Диагностическое занятие в старшей группе по аппликации в области художественно-эстетического развития.
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Диасамидзе Любовь Викторовна

Изобразительная деятельность значит для ребенка очень много. Поэтому для педагога очень важен анализ уровня развития изобразительной деятельности ребенка как показатель его эстетического и интеллектуального развития, а также уровень ее освоения ребенком в тот или иной возрастной период.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностическое занятие в старшей группе по аппликации в области художественно-эстетического развития.

Тема:  Весёлые портреты.

Цели: научить детей составлять портрет из отдельных частей (овал - лицо, полоски или комки мятой бумаги - причёска); формировать интерес к данному виду деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с новым способом вырезания овала из бумаги, сложенной вдвое (по самостоятельно нарисованному контуру);

- развивать цветное восприятие (подбирать цвет бумаги и карандаша в соответствии с цветом волос и глаз).

Развивающие:

- развивать воображение, активность, творчество, умение выделять красивые работы, рассказывать о них, а также развивать внимание, зрительный контроль действия рук.

Воспитательные:

- воспитывать аккуратность, усидчивость, стремление научиться создавать изделия, радующие окружающих.

Интеграция разных видов деятельности

Рисование портретов палочками на песке (на земле) во время прогулки, карандашами и фломастерами на бумаге в самостоятельной художественной деятельности.

Оборудование:

Цветная бумага для причёсок, прямоугольники розовой бумаги для лица, фантики, серпантин, белый и цветной картон для фона портретов, фломастеры, цветные карандаши, клей, клеевые кисточки, матерчатые салфетки, ножницы, клеёнки, модель для показа способа и варианты причёсок (из прямых полосок, из смятых комочков, из разорванных кусочков бумаги).

Предварительная работа: чтение романа-сказки Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе»; рисование портретов палочками на песке (на земле) во время прогулки, карандашами и фломастерами на бумаге в самостоятельной художественной деятельности.

Ход работы

1. Организационный момент.

Воспитатель предлагает детям устроить выставку своих портретов (автопортретов) или портретов своих друзей, только не нарисованных, а выполненных аппликацией.

2. Основной этап.

Воспитатель: Сначала нужно выбрать фон - основу для будущего портрета. Для этого лучше всего взять цветной картон или плотную бумагу (показывает подготовленный материал). Если у человека светлые волосы, его портрет лучше будет смотреться на ярком фоне. Если волосы тёмные, можно выбрать светлый фон, но подойдёт и яркий. Как лучше расположить лист? (Дети приходят к выводу, что лучше разместить лист-основу вертикально, потому что лицо удлинённое). Посмотрите друг на друга. Какой формы лицо? Как можно вырезать овал? Посмотрите: я беру лист бумаги розового цвета, он меньше фона по размеру..

Складываю лист вдоль пополам, рисую полуовал - будто радуга поднимается над линией сгиба - и вырезаю. Раскрываю - Какая форма получилась? (Овал)

Это лицо. Приклеиваю лицо на фон, чтобы вверху осталось место для причёски. Затем выбираю бумагу в цвет волос. Если волосы прямые, причёску можно сделать из бумажных полосок - вот так (показывает вариант причёски и выставляет образец для сравнения с последующими причёсками). Если волосы кудрявые, можно вырезать волнистые полоски или использовать готовый серпантин, а можно разорвать бумагу на кусочки и смять в комочки - вот так (показывает ещё один вариант причёски). Ещё интереснее всю причёску сделать из разорванных кусочков бумаги (выставляет все варианты причёсок).

Воспитатель: ребята, давайте немного разомнёмся, а затем продолжим нашу работу.

Физминутка.

Улыбнись

Вверх и вниз рывки руками,

Будто машем мы флажками.

Разминаем наши плечи.

Руки движутся навстречу.

 (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)

Руки в боки. Улыбнись.

Вправо-влево наклонись. 

(Наклоны в стороны.)

Приседанья начинай.

Не спеши, не отставай. 

(Приседания.)

А в конце - ходьба на месте,

Это всем давно известно. 

(Ходьба на месте.)

Упражненье повтори

Мы руками бодро машем,

Разминаем плечи наши.

Раз - два, раз - два, раз - два - три,

Упражненье повтори. 

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Корпус влево мы вращаем,

Три - четыре, раз - два.

Упражненье повторяем:

Вправо плечи, голова. 

(Вращение корпусом влево и вправо.)

Мы размяться все успели,

И на место снова сели.

 (Дети садятся.)

3. Практическая деятельность.

Воспитатель: Возьмите прямоугольники розового цвета, сложите вдоль пополам. Разгладьте линию сгиба и нарисуйте над ней полуовал, как радугу. Аккуратно вырезайте. Раскройте. Что у вас получилось? Овалы - это лица. Продолжайте делать портреты: лица и причёску наклейте, а всё остальное дорисуйте. После работы мы устроим выставку.

Самостоятельная деятельность детей

Рассматривание портретов на выставке, беседа, чтение стихотворения Е. Стеквашовой «Почему я не такой?»:

Если станем мы похожи,

Как узнать друг друга сможем?

Станем на одно лицо,

Как куриное яйцо.

Одинаковы носы

И одной длины усы,

Одинаковые вкусы,

Те же галстуки и бусы,

И на всех один фасон

От пальто и до кальсон.

Все вокруг одной расцветки

И на все расставим мести.

А иначе как узнаешь,

Чью ты маму обнимаешь?

Нет ни низеньких, ни длинных,

Легкомысленных, солидных,

Слишком тощих нет и тучных.

Вам еще не стало скучно?

На других ты не похож,

Тем для мамы и хорошо.

Ей всего милей веснушки

У вихрастого Андрюшки,

Оттопыренные ушки

И курносый нос Танюшки.

Всякой формы и раскраски

Ваши волосы и глазки,

Милых деток, очень разных,

Самых лучших и прекрасных.

4. Подведение итогов.

(Обращается внимание на аккуратность выполнения работы, высказываются предложения по улучшению поделки).

Воспитатель: Вы сегодня хорошо поработали, и сегодня у нас получилась отличная галерея портретов. Рассмотрим и полюбуемся ими.

       

       

Анализ диагностического занятия в старшей группе по аппликации на тему «Веселые портреты».

Критерии и показатели сформированности изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста.

Критерии

Показатели

Технические умения

умение пользоваться карандашом, ножницами;

умение осуществлять движения всей рукой при рисовании округлых форм;

умение вырезать округлые формы из четырехугольников, свернутых пополам;

умения украшать округлые формы.

Средства выразительности

умение использовать разнообразные цвета и цветовые сочетания, для отображения особенностей объектов;

умение правильно передать форму;

умение правильно передавать пропорции, расположение частей и окраску предметов;

умение ориентироваться в пространстве листа.

Высокий уровень - ребенок создает художественный образ на основе различных средств выразительности: цвет, форма, линия, расположение на листе бумаги. В целях передачи формы при выполнении разметки карандашом регулирует нажим, умеет осуществлять движения всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм; умеет пользоваться ножницами: вырезает детали и изображения точно, не искажает форму, линии среза четкие, без зазубрин, умеет ориентироваться в пространстве листа, использует цвета с целью передачи оттенков, умеет соблюдать пропорции между изображаемыми предметами.

Средний уровень - ребенок пытается создать художественный образ, используя разные средства выразительности: цвет, форма, линия, расположение на листе бумаги. Умеет регулировать нажим; умеет пользоваться ножницами: вырезает детали и изображения, частично искажая форму, линии среза не всегда четкие, имеются зазубрины; ориентирует изображение на одной линии, соотносит цвета с содержанием изображения без передачи оттенков, соблюдает пропорции отдельных предметов, выделяет фигуру и фон.

Низкий уровень - ребенок не может создать художественный образ. Не умеет регулировать нажим, не может осуществлять движения всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, вырезает детали и изображения  не точно, искажает форму, линии среза не четкие, с зазубринами; отсутствует ориентировка изображения на листе, цвет не соответствует содержанию изображения, пропорции не соблюдает (изображение на плоскости). 

В исследовании была использована система бальных оценок, где выполнение данного диагностического задания оценивалось следующим образом:

3 балла - соответствует высокому уровню выполнения работы.

2 балла - соответствует среднему уровню, ребенок справляется с заданием по каждому из критериев с одной - двумя ошибками или с помощью взрослого.

1 балл - соответствует низкому уровню, ребенок допускает ошибки, не владеет основными средствами выразительности и практическими умениями, помощь воспитателя не помогает.

Для получения данных об уровне сформированности изобразительных умений старших дошкольников была проведена диагностика «Веселые портреты».

Высокий уровень сформированности изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в показали 4 ребенка. Дети в своих работах создают образы на основе развитых средств выразительности (Настя З. Аня А., Маша З., Катя С.   в целях передачи изображения карандашом регулируют нажим, осуществляют движения всей рукой при рисовании крупных форм, умеют пользоваться ножницами: вырезают детали и изображения точно, не искажают форму, линии среза четкие, без зазубрин, хорошо ориентируются в пространстве листа, соблюдают пропорции между изображаемыми предметами.

19 детей продемонстрировали средний уровень сформированности изобразительных умений. Данные дети пытаются создать художественные образы, используя разные средства выразительности; регулируют нажим, вырезают детали и изображения частично искажая форму, линии среза не всегда четкие, имеются зазубрины, ориентируют изображение на одной линии, соотносят цвета с содержанием изображения без передачи оттенков  соблюдают пропорции отдельных предметов, выделяют фигуру и фон.

6 детей низкий уровень сформированности изобразительных умений в аппликации. Эти дети отличались тем, что не могут создать художественный образ. Не умеют регулировать нажим, не осуществляют движения всей рукой при рисовании линий, крупных форм, вырезали детали и изображения  не точно, искажали форму, линии среза не четкие, с зазубринами (Никита Р., Нина Б., Кирилл Е., Ангелина С., Артем Ч., Настя Л.), отсутствовала ориентировка изображения на листе, цвет не соответствовал содержанию изображения, пропорции не соблюдались (изображение на плоскости).

В ходе проведения занятий велось наблюдение за деятельностью детей, фиксировались затруднения при выполнении изображений.

Отметим, что у детей при выполнении аппликации на тему «Веселые портреты» затруднения вызвало наметить форму овала лица простым карандашом, также есть дети, которые использовали цвет не соответствующий содержанию изображения (выбрали красный цвет бумаги, для лица, при вопросе, почему ты использовала именно этот цвет, ребенок отвечал, что ей так хочется). Также большое количество детей неверно передали пропорции предмета, расположение изображений на листе носило случайный характер.

Таким образом, проведенная диагностика уровня сформированности  изобразительных умений у детей старшего указывают на необходимость дальнейшей работы с детьми направленной на формирование их изобразительных умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Аппликация» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» для детей старшей группы общеразвивающей направленности

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности  «Аппликация» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»  для детей старшей группы, сост...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы по реализации образовательной области художественно – эстетическое развитие «Зимняя сказка»

расширять и уточнять представления детей о времени года – зима;учить видеть и сравнивать характерные особенности деревьев в разное время года;познакомить детей с новым способом рисования, «...

Методическая разработка образовательной деятельности с элементами сторителлинга в старшей группе «Волшебная поляна» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Методическая разработка образовательной деятельности с элементами сторителлинга в старшей группе «Волшебная поляна» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»...

Конспект занятия в старшей группе. Объемная аппликация. Тема: «Снеговик». (Художественно-эстетическое развитие.)

Конспект занятия в старшей группе.Объемная аппликация.Тема: «Снеговик».(Художественно-эстетическое развитие.)Цель: учить детей создавать выразительный образ снеговика, по возможности,...