Главные вкладки

    Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Знакомство с русской народной куклой» (подготовительная группа).
    проект по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

    Чуприна Снежана Егоровна

    ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа через интеграцию предметов: художественного труда, чтение художественной литературы, музыки.

    ЗАДАЧИ: ОБУЧАЮЩИЕ:

    ·         Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции (кукла-игрушка, кукла-оберег).

    ·         Через игрушку продолжать знакомить с историей Руси, традициями.

    ·         Познакомить детей с изготовлением традиционной «куклы – скрутки».

    РАЗВИВАЮЩИЕ:

    ·         Развивать мелкую моторику рук.

    ·         Развивать внимание, творческие способности детей.

    ·         Развивать эмоциональность, чувство прекрасного.

    ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

    ·         Воспитывать любовь к Родине через изучение традиций народной культуры.

    ·         Воспитывать желание самим сделать тряпичную куклу.

    ·         Воспитывать терпеливость, усидчивость.

    АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ: безликая, скрутка, оберег.

    МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:

    Сундучок, куклы современные и тряпичные; заготовки из ткани для изготовления куклы.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Воспитатель

    Дети

    - Ребята к нам пришли гости. А мы гостям всегда рады. Какими словами мы встречаем гостей?

     

     

     

    - Как много хороших добрых слов вы сказали, а в ответ, посмотрите, получили много ласковых улыбок и сияющих глаз. Ведь недаром говорится «Чем больше человек делает добро, тем больше он получает в ответ».

    А теперь: Уши слушают – и все слышат.

    Глаза смотрят – и всё видят.

    Ноги – руки не мешают.

    А голова хорошо думает.

    О чём мы будем беседовать, вы узнаете, отгадав загадку:

    Волосы льняные,

     Глазки голубые.

     И обуты ножки

     В синие сапожки.

     На красавице - пальто.

     Догадались? Это кто?

    Есть ноги, а не ходит.

    Есть рот, но не говорит.

    Доставляет детям радость, но сама

    радоваться не может.

    Кто это? (кукла)

    Платья носит,

    Есть не просит,

     Всегда послушна,

     Но с ней не скучно.

    Я своей подружке Кате

    Одеваю утром платье.

    Одеваю ей сапожки

     На резиновые ножки

     И веду по переулку

    Утром Катю на прогулку.

     

     

     

    - . Скажите, а для чего нужны куклы? Из какого материала сделана эта кукла? Я заметила, что тут сундучок стоит, да не простой, а волшебный... И указание есть, как его открыть:

    -Фу - ты, ну – ты, лапти гнуты,

    Сундучок, сундучок,

    Открывай свой бочок!

    - Кто запомнил заветные слова?

    - Давайте вместе скажем, ласково, как в старину разговаривали с вещами.

    Открываю сундучок (достаю несколько кукол: тряпичные, соломенные, глиняные и другие).

    -  Скажите, а такие куклы у вас есть?

    - Как вы думаете, из чего они сделаны?

    - Посмотрите на современную куклу и на эти...

    - А теперь, подумайте и скажите, отличаются ли эти куклы друг от друга?

     

     

    Таких кукол не покупали, родители сами мастерили куклы своим детям из подручного материала: тряпочек, соломы, бересты, глины, дерева и наряжали.

    - Как вы думаете, что означает слово ПОДРУЧНЫЙ материал?

    Правильно, который всегда под рукой.

     

    - А сейчас поиграем в игру: «Какая кукла»

    Дети становятся на ковре полукругом, воспитатель кидает мяч и говорит:

    - Кукла сделана из глины, какая она? (глиняная)

    -из резины...

    - из дерева...

    - из ткани...

    - из соломы...

    - из бересты...

    - из пластмассы...

    - из бумаги...

    - Поиграли, отдохнули, а сейчас, ребята, я предлагаю вам, перенестись в то время и окунуться в ту атмосферу. Я предлагаю девочкам одеть платочки, а мальчикам завязать пояски. Присаживайтесь поудобнее.

    - ДАВНЫМ давно на Руси была такая присказка:

    В каждом доме, в каждой хате,

    на крылечке, на полатях

    кукла сидит во все стороны глядит.

    И действительно в крестьянских семьях таких самодельных кукол было много. Их не бросали, не ломали, а берегли, хранили в сундуках. Почему их было много, я вам расскажу. Сейчас родители покупают детям 1-2 для игры, а раньше мастерили не только игровые куклы, но и куклы обереги. Мы с вами знаем, что все тряпичные куклы делались без лица. Вот и куклы обереги наряжали, но лицо не рисовали никогда, так как по народным поверьям через глаза в нее мог вселиться злой дух и навредить ребёнку. Такая безликая кукла была защитницей от всех бед и несчастий. Её так и называли «берегиня» - от слова ОБЕРЕГАТЬ.

    - Вот ребята, мы с вами услышали 2 новых слова: безликая и оберегать.

    - Как называли такую куклу?

    - Почему у куклы не было лица?

    -Ребята, сейчас я вам расскажу о нескольких куклах оберегах.

    ДЕНЬ – НОЧЬ оберегала жилище, была двуликая, то есть имела

    два лица. Рано утром поворачивали светлой стороной на «день», а вечером – тёмной «на

    ночь», приговаривали: «День прошёл спокойно, слава богу, пусть ночь так же пройдёт»

    ТРАВНИЦА – мешочек из разных лечебных трав. Ребёнок играл, такая кукла излечивала от болезней.

    ЗЕРНОВУШКА – наполняли куклу зерном свежего урожая и хранили до нового посева. Считалось, что такая игрушка оберегает силой МАТУШКИ ЗЕМЛИ.

    - А давайте вспомним какая русская народная сказка поведала нам про куклу оберег (Василиса Прекрасная)

    - Вспомните, что дала матушка Василисе?

    - Зачем она дала куколку?

    - Получив по наследству куклу, Василиса приобрела помощницу, которая всегда выручала из беды.

    -Давайте, мы с вами попробуем сделать куклу оберег своими руками.

    -Посмотрите, какая интересная куколка. Это кукла скрутка. После рождения младенца, такую куклу вешали над колыбелькой. Считалось, что эта куколка отгоняет всякую злую силу и оберегает ребенка. Когда малыш подрастал, ему отдавали куклу играть. Для изготовления кукол «Скруток» обычно использовали яркие разноцветные ткани и нитки, поэтому они получались яркими и веселыми. Ребенку они заменяли погремушки, так как часто их делали связками по три или пять куколок.

    - Сделать такую куклу очень просто. Крестьянская девочка уже в 5 лет делала такую куклу своим младшим братьям и сестрёнкам. Я думаю, и у вас получится. В старину долгими зимними вечерами вся семья садилась за рукоделие. Электричества не было и приходилось работать при свечке, поэтому важно было хорошее зрение.

     

    - А теперь я вам покажу, как сделать куклу – скрутку.

     

    Делают её из двух ярких кусочков ткани.

    Сначала берем полоску ткани для туловища. Каждую длинную сторону раз сгибаем пополам к середине и получаем длинную скрутку для туловища куклы. Полученную скрутку перегибаем пополам и, отступив от сгиба примерно на одну треть, перевязываем ниткой туловище. Получилась головка куклы.

    Берем полоску ткани для рук и скручиваем тугой рулон вдоль короткой стороны.

     Получилась скрутка для ручек. С каждой стороны перетягиваем скрутку ниткой, отступив от краев примерно 1 см. Таким образом оформляем ладошки у куклы.

    Теперь скрутку – рулон вкладываем между полосками скрутки-туловища под головой куколки. Перевязываем куклу по талии ниткой. Завязываем поясок. Вверх куклы можно продеть нитку, чтобы куклу можно было подвесить.

    Вот все куколки подружки.

    Не похожи друг на дружку.

    В сарафанах распрекрасных

    Эти куклы наши!

     

    Подведение итогов.

     

    Здравствуйте.

    Мы рады вас видеть.

    Добро пожаловать.

    Проходите, пожалуйста.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    (кукла)

     

     

     

     

     

     

     

     

    (кукла)

     

     

     

     

     

    (кукла)

     

     

     

     

     

    Ответы детей.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Ответы детей.

     

     

     

     

    Ответы детей.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Ответы детей.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Ответы детей.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Ответы детей.

    Ответы детей.

     

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nod_kukla.docx20.95 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект образовательной деятельности

    для детей подготовительной группы

    «Знакомство с русской народной куклой»

     (подготовительная группа).

    Автор: Чуприна С.Е. воспитатель

    Санкт-Петербург

    2016г.

    ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа через интеграцию предметов: художественного труда, чтение художественной литературы, музыки.

    ЗАДАЧИ: ОБУЧАЮЩИЕ:

    • Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции (кукла-игрушка, кукла-оберег).
    • Через игрушку продолжать знакомить с историей Руси, традициями.
    • Познакомить детей с изготовлением традиционной «куклы – скрутки».

    РАЗВИВАЮЩИЕ:

    • Развивать мелкую моторику рук.
    • Развивать внимание, творческие способности детей.
    • Развивать эмоциональность, чувство прекрасного.

    ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

    • Воспитывать любовь к Родине через изучение традиций народной культуры.
    • Воспитывать желание самим сделать тряпичную куклу.
    • Воспитывать терпеливость, усидчивость.

    АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ: безликая, скрутка, оберег.

    МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:

    Сундучок, куклы современные и тряпичные; заготовки из ткани для изготовления куклы.

    Воспитатель

    Дети

    - Ребята к нам пришли гости. А мы гостям всегда рады. Какими словами мы встречаем гостей?

    - Как много хороших добрых слов вы сказали, а в ответ, посмотрите, получили много ласковых улыбок и сияющих глаз. Ведь недаром говорится «Чем больше человек делает добро, тем больше он получает в ответ».

    А теперь: Уши слушают – и все слышат.

    Глаза смотрят – и всё видят.

    Ноги – руки не мешают.

    А голова хорошо думает.

    О чём мы будем беседовать, вы узнаете, отгадав загадку:

    Волосы льняные,

     Глазки голубые.

     И обуты ножки

     В синие сапожки.

     На красавице - пальто.

     Догадались? Это кто?

    Есть ноги, а не ходит.

    Есть рот, но не говорит.

    Доставляет детям радость, но сама

    радоваться не может.

    Кто это? (кукла)

    Платья носит,

    Есть не просит,

     Всегда послушна,

     Но с ней не скучно.

    Я своей подружке Кате

    Одеваю утром платье.

    Одеваю ей сапожки

     На резиновые ножки

     И веду по переулку

    Утром Катю на прогулку.

    - . Скажите, а для чего нужны куклы? Из какого материала сделана эта кукла? Я заметила, что тут сундучок стоит, да не простой, а волшебный... И указание есть, как его открыть:

    -Фу - ты, ну – ты, лапти гнуты,

    Сундучок, сундучок,

    Открывай свой бочок!

    - Кто запомнил заветные слова?

    - Давайте вместе скажем, ласково, как в старину разговаривали с вещами.

    Открываю сундучок (достаю несколько кукол: тряпичные, соломенные, глиняные и другие).

    -  Скажите, а такие куклы у вас есть?

    - Как вы думаете, из чего они сделаны?

    - Посмотрите на современную куклу и на эти...

    - А теперь, подумайте и скажите, отличаются ли эти куклы друг от друга?

    Таких кукол не покупали, родители сами мастерили куклы своим детям из подручного материала: тряпочек, соломы, бересты, глины, дерева и наряжали.

    - Как вы думаете, что означает слово ПОДРУЧНЫЙ материал?

    Правильно, который всегда под рукой.

    - А сейчас поиграем в игру: «Какая кукла»

    Дети становятся на ковре полукругом, воспитатель кидает мяч и говорит:

    - Кукла сделана из глины, какая она? (глиняная)

    -из резины...

    - из дерева...

    - из ткани...

    - из соломы...

    - из бересты...

    - из пластмассы...

    - из бумаги...

    - Поиграли, отдохнули, а сейчас, ребята, я предлагаю вам, перенестись в то время и окунуться в ту атмосферу. Я предлагаю девочкам одеть платочки, а мальчикам завязать пояски. Присаживайтесь поудобнее.

    - ДАВНЫМ давно на Руси была такая присказка:

    В каждом доме, в каждой хате,

    на крылечке, на полатях

    кукла сидит во все стороны глядит.

    И действительно в крестьянских семьях таких самодельных кукол было много. Их не бросали, не ломали, а берегли, хранили в сундуках. Почему их было много, я вам расскажу. Сейчас родители покупают детям 1-2 для игры, а раньше мастерили не только игровые куклы, но и куклы обереги. Мы с вами знаем, что все тряпичные куклы делались без лица. Вот и куклы обереги наряжали, но лицо не рисовали никогда, так как по народным поверьям через глаза в нее мог вселиться злой дух и навредить ребёнку. Такая безликая кукла была защитницей от всех бед и несчастий. Её так и называли «берегиня» - от слова ОБЕРЕГАТЬ.

    - Вот ребята, мы с вами услышали 2 новых слова: безликая и оберегать.

    - Как называли такую куклу?

    - Почему у куклы не было лица?

    -Ребята, сейчас я вам расскажу о нескольких куклах оберегах.

    ДЕНЬ – НОЧЬ оберегала жилище, была двуликая, то есть имела

    два лица. Рано утром поворачивали светлой стороной на «день», а вечером – тёмной «на

    ночь», приговаривали: «День прошёл спокойно, слава богу, пусть ночь так же пройдёт»

    ТРАВНИЦА – мешочек из разных лечебных трав. Ребёнок играл, такая кукла излечивала от болезней.

    ЗЕРНОВУШКА – наполняли куклу зерном свежего урожая и хранили до нового посева. Считалось, что такая игрушка оберегает силой МАТУШКИ ЗЕМЛИ.

    - А давайте вспомним какая русская народная сказка поведала нам про куклу оберег (Василиса Прекрасная)

    - Вспомните, что дала матушка Василисе?

    - Зачем она дала куколку?

    - Получив по наследству куклу, Василиса приобрела помощницу, которая всегда выручала из беды.

    -Давайте, мы с вами попробуем сделать куклу оберег своими руками.

    -Посмотрите, какая интересная куколка. Это кукла скрутка. После рождения младенца, такую куклу вешали над колыбелькой. Считалось, что эта куколка отгоняет всякую злую силу и оберегает ребенка. Когда малыш подрастал, ему отдавали куклу играть. Для изготовления кукол «Скруток» обычно использовали яркие разноцветные ткани и нитки, поэтому они получались яркими и веселыми. Ребенку они заменяли погремушки, так как часто их делали связками по три или пять куколок.

    - Сделать такую куклу очень просто. Крестьянская девочка уже в 5 лет делала такую куклу своим младшим братьям и сестрёнкам. Я думаю, и у вас получится. В старину долгими зимними вечерами вся семья садилась за рукоделие. Электричества не было и приходилось работать при свечке, поэтому важно было хорошее зрение.

    - А теперь я вам покажу, как сделать куклу – скрутку.

    Делают её из двух ярких кусочков ткани.

    Сначала берем полоску ткани для туловища. Каждую длинную сторону раз сгибаем пополам к середине и получаем длинную скрутку для туловища куклы. Полученную скрутку перегибаем пополам и, отступив от сгиба примерно на одну треть, перевязываем ниткой туловище. Получилась головка куклы.

    Берем полоску ткани для рук и скручиваем тугой рулон вдоль короткой стороны.

     Получилась скрутка для ручек. С каждой стороны перетягиваем скрутку ниткой, отступив от краев примерно 1 см. Таким образом оформляем ладошки у куклы.

    Теперь скрутку – рулон вкладываем между полосками скрутки-туловища под головой куколки. Перевязываем куклу по талии ниткой. Завязываем поясок. Вверх куклы можно продеть нитку, чтобы куклу можно было подвесить.

    Вот все куколки подружки.

    Не похожи друг на дружку.

    В сарафанах распрекрасных

    Эти куклы наши!

    Подведение итогов.

    Здравствуйте.

    Мы рады вас видеть.

    Добро пожаловать.

    Проходите, пожалуйста.

    (кукла)

    (кукла)

    (кукла)

    Ответы детей.

    Ответы детей.

    Ответы детей.

    Ответы детей.

    Ответы детей.

    Ответы детей.

    Ответы детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Знакомство с русской народной куклой (подготовительная группа)

    Дети знакомятся с русскими народными промыслами и традициями.Научаться изготавливать простейшую куклу – скрутку....

    Конспект НОД для детей подготовительной группы "Знакомство с русской народной игрушкой"

    Приобщение детей к русской народной культуре является средством духовно-нравственного, патриотического воспитания. Это помогает детяс с самого раннего возраста понять что они -часть великого русского ...

    План конспект по познавательному развитию "История русской народной куклы" Подготовительная группа

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14658567","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]       [[{"type":"media"...

    Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе - «ЧТЕНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «НИКИТА КОЖЕМЯКА»

    Конспект интегрированной образовательной деятельности: чтение художественной литературы, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, соответствует методике художественного чтения А...

    Конспект образовательной деятельности по речевому развитию по мотивам русской народной сказки «Рукавичка» во 2 младшей группе.

    Конспект образовательной деятельностипо речевому развитию по мотивам русской народной сказки «Рукавичка»в младшей группе...