Конспект совместной образовательной деятельности по направлениям «Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое развитие» Тема: «Вот какая русская матрешка!»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Цель: формирование у детей представлений о народной игрушке-матрешке, истории ее возникновения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_matreshka.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 с. Кабанск»

Конспект совместной образовательной деятельности по направлениям «Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое развитие»

                    Тема:         «Вот какая русская матрешка!»  

                                   Группа: Старшая группа.

     

                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                            Кашина Е.А.

                                                                              Воспитатель высшей                          

                                                               Квалификационной категории

                                                           

                                                             

                                                              с. Кабанск  

2016 г.

Цель: формирование у детей представлений о народной игрушке-матрешке, истории ее возникновения.

Задачи:

      1. Расширять представления о Семеновской, Полхов-Майданской и Сергиево-Посадской матрешках, знакомить с их характерными особенностями.

2. Поощрять желание детей использовать нетрадиционные техники украшения бумажного силуэта игрушки с помощью пластилина. Совершенствовать умение замечать и выделять выразительные решения изображений, радоваться достигнутому результату.

3. Способствовать развитию певческих навыков. Развивать чувство ритма в музицировании. Совершенствовать тембровый слух.

4. Упражнять в подборе слов со сходным значением, ласковых имён для игрушки.

     5. Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к изделиям народных мастеров.

Обогащение словаря : бубен, маракас, уголок, трензеля, узор, украшение, Загорская матрешка, Семеновская матрешка, Матрешка из Полхов-Майдана.

Дифферецированная работа: Вероника Б., Катя К. – увеличить объем работы ( украсить пластилином две матрешки).

Индивидуальная работа:

Активизировать речь детей ( Игорь К. – малоактивный ребенок).

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций о матрешках, чтение стихотворений о матрешках, загадывание загадок об игрушках, изготовление книжки «Веселые матрешки», рисование на тему: «Украсим сарафан, платочек матрешке», дидактическая игра: «Выложи узор», беседа с детьми: «Народные игрушки» .

Ход занятия:

Ребята , сегодня утром в группе я нашла посылку . Ребята, как вы думаете, что в этой посылке?

(ответы детей)  Чтобы узнать , нужно отгадать загадку.

Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста,
Разнимается она на две половинки,
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.
Разрумянилась немножко
Наша русская…

(Ответы детей) 

( достаю матрешку)

Странно, в ней всего одна матрешка. Ребята, как вы думаете, почему матрешка одна?

(Ответы детей)

Ребята, наверное матрешке , очень одиноко? Может, мы ей поможем найти сестричек-подружек?

Муз. рук.: Не пойму, почему вы такие грустные? Что-то случилось?

Воспитатель: К нам пришла посылка с матрешкой, а ее подружки где-то потерялись. Может  вы поможете нам их найти?

Муз. рук.: Да, у меня есть матрешки, они очень любят петь и танцевать, но уговор, чтобы их получить - надо выполнить задания.

Первая матрешка предлагает поиграть в

Хороводную игру «Матрешки»

Ой, Матрешки, вы Матрешки -

Красные сапожки,

Аленький платочек,

Сарафан в цветочек.

На ноги вставайте,

Пляску начинайте

(говорком) Танцуй сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь.

    Муз.рук.:  Молодцы, получите матрёшку!

Вторая матрешка предлагает послушать и угадать, какие музыкальные инструменты у меня спрятались за ширмой.

Предлагает послушать (бубен, маракас, уголок, трензеля, палочки…)

Молодцы, и с этим заданием вы справились. Вот вам и вторая матрёшка!

(Раздаёт детям палочки)

 А знаете, дети, почему я вам раздаю палочки?

(Ответы детей)

Да потому что третья матрёшка любит

«Русские наигрыши» и предлагает сыграть их на палочках.

(исполняется мелодия, дети подыгрывают)

Вот вам и еще одна матрешка. Ребята, вы справились с заданиями и помогли матрешке найти ее сестричек.

Прошу детей сесть на ковер. Ребята, а вы знаете историю возникновения Матрешки?

(Показ презентации )

Матрешка - это деревянная кукла.

  Появилась первая матрешка  много лет тому назад. Однажды из далекой страны Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья.

Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.

Они «переодели» ее в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали красивые глазки, наложили на щечки румяна.

И назвали ее старинным русским именем – Матреной.

А как будет звучать  ласковое имя Матрены?

(Ответы детей)

- Матренушка, Мотронушка, Матрешечки

«Игра Матрёшки».

 Любят Матрешек русские люди. А народные мастера  с удовольствием их изготавливают. Да только в разных селах матрёшечки  разные получаются:              

 (Показ слайдов)

- Эта матрешка из села Загорское. Загорская матрешка. Посмотрите на неё – округлая, одета в сарафанчик, кофточку с вышивкой, поверх сарафана передник с вышитым узором или цветами, на голове платочек. Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. Эти несложные узоры местные мастера называют пеструшкой.

Семёновская Матрёшка. Мастерят таких матрёшек в  городе Семенове, отсюда и название - Семеновская. В росписи этой матрешки главное место  занимают букеты красивых цветов на фартучке.

Из тихого зеленого городка Семёнова.

В гости к вам пришла.

Букет цветов садовых розовых, бордовых

В подарок принесла.

Обратите внимание на фартук, на котором изображён букет пышных цветов. Какие  краски используют семёновские мастера  для узоров? (ответ детей)

- А эта  Матрешка из Полхов-Майдана.

Украшен её наряд цветами

С сияющими лепестками

И ягодами разными,

Спелыми и красными.

Посмотрите, её фигурка вытянутая, стройная, с маленькой головкой, и похожа на столбик или куколку. У Полхов-Майданских  матрешек нет сарафана и фартука. Вместо этого – большой букет цветов .

Ребята, а  ведь обычно  у матрешек большая семейка, много сестричек. Давайте поможем нашим  матрешкам собраться в большую семью – смастерим для них младших сестричек. 

(Показ образца, показ последовательности выполнения работы)

Дети подходят к столам, на которых разложен материал для украшения плоскостных заготовок фигур матрёшек при помощи пластилина.

(Самостоятельная работа детей)

Дети размещают свои поделки на стенде рядом с Матрёшкой с определённым видом росписи, дают имена своим Матрешкам.

   Итог занятия:

  Ребята, что нового вы сегодня узнали о Матрёшках?

(Ответы детей)

Как вы  думаете, помогли матрёшке найти сестричек? 

 Ребята, вы сегодня молодцы. 

Матрешки получились интересные, весёлые. Вы все постарались,  работали, как настоящие мастера.

Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет -

Наша русская Матрешка

Не стареет сотню лет,

В красоте в таланте русском

Весь находится секрет! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованно – образовательной деятельности детей младшего возраста по художественно - эстетическому развитию. Тема: «В поисках колобка»

Цель: закреплять у  детей навык скатывания шарика из пластилина.     Задачи: - формировать интерес к работе с пластилином;- воспитывать доброжелательное, эмоционально-пол...

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе «Художественно-эстетическое развитие» . Тема: «Праздничная ёлочка»

Художественное творчество (рисование), «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие»...

Конспект образовательной деятельности образовательной области «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие» "Спешим на помощь Карандашу ".

Конспект ООД "Спешим на помощь Карандашу". Цель: создание социальной ситуации развития в процессе совместной  познавательно – исследовательской деятельности детей. Разработан...

Конспект совместной образовательной деятельности образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Животные жарких стран»

Цель: формирование обобщенных представлений о животных жарких стран путем использования нестандартного мышления, как формы игровой технологии. Задачи:Образовательные:1. Закрепить представлен...

Конспект Совместной образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» Тема: «Тонет – не тонет» Средняя группа «Б»

Познакомить детей со свойством различных материалов («тонет», «не тонет») с помощью экспериментальных действий....

Конспект совместного с родителями образовательного события по направлению "Художественно-эстетическое развитие" Тема "Мамочка любимая"

Способствовать развитию положительного эмоционального контакта между детьми, родителями и воспитателями средствами совместного образовательного события....