Конспект интегрированного занятия для подготовительной группы
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме

Денисова Ольга Александровна

Конспект по ФЭМП и рисованию. Тема: "Декоративно-прикладное искусство и художественные промыслы России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по ФЭМП и рисованию.

  Подготовительная к школе группа «Светлячки».

                                                                Выполнила:

                                                                    Денисова О.А.

Апрель 2014г.

Тема: Декоративно-прикладное искусство и художественные промыслы России.

Цель: Ознакомление детей с жостовской росписью.

Задачи: 1. Вспомнить художественные промыслы России.

              2. Закрепить с детьми навыки счета и сравнения количества предметов.

              3. Определить особенности жостовской росписи.

              4. Воспитывать индивидуальные творческие способности; эстетический вкус, интерес к народным промыслам.

              5. Развитие творческого воображения.

              6. Попробовать расписать «поднос» в жостовском стиле.

Материал: Плакаты и предметы гжели, хохломы, жостовские подносы, матрешки, цифры, картон, гуашь, кисти, баночки под воду, пазлы.

В группе на одном столе разложены предметы декоративно-прикладного искусства России, весят плакаты, на другом расставлены краски и все необходимое для рисования.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами очутились в художественной мастерской.

- Почему я назвала это художественной мастерской? (Лежат образцы готовых изделий, материал для росписи.)

- Как вы думаете, почему мы очутились здесь? (Будем изучать художественные промыслы России.)

- С некоторыми из них вы были уже знакомы, а о некоторых узнаете сегодня.

- А теперь попробуйте отгадать загадки про представленные художественные промыслы.

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

(Матрешка)

- Правильно. Скажите, в чем обычно изображают матрешку? (Сарафан и платок.) Давайте посчитаем, сколько игрушек в первой матрешке, а во второй? Где больше? На сколько? Как вы посчитали? (Методом подставления одна под другую.) Выкладывается данное неравенство на фланеграфе.

- Следующая загадка.

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Небывалой красоты.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют…  (Хохломой.)

-  Посмотрите, изделия, расписанные в технике хохлома. Каких они цветов? (Черного, красного, зеленого и золотого.) Из чего сделаны? (Из дерева.) Что изображено? (Цветы, растительный орнамент, ягоды.) Посчитайте, сколько предметов их хохломы стоит на столе? Сколько изображено на плакате? Где больше? Выкладывают на фланеграфе.

- Смотрите, сколько прекрасных цветов изображают художники.  Сейчас мы с вами превратимся в разные цветы. Вы представили себя цветком? Тогда вместе со мной говорим стихотворение и выполняем соответствующие движения.

Физкультминутка

На лугу растут цветы                          Потягивание, руки в стороны

Небывалой красоты.

К солнцу тянутся цветы                      Потягивание, руки вверх

С ними потянись и ты.

Ветер дует иногда                               Дети машут руками, изображая ветер

Только это не беда.

Наклоняются цветочки,                       Наклоны вперёд

Опускают лепесточки.

А потом опять встают                          Выпрямились

И по – прежнему цветут.

- Молодцы! Слушайте третью загадку.

Сине-голубые

Розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые,

Каждый удивится.

Чудо на фарфоре –

Синяя купель.

Это называется просто роспись… (гжель).

- Какие предметы изготавливают в технике гжель? (Посуда, фигурки людей, животных, птиц.)

- Что рисуют на этих изделиях? (Цветы, людей, птиц, дома.)

- Из чего сделаны эти предметы? (Из керамики.)

- Сколько предметов изображено на картинке? Сколько выставлено на столе? Где меньше? Выложите это неравенство на фланеграфе.

- Вот вам последняя загадка.

Вот куски металла

Разной формы, цвета,

А на них кусочки

Солнечного лета.

Все увидел мастер, красками нанес

Ну, конечно, это …. (Жостовской поднос)

- Рассмотрите изображенные подносы. Какой они формы? (Круглой, овальной, прямугольной.)

- Из чего они сделаны? (Из металла.) Сколько их?

- Каких изделий художественных промыслов представлено здесь больше всего? А меньше?

Затем воспитатель убирает несколько изделий одного вида, чтобы его количество было равным с количеством другого вида. А теперь их количество стало каким? (Равным)

- Ребята, как вы думаете, какой росписи мы с вами в нашей мастерской поучимся?

- Кто прав вы узнаете собрав эти пазлы.

Воспитатель длит детей на три группы, каждая получает по одному фрагменту из своего пазла. Остальные куски сложены в общую кучу. Нужно найти свои куски и собрать пазл.

- Что у вас получилось? (Подносы)

Воспитатель:

- Вот жостовский черный, изящный поднос

С букетом из лилий, пионов и роз.

В нем бликами летнее солнце играет,

Каймой золотистой по краю сверкает.

Чтоб круглым и гладким поднос получился,

Сначала жестянщик усердно трудился.

Он долго шпаклевкой его грунтовал

И лаком поверхность не раз заливал.

Чтоб роспись художник нанес по металлу,

Фон черным на нем должен быть или алым.

Букеты цветов из сада и луга

Кисть живописца выводит по кругу.

- Какого цвета может быть фон подноса кроме черного цвета? (Алым)

- Какими узорами украшают художники жостовские подносы? (Цветы, овощи, фрукты.)

- Где могут быть использованы подносы?

Поднос – необходимая человеку вещь. Он удобен, когда надо поднести к столу угощение, особенно горячие блюда. Он необходим на столе как подставка под разные предметы и напитки. На подносе часто ели в одиночку или вдвоём, чтобы не сервировать стол, или в дороге. А ещё, подносы украшали стены купеческих и мещанских домов, трактиров, чайных.

Жостовская роспись зародилась в Московской губернии в деревнях Жостово, Осташково, Новосильцево.

Сначала в жостовской  мастерской  изготавливали табакерки — коробочки для хранения курительного табака, спичечницы — в них хранили спички. Затем стали делать подносы с сюжетной и цветочной росписью. Но они были из папье-маше.

- Что такое папье-маше? (Изделия из бумаги.)

Однажды, побывав на Урале, Осип Вишняков увидел там подносы из металла. И решил перейти с производства изделий из папье - маше на железные подносы.

- Как вы думаете, почему? (Они были прочнее чем его подносы из папье – маше.)

Московские живописцы составляют свои букеты из цветов земли и её плодов. Жостовские букеты никогда в точности не повторяют живые цветы, их не пишут с натуры. Жостовские живописцы пишут букеты удивительно быстро. Опытный мастер, если надо, может расписать за один день 5-10 подносов. Во время работы поднос постоянно вращают на коленях, чтобы видеть роспись со всех сторон.

 Рисуют художники в основном цветы : маки, тюльпаны, астры, пионы, колокольчики, васильки, незабудки, ромашки и др. Эти цветы собираются в букет, венок, гирлянду, дополняются листьями и мелкими веточками. Но самый любимый элемент мастеров – это роза.

 Хоть роза и увядает быстро в природе, на подносе она живёт веками. Потому жостовскую роспись называют неувядающей, вечной росписью.

- Теперь я приглашаю вас сесть за столы, где мы распишем с вами свои подносы.

Дежурные раздают приготовленные заготовки подносов.

- Прежде чем приступить к росписи сделаем гимнастику, чтобы наши пальчики лучше работали.

Наши нежные цветы распускают лепестки,        (Плавно разжимают пальцы)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.       (Машут руками перед собой.)

Наши нежные цветы закрывают лепестки,        (Плавно сжимают пальцы.)

Головой качают, тихо засыпают.                  (Плавно опускают руки на стол.)   

Воспитатель делает все вместе с детьми, сопровождая работу рассказом.

Все элементы орнамента рисуются сразу кистью без нанесения предварительного рисунка карандашом. Кисть берем сначала более толстую. Крупные цветы рисуются всем ворсом кисточки и рука с кисточкой находится под наклоном, а при рисовании мелких цветов кисточку нужно держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности подноса.

 Первый этап, с чего начинают рисовать называют « подмалёвок »- когда мастер набрасывает силуэт композиции (как бы предполагая, что он будет рисовать). Рисуем цветы.

Затем  наносим «тенёжку» - цветные тени, у цветов появляется колорит и объём.

После осуществляется «бликовка»- выполняем белой краской(белилами)блики на цветах и листьях, подчёркивая объём.

Завершаем работу «прорисовкой» - тонкими линиями прожилок, лепестков и мелких деталей. После этого в просветах между цветами и листьями выписывают травяной узор - делается «привязка». Борта (края) подноса украшаем тонким декоративным орнаментом.

После завершения росписи поднос покрывают несколькими слоями лака и просушивают.

Готовые подносы воспитатель располагает на мольберте и приглашает детей подойти и рассмотреть их.

- Видите, ребята, сколько всего надо сделать, чтобы в итоге получились такие великолепные подносы.

- С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?

- Что нового вы узнали?

- Как называется фабрика, на которой расписывают подносы?

- Что изготавливали на фабрике?

Когда за окном снегопад и мороз,

Живыми цветами усыпан поднос.

Посмотришь с улыбкой на дивный букет-

И кажется, лето нам шлет свой привет.

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

(Матрешка)

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Небывалой красоты.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют…  (Хохломой.)

Сине-голубые

Розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые,

Каждый удивится.

Чудо на фарфоре –

Синяя купель.

Это называется просто роспись… (гжель).

Вот куски металла

Разной формы, цвета,

А на них кусочки

Солнечного лета.

Все увидел мастер, красками нанес

Ну, конечно, это …. (Жостовской поднос)

- Вот жостовский черный, изящный поднос

С букетом из лилий, пионов и роз.

В нем бликами летнее солнце играет,

Каймой золотистой по краю сверкает.

Чтоб круглым и гладким поднос получился,

Сначала жестянщик усердно трудился.

Он долго шпаклевкой его грунтовал

И лаком поверхность не раз заливал.

Чтоб роспись художник нанес по металлу,

Фон черным на нем должен быть или алым.

Букеты цветов из сада и луга

Кисть живописца выводит по кругу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе "Кошки"

Материалы из конспекта можно использовать на занятиях по окружающему миру, в опытнической деятельности, экологии, математике....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе. Тема занятия: «История часов».

Формирование представления детей о часах, истории создания часов, умение рисовать разные часы....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе группе На тему: «Для чего нужны дома?».

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».Виды детской деятельности: игровая, ...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе Тема занятия: История часов

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группеТема занятия: История часов...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе Тема занятия: «Зимушка - зима»

Цель: формирование у детей целостной картины о зимней природе посредством интегрирования образовательных областей.     1-Образовательная:  формировать представление детей...