям сходство и различия в облике разных народов, различия в языке.
  • Развивать интерес к другим народам, их одежде, языку, быту, обычаям и традициям.
  • Воспитать патриотические чувства.

Предварительная работа: Чтение сказки “Гуси-лебеди”, ненецких сказок, рассматривание иллюстраций с изображением людей разных национальностей; игра “Давай поприветствуем друг друга”.

Словарь: шуба, малица, кисы, кокошник, валенки, рукавицы, ненцы, ненка, обруч.

Материал: куклы в костюмах (русский, ненецкий).

Ход занятия

В группу входят дети и здороваются, затем приветствуют друг друга по-разному или на другом языке.

Сегодня мы с вами узнаем много интересного. К нам сегодня приехали гости на санках из сказки “Гуси-лебеди”, как их зовут?

Конечно, это сестрица Алёнушка и братец Иванушка (появляются). Алёнушка и Иванушка собрались к вам в гости, принарядились. Посмотрите внимательно на их наряды.

Расскажите, во что одета Алёнушка.

А теперь скажите что надето на Иванушке.

У Алены на голове кокошник, у Иванушки, обруч.

Как вы думаете, ребятки, в чём Алёнушка с Иванушкой зимой ходят в гости, в какой одежде. (Шуба, валенки, шапки)

Давайте оденем и обуем кукол в зимнюю одежду.

Пока дети заняты одеванием кукол, в группу входит кукла-ненка.

Я к вам долго добиралась, на улице очень холодно.

Я оделась очень тепло. Моя шуба и шапка сшиты из оленьих шкур.

Моя шуба называется – малица, а сапожки – пимы кисы.

Со своей мамой я разговариваю на другом языке. Каждое утро я ей говорю не “доброе утро”, а “амдерлым”.

Хотите, я вас научу здороваться по ненецки?

А хотите, послушаем песенку на незнакомом языке? (Звучит музыка)

Правда, интересно?

Наши гости, погостят у нас, поиграйте с ними, познакомьте с группой.

Занятие по познавательной деятельности

Тема: В гостях у северных птиц и животных

Цели:

  • Продолжать знакомить детей с животными и птицами Севера.
  • Расширять знания о жизни животных и птиц в суровых условиях холодной зимы и жаркого лета. Учить различать животных и птиц по внешнему виду, месту обитания.
  • Развивать речь, внимание, память; интерес к жизни животных.
  • Воспитывать любовь и понимание к животным и птицам, желание им помочь в трудное время.

Предварительная работа: Рассматривание картинок, иллюстраций о животных и птицах, чтение рассказов, сказок, д\игры; имитация движений, голоса.

Материал: Иллюстрации, картинки животных и птиц Севера; муз. произведение “Северные мелодии”, игрушка зайка, волшебный сундучок.

Словарь: тундра, ягель – мох, нарты.

Ход занятия

Разминка

Ребята мы сегодня совершим путешествие в гости к животным и птицам, которые живут у нас на Севере. Давайте подумаем, на чём мы можем поехать к ним. (Дети называют виды транспорта, а затем выбирают один из видов транспорта, который не напугает животных и птиц; не навредит природе, это нарты на которых по тундре передвигаются ханты, ненцы.)

Давайте представим себе, что мы сели на нарты с оленями и помчались быстро, быстро в тундру. Посмотрите налево, направо, вперёд, вверх, вниз.

Ребята, а что это такое, давайте посмотрим, да это же волшебный сундучок, кто его здесь оставил? Давайте откроем и посмотрим что в сундучке, да здесь же письмо. (Читаем).

Здравствуйте, ребята, вы решили поехать в гости к жителям тундры, значит вы смелые, сильные, умные, вы ничего не боитесь. Вас в пути ждут интересные приключения и преграды, но вы не сдавайтесь, мы ждём вас в гости птицы и звери Севера.

Ну тогда продолжим путешествие. (Звучит муз. “Северные мелодии”)

Ой, ребята посмотрите, это кто там впереди сидит. (Зайка) Он наверное нас встречает, да нет, что-то случилось, зайка грустный, давайте у него спросим. (Дети спрашивают, слушают рассказ зайчика.)

С моими друзьями зверями и птицами Севера случилась беда, их заколдовала злая колдунья, она не хочет, чтобы вы приехали в гости и встретились.

Ребята, что же нам делать, надо зверей, птиц выручать. Поможем? Зайка, а что же надо делать, подскажи нам?

Ну слушайте. Злая колдунья очень боится загадок. Если мы разгадаем загадки, некоторые звери и птицы освободятся. (Загадки о зверях и птицах.)

Молодцы, ребята!

Вот мы и помогли некоторым птицам и животным. Но самые славные животные и птицы Севера ещё в беде. Если мы им не поможем, то они исчезнут навсегда, и мы их не увидим никогда.

Зайка, что же нам дальше делать?

Ребята, давайте отдохнём, а потом решим, что делать дальше.

Физ. минутка

У оленя дом большой
Он глядит в свое окошко,
Зайка по лесу бежит,
В дверь к нему стучит.
Тук-тук дверь открой
Там в лесу охотник злой.
Зайка, зайка забегай,
Лапку мне давай.

Ребята, а зайка придумал, как выручить Северных друзей. Надо поиграть в игру “Знаешь, отвечаешь”. (Детям воспитатель задаёт вопросы на северную тематику).

Где мы с вами живём?

Как называется наш город?

Какие коренные жители живут у нас на севере?

Как называется одежда ханты?

На чём коренные жители передвигаются по тундре?

Какие деревья растут у нас на Севере?

Какие ягоды растут у нас в лесу?

Какие животные живут на Севере?

Какими видами орнамента ханты и ненцы украшают свою одежду?

Что едят олени? (ягель, мох)

Какие вы молодцы!

Злые чары колдуньи исчезли и все животные и птицы свободны.

А теперь мы порадуемся вместе со всеми и изобразим всех птиц и животных, которым мы помогали. (Дети имитируют движения и голоса птиц и животных).

Занятие по познавательной деятельности

Путешествие зайца Степашки

Цели: 

  • Выявить у детей значение об окружающей среде (название группы, д.\сада, города).
  • Выявить уровень диалогической речи, звукопроизношение; умение подражать голосом, изменяя темп, тембр голоса.
  • Выявить уровень умения рассказывать сказки, обыгрывать, драматизировать.
  • Продолжать расширять, уточнять знание детей о природе родного края, о значении растений в жизни людей.
  • Развивать эстетическое восприятие, воображение, память, мышление, речь, движение.
  • Воспитывать любовь и интерес к окружающей среде (людям, растениям, животным)

Материал: Кукла - заяц Степашка, атрибуты и костюмы к сказке “Колобок”.

Предварительная работа: наблюдение, рассматривание книг, открыток, чтение сказок и драматизация сказок, кукольный театр.

Ход занятия

Стук в дверь.

Дети, вы слышите, кто-то стучится? Дети, спросите, кто там!

Воспитатель прислушивается к гостю, и говорит, что гость просит помочь ему говорить, а то он простудился и голоса его не слышно.

Меня зовут заяц Степашка! А куда я попал? Как называется ваша группа, детский сад? Как называется ваш город?

(гр. Красная шапочка, д\с “Снежинка”, город Муравленко.)

Вот здорово, значит, я правильно шёл и пришёл точно по адресу, который мне ёжик  Колючка дал, ему у вас очень понравилось

Ребята, давайте познакомимся, вы знаете, как меня зовут, а я не знаю, как вас зовут. (Заяц подаёт лапу каждому ребёнку, и дети говорят ему своё имя.)

Вот мы и познакомились. Как у вас красиво в группе. Я хочу познакомиться с вашей группой и узнать вас и вашу группу. Давайте совершим путешествие по вашей группе, и вы мне всё расскажите.

Дети, а кто нарисовал эти чудесные картины? (Ответ)

Что нарисовано на картинах? (Природа нашего края.)

Какие деревья растут у нас на Севере? (Ёлочки, берёзы, сосны, осины …)

А для чего вам эти книги, открытки и о чём они? (Они о нашем городе и Севере.)

Как называются коренные жители Севера! (Ненцы, ханты и манси.)

А что это за узор красивый. (Это ненецкий узор в виде оленьих рогов.)

Как вы много знаете, теперь и я буду много знать. Но пойдёмте дальше. Зачем вам этот уголок, что вы там делаете. (Рисуем, лепим, конструируем, делаем аппликации.)

Дети, а для чего вам нужно столько книг, вы ведь не умеете читать. (Рассматриваем, взрослые читают – будем много знать и уметь.)

А это что за чудесное место? Здесь так хорошо и красиво. (Это уголок природы, здесь живут растения, животные и волшебные человечки.)

Для чего нужны вам растения? (Для красоты, растения дают чистый воздух, создают уют).

А как зовут этих человечков? (Флорик – хранитель цветов. Радужка – хранительница цвета. Осьминожка – хранительница рыб.)

Дети, а что вам нравится больше всего в уголке? (Рассказы детей)

Дети, а что там за чудесный домик, для чего он и кто там живёт? (Живут там: игрушки-зверюшки, сказки и игры.)

Ребята, а какие вы сказки знаете? (Три медведя, Гуси-лебеди, Колобок, Заюшкина избушка, Репка и др.)

А вы мне покажите сказку? Я их очень люблю.

Да, мы покажем тебе сказку, “Колобок”, усаживайся, Степашка, поудобнее и смотри.

По окончании сказки предлагаю изменить окончание сказки, (лиса не съела колобка, а подружилась с ним, и колобок пригласил всех зверей и детей в дружный хоровод). Колобок лиса и заяц угощают всех детей маленькими колбочками (Чупа-чупсами).

Работа вне занятий, предварительная и подготовительная работа по внедрению регионального компонента.

Изготовление чума, пошив одежды (малица), летний наряд ненки, хантыйки, изготовление – лепка оленей, собак, нарт.

Подборка материала о жизни, быте коренных жителей нашего края.

Подборка сказок, былин, легенд, рассказов о жизни и быте жителей Севера.

Рисование картины о Севере.

Работа с родителями: Беседы о коренных жителях Севера. Совместная выставка книг о Севере. Фото-выставка “ Природа Северного края”, “Жители Севера”, “Животные северного края”.

Литература: журнал “Ямальский меридиан”.

                                                           Терентьева.Н.А.

                                       

                                                                           

                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по аппликации в старшей группе.Аппликация коллективная "Цветы луговые".

Задачи. Ø Продолжить учить детей вырезать розетки из бумажных квадратиков, сложенных  способом «дважды по диагонали»Ø Обогатить аппликативную технику –вырезать лепестки разной формы, передав...

Конспект занятия по аппликации «Белый медведь и северное сияние», подготовительная группа Конспект занятия по аппликации с элементами рисования «Белый медведь и северное сияние», подготовительная группа

Цели:- Закрепить знание детей о животных Северного полюса (белого медведя); создание выразительного образа белого медведя на фоне северного сияния в технике аппликация и рисунок....

Конспект НОД Аппликация «Витрина магазина бытовой техники»Конспект занятия по аппликации «Зимний лес» Конспект НОД по аппликации «Вырежи и наклей что захочешь»

Конспект НОД Аппликация «Витрина магазина бытовой техники»Конспект занятия по аппликации «Зимний лес»Конспект НОД по аппликации «Вырежи и наклей что захочешь»...

Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе для детей с речевыми нарушениями «Зима в городе» план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе для детей с  речевыми нарушениями на тему: «Зима в городе»Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, проду...