Методические аспекты организации и проведения занятий с использованием пластилинографии
консультация по аппликации, лепке (младшая группа)
Материалы будут полезны: воспитателям в их практической деятельности, студентам в период прохождении педагогической практики и родителям при организации и проведения занятий с использованием пластилинографии, направленные на развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические аспекты организации и проведения занятий с использованием пластилинографии, направленные на развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Занятия пластилинографией могут быть различной тематики. Их целесообразно объединить с занятиями по ознакомлению с окружающим миром. Для создания пластилиновой картины потребуется сюжет (собственный или из книги, журнала), основа, набор стеков и немного первоначальных знаний о технике выполнения пластилиновой картины. В качестве основы для пластилиновой картины подойдет плотный картон, пластина из оргстекла или фанера. Картина, выполненная из пластилина, может быть как плоской, так и выпуклой в зависимости от составляющих ее деталей. Картина из пластилина имеет ровную поверхность и напоминает масляную живопись, а в барельефном исполнении составляющие фигуры могут слегка выступать над ее поверхностью.
Картина может быть квадратной, круглой, овальной и др. Пластилин на основу наносят с помощью стека или пальцами. Размазывать пластилин по картону лучше всего руками, так как материал под давлением ложится ровным слоем на поверхность, таким образом достигается эффект мазка масляными красками.
Работу над картиной начинают с верхнего края основы, чтобы исключить касание рук покрытых пластилином участков поверхности. Округлые и овальные элементы выполняют из скатанных пластилиновых шариков, которые при закреплении на основе расплющиваются. Тонкие полоски на картине выполняют при помощи скатанных на плоскости валиков. Валики не должны быть слишком длинными, иначе их трудно будет переносить на основу. Длинные линии и элементы составляют из нескольких коротких валиков. Перед накладыванием валиков на поверхность их нужно предварительно остудить. Раскатывая тонкие валики, нужно учитывать, что при расплющивании они увеличиваются в поперечном сечении.
Младшие дошкольники дополнительно могут пользоваться стекой, расческой, чтобы добиться эффекта рельефности некоторых деталей картины (например, морские волны или рябь можно выполнить путем процарапывания поверхности расческой). Для изображения листьев или кроны деревьев у пластилиновой детали создают резной край.
Приёмы и способы пластилинографии (по Л.В. Комиссаровой).
- Рисование мазками. Техника заключается в размазывании пальцем небольших кусочков пластилина.
- Рисование шариками из пластилина. Скатать на доске небольшие пластилиновые шарики, придавить к основе. С помощью этого приёма можно выполнить объёмные детали или заполнить ими контуры рисунка.
- Расплющивание по основе скатанных шариков. Скатать небольшие шарики, затем по очереди расплющить их на основе [19].
- Размазывание на большой поверхности. Техника та же, что и на небольших кусочках, только пластилином покрываются большие площади. Можно сочетать различные цвета, смешивать их, варьировать толщину слоя.
- Процарапывание узоров на слое или деталях из пластилина. На поверхность, заполненную слоем пластилина, или отдельные детали нанесите различные узоры методом процарапывания.
- Скатывание пластилиновых колбасок. Дети очень любят этот приём. Нужно скатать небольшой кусок пластилина в колбаску и придавить к основе. Из таких колбасок можно сделать: орнаменты, снежинки, закрутить их в спираль, перекрутить вместе две или три колбаски разных цветов [19].
В старшей группе происходит обучение поэтапному созданию полностью самостоятельной коллективной творческой работы (обсуждение замысла, подготовка основы и фона, деталей, соединение элементов в цельную картину); отработка разных приёмов пластилинографии, их комбинация в одной картине, отмечали И.А. Лыкова, Л.Н. Малахова, И.И. Фрезе, Т.Н. Копнина [21, 22].
Материалы для создания пластилиновой картины:
- картон с контурным рисунком;
- набор пластилина;
- салфетка для рук;
- стеки;
- бросовый и природный материалы.
Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда, следует использовать игровые мотивации. Так, в конце образовательной деятельности педагог может предложить им обыграть свою поделку, задать наводящие вопросы. Использование в игре диалога позволяет развивать речь дошкольников, коммуникативные и творческие способности, облегчает им общение друг с другом.
Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому в середине занятия необходимо проводить физкультурные минутки. Еще один важный момент – благоприятный эмоциональный настрой не только воспитателей, но и детей.
В логике темы исследования отметим, что в младшем дошкольном возрасте в процессе создания картин из пластилина, используются следующие техники лепки: раскатывание (при выполнении объемных фигур в работе), заглаживание (выполнение плоских деталей), скатывание (для изготовления фруктов, цветка и пр.).
Детей младшего дошкольного возраста необходимо обучать с обыгрывания того предмета, который нужно изобразить. Важно чтобы дети отметили взаимосвязь характера действий с получаемой формой (Г.Н. Давыдова, Л.Ю. Денисова).
Примеры. Положу кусочек пластилина на ладонь и накрою другой ладонью и начну скатывать круговыми движениями, а потом сожму его между ладонями и получилась лепешка.
Мячик шарик круглый его можно катать, столбик длинный, ровный, если все столбики которые вы слепили поставить получится забор.
Поставили столбики, к ним домик заранее приготовленный, зайчика или петушка [11, 12].
В младшем дошкольном возрасте показ приемов сопровождается объяснением, которое должно соответствовать действиям. Пример: «Беру кусок пластилина,- говорит воспитатель,- кладу на ладонь и раскатываю его вот так - вперед-назад, вперед-назад. Вот какой получился столбик». Показ и объяснение должны занять не более 3-4 минут [11, 12].
Последовательность создания картин из пластилина:
- подготовка необходимых материалов и инструментов (картон, разноцветный пластилин, стеки, доски для лепки, воду, влажные салфетки);
- демонстрация готового образца детям, объяснение предстоящей работы;
- пальчиковая гимнастика;
- непосредственное выполнение работы (при необходимости с помощью педагога);
- обсуждение получившихся работы;
- приборка рабочего места (Г.Н. Давыдова, Л.Ю. Денисова) [11, 12].
Структура занятия:
Вводная часть начинается с организационного момента. Именно здесь нужно создать эмоциональный настрой у детей, сосредоточить внимание на игровом персонаже, на необходимости ему помочь, на развитии игрового замысла. Во вводной части дети могут свободно передвигаться, подходить к мольберту, стоя слушать рассказ педагога. Педагог в свою очередь использует различные приёмы: чтение художественного слова, обыгрывание персонажа, подвижную или пальчиковую игру.
В основной части детей усаживают за рабочий стол, непосредственно на месте педагог объясняет и показывает приёмы рисования пластилином.
Далее дети выполняют практическое задание - дорисовывание необходимых элементов в общей композиции (лучиков, капелек, ножек, иголочек и т. д.). При необходимости педагог помогает индивидуально, а также проводит физ. минутку, если дети устали.
В заключительной части дети встают, переходят на ковер или к мольберту. Педагог подводит итог занятия: детей хвалят за помощь персонажу, за их труд, отмечают красоту созданной композиции.
Младший дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели. Конспекты составлены с учетом возрастных, физиологических и психологических особенностей младших дошкольников. Малыши учатся и растут играя, игра является основной формой и содержанием их воспитания и развития, поэтому нами отдано предпочтение игровому построению занятий. Эмоциональные переживания за вымышленных персонажей побуждают детей к целенаправленной продуктивной деятельности, развивают у них такие качества, как доброта, сопереживание, желание помочь или порадовать кого-то.
На каждом занятии педагог решает не только практические, но и воспитательно - образовательные задачи, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка, его творческие способности, умение общаться с другими людьми. Дети получают знания, умения, навыки; происходит закрепление информации, полученной на других занятиях; расширяются возможности изобразительной деятельности детей по принципу «от простого к сложному».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
В данной публикации рассматривается вопрос о становлении личности ребенка, его детской компетентности. Старший дошкольный возраст благоприятен для появлений основных психологических новообразований (п...

методические аспекты организации дидактической игры как метода развития речи детей дошкольного возраста.
В этой работе подробно описана технология организации дидактической игры в индивидуальной работе и в системе занятий с детьми дошкольного возраста, а также подбор методических ...

Методические рекомендации "Организация и проведение занятий, направленных на профилактику плоскостопия у детей дошкольного возраста"
Занятия рассчитаны на детей 5-7 лет, продолжительность занятий 20 минут, проводятся 2 раза в неделю, состоят из трех частей. Количество детей – 10 человек. Дозировка упражнений зависит от возраст...

Методические подходы к организации и проведению занятий по математике у детей 3-5 лет
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников обусловлено возрастными психофизиологическими характеристиками, спецификой математического материала и общими задачами развития де...

Методические подходы к организации и проведению занятий по математике у детей 5-7 лет
Занятия по математике во второй младшей и средней группах направлены на формирование представления о множестве, умения сравнивать количество предметов, устанавливая взаимно – однозначное соответствие,...

КОНСПЕКТ организации и проведения занятия по ознакомлению с окружающим миром, с использованием опытно – экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы МКДОУ БГО Центра развития ребёнка – детского сада №11 г.Борисоглебска Воронежской о
Дать детям понятие, что природа - это наш общий дом....
Статья. «Организация проведения занятий с использованием игр-эстафет в условиях педагогической поддержки».
Статья. «Организация проведения занятий с использованием игр-эстафет в условиях педагогической поддержки»....
