Главные вкладки

    По стопам народных умельцев
    рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа)

    Каепкулова Резеда Юлаевна

    Образовательная программа по дополнительному образованию.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kruzhok_gr_no5.doc100 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А. В. Бакушинская, П. П. Блонский, Т. С. Шацкий, Н. П. Сакулина, Ю. В. Максимов, Р. Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

    Ребёнок впитывает культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

    Знакомство с искусством народных мастеров помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. И любая образовательная деятельность, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

    Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с символикой русского декоративного искусства (а именно Русская матрешка, Дымка, Гжель, Лоскутная мозаика.). Знакомство детей с основами декоративно- прикладного искусства осуществляется на основе программы под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой «Комплексные занятия в ДОУ». 

    Данная программа направлена на развитие творческих способностей детей и эстетическое воспитание детей.

    Программа рассчитана на детей 5-6 лет. Кружок по ознакомлению дошкольников с народными промыслами России проводится один раз в неделю. В год проводится 27 занятий. Продолжительность 25 минут.

    Срок реализации: 1 год.

    Количество воспитанников: 12 детей.

    Цель программы: формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народные промыслы России.

    Задачи программы: 

    • Приобщать детей к народным промыслам России; (Русская матрешка, Дымка, Гжель, Лоскутная мозаика.)

    • Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное, образное восприятие, эстетические чувства;

    • • Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
    • Формировать устойчивый, познавательный интерес к народному искусству, уважение к труду и таланту мастеров.

    • Воспитывать интерес к искусству родного народа.

    Методы и приемы:

    • метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц и др. наглядных пособий);

    • словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);

    • практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения);

    • частично-поисковый;

    • проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);

    • мотивационный (поощрение);

    • жест руки (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).

    Перспективный план работы.

    Месяц/

    Недели

    Тема

    Задачи

    Оборудование

    Источник

    Октябрь

    №1

    «Русская матрешка».

     

    Познакомить детей с историей возникновения матрёшки; учить видеть красоту и своеобразие русской матрешки, воспитывать у детей любовь к русскому народному творчеству.

    Матрешки- куклы, иллюстрации матрешек. Стихотворение «Русская матрешка».

    №2

    Познакомить детей с 3 видами матрешек: семеновская, загорская и полхов-майданская. 

    Обратить внимание  детей на яркость, нарядность, составные элементы, композицию, цветовую гамму матрешек.

    Иллюстрации матрешек. Художественное слово «Есть ещё для вас игрушка».

    №3

    Расширять знания о русской матрёшке; познакомить с её формой, строением,

    её характерными особенностями

    Дидактическая игра «От какой матрёшки сарафан?»; Художественное слово «Восемь кукол деревянных»

    №4

    Украшение фартука матрешки»

    (рисование)

    Продолжать учить правильно держать кисть, обмакивать ее в краску, лишнюю краску снимать, промывать..

    Совершенствовать навыки работы детей в составлении узоров той лил иной росписи.

    Альбомы, кисти, салфетки, краски гуашь ярких цветов.

    Шаблоны матрешек.

    Ноябрь

    №5

    «Веселые матрешки»

    (лепка)

    Продолжать учить лепить пластическим способом, использовать в работе приемы оттягивания и сглаживания; добиваться передачи выразительности образа с помощью стеки.

    Стих «Матрёшка – подружка».

    Пластилин, дощечки, стеки, салфетки.

    №6

    «Очень любим, мы, матрёшки разноцветные одёжки» (рисование).

    Закрепить знания детей о матрёшках из разных областей России. (семеновская, загорская и полхов-майданская.); Совершенствовать навыки работы детей в составлении узоров той лил иной росписи. Создавать радостную атмосферу в группе, стараться вызвать у детей желание самостоятельно рисовать красками.

    Альбомы, кисти, салфетки, краски гуашь ярких цветов.

    №7

    Что умеют делать золотые руки

    Познакомить с историей возникновения различных художественных промыслов изготовления глиняной игрушки в России

    Иллюстративный  и предметный материал

    №8

     «Дымковская игрушка».

    Познакомить детей с новым видом декоративно- прикладного искусства- дымковской игрушкой;

    -учить видеть красоту и своеобразие дымковской игрушки.

    Дымковские игрушки: барышни, лошадки, птички и т.д.; иллюстрации.

    Стихи «Вятка вздрогнула от свиста», «Чем знаменито Дымково?».

    Декабрь

    №9

    -Обратить внимание детей на основные цвета дымковской игрушки.

     расширить и обогатить знания детей.

    -развивать художественный вкус; развивать самостоятельность и аккуратность.

    Дымковские игрушки, иллюстрации, тематические потешки.

    Раскраски дымковских игрушек, цветные карандаши.

    М.А.Васильева, В.В. Гербова, Т.С.Комарова  «Комплексные занятия в ДОУ».Стр.151

    №10

    Обратить внимание детей на настроение дымковской игрушки.

    Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству.

    Дымковские лошадки, иллюстрации.

    Дидактическая игра «Наряди барыню».

    №11

    Чудесный материал

    Познакомить с глиной как художественным материалом;

    Познакомить с правилами безопасной работы с глиной

    Научить  правильной организации рабочего места;

    Кусочки глины, стеки, досточки блюдца с водой, салфетки

    №12

    «Индюк»

    (лепка)

    Формировать умения находить самостоятельно приёмы лепки животного. Развивать творчество, фантазию при украшении животного декоративными элементами.

     Развивать желание лепить игрушки своими руками.

    Стихи «Весёлая белая глина», «Вот индюк нарядный».

    Глина, дощечки, стеки, салфетки.

    №13

    Дымковские лошадки

     (рисование)

    учить детей раскрашивать фигуру дымковской лошадки

     -познакомить с элементами: прямая линия, точки- горошина; (волнистая линия, круги);

    -развивать внимание, память, образное мышление, мелкую моторику пальцев рук;

    Шаблоны лошадок.
    Альбомы, кисти, салфетки, краски ярких цветов

    Январь

    №14

    «Козлик»

     (Лепка)

    Продолжать учить лепить фигуру животного в движении, пользуясь при этом знакомыми приёмами лепки. Развивать желание лепить игрушки своими руками.

    Художественное слово «Привезли мы глину…», «Много сказочных мест».

    Дымковские игрушки, иллюстрации

    Глина, дощечки, стеки, салфетки.

    №15

     «Дымковская барыня»

    Продолжать знакомить с женскими образами в дымковской игрушке (барыни, няни, водоноски, птичницы, доярки и т. д.).

     Отметить детали, которые характеризуют образ.

    Дымковские игрушки, иллюстрации, тематические потешки.

     Стихи «Идут кататься нянюшки», «За студёною водицей».

    №16

    «Нарядная барышня»

    ( Рисование)

    - Учить рисовать силуэт барышни белой краской и украшать узором, выбирая элементы, цвет, композицию. Продолжать учить детей самостоятельно украшать элементами декоративной росписи (кругами, точками, кольцами, прямыми линиями) юбки кукол-барышень. Воспитывать у детей желание рисовать яркие, красочные, нарядные дымковские куклы.

    Заготовки с силуэтом кукол барышень, гуашь, кисти ватные палочки, салфетки, палитра, стаканчики с водой, образцы элементов дымковской росписи, аудиозапись

    Февраль

    №17

    Закрепить знания детей о декоративно- прикладном искусстве дымковская игрушка.

    Дымковские игрушки, иллюстрации с их изображением, детская лепка утка, козлик.

    №18

    «Сказочная гжель».

    Познакомить детей с новым видом декоративно-прикладного искусства-Гжель.

    Знакомить детей с историей промысла, рассказать о процессе изготовления изделий.

    Предметы народного прикладного искусства «Гжель» (тарелки, чашки, чайники и т.д.), открытки, репродукции, трафареты чайного сервиза,образцы росписи бордюра

    №19

    -учить выделять элементы росписи - гжель, ее мотивы и композицию узора на изделиях.

    Обратить внимание детей на гжельские узоры.

    «Легенда-сказка. «Откуда в гжели синий цвет? »

    Изделия гжельских мастеров. Выставка скульптуры малой формы. Аудиозапись «Незабудковая Гжель» муз. Чичикова, сл. П. Синявского.

    Март

    №20

    продолжить знакомить с гжельской керамикой;

    -учить детей любоваться изделиями гжельских мастеров, отличать их форму, цвет.

    Дидактическая игра «Гжельские узоры».

    Гжельская посуда (тарелки, чашки, чайники и т.д.).

    Голубое чудо гжели

    (рисование).

    Учить составлять узор на разных формах, выполняя в центре узор из растительных элементов, по краям кайму, бордюр.

    Развивать наблюдательность, умение видеть характерные отличительные особенности изделий: качество материала, способ его обработки, фон, колорит росписи, элементы узора.

    Гуашь синяя, белая, палитра, кисти, вода, салфетка, силуэтные заготовки посуды из белой бумаги

    №21

    –развивать художественное восприятие предметов народного промысла, творческие способности.

     – воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважение к труду людей.

    Изделия гжельских мастеров.

    Стихи «Фарфоровые чайники», «В тихом Подмосковье», «Есть в Подмосковье такое местечко», «Что может быть прекрасней Гжели?».

    №22

    «Чашка»

    (лепка)

    Продолжать учить рассматривать изделия мастеров Гжели, узнавать знакомые предметы;

     учить лепить чашку из глины способом вдавливания, раскатывания и примазывания; прививать любовь и уважение к труду народных умельцев.

    иллюстрации с изображением посуды: тарелки, чашки, блюдо, чайник, украшенные гжельской росписью, глина, влажные салфетки.

    Апрель

    №23

    Закрепить знания детей о гжельском промысле; росписью.

    Учить расписывать заранее изготовленные глиняные  чашки по образцу.

    Изделия гжельских мастеров.

    Заранее изготовленные детьми глиняные чашки.

    Гуашь синяя, белая, палитра, кисти, вода, салфетка, силуэтные заготовки посуды.

    №24

    Лоскутная мозаика.

    Познакомить детей с историей лоскутного шитья.

    Обратить внимание детей на то, как шили одежду наши предки.

    Познакомить с русскими народными костюмами и костюмами народов ханты.

    Приобщать детей к декоративно - прикладному творчеству.

    Отрезы и лоскуты тканей;

    - образцы мозаики;

    - подушки и одеяла, сшитые в технике «Лоскутная мозаика».

    Иллюстрации костюмов .

    Грибовская А.А. «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации» Москва,2008

    Стр.139

    №25

    Аппликация «Веселые утята»

    Развивать у детей умение создавать из готовых форм (круг, овал, треугольник) образ утёнка, использовать дополнительные элементы (брызги воды, травку). Воспитывать аккуратность при работе с клеем.

    Картина птичьего двора. Из ткани круг диаметром 3 см. жёлтого цвета, овал 3\5 см. жёлтого цвета, треугольник красный, капли воды из ткани голубого цвета, трава из кусочков ткани зелёного цвета, основа – картон синего цвета, клеёнка, кисть клеевая, клей.

    №26

    Совместная работа по изготовлению куклы с Ростокиной М.А.

    Познакомить детей с историей возникновения тряпичных кукол;

    - дать детям понятие, что в зависимости от назначения тряпичные куклы делились на группы (игровые, обрядовые, обереговые).

    Научить детей изготавливать куклу способом скрутки, развивать интерес к русскому народному творчеству. способствовать развитию творческой деятельности в процессе создания куклы.

    презентации «Русская народная кукла».

    Альбом с описанием разных видов тряпичных кукол;

    - подборка иллюстраций и фотографий;

    Лоскутки разных тканей, клей, ножницы.

    №27

    По замыслу (рисование).

    Закрепить знания, умения, навыки по декоративно-прикладному искусству. Умение выполнять узор на силуэте, развивать творческие способности детей.

    Шаблоны матрешек, лошадок, силуэтов кукол.

    Краски, кисти, салфетки.

    Используемая литература:

    • И.А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Карапуз- Дидактика «Сфера», Москва, 2007;
    • Наглядные и раздаточные пособия. Демонстрационный материал для детей дошкольного возраста. Издательство: «Айрис- пресс», Москва, 2007;
    •  М.А.Васильева, В.В. Гербова, Т.С.Комарова  «Комплексные занятия в ДОУ»;
    • Н. Б. Халезова "Народная пластика и декоративная лепка в детском саду"Пособие для воспитателя.— М.: Просвещение, 1984 г;
    • Грибовская А.А. «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации» Москва,2008.;
    • Богатеева, З.А. Занятия аппликацией в детском саду / З.А. Богатеева. – М. : Просвящение, 1988;
    • 3. Богатеева, З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях / З.А. Богатеева. – М. : Просвящение, 1986.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    " В мастерской у народных умельцев"

    Сценарий интегрированного развлечения для детей подготовительной к школе группы...

    Посиделки "В гостях у народных умельцев "

    Основные задачи решаемые в ходе организации образовательной деятельности:  Систематизировать знания детей о различных видах декоративно – прикладного искусства и изделиях народных промыслов...

    Методическая разработка досуга с детьми старшего дошкольного возраста «Ярмарка народных умельцев»

    Поддерживать стремление детей активно участвоватьв досуге, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности: петь, читать стихи, танцевать, играть на музыкальных и...

    Досуг "Народные Умельцы"

    Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста, воспитывает патриотические чувства, развивает познавательный интерес к народно - прикладному искусству древней Руси....

    « В ГОСТЯХ У НАРОДНЫХ УМЕЛЬЦЕВ»

         Систематизировать  знания  детей о различных видах декоративно – прикладного  искусства  и  изделиях  народных  промыслов....

    перспективное планирование кружковой деятельности по развитию художественного творчества "Народные умельцы"

    перспективное планирование кружковой деятельности по развитию художественного творчества "Народные умельцы". разработан по программе И.А.Лыковой "С чего начинается Родина?Народное искусство"...