Игра-квест ко Дню Республики Адыгея в подготовительной группе
учебно-методический материал по аппликации, лепке (старшая, подготовительная группа)

Трофимова Оксана Валерьевна

Веселое и познавательное мероприятие для детей. На флаге Адыгеи пропали звезды. Их утащила вредина Шапокляк, которая прислала письмо с заданиями для восстановления флага. Тематика полностью посвящена республике Адыгея, традициям и культуре адыгского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spasae_flag_adygei.docx990.91 КБ

Предварительный просмотр:

Город Майкоп

МБДОУ Детский сад №30 «Ручеек»


Игра-квест в подготовительной группе

Тема: «Спасаем флаг Адыгеи»

По тематической неделе ко дню республики Адыгея

Подготовили воспитатели: Трофимова О.В.

Бруяка Е.Н.

Задачи:

  • учить отвечать на вопросы в зависимости от содержания, используя точный, выразительный словарь;
  • систематизировать знания детей о государственной символике страны и региона (республики), дне Республики;
  • закрепить знания о флаге и гербе Республики Адыгеи;

развивать познавательные интересы;

  • воспитывать в детях чувство товарищества, умение сопереживать и поддерживать друг друга;
  • воспитывать в детях интерес к истории своей малой Родины и страны, к народным традициям;
  • прививать чувство любви и патриотизма к своей стране.

Словарная работа: символика, герб, флаг, джигит, газыри, папаха.

Материал: прямоугольники зеленого картона, жёлтые звёзды, стрелы желтого цвета, клей-карандаш, салфетки, блестки, клей ПВА, кисточки, шаблоны звездочек для раскрашивания, тематические картинки, колонка и запись песни «У адыгов обычай такой», шкатулка.

Методы:

  1. Сюрпризный момент. Пришло письмо.
  2. Чтение стихотворения «Адыгея — Родина моя!»
  3. Аппликация «Флаг Адыгеи»
  4. Беседа о традиционных адыгейских костюмах.
  5. Игра «Отгадай, где национальный костюм»
  6. Адыгейская народная игра «Надень папаху»
  7. Беседа об обычаях и традициях адыгского народа
  8. Прослушивание песни «У адыгов обычай такой»
  9. Отгадывание народной загадки
  10. Адыгейский танец «Лезгинка»
  11. Игровая ситуация «Раскрась звезды»
  12. Итог. Угощение национальным блюдом «Щелям»

Ход работы:

— Ребята, хочу прочитать вам стихотворение. Послушайте!

Воспитатель достает флаг Адыгеи и читает стихотворение:

Адыгея – Родина моя!
Уголок страны привольной нашей.
Глянешь – вся в цвету твоя земля,
Кажется, что нет на свете краше.

Адыгея - родина моя!
Милая, красивая земля.
Многие народы здесь живут.
Между ними дружба и уют.
Жизнь свою я здесь прожить хочу!
Адыгею - родину - люблю!

Республика Адыгея расположена на живописных северных склонах Кавказского хребта. Адыги, давшие название республике, - древнейшие обитатели Северо-Западного Кавказа. Республикой Адыгея стала в 1991 году 5 октября. На этой неделе у нее день рождения.

Громкий стук в дверь.

— Ребята, посмотрите, нам кто-то оставил письмо. Давайте посмотрим, что же в нем такое!

(Открывает конверт. В нем лежит письмо, Флаг Адыгеи с отсутствующими звездами и листочки с заданиями. С письмом — шкатулка, где лежат белые звезды).

— Дети, смотрите, что нам пишут! «Праздника не будет. Я испортила флаг, а звезды забрала себе! Здорово они будут смотреться в моей комнате! Ха-ха-ха! А вам придется выполнить задания. Возможно, тогда праздник и удастся, а ларец со звездами откроется! Шапокляк и крыска Лариска»

— Вот это да! Как же так? Давайте все вместе спасем наш флаг и поздравим нашу Республику!

(Восторженные положительные отклики детей)

Воспитатель читает первое задание. «Соберите Флаг из элементов. Сможете? Ха-ха, сомневаюсь! Но все же, если получится, я отдам вам одну звезду»

— Дети, давайте вспомним: На флаге республике Адыгея изображены 12 звезд и 3 скрещенные стрелы. Звезды обозначают 12 адыгейских племен населяющих республику, а 3 стрелы – 3 древнейших княжеских рода, их силу и единство. Зеленый цвет – цвет ислама, обозначает вечность, а так же одну из особенностей республики, в которой почти 40 % территории занимают леса.

Воспитатель: Сейчас вам предстоит, отвечая на мои вопросы, собрать флаг Адыгеи.

  1. Какого цвета флаг Адыгеи?
  2. Сколько звёзд на нём?
  3. Что означают звёзды?
  4. Сколько стрел и как располагаются они?
  5. Что означают стрелы?


Игра «Собери картинку».

На столах лежат прямоугольники из картона зеленого цвета, звёзды жёлтого цвета и стрелы желтого цвета.

Воспитатель: У вас на столах лежат предметы. Ваша задача выбрать из них нужные и при помощи клея составить флаг Адыгеи.

(Непосредственная работа детей. Воспитатель помогает при необходимости)

— Умнички! Такие красивые флаги у вас получились! И мы получаем первую звездочку. Сколько нам осталось спасти звезд? (три)

— А что еще входит в символику республики Адыгея? Конечно же герб! Давайте рассмотрим его.

Герб представляет собой круг, сверху обрамлённый ленточкой с надписью “Республика Адыгея” на русском и адыгейском языках. В середине ленты большая звезда. С боковых сторон – листья дуба, клёна, золотые колосья пшеницы. Початки кукурузы, указывающие на неразрывную связь человека с природой. Круг завершается аббревиатурой РФ (Российская Федерация). Внизу изображение национального стола – 1анэ с хлебом и солью. В середине круга главный герой национального эпоса Саусрыкъо на огненном летящем коне. В руке всадник держит пылающий факел. По легенде богатырь похитил его у богов для блага людей. Пятиконечная звезда вверху означает дружбу всего многонационального народа, населяющего республику.

Воспитатель достает второй листочек. «Угадайте, где изображены адыгейские национальные костюмы. Что такое газыри? Для чего они нужны?»

—Ребята, чтобы сделать верный выбор, давайте с вами рассмотрим национальные костюмы адыгов.

(Воспитатель показывает на тематических картинках костюмы и называет их элементы)

Женский Адыгейский костюм богат украшениями, вышивкой, отделкой из тканей ярких расцветок. Он включает:

  • верхнее платье – сае;
  • нижнее платье-рубашку – джанэ;
  • короткий кафтанчик – кIэкIы;
  • шапочку — паIо, к которой прикреплялся шарф – шъхьатехъу;
  • пояс – бгырыпх, который надевается поверх платья;
  • чувяки – цокъэхъурай.

Мужской костюм более строг: черкеска, бешмет, шаровары, шапка, папаха, башлык, пояс, кинжал, ноговицы, бурка.

— Теперь мы точно сможем правильно выбрать черкесский костюм!

(Дети делают свой выбор)

Вторая звезда возвращается на флаг, молодцы!

А давайте с вами примерим настоящие национальные костюмы адыгов! (Дети надевают одежду, повторяя название элементов)

— Вы наверное устали? Давайте поиграем в адыгейские народные игры!

Адыгейская народная игра “Надень папаху”.

Мальчик – джигит сидит на стуле. На восемь шагов от него отводят водящего, поворачивают лицом к джигиту, чтобы водящий сориентировался, где тот сидит. Водящему завязывают глаза, поворачивают кругом, дают в руку папаху. Он должен сделать восемь шагов и надеть папаху на джигита. Остальные участники игры считают вслух шаги водящего и болеют за него. При повторении игры на роль водящего и джигита назначаются другие дети. Водящий не должен подсматривать, играющие не должны ему подсказывать.

Ну, что продолжим спасать звезды!

Достает третий листочек. «Познакомьтесь с обычаями и традициями адыгов. Назовите традиции которые вы знаете. Угадайте загадку.»

У каждого народа имеются свои обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Много их и у адыгского народа. Одна из лучших традиций адыгов – уважение к старшим. Эта традиция прививается детям с раннего детства. Обычай гостипреимства берёт начало в глубокой древности. Гость является священным лицом, считается, что он несёт с собой счастье и благополучие.

Прослушивается песня “У адыгов обычай такой” сл.К.Жанэ, муз. Г.Самоговой.

Воспитатель:

Мы много говорим о любви к родине. Но прежде, чем научиться любить свою родину, мы должны научиться любить, уважать собственную мать. Мама, много в этом слове для каждого человека. Мама – это самое святое для всех людей. Уважайте своих мам, берегите их.

— А какие обычаи вы еще знаете, ребята?

Посмотрите, нам осталось отгадать загадку и вторая звезда вернется на флаг.

Дам вам небольшую подсказку: настоящий адыг-джигит жить не может без коня и быстрой езды на нем. А теперь приступаем к отгадыванию загадки.

Загадка:
Двое парней на своих жеребцах одновременно приехали за одной и той же черкешенкой, с целью жениться. Встретив друг друга перед воротами они решили узнать, кого выберет отец девушки. Встретившись с отцом черкешенки, они объяснили свою цель и спросили его мнение. На это адыг указал на большой дуб, стоящий на холме вдалеке и сказал: «Тот, чей конь доберется последним до дуба, тот и станет супругом моей дочери. Оба парня отъехали от ворот красавицы и медленно направились в сторону дуба. Не выезжая из поселения, они, находясь в недоумении от поставленной задачи, встретили старца, которому объяснили свою ситуацию. Тот не раздумывая подсказал что им необходимо сделать, чтобы добиться своей возлюбленной. Как вы думаете, что сказал старец? (Можете ехать по домам. Для джигита медленная езда — это оскорбление)

Какие же вы все молодцы! Осталось одно задание!

Четвертое задание «Станцуйте адыгейский танец»

Звучит лезгинка, ребята выходят танцевать!

— Ура! Мы выполнили все задания! Давайте посмотрим откроется ли ларец со звездочками.

(Осторожно открываем шкатулку)

— Здорово! Вместе мы преодолели все испытания! Звездочки у нас! Но что-то они не такие, как на флаге. Что с ними не так? (Их нужно раскрасить золотой краской!)

Ребята садятся за столы. Намазывают звезды клеем ПВА и посыпают их золотыми блестками.

— Какие красивые звездочки у вас получились! Давайте теперь вернем их на законное место!

— Ребята, что мы с вами сегодня делали? Какие задания выполняли? (Ответы детей).

Теперь, когда мы спасли флаг, можно поздравить нашу республику с Днем рождения. Давайте крикнем «С днем рождения!» и покушаем национальное блюдо адыгов — Щелям (воспитатель их печет заранее).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника, посвящённого Дню Флага, Герба и Гимна Республики Крым в подготовительной группе

Сценарий праздника, посвящённого Дню Флага, Герба и Гимна Республики Крым   в подготовительной группе...

Интерактивный кроссворд на тему "Республика Башкортостан" для подготовительной группы

Интерактивный кроссворд на тему "Республика Башкортостан" для подготоительной группы детского сада с ответами в картинках....

Анализ НОД по формированию экспрессивной речи в форме игры –квеста «Открой сейф за 30 минут» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Анализ НОД по формированию  экспрессивной речи в  форме       игры –квеста «Открой сейф   за 30  минут»  в  подготов...

Музыкально-спортивное развлечение ко дню Республики Адыгея для подготовительной группы детей с ОВЗ

Мероприятие разработано для ознакомления детей с родной Республикой. Сценарий мероприятия состоит из игр, знакомящих с обычаями народов Республики Адыгея, загадок о флоре и фауне Республики. През...

Конспект игры-квеста "В гостях у осени" для детей подготовительной группы

Данный материал рекомендован воспитателям ДОУ с целью развития элементарной поисковой деятельности, умению выдвигать и формулировать предположения, делать выводы....

Презентация, посвященная ко дню Республики Башкортостан. (В подготовительной группе)

Презентация: Неделя, посвященная ко дню Республики Башкортостан....

Сценарий мероприятия ко Дню Республики Башкортостан для подготовительной группы ДОУ

Сценарий составлен с учетом нового требования о внесении государственных флагов на официальные мероприятия в образовательных учреждениях....