Конспект занятия по аппликации для старшей группы «Мы живём в России»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

МУСТАФАЕВА ЭЛЬЗАРА Серверовна

Цель: формировать у детей патриотические чувства и представление о России как родной стране через художественно‑творческую деятельность.

Задачи:

  • образовательные: закрепить знания о государственных символах России (флаг, герб); расширить представления о природных и культурных особенностях страны;
  • развивающие: совершенствовать навыки вырезания и наклеивания; развивать композиционные умения, чувство цвета и формы; стимулировать творческое воображение;
  • воспитательные: воспитывать любовь к Родине, уважение к её символам и традициям; формировать гордость за свою страну.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по аппликации для старшей группы

«Мы живём в России»
(с использованием макетов)

Возраст: 5–6 лет.
Длительность: 25–30 минут.
Форма организации: фронтальная, индивидуальная.

Цель: формировать у детей патриотические чувства и представление о России как родной стране через художественно-творческую деятельность.

Задачи:

  • образовательные: закрепить знания о государственных символах России (флаг, герб); расширить представления о природных и культурных особенностях страны;
  • развивающие: совершенствовать навыки вырезания и наклеивания; развивать композиционные умения, чувство цвета и формы; стимулировать творческое воображение;
  • воспитательные: воспитывать любовь к Родине, уважение к её символам и традициям; формировать гордость за свою страну.

Материалы и оборудование:

  • макет «Карта России» (с обозначением крупных городов, рек, гор, лесов);
  • изображения государственных символов (флаг, герб РФ);
  • цветная бумага, картон, ножницы, клей, кисточки, салфетки;
  • заготовки для аппликации (полоски белой, синей, красной бумаги; силуэты берёз, медведей, матрёшек, куполов храмов);
  • картинки с видами российских городов (Москва, Санкт-Петербург, Казань и др.), природных ландшафтов;
  • аудиозапись гимна РФ и русских народных мелодий.

Предварительная работа:

  • беседы о России, её столице, городах, природе;
  • рассматривание карт, фотографий, иллюстраций о России;
  • чтение стихов и рассказов о Родине (З. Александрова, В. Степанов);
  • разучивание пословиц и поговорок о Родине;
  • просмотр презентаций/видео о достопримечательностях России.

Ход занятия

1. Вводная часть (4–5 мин)

Воспитатель (приглашает детей к макету «Карта России»):

«Ребята, посмотрите на нашу большую карту. Что это за страна? (Россия.)
Как ещё можно назвать Россию?
(Родина, Отечество.)
Почему мы говорим: „Россия — наша Родина“?»

Дети:

  • «Здесь мы родились!»
  • «Здесь живут наши мамы и папы!»
  • «Это наша страна!»

Воспитатель:

«Россия — самая большая страна в мире! Она такая огромная, что на востоке уже наступает утро, а на западе ещё ночь. В России много рек, лесов, гор и городов. Давайте послушаем гимн нашей страны».

(Звучит отрывок гимна РФ. Дети стоят ровно, слушают внимательно.)

Воспитатель:

«У каждой страны есть свои символы. Какие символы России вы знаете?»

Дети: «Флаг, герб!»
Воспитатель: «Правильно! Давайте рассмотрим их».

(Показывает изображения флага и герба, кратко объясняет значение цветов флага: белый — чистота, синий — верность, красный — мужество.)

2. Основная часть (12–15 мин)

а) Беседа по макету «Карта России»

Воспитатель:

«Посмотрите на карту. Вот Москва — столица нашей Родины. Здесь находится Кремль. А это — река Волга, одна из самых длинных рек. В лесах живут медведи, лоси, лисы. В городах стоят красивые дома, храмы с золотыми куполами. А ещё в России растут высокие берёзы — они как символ нашей природы».

Вопросы к детям:

  • «Какие города вы знаете?»
  • «Какие животные обитают в российских лесах?»
  • «Какие деревья чаще всего можно увидеть в наших парках?»

б) Практический показ аппликации «Символы России»
Воспитатель:

«Сегодня мы сделаем красивую аппликацию, где будут главные символы России. Будем работать в парах: один вырезает флаг, другой — берёзку или медведя. Потом соединим всё на общем фоне».

Последовательность действий:

  1. Вырезать три полоски бумаги (белую, синюю, красную) и наклеить их вертикально — получится флаг.
  2. Из белой бумаги вырезать силуэт берёзы с чёрными полосками на стволе.
  3. Из коричневой бумаги — силуэт медведя.
  4. Добавить детали: зелёные листья у берёзы, глаза и нос у медведя.
  5. Разместить все элементы на общем картоне-основе (синий фон — небо, зелёный — земля).
  6. Дополнить композицию: матрёшкой, куполами храма, облаками.

в) Правила работы с ножницами и клеем

  • резать только на подложке;
  • держать ножницы концами вниз;
  • наносить клей кисточкой, излишки убирать салфеткой;
  • аккуратно прикладывать детали, прижимать тряпочкой.

г) Самостоятельная работа детей

  • Дети делятся на пары, выбирают элементы для вырезания.
  • Воспитатель помогает, напоминает о пропорциях, советует по композиции.
  • Звучит русская народная музыка.

Примеры подсказок воспитателя:

  • «Как сделать берёзку более изящной? Может, добавить тонкие веточки?»
  • «Где лучше разместить флаг — в центре или сбоку?»
  • «Что ещё можно добавить, чтобы показать красоту нашей природы?»

3. Практическая часть (7–10 мин)

Творческое задание «Наша Россия»

  • Каждая пара создаёт свой фрагмент общей композиции (флаг + символ природы/культуры).
  • Затем все работы объединяются на большом фоне (картон или доска), образуя коллективную аппликацию.
  • Дети обсуждают, как лучше расположить элементы, чтобы получилось красиво и гармонично.

Воспитатель (в процессе работы):

«Что ты вырезаешь? Почему выбрал именно этот символ? Как ты думаешь, что он означает для нашей страны?»

Дети (комментируют):

  • «Я делаю медведя — он сильный и живёт в наших лесах!»
  • «Моя берёзка белая, как снег зимой!»
  • «Флаг будет в центре — он главный символ!»

4. Заключительная часть (3–4 мин)

Рефлексия и выставка работ

Воспитатель:

«Посмотрите, какая красивая композиция у нас получилась! Это наша Россия — большая, красивая, родная.

  • Что вам больше всего понравилось делать?
  • Какой символ России ты бы добавил ещё? Почему?
  • Что ты можешь рассказать о своей работе?»

Дети (делятся впечатлениями):

  • «Мне понравилось вырезать флаг — он яркий и важный!»
  • «Я старался сделать берёзку с тонкими веточками!»
  • «Наша работа как настоящая карта — тут и флаг, и медведь, и берёза!»

Воспитатель:

«Вы все сегодня были настоящими художниками и патриотами! Ваши работы показывают, как вы любите свою Родину. Давайте назовём нашу композицию: „Мы живём в России!“»

(Дети размещают работы на стенде, рассматривают их вместе.)

Итог:

«Мы вспомнили, что Россия — наша большая и красивая Родина. У неё есть свои символы: флаг, герб, берёза, медведь. Мы можем гордиться своей страной и беречь её. А ещё мы научились работать вместе и создавать красивые вещи своими руками!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по аппликации в старшей группе "Государственные символы России"

Конспект занятия по аппликации в старшей группе "Государственные символы России"...

Конспект занятия по аппликации в старшей группе «Флаг России»

Изготовить объемное изображение российского флага из полосок цветной бумаги....

Конспект занятия по аппликации в старшей группе «День государственного флага России» 

Занятие направлено на знакомство детей с государственным флагом России, изучение его цветов и значения. В ходе занятия дети в определенном порядке, создадут объемную аппликацию флага, что будет спосо...