Главные вкладки

    Программа кружка по лепки из соленого теста «Волшебное тесто»
    рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

    Траторова Варвара Александровна

    Народное декоративно-прикладное искусство — одно из средств эстетического воспитания — помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Программа кружка по лепки из соленого теста

    «Волшебное тесто»

    Автор: Траторова Варвара Александровна


    Программа кружка по лепке из соленого теста «Волшебное тесто»

    Актуальность

    Народное декоративно-прикладное искусство — одно из средств эстетического воспитания — помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических и интернациональных чувств. Творческая деятельность детей 5 - 6 лет значительно совершенствуется. Прежде всего более законченной становится форма вылепленных предметов, уточняются пропорции. У детей чаще, чем в предшествующей группе, появляется желание дополнить свою лепку такими деталями, которые украсят поделку и сделают ее более выразительной. Связано это с тем, что дети еще более окрепли физически, развилась мелкая мускулатура рук, движения пальцев стали более точными, возросла и острота зрения. Все это дает возможность выполнять сложные детали, используя налепы и роспись. У детей появляется эстетическая оценка своих изделий, что повышает требовательность как к изобразительным, так и к выразительным средствам лепки, которые ребенок использует в своей работе. Декоративная лепка в данной группе включает в себя изображение декоративных пластинок, посуду и лепку фигурок по типу народных сказок. Одновременно углубляются знания детей о народных промыслах.

     Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.

    Специфику лепки определяет материал. Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин.

    Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки.  Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали современное название - “Тестопластика”.

     Еще одной специфической чертой тестопластике является тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

      Занятия тестопластике тесно связаны с  ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами. Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.

    Предлагаемая программа кружка по лепке из соленого теста «Волшебная мастерская» представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Данная разработка поможет ребенку быть более внимательным, будет развивать его эстетический вкус, воображения, фантазию. Кружок повлияет как на образовательный процесс, так и на развитие мелкой моторики рук. Все изучаемые темы распределены по трем разделам: первый – исходные формы; второй – доработка исходных форм; третий – сложные изделия.  

    Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Простые изделия представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов.

    Цель  программы: формирование художественно – творческой активности личности через создание творческих работ на основе приемов и методов лепки.

    Задачи:

    • научить работать с пластическими материалами, разнообразными способами декорирования
    • научить применять способы объемной лепки
    • развить способность эстетически работать с пластическими материалами, творчески подходить к работе
    • совершенствование практических умений и навыков детей при изготовлении изделий из разных материалов
    • развивать мелкую моторику рук
    • создание условий для самостоятельного творчества
    •  воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;

    •  воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе;

    • развивать координацию движения рук;

    •  научить лепить всей кистью и пальцами, делать мелкие детали пальчиком и прощупыванием;

    •  создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом;

    Дидактическое и техническое  оснащение занятий

    Большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ребенка (трафареты, шаблоны и пр.);  таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени; альбомы с образцами, фотографиями.

    Материалы, инструменты, приспособления:  

    Основные составляющие занятий:

    1.  соленое тесто
    2. гуашь, акрил, кисточки, ветошь, баночки с водой, губки
    3. палочки, скалка, ткань, различные стеки или предметы их заменяющие: ручки, карандаши, зубочистки, палочки, пластиковые ножи;
    4. пакеты, доска
    5. организация и проведение занятия (включает следующие структурные элементы:
    • инструктажи: вводный – проводится перед началом практической работы, текущий – во время выполнения практической работы, заключительный  
    • Инструменты для нанесения рисунка на поверхность теста: расчёски, зубные щётки, пластиковые вилки, ложки, палочки от Чупа-чупсом;
    • Печатки и штампики для нанесения рисунка: соломинки от коктейля, крупные пуговицы, монеты, колпачки фломастеров, пробки, камушки, ракушки и т.д.;
    • Формочки для кексов, формочки для игр с песком;
    • Трафаретки для печенья, пластиковые крышки от аэрозолей, колпачки шариковых ручек, бумажные шаблоны, соломинки от коктейля;
    • Соединительные детали: соломинки от коктейля, использованные стержни от шариковых ручек, палочки;
    • Природный материал (ракушки, перья, шишки, каштаны, жёлуди, перья, зёрна, травки, семена, косточки и т.д.);
    • Бросовый материал (пробки, спички, коробки, катушки из-под ниток, втулки из-под скотча, пенопласт, кусочки ткани, нитки и т.д.);
    • Пуговицы, бисер, блестки, фольга и др.;
    • Клей ПВА;
    • Кисточки разных размеров, краски акварельные, гуашь, фломастеры.
    • практическая работа  
    • физкультминутки
    • подведение итогов, анализ
    • приведение в порядок рабочего места.

    Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии. Дополнительное образование позволяет преподавателю быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.

    Во время занятий нужно делать перерывы для релаксирующих упражнений и пальчиковой гимнастики. Необходимо хорошо знать особенности каждого ребенка и следить за его развитием и  состоянием на момент занятий.  Приступая к работе, надо правильно организовать рабочее место. Подобрать необходимые для занятий материалы, инструменты и приспособления, удобно расположить их.

    По окончании курса дети должны знать:

    1. историю возникновения традиции изготавливать предметы из соленого теста
    2. историю возникновения традиции изготавливать предметы из соленого теста технологию приготовления соленого теста (неокрашенного и цветного), Технологию раскатывание пластов, особенности структуры, формообразование, соленого теста,
    3. основные приемы лепки;
    4. приемы лепки: скатывание прямыми и круговыми движениями; расплющивание, соединение, защипывание, оттягивание, сглаживание, присоединение, прижимание;
    5. что такое «каркас», из чего его можно изготовить, как укрепить изделие с помощью каркаса;
    6. приемы соединения деталей в поделках из соленого теста, пластилина, глины;
    7. особенности сушки и соединения небольших вертикальных изделий;
    8. приемы использования подручных средств, при работе с соленым тестом, глины, пластилин;
    9. правила выполнения сборных конструкций из соленого теста, глины, пластилина;
    10. последовательность изготовления (панно, композицию) из соленого теста, глины, пластилина; операции;
    11. приемы разметки по тесту;
    12. правила высушивания, раскрашивания, хранения изделий из соленого теста
    13. узор корзиночного плетения, прием витья из двух жгутиков, различная фактура;
    14. понятие теплого и холодного цвета.

    По окончании курса дети должны уметь и владеть:

    1. правильно организовать рабочее место;
    2. пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;
    3. самостоятельно замешивать неокрашенное и цветное тесто, раскатывать пласт;
    4. укреплять поделку с помощью каркасов разного типа;
    5. соединять детали из соленого теста, различными способами;
    6. применять основные приемы лепки, как для небольших поделок, так и для составных конструкций, панно картин;
    7. правильно сушить и оформлять изделие;
    8. использовать при оформлении и изготовлении поделки разнообразные способы декорирования;
    9. собирать сборные конструкции из соленого теста,
    10. изготовлять небольшое панно из соленого теста
    11. выполнять узор корзиночного плетения, применять прием витья из двух жгутиков, делать различную фактуру;
    12. самостоятельно определять технологию изготовления поделки;
    13. работать как под руководством учителя, так и самостоятельно, опираясь на полученные ранее знания и выработанные умения;
    14. анализировать готовое изделие, сравнивать свое изделие с изделием товарища, находить сходные и отличительные свойства;
    15. творчески подходить к выполнению работы;
    16. работать в коллективе.

    Принципы построение программы

    1. От простого к сложному.
    2. Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.
    3. Научность и Доступность.
    4. Системность знаний.
    5. Цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту.
    6. Всесторонность, гармоничность   в содержании знаний, умений, навыков.
    7. Активность и самостоятельность.

    Технологии:        

    • Игровое обучение
    • Принцип индивидуального подхода.

    Методы:

    • Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);
    • Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово)
    • Практический

    Формы подведения итогов

    • По окончанию каждой темы, с детьми будет проводиться анализ работы на выявление разнообразных технических применений, эстетическое исполнение работы, проработку мелких деталей, цветовое оснащение предмета
    • По окончанию каждого тематического раздела, на основе наработанного с детьми материала, будет организовываться выставка детский работ

    Тематический план

    Путешествие в страну Тестопландию

    Месяц

    Тематический блок

    Тема занятий

    Задачи

    I этап

    «Путешествие в страну Тестопландию начинается»

    Сентябрь

    Вводное занятие

    «Король Соленое Тесто приглашает друзей»

    Познакомить детей с историей и особенностями тестопластики, с названиями и назначением инструментов и приспособлений. Вызвать интерес к лепке из соленого теста.

    «В гостях у принцессы Солечки»

    Продолжить знакомить детей с особенностями лепки из соленого теста. Предложить детям в процессе специальных заданий и упражнений исследовать свойства и сферу возможностей своего воздействия на материал.

    Путешествие в мир ремесел

    Ознакомление с трудом кондитера

    Вкусное печенье

    Познакомить детей с приемами лепки: сплющивание в диск и полусферу. Показать варианты оформления изделий из соленого теста.

    Октябрь

    Путешествие в мир ремесел

    Знакомство с трудом  пекаря

    Хлебушек душистый,

    теплый, золотистый

    Познакомить детей с основными способами и приемами лепки хлебобулочных изделий из соленого теста: калачей, хлебов, караваев, батонов и т.д. Формировать положительное отношение к труду пекаря; воспитывать бережное отношение к хлебу, как продукту, особо почитаемому людьми.

    Выпекали мы в печи пироги и калачи

    Продолжить формировать навыки работы с соленым тестом, с инструментами (стекой, скалкой) и дополнительными материалами.

    Развивать инициативу, самостоятельность и активность при выборе детьми способов оформления изделий (украшение пирогов переплетами, косами, сетками, жгутами, колосьями, налепами и т.д.).

    Веселое чаепитие

    (Оформление коллективной композиции

    Формировать умения отбирать наиболее выразительные работы для общей композиции. Развивать эстетическую оценку вылепленных изображений, развивать уверенность в себе и в своих способностях, инициативность, самостоятельность; развивать детское творчество в процессе выбора способов оформления изделий (посыпание семенами укропа, манкой, маком, протыкание дырочек пластиковой вилкой или зубочисткой и т.д.).

    Ноябрь

    В гостях у царицы осени

    Овощи и фрукты

    Продолжить знакомить детей со свойствами соленого теста. Закрепить умение передавать в лепке характерные особенности овощей и фруктов (форма, размер), используя знакомые приемы лепки: оттягивание, сглаживание, прищипывание и т.д.

    Мамин портрет

    Закрепить умение лепить знакомые предметы из соленого теста, применяя усвоенные ранее приемы. Познакомить детей со способом подготовки изделия из соленого теста к раскрашиванию – грунтованием. Развивать умение оценивать свою работу.

    Учить объединять свои работы в общую композицию.

    Корзинка с грибами

    Учить детей создавать по замыслу композицию из грибов в лукошке. Закрепить приемы лепки из соленого теста: раскатывание, сплющивание, лепка пальцами. Совершенствовать технику лепки. Развивать чувство формы, мелкую моторику рук.

    Обобщающее занятие

    Осенняя выставка

    Формировать у детей представление о своих возможностях и успешности в творческой деятельности.

    Предоставить им возможность продемонстрировать другим результаты своей деятельности, поделиться впечатлениями, получить адекватную оценку своим усилиям.

    II этап

    «Увлекательная тесто пластика»

    Декабрь

    Начало зимы

    Панно «Снегирь на веточке»

    Продолжить учить детей раскатывать пласт соленого теста скалкой, вырезать стекой рельефную фигурку «снегиря» по шаблону, выравнивая края палочкой или стекой.

    Предложить детям самостоятельно решить проблемную ситуацию – найти способ придания шероховатости поверхности теста (перышки, крона деревьев).

    Развивать творческую активность.

    Продолжить воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

    Кормушка для зимовки

    Учить детей лепить фигурку по частям (конструктивным способом), передавать форму и относительную величину. Учить плотно скреплять части, создавать устойчивые фигурки, закреплять знакомые приемы лепки. Учить использовать такое средство выразительности, как постамент, объединяющий образы в сюжетной лепке и придающий им большую выразительность, законченность. Развивать эстетическое восприятие.

    Праздник круглый год

    Елочные украшения

    Учить детей лепить украшения для новогодней ёлки способом моделирования. Сочетать разные приемы лепки: раскатывание, соединение деталей, сплющивание, вдавливание. Развивать самостоятельность и фантазию, умение экспериментировать: по-разному изгибать колбаски и ленточки из теста, соединять их между собой, украшать свои изделия декоративными элементами, использовать в работе печатки, штампики и другие приспособления. Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус, стремление к творчеству.

    Январь

    В гостях у сказки

    Город снеговиков (коллективная работа)

    Продолжить учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей. Отрабатывать приемы скрепления частей с помощью соединительных деталей (трубочек, палочек, соломинок и т.д.). Предложить составить из вылепленных фигурок коллективную композицию.

    Лепка по мотивам сказки «Три медведя»

    Учить детей лепить по мотивам литературного произведения и разыгрывать сказочный сюжет. Совершенствовать умение свободно варьировать разные приемы лепки для создания выразительного образа. Развивать чувство формы, пропорций, мелкую моторику.

    Сказочная птица

    Вызвать интерес к лепке сказочных персонажей. Развивать способность задумывать содержание своей работы, определять способы выполнения замысла. Показать возможность использования разных материалов для украшения образа.  Развивать творческое воображение.

    Февраль

    Дюймовочка в цветочке

    Учить детей лепить сказочного персонажа, передавая характерные особенности и детали образа. Познакомить со способами декоративного оформления платья Дюймовочка с помощью бисера, бусин, фольги и т.д. Упражнять в умении крепить фигурку на подставке (цветок).  Развивать мелкую моторику рук

    Папин портрет

    Продолжить освоение техники рельефной лепки.

    Упражнять в сочетании различных форм изобразительной деятельности: аппликация, рисование, конструирование.

    Учить использовать для нанесения узора на тесто стеки, трубочки, печатки.

    Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность.

    Март

    Букет в вазочке (подарок мамам и бабушкам)

    Учить лепить цветы из соленого теста (розы, ромашки, васильки). Учить скатывать валик из тонкой полоски, разложив ее на ладони, сначала туго, потом слабее, сплющивать его с одной стороны для получения бутона. Продолжить знакомить детей со способами присоединения деталей к основе. Пробудить в детях желание отразить в поделке чувство нежности и любви к маме.

    Панно «Пришла Весна»

    Учить детей лепить рамку из соленого теста: раскатывать тесто и нарезать его на полоски, скручивать их параллельно друг другу, а полоски сверху класть перпендикулярно. Научить скатывать валик из тонкой полоски, разложив ее на ладони, сначала туго, потом слабее, сплющивать его с одной стороны для получения почки. Продолжить знакомить детей со способами присоединения деталей к готовому изделию. Пробудить в детях желание отразить в поделке чувство нежности.

    Апрель

    Путешествие к далеким планетам

    Звезды и кометы

    Вызвать интерес к созданию космических образов. Продолжать освоение техники рельефной лепки. Инициировать самостоятельный поиск средств и приемов изображения.

    Далекие планеты

    Напомнить детям о возможности смешивания разных цветов соленого теста для придания оригинального цветового решения изображению.

    В далеком космосе

    (Панорама)

    Коллективная работа

    Предложить детям создать и обыграть панораму, включающую разные космические объекты. Воспитывать интерес к сотворчеству.

    Праздник круглый год

    Пасхальные куличи

    Воспитывать интерес к народной культуре.

    Развивать самостоятельность и фантазию, умение экспериментировать: украшать свои изделия бисером, бусинками, лентами, декоративными бантами и другими подручными материалами

    Май

    В гостях у Феи Цветов

    Подсолнушки – маленькие солнышки

    Учить лепить рельефные изображения подсолнухов, передавая характерные особенности их строения и окраски.

    Воспитывать интерес к отражению в лепке впечатлений об окружающей жизни.

    Итоговое занятие

    Портрет друга (подруги) на память

    Закрепить умение тщательно отделывать детали изображения, пользуясь разнообразными приемами лепки. Развивать наблюдательность, чувство пропорции. Поощрять самостоятельность и творчество.

    Выставка – развлечение

    Прощальный бал во дворце короля Соленое Тесто

    Создать положительный эмоциональный настрой, праздничное настроение. Развивать инициативу и творческую активность детей.

    Содержание программы

    I этап  – «Путешествие в страну «Тестопландию начинается».

    Цель: ознакомление и обучение. Накопление творческого опыта детей.

    Задачи: начального этапа: заинтересовать и раскрепостить детей, чтобы исчез страх перед новым материалом; познакомить дошкольников с особенностями лепки из соленого теста.

    На этом этапе дети знакомятся с возможностями соленого теста, с инструментами и дополнительными материалами, их назначениями; дошкольники учатся правильно организовывать свое рабочее место.  Подражая взрослому, изготавливают конкретные поделки из соленого теста, отрабатывают знакомые и обучаются новым способам и приемам лепки. 

    На первом этапе детям предлагаются задания, которые требуют от них первоначальной ориентировки в творческой деятельности: сочини, придумай, измени и т.д., при этом они проявляют элементы творчества. 

    Часть занятий отведена лепке из натурального (неокрашенного) теста. Детей знакомятся с правилами росписи готовых изделий. Эта деятельность обогащает ребенка творчески, помогает осознать тесную связь лепки и рисования.

     II этап  – «Увлекательная  тестопластика»

    Цель: развитие. Приобретение детьми творческого опыта в преобразовании изделий из соленого теста.

    Задачи: развивать способность детей изменять и преобразовывать свои поделки; побуждать создавать выразительные образы, самостоятельно выбирая инструменты и дополнительные материалы, способы и приемы лепки.

    Работа строится на основе возникшего у детей желания внести свои добавления, изменения в изделие, создаваемые по готовому образцу, схеме, рисунку и т.д. На этом этапе большое внимание уделяется детскому экспериментированию с материалами, с инструментами и техниками. Детям предлагаются задания, которые ведут их к целенаправленным действиям и поискам.

    В структуре программы выделяются следующие основные тематические блоки занятий:

    Путешествие в мир ремесел.

    В гостях у царицы Осени.

    В гостях у сказки.

    Начало зимы.

    Путешествие к далеким планетам.

    Праздник круглый год.

    В гостях у Феи Цветов.

    Детям предлагаются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная. Каждый из этих видов имеет свои особенности и задачи и проводится как по заданию, так и по замыслу детей.

    В работе с дошкольниками используются такие фор м организации художественно-творческой деятельности, как: создание детьми индивидуальных работ в лепке, создание детьми коллективных работ. На коллективных занятиях дети изготавливают художественные панно, макеты, рельефные картины и т.д. 

    Уход за поделками из соленого теста.  Пыль, оседающую на изделия, необходимо удалять с помощью фена для сушки волос или толстой мягкой кисточки. Поделки из соленого теста можно время от времени просушивать в духовке.

    Преимущества соленого теста:

    1.Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;

    2.Легко отмывается и не оставляет следов;

    3.Безопасно при попадании в рот.

    4. Лепится замечательно, к рукам не липнет;

    5.Можно сушить в духовке, а можно - просто на воздухе;

    6. Предметы из соленого теста хорошо красятся.

    7.Поверх краски хорошо еще покрывать лаком - сохранится на века...

    8.С готовыми предметами можно играть - без боязни, что оно потеряет форму.

    Рецепт соленого теста: 2 стакана муки (можно в муку, не выходя из нормы двух стаканов, добавить сухой крахмал. Например, 1 1/2 ст. муки + 1/2 ст. крахмала. С добавлением крахмала тесто станет более эластичным. Из такого теста особенно хорошо получаются тонкие детали, например, лепестки цветов.), 1 стакан соли, 1 неполный стакан воды, примерно 180 г, можно добавить 2 стол, ложки клея ПВА. Вместо воды можно сварить клейстер из крахмала.

    Способы сушки. Сушка в духовке. Нужно исходить из того, что изделие толщиной 5 мм сушится в течение 1 часа. Температура при этом должна быть 75 градусов.

    Воздушная сушка. Самый экономичный, но и самый длительный. При воздушной сушке влага из изделия испаряется очень медленно - за 1 день изделие просушивается не более чем на 1 мм толщины. Такую сушку целесообразнее всего проводить летом, когда можно использовать тепло солнечных лучей. (Зимой на батарею украшения ни в коем случае класть нельзя!). 
              
    Комбинированная сушка. Она более всего подходит для объемных лепных украшений: изделия выдерживают несколько дней на солнце, затем досушивают в духовке.

    Приложение

       Упражнения, содержание которых направлено на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе лепки из соленого теста

    «Слепи что-нибудь необычное.»  Педагог предлагает детям слепить необычную машину, на которой можно уехать в волшебную страну; необычное дерево, на котором растут необычные фрукты и т.д.

       «Ожившая фигурка. Ребенку говорят: «Ты получил прекрасный дар, все, что ты слепишь – оживает. Что бы ты слепил?»

    Несуществующее животное. Взрослый просит ребенка представить далекие планеты, на которых обитают неведомые, фантастические животные. И также представить себе, что появился зоопарк, где можно посмотреть на этих животных. Взрослый предлагает ребенку придумать и слепить какое-нибудь необычное животное для этого зоопарка. Ребенок должен слепить воображаемое животное, дать ему название, рассказать историю о нем.

      «Волшебные превращения.» Ребенку говорят: «Есть две волшебные палочки: длинная и короткая, подумай, во что они могут превратиться». Ребенок в процессе лепки создает образы на основе «волшебных палочек».

    «Поможем скульптору.» Взрослый рассказывает детям, что скульптор не успел долепить фигурки из соленого теста и просит помочь ему.

    «Чего на свете не бывает?» Ребенку предлагают слепить то, чего на свете не бывает (сказочное, волшебное и т.д.).

    «Измени предмет так, чтобы получилось новое изображение.»  Могут даваться инструкции: «Преврати бабочку в цветок, крокодила в машину, неваляшку в принцессу и т.д.».

    «Добрый и злой.» Ребенку предлагают слепить злого или доброго сказочного персонажа.

    «Карлики, великаны.»  Ребенку говорят: «Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все что ты захочешь. Слепи то, что ты хотел бы увеличить или уменьшить».

      «Машина времени.» Взрослый говорит детям: «Представьте, что у нас в детском саду появилась машина времени. Вы в нее садитесь и можете путешествовать в будущее и прошлое любой страны». Детям предлагают представить, а затем слепить то, что они могли бы увидеть, путешествуя на машине времени.

    «Загадки и отгадки.»  Взрослый сообщает детям, что сей час они будут слушать загадки и отгадывать их необычным способом — лепить отгадки, не произнося отгадку вслух. По очереди загадывает загадки и предлагает детям создавать отгадки в виде вылеп ленных фигур. Уточняет, что лепить можно как объем ные, так и рельефные изображения. Ещё лучше поста раться объединить отгадки в общую композицию. Во время одной игры можно предложить 2—5 загадок.

     «Функции предметов.» Инструменты и оборудование.  Стеки, колпачки фломастеров или авто ручек, зубочистки, мелкие бытовые предметы (бисер, бусины и т.д.), природный и бросовый материал.

    Ход  игры. Взрослый предлагает детям назвать как можно больше вариантов использования одного и того же предмета в процессе лепки из соленого теста. Выигрывает тот, кто назовет больше других таких вариантов. Например, пуговицу можно использовать как дополнительную деталь (глаз, шапочка, колесо и т.д.), ею можно делать отпечатки на пластичном материале, ее можно использовать как шаблон и т.п.

     Тема занятия: Труд  пекаря

    Предварительная работа. Беседа  с детьми о том, как хлеб приходит на стол, о труде пекаря. Чтение стихов, сказок и рассказов о хлебе и о труде пекаря, загадывание загадок, заучивание пословиц и поговорок о хлебе. Знакомство детей с интересными фактами из истории хлеба. Рассматривание тематических альбомов, слайдов и иллюст раций. Проращивание семян пшеницы. Экскурсия на пекарню (хлебозавод), в хлебный магазин. Рисование на тему «Откуда хлеб пришел» и оформление выставки рисунков.

    Составление коллажа «Берегите хлеб!».

    Работа с родителями. Подготовка  рекомендаций для родителей «Как научить ребенка бережно относиться к хлебу?». Проведение конкурса «За самоваром» на лучшую выпечку или блюдо, приготовленное родителями из сухого хлеба. Организация и проведение конкурса поделок из соленого теста, выполненных совместно родителями и детьми «Папа, мама, я – творческая семья». Выпуск буклета, содержащего рекомендации для родителей «Как организовать занятия с детьми по тестопластике в домашних условиях».

    Материалы, инструменты и оборудо вание:

    соленое тесто: неокрашенное (натуральное), «ржаное» тесто - тесто с добавлением коричневого пищевого красителя, «шоколадное» тесто - тесто с добавлением какао;  дополнительный материал для посыпания хлебобулочных изделий из соленого теста: манная крупа, зерна тмина, семена кунжута, укропа, мака и т.д.;

    инструменты: стеки, скалки, пластиковые вилочки, трубочки для коктейля, зубо чистки и др.; пищевая пленка, салфет ки, одноразовые тарелочки;

    основа с рамкой для панно «Веселое чаепитие»; для детей фартуки и пекарские шапочки; ржаной и пшеничный колос или их иллюстрации.

    Тема занятия. Хлебушек душистый, теплый, золотистый

    Задачи. Воспитательные: воспитание у детей интереса к лепке из соленого теста; формирование положительного отношения к труду пекаря; воспитание бережного отношения к хлебу, как продукту, особо почитаемому людьми.

    Дидактические: обогащение  знаний детей о труде взрослых, благодаря которому хлеб приходит на стол; обучение  детей  основным способам и приемам лепки  хлебобулочных изделий из соленого теста: калачей, хлебов, караваев, батонов и т.д.;  формирование  навыков работы с соленым тестом, с инструментами (стекой, скалкой) и дополнительными материалами.

    Развивающие:  развитие глазомера, мелкой моторики рук; расширение и обогащение словаря детей: пекарь, пекарня, хлебозавод, пшеничный хлеб, ржаной хлеб, формовой хлеб, подовой хлеб, батон, калач, каравай  и др.

    Содержание занятия

    Загадывание детям загадки:

    «Вырос в поле дом, полон дом зерном.

    Стены позолочены, ставни заколочены.

    Ходит дом ходуном на столбе золотом» (Колос)

    Рассматривание с детьми колосков ржи и пшеницы.

    Физкультминутка «Каравай».

    Взрослый говорит слова, дети выполняют определённые движения.

    В землю зёрнышко посадим,

    Слишком малое оно.

    Дети приседают, обхватывают колени руками, голову прячут.

    Землю солнышко согреет,

    Быстро прорастёт зерно.

    Дети очень медленно начинают подниматься, вытягивая руки вверх.

    Будет ветер тучки гнать,

    Дождик землю поливать.

    Дети выполняют наклоны в стороны, с поднятыми вверх руками.

    По полю комбайн пройдет,

    урожай  наш соберет.

    Дети шагают на месте.

    Мельник смелет нам муки,

    Ну а пекарь из муки

    Испечёт нам пироги.

    Дети имитируют движения пекаря: месят тесто, пекут пироги.

    Всем на радость раздавай

    Пышный, вкусный каравай!

    Дети разводят перед собой руками, как бы раздавая каравай и приглашая всех к чаю.

    Ознакомление детей с правилами выпечки вкусного хлеба: тесто не любит суеты, пустословия, да и со злыми помыслами к печи лучше не подходить; тесто, приготовленное с любовью и душою, всегда добрее, выпечка из него получается нежнее, пышнее и вкуснее.

    Демонстрация способов и приемов лепки калачей, хлебов, караваев, батонов и т.д.

    Мотивация творческой деятельности: «слепим хлебобулочные изделия для игры «Булочная».

    Лепка детьми хлебобулочных изделий из соленого теста, оформление готовых изделий, раскладывание их на одноразовые тарелочки.

    Подведение итогов занятия (презентация вылепленных изображений,  оценка результатов деятельности).

    Тема занятия. Не красна изба углами, а красна пирогами

    Задачи. Воспитательные: формирование у детей социальных мотивов деятельности: «испечем как настоящие пекари, пироги и пирожки не только для себя, но и для других»; воспитание таких личностных качеств как трудолюбие, усидчивость и аккуратность.

    Дидактические: расширение  представлений  детей о труде пекаря; закрепление навыков лепки из соленого теста, умения пользоваться различными способами и приемами лепки: раскатывание, соединение деталей, сплющивание, вдавливание и т.д.; формирование ручных умений; умения пользоваться скалкой для раскатывания теста.

    Развивающие: развитие инициативы, самостоятельности и активности при выборе  детьми способов оформления изделий (украшение пирогов переплетами, косами, сетками, жгутами, колосьями, налепами и т.д.); расширение и обогащение словаря детей: закрытый пирог, открытый пирог, яблочный пирог, кулебяка, рыбник, курник, начинка и др.

    Содержание занятия

    Ознакомление детей со старинной русской пословицей: «Не красна изба углами, а красна пирогами». Предложить им объяснить значение этого выражения.

    Рассказ взрослого «Любимые русские пироги: кулебяки, расстегаи, курники, рыбники и др.». Рассказ сопровождается показом слайдов презентации.

    Демонстрация способов и приемов лепки пирогов и пирожков.

    Мотивация творческой деятельности: «испечем как настоящие пекари, пироги и пирожки не только для себя, но и для других (для гостей)».

    Лепка детьми пирогов и пирожков из соленого теста, оформление готовых изделий, раскладывание их на одноразовые тарелочки.

    Обыгрывание детьми готовых изображений  - «Встречаем гостей пирогами».

    Предложить детям вспомнить пословицы о труде и хлебе.

    Хлеб всему голова.

    Хлеб в пути не тягость.

    Хлеб да вода – богатырская еда.

    Хлеба ни куска, так и в тереме тоска.

    Хочешь есть калачи - не сиди на печи и др.

    Подведение итогов занятия. Определение дальнейшей судьбы изготовленных пирогов (для игры, подарка и пр.).

    Тема занятия. Веселое чаепитие (оформление коллективной композиции)

    Задачи. Воспитательные: воспитание у детей бережного отношения к хлебу, как продукту труда взрослых, привитие уважения к людям труда.

    Дидактические: обобщение и систематизация знаний детей о том, как хлеб приходит на стол; формирование навыков лепки различных хлебобулочных изделий: булок, кренделей, ватрушек, рогаликов, плюшек, плетенок; формирование умения отбирать наиболее выразительные работы для общей композиции.

    Развивающие: развитие эстетической оценки вылепленных изображений, развитие уверенности в себе и в своих способностях, инициативности, самостоятельности; развитие детского творчества в процессе выбора способов оформления изделий (посыпание семенами укропа, манкой, маком, протыкание дырочек пластиковой вилкой или зубочисткой и т.д.), расширение и обогащение словаря детей: рогалик, плюшка, плетенка, крендель, сдоба и др.

    Содержание занятия

    Чтение детям стихотворения:

    «Вот он Хлебушек душистый,

    Вот он теплый, золотистый.

    В каждый дом, на каждый стол,

    Он пожаловал, пришел.

    В нем здоровье наша, сила,

    В нем чудесное тепло.

    Сколько рук его растило,

    Охраняло, берегло.

    В нем - земли родимой соки,

    Солнца свет веселый в нем...

    Уплетай за обе щеки,

    Вырастай богатырем!» (С. Погореловский)

    Дидактическая игра «От зернышка до каравая». Прослеживание цепочки изготовления хлеба.

    Демонстрация способов и приемов лепки из соленого теста булок, кренделей, ватрушек, рогаликов, плюшек, плетенок и т.д.

    Мотивация творческой деятельности: «слепим хлебобулочные изделия для панно «Веселое чаепитие».

    Лепка детьми различных хлебобулочных изделий.

    Оформление коллективной композиции «Веселое чаепитие».

    Подведение итогов занятия. Определение дальнейшей судьбы изготовленного панно (для украшения группы, лестничного пролета детского сада и пр.).

    Роспись готовых фигурок

    Задачи. Закрепить и расширить представление о традиционной одежде кубанских казаков. Продолжить формировать технические умения и навыки росписи  изделий из соленого теста.

    Работа с родителями.

    Лепим, играем – речь развиваем

    семинар-практикум для родителей

    (с использованием слайдов презентации)

    Цель. Продолжить педагогическое просвещение   родителей в  вопросах  развития и воспитания детей  в условиях  семьи. Познакомить родителей с развивающими возможностями лепки из соленого теста. Включить родителей в творческий процесс.

    Материалы, инструменты и оборудование: соленое тесто (натуральное и окрашенное), стеки, скалки, чесноковыжималка, пластиковые вилки, шаблоны, формочки для выпечки, клей ПВА, кисточки для клея,  различный природный, бросовый и дополнительный материал на выбор (семечки, зёрнышки, зубочистки, кусочки трубочек, бисер, бусины и пр.); клеенки, салфетки и т.д.

    План семинара

    Выступление педагога.

    Лепим, играем, речь развиваем.

    Особенности и технология лепки из соленого теста.

     Практическая часть.  

     Показ приемов и способов лепки, объяснение задания.

     Изготовление родителями поделок из соленого теста

    Выставка поделок, обмен мнениями и впечатлениями.

    Ход семинара

    Выступление педагога. 

    Ведущий. Речь является важнейшей психической функцией человека и ярким показателем развития ребенка. Имеется много исследований, которые с большой убедительностью показали, что все психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, воображение – развиваются через речь (Л. С. Выготский, А Л. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.).

    Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми. Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешности его школьного обучения. Недостатки речи при обучении в школе  могут привести к неуспеваемости, порождают неуверенность в своих силах. Поэтому формирование правильной речи ребенка – одна из важнейших задач дошкольного образования.

    В настоящее время рядом исследователей  установлено, что на становлении детской речи сказывается развитие мелкой моторики пальцев рук. Развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Ученые пришли к заключению, что выполнение упражнений пальцами стимулирует развитие речи детей.

    Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Развитию мелкой моторики способствует:

    работа с ножницами;

    лепка из глины, пластилина, соленого теста;

    конструирование и работа с мозаикой;

    выкладывание фигур из спичек (палочек);

    освоение ремёсел (шитьё, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и пр.).

    Развитию и совершенствованию моторики у детей способствуют игры с природным материалом: песком, крупами, мел кими камешками и т.д.; упражнения в обводке контуров предметов, рисование по трафаретам, закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками, штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование «петелькой» и «штрихом».

    Для детей с повышенным или пониженным тонусом рук особенно полезна тестопластика - лепка из соленого теста, т.к.  она способствует нормализации тонуса и активизации мелкой моторики. При лепке задействованы все десять пальцев, а также обе ладони. Происхо дит мощное воздействие на тактиль ные рецепторы. В процессе лепки из соленого теста у детей  повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук, что играет положительную роль в развитии речи.

    Экспериментирование с соленым тестом, инструментами и дополнительными материалами обогащает знания ребенка об их свойствах и возможностях применения, стимулирует к поискам новых способов действий, дает прекрасную возможность для развития творчества, фантазии, воображения, абстрактного и логического мышления. Никаких скучных заданий, никаких тренировок, которые  обязательно необходимо выполнять. Напротив! Игра, фокус, чудо. Именно такое впечатление производит на детей лепка из соленого теста - тестоплатика.

    Работа с соленым тестом полезна детям со страхами, тревожностью, а также с агрессией. Пластичность материала позволяет вносить многочисленные изменения в работу и этим ребенок подправляет свое эмоциональное самочувствие. Необщительный и замкнутый ребенок может реализовать себя, проявив фантазию, смекалку, изобретательность.

    Техника работы с соленым тестом несложна. Она не требует значительных денежных затрат, не занимает много времени и не нуждается

     в специальном оборудовании для обработки готовых изделий.

    Практическая часть. Ведущий знакомит родителей с особенностями и технологией лепки из соленого теста, с основными приемами и способами лепки (показ).

    Многообразие предметных форм требует усвоения различных приёмов лепки и прежде всего тех, которые применяются в работе с детьми: скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, прищипывание, оттягивание, сглаживание и пр.

    Скатывание - простейший приём. Кусок соленого теста кладут между ладонями и, слегка сжимая руками, кругообразными движениями скатывают в шарик. Время от времени его поворачивают другой стороной и проверяют правильность формы.

    Раскатывание применяют для получения яйцеобразного тела и цилиндрических столбиков. Кусок, положенный между ладонями, прямолинейными движениями рук раскатывают, удлиняя и придавая цилиндрическую форму. Яйцеобразное тело получают раскатыванием ранее сделанного шарика. Для этого ладони ставят не параллельно друг другу, а наклонно.

    Сплющивание - приём равномерного сжатия куска для получения уплощённой формы. Шарик сдавливают ладонями или пальцами. И он приобретает форму диска, лепёшки.

    Вдавливание получают посредством нажима пальцев или стеки для придания поверхности небольших углублений и изгибов. Маленькую ямку делают одним пальцем, изгиб поверхности обминают всеми пальцами, ребристую, волнистую и чешуйчатую поверхности делают, прижимая стеку то боковой её частью, то концами (заострённым и лопаточным).

    Прищипывание применяют при лепке мелких деталей. Оно осуществляется сильным сжатием пальцами, собранными в щепотку, той части большой формы, где создаётся новая деталь.

    Оттягивание - приём, при котором щепотью пальцев ухватывают часть пластического материала и, слегка сжав, оттягивают; из оттянутого материала можно сформировать какую-то часть предмета.

    Целостные, компактные и простые формы, все части которых так плотно прилегают друг к другу, что трудно бывает их разделить, обычно лепят из целого куска - «скульптурным» способом. Но предметы, чья форма легко расчленяется на составные элементы, лепят по частям — «конструктивным» способом. Для этого сначала делят кусок на части, по величине соответствующие членениям модели, затем лепят каждый элемент отдельно, начиная с самого большого и соразмеряя с ним все другие, и соединяют все элементы.

    Ведущий предлагает родителям включиться в творческий процесс и слепить поделку из соленого теста с использование технологических карт.

    Выставка поделок, обмен мнениями и впечатлениями.

    В конце встречи организуется выставка и презентация поделок, вылепленных родителями,  происходит обмен впечатлениями и мнениями о пользе и доступности лепки из соленого теста в семье. Родители получают  методические рекомендации «Как организовать домашние занятия по  лепке из соленого теста» (приложение 1), подборку игр и упражнений с соленым тестом, способствующих развитию мелкой моторики детей (приложение 2).

    Приложение 1.

    Рекомендации для родителей, занимающихся с детьми тестопластикой

    «Как организовать домашние занятия по  лепке из соленого теста»

    Первыми ступеньками в лепке из соленого теста должно быть  знакомство. Пусть ребенок похлопает по тесту, ощутит, какое оно упругое и в то же время податливое, поймет, что тесто можно делить на маленькие и большие кусочки, расплющивать, катать «колбаски» в ладошках или одним пальчиком по столу.

    Пусть первая встреча с соленым тестом будет очень короткая по времени. Ведь её задача – разбудить интерес, показать этот материал и процесс превращения его в предмет как чудо. Ус тройте соревнования с ребенком: кто сумеет больше увидеть фантастических живот ных в бесформенном комке теста - или кто сумеет придумать по это му поводу самую интересную сказку, ис торию.

    Не торопите события, старайтесь строить занятия так, чтобы они разворачивались от простого к сложному.

    Понаблюдайте вместе с ребенком, как на тесте остаются отпечатки пальчиков или мелких предметов, таких как пуговицы, формочки, палочки. Попробуйте совместить тесто с другими материалами    (горохом, фасолью, палочками, соломкой, вермишелью). Сделайте шары, «колбаски», «блины» и так далее. Покажите ребенку, как это делаете вы, потом немного помогите ему, направляя его руки и действия.

    Ни в коем случае не вмешивайтесь в детское творчество слишком часто и не ждите немедленных результатов. Оказывайте ребён ку всяческую поддержку и почаще хва лите его за усердие, не оставляйте без внимания ни одной его работы.

    Постоянно разговаривайте с ребенком, объясняйте, что вы делаете, отвечайте на вопросы. И не забывайте хвалить за удачи, не переживайте, если что–то не получилось сразу.

    На первых этапах ребенок учится контролировать движения пальцев рук, постепенно этот навык переходит в умение, и ребенок учится ловко управляться с более мелкими предметами, затем идет совершенствование артикуляции. А все дальнейшее становление и развитие речевых реакций находится в прямой зависимости от степени тренировки и ловкости движений пальцев рук.

    Для того чтобы дети не уставали, не успевали соскучиться и утомиться, не затягивайте время за нятий, но никогда и не обрывайте его, дайте ребёнку возможность за кончить начатое!

    Научите детей работать аккуратно и убирать за собой после того, как ра бота закончена. Очень важно тут же научить ребёнка выполнению правил культуры тру да

    Постарайтесь делать так, чтобы изделия ребенка не пылились в ящиках, они должны быть предметом его гордости или игр, дариться и показываться близким и друзьям.

    Вероятно, мы убедим вас в том, что тестопластика не только увлекательное, но и полезное занятие. Тогда за дело! Дерзайте, творите! Желаем успеха!

    Приложение 2.

    Игры и упражнения с соленым тестом, способствующие развитию мелкой моторики детей

     Змейка

     Предложите ребенку раскатать из яркого цветного теста длинный и тонкий валик, хвост заострить, голову приплюснуть. Вспомните, как шипит змея: «Ш-ш-ш». Ребенок может с помощью стеки передать особенности поверхности образа — прорезать штрихами «чешуйки»; нанести узор в виде прямых, волнистых, пересекающихся линий.

    Самолет

    Предложите ребенку слепить самолет: раскатать тесто и придать ему форму валика, разделить валик на две равные части – корпус и крылья, соединить их крест – накрест, а хвост загнуть вверх. Вспомнить, как гудит самолет во время полета: «У-у-у».

    Черепаха

    Предложите ребенку слепить панцирь в форме купола, скатать голову, ножки и хвост, снизу приставить голову, ножки и хвост, обозначить карандашом глаза, разметить панцирь. Можно использовать скороговорку: «Черепаха ест печенье, пьет чай с вареньем».

    Жучок

    Предложите ребенку скатать шарик, приплюснуть его и разделить пополам линейкой, присоединить голову, острием карандаша обозначить зрачки, скатать  две    маленькие     антенны,       вспомнить, как жужжит     жук: «Ж-ж-ж».

    Машина

    Возьмите кусок теста и вылепите корпус машины с кабиной, багажником и капотом. Возьмите две зубочистки и проколите насквозь низ машины в том месте, где должны находиться колеса. Из четырех кусочков теста слепите колеса. Их толщина должна быть не меньше 9–10 миллиметров. Наколите колеса на концы зубочисток.

    Аппликация на тесте

    Необходимые материалы и инструменты: природный материал (желуди, косточки, различные семена, ракушки, колоски, мхи и т.д.); бусины, бисер, пуговицы.

    Предложите ребенку выполнить упражнения: 

    «Яблоко». Тугое однотонное тесто раскатывается тонким слоем (0,5—1 см), а затем ребенок выкладывает из темных фасолей контур яблока с листиком или  заполняет  фасолью все яблоко.

    «Украсим пирог». Приплющить комочек теста – пирог. Украсить такой пирог можно каштанами, фасолью, горохом, скорлупой ореха.

    «Елочка». Зеленое тесто размять  на клеенке и придать ему форму елочки. Предложить ребенку украсить елочку бисером, бусинками, природным материалом или маленькими шариками из цветного теста. 

    Рисунок на тесте

    Необходимые материалы и инструменты: соленое тесто, стеки, приспособления для нанесения рисунка – все, что может оставить четкий отпечаток в тесте (пластиковая вилка, зубочистка, соломка для коктейля, корпус фломастера, крупные пуговицы, ключи, монеты, ракушки и т.д.).

    Осуществление идеи. Тугое однотонное тесто раскатывается тонким слоем (0,5—1 см). Стекой вырезается пластинка нужной формы. На поверхности пластинки из теста можно выдавить нужное изображение зубочисткой, стекой, пустым стержнем шариковой ручки, соломкой для коктейлей и т. п. Дети экспериментируют, изучают, сравнивают различные отпечатки, стараются опреде лить источник («Кто оставил этот след?»). «Следы» различных предметов стимулируют поисковый интерес. Какой след оставит вилка, если ее вдавить в тесто плашмя? Если воткнуть вилку зубчиками? А если процарапать вилкой комок теста?  Отпечатки разных предметов — пуго виц, монет, колпачков, карандашей, крышек — вызывают желание угады вать и загадывать для других: «Что это такое?», «На что похоже?», «Чем еще можно оставить такой «след»?»

    Мозаика

    Необходимые материалы и инструменты: соленое тесто различных цветов, нож, противень, скалка, картон, клей ПВА, карандаши, фломастеры, маркеры, губки.

    Осуществление идеи. Отдельные порции по-разному раскрашенного теста раскатаем на цветные пластинки толщиной 0,5 см. Выложим на противни, разрежем на квадратики и высушим в духовке.

    На плотном картоне нарисуем карандашом контур изображения: рыбку, вазу, кораблик, солнышко. Для того чтобы ребенку легче было определиться с цветом используемой мозаики, аккуратно цветными карандашами разрисуем эскиз. Теперь пора ребенку приниматься за дело. Пусть  выкладывает мозаику, следуя рисунку. Лучше начинать с центра изображения, затем постепенно переходить к краям, пока не завершит рисунок. На некоторое время оставим работу подсохнуть. Если вы видите, что рисунок требует цветной доработки, то фломастерами, маркерами, кистью или губкой можно подкрасить или оттенить его. Для полного завершения работы мозаику лучше покрыть лаком или раствором клея ПВА.

    Игра с мозаикой будет для ребенка не только занимательной игрой, но и скрытым учебным процессом, где он самостоятельно сможет пофантазировать, проявить свое мастерство.

    Литература

    1.        Захаров А. И. Основы технологии керамики: Учебное пособие / РХТУ им. Д. И. Менделеева; М., 2005. – 126 с.

    2.        Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб. –метод. пособие / Под ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Поровской. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

    3.        Грегг М. Ферс. Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство. — СПб.: Европейский дом, 2000. – 109 с.

    4.         Скоролупова О. А. Знакомство детей с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: ООО «Издательство Скрипторий, 2005. – 127 с.

    5.         Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство и методика преподавания» - М:Академа,2002. – 368 с.

    1. Соломенникова О. А. Радость творчества – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 168 с.
    2. Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009.
    3. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
    4. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. М.:ТЦ «Сфера», 2000.
    5.  Халезова Н.Б. и др. Лепка в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада / Н.Б. Хананова И.Н. Соленое тесто. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 104 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).
    6. Е.А., Глебова И.Ю. Развитие творческого воображения детей в процессе занятий тестопластикой. // Детский сад от А до Я, 2011. - №1(49). – с.107


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективное планирование по работе кружка «Тестопластика» (лепка из соленого теста) во второй младшей группе

    Перспективное планирование куружковой работы  с детьми  в возрасте 3-4 лет лепкой из соленого теста....

    Программа кружка по лепке из соленого теста "Мукосолька"

    Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чис...

    Программа кружка по лепке из соленого теста "Мукосолька"

    Аннотация на образовательную программу (парциальную). Программа кружка по лепке из соленого теста  «Мукосолька». Разработала воспитатель Попова Елена Ивановна.Программа не издавалась....

    программа кружка по лепке из соленого теста

    программа кружка "Хлебосол" разработана для подготовительной группы и содержит тематическое планирование на год, приемы работы с соленым тестом, методы диагностики, а также значение работы с тес...

    Развивающая программа кружка по лепке из соленого теста "Мукосолька"

    Здесь размещены материалы по организации дополнительного образования в детском саду...

    Программа кружка по лепке из соленного теста "Мукосолька" для возраста от 3 до 5 лет

       Развитие детского творчества является актуальной проблемой. Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребн...

    Программа кружка по лепке из соленого теста «МУКОСОЛЬКА»

    Развитие познавательных интересов через ознакомление с народной игрушкой, историей возникновения народных промыслов; через ознакомление со скульптурой....